Значение слова пасха и история его происхождения. Удивительные детали из истории «праздника праздников» — христианской Пасхи

Словарь Ушакова

Пасха

па сха , пасхи, жен. (др.-евр. pesah, букв. переход).

1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха.

2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа.

3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная пасха.

Католическая Энциклопедия

Пасха

(греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ песах, букв. с евр. «прохождение мимо») в христианстве; также Воскресе́ние Христо́во (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού) - древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник).

История и дата Пасхи

Древнее время

Празднование Пасхи у евреев было установлено пророком Моисеем в честь исхода евреев из Египта (см. Песах). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Нисан (Авиве) вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). В память о исходе в Пасху предписывалось ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, его следовало испечь на огне, и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28; Чис.9:1-14). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки - мацу.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, также как установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью, и воскресением Христа. Таким образом, Пасха становится первым и главным христианским праздником, обуславливая как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно - пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье как день радости (Тертуллиан, «Dе corona mil.», гл.3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у коринфян, так как апостол Павел писал им: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать (έοσταζωμεν) не со старою закваскою…» (1 Кор.5: 7). Однако, в творениях отцов Церкви нет сведений о праздновании Пасхи христианами из язычников. В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н.э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии[источник?]. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, Слове о Пасхе Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников . Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящего из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом, Александрией и церквями Малой Азии. Последние, названные четыренадесятниками или квадродециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии рапространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 160 году Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы «иудействующие» отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая всех, что не следует ради обычаев нарушать братское единство.

В это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по лунному календарю, так как агрономический ориентир в виде созревания колосьев для определения месяца нисана оказался утерян вследствие разрушения Иерусалима и рассеяния народа. Реформирование еврейской пасхалии не могло не сказаться на христианах Малой Азии, празднующих Пасху строго 14 нисана.

В итоге для решения проблемы о составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены. Константин Великий созывает в 325 г. собор епископов в Никее, впоследствии названный Первым Вселенским: "Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду... И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев..."

На этом Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». В это же время в Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную. Евсевий в «Церковной истории» отмечает, что некоторая часть малоазийских церквей всё же не переменили древний обычай. Поместный Собор в Антиохии вовсе отлучил «иудействовавших» от церкви как еретиков.

Свидетельства IV в. говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование crucificationis предшествовало resurrectionis, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V в., название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии, день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

Средние века и Новое время

Спустя 500 лет, в VIII веке, Рим принимает восточную Пасхалию. В течение этих 500 лет Пасха праздновалась по договоренности между Церквями Востока и Запада.

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц.

Современность

В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провел т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные Церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской Церквях, после попытки перемены календаря, оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская Церкви. Румынская Церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923. 20 мая 1926 Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской Церкви, где вопреки преждепринятому соборному решению, вводит новый календарь.

На Московском Совещании 1948 было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, на которым живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская Православная Церковь.

Сегодня юлианским календарем всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и др. непереходящие праздники по новому стилю.

В Великобритании Пасхальным Актом 1928 г. установлена дата Пасхи на фиксированную дату: первое воскресение после второй субботы апреля. Однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 г. на саммите в Алеппо, Сирия, Всемирный Совет Церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля), либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 г., но не была принята всеми членами Совета.

Пасха в Библии

Ветхий завет и пасхальные прообразы

Непосредственно Пасхой называлась жертва: «в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером.. и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня» (Исх.12:2,6,11). Пасха дословно с евр. «проходить мимо», так как Ангел, истребляющий первенцев, проходит мимо домов израильтян, перекладины дверей которых помазаны кровью закланного агнца.

Жертвоприношение устанавливается 14 нисана и сразу как ежегодный праздник, из-за чего название праздника отождествляется с названием жертвы: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши;..И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; ..Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу» (Исх.12:14,21,25-27).

