Симптомы трудной адаптации детей к доу. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду Симптомы адаптации к детскому саду


Многие современные родители сталкиваются с необходимостью .

Однако, далеко не для всех детей этот новый период протекает безболезненно .

Задача родителей (а также воспитателей или даже специалистов — психологов) сделать так, чтобы адаптация малыша к новым для него условиям прошла максимально быстро и безболезненно для неокрепшей психики .

Это очень важно, ведь на протяжении нескольких лет он будет большую часть своего активного времени проводить в дошкольном учреждении.

И при правильной подготовке, детский сад станет для крохи вторым домом, научит его самостоятельности, умению общаться. А это, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.

Особенности привыкания

Адаптация — процесс приспосабливания человека к новым для него условиям жизни.

Эти изменения оказывают определенное влияние на психологическое и эмоционально состояние.

При этом психика ребенка раннего возраста является более уязвимой , поэтому, изменение внешних условий, в частности, при посещении детского сада, для него является сильным стрессом.

В результате такого стресса организм перенапрягается, тратит большое количество энергии. Однако, далеко не все дети сложно переживают этот период. Имеют значение такие факторы как:

  1. Чрезмерная привязанность к родителям . При этом кроха тяжелее переживает даже кратковременную разлуку с ними.

    Ему придется привыкать к чужим взрослым (воспитателю, няне), учиться выполнять их требования.

  2. Отсутствие четкого режима дня. Дошкольное учреждение устанавливает определенные правила, приходится соблюдать установленный распорядок, и если дите не привыкло к этому, ему будет тяжелее освоиться.
  3. Необходимость взаимодействия с другими детьми . (также, как и ) могут испытывать определенные сложности при общении со сверстниками.
  4. Необходимо привыкать к самостоятельности , ведь в группе детского сада внимание воспитателя поделено между всеми детьми.

Привычная жизнь крохи, начавшего посещать детский сад, полностью меняется.

Это совершенно естественно, и чаще всего он постепенно осваивается, привыкает к новым для него условиям.

Однако, если возникают проблемы, необходимо помочь ему пережить период адаптации.

Степени адаптации ребенка в ДОУ

Выделяют следующие степени адаптации к условиям дошкольного учреждения:

  1. Дезадаптация (острая фаза). Данная стадия характеризуется значительным изменением поведения, повышенной капризностью, раздражительностью.

    Возможно временное снижение иммунитета, что приводит к частым болезням. Также нарушается аппетит и сон крохи. Он отказывается посещать сад.

  2. Период адаптации характеризуется постепенным привыканием к новым обстоятельствам, нормализацией поведения. Одни дети привыкают быстро, другим требуется более длительный период.
  3. Компенсаторная степень . Воспитанник чувствует себя уверенно в новом коллективе, хорошо общается со сверстниками, заводит дружеские отношения. Поведение спокойное, капризность, раздражительность исчезают.

Для каждого период адаптации протекает по-разному. О легкой адаптации идет речь если :

В некоторых случаях при поступлении в детский сад могут возникать определенные проблемы. Тогда идет речь о средней степени адаптации .

К числу таких отклонений относят:

  • нежелание оставаться в группе без родителей. При этом кроха легко отвлекается и забывает о проблеме;
  • он ормально общается со сверстниками, но иногда может создавать конфликтные ситуации;
  • кроха подчиняется режиму дня и требованиям взрослых, адекватно реагирует на замечания, но может иногда выражать свое недовольство.

Характеристики тяжелой степени

У некоторых процесс адаптации проходит более проблематично , чтобы привыкнуть к новым условиям, требуется больше времени.

Тяжелая адаптация характеризуется такими особенностями как :

  1. Нарушение режима сна . Малыш часто просыпается по ночам, отказывается засыпать без родителей.
  2. Отсутствие аппетита. Он не только не желает пробовать незнакомые для него блюда, но и отказывается от тех, которые раньше ему нравились.
  3. Временная утрата навыков . Если кроха умеет пользоваться горшком, владеет столовыми приборами, может самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки, в первое время после знакомства с детским садом, эти навыки могут пропадать. После адаптации умения возвращаются вновь.
  4. Апатия . Чадо не интересуется игрушками, не стремится к познавательной деятельности, не обращает внимания на занятия, любимые им ранее.
  5. Изменение поведения . В период адаптации спокойные дети могут проявлять агрессию, раздражительность, активные, напротив, становятся более вялыми, безучастными.
  6. Снижение защитных сил организма . В период привыкания организм наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям.

