Заполняющие швы.

Атласная гладь - это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать вышивки, способные конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения. Нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно прорабатывать цветовые переходы, "прорисовывать" мельчайшие детали рисунка. Конечно, изготовление вышитого панно, где не только само изображение, но и фон покрыты стежками атласной глади, занимает достаточно времени, по сравнению, к примеру, с вышивкой крестом, однако не так много, как могло бы показаться. Так, панно "Ламия" (30 х 45 см.), на примере изготовления которого я хочу рассказать о технике атласной глади, было вышито примерно в течение полугода, что, кстати сказать, вызвало мое собственное удивление. Работала я, естественно, не от зари до зари, а только во время отдыха и далеко не каждый день.


На вышитом панно изображена ламия. Эти сверхъестественные существа встречаются в мифологии многих стран, но для меня ламии, прежде всего, персонажи баскского фольклора. В баскских легендах ламии предстают в виде человекообразных существ, имеющих ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они - прекрасные женщины с рыбьим хвостом, очень похожие на хорошо знакомых нам русалок. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Порой они влюбляются и бывают любимы людьми. Некоторые легенды описывают ламий как маленьких людей, обитающих под землей. Их жилищами, как правило, являются пещеры, но они могут также селиться вблизи луж и речных омутов. Привычное занятие ламий - вертеть веретено и прялку, часто они предстают перед путниками с золотой гребенкой в руках. Героиня, изображенная на нашем панно, спрятала свои перепончатые ступни в опавшей листве, и мы можем только догадываться, как выглядят они на самом деле.

Техника шитья

Стебельчатый шов

Основой атласной глади является стебельчатый шов. Это один из старинных швов, используемый мастерицами с незапамятных времен. Чаще всего его применяли при вышивке стебельков и веточек, поэтому шов и получил свое название. Состоит стебельчатый шов из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Выполнение его несложно. Каждый новый стежок делают, вкалывая иголку под ниткой предыдущего, отступив назад примерно на половину его длины (фото 1). Особенность стебельчатого шва состоит в том, что образующие шов стежки заходят один за другой, а не соприкасаются концами.


Прокалываем иголкой ткань, оставив маленький хвостик нитки на изнаночной стороне, фиксируем его пальцем и закрепляем нить несколькими маленькими стежками. После того, как нитка закреплена, начинаем выполнение элементов вышивки, укладывая стежки по контуру рисунка. Следим за тем, чтобы стежки не стягивали ткань и располагались близко один к другому, без просветов. Когда нитка закончится, закрепляем ее на изнанке вышивки несколькими стежками "за иголку", под проложенными ранее стежками.

Атласная гладь

Основа атласной глади - это стебельчатый шов, ряды которого располагаются без просветов вплотную друг к другу, образуя гладкую блестящую поверхность, напоминающую атлас. Атласная гладь относится к свободной вышивке, где длинна, расположение стежка и его направление произвольно. Короткие стежки обычно прокладывают там, где линия контура закругляется, длинные используются для заполнения больших участков рисунка и фона. Шитье осуществляется во всех направлениях - слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, наискось, под любым углом, а сама линяя шва может быть как прямой, так и изогнутой.

Для выполнения атласной глади используют шелк или мулине. Надо иметь в виду, что чем тоньше нитка, тем лучше и ровнее ложиться рисунок. При одноцветной глади желательно использовать нить, взятую в одно сложение, однако для многоцветных рисунков с плавными цветовыми переходами, мы будем использовать нитки мулине в два сложения.

Направление стежков в атласной глади должно подчеркивать форму вышиваемого фрагмента изображения. К примеру, вышивая листик растения или лепесток цветка, надо направлять стежки по его жилкам (фото 2). Не забываем, что вышивая закругленные фрагменты, число стежков следует увеличивать, делая их более частыми и мелкими. Работая над изображением человеческого тела или лица, мы будем "вылепливать" нитью его форму, заполняя контур изображения либо параллельными рядами стебельчатого шва, идущими вдоль изгибов тела, либо располагая шов по сужающейся спирали, что позволяет визуально придать данной части рисунка большую выпуклость. Для выполнения гладкого фона, например неба в пейзажах, подойдут длинные ряды шва с относительно большими стежками, идущие от одного конца панно к другому и параллельные его краю. Чтобы не ошибиться, ткань можно расчертить по линейке, заполнив участок фона параллельными линиями, расположенными на расстоянии одного сантиметра друг от друга, Эти линии превратятся в своеобразные направляющие, помогающие прокладывать ровные ряды стебельчатого шва.


