Что за камень находится в мекке. Какими особенностями обладает знаменитый Черный камень Каабы

Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.

Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».

Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.

«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.

Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы

Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).

Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ

Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу) » («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.

Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.

Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم

«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов » (ат-Тирмизий).

В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.

Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.

Достоинство Чёрного камня

Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:

الحجر الأسود من حجارة الجنة

«Чёрный камень – это камень из Рая » (ат-Тирмизий, достоверный хадис).

В другом хадисе говорится:

إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب

«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).

Экспертиза камня

Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.

Чёрный камень – лучшее лекарство

Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:

لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره

«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня » (Ахмад, ат-Тирмизий).

Целование и касание Чёрного камня

Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя » (аль-Бухари).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق

«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его » (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).

Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!

Ибн Мухаммад

Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам» , что означает в переводе с арабского «священный дом» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Фильм "Заповедная мечеть" | "Кааба за кулисами... Как проходит уборка, чистка и все остальное

    ✪ Исторический 3D видео ролик История чёрного камня Каабы в Мекке

    ✪ Составные части Каабы. Документальный фильм ๑۩۞۩๑

    ✪ Что находится внутри Каабы? Видеосъемка!

    Субтитры

История

С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами [ ] . Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…» (Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 35 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром .

Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана . В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV , Фейсала и Халида , площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость - до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень . Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф . Кааба служит киблой - ориентиром, к которому обращают своё лицо мусульмане всего мира во время молитвы .

Этимология

Буквально слово الكعبة ‎ в арабском языке означает «кубический дом», в свою очередь произошедшее от الكعب ‎ - «куб». Другое названия Каабы - «Аль-Бейт аль-Акдам», то есть «самый древний Дом». Мусульмане также называют Каабу словом «Бейту-Ллах», что означает «Дом Аллаха» :

Оригинальный текст (ар.)

إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ ‎

Составные части Каабы

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из блоков мекканского гранита на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы постоянно покрыты особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва . Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю . Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

Восточная стена - 14,80 метров; стена со стороны Хатем - 10 метров; сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом - 9,15 метров; западная сторона - 14,2 метров.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя, по другим сведениям, камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс . Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (Шаблон:Lang-ar-link) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метра от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений . Высота самой двери 3,06 метра, а ширина - 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999-й пробы стоимостью 13 420 000 риалов . Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба .

Мизаб ар-Рахма (Шаблон:Lang-ar-link - водосточный жёлоб милости ) - жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.

Цоколь (Шаблон:Lang-ar-link), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Мультазам (Шаблон:Lang-ar-link) - часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (Шаблон:Lang-ar-link) - стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.

Угол Чёрного камня (Шаблон:Lang-ar-link) - угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень .

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза ; в центре Каабы находился идол Хубала - божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь - арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы - аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) - благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Ремонтные работы в мечети

Реконструкция Каабы курайшитами

Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен), - кричали они хором, - это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились - положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Реконструкция после эпохи пророка - Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну - для входа, а другую - для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна - на восток, а другая - на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем - полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: - сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; - опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; - увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); - ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); - сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана

В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф , известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

  • он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
  • он отделил Хатем;
  • он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную;
  • разрушил стену, окружавшую Хатем;
  • убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
  • уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммеда, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить своё решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик ибн Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана

В 1629 г. из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.

На всей земле множество значимых мест и достопримечательностей с многолетней историей для каждой культуры и религии. В Исламе особое значение имеет Мекка, священный город, который, по словам мусульман, хранит Всевышний Аллах. Ведь именно здесь, родился пророк Мухаммад (с.а.в.). Именно здесь ежегодно собирается более четырех миллионов паломников. Именно здесь каждый мусульманин мечтает посетить Дом Бога и ощутить связь с Господом.

Одной из чудодейственных реликвий является черный камень. Расположен он на святой земле храма Кааба, находящегося в Заповедной Мечети.

Какова же история черного камня в Каабе и в чем его значение для мусульман? По преданию этот храм был возведён для Адама (а.с.). Его тоска по жизни в Раю была столь сильной и горькой, что Всевышний пожалел его и создал такой же храм, как и на небесах, и спустил его на землю. У Адама появилась копия райского сооружения. Но после Великого потопа строение и место, на котором она была, были смыты и потеряны.