    Малыш испытывает стресс, который является частой причиной снижения иммунитета.

Как помочь малышу адаптироваться?

Родителям крохи необходимо соблюдать следующие правила :

  1. Избегать разговоров о проблемах, которые могут возникнуть в дошкольном учреждении. Не отзываться в негативном ключе о детском садике, воспитателях, других детях.
  2. Отправлять чадо в сад только тогда, когда он полностью здоров и хорошо себя чувствует.
  3. Не рекомендуется отдавать дите в ДОУ в 3 года . В этот период у многих детей развивается кризис поведения, и резкое изменение условий станет лишь дополнительным стрессом.
  4. Заблаговременно приучать кроху соблюдать установленный распорядок дня.
  5. Предварительно познакомить будущего воспитанника с воспитателем, другими детьми в группе, если это возможно.

    Рассказать о положительных моментах посещения садика (возможность поиграть с новыми игрушками, стать более взрослым и самостоятельным).

  6. Научить основным необходимым навыкам самообслуживания.
  7. Не показывать своего беспокойства .
  8. В первое время кроху нужно забирать из садика пораньше .
  9. Самое главное — важно рассказать крохе о своей любви , о том, что вынужденная разлука вовсе не повлияет на ваши взаимные чувства.

Часто процесс адаптации проходит безболезненно, кроха постепенно сам привыкает к детскому саду .

Однако, в некоторых случаях без помощи специалиста не обойтись.

Если малыш отказывается ходить детский сад

Иногда малыш не хочет идти в садик, плачет, проявляет агрессию по отношению к родителям, не желает отпускать их от себя . Как уговорить или убедить ребенка ходить в детский сад?

Родителям, прежде всего, необходимо выявить причину такого поведения, особенно, если раньше малыш ходил в сад с удовольствием (его привлекали новые игрушки, картинки, игры с другими детьми).

Возможно, кроха просто плохо себя чувствует, ему приснился , и он напуган? С такими обстоятельствами сталкивается каждый ребенок, это вполне естественно , и через некоторое время проблема решается сама собой.

Нередко малыша пугает расставание с мамой или папой . Тогда необходимо обсудить проблему с воспитателем, попросить по возможности уделять малышу больше времени. Кроме того, хорошо если родители будут приходить за ребенком в одно и то же время. Это придаст крохе уверенность.

Если к нежеланию посещать садик приводят конфликты со сверстниками , необходимо уладить данную проблему с воспитателем или родителями других детей (например, если кроху обижают его сверстники).

Стресс после посещения группы

Изменение привычных условий, связанное с посещением детского сада — стресс для любого , даже самого спокойного человека.

Что делать родителям в такой ситуации?

Психологи советуют, прежде всего, разговаривать со своими детьми , рассказывать о положительных моментах посещения садика (можно, например, сказать малышу что он стал более взрослым, ведь теперь он «ходит на работу» как мама или папа).

Вечером нужно интересоваться как прошел день малыша в садике, чем он занимался, подружился ли с другими детьми.

Чтобы максимально защитить кроху от стресса, следует заблаговременно подготовить его к садику. Для этого родители должны установить распорядок дня для крохи и следить, чтобы малыш четко его соблюдал.

Кроме того, важно давать ему несложные задания, в соответствии с его возрастом. Это позволит малышу почувствовать себя более самостоятельным. И конечно, необходимо привить необходимые для его возраста навыки самообслуживания.

Что делать с агрессией?

При адаптации поведение может меняться в худшую сторону.

У малыша появляется агрессия, даже если раньше он был спокойным и послушным.

Это своеобразная защитная реакция организма на изменившиеся условия.