Итак, после того, как мы разобрались с техникой выполнения стебельчатого шва и атласной глади, поговорим о том, как создавать плавные, почти неразличимые на глаз цветовые переходы, на мой взгляд, являющиеся главным достоинством этого вида художественного шитья. С их помощью удается достичь высокой степени реалистичности изображения, и в частности создавать эффект скульптурного рельефа. В процессе вышивки используется прием, хорошо известный вышивальщицам "крестиком", когда в иголку вдеваются две нитки разных, но близких друг к другу оттенков. В качестве примера, подберем нитки в одной цветовой гамме, например: черную, темно-серую, серую и белую. Приступим к работе. Несколько рядов, примыкающих к контуру рисунка, вышиваем черной ниткой, взятой в два сложения, после чего вдеваем в иголку черную и темно-серую нитки, продолжаем шить этой парой, затем за ними последует пара темно-серых нитей, темно-серая и серая, две серых, серая и белая, и наконец, две белых. Подобные цветовые переходы показаны на фото 3, но для наглядности в работе была использована нить, взятая в четыре сложения. На самом деле, в качественной вышивке, выполненной в технике атласной глади стежки почти неразличимы, а заметны только плавные изменения оттенков от темного к светлому и наоборот.

Материалы и инструменты

Основой вышивки служит плотная, но тонкая белая хлопчатобумажная ткань с частым переплетением нитей. Подбирая ткань, надо проследить за тем, чтобы игла проходила сквозь нее без усилий. Атласная гладь достаточно сильно стягивает материал, поэтому полотнище обязательно надо натянуть на прочные прямоугольные пяльцы и время от времени подтягивать ткань, чтобы в течение всего процесса вышивки сохранялось хорошее натяжение.

Иголка нам потребуется максимально тонкая и достаточно длинная, с такими удобнее работать. Выбирая иглу, остановимся на самой тонкой из тех, в которые можно продеть две нитки мулине.

Что касается ниток, то никаких конкретных цветовых схем я не предлагаю. Выбираем цвета на глаз в соответствии с оригинальным изображением, стараясь использовать как можно больше оттенков каждого цвета. Произвольный выбор цветовой гаммы, с одной стороны может показаться сложным для тех, кто привык вышивать строго по схемам, но, как мне кажется, делает процесс вышивки более увлекательным, превращая ремесло в творчество, и позволяет создавать неповторимые, уникальные работы.

Перевод рисунка на ткань

Перевод рисунка на ткань всегда вызывает много вопросов, и похоже, до сих пор не изобретен оптимальный способ, выполнения этой, казалось бы, несложной операции. Вариантов придумано немало, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако мы пойдем по самому простому пути, используя в работе копирку и шариковую ручку. Поскольку полотно полностью покрывается гладью, можно не опасаться того, что будут заметны линии рисунка, а фон немного запачкается копиркой.

Выбираем подходящий рисунок, распечатываем его в двух экземплярах. Один, цветной - поможет нам подобрать цветовую гамму вышивки, другой - черно-белый, в натуральную величину мы используем для перевода рисунка на ткань. Приметываем рисунок с подложенной под него копиркой к ткани и обводим контуры, кроме этого выделяем зоны с различной степенью затемнения (у нас получится изображение, напоминающее изолинии на карте). Снимаем рисунок, обводим линии на ткани черной шариковой ручкой, дорисовываем и уточняем детали. Так, к примеру, фигуру ламии я перевела с готового рисунка, формата А4, а пейзаж дорисовала от руки, заполнив оставшееся пространство фона контурами цветов и листьев.

Этапы выполнения панно

Итак, после нанесения рисунка, настало время приступить к "священнодействию" и, вооружившись иглой и цветными нитками, приступить к вышивке. Вышивать надо начинать от центра изображения, так ткань меньше стягивается. В случае "Ламии" вышивку начнем с лица. "Вылепливаем" черты лица при помощи мелких стежков, используя нити розоватых и зелено-коричневых оттенков. Переходим к выполнению фигуры. Вышивку всегда начинаем с темных зон, постепенно переходя к светлым. Направление шва должно следовать изгибам тела ламии. Закончив с телом, займемся волосами таинственной обитательницы леса, используя нитки коричневых и золотистых оттенков.

Когда фигура ламии будет готова, перейдем к окружающему ее пейзажу. Начнем вышивать с крупных листьев и цветов, расположенных над головой ламии. Здесь нам потребуются зеленое мулине темных и светлых оттенков, немного белых, желтых и голубоватых ниток. Вышиваем листики и цветы, прокладывая стебельчатый шов вдоль прожилок, тычинки выполняем в технике узелковой глади.

Мелкие сухие листики у ног ламии вышиваются нитками розовато-коричневых и зеленых цветов. Каждый маленький листик прорисовывается стежками, проложенными по контуру, а фон между ними - прямыми рядами стебельчатого шва, параллельными нижнему краю панно.

