Сравнительный анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сравнительная статистика сирот в сша и россии Вся надежда на патронатных родителей

Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь.

Комментируя эти цифры, можно помянуть недобрым словом "нехорошие гены" и покивать на издержки казенного дома, где дети растут без родительской любви и заботы. Можно, вздохнув, развести руками: и ничего, дескать, со всеми этими факторами риска не поделаешь - судьба у этих детей такая. Но так ли уж запрограммированы на беду сиротские судьбы? И нет ли других причин, почему мы теряем этих ребят?

Участники "круглого стола" - ведущие эксперты, представители министерств и ведомств, Совета Федерации, Госдумы и Генеральной прокуратуры, которых собрал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, собрались именно за этим: обсудить одну из таких причин.

Как сделать так, чтобы выпускники сиротских учреждений не пополняли армию отечественных бомжей, - как соблюдаются, а, вернее, не соблюдаются права детей-сирот на жилье?

Открывая дискуссию, Владимир Лукин отметил, что тема эта не нова и по-прежнему одна из острейших. И хотя за последнее время и сами детдомовцы, и органы прокуратуры, и правозащитные организации стали все активнее отстаивать через суд право этих молодых людей иметь собственное жилище, и хотя уже есть положительные судебные решения, но... "Эти вопросы, - считает омбудсмен, - должны решаться не ценой долгих, изматывающих тяжб, а автоматически. Как нам добиться такого автоматизма?"

Как показала дискуссия, причин, рождающих проблему, целый клубок. Одна из "системообразующих", и с этим были согласны все ее участники, - недоработки в законодательстве и недостаточность нормативно-правового регулирования. Проще говоря, слабость механизмов для реализации этих законов. Особые надежды эксперты и практики возлагают на новый проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Он уже принят Госдумой в первом чтении, принимать его предстоит Думе уже в новом составе. И еще есть время, чтобы внести в него необходимые, по мнению участников "круглого стола", поправки и дополнения. В частности, они убеждены, что новый закон должен снять возрастное ограничение для воспитанников сиротских госучреждений при их постановке на учет для получения жилья. Сегодня они должны быть поставлены на учет до достижения ими 23 лет. Это рождает множество казусов. Вот пример: директор ПТУ, где учились и воспитывались сироты, не удосужился это сделать. В результате один из ребят, попросту оказавшихся на улице без всякой надежды получить квартиру, признался, что намеренно совершал правонарушения, чтобы найти приют в исправительной колонии.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Гриша четвертый ребенок у Сахаи Ивановой. Когда малышу исполнилось четыре месяца, выяснилось, что он тяжело болен. По месту жительства в Якутске диагноз поставить не удалось. Но удалось направить в Москву во всемирно известный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева.