Однако, оставлять данную проблему без внимания нельзя, ведь ситуация может только усугубиться. К сверстнику, который часто дерется, проявляет негатив, хуже относятся. Другие дети не хотят с ним дружить, не приглашают в совместные игры. Это провоцирует еще больший стресс.

Родителям необходимо принимать меры. Прежде всего, кроху необходимо приучать к дисциплине. Соблюдать режим дня кроха должен не только в детском саду, но и дома.

Нужно объяснить малышу, что за каждым проступком обязательно последует наказание. Причем наказание должно быть соразмерно совершенной провинности.

Нужно рассказать о том, как хорошо иметь друзей, объяснить, что необходимо делиться игрушками с другими детьми, и, конечно, предупредить о недопустимости драк и конфликтов.

Если у крохи имеются задатки лидера, это также может послужить причиной агрессивного поведения. И тогда необходимо рассказать, что любую проблему лучше всего решать на словах, а не с помощью силы. Более того, родители должны постоянно доказывать это на собственном примере .

Важно пересмотреть и свое поведение. У семей, для которых характерны скандалы между родителями, чаще всего вырастают агрессивные дети, которые считают данную модель отношений единственно возможной.

Нельзя разрешать крохе смотреть жестокие передачи и фильмы , где пропагандируется насилие.

Если методы, указанные выше, остаются бездейственными, малыша необходимо показать психологу.

Нужны ли медикаменты в этот период?

Нужно ли давать ребенку лекарственные препараты во время периода адаптации?

Медикаментозные средства, например, Глицин, способны привести к положительному результату, однако, назначают их только в особенно тяжелых случаях и только по назначению врача .

Во всех остальных ситуациях лучшими помощниками будут любовь, ласка и внимание родителей к своему маленькому сокровищу.

Адаптация — естественный процесс привыкания человека к изменившимся внешним условиям. Любое нарушение привычного ритма жизни, например, поступление в детский садик, является сильным стрессом для организма.

Поэтому, вполне естественно, что он выдает соответствующую реакцию. Конечно, выраженность этой реакции зависит от характера малыша, его воспитания, условий проживания.

Большинство детей безболезненно переносят адаптацию, у других же могут возникать проблемы. Часто при адаптации развивается нарушение аппетита и сна, капризность, раздражительность, появляется агрессия. Важная задача родителей — помочь крохе пережить этот непростой для него период.

Консультация психолога о периоде адаптации к детскому саду:

Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.

Как это происходило?

Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.

Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.

Какой методикой руководствовались воспитатели, я не представляю. Но через 2 часа мы забирали домой испуганных, заплаканных детей.

На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.

Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!

И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.

Адаптация №2 – нормальная

Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.

Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.

Через полчаса я позвала ее и сказала, что маме нужно быстро сходить в магазин, пойдет она со мной или подождет, пока я вернусь? Она меня отпустила. Я пришла быстро. Забрала Машу, и мы пошли домой.

На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:

  • Новые игрушки уже не новые.
  • Новое место уже не интересно.
  • С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.

Вопрос: зачем ей ходить в садик?

Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.

Адаптация № 3 – идеальная

Многое в том, как ребенок адаптируется к детскому саду, зависит от самого ребенка. В этом я убедилась с младшей дочкой. Саша всегда была спокойной и рассудительной девочкой. Я была уверена, что к саду она привыкнет хорошо.

Спасибо нашей крестной, которая нам подарила книжечку «Я иду в детский сад». Мы ее начали читать за 1,5 – 2 месяца до нашего первого посещения сада. Из книги мы узнали, что такое детский сад, чем там занимаются детки, кто такие воспитатели.

Самое главное, Саша четко уяснила, что вечером всех деток забирают домой.

  • Книжечку мы читали часто – готовились.
  • Иногда ходили в садик на площадку, немного играли там.
  • Однажды нас пустили в группу. Саша все там рассмотрела, и ей очень захотелось пойти к деткам. Время как раз подошло. Тогда ей было почти 3 годика.

Первый день похода в садик мы сделали праздником! Купили воздушные шары, цветы и отправились покорять первую ступеньку образовательной системы. В первый день я пришла за Сашей в обед. Она расстроилась, так как знала о режиме садика из книги и была уверена, что ее оставят спать.