Когда все элементы рисунка будут закончены, перейдем к вышиванию фона. Он заполняется параллельными рядами стебельчатого шва, выполненного нитками черного, темно-зеленого и темно-фиолетового цветов. Едва различимые листья в глубине пещеры вышиваются не по направлению жилок, а прямыми линиями, так же, как и весь фон. Это сделано для того, чтобы листья почти сливались с общим фоном и словно таяли в темноте.

Готовую вышивку не нужно отпаривать. Прежде чем снять ее с пяльцев, подклеим с изнанки флизелин, чтобы избежать деформации. Итак, панно "Ламия" готово. Остается только поместить его в рамку и искать новые сюжеты для новых работ, выполненных в технике атласной глади.

Одним из видов рукоделия считается вышивка, которая имеет несколько разных техник. Более популярной является гладь, которая была придумана китайским народом. Так можно украсить постельное белье или одежду – они будут выглядеть нежнее по сравнению с узором в виде крестика. Как научиться вышивать гладью? Используйте для этого инструкции ниже.

Как вышивать гладью

Прежде,чем приступить к вышиванию гладью для начинающих, рекомендовано изучить основные швы, которые используются в процессе создания того или иного узора. Для этой техники характерны несколько стежков:

  1. «Вперед иголку». Применяется для контуров и линий. Выглядит как чередование одинаковых стежков и промежутков, выполняемых справа налево.
  2. «Шнурочек». В основе имеет предыдущий шов, только дополнительно через каждый стежок нужно пропустить иглу, направляя ее вниз.
  3. «Назад иголку». Подобен первому шву, но с изнаночной стороны выглядит как стебельчатый. Выполняется введением иглы в ткань в месте позади выхода нити.
  4. «Стебельчатый». Часто используется для выполнения стеблей цветов или контуров элементов. Заключается во введении иглы примерно посередине последнего стежка вплотную к нему.
  5. «Петельный». Подходит для обработки краев или вышивки отдельных деталей. Прокладывается слева направо введением иглы в начале элемента, а затем выполнении следующего стежка с нитью под иголкой.

Для вышивания гладью нужно подготовить рисунок, который будете переводить, иголку, пяльцы, ткань, нити, ножницы и карандаш. Процесс вышивания включает следующие этапы:

  1. Поверх ткани положите сначала копирку, а затем рисунок.
  2. Прикрепите все булавками к ткани, обведите выбранный узор, как показано на фото.
  3. Уберите булавку с копиркой и рисунком.
  4. Нитку мулине вденьте в иглу, первые стежки сделайте по контуру рисунка, используя шов «вперед иголку».
  5. Начните заполнять пространство параллельными стежками.

Виды вышивки

У вышивки гладью выделяются несколько разных направлений:

  1. Русская гладь. Проста в выполнении: стежки прокладываются горизонтально или вертикально с расстояниями между ними примерно в 2 нитки. На обратном пути просветы заполняются.
  2. Художественная вышивка гладью для начинающих более сложная, ведь используется сразу несколько цветов, чтобы достичь плавного перехода одного тона в другой. Сама технология – это косая гладь без настила.
  3. Атласная гладь заключается в прокладывании тонких ниточек вплотную друг к другу, которые имеют начало в середине предыдущего стежка.

Техника вышивки

Основной техникой является плоская гладь, когда стежки просто кладутся плотно друг к другу прямо или под углом, т.е. по форме элемента – так расход ниток получается большим, ведь узор получается с 2 сторон. Есть еще несколько рекомендаций к вышивке:

  1. «Вприкреп». Способ используется при вышивании больших элементов. С изнанки делаются маленькие стежки, а с лицевой стороны выполняют длинные, которые перехватывают короткими поперечными.
  2. «С настилом». Используется для объемных элементов, выполняется сначала толстыми нитками, а поверх гладьевыми стежками вплотную друг к другу.
  3. «Теневая». Используется для перехода одного тона в другой, представляет вышивку нитями разного цвета.
  4. «Прорезная». Представляет собой обшивку надрезанных краев рисунка.

Картин

Вышивание гладью для начинающих легче освоить, используя небольшие эскизы для вышивки, что поможет набраться опыта. Первый вариант заключается в самостоятельном подборе рисунка и перенесении его на ткань. Другой же способ – это купить уже готовые наборы вышивка гладью, в которых есть и необходимые нитки, чаще мулине, и сама картина, которую нужно вышить. Шерстяные же больше подходят для ковров. Для выполнения картин можно комбинировать стежки разной длины и составлять их в геометрические фигуры.

На одежде

Наши предки украшали такой вышивкой не только рушники, но и целые народные костюмы. Сегодня гладь тоже остается популярной, ведь ее используют для превращения простых вещей в ультрамодные. Можно вышить большой узор на белой футболке или только инициалы на рубашке. Особенностью является то, что лучше использовать художественную вышивку – она смотрится богаче и аккуратнее. На одежде создавать узор нужно аккуратно, заходя за контуры рисунка, чтобы в конце он был полностью скрыт и не портил внешний вид вещи.