После чего пророк Авраам решил заново отстроить храм. Приближенный к Богу ангел Джабраил помог ему и спустил с небес на землю необычный плоский черный камень. Он был подвешен в невесомости и взлетал и опускался на любое расстояние. Таким образом он выполнял роль своеобразного леса.

Этот черный камень находится в Мекке и по сей день, хоть уже и не обладает невероятными левитирующими свойствами. И все мусульмане молятся о том, чтобы хотя бы единожды посетить этот город и увидеть воочию священный камень.

Почему камень Каабы стал черным?

По словам предания, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим (а.с.) уже достраивал храм в Мекке. Ему нужен был какой-то ориентир, который бы точно определял место для начала священного ритуала – семикратного обхода вокруг храма. Он вспоминал события, которые происходили в Раю. Ангелы и сам Адам проходили семь кругов вокруг храма. Поэтому Ибрахим (а.с.) хотел воссоздать этот ритуал, поэтому ангел Джабраил (а.с.) помог ему.

Существует легенда, которая повествует, что черным камнем является ангел-хранитель первого человека на земле. Якобы после грехопадения Адама (а.с.) его обратили в камень. А когда ангел спустил черный камень на землю Мекки, он начал ослеплять ярким белым светом.

По преданию камень Каабы в храме впитывает все грехи мусульман, тем самым темнея и превращаясь в черный камень.

На данный момент ученые всё ещё не раскрыли тайну состава этого камня. Но существуют две основные версии: это либо кусок от вулканической породы, которая ещё не известная человечеству, либо – метеорит, который упал в Мекке. Такая загадочность привлекает не только верующих, но и множество туристов.

Такая необычная достопримечательность всегда вызывала интерес у народа. У черного камня в Каабе есть такая история. Когда храм нуждался в ремонте, племенные семьи курайшитов хотели разобрать камень на кусочки и перенести его. Это привело к ожесточенному спору. Но Мухаммад (с.а.в.) принял верное решение и исправил положение. Он постелил на землю свой плащ, завернул в него камень. А каждый старейшина древнейших родов должен был взять за край плащ и перенести камень таким образом на другое место.

Теперь в это священное место верующие совершают паломничество, называемое . Там все мусульмане должны семь раз обойти вокруг Каабы. Он обозначает гармонию и подчинение всего живого одной системе, которая воплощена в Господе.

Черный камень Каабы

Это самый известный камень (предположительно, метеоритного происхождения), который считается наиболее священным сокровищем в исламе. Мусульмане верят, что он является окаменелым ангелом-хранителем Адама, которого вместе с первыми людьми выдворили из Рая за то, что не уберег их от соблазнов и нарушений Божественного запрета. Поклонники ислама также считают, что когда настанет Судный день, Черный камень вновь превратится в ангела. Он призван рассказать Аллаху о тех людях, которые свято исполняли свои обязанности, строго соблюдали мусульманские обряды, т. е. вели праведную жизнь и достойны Рая.

Накануне Курбан-байрама, одного из главных мусульманских праздников, миллионы верующих из разных стран мира совершают паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Кааба (араб. - «куб») - «Священный дом», в сторону которого правоверные мусульмане обращаются во время молитвы пять раз в день. Этот дом расположен в центре главной мечети Мекки (Аль-Масджид аль-Харам, или аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски означает «Священная мечеть») и представляет собой каменное здание в форме куба с основанием 12 м на 10 м и высотой 15 м. В его северо-восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован окаймленный серебряным ободом Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад) - главный предмет поклонения, символ могущества Аллаха. Видимая поверхность камня - примерно 16,5 на 20 см. По преданию (которое фиксируется еще за 200 лет до Мухаммеда), этот райский камень (белый яхонт) был дан Богом и принесен ангелом Джабраилом Адаму после его раскаяния. Черным он стал позже от многочисленных людских пороков.

Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники семь раз обходят вокруг и целуют Черный камень или хотя бы прикасаются к нему, снимая, таким образом, с себя все грехи. Возле угла здания, где вмонтирована главная святыня мусульман, во время хаджа стоят полицейские, прикованные к стене мягкими ремнями, чтобы их не унес людской водоворот.

Ныне священная реликвия представляет собой гладкую поверхность с несколькими полосами и небольшими вкраплениями кристаллов. Ее многие ученые считают метеоритом, хотя камень, вероятно, не может быть ни железным метеоритом, если принять во внимание его трещины; ни каменным метеоритом, так как плавает в воде.