На второй день мы решились остаться на целый день. О чудо! Саша спокойно осталась на дневной сон, и мы стали оставаться в садике на целый день. Ребенок не плакал ни разу и до сих пор с удовольствием посещает детский сад.

Опираясь на собственный опыт и на мнения психологов, осмелюсь дать несколько ответов читателям сайт на вопросы, которые касаются адаптации ребенка к детскому саду.

Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык?

По наблюдениям психологов, маленькие дети до 2-х лет привыкают к саду лучше, чем детки 3–4-летнего возраста.

  • В среднем малыши ясельного возраста адаптируются за 2 недели, а дети от 3 лет привыкают к новой обстановке дольше – около месяца.

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от возраста ребенка, но и от типа его темперамента. Замечено, что лучше всего к саду адаптируются флегматики (как моя младшая дочь), а вот холерикам (моя Маша) и сангвиникам (мой сын) привыкнуть к новым условиям сложнее. Их вначале привлекает все новое, но очень быстро оно надоедает.

Тем более, в саду есть свои рамки, к которым сложно приспосабливаться холерикам и сангвиникам. У меланхоликов, с их сентиментальностью и восприимчивостью, тоже сложно проходит психологическая адаптация ребенка к детскому саду.

В общем, психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации малыш привыкает к новым для него условиям в течение двух недель. При этом у ребенка аппетит не нарушается, сон хороший, эмоциональное состояние привычное. Ребенок в этот период не болеет. Как правило, легкая адаптация характерна для здоровых деток, которые живут «по Комаровскому»: сквозняков не боятся, ходят босиком по полу, сопли для них чуть ли не показатель здоровья.
  • Средняя адаптация характерна для большинства детей. Привыкание проходит не так гладко, как хотелось бы родителям. В основном ребенок устраивает истерики по утрам, когда нужно собираться в сад. У него может нарушиться сон и аппетит, он может стать более капризным, начать разговаривать во сне. Период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае длится около месяца. За этот период ребенок привыкает к новой обстановке, эмоциональное состояние стабилизируется.
  • О том, что привыкание ребенка к детскому учреждению проходит тяжело, говорят в том случае, если адаптация длится более 2 месяцев или ребенок так и не привык к детскому саду. таких деток нарушено, ребенок болеет чаще, становится капризным и неуправляемым, может замкнуться в себе. Случается так, что ребенок может не привыкнуть к детскому саду вообще.

Можно ли помочь ребенку лучше адаптироваться?

Задача родителей – настроить и подготовить малыша к этому периоду в его жизни.

  • Приучайте ребенка к режиму садика заблаговременно (научите его заранее сообщать, что он хочет в туалет, пить и т.д.).
  • Играйте с ребенком в садик. Разыгрывайте сценки, которые могут быть в детском саду. Обязательно заканчивайте игру тем, что взрослые всегда забирают деток из садика домой.
  • Приобретите прекрасные книги из серии «Я иду в детский сад» (про Аню или Ваню), «Как Зайка пошел в детский сад», «Как вести себя в детском саду» и пр.
  • Не переусердствуйте с рассказами о садике, чтоб ребенок не нарисовал себе очень радужную картину и потом не разочаровался. Все в меру.
  • Приводите ребенка сначала на прогулку в сад. Когда детки будут уходить в группу, скажите, что скоро ты подрастешь, пойдешь в сад и тебя тоже поведут в группу к деткам.
  • Как правило, воспитатели не против того, чтобы ребенок в первые дни брал из дому любимую игрушку. Некоторые мамочки брызгают на игрушечку свои духи – оставляют «запах мамы».
  • Делайте с ребеночком маленькие сюрпризы, которые вы подарите деткам в саду или воспитателям.
  • Не уходите утром из садика «по-английски», но и ритуал прощания не затягивайте. Договаривайтесь с ребенком, что мама целует его в щечку, и он идет в группу, а мама – на работу.

Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации?

Чтобы ребенку было комфортнее в саду, некоторые психологи советуют приводить ребенка рано, чуть ли не первым. Чем они это объясняют?