Какую выбрать ткань для вышивания гладью

Выбор ткани зависит от того, что вы хотите оформить такой техникой. Если это постельное белье – лучше обратить внимание на шелк или сатин. Для вышивки на одежде подойдет любая ткань, особенно плотный драп. Главное условие заключается в отсутствии требований к особому уходу за основой для вышивки, ведь в процессе она не должна вытягиваться или деформироваться при стирке, чтобы рисунок не потерял первоначальный вид. Для картин на стену подойдет хлопчатобумажная или льняная ткань. Лен поплотнее лучше использовать при оформлении скатертей или салфеток.

Какими нитками вышивать

Самым распространенным вариантом нитей являются мулине, ведь они характеризуются многослойностью, что позволяет легко регулировать их толщину. Благодаря многообразию оттенков легко выполнить любой переход от одного цвета к другому. Если основа для вышивки тонкая, то стоит выбрать шелковые или хлопчатобумажные нити, а если толстая – шерстяные, например, «Ирис».

Схемы для начинающих

Техника вышивки гладью для начинающих проще осваивается по небольшим картинкам, которые легко рисовать самостоятельно либо по готовым схемам. Для обучения этому мастерству используйте незамысловатые узоры, отдельные цветы, например, маки или розы. Кроме того, попробуйте красиво вышить свои инициалы на платке или создать картину с пейзажем, которая отлично впишется в интерьер. В этом вам помогут готовые схемы вышивки гладью.

Видеоуроки вышивки гладью для начинающих

Используя правильно подобранные узоры для вышивки гладью, вы сможете создать как оригинальные картины, так и уникальные предметы гардероба. Кроме того, оформленные в этой технике полотенце или постельное белье станут отличным подарком на любое торжество. Осваивать технику вышивания гладью для начинающих можно как по книгам, так и по видеороликам, где пошагово показан весь процесс создания того или иного узора.

Вас также может заинтересовать с фото и видеоуроками.

Мастер-класс по объемной вышивке

Цветы

Буквы

МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА

традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи.

В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.

В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский

Мстерская гладь

Мстерская гладь представляет собой изысканный вид белой глади, который сочетает различные рельефные элементы белой глади с настилом и простой без настила, редкую гладь штрихами, петельки и полупетельки, стебельчатый шов (см. ). Узор дополняется ажурными решетками, сетками и стягами (о них мы поговорим позже). Сочетание этих разнообразных приемов вышивки сделало мстерскую гладь уникальной.

Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шифон) мулине или шелком, а также на крепдешине крученым шелком. Мстерской гладью вышивают мелкий растительный орнамент, состоящий преимущественно из цветков и листочков. Среди причудливых веток часто изображают птиц с пышными хвостами или маленьких птичек. Иногда выполняют жанровые сцены или сказочные мотивы.

Мстерской гладью вышивают накидки, платки, скатерти, панно, покрывала, белье, блузки, платья и т.д.

Владимирские швы

Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок - красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, но часто встречается и одноцветные вышивки.

К владимирским швам относятся гладь «верхошов» (односторонний шов), накладные сетки, шов «козлик» и др.


Гладь «верхошов».

Эта гладь заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнанке ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора.

Таким швом вышиваются крупные мотивы узора, а также стебли, веточки, усики и т.д. .

Стежки глади нужно располагать по форме мотива: в цветках - от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут быть разной длины. Контур мотивов при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче, спокойнее.

Накладные сетки.

Сердцевины крупных цветков и детали мотивов можно заполнить накладными сетками или различными гладьевыми разделками в виде квадратиков, треугольничков, полосок, выполненных гладью, козликом и др.

Сетка и прикрепки вышиваются нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку.

Сетка прикрепляется к ткани разными способами: крестиком, стежком, лапкой (три стежка). При этом соблюдается определенная последовательность: сначала выполняются все стежки в одном направлении, например, вертикальном (рис.7), затем в другом - горизонтальном, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.


Верхние стежки прикрепок-крестиков должны быть в одном направлении.

Выполнение шва «козлик» описано мной в статье «Азы ручной вышивки. Часть 2» . Если говорить о владимирских швах, то «козлик» используется для вышивки середины крупных листьев и цветов, так же «козликом» вышиваются мелкие листочки, как показано на рис. 8. Сердцевины цветов обычно окаймляют тамбурным швом (см. ).

Помимо шва «козлик» можно и использовать шов «восьмерка».

Шов «восьмерка» (рис.9)

Представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

На изнаночной стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей - больше.