Как исторически, так и этимологически Пасха связана и с последующим исходом евреев из Египта через Красное море. Так свт. Григорий Богослов пишет о фонетическом изменении слова Пасха: «некоторые, приняв слово это за наименование спасительного страдания, потом приспособив к эллинскому языку, после изменения Ф на П, и К на X, назвали этот день Пасхою. А привычка к измененному слову сделала его употребительнейшим, потому что оно нравилось слуху народа, как выражение более благочестное».

Этот же святитель является одним из основателей типологического и духовного толкований Библии, для которых характерно рассматривать исторические события Ветхого Завета как прообразы событий Нового Завета и как аллегорическое изображение жизни христианина. Так, события ветхозаветной Пасхи - Исхода евреев из Египта представляют наиболее ёмкие прообразы Воскресения Христа, в частности:

* спасение еврейских первенцев - это есть прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира.

* Особо толкуется ритуал совершения Пасхи - как агнец совершенный и без порока, так Христос незлобен, без греха и совершен по человеческому естеству; агнец может быть взят от коз, а нетолько от овец, так Христос умирает не столько за праведников, сколько за грешников;

* С другой стороны, прообразом самого пасхального (избавительного) агнца является овен, которого обнаружил Авраам на горе Иегова-ире (досл. «Бог узрит») Быт.22:1-18, а жертва Авраама своим сыном как прообраз жертвы Бога-Отца Сыном, избавление Исаака символизирует воскресение.

* Прохождение через стихию, как напр. переход евреев через море и погубление фараона, также является прообразом воскресения, обновления, перехода из старого «плотского» Египта в новую жизнь. То же относится к первому празднованию Пасхи после перехода через пустыню перед входом в Землю обетованную.

Евангелия

совмещение евангельских повествований:

* Евангелие от Матфея: 28

* Евангелие от Марка: 16

* Евангелие от Луки: 24

* Евангелие от Иоанна: 20

Последние евангельские события происходят в пасхальные дни:

По древнему иудейскому преданию Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.

* Великий Четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху в день казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное объяснение, с учетом кумранских находок, говорит, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского календаря. Таким образом, на Тайной Вечери Пасха ветхозаветная - агнец, вино и опресноки мистически связывается с Пасхой новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью .

* Страстная Пятница - по традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя (ср. пасхальный агнец должен быть съеден до начала следующего дня). Возле гроба находятся Мария Магдалина и «другая Мария».

* Великая Суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

* Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

* Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

* В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей (1Кор.15:6).

* На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

* На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Последние события легли в основу богослужебного календаря.

Расчёт даты Пасхи

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых циклов и ряда требований:

* Обращение Земли вокруг Солнца (дата равноденствия);

* Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

* Установленный день празднования - воскресенье;

Правило звучит как «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

Обе Пасхалии - Александрийская и григорианская - основаны на этом принципе.

Для расчета даты полнолуния в год Y надо найти круг Луны - её положение в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н.э. круг Луны равнялся 2, соответственно в год Y от Р. Х.

Круг Луны = остаток от (Y- 2)/19;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Для расчета используется золотое число Метонового цикла - G=круг Луны + 3;

Основание = остаток от (11·G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание;

Полнолуние = Новолуние + 14;

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресение, то Пасха празднуется в следующее воскресение.

Однако православная и католическая Пасха используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам

Вычисление даты католической Пасхи

В XVI веке Римско-католическая Церковь провела календарную реформу, целью которой было ввести новый способ пасхальных расчётов. Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями - 13 дней в XXI веке. Западная Пасха в 45 % случаев на неделю раньше православной, в 30 % случаев совпадает, 5 % - разница в 4 недели, и 20 % - разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