Представьте себе, что вам нужно выступать перед большой аудиторией. Вам будет комфортнее, когда вы придете раньше всех и будете встречать слушателей или же зайдете в зал, где уже полно людей?

Но с другой стороны, не каждый ребенок выдержит плач других детей, которые тоже только начинают посещать детский сад.

Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

  • Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
  • Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
  • До садика водите ребенка в , кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
  • Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.

Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.

Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?

Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе . Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.

Пока микроорганизмы разных детей «не перезнакомятся» и «не привыкнут» друг к другу, малыши будут болеть. Поэтому в первые недели или даже месяцы пребывания в саду .

Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?

Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время.

admin

Дети растут невероятно быстро. И вот уже нужно возвращаться , а малышу привыкать к другой . Образ жизни ребенка с момента вступления на порог сада кардинально изменится: строгий распорядок дня, отсутствие членов семьи рядом, постоянное общение с ровесниками, другие требования к поведению и много всего нового. Непривычные условия обрушиваются на малыша, как «снег на голову», создавая для него .

Успешная адаптация – проблема не только персонала сада, но и семьи. Мама и папа дошкольника переживают и это вполне понятно. Родителей мучает множество вопросов: Как скоро их малыш привыкнет к чужой среде? Как помочь ребенку в этот непростой период? Какие могут возникнуть проблемы и каким способом их решить? и как их избежать?

Проблема адаптации и ее виды

Адаптация – это приспособление или привыкание малыша к чужим для него условиям в непривычной среде. Результат адаптации бывает позитивным или негативным. Первый приводит к принятию требований и проявлению нужной линии поведения. Второй – к стрессу и .

Первые визиты в детский сад часто сопровождаются стрессом и невротическими реакциями. Ребенок капризничает, боится, может отказываться от еды и даже заболеть. Психологи выделяют три стадии адаптации, которые характеризуются тяжестью привыкания к непривычной среде:

Легкий уровень адаптации. Малыш привыкает к новым условиям и требованиям в течение двух недель. При этом он активно ведет себя в группе сверстников, болеет с привычной частотой и прибавляет в весе.
Средний уровень адаптации. Процесс длится около месяца. Малыш немного теряет в весе, его поведение имеет признаки эмоционального стресса. Возможно легкое заболевание длительностью не больше недели.
Тяжелый уровень адаптации. Срок привыкания к новой среде иногда затягивается до полугода. Малыш заболевает чаще обычного, не осваивает новые навыки или теряет уже имеющиеся. У ребенка иногда наблюдается физиологическое и эмоциональное истощение.

Перед родителями возникает множество проблем. Первая касается возраста для начала посещения малышом сада. Исследователи придерживаются мнения, что начало визитов в детсад должно приходиться на 3 года. Однако в этом возрасте, несмотря на то, что навыков у ребенка больше и с ним можно поговорить, особенности и привычки уже практически сформированы. Это означает, что привыкнуть к чуждым требованиям и условиям крохе сложнее. Кроме того, не все родители позволяют себе не возвращаться на службу до этого времени. Поэтому дети начинают посещать сад раньше на год.

Вторая проблема – выбор учреждения. Насколько гладко пройдет адаптационный период зависит и от воспитателя. Прежде чем становиться на очередь в дошкольное учреждение, почитайте отзывы и поговорите с семьями, чьи дети посещают этот детский сад. Посетите учреждение и пообщайтесь с педагогами-воспитателями и заведующей, посмотрите, как общаются и гуляют дети. То, к какому педагогу попадет ваш ребенок, невероятно важно.

Подготовка к детскому саду

Начинать готовиться к визиту в детсад стоит заблаговременно до предполагаемого первого посещения незнакомых условий. Не всем детям общение с посторонними доставляет радость и вызывает интерес. Если ваш ребенок стеснительный и сторонится чужих людей и незнакомых детей, даже самая профессиональная воспитательница не спасет малыша от стресса.

Что же делать?

Если ваши действия были верны, а спустя полгода период адаптации все еще не остался позади, скорее всего проблема в воспитателе или группе. Смените учреждение или попросите заведующую о переводе ребенка в другую группу и, возможно, проблема будет решена.