Метеоритам в разные времена поклонялись, как богам. Скажем, в Древнем Египте метеориты опускали с покойником в могилу как пропуск на небо. В одной из египетских пирамид было найдено ожерелье из железных метеоритов. Древние египтяне ценили такое железо в пять раз дороже золота и в 40 раз дороже серебра. В древнегреческом храме Артемиды конической формы большой метеорит был центральным идолом. Упавший в 1200 г. до н. э. «небесный подарок» древние греки назвали «Божьим домом» и поместили его в храме в Орхомене (Аркадия). Древние евреи назвали метеориты «обителями Бога» и совершали обрезание метеоритными ножами, сделанными из метеоритного железа. Железный «подарок» весом более 1,5 тонн, обернутый в грубую ткань, был обнаружен учеными в подобном лабиринту древнем храме в Мексике. За 400 лет до н. э. в Сирии упал метеорит, который назвали «Эллагабалом» (на ассирийском «Элла» - Бог, «габал» - Создатель) и почитали как символ Солнца. Через несколько столетий его перевезли в Рим, где для него построили храм Метеора, а римский император стал верховным жрецом этого храма. Во II–III ст. до н. э. в Средиземноморье было уже более 30 храмов с метеоритами. Индейцы считали упавший в центральном Техасе с неба кусок металла весом 742 кг способным исцелять людей и совершали периодические паломничества к нему. В 1853 г. метеорит, который упал в восточной Африке недалеко от Занзибара, племенем уаника был провозглашен богом. А христиане на местах падения метеоритов, которые называли «Христовыми камнями», служили молебны, совершали крестные ходы, строили поминальные часовни. Интересно, что собор Св. Петра в Риме построен на том месте, где раньше находился храм с метеоритом.

14 августа 1992 г. десятки камней упали с неба на африканский город Мбале в Уганде. Местные жители собрали некоторые метеориты и принимали порошок из них в качестве лекарства. Они полагали, что камни были посланы Богом для избавления людей от СПИДа.

В 1980 г. ученые высказали предположение, что Черный камень - ударной природы (расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом), он взят из кратера Вабар, расположенного в 1080 км к востоку от Мекки. Таким образом, священная реликвия ислама представляет собой застывшее пористое стекло, поэтому оно достаточно твердое и хрупкое, и может плавать в воде: имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Противники этой теории говорят, что, судя по некоторым измерениям, возраст кратера в Вабаре всего несколько веков, хотя есть легенды, утверждающие, что метеоритному кратеру от пяти до девяти тысяч лет. Энергия, выделившаяся при падении «небесного подарка», была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, т. е. была сравнима с взрывом в Хиросиме. Правда, это был не самый мощный из всех ударов, потрясших нашу планету за время ее существования.

Согласно арабскому преданию, Адам и Хавва (Ева) были не только изгнаны из рая, но и разлучены: Адам попал на остров Цейлон, а Хавва - на побережье Красного моря, в район, где расположен ныне порт Джидда. Они встретились только через два столетия в районе Мекки и у горы Арафат впервые познали друг друга после столь продолжительной разлуки. Адам очень страдал из-за того, что лишился храма, в котором привык молиться в раю. Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю в пустыне близ нынешнего источника пресной воды Замзам. После смерти Адама этот нерукотворный храм якобы был унесен обратно на небо.

Похоронив свою мать Хаджар (библ. - Агарь), Ибрахиим (Авраам - он считается общим предком арабов и евреев) стал подолгу гостить в окрестностях Мекки. В одно из его посещений на том самом месте, где некогда находился храм Адама, Ибрахиим вместе с сыном Исмаилом выстроил храм, который ныне известен как Кааба. Для его сооружения были взяты камни от пяти священных гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (Елеонской по Библии), Джуди (на которую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег) и Хиры (где впоследствии пророк Мухаммед получил первое откровение и был призван на пророческое служение).

Когда здание было почти готово, Ибрахииму понадобился заметный камень, чтобы обозначить на стене место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. В раю ангелы и Адам, наученные Всевышним, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахиим хотел, чтобы и на Земле богослужение происходило так же. Тут-то ангел Джибриил (библ. - архангел Гавриил) и принес ему знаменитый Черный камень, который был вмурован в северо-восточный угол здания.