1. G = (Y mod 19) + 1 (G - так называемое «золотое число в метоновом» цикле - 19-летнем цикле полнолуний)

2. C = (Y/100) + 1 (если Y не кратен 100, то С - номер века)

3. X = 3*C/4 – 12 (поправка на то, что три из четырёх лет кратных 100 не високосный)

4. Z = (8*C + 5)/25 – 5 (синхронизация с лунной орбитой, год не кратен лунному месяцу)

6. E = (10*G + 20 + Z - X) mod 30 (эпакта - указывает на день наступления полнолуния)

7. ЕСЛИ (E = 24) ИЛИ (E = 25 И G > 11) ТО увеличить E на 1

8. N = 44 - E (N-е марта - день календарного полнолуния)

10. N = N + 7 - (D + N) mod 7

Вычисление даты православной Пасхи

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии.

где - остаток от деления нацело a на b.

Если значение Полнолуние(Y)

Если значение Полнолуние(Y)>= 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

* Формула Гаусса вычисления Пасхи: -остаток от деления;

a = [(19· + 15) / 30] (например, = 12, а= [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние(2007)= 21 марта+3=24 марта)

b = [(2· + 4· + 6·a + 6) / 7] (например, = 3,=5, итак для 2007 года b=1)

Если (a + b) > 10, то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля. Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (В XX-XXI веках это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу перед православной Пасхой.

Пасха в церковном году

Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий:

* Лазарева суббота

* Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

* Страстная Седмица (в православии) или Пасхальное триденствие в католицизме, посвященные страданиям Христа перед Воскресением;

* Пасха - Светлое Христово Воскресение

* Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

* Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

* Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи;

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Пасха

, и , ж.

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник в честь воскресения Христа.

* [Волков:] Это он мне в пасху подарил вместо яичка . // Гончаров. Обломов //; Увидав Катюшу, он согласился встретить у тетушек пасху, которая была через два дня . // Лев Толстой. Воскресенье //; На пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени . // Чехов. Анна на шее //. *

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

* В гостиной стол огромнейший , - на нем и яйца красные, и пасха, и кулич! // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *

ПАСОЧНЫЙ.

Энциклопедия иудаизма

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Пасха

П’асха (проходить мимо) - величайший еврейский праздник (Иоан.2:13 ), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исх.12:1 -24). Пасхой в Исх.12:21 ; Втор.16:2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх.12:26 -27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14-й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исх.12:6 ) (фактически уже 15-го, ибо (см. ) у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15-й день совпадал с субботой, то она называлась великой (Иоан.19:31 ). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10-й день, заколоть в 14-й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исх.12:3 ,6,9,10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Чис.9:10 -13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Лев.9:14 ). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15-й день) начинались семь дней опресночных (Исх.12:18 ; Мат.26:17 ; Мар.14:12 ), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Втор.16:1 ) и есть его разрешалось только мужчинам (Втор.16:7 ,16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (·Исх. 12), второй раз - в пустыне (·Чис. 9) и в третий раз - перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Нав.5:10 -11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (·2Пар. 30) и при Иосии (4Цар.23:22 ; 2Пар.35:19 ), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2Пар.30:10 -11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Езд.6:18 -19).

Но наша Пасха - Христос (1Кор.5:7 ), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее - в начале 15-го, в первый день опресноков) (Мат.26:17 ; Мар.14:12 ; Лук.22:7 ). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (Мат.26:3 -5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лук.23:54 ; Иоан.18:28 ,39; Иоан.19:14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне - 13 Нисана, в четверг. В Исх.12:10 сказано: «оставшееся... сожгите на огне». Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков - с субботой, то по Исх.35:3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (Иоан.13:1 -2,29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (·Иоан. 13 - 17). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исх.12:11 ), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мат.26:20 ; Мар.14:18 ; Лук.22:14 ; Иоан.13:4 ,12).

Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 ·в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1-й Вселенский собор в Никее в 325 ·г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осуществлено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (см. , )

Православный энциклопедический словарь

Пасха

(греч. - страдать) - Светлое Христово Воскресение, главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, установленный апостолами. Поскольку во времена Христа в Иудее существовал не такой календарь, как у нас, а лунный (связанный с 28-дневными циклами луны), дату празднования Пасхи приходится ежегодно изменять, согласовывая ее с лунными циклами. Согласно постановлениям Вселенских соборов, христианскую Пасху положено праздновать: после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (8/21 марта), в воскресенье и (обязательно!) после еврейской пасхи (праздника Песах). Русская Православная Церковь строго выполняет это требование.Поздравляя друг друга: "Христос воскресе!", - верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, связан с именем святой Марии Магдалины. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса, сыра (творога) и яиц как пищи, которую после долгого Великого поста с этого времени можно вкушать.

стопочка творога (иногда в виде четырехгранной пирамиды, с изображениями, оттиснутыми деревянной формой) освященная в праздник Пасхи.

Словарь церковных терминов

Пасха

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - важнейший из праздников православной церкви. В день Пасхи воспоминается Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа на третий день после Его распятия (о Воскресении Христовом см. Мф. 28; 120, Мк. 16; 120; Лк. 24; 112, Ин. 20; 118 ). Праздник Пасхи принадлежит к подвижным праздникам - определение времени празднования см. . Богослужение дня Пасхи состоит из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни. Все молитвословия (в т.ч. и пасхальный канон) поются. Чинопоследование пасхальной утрени отличается от обычной утрени и состоит из: благословения, стихов с пением пасхального тропаря "Христос воскресе", великой ектений, канона, екзапостилария, стихир на хвалитех, чтения Огласительного слова св. Иоанна Златоуста ("Аще кто благочестив и боголюбив..."), пения тропаря св. Иоанна Златоуста и пасхального тропаря, отпуста. Пасхальные часы состоят из благословения, пения пасхального тропаря, воскресной песни "Воскресение Христово видевше...", ипакоя, кондака, отпуста. На литургии, в храмах, где богослужение совершается несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам. Вечером в день Пасхи совершается пасхальная вечерня. Пасхальные новозаветные чтения - Деян. 1; 18; Ин. 1; 117. Пасхальное богослужение продолжается всю Светлую седмицу (т.е. от дня Пасхи до субботы Светлой седмицы).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Пасха

Пасха

♦ Paques

В написании со строчной буквы – еврейский праздник, увековечивший исход из Египта. Пасха с прописной буквы – христианский праздник, славящий воскресение Христа. Ален называл Пасху языческим праздником, поскольку, по его мнению, он знаменует всего лишь торжество жизни над смертью. Пасха – весенний праздник, аналог которому находится у всех народов, и праздник воскресения, сходный с которым также имеется почти у всех. Подлинно христианским праздником Ален считает Рождество, потому что оно славит не силу, а слабость, не жизнь или победу, а любовь. Положенный рядом с быком и ослом гонимый беззащитный младенец, которого некому защищать кроме юной матери, трепещущей от страха и твердящей слова молитвы, и терзающегося недоумением отца, – вот что такое Рождество. Я же подлинным праздником духа назвал бы святую пятницу (***), потому что в этот день мы чтим поруганную справедливость, муку страдающей любви и, конечно, высочайшее мужество, не ведающее ни гнева, ни насилия, ни надежды. «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Это праздник не веры, но верности. Было воскресение или его не было, разве это что-нибудь меняет в величии Христа и его завета? Сравнение с крестной мукой позволяет выделить главное и в празднике Пасхи – это торжество скорее веры, чем верности, и скорее надежды, чем веры. Вопреки убеждению Алена, Пасха – подлинно религиозный, следовательно, настоящий христианский праздник, поскольку христианство является религией. Нам всем очень хочется верить в Христа, как мы верим в приход весны. Но весна – не бог. И жизнь наша – не Бог. В день Пасхи атеисты чувствуют себя атеистами вдвойне, ибо верят только в живой и смертный дух. Но любят свою веру ничуть не меньше, а может быть, и больше.