Как сообщалось ранее (см. ), в свет вышел отчет о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнению программы «Дети-сироты». Мы приводим наиболее важную, на наш взгляд, информацию из этого документа.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей: если в 1994 году их было учтено 496,3 тысячи, то на 1 января 2003 – 867,8 тысячи. При этом лишь 10% из них стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.
Основная причина этого — тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2003 году 32,6 тыс.родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тыс.родителей привлечены к административной ответственности, против родителей заведено 9 тыс. уголовных дел.
Ежегодно выявляется более 120 тысяч детей, которые бродяжничают, приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками преступлений. В 2003 году привлечено к уголовной ответственности 145,5 тыс. несовершеннолетних, из которых 50,9% учатся в школе или училищах. На учете в органах внутренних дел состоит 362,4 тыс.подростков, из них 6,3 тыс. не умеют читать и писать.
Над детьми, оказавшимися без попечения родителей, не всегда своевременно устанавливается опека. По данным МВД России, в 2003 году 5,2 тыс.детей, лишенных родительского попечения и состоящих на учете в милиции, не имели опекунов, и поэтому они были вынуждены проживать в крайне неблагополучной обстановке.
Ситуация усугубляется плачевным материальным положением многих семей. По данным Госкомстата России, 17 млн.детей, или 56%, воспитываются в семьях, где доход на человека ниже регионального прожиточного минимума.
Около 18% органов местного самоуправления не имеют специалистов по охране прав детей, в 32% из них не соблюдается норматив соотношения количества этих специалистов к числу детей. В Амурской области на 9 тыс. детей Ивановского района предусмотрен только 1 специалист, при этом в состав района входит 33 населенных пункта, расположенных от районного центра на удалении от 7 до 60 км, а в Зейском районе расстояния составляют от 4 до 370 км. В г. Кинешма Ивановской области на 19,1 тыс. детей предусмотрено только 2 специалиста, в Республике Мордовия на 200,5 тыс.детей приходится 30 работников при нормативе 40 человек.
В ходе проверки был сделан вывод о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченных через систему патронатного воспитания устраивать сирот в семью. Десятилетний опыт детского дома № 19 г.Москвы показал эффективность такой работы — в семьи удается пристроить основную часть выявляемых в городе сирот, сократить число детей в интернатах и тем самым сэкономить 35% средств, выделяемых на их содержание.
Каждый пятый ребенок в России, оставшийся без родительского попечения, живет в интернате. На начало 2003 года в стране насчитывалось 2740 школ и училищ для сирот, из которых многие переполнены: в них содержится более 270 тыс. детей. Только за прошедший год число детей в них выросло на 36 тысяч.
В 2003 году на строительство и ремонт интернатов было направлено 340,1 млн рублей, т.е. 88% средств, выделенных из бюджета на программу «Дети-сироты». Тем не менее, в прошлом году из 15 объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию, ни один не был готов. Несмотря на это, на 2004 год в программу дополнительно включено 7 объектов с объемом финансирования 30 млн рублей, а остаток сметной стоимости на 01.01.2004 составлял 64,3 млн.рублей. Регионы в среднем профинансировали строительство новых интернатов только на 21%. При этом 28 регионов вообще не выделили средств (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская области и другие).
Многих сирот не размещают в детские дома в предусмотренный законодательством срок из-за отсутствия мест. Дети подолгу (временами по 4-6 лет) живут в приютах, рассчитанных на временное пребывание. Так, из 456 детей, находящихся в приютах Амурской области, каждый второй живет там более полугода, а 4 ребенка – более 5 лет.
Более 40% зданий интернатов требуют капитального ремонта, 2,7% –находятся в аварийном состоянии, 4,8% – не имеют центрального отопления, 5,6% – канализации.
Из-за хронического недофинансирования воспитанники многих интернатов не вовремя получают новую одежду и обувь, игрушки, литературу. Менее 50% необходимых денежных средств было выделено Бежецкой школе-интернату Тверской области на приобретение одежды, хозяйственных товаров и медикаментов. В Куртамышском специализированном Доме ребенка Курганской области дети обеспечены демисезонными пальто лишь на 48%, другой одеждой – на 40 процентов.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное питание. При средней по России норме питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рубля в Ивановской области она составляла 53,2 рубля, а фактические расходы на питание в ряде районов были еще ниже. Так, в Ивановском коррекционном детдоме – на питание ребенка в среднем тратят 39,4 рубля, в Чернецкой коррекционной школе-интернате – 47,34 рубля, в Шуйском детском доме – 25,14 рубля. В приюте «Надежда» Кемеровской области в рационе воспитанников не было творога, сыра, сметаны, дети получали сок и яблоки только два раза в год. В коррекционной школе-интернате Великоустюгского района Вологодской области детей кормили некачественными продуктами.
По данным Всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 15,2%, в детских домах – 22,5%, в детских домах-интернатах – 13,8% детей. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает средний по стране показатель. Число детей-инвалидов, живущих в интернатах, увеличивается, однако их реабилитация обычно ограничивается физиотерапевтическими процедурами и оказанием медицинской помощи.
Во многих школах для сирот не выполняются требования пожарной безопасности. В Москве эти правила не соблюдаются в 22 детских домах. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, восемь человек привлечены к административной ответственности. Подобные нарушения выявлены во многих учреждениях республик Татарстан и Мордовия, Амурской, Архангельской, Рязанской, Самарской, Тверской, Ульяновской областей и других.
Часть приобретенного в рамках программы оборудования для интернатов не используется. Поставленный в Отъясскую коррекционную школу-интернат Ивановской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения автоделу стоимостью 67,9 тыс. рублей находится на складе в упакованном виде из-за отсутствия необходимого помещения. В детском доме № 15 с. Константиновка Амурской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения парикмахерскому делу стоимостью 94,7 тыс. рублей не используется в связи с отсутствием специалиста.
В настоящее время в обеспечении жильем нуждаются около 14 тысяч детей-сирот. Выпускники, которым в срок не выдали квартиры, продолжают жить в интернатах или становиться лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилплощади в селах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В последующие два года количество выпускников детдомов, у которых нет жилья, увеличится на 13 тыс.человек. Например, в Республике Хакасия в очереди на получение жилья стоят выпускники 1989 года, а в Орловской области – 1997 года.
Ежегодно около 40% вновь выявленных детей-сирот передается под опеку или попечительство. При этом на местах приемные семьи не всегда получают средства, положенные на опекаемых детей, в полном объеме. В Ивановской области на 2003 год опекунское пособие было установлено в размере 1000 рублей, однако руководители администраций городов и районов умышленно уменьшали его размеры. В сельских районах Удмуртской Республики установленные размеры пособий на детей, находящихся под опекой, составляли в среднем от 700 до 1000 рублей в месяц при среднереспубликанском расчете – 1600 рублей. В течение последних трех лет работниками прокуратуры Амурской области в защиту прав опекаемых детей направлено в суды области 1025 заявлений в связи с занижением суммы пособий на общую сумму 7 млн.рублей. В Республике Ингушетия задолженность по выплате опекунских пособий в 2003 году составила 36 млн.рублей, Республике Карелия – 8,4 млн.рублей.