Правоверные считают Каабу первым на земле храмом Всевышнего, который был создан руками человека задолго до возникновения ислама. Во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был поднят в воздух, а затем разрушен. Потом Бог повелел Ибрахииму и Исмаилу найти исчезнувшее под песками основание храма и построить новый. По преданию, для облегчения строительства Каабы ангел Джибриил принес Ибрахииму плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрахиима, также является священным для мусульман и носит название «Макам Ибрахиим» («место стояния Ибрахиима»). Он находится в нескольких метрах от Каабы, напротив входа в святилище.

Как свидетельствует история, Кааба служила центром поклонения арабов в доисламскую языческую эпоху. От старшего сына Исмаила «заведование» храмом перешло к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III ст. н. э. их вытеснило другое племя - хузаиты. Джурхумиты, покидая Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник пресной воды Замзам, а хузаиты расчистили источник и восстановили храм. Тогда здесь кроме Черного камня были сосредоточены 360 идолов, среди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с младенцем Иисусом. В 630 г., после 23 лет призывов, основатель вероучения пророк Магомет, овладев Меккой, наконец-то очистил храм от идолов, но почтительно прикоснулся посохом к Черному камню, сохранил все обряды хаджа, и верующие стали поклоняться единому Богу - Аллаху.

В наши дни Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое называется кисва. Покрывало ежегодно меняют и орошают розовой водой. Старая кисва разрезается на лоскутки и продается паломникам. Многие хранят кусочки покрывала как священные реликвии. Право на облачение Каабы считается величайшей честью, которую с давних времен оспаривали престолонаследники и великие люди.

Верхнюю часть покрывала украшают вышитые золотом и серебром изречения из Корана (суры). Они же украшают и покрывало, закрывающее дверь в Каабу, которая возвышается над землей примерно на два метра и сделана из чистого золота (ее вес 286 кг). Во время посещения и очищения внутренностей Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся списки Корана.

С крыши северо-западной стены Каабы выступает позолоченный сток для воды. Часть Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка отгораживает аль-хиджр - особое место, куда паломники не заходят во время обхода (тавафа) вокруг Каабы: считается, что при Пророке Ибрахииме оно якобы было частью Каабы и там, по легенде, похоронены сын Ибрахиима Исмаил и его мать Хаджар.

Вокруг Каабы построена священная мечеть Харам, которую иногда еще называют Запретной мечетью. Строительство первой мечети на этом месте относят к 638 г., а нынешняя мечеть известна с 1570 г. Последний раз она реконструировалась в конце 1980-х гг., когда к ней с юго-западной стороны пристроили огромный корпус с двумя минаретами.

Вблизи мечети в свое время появилось много различных зданий и сооружений. Были там и кафедры основных мусульманских религиозно-правовых школ, уничтоженные во время больших ремонтных работ в 1950 - 1960-х гг., которые провели саудовские правители. В 1980 г. Кааба и мечеть Аль-Масджид аль-Харам были захвачены группой религиозных фанатиков, посягнувших на Черный камень. Через две недели нарушителей порядка уничтожили саудовские войска, которые штурмом взяли святыню.

Интересно отметить, что еще в 930 г. Черный камень выкрали карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, и лишь через 21 год его нашли, убедившись предварительно в его подлинности по свойству не тонуть в воде. А в 1050 г. безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило. После всех этих несчастий, камень раскололся на 15 кусков, которые сейчас скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление.

Черный камень - загадка храма Кааба. Некоторые исследователи считают его, как и все метеориты, энергетическим «аккумулятором» с очень высоким уровнем энергии, посланным Высшими силами на Землю для «подстраховки». Мусульмане верят, что в День Страшного суда Черный камень превратится обратно в белый жемчуг.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Русская мифология. Энциклопедия автора Мадлевская Е Л

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Камень Камень, как и земля, вода, воздух, огонь, является одним из первоэлементов мира. Из многочисленных письменных источников, преданий, мифологических рассказов известно, что у славянских народов издавна существовало почитание камней, особенно тех, которые отличались

Из книги автора

Агат-камень С древних времен людям были известны целительные свойства камней. В XVI–XVII веках появились сборники, в которых описывались эти свойства камней, а также трав, деревьев и всего, что окружало человека. В эти древние «Лечебники» вошел опыт многих поколений

Из книги автора

Алатырь-камень Волшебный камень, который находится на острове Буяне. Его эпитет - «бел-горюч камень», считается, что он на делен самыми чудесными свойства ми. Он белого цвета и огромных размеров. «Алатырь - всем камням камень, всем камням отец!» Как гласят легенды, он упал

