Что нужно сделать чтобы повысить самооценку подростка. Будьте реалистичны в своих ожиданиях

Инструкция

Создайте теплую атмосферу в доме. Ребенок должен чувствовать себя под защитой. Не допускайте в его адрес критики и оскорблений, которые резко понижают самооценку , вызывая чувство неполноценности. Не ссорьтесь и не ругайтесь в присутствии чада. Ребенок, родители которого находятся в постоянной вражде, пребывает в состоянии стресса и нервного срыва. Уважайте своего малыша.

Ребенку необходимо чувствовать вашу поддержку и понимание, поэтому вместе обсуждайте проблемы и ищите их решение. Также на формирование хорошей самооценки влияет участие в различных занятиях, где подразумевается взаимодействие с командой. Запишите ребенка в или спортивную секцию, тогда ему легче будет вырасти гармоничной личностью.

Связанная статья

Здоровая самооценка очень важна для гармоничного развития ребёнка. Только имея правильное представление о себе ребёнок может стать хорошим человеком Как же поднять ребенку самооценку?

Инструкция

Искренно любите ребенка. Взрослые не застрахованы от ошибок, поэтому, будучи родителями, необходимо относиться к детям с долей понимания и уважения. Чтобы ребенок понимал и чувствовал, что он хороший и интересный человек, с которым хотят дружить, необходимо уделять время общению. И это общение должно быть искренним, ведь дети всегда распознают фальшь, даже если сами это не до конца понимают.

Развивайте чувство компетентности. Успех ребенка во многих сферах деятельности повысит его уверенность в себе и его самооценку. Поэтому родители должны способствовать тому, чтобы он активно проявлял себя: умел многое делать , решал задачи, опираясь на свои возможности. Это даст ему возможность гордиться собственными достижениями.

Меньше наказывайте и больше поощряйте. Похвала ребенка со стороны родителей имеет огромное значение. Но не менее важна и хвала посторонних людей. Для того, чтобы ребенку заслужить одобрение посторонних людей, родителям нужно создавать такие условия, где он смог бы проявить свои умения и способности в глазах окружающих.

Позволяйте своему ребенку проявлять самостоятельность. Каждый ребенок может что-то сделать сам, дайте ему эту возможность. Предоставляйте детям возможность выполнять посильные поручения: накормить кошку, вынести мусор, подмести пол и так далее. Это поможет укрепиться самоуважению и накопить нужный опыт.

Не требуйте от ребенка невозможного. Хотя опыт и навыки ему необходимы, чрезмерная нагрузка может привести к неудаче, а это повлечет утрату веры в себя и свои силы.

Формируйте в ребенке уверенность в том, что он хороший. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был счастлив и чтобы у него сложились прекрасные взаимоотношения с людьми. Для этого необходимо научить его совершать добрые поступки, получая при этом удовольствие. Не отгораживайте ребенка от проблем в семье.

Также, чтобы у ребенка был адекватный уровень притязаний и высокая самооценка, ему необходимо постоянно видеть подтверждение этого на практике. То есть, подтверждение факта, что он добрый, компетентный, самостоятельный и ответственный.

Меньше критикуйте ребенка. Как говорится в известной пословице про благие намерения, родители часто пытаются замечать все неудачи и промахи . Это весьма негативно сказывается на самооценке ребенка, отсюда и появление всевозможных навешанных ярлыков.

В школе и детском саду всегда имеются психологи. Они следят за правильным и гармоничным развитием личности. Важную роль в становлении ребенка, играет самооценка. От нее зависит и успешность малыша.

Вам понадобится

  • Вам нужно выделить немного времени для прочтения.

Инструкция

Если самооценка завышенная. Ребенок не стремиться дальше развиваться. А зачем ему это надо. Он и так все может, все достиг. Такому человеку нужна помощь. Его необходимо встряхнуть, поругать, чтобы дальше продолжал делать успехи или ошибки.

Если самооценка заниженная. Такие дети часто впадают в депрессивное состояние, уныние. У них преобладает плохое настроение. Пугаются малейших неудач. Предпочитают оставить все так, как есть, плывут по течению. Чтобы дальше научить их радоваться жизни, пробовать что-то новое, нужна моральная поддержка родных людей, учителей, воспитателей.

Завышенная и заниженная самооценка плохо влияют на развитии ребенка. Лучше, если она будет адекватной. В этом должны помогать родители. Оказывать поддержку ребенку, верить в его силы и способности. Указывать, только аккуратно, на его недостатки. Близкие должны помогать малышу, правильно оценивать свои возможности.