1)

♦ (ENG Pasch/Pascha)

(арам, и греч. от евр. - прохождение)

еврейский праздник, отмечаемый 14 нисана. Название стало употребляться христианами для своего праздника (Воскресения Христова) в силу связи между датами христианской и иудейской Пасхи (см. Пасха христианская ).

2)

(Пасхальное Воскресенье)

♦ (ENG Easter) Easter Sunday)

ежегодный христианский праздник, прославляющий воскресение Иисуса Христа, умершего на кресте и воскресшего через три дня после смерти. Пасхе предшествует Страстная Пятница . Отмечается в первое воскресенье после полнолуния, к-рое приходится на период после 21 марта; дата может быть разной в промежутке между 22 марта и 25 апр. В богословском аспекте празднуется победа Христа над смертью и злом, а также упование христиан.

Энциклопедический словарь

Пасха

(греч. pascha, от древнеевр. песах, букв. - прохождение), весенний иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с учением о воскресении Иисуса Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (т. н. ст. стиль).

Словарь Ожегова

ПА СХА, и, ж.

1. (П прописное). В иудаизме: весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. Печь мацу на Пасху. Еврейская П.

2. (П прописное). У христиан: весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Служба в первый день Пасхи. Торжественный звон колоколов на Пасху. Песнопения праздника Пасхи.

3. Сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды, приготовляемое к христианскому празднику Пасхи. Творожная п.

| прил. пасхальный, ая, ое (к 1 и 2 знач.) и пасочный, ая, ое (к 3 знач.). Пасхальная неделя. Тёплые пасхальные дни. Пасхальные яйца.

Словарь Ефремовой

Пасха

ж.
Сладкое кушанье из творога в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся
христианами ко дню Пасхи.

ж.
Один из главных праздников у христиан - Святое Христово Воскресение,
установленный в память чудесного воскресения Иисуса

Словари русского языка

Пасха – это один из самых важных религиозных праздников для многих верующих людей. В это воскресенье часто проводятся не только церковные службы, но и праздничные застолья с куличами и пасхами, крашеными яйцами, народные гуляния. Однако что же представляет собой Пасха? Какой символикой обладают пасхальные атрибуты? Какой была история праздника?

Пасха в Древнее время.

Изначально праздник появился благодаря еврейскому народу. Тогда Пасха имела связь с освобождением евреев из рабства египтян. Это освобождение состоялось благодаря пророку Моисею.

Нужно отметить то, что прежде название праздника звучало как Песах, что можно перевести как «проходить». В то же время название праздника означало «щадить», «избавлять».

Для празднования Пасхи еврейский народ отводил 7 дней. Верующие люди стремились провести это время в Иерусалиме.

В память о произошедших событиях в день Пасхи евреи заклинали ягненка мужского пола, которому исполнялся всего лишь годик. Ягненок должен был отличаться отсутствием порока. При этом его мясо запекали на огне. Ягненка съедали полностью, оставляя целыми даже кости. В дополнении к такому столу было принято использовать пресный хлеб, известный под названием маца, и горькие травы. В пасхальный вечер люди кушали кашицу, которая готовилась из фруктов и орехов, пили вино. Отец всего семейства должен был рассказать в подробностях, как евреи избежали египетского рабства. Хлеб можно было употреблять только в пресном виде, так как это символизировало поспешный уход из Египта и невозможность заквасить выпечку с собой.

Пасха в эпоху раннего христианства.

После Иисуса Христа праздник переосмыслили. В результате его значение кардинально поменялось. Теперь Пасха начала представлять собой прообраз смерти и чудо воскрешения Иисуса Христа, защитника всего человечества. В настоящее время отсутствует возможность назвать точную дату, когда произошло Воскресение Иисуса Христа, а дата праздника является изменчивой. Нужно отметить то, что рассчитать дату важного религиозного праздника не так-то просто, как и хотелось бы.