«У нас некого снимать! Детей-сирот практически не осталось!» – это своеобразный шифр, который в разговорах со мной все чаще стали использовать сотрудники органов опеки и попечительства, то есть люди, чья работа – устраивать детей-сирот в приемные семьи. Шифр этот означает, что в какой-то области, районе или городе нашей страны почти не осталось детей-сирот, чьи видеоанкеты я могу снимать. Не могу, к счастью и к несчастью – одновременно.

Я работаю в благотворительном , наша цель – помогать ребятам, живущим в детском доме, найти дом настоящий, найти родителей, семью. Главным образом мы помогаем детям, снимая про них видеоанкеты. Каждая анкета – короткое видео на полторы минуты, где мы стараемся показать индивидуальность ребенка, рассказывая о его увлечениях и желаниях, особенностях характера, достижениях, мечтах.

Такие видео – шанс для детдомовских ребят быть замеченным потенциальным приемным родителем. За четыре года существования нашего фонда из 24 000 детей, чьи анкеты мы создали, этот шанс сработал для 7 000 – стольких ребят мамы и папы забрали в итоге из детских домов.

Я рассказываю все это, чтобы объяснить, что к счастью и к несчастью, стало теперь происходить с детьми-сиротами и нашей возможностью им помогать.

Екатерина Лебедева

Итак, каждый год министерство образования России рапортует о том, как сильно сокращается количество детей-сирот в детских домах. Цифры действительно впечатляют: если на начало 2014-го года в российских детдомах жили около 106 000 детей, то в 2015-м году их стало уже 87 000. Официальной статистики на начало этого года пока нет, но, по примерным подсчетам, ребят в детдомах теперь около 70 000.

Все это говорит о том, что работы у нашего фонда в какой-то степени стало меньше, ведь снимать анкеты нам теперь нужно меньше – и это, к счастью. Это действительно прекрасная новость. В каком-то смысле уменьшение количества детей в детских домах – победа для всех нас, победа нашего (простите за пафос) общества.

Но есть в этих цифрах статистики и свое «к несчастью». Детей в детдомах по-прежнему десятки тысяч, так почему же, по словам многих сотрудников органов опеки, трудно найти кого-то для съемки анкет?

Во-первых, как ни странно это звучит, причина в самих детях. Голубоглазые белокурые малыши и малышки, ждущие, когда же мамы и папы, наконец, заберут их из детского дома, – миф. Детей дошкольного возраста давно разобрали в приемные семьи (опять же, к счастью), в детдомах их практически не осталось. Остались подростки 10-16 лет и дети со сложными физическими и ментальными заболеваниями. Их устраивать в семьи трудно. Объективно трудно.

Но есть и другая беда, которая выходит за рамки цифр официальной статистики, которую вообще никакой статистикой, похоже, не измеряют или, по крайней мере, никто эту статистику официально не публикует. Речь о «родительских» детях.

«Родительские» – это такие мальчики и девочки, у которых есть мамы и папы либо другие родственники, но они по самым разным причинам не могут или не хотят забирать детей домой. При этом юридически родители не отказываются от своих детей, они «просто» сдают их в детские дома, написав соответствующее заявление.

Такая «процедура» разрешена законом уже давно, но, по моим личным ощущениям и наблюдениям, а также по моей информации от многих общественников и волонтеров, в последние несколько месяцев «родительских» детей в детдомах стало больше.

Может, дело в кризисе, из-за которого у людей элементарно перестало хватать денег на содержание своих детей. А может, чиновники просто не хотят портить красивых цифр, доказывающих, что число сирот снизилось, и потому каким-то образом продлевают детям статус «родительских» – ведь такие дети не попадают ни в одну статистику.

Как бы то ни было, получается, что дети в детских домах есть, а снимать анкеты про многих из них нельзя, искать для них приемные семьи нельзя тоже. Такой парадокс. Законодательная ловушка. Сколько детей в эту ловушку попадает – десятки, сотни или тысячи – неизвестно. И когда родные мамы и папы этих детей заберут их домой (если вообще заберут), тоже неизвестно.

Похожие публикации