Видео по теме

Адекватная самооценка является залогом счастливой жизни и личного успеха человека. Если вы чувствуете, что ваше отношение к себе ниже нужного уровня, работайте над собой.

Вам понадобится

  • - листок бумаги;
  • - ручка.

Инструкция

Поймите, что вы недооцениваете себя. Поверьте, что вы заслуживаете хорошего к себе отношения. Излишняя самокритичность и самоуничижение - это ненормально. Такое самоопределение мешает вам достичь успехов во многих жизненных сферах. Когда вы осознаете необходимость проведения реформ в собственном сознании, тогда вы будете готовы к переменам.

Подумайте, из чего складывается ваша низкая самооценка. Возможно, на нее повлияли нелестные замечания окружающих, груз ошибок прошлого, отсутствие каких-то серьезных достижений в жизни или непринятие себя. Стоит разобраться с каждой из этих причин.

Если ваша самооценка стала заниженной из-за мнения других людей, подумайте, почему их отношение для вас так важно. Даже если они являются для вас примером для жизненного успеха, вы не должны позволять данным индивидам влиять на вашу самооценку. Определите список людей, с точкой зрения которых вы обычно считаетесь. А теперь вычеркните из перечня тех, кто не поддерживает, а лишь критикует вас. С этих пор вы не прислушиваетесь к словам этих людей, пропускаете мимо ушей их замечания и по возможности ограничиваете общение с ними.

Возможно, вы не можете простить себя за какие-то ошибки, совершенные в прошлом. Тогда сначала определите, как в данный момент последствия от ваших действий в былые времена влияют на вашу жизнь. Упущенные возможности не считайте. Сейчас о них нет смысла сожалеть. Тем более, еще неизвестно, как бы обернулась ваша жизнь, поступи вы в свое время иначе. Проанализируйте свое поведение, только учтите, какие мотивы вами тогда руководили. Представьте, что вы судите любимого человека, будьте снисходительны и простите себе все, что было.

Заниженная самооценка может сформироваться из-за того, что вы не цените собственные достижения, не отмечаете свои победы. Причина такого положения может крыться в стремлении к идеалу. Тогда вспомните, что перфекционизм не ведет ни к чему хорошему. Учитесь довольствоваться средним результатом. Может быть, вы настолько целеустремленный человек, что, едва выполнив одну задачу, сразу ставите себе следующую. Остановитесь, отпразднуйте победу, найдите какое-то поощрение для себя, похвалите себя.

Если вы страдаете от низкой самооценки потому, что не достаточно сильно себя любите, стоит поработать над самопринятием. Перестаньте сравнивать себя с кем-то. Найдите максимум достоинств в своем характере и внешности. Если уж не можете обойтись без соревновательного элемента, то проводите сравнение с теми людьми, которые менее успешны, красивы и умны, чем вы.


Дети остро реагируют на чью-либо негативную реакцию по отношению к себе. Строгая критика и осуждение могут зародить в ребенке комплексы, которые ему будет трудно побороть самостоятельно.


Многие комплексы с детства перекочевывают и во взрослую жизнь, поэтому важно избежать появления подобных комплексов или же постараться избавиться от них, если они уже появились.


В отношении внешних дефектов дети беспощадны. То, что кажется им некрасивым, неправильным – тот же час высмеивается.


Ребенку нужно внушить, что любая часть тела, как бы она не выглядела, служит человеку для выполнения определенных функций, а не дана ему лишь для красоты. Руки – берут что-нибудь, трогают, выполняют работу. Без ног человек не сможет ходить, прыгать, бегать, а без глаз - видеть.

Так же нужно научить ребенка правильно реагировать на нападки, отвечать спокойно и уверенно, подготовив предварительно несколько фраз.

Многие родители сразу после рождения ребенка начинают представлять то, каким он будет, порой даже выбирают за будущую профессию малыша. Это в корне неправильно, ведь далеко не факт, что мечты родителей осуществляться. Когда мама и папа постоянно настаивают, например, на том, чтобы их дочка занималась танцами, а она потом уходит в гимнастику, ей в дальнейшем может показаться, что она не оправдала надежд своих любимых родителей, она будет корить себя за это, соответственно, самооценка будет падать.

Нужно хвалить любые начинания ребенка, давать ему право выбора и поддерживать этот выбор. Но при этом возможности своего чада следует оценивать адекватно. Маленькие дети оценивают себя исключительно при помощи родителей. То есть, если малышу постоянно говорят, что он лучше всех, а все остальные дети – никто, то он в дальнейшем действительно вознесет себя на пьедестал. Ребенок должен понимать, что у всех детей есть определенные успехи и неудачи, их не нужно стыдиться.