Еврейский народ использовал лунный календарь вместо солнечного календаря. При этом существуют определенные отличия. Количество отличия составляет 11 дней. В солнечном дне насчитывается 365 дней, в лунном календаре – 354 дня. При этом в лунном календаре стремительно накапливаются ошибки, которые не так-то легко исправить. По данной причине в настоящее время невозможно назвать точную дату, когда нужно отмечать Пасху.

В Евангелии указано, что Иисуса Христа распяли в пятницу 14-ого дня, а воскрешение произошло 16-ого дня. При этом обе даты приходились на месяц Нисан. Прежде данный день называли Господним. Впоследствии славяне начали называть этот день воскресеньем. Нисан соответствовал марту – апрелю.

Люди начали выбирать день для того, чтобы отмечать Пасху только к II – III столетию нашей эры. Это было объяснено тем, что христиане, которые жили на разных территориях, использовали различные календари. Из-за использования разных календарей дата отмечания Пасхи начинала различаться выражено. К тому же Пасха иудеев и христиан Малой Азии существовали в виде отдельных праздников.

Церковь принимала во внимание нюансы сложившейся ситуации. В результате этого в IV столетии было принято решение, что Пасху нужно отмечать в первое воскресенье после полнолуния, приходящегося на весну. Данный период может наступить с 4 апреля по 8 мая. Ежегодно о празднике уведомлял Александрийский епископ, который использовал специальные вычисления астрономов. Все церкви знали, в какой день нужно отмечать Пасху.

В этом периоде Великий пост уже представлял собой символ страданий и мирской смерти Иисуса Христа. При этом Пасху принято было называть Крестной. Пост заканчивался только ночью в воскресенье. Затем верующие отмечали Воскресение Христово и радовались. Нужно отметить то, что многие пасхальные атрибуты сформировались в период раннего христианства.

Пасха в средневековье и Новое время.

В VIII столетии Рим принял восточную Пасхалию. Затем в течение 500 лет Пасху отмечали, основываясь на договоренностях, заключенных между восточными и западными церквями.

В 1582 году юлианский календарь был заменен грегорианским календарем. В результате в 1583 году папой Григорием XIII была введена новая Пасхалия. С этого времени католическая Пасха может отличаться раньше иудейского праздника или совпадать с ним, опережая православную Пасху приблизительно на месяц.

Пасха в наши дни

В первой трети X столетия было предпринято несколько попыток для создания новоюлианского календаря, который отличался бы еще большей точностью, по сравнению с григорианским. Несмотря на это, стремления не оказались успешными. В результате было решено, что Пасха и все остальные религиозные праздники переходящего характера следует отмечать по юлианскому календарю, а не переходящего характера – по календарю, используемому Церковью.

В настоящее время юлианский календарь – это основа для Русской, Иерусалимской, Сербской, а также Грузинской Церкви, Афона. Нужно отметить то, что Финляндская Православная Церковь полностью пользуется григорианским календарем. Другие Церкви для переходящих праздников используют старый календарный стиль, а не переходящих праздников – новый.

В наши дни перед Пасхой принято проводить пост в течение 7 недель. Данного времени хватает для того, чтобы люди покаялись в ошибках и осознали их, прошли очищение на духовном уровне.

По традиции в воскресенье начинается особенное богослужение. Среди отличий нужно отметить уникальную структуру и специальные слова, которые принято произносить. Верующие люди стремятся побывать на церковной службе, а затем – пройти причастие, христосоваться. Нужно отметить то, что христосование представляет собой взаимные поцелуи при встрече, объятия и перемен двумя фразами, а именно «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес».

Празднование Пасхи продолжается 40 дней. Именно такое количество дней Иисус Христос представал перед своими учениками, после чего он отправился к Богу-Отцу на небеса. Особенно важной является первая неделя, а поистине важную роль играет воскресенье. Именно в этот день принято отмечать Пасху, ходить в гости друг к другу, обменивать яйцами и приготовленными куличами, пасхами.