25 февраля 2014, 18:11

Адаптация ребенка . Ваш вчерашний забавный карапуз подрос, три года декретного отпуска миновало, а значит, — вам пора готовиться к детскому саду. Процесс подготовки одинаково важен, как для самого малыша, так и для родителей. Ведь это обоюдно важный шаг и его нужно сделать уверенно, зная, что это будет не так травмоопасно с психологической точки зрения для всей семьи. Итак,…

Полезные советы и рекомендации родителям по адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Для начала, каждому родителю стоит знать о том, что вообще из себя представляет процесс адаптации , и как он проходит. Это привыкание ребенка к учреждению, самой группе, воспитателям, нянечкам, распорядку дня и, конечно, к самим детям, если быть точнее, к их количеству и к тому, что у каждого есть свои особенности и свой характер.

По обыкновению, те требования, которые предъявляются к деткам в саду, по сравнению с домашними, достаточно высоки. Именно поэтому, для некоторых малышей первые дни и даже месяцы там кажутся очень сложными, и почти нетерпимыми. И здесь мы даже не говорим про ясельную группу, куда отдают деток до трех лет.

Самое главное требование к родителям, чтобы дети умели самостоятельно ходить в туалет, одеваться и обуваться. Согласитесь, в три года не у всех малышей получается натягивать колготочки и застегивать куртки.

И еще одно условие – ребенок должен уверенно пользоваться столовыми приборами. Ой, сколько же споров бывает между мамочками на счет того, что должен уметь дитя в три года. Одни утверждают, что пользоваться ложкой и вилкой – вполне достаточно, а некоторые уже пытаются втиснуть в голову крохи, как пользоваться ножом, как завязывать слюнявчик, вытирать лицо и руки после еды и так далее…

Но и не это самое главное. Главное в процессе адаптации — сама разлука с мамой и переживания, связанные с этим. Для ребенка разрыв с родным человеком, пусть даже на короткий срок воспринимается в этом возрасте очень болезненно. И связано это с психологической незрелостью организма. У малышей нет временных рамок и ограничений. Для них если мама ушла, то ушла навсегда. Именно из-за этого постоянные слезы по утрам и .

Со временем, когда кроха взрослеет, ежедневный ритуал расставания и возвращения мамы повторяется, ситуация становится менее напряженной. Но остается другая проблема адаптивного периода – медицинская. Да, да, речь идет о постоянных болезнях, которые в первый год привыкания к дошкольному учреждению, буквально сыплются на голову родителей и детей. И это тоже логически обосновано.

Дело в том, что ребенок, находясь в определенном окружении, привыкает к бактериям и микробам, присутствующим в этой среде. Попадая же в незнакомую обстановку, ребенок «знакомится» с другими бактериями, и вирусами, которые организм еще «не знает». А процесс «узнавания» нового сопровождается понижением иммунитета и, соответственно, появлением болезней…

Итак, разберемся в процессе адаптации более подробно.

Особенности адаптивного периода

  • Режим . Самое главное отличие детсадовцев от детей, не посещающих дошкольное учреждение, состоит лишь в одном – наличии строгого распорядка дня или же режима. Дома, если быть откровенными и предельно честными, мало кто четко соблюдает режим. Когда захотелось поиграть – поиграли, когда захотелось поспать – поспали, когда захотелось кушать — покушали….

В садике же все по-другому: никакого кусочничества, никаких вольностей, никаких «откладываний тихого часа, потому что маме нужно в магазин» — все четко и по запланированному графику. «Домашние» детки очень долго привыкают в садике именно к режиму.

Зато «заядлым детсадовцам», то есть тем, кто с самого раннего возраста оказался в дошкольном учреждении, затем легче, и не только здесь, но и в школе, а затем в институте и на работе. Почему? Самые сильные и устойчивые привычки, как бы мы не отрицали, появляются у нас в детстве.

Привыкли в детстве рано вставать, если вы не разбалуете себя, то вам будет легко вставать в любом возрасте. А если привыкли нежиться в постели до победного, то устраиваясь на работу, будьте готовы к определенным сложностям.