Узоры, выполненные владимирскими швами, дополняют цветной тесьмой узкими орнаментальными полосками, вышитыми «козликом», гладью, кисточками.


Русская гладь

Русская гладь выполняется прямыми стежками, расположенными вертикально или горизонтально оси рисунка и параллельно долевой нити ткани или ее утку. Стежки укладываются плотными рядами сначала в направлении слева направо, затем в обратном - справа налево. Вышивать можно и без предварительной наметки рисунка. Нитка закрепляется небольшим стежком с лицевой стороны и закрывается стежками глади. Стежки следует делать длиной 3-6 мм, оставляя между ними одну-две нити ткани. Длина стежков может быть разной, но стежки обязательно должны перекрывать оставленные между стежками нити ткани предыдущего ряда стежков. Длину стежков следует чередовать, тогда гладь получится ровной. Внешний контур рисунка можно обшить тамбурным швом (см.).

Для работы используются мягкие нитки, обычно мулине в два сложения. На толстой ткани можно вышивать в три нитки мулине или толстой пряжей.

Русской гладью выполняют растительный орнамент. Иногда в середине крупных цветков он дополняется ажурной сеткой. Ажурную сетку можно сделать без каких-либо разделок и обвивать, как обычную сетку в белой строчке. Для сетки выдергивают одну и оставляют две нити ткани. Край сетки предварительно следует обшить тамбурным швом.

Атласная гладь

Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.

Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков.

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.

Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.

Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Желаю удачи. В следующий раз мы поговорим о подарках, которые можно сделать своими руками.

С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
[email protected]

+++++++++++++++++++++++++++++++

Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 1-2 сложения), тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо делать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков.

В выполнении узоров применяют таксе различные виды ажурных сеток, «стяги», «дырочки», «узелки», россыпь», «подкладной» шов или «восьмёрку», детали в виде кружочков, «усиков» и другие. Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани создают декоративность вышивки, выполненной в одном цвете.

Детали узора в форме кружочков - «пышечки» вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшейте швом «вперёд иголку» , сделайте настил и выполните гладьевые стежки от середины кружочка сначала вправо, а затем влево.

Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья. Обшив цветок по контуру, стежки настила расположите по кругу и вдоль контура, а гладьевые стежки - в направлении от середины цветка к краю. Цветок может быть из отдельных лепестков, лепестки вышивайте последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперёк лепестка.

В мелких листьях гладьевые стежки могут иметь прямое или косое направление. Более крупные листья вышивают гладью и «россыпью» или «узелками». «Россыпь» выполняют мелкими стежками швом за иголку, стежки располагайте параллельными рядами. Край листочка, вышитого россыпью или узелками, стягами или сеточкой, обшейте гладьевым валиком. Листочек на две трети длины бывает разделён на две половинки («листок в раскол»). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка по середине его, начинайте выполнять гладьевые стежки с целой части листочка. Дойдя до места раскола, вышивайте сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками, а выкалывая на линии контура листочка.

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать.

Надо на носочки встать.

Доброе утро, здравствуй, Иван,

Доброе утро, здравствуй, Степан,

Доброе утро, здравствуй, Сергей

Доброе утро, здравствуй, Андрей,

Доброе утро, здравствуй, Антон.

для учащихся 8 класса .

Класс: 8

Раздел: «Ручная художественная вышивка».

Тема: «Стебельчатый шов. Атласная гладь».

Цель: научиться выполнять стебельчатый шов и вышивать

атласной гладью.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с основными видами вышивки и научиться вышивать некоторыми из них.

Развивающаяся: развить интерес к вышиванию.

Воспитывающаяся

Методы обучения: показ, объяснения, иллюстрация, наглядные образцы, практическая работа.

Тип занятия: практическое.

Время: 2*40 мин.

План урока:

    Организационный момент.

    Объяснение нового материала.

    Практическая работа № 2.

    Анализ и самоанализ.

    Заключительный контроль.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

    Подготовка уч-ся к занятию.

    Сообщение темы урока.

II .

Стебельчатый шов назван так потому, что обычно им вышивают стебельки цветов. Направление движения шва – слева направо или снизу вверх. Стежки делают, отступая назад. При этом каждый новый стежок выходит вперед на половину предыдущего.

Атласной гладью вышивают крупные формы. Основой для атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их очень близко друг к другу, чтобы не было просветов ткани – основы.

III

1) Вколов иглу в ткань, набирают на нее 2-4 нити протаскивая нитку. Отступая, снова вкалывают иглу и набирают на нее кол-во нитей, равное первому стежку. Иголку со вторым стежком выводят у середины предыдущего стежка с левой стороны. Затем прокалывают ткань выше первого стежка. И так далее – при каждом последующем стежке игла выводиться в середине предыдущего стежка.