Из книги автора

Алмаз-камень Как лекарь, алмаз полезен для глаз, он улучшает зрение и дает необычную зоркость, очищает ум от излишнего попечительства и тревог, усиливая его остроту к важным предметам жизни, врачует печень, желчные протоки, заболевания кожи. При этом его надо носить на

Из книги автора

Аметист-камень Он способствует исцелению от ожогов, дает неплодным детей, восстанавливает душевную гармонию и равновесие, активизирует умственные способности, увеличивает и усиливает силу владельца. Этот камень в умелых руках превращается в спасение от подагры. Вода, в

Из книги автора

Змеевик-камень Значительно повышает силы организма, служит мощным противоядием. При умении общаться с камнем, он предупреждает хозяина о подступающих заболеваниях: он как бы меняет теплоемкость (хотя на самом деле этого не происходит!), становится в руках более теплым,

Из книги автора

Кремень-камень С давних пор считался способным к избавлению от очень тяжелых болезней, таких, как рожа, туберкулез, проказа, зоб, энцефалит, помогает восстановлению костей, восстанавливает минеральный баланс в организме человека. Кремневая вода, насыщенная энергией,

Из книги автора

Магнит-камень Если муж этот камень носит при себе, бывает мил он своей жене, если носит жена - то же доставляет он и ей. По этому камню можно узнать о верности или неверности супругов. Его следует положить в изголовье жене, которая мужу верна, - та и сквозь сон мужа своего

Из книги автора

Черный камень Форум окончательно стал вотчиной археологов в конце XIX века, и с тех пор эта ситуация практически не менялась. В 1899 году перед курией раскопали плиты черного мрамора, а под ними - несколько памятников разного времени: U-образный алтарь, небольшой пьедестал,

Из книги автора

За Камень Первое сообщение о переходе новгородцев на восточный склон Урала, а затем в Сибирь, в Новгородской летописи появилось примерно в 1364 году. Перевалив Урал, путешественники достигли Оби и вышли к Северному Ледовитому океану. Этот северный путь от Новгорода был

Черный Камень Каабы.

Дата: традиционно считается, что Черный камень появился до сотворения человека на Земле.
Краткая характеристика: Черный камень-объект поклонения мусульман, расположенный в угловой стене Каабы - священного храма в Мекке; мусульмане верят, что Кааба является самым священным местом на Земле.
Как выглядит: полукруглый камень, состоящий из нескольких кусков или частей, перевязанных вместе серебряной нитью. По горизонтали его размер составляет примерно 10 дюймов; по вертикали - 12 дюймов.

Кааба (священный храм); в его юго-восточном углу в серебряном футляре на высоте нескольких футов от земли покоится знаменитый Черный камень. Храм со всех сторон окружен верующими.
Черный камень Каабы - это загадочный предмет древности (возможно, он появился даже до сотворения человека на Земле), который почитается мусульманами всего мира как священный; считается, что его происхождение связано с именем верховного бога Аллаха и что на протяжении тысячелетий этого камня касались многие святые, от Авраама до Мухаммеда. Черный камень замурован в стену священного храма, построенного на земле, которую строго запрещается посещать немусульманам.

Согласно исламской религии, камень этот появился на Земле много веков назад с небес; история его появления связана с поклонением Аллаху многочисленных ангелов, которые пели псалмы и совершали молитвенные обряды во время вождения хороводов вокруг Эль-Бейтул Мамур, считавшегося местом поклонения ангелов Аллаху. Находилось это священное место непосредственно под троном Аллаха. Аллах возжелал, чтобы у живущих на Земле людей была такая же святыня для поклонения ему, и он вручил Адаму блестящий белый камень, чтобы тот принес его на Землю из рая и установил в Каабе; именно Каабу Аллах решил сделать местом всеобщего поклонения ему мусульман. Камень назвали Аладжар Алсад, что означало «самый счастливый», так как именно он был выбран из множества других камней рая для установки в Каабе.

Взяв Аладжар Алсад в руки, Адам спустился из рая на землю одного из индийских островов (в настоящее время он называется Шри-Ланка), и Аллах повел его в Мекку – место, расположенное непосредственно под его троном в раю. Адам поместил камень в землю, и на этом месте был возведен священный храм Кааба.
Некоторое время спустя, когда на Земле произошел Всемирный Потоп, храм Кааба был сильно поврежден, и святой камень был волей божьей перемещен в более безопасное место. Он оставался скрытым от глаз людей до тех пор, пока Аллах не приказал Аврааму - отцу всех пророков после него - восстановить Каабу. Архангел Гавриил привел Авраама в Мекку, туда, где должен был быть заново воздвигнут Кааба, и Авраам воздвиг там Дом Аллаха, а архангел Гавриил передал ему «святой камень» для его возвращения на прежнее место.