  • Группа и дети . Еще один важный момент, о котором мы вскользь упомянули выше – это привыкание к детям, а точнее к их количеству. В саду, если речь идет про обыкновенный государственный детсад, редко бывает, когда в группе меньше двадцати детей…А теперь представьте чувства крохи, когда он с домашнего уюта и, грубо говоря, с родной песочницы, попадает в «коллектив», где все незнакомые, чужие, и при этом их еще и много, и они похожи на самого тебя, но при этом и не такие, как ты….

Трудно, да? А только представьте, что чувствует маленький человечек, оставшийся наедине со всеми этими ситуациями, еще и без мамы…Звучит как-то даже страшно. Но детская психика очень «упругая» и очень быстро приспосабливается к разным ситуациям, дозревает.

  • Ох, уж эти болезни! Мы уже говорили об ухудшении здоровья ребенка с приходом его в детское дошкольное учреждение. Хочется отметить всем родителям – категорически НЕ стоит отдавать первый раз ребенка в сад в холодное или сырое время года! Начните «первые пробы» поздней весной или летом, в конце лета, когда еще много солнышка и витаминов.

Если вы отдадите малыша осенью или зимой, вы не то, что не адаптируетесь в саду, вы переболеете всеми возможными инфекциями, перебываете во всех городских больницах и узнаете все детские лекарства, и выучите их назубок!

Осенью и зимой детский организм, и без того, еще не окрепший, подвержен вирусным инфекциям более сильно. А тут еще психологический удар, расставания с мамой, незнакомая обстановка! Рисковать здоровьем и самочувствием крохи не стоит. От того, что вы посидите в декрете еще несколько месяцев, вам хуже не станет, а ребенок пойдет в сад более окрепшим.

  • О личности и ее особенностях . Каждый ребенок – это личность и неповторимый характер. Будьте готовы, что эта ваша маленькая личность начнет проявлять себя, и не всегда исключительно в лучшем свете.

Конфликты, ссоры и даже драки для садика – вполне норма. Главное не прозевать тот момент, когда у ребенка может сформироваться именно агрессия. Шутливые стычки и споры у малышей – это нормально. Они сейчас ругаются и не могут поделить какую-то вещь, а через пятнадцать минут вместе лепят куличики в песочнице.

  • Хочу внимания! Чадо, привыкшее к неусыпному вниманию мамы и постоянным вниманием других родственников, обязательно захочет добиться его и в садике. Уж поверьте, «гроздья малышей», повисших на руках воспитателя – обычное дело…

И все не потому, что так любят и ценят работника учреждения, а лишь потому, что так можно привлечь к себе, обратить на свою личность внимание, на некоторое время найти «замену маме», которая отдает всю себя и все свободное время проводит с наследником или наследницей.

  • Мама, вернись! И еще раз о тоске по родному человеку. Без этого не обойдется совершенно в любом возрасте. Пусть ребенку полтора или два, или даже четыре — все равно первое время это постоянная скука и переживания по поводу «когда же вернется мама и заберет меня домой». Главный помощник в этом только время и терпение.

Насколько ваш малыш готов идти в садик? О степенях адаптации

Процесс адаптации к садику и привыкание ребенка проходит по-разному. Многое зависит от условий, созданных для детей. Однако выделить три главные степени адаптации ребенка к изменениям в жизни, нужно, чтобы понять, насколько ребенок «дозрел» до этого события, и как лучше готовить его дальше.

  • Первая степень . Считается легкой. В этом случае ребенок довольно быстро привыкает к изменениям в его жизни, хорошо начинает ориентироваться в помещении, узнает своих «одногруппников», запоминает лица и даже имена воспитателей, начинает общаться в детском коллективе.

Одна эта степень готовности встречается не так часто, как хотелось бы. Психологи отмечают, что чаще всего наблюдаются вторая и третья степени адаптации.

  • Вторая степень . Здесь все немного иначе. Ребенок привыкает довольно долго, не понимает иногда, зачем мама его сюда привела и почему так долго не возвращается. Часто при такой степени дети начинают беспричинно болеть – без наличия других симптомов появляется температура, даже иногда наблюдаются признаки кишечной инфекции.