Что обозначают пасхальные атрибуты?

Многие люди готовят пасхальные куличи, красят яйца, проводят христосование. С чем же это связано? Почему в течение длительного времени сохраняются подобные атрибуты?

Кулич представляет собой символ церковного артоса, священного хлеба больших размеров с изображением тернового венка, креста либо образа Воскресенья. Длительное время именно этот хлеб символизирует победу Иисуса Христа над мирской гибелью, ведь он продолжает жить, но иначе. Апостолы привыкли к тому, что за своим столом нужно оставлять пустое место. При этом они клали небольшой хлеб, думая о Иисусе Христе. По-прежнему существует следующий обряд: священный хлеб нужно обносить с крестным ходом вокруг церкви, а затем – оставлять на праздничном столе. В субботу после того, как проводится благословение, выпечку раздают верующим людям, которые живут бедно.

Что же имеет отношение к яйцу? Считается, что Мария Магдалина прибыла в Рим для того, чтобы проповедовать Евангелие. Именно Мария сообщила императорскому императору Тиберию о воскрешении Иисуса Христа и именно тогда подарила яйцо ему. Яйцо принято красить в красный цвет, так как император не поверил в возможность воскрешения и сказал, что это не возможно так, как и невозможно то, что яйцо станет красным. В этот момент произошло чудо, ведь яйцо все-таки стало красным.

Перед Пасхой многие верующие с нетерпением ожидают появления огня, который представляет собой символ Света Божьего. Именно этот огонь просвещает всех людей в мире. Благодатный огонь принято разносить по православным храмам для того, чтобы верующие люди могли воспользоваться им для своих свечей.

На Западе, как и прежде, рядом с храмами принято разжигать большие костры, символизирующие Свет и Обновление. В некоторых случаях костер трактуют как символ сожжения Иуды. Процесс христосования, особенного пасхального приветствия, позволяет людям открыть сердца друг другу, зажечь огонек надежды на светлое будущее.

Пасха – это возможность обновиться и провести день по-особенному, приблизившись к душевному умиротворению, побыв со своими близкими.

В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать - Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего - после слов «Христос воскресе» - мы слышим одно слово: « ». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова.

Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо - от человека до скота - в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел” мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел - по-еврейски “шесах» - мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно - «пасха”. Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или - спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже - освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный - проведение мимо смерти в ночь казни первенцев.

И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта: …это - Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… (Исх. 12, И, 14).

И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.

И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это - пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27).

А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37).

Так началось совершение спасения избранного народа.

Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом от власти диавольской.

Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г.

Великая Пасха - первый и основной христианский праздник. Однако не все православные знают о том, что Пасха существовала задолго до воскресения Христа. Язычники отмечали Пасху еще пять тысяч лет назад. Они утверждали, что в этот день все души умерших покидают небесное пристанище и спускаются на землю, чтобы посетить свои могилы. Отсюда и зародился обычай приходить на Пасху на кладбища и приносить с собой любимые покойными угощения. Известно, что иудеи приурочивали Пасху к началу жатвы, а позднее Великий день привязали к уходу евреев из Египта.

Христианская церковь олицетворила праздник с воскрешением Христа и внесла в Пасху новое значение - перерождение от смерти к вечному бытию. По христианским правилам в день Светлого воскресения нельзя приходить на кладбища и тосковать по покойным. Великая Пасха - радостный праздник, который следует встречать с ликованием.

Христианская Пасха была утверждена вскоре после воскрешения Иисуса Христа. В начале она не имела общей даты празднования - в разных церквях ее встречали в различное время. Только в 325 году во время Вселенского собора Христианских церквей православную Пасху было решено отмечать спустя неделю после еврейской, а точнее - в самое первое воскресенье после пасхального полнолуния. Постоянной даты у Воскресения Христова нет, ежегодно праздник назначают на разные календарные числа в период с апреля по май, но всегда он приходится на последний день недели - воскресенье.