Населявшие Землю люди соединили поклонение Аврааму с проявлением глубочайшего уважения к «святому камню»; свое почтение они выражали целованием и прикосновением к камню. Кроме того, они приносили вблизи стен священного храма в жертву овец, коров и других животных, а их кровь наносили на камень. Через некоторое время камень начал темнеть.
На протяжении столетий Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его, так как считали своей собственностью в те времена. В конечном счете Кааба стал местом поклонения всех арабских племен независимо от места их проживания.

В начале VII века в Каабе произошел сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена; тем не менее люди восстановили Каабу, сделав его стены более высокими и соорудив дверь высотой в несколько футов, так чтобы стражникам легче было следить за тем, кто входит в храм. Однако среди арабских племен, которые совместно занимались восстановлением храма, вскоре начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Черного камня. Представители различных арабских племен решили, что в этом споре их рассудит первый человек, который войдет во внутренний двор храма.
Случилось так, что первым человеком, вошедшим внутрь храма, оказался Мухаммед. В то время Мухаммед еще не был пророком, но имел репутацию честного и надежного юноши. Когда ему изложили суть проблемы, Мухаммед принял мудрое решение и предложил план, который смог удовлетворить интересы всех участвовавших в споре сторон. Он положил на землю кусочек ткани и установил в его центре священный Черный камень. Затем он попросил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг положенного на землю кусочка ткани. Все вместе они подняли водруженный на ткань священный Черный камень и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведенное для него место.
Примерно в 610 году н.э. исламская религия была формально восстановлена; это произошло, когда Мухаммеду, открыто выступавшему против почитания идолов его соотечественниками, явилось откровение Аллаха через архангела Гавриила - того самого, который передал это откровение всем пророкам и который убедил Авраама и его сына Исмаила заняться восстановлением Каабы.
Искренний протест Мухаммеда против идолопоклонства привел к всплеску затаенной вражды среди неверующих жителей Мекки. Эта вражда постепенно усилилась настолько, что жизни пророка стала угрожать серьезная опасность, и в 622 году, сразу же после получения от Аллаха соответствующих указаний, Мухаммед переселился в Ясриб (позднее этот город стал называться Медина - Прим. перев.). Это путешествие Мухаммеда называется хиджра, и именно после него (в 622 году) у мусульман появился свой мусульманский календарь.
По мере распространения ислама происходило также и резкое усиление вражды, однако в конечном итоге население Мекки приняло эту религию, поверив в то, что Мухаммед действительно является пророком, а Коран - священная книга мусульман - заключительным откровением, которое послал на Землю Аллах. Кааба стал священным местом для мусульман, а каменные идолы, находившиеся внутри храма, были выброшены за ненадобностью. Черный камень, тем не менее, оставили нетронутым.
После смерти Мухаммеда его приверженцы и последователи ввели среди мусульман законы, сформулированные Аллахом и явившиеся в виде откровения пророку Мухаммеду. Халиф Омар, который первоначально выступал против Мухаммеда, вынудил людей поверить в то, что Черный камень не является идолом; он сказал им: «Я знаю, вы неспособны делать добро или зло другим людям. Если бы я невидел, как-вестник Аллаха целует вас, я бы никогда не произнес этих слов».
Последователи Мухаммеда стали основоположниками коренных изменений, которые в конце концов привели к развитию сектантского конфликта, закончившегося нападением на Мекку. Во время этого нападения в 682 году Дом Аллаха снова был сильно поврежден, а Черный камень разбит на куски. После отступления захватчиков большинство населения Мекки бежало из-за боязни, что Аллах накажет их за то, что они допустили разрушение врагом святыни. Однако халиф решил начать реконструкцию храма, и горожане присоединились к нему в этом начинании, когда увидели, что наказания Аллаха не последовало. В качестве строительного материала для восстановления святыни были использованы камни, которые в большом количестве можно было найти на окраинах города. Правитель Мекки соединил вместе все куски Черного камня, перевязал их серебряным обручем, а затем поместил их в угловую стену храма.
Со времен Мухаммеда Кааба несколько раз оказывался поврежденным, но никогда не был полностью разрушенным. Мусульмане верят, что священный храм разрушить просто невозможно, так как он, так же как и Коран, находится под зашитой Аллаха, которая и обеспечивает ему вечную жизнь. В тот же самый год, когда родился Мухаммед, эфиопский царь во главе своего войска решил напасть на святыню, но его армия была полностью уничтожена армиями похожих на голубей желтых птиц, которые по приказу Аллаха бросали камни прямо на головы несчастным солдатам.
Днем и ночью на протяжении целого года мусульмане выполняют в Каабе ритуал, называемый тааф. Этот ритуал заключается в призывании ангелов с небес в Эль-Бейтул Мамур; мусульмане быстрым шагом обходят семь раз священный храм Каабу, одновременно совершая религиозный обряд, подтверждающий их верность Аллаху. Они целуют Черный камень или касаются его поверхности (если же верующие не могут подойти близко к стенам Каабы из-за большого скопления народа вокруг святыни, то они, совершая религиозные обряды, просто указывают на храм).
Один раз в год мусульмане со всего мира совершают паломничество в Масджид Эль-Хараам - самую большую священную мечеть в мире, в открытой середине которой и находится Кааба.