Любящим родителям очень тяжело ставить своего ребенка наравне с другими, ведь для них он самый лучший, но если они будут давать адекватную оценку своему чаду, то и малышу будет гораздо проще в жизни. Его самооценка будет правильной. Когда человек знает свои минусы и плюсы, ему гораздо проще идти на контакт с другими людьми, он никогда не будет заносчивым и некультурным, он будет уважительно относиться ко всем окружающим, а значит, с ним обязательно будут хотеть общаться.

Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.

Сайт «Красивая и Успешная» сегодня познакомит своих читательниц с рекомендациями педагогов и психологов, касающимися помощи подросткам в формировании правильной оценки своих сил.

Влияние родителей на формирование самооценки подростка

В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках.

Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил.

  • Никогда не сравнивать ребёнка с другими. Даже если эти сравнения будут из серии «…ты рисуешь гораздо лучше Пети и бегаешь быстрее Вани», никакой пользы ребёнку они не принесут и никак не помогут подростку повысить свою самооценку. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения.
  • В критике следует избегать общей оценки личности ребёнка, говоря, что он «лапоть», «раззява», «грубиян», «неуч» и т. д. А уж такие слова, как «дурак», «идиот» родителям нужно вообще вычеркнуть из своих реплик в диалогах с ребёнком-подростком. Критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка. Например, если мальчик получил в школе плохую отметку из-за того, что плохо подготовился к уроку, нужно объяснить ему, что во всём виновата лень, с которой ему нужно обязательно бороться. А пока он не переборет лень, доступ к компьютеру или планшету для него будет закрыт.
  • В вопросе, как повысить самооценку подростку, немалую роль играет отношение родителей к его личности. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение.
  • Важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз.
  • Похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Мама всегда сумеет найти в сыне или дочери положительные качества, за которые он себя полюбит.
  • Ребёнку этого возраста, особенно мальчику, нельзя резко отказывать в просьбе купить хороший современный телефон. К сожалению, разбитая мечта о собственном гаджете не раз была причиной подростковых суицидов. Если на момент просьбы ребёнка семья испытывает материальные трудности, нужно попросить его о терпении, пообещав приобрести заветный телефон через определённый срок.
  • Сайт сайт выяснил у психологов, что также нельзя экономить на одежде подростка. Это младшего школьника можно одевать в вещи, которые ему достались от старших детей в семье, а мальчика или девочку в возрасте от 12 до 17 лет нужно стараться наряжать по моде: подростки, особенно девочки, придают ей очень большое значение. Для девочки переходного возраста вообще важно всё, что имеет отношение к её внешности.


Как повысить самооценку подростку девочке

Даже очень симпатичные после 11 лет начинают сомневаться в своей привлекательности, а уж если период гормонального всплеска сопровождается проблемами с кожей и волосами, самооценка у юных представительниц прекрасной половины падает очень низко. Они тяжело страдают из-за любого дефекта внешности.

Чтобы повысить самооценку подростку-девочке, мама и папа должны приложить некоторые усилия.

  • Если у девочки действительно есть дефекты внешности, нужно помочь ей их скорректировать или устранить. Например, в наше время вполне реально вылечить неправильный прикус или устранить проблемы с кожей.
  • Маме не стоит запрещать девочке пользоваться декоративной косметикой. Наоборот, она должна помочь дочери купить подходящую помаду, тушь, косметические карандаши и т. д.
  • Как повысить самооценку дочери-подростку, должен знать любой отец. Ведь именно от искренности его комплиментов будет зависеть отношение девочки к своей внешности. Папа, который называет дочь красавицей и принцессой, вкладывает настоящую жемчужину уверенности в себе прямо в её доверчивое сердце.

Существует также ряд общих психологических рекомендаций о том, как обрести уверенность в своих возможностях, с которыми не лишним будет познакомить подростков, страдающих от комплекса неполноценности.

Как помочь подростку повысить самооценку

Жизненный опыт показывает, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы он действительно этого захотел.

Поднять самооценку помогут следующие психологические приёмы:

  1. Аффирмации, или утверждения, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Такую аффирмацию можно распечатать крупным шрифтом и поместить на стене в своей комнате или же написать на небольшом листке бумаги и положить в кошелёк. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух.
  2. Общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя.
  3. Занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе.
  4. Повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям.
  5. Умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств.
  6. Вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.

Родители должны понимать, что застенчивость многих – вовсе не особенность их возраста. Она присуща лишь детям с заниженной самооценкой, которые очень нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Если не помочь такому подростку повысить самооценку, детские комплексы могут перейти в его взрослую жизнь и стать серьёзным препятствием на пути к успехам.

Копирование этой статьи запрещено!