Православные пасхальные традиции

Чествование Великого дня окутано рядом обычаев и традиций. Перед Пасхой верующих ждет строгий семинедельный пост. Все, кто хотя бы раз постился, знают, что без этого ритуала невозможно ощутить во всей полноте пасхальную радость. Во время поста запрещено есть животную пищу, но главная его задача - духовное очищение.

Торжественное празднование Воскресения Христова начинается ровно в полночь и проходит во всех православных храмах. Пасхальное Богослужение отличается от других церковных служб легкостью и радостью. Каждый верующий стремится причаститься Тела и Крови Христовых, а после службы ликующие люди осыпают друг друга символичным приветствием «Христос воскресе!» и целуются. По традиции младшие должны первыми приветствовать старших. После Богослужения и всю пасхальную неделю любой желающий имеет возможность позвонить в колокола.

Празднование Пасхи проходит на протяжении 40 дней, но самой главной считается первая неделя. Сразу после проведения службы верующие устраивают пышные застолья, накрывают стол мясными закусками и всевозможными деликатесами. Обязательные атрибуты Христова Воскресения - освященные в церкви крашеные яйца, сдобные куличи и пасхи из творога. С этих яств начинают утреннюю трапезу, с ними всю неделю ходят в гости и обмениваются с близкими и просто встречными людьми.

Расписные яйца всегда сопровождали Пасху, с ними устраивали игры, состязания и различные обряды. Чтобы быть молодыми и красивыми, женщины окунали освященную крашенку в воду, а затем орошали этой водой лицо. Изначально яйца окрашивали только в красный цвет, но позже талантливые мастера начали создавать из них настоящие художественные шедевры с помощью росписи.

В дни празднования Великого Воскресения запрещается заниматься трудом, считается, что домашние хлопоты могут унести с собой счастье и удачу. В период пасхальной недели можно и нужно молиться и загадывать желания - Бог обязательно услышит и поможет в достижении целей.

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: , (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе !» - «Воистину воскресе !». День Светлого Христова Воскресения для христиан - это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день ». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи - это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным . Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели - воскресенье . Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой ». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году - на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную . Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору , «Слове о Пасхе » святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. - ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 - ок. 235). Пасха крестная - воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной - радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей - шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие - в первое воскресенье после иудеев , поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор » между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского , все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия . Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями .

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу . Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года . Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи - круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) - повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом ». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира ». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг ». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина ».

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи , любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба , как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою ». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати », после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие ».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити ». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» - недоумевают они.


Крестный ход на Пасху у старообрядцев

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день », составленный св. Иоанном Дамаскиным . Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе ». Народ отвечает: «Воистину воскресе ». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты - пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив ». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай - на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России - на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане вспоминают, что владыка (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника .

Кондак празднику

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий - и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.


Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году

На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.


Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное - писанка, а деревянные пасхальные яйца - яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.


Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, - это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется , как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки - после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро .


Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех . Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи - самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.


Катание яиц - древнерусская пасхальная забава для малышей

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые - катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке - желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.


Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной (ДПЦЛ)

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха - это Праздник праздников и Торжество торжеств , это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная », прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово - Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.



Сошествие во ад

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.


Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).


Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них - храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке . Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.


Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.


Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.


Старообрядческие храмы Воскресения Христова

1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось храма-колокольни Рогожского кладбища . Таким образом, ему было историческое имя. Именно во имя Воскресения Христова этот храм и был освящен 18 августа 1913 года, после того как на средства благотворителей он был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В 1949 г. храм был освящен во имя Успения Божией Матери, в таковом положении пребывал до 31 января 2014 года. Инициатива вернуть храму историческое имя была выдвинута предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви на Освященном соборе 2014 года.

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.


Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев , а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты » или «новопасхальники ». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым , также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

Похожие публикации