2
)Основой для атласной глади является стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их очень близко друг к другу, чтобы не было просветов ткани – основы. С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклости формы. Для этого форму при помощи вспомогательных линий делят на симметричные участки и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям.

Вышивают атласную гладь самой тонкой иглой ниткой мулине в одно сложение. Весь мотив обычно вышивается ниткой одного цвета. Выделить какие-то места можно ниткой другого цвета, укладывая стежки поверх глади.

IV . Практическая работа.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, вышивая заданные швы.

Материалы и приспособления: ткань х/б размером 10*10 см, цветные нитки мулине, пяльца, тонкая игла.

Выполнение стебельчатого шва:

1. С помощью линейки и карандаша начертите горизонтальную прямую линию.

2. Вложите в иглу нить в два сложения.

3. Выполните закрепку в конце вышивки.

4. Выполните стебельчатый шов, двигаясь слева направо.

5. Выполните закрепку.

Выполнение атласной глади:

    Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.

    Используя нитки мулине, выполните вышивку рисунка.

    Если не успели, закончите работу дома.

V . Анализ и самоанализ.

Уч-ся вспоминают, что нового узнали на уроке, чему новому научились. Самостоятельно оценивают свою работу и делают вывод о качестве вышитого изделия.

VI . Заключительный контроль.

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

    Задание на дом.

    Уборка рабочего места.

Урок окончен!

План- конспект урока по технологии

для учащихся 7 класса .

Дата: 19.11.2009 г.

Класс: 7

Раздел: «Проектирование и изготовление плечевого изделия».

Тема: «Построение основы чертежа плечевого изделия в М 1:4».

Цель: научить уч-ся строить чертеж плечевого изделия в М 1:4

Задачи:

Обучающая: научиться рассчитывать величины для построения чертежа, научиться строить чертеж.

Развивающаяся : ознакомить учащихся с прибавками на свободное облегание плечевого изделия.

Воспитывающаяся : воспитать нравственные ценности, усидчивость, аккуратность в работе.

Методы обучения: объяснения, доска, учебник, практическая работа.

Тип занятия: практическое.

Время: 2*40 мин.

План урока:

    Организационный момент.

    Сообщение познавательных сведений.

    Объяснение нового материала.

    Практическая работа.

    Контрольные вопросы.

    Заключительный контроль.

Ход занятия:

I . Оргмомент.

    Подготовка уч-ся к занятию.

    Получение сведений об отсутствующих.

    Сообщение темы урока.

II . Сообщение познавательных сведений .

Прибавки на свободное облегание.

Для построения чертежа изделия необходимо по швам дать припуски на свободное облегание, т.к. одежда не прилегает по всей ее поверхности.

Величина припуска зависит от вида изделия и обеспечивает свободу движения и воздушную прослойку.

Прибавку обозначают буквой П, рядом строчными буквами обозначают участков, к которому дается прибавка.

Прибавка к полуобхвату груди Пг = 6-8 см.

Прибавка к обхвату плеча Поп = 5-7 см.

Чтение чертежа.


III . Объяснение нового материала.

Чертеж строится на базе сетки, которая представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных линий, расположенных в местах наибольшего изменения профиля фигуры. Сетка определяет общий размер изделия по ширине и длине. Построение чертежа ведется на половину изделия.

Расчет основы чертежа.

См. построение на с.3.



Основа чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

в готовом виде.


IV . Практическая работа.

Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

1. Вместе с учителем, построить основу чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4.

2. Найти на чертежах переда и спинки линии плеча, талии, низа изделия, бокового среза, середины переда, середины спинки, среза рукава.

V . Контрольные вопросы.

    Из каких деталей состоит чертеж плечевого изделия?

    Чем отличается чертеж спинки от чертежа переда?

    От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа?

VI . Заключительный контроль.

    Подведение итогов урока.

    Выставление оценок.

    Задание на дом.

    Уборка рабочего места.

Урок окончен!

Гладь - это особый вид вышивки, в котором рисунок покрывается стежками. Существует много разновидностей этого вида вышивки. Белая гладь - это особый вид гладьевой техники. Здесь стежки кладут по нанесенному на ткань рисунку. Они могут быть уложены с настилом или без него.
Любой шов состоит из стежков. Они могут быть различной длины. Изучим основные




























... подробнее...

Пришивной шов

Некоторые тонкие и нежные виды пряжи не выдерживают постоянного протягивания через ткань при вышивке, поэтому их удобнее закрепить на поверхности ткани швейными нитками, шелком или вышивальными нитками. Это не только эффективный и удобный, но и экономичный метод работы, так как на изнанку выводится только крепежная нить. Есть несколько способов пришивки пряжи, далее показан самый простой из них.