В подростковом возрасте происходит переход из мира детства в мир взрослых. Личность ребенка будто перерождается заново. Рушатся привитые в детстве стереотипы, переоцениваются ценности, подросток ощущает себя частью социума, который не всегда бывает дружелюбным.

Если самооценка меленьких детей зависит от того, как к нему относятся родные, то на оценку личности подростков влияет мнение сверстников и друзей, а также то, как воспринимают его в обществе. Юноши и девушки относятся к себе придирчиво, они остро воспринимают критику и не верят в свои силы. Это является основополагающим фактором формирования заниженной оценки личности.

Низкая самооценка порождает много комплексов. Она является причиной неуверенности в себе, отсутствия самоуважения, напряженности и застенчивости. Все это может оказать негативное влияние на взрослую жизнь. Поэтому важно, чтобы подросток адекватно оценивал себя и верил в свои возможности и силы.

Самооценка любого человека, в том числе и подростка, поднимается за счет собственных успехов и достижений, а также признания окружающих и близких. Помочь ребенку перейти от негативного отношения к себе до позитивного нелегко, но возможно. Хотя в юности главными авторитетами являются ровесники, а не родители, именно родители способны повлиять на повышение самооценки у подростка.

Нельзя недооценивать влияние родителей на самооценку подростка. Восприятие ребенком себя зависит от понимания близкими его достоинств. Когда родители к ребенку добры и внимательны, выражают одобрение и оказывают поддержку, он верит в свою значимость и редко страдает от заниженной самооценки. Переходный возраст может внести коррективы и повлиять на уровень оценки ребенком своей личности. Тогда родители должны приложить максимум усилий и положительно повлиять на формирование самооценки у подростка. Для этого:

  • Избегайте излишней критики . Порой без критики обойтись невозможно, но она всегда должна быть конструктивной и направленной не на личность ребенка, а на то, что возможно исправить, например, на ошибки, поступки или поведение. Никогда не говорите, что вы недовольны подростком, лучше выразите негативное отношение к его поступку. Помните, что дети в этом возрасте излишне чувствительны к любой критике, поэтому старайтесь высказывать недовольство мягко. Можно это делать, сочетая с похвалой, «подслащая горькую пилюлю».
  • Признайте его личность . Не нужно все решать за ребенка. Дайте ему возможность высказывать мнение, совершать поступки, иметь свои интересы. Относитесь к нему как к личности и всеми силами старайтесь его понять.
  • Чаще хвалите . Похвала оказывает большое влияние на самооценку подростка, поэтому не нужно забывать хвалить ребенка даже за самые незначительные достижения. Вы покажете, что он вам небезразличен и вы им гордитесь. Если он плохо с чем-то справляется, не ругайте подростка, а окажите ему содействие и помощь. Возможно, его таланты раскроются в другой сфере.
  • Не сравнивайте ребенка с другими . Ваш ребенок уникален – вы должны это понимать и ценить. Не нужно его сравнивать с другими, особенно если сравнение не в его пользу. Не забывайте, что все мы разные и некоторые более успешны в одном, а другие – в другом.
  • Помогите ребенку найти себя . Низкая самооценка у подростка возникает из-за проблем в школьном коллективе, когда сверстники его не понимают, не принимают или отторгают и когда у ребенка нет возможности себя реализовать. Стоит предложить ему посещать какой-либо клуб, секцию, кружок или другое место, где он может познакомиться с новыми людьми, с которыми сможет найти общий язык и которые будут разделять его интересы. В окружении единомышленников подростку легче раскрыться и приобрести уверенность в себе. Но только кружок ребенок должен выбрать самостоятельно, основываясь на своих интересах и предпочтениях.
  • Научите ребенка отказывать . Люди, имеющие низкую самооценку, не умеют отказывать. Они уверены, что помогая всем окружающим, становятся для них значимыми. В действительности люди оказываются ведомыми, зависят от других и не имеют своего мнения, их используют и не уважают. В такой ситуации самооценка подростка может упасть еще ниже. Важно научить его говорить «нет».
  • Уважайте ребенка . Не унижайте ребенка и воспринимайте его как равного. Если вы сами не будете его уважать, а тем более, оскорблять, то вряд ли он вырастит уверенной в себе личностью.

Уверенность в себе необходима любому человеку в любом возрасте . Но больше всего нуждаются в ней подростки.

Это связано с особыми задачами, стоящими перед человеком именно в этом возрасте. Однако именно подростки часто страдают от неуверенности в себе.

Поэтому о том, как помочь подростку обрести уверенность в себе , задумываются почти все родители.

Почему именно подростку необходима уверенность в себе?