Черный камень установлен на высоте приблизительно трех футов от земли в наружном юго-восточном углу Каабы - каменного сооружения в форме огромного куба. Поцелуи и прикосновения к священному камню являются древней традицией мусульман, сохранившейся после того, как это сделал Мухаммед. Мусульмане - верные ученики Пророка - убеждены в том, что если кто-либо из верующих целует камень искренне, от всего сердца признавая свои грехи, и обходит вокруг Каабаы, призывая на помощь Аллаха, то камень обязательно станет свидетелем этой мольбы в день Страшного суда, когда обретет способность видеть и говорить.
Черный камень установлен в специальной нише, так что любой человек, который хочет прикоснуться к нему или -поцеловать его, должен опустить в эту нишу свою руку или лицо. От камня, поверхность которого является гладкой и успокаивающей, исходит приятный аромат. Считается, что он исходит от него еще со времен Авраама.
Мусульмане, участвующие в ритуале, в соответствии с заповедями ислама совершают молитвенные обряды в определенных местах стен храма. Напротив Черного камня находится Макам Ибрахим (вершина Авраама). Когда паломники по кругу движутся от этого участка стены храма к Черному камню, Аллах, как принято считать в исламе, прощает часть их грехов.
Перед Черным камнем на расстоянии нескольких футов от него находится стена, в которой можно обнаружить удивительный источник «святой воды» - Земзем. Согласно библейской легенде, наложница Авраама Агарь вместе со своим новорожденным сыном Исмаилом бежала из дома, когда Авраам поехал навестить в Мекку свою жену Сарру. Агарь оказалась в пустыне, где ее начала мучить сильная жажда; и тут на землю спустился архангел Гавриил и принес ей чистой воды, источник которой находился прямо у ног Исмаила. Казалось, что в этом месте не может быть никакого искусственного источника, так как в земле не было видно даже небольшого отверстия. Однако и в наши дни в этом месте можно обнаружить довольно мощный источник, который, по убеждению мусульман, не иссякнет до наступления дня Страшного суда.
Вход внутрь Каабы разрешен мусульманам только в определенное время - два-три раза в течение года. В эти периоды времени король (или его представитель) и главы дипломатических миссий из других мусульманских стран входят внутрь Каабы, где обращаются к Аллаху с просьбой о прощении грехов. Получить приглашение для посещения Каабы в это время считается большим почетом.
Совершать молитвы в Каабе разрешается только мусульманам. Всего лишь нескольким немусульманам - уроженцам Запада - довелось побывать в Каабе; одним из них был английский востоковед Ричард Фрэнсис Бартон. Он облачился в мусульманскую одежду, чтобы скрыть, что не является мусульманином, и прошел в священную мечеть Мекки. Впоследствии, описывая эмоциональное состояние мусульман во время совершения ими молитвенных обрядов в Каабе и у Черного камня, Бартон отмечал: «Это выглядело именно так, как описывается в арабских поэтических легендах: машущие крылами ангелы и свежий ветерок раннего утра действовали на людей возбуждающе, еще больше переполняя чувства верующих… и охватывая людей высоким чувством религиозного энтузиазма».
Местонахождение в настоящее время: Мекка, Саудовская Аравия.\

Похожие публикации