Для начала пряжу надо вывести с лицевой стороны на изнанку. Ее проводят через ткань большой иглой и прихватывают несколькими стежками крепежной нити.

Для выполнения пришивных строк берут пряжу в одно или два сложения (в нашем примере их два) и выкладывают по ткани. Тонкую крепежную нитку выводят на лицевую сторот’ у начала шва, как показано, и делают короткие прямые стежки через пряжу, каждый раз уводя иголку под нее. Стежки должны быть незаметными и прямыми. Плохо, если они ложатся под углом.

Свободный конец пряжи приколите булавками, по мере пришивания снимайте их. В местах пересечения пряжи можно делать мелкие крестики, чтобы пряжа прочнее держалась на ткани.

Работайте в любом направлении, следите, чтобы стежки ложились аккуратными полосками, как показано. Каждый стежок - два движения: одно на лицевую сторону, второе на изнанку, при этом нельзя сдвигать с места пришиваемую пряжу

Расщепленный стежок

Расщепленными стежками вышиваются в основном контуры тех рисунков, которые затем будут заполнены простой гладью или атласной с настилом. Получается отличный ровный контур, придающий округлый вид лепесткам. Расщепленным стежком можно вышивать также изогнутые, закрученные или ломаные линии — почти так же, как пришивным. Виноградины на снимке внизу обшиты расщепленными стежками, а затем вышиты гладью с настилом.Последний слой глади полностью скрывает из виду вышитый контур. Несколько виноградин я специально оставила незаконченными.

1. Введите нитку на лицевую сторону в начале линии и проложите прямой стежок.

3. Повторите до конца линии.

Виноградины на этой гразди обшиты расщепленными стежками,а затем вышиты атласной гладью с настилом. Несколько ягод еще не закончено.


Коралловые узелки

Еще один полезный шов для вышивания волнистых и ломаных линий — особенно если делать узелки на местах перелома линии, например, вышивая листья остролиста. Можно располагать узелки почти вплотную друг к другу или на расстоянии — в зависимости от толщины нитки, узора и желаемого впечатления. Праворуким вышивальщицам удобнее двигаться справа налево, левшам — слева направо. Поскольку я вышиваю правой рукой, в примере показано движение справа налево, а левшей прошу меня простить.

1. Выведите нитку на лицевую сторону и крайней правой точке линии. Проложите нитку по рисунку в направлении, к котором вы двигаетесь, затем поверните нитку н противоположном направлении. Воткните иглу в ткань над ниткой, в том месте, где вам нужен узелок.

2. Выведите иглу на лицевую сторону, проведя ее под линией рисунка, наравне с местом, где воткнули ее в ткань. Игла должна пройти через петлю, выложенную ниткой. Осторожно подтяните нитку, пока не образуется узелок.

3. Продолжайте вышивать узелки, двигаясь но линии рисунка и располагая узелки с требуемой частотой.

Эти листья остролиста вышиты коралловыми узелками — стежком. идеально подходящим для извилистых и ломаных линий.


Португальские узелки

Этим швом вышивают толстые линии — например, ветки дерева. Шов получается текстурным и эффектным. Его вышивают, двигаясь от нижней точки линии к верхней, по направлению от себя. Поначалу шов может показаться довольно сложным, но вскоре вы освоите его и поймете, что он оказывает поистине целительное воздействие на психику!

1. Выведите нитку на лицевую сторону в нижней точке линии рисунка. Воткните иглу в ткань чуть выше, придерживая нитку, чтобы она легла прямо, и снова выведите иглу наружу посередине между началом и концом стежка (как для стебельчатого шва).

2. Теперь надо дважды обвить ниткой получившийся стежок. Отведите нитку влево. Проложите нитку по часовой стрелке, проведите нитку справа налево под первым стежком. Это первый оборот.

3. Подтяните нитку, повторите второй шаг, чтобы нитка обвила стежок чуть ниже, чем в первый раз.

4. Проследите за тем, чтобы во второй раз нитка обвила стежок ниже, чем в первый. Подтяните нитку. Шаги 1-4 — только для первого стежка.

5. Воткните иглу в ткань чуть выше верхней точки 11 предыдущего стежка. Выведите иглу на лицевую сторону левее, вровень с верхней точкой предыдущего стежка. Низ последующего стежка должен перекрывать верх предыдущего.

6. Проведите иглу под двумя перекрывающими друг друга стежками справа налево, подтяните. Это первым оборот.

7. проведите иглу под двумя перекрывающимися стежками справа налево, чтобы второй оборот оказался ниже первого. Подтяните нитку.

8. Повторяйте шаги 5-7, пока не вышьете всю линию. Уведите нитку на изнаночную сторону и закрепите узлом.

Португальские узелки — самый подходящий шов для вышивания толстых, стеблей и веток, например плюща.