«Уверенность в себе» — психологическое качество, которое можно определить как положительное восприятие себя, дающее человеку силы справляться со всеми испытаниями. Справляться - в психологическом смысле.

Не всегда и не все трудности преодолимы. Но уверенный в себе человек не ломается внутренне, не отступает перед трудностями, делает всё возможное для их преодоления.

Уверенность в себе зависит от Я-концепции . Я-концепцией называется соотношение представления о себе реальном и своего идеала человека (Я-реального и Я-идеального). Если осознанное и подсознательное восприятие себя вполне соответствуют Я-идеальному, то такой человек уверен в себе.

Наоборот, серьёзное рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным неизбежно ведёт к неуверенности в себе.

Необходимость в этом важнейшем ментальном качестве именно для подростков связана с изменениями в их физиологии (физически они ощущают себя уже взрослыми), переменами в общении с людьми (к ним начинают относиться более уважительно, чаще считаются с их мнением), изменением социальной роли и изменениями во внутреннем мире (внутренне подросток уже примеряет на себя роль студента или работающего взрослого, готовится к созданию семьи).

Возраст этот называют «переходным» , и это довольно удачное определение. И окружающие, и сам подросток понимают, что он становится другим. Требования к нему - другие. Вызовы - другие, более серьёзные. И ему очень важно быть уверенным, что он справится, сможет, что у него всё получится.

Ни в каком ином возрасте уверенность в себе не играет такой огромной роли.

Как воспитать уверенного в себе ребенка? Узнайте из видео:

Что влияет на детскую самооценку?

Рассмотрим основные факторы , влияющие на самооценку ребенка и подростка.

Мнение о нём близких взрослых

Подросток - всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь . А дети узнают о том, какие они, от взрослых.

Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.

Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности . В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».

Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца . Её мама - ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея - вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.

Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия . Разумеется, совершенно неправильного.

На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.

Однако что-то говорить детям , чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.

Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.

Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало : «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»

И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.

В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа .

Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.

Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.

Такой подросток никогда не будет уверен в себе .

Эмоциональное благополучие

Тут тоже всё зависит от родителей, особенно - от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.

Безусловная любовь - это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений - а просто так.

Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».

Отец любит ребёнка как раз за что-то . За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.

Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.

Школьные успехи

Или неуспехи.

Учёба в школе - главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.

Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.

Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе , правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.

Отношения со сверстниками

Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников .

Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.

И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой , его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.

Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:

Каковы причины заниженной самооценки?

Каковы причины неуверенности в себе у ребенка в 7-12 лет? Ответ на этот вопрос очевиден из сказанного выше:


Могут быть и особые причины , но они встречаются редко.

Роль родителей

Коротко говоря, она огромна . Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.

Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится - и эти довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.

На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам . И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.

Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.

Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение , что-то сам решать.

Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.

Важно, как родители оценивают поступки ребёнка , как критикуют его.

Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.

Критиковать ребёнка нужно , но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.

И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.

Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.

Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся - будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.

Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.

Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе .

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую . Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен .

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Завышенная самооценка: нужно ли с этим что то делать?

Несколько завышенная самооценка ребенка раннего возраста считается нормой? Завышенная самооценка - вариант неправильной, необъективной оценки . Так что, конечно, это плохо.

Уверенность в себе, как мы уже отмечали, — это результат достаточно точного соответствия между Я-реальным и Я-идеальным.

Да, чаще мы сталкивается с низкой самооценкой. Однако и завышенная тоже не редкость. Она встречается у учеников элитных учебных заведений. У детей богатых и статусных родителей (так называемых «мажоров»).

Что делать? Понижать её, используя все возможные способы. То есть, говорить подростку, что вы о нём думаете, какой он на самом деле. Наказывать за проявления высокомерия.

Завышенная самооценка так же опасна, как и заниженная .

Счастливый человек, имеющий прочные связи с людьми, прежде всего, своими близкими, любящий их и любимый ими, о котором заботятся, но и он имеет возможность и даже обязан о ком-то (пусть о собачке или кошке) заботиться, успешный хотя бы в каком-то социально значимом деле (пусть это всего лишь учёба в школе или какой-то спорт), никогда не слышащий в свой адрес отрицательных оценок своей личности и своей внешности, имеющий достаточно высокий статус в группе сверстников - просто не может не быть уверенным в себе .

Но если что-то не так, это не приговор. Уверенными в себе мы не рождаемся, а становимся. И никогда не поздно что-то вернуть или изменить.

Что делать, если у девочки-подростка низкая самооценка? Практические советы:

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» - зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте - учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу - идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной - в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка - следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» - следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки - процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Похожие публикации