Эта степень свойственна больше маленьким деткам, которые зачастую определяются в ясельную группу, так как не достигли возраста трех лет. Вот в данном случае, если вторая степень адаптации слишком затянулась, и ребенок стал часто болеть, советуем прекратить попытки привыкания чада к садику. Во-первых, ребенок должен полностью быть здоров, чтобы посещать детское учреждение, а во-вторых, начинайте не резко приводить дитя на целый день, а оставляйте его сначала, например, до обеда.

  • Третья степень . Считается самой сложной. Ребенок может закатывать истерики, часами плакать, звать маму, категорически отказываться есть, и общаться со сверстниками. Дома родители могут заметить отказ от пищи, нарушения сна, агрессивность и раздражительность без весомой на то причины.

Если у вашего ребенка именно такая стадия привыкания, то советует воздержаться от приводов малыша в сад, и рекомендуем также обратиться за помощью к детскому психологу. Вы сможете совместно разработать какие-то методики для улучшения самочувствия и настроения крохи.

Детский психолог работает обыкновенно в каждом школьном и дошкольном учреждении. Именно психолог сможет оценить готовность ребенка к посещению сада, а также поможет более быстро и менее болезненно привыкнуть к необычным для него условиям. Итак, вот несколько практических рекомендаций, которые помогут вам справиться с этим непростым жизненно важным периодом:

  • Вначале начните посещение сада с нескольких часов. И первые дни побудьте вместе с малышом, походите по территории, покажите детскую площадку, игрушки, как гуляют детки, рассказывайте о садике, заинтересуйте его. Первые дни ни в коем случае не оставляйте ребенка на тихий час! Это очень важно. Мало того, что мама ушла, а тут еще и спать заставляют – двойной стресс!
  • Вместе с ребенком познакомьтесь с его «одногруппниками». Пусть ребенок в безопасной (значит, с мамой) обстановке изучит тех, кто может стать его будущими друзьями. Поговорите с воспитателем, пусть и малыш с ним познакомиться;
  • Обязательно разговаривайте дома про садик, рассказывайте ребенку о том, как там здорово и весело, и обязательно (подчеркнем!) рассказывайте о том, что вы скоро его заберете домой. Рассказывайте, куда вы пойдете, говорите о делах, о занятиях, которые будут проводить воспитатели, о книгах, которых будут читать в группе. Старайтесь вызвать у малыша любопытство. Если он заинтересуется, привыкать будет проще. Еще лучше помогают воспитатели, отвлекающие и занимающие деток так, что некоторые не хотят даже идти домой вечером!

Адаптация , как привыкание к чему-либо – это всегда непростой процесс. Как в школе, как на новой работе или в новом коллективе – все это требует от нас моральных усилий и терпения. А для маленьких детей детский сад – это самая первая, можно сказать, сознательная адаптация в жизни. Самая первая, это конечно было после рождения. Тогда помогала привыкнуть к новой жизни сама мамочка, окружающая лаской, заботой крохотный комочек. Сама в тоже время также быстро, без разрешения и возможностей на промашку, привыкала и к своей новой жизни в новом статусе.

Главное условие привыкания к любой ситуации – это поддержка близких. В детстве она нужна для того, чтобы из маленького несмышленого человечка сформировался полноценный морально зрелый гражданин. Важна поддержка и безусловная любовь, которые помогут привыкнуть к любой ситуации.

Дети ощущают любые лишения и изменения особо остро, поэтому будьте терпеливы, будьте внимательны и чутки к чувствам ваших малышей. В эту непростую пору именно вы нужны им больше всего. Любите своих деток, и они обязательно будут любить вас в ответ своей бескорыстной любовью, отвечая самыми ярким эмоциями вам на каждое ласковое слово или взгляд.

“...Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.”

Сухомлинский В.А.

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.

Т.В.Костяк.

Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Памятка для родителей

“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:

– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.

– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.

– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.

– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.

– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.

– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).

– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.

– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.

– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.

– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.

– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.

– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.

Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Игра “Полянка настроения”

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Ход игры:

Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра “Что нам подскажут пальчики”

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.

Ход игры:

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Упражнение “Дышим животиком”

Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.


Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Похожие публикации