Атласная гладь
Атласная гладь выполняется тонкими нитками: шелком или мулине в одну нитку. Особенностью этой глади является расположение стежков, создающее гладкую блестящую (атласную) поверхность вышивки.
Стежки делаются разной длины и плотно укладыватся друг к другу. Они не должны соприкасаться концами и располагаются так, чтобы один стежок заходил за другой. Каждый последующий стежок нужно шить, вкалывая иглу около середины предыдущего стежка, немного отступая назад, под нитку только что выполненного стежка. Направление стежков должно соответствовать направлению прожилок листиков или лепестков (рис.11).

Начинать вышивку листика или лепестка надо с вершинки или с центра. Если на листике или лепестке имеется закругленная часть или выступ, то по линии изгиба увеличьте количество стежков, для того чтобы не получалось длинных линий от края до середины лепестка или листика. Эти добавочные стежки делаются по выпуклому краю, возвращаясь назад по направлению от середины к внешнему краю. При этом основное направление стежков не должно меняться.
Закончив вышивку одной половины листика или лепестка, переходите к тому месту, откуда начинали вышивку, и выполняйте вторую половину, укладывая стежки в противоположном направлении. Это дает возможность точно выдержать нужное направление стежков. Вышивка должна получиться ровная, с блестящей поверхностью рисунка. На изнаночной стороне вышивки образуются короткие, беспорядочно разбросанные стежки.
Атласная гладь выполняется как белыми, так и цветными нитками. Атласной гладью вышивают преимущественно растительный орнамент.

Белая гладь (маунтмеллнк)

Маунтмеллик — еще один шов для линий, более широкий, чем тамбурный или стебельчатый, поэтому им можно вышивать толстые ветки. Он состоит из крупных рельефных стежков. Одна сторона стежка — прямая, у другой есть «ножка», напоминающая шип, как на стеблях роз или ежевики. Выполнять маунтмеллик следует, двигаясь сверху вниз, по направлению к себе.

1. Выведите нитку на лицевую сторону в верхней точке линии — в точке А. Сделайте наклонный стежок вправо и воткните иглу в ткань в точке В. Снова выведите иглу на лицевую сторону в точке С под точкой А. Отведите нитку вверх.

2. Проведите иглу сверху вниз под наклонным стежком. При этом уберите нитку вверх, влево от иглы.

3. Затем обведите нитку по часовой стрелке. Воткните иглу в ткань в точке А.

4. Выведите иглу на лицевую сторону в точке С. Убедитесь, что игла вышла наружу внутри петли из нитки, подтяните нитку. Образуется треугольник с левой прямой стороной и маленькой «ножкой» справа.

5. Следующий этап начните с наклонного стежка (как для шага 1), потом повторите шаги 2 и 3; следите, чтобы игла прошла через только что получившийся треугольный стежок. Точка С первого стежка будет для второго стежка точкой A. Выведите иглу на лицевую сторону в точке С второго стежка, снова отведя нитку в сторону по часовой стрелке. Это уже четвертый шаг для второго стежка. Точка С стала точкой А для третьего стежка.

6. Продолжайте двигаться вниз по линии, закончите шов, воткнув иглу чуть ниже прямой стороны последнего треугольника.

Маунтмеллик-идеальный шов для толстых шипастых веток, например, ежевики.

Плетеный шов

Этим широким швом удобно вышивать толстые ветки. Основой для него служат две параллельные линии. Таким швом я вышиваю толстые лозы винограда, им же вместо петельного шва можно отделать края изделия. Кладите стежки ровно на ткань, но не натягивайте нитку слишком туго, иначе плетеный шов сложится вдвое. Плетеный шов — один из моих самых любимых; для его выполнения требуются ритмичные, успокаивающие движения рук. Двигаться при этом следует сверху вниз, по направлению к себе.

1. Выведите нитку на лицевую сторону палевой линии рисунки. Придержите нитку левой рукой. Пропел иге иглу под ниткой, направьте нитку под углом, под которым наклонена стрелка часов, указывающая на одиннадцать. Затем поверните иглу против часовой стрелки и спою сторону.

2. Продолжайте поворачивать иглу против часовой стрелки, чтобы получилась петля; короткая часть нитки поверх длинной. Воткните иглу в ткань на правой линии, внутри получившейся петли.

3. Выведите иглу на лицевую сторону на левой линии. Убедитесь, что нитка проходит под иглой. Туго затяни те нитку вокруг иглы, направляя нитку вперед по линии шва.

4. Подтяните нитку, но не слишком туго. Стежок должен ровно лежать на поверхности ткани.

5. Продолжайте делать стежки, продвигаясь вниз по двум линиям рисунка.

Петельным швом Можно вышивать толстые ветки например, виноградные лозы.

Похожие публикации