Почему нельзя мыться в церковные праздники? Почему в церковные праздники нельзя мыться Можно ли принимать ванну в воскресенье.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие - с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника - мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека - например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник - в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая - та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

Волосы это своеобразные антенны человека для его связи с окружающим эфирным миром. Ведь говорят мысль материальна, и поэтому рождаясь в голове она через волосы транслируется в астрал. А сколько народных пословиц и поговорок подтверждает это. Примером может послужить высказывание что укорачивая волосы, лишаешься части ума. А помните миф о Далиле и Самсоне. Когда предательница отрезала волосы герою он потерял силу. Таких примеров можно привести много. Еще больше существует суеверий касающихся ухода за своей шевелюрой. Одно из них запрет на мытье головы в зависимости от дня недели.

Корни этого запрета берут свое начало в религии. По его канонам посвящая этот день богу, человек не должен отвлекаться на свои нужды (исключая естественные надобности). А так же уверений что этот день верующий должен встречать походом в церковь и быть чистым как душой так и телом. Все необходимые для этого процедуры, включая помывку головы, следует выполнять накануне.

Еще одно народное поверье гласит что моя голову в воскресенье ты тем самым поишь своих умерших родственников грязной водой.

Приметы не советуют мыть голову в понедельник. Это грозит, ослушавшемуся, чередой неприятностей, которые будут преследовать всю неделю. Поверье гласит что моя волосы в этот день вы смываете с себя свою удачу.

Еще один день недели не рекомендованный для купания это пятница. Нарушившим завет, суждено в скором времени потерять свои волосы или проще говоря облысеть. По еще одной версии, основанной на религии, мыть голову в этот день нельзя из-за того что именно в пятницу Христа подвергли зверским пыткам и распяли.

Благоприятные дни для мытья головы

  • Вторник. Моющему голову в этот день, данное действие добавит здоровья и обеспечит хорошим сном на всю неделю.
  • Среда — середина недели. Вы на полпути к выходным и вам не помешает заряд дополнительной энергии, который принесет мытье волос в этот день.
  • Четверг. Тот кто совершает банные процедуры именно в этот день смывает с себя сплетни, негатив и незначительные грехи. Недаром именно в Чистый четверг страстной недели православным предписано купаться и наводить порядок в доме.
  • Суббота издавна считалась на Руси «банным» днем. До обеда мылись мужчины, а после него женщины. Так они готовили себя к воскресенью — дню отведенному для общения с богом.
  1. Волосы перед экзаменом не моют. Купаясь вы вымываете накопленные знания из головы. Так же не делают этого перед важной встречей или заключением договора.
  2. Мокрые волосы могут быть на 30% длиннее сухих.
  3. Волосы вторая по скорости роста ткань в человеческом организме.
  4. В Древней Греции разрешалось заниматься проституцией исключительно блондинкам. Не обладая данным цветом женщины прибегали к искусственному осветлению.
  5. Летом волосы растут быстрее чем зимой, потому что холодная погода замедляет процессы происходящие в нем.
  6. На коже головы отсутствует жировая прокладка, поэтому ее защитные свойства взяли на себя волосы.
  7. Женщины стригут волосы тогда, когда хотят кардинальных перемен в своей жизни.
  8. Блондинки исчезающий вид. С каждым годом обладателей волос этого оттенка становится все меньше.
  9. Короткие волосы растут в два раза быстрее длинных. А также длинные волосы портятся интенсивнее коротких.
  10. Одним из химических элементов, из которых состоит человеческий волос, является золото.
  11. Современная судебная экспертиза может узнать о человеке по его волосу практически все кроме его принадлежности к мужскому или женскому полу.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Порой люди старшего поколения, к советам которых большинство прислушиваются, убеждены что в период больших церковных празднований помимо того, что нельзя выполнять работу, также и нельзя мыться в церковные праздники (в особенности в банях). Если запрет на труд многим людям кажется вполне понятным и простым, то вот почему недозволенно мыться и стоит ли ходить во время празднований грязным? В этой статье вы сможете узнать более подробно об этом запрете, считается ли его несоблюдение грехом и многое другое.

Церковные празднования представляют собой те дни, когда верующий человек должен посвятить своему общению с храмом и Господом, причем на эти дни такой взгляд присущий всем известным религиям в мире.

Стоит заметить, что начинаться такой день должен обязательно с молитвенного обращения к Господу и его угодника, затем следует в грехах, причаститься или же свершить иные церковные обряды, которые относятся к определенному дню. В период проведения религиозного праздника такие действия считаются наиболее правильными.

Можно ли мыться в православные праздники и воскресенье

Тем же, кто задается вопросом «можно ли мыться в воскресенье православным?» должны учитывать, что воскресные и праздничные дни являются особенными в христианской религии, где считается что шесть дней в неделю необходимо упорно работать, а на седьмой следует посвятить себя Вседержителю. Причем в этот день нужно:

  • проявлять заботу о ближнем своем,
  • быть милосердным,
  • совершать благие дела,
  • изучать Слово Божье.

А уборку же, к примеру, лучше всего заранее, а именно в субботу, дабы воскресный день встречать в чистом и светлом доме.

После того, как верующий человек побывал в храме на службе, ему разрешено не только покупаться, но и прибраться в доме, а также выполнить и другие имеющиеся дела. Ведь стоит помнить, что весь смысл этого запрета заключается не в том, чтобы вообще ничего не убирать дома и никак не мыться в день религиозного празднества, а в том, чтобы в такие дни не променять общение с Господом Богом на что-либо иное.

Из этого следует, что в первую очередь должны свершаться религиозные деяния, а уже затем можно перейти к мирским и личным.

Если же христианин в празднество не работает, потому что запрещено, а Божий храм все равно не посещает, то это уже считается простым суеверием, и это в свою очередь не совсем верно.

Когда нужно купаться

Давайте же рассмотрим более подробно, когда нужно купаться, а когда лучше повременить с этой процедурой. В христианской церкви отведены особые дни, когда уборка и мытье относятся к церковным обрядам, а именно:

  • Чистый Четверг, в который нужно не только купаться самому, но также и привести в порядок весь дом, очищая его от пыли и грязи, простирать белье, а также проследить за тем, чтобы дети не забыли выкупаться.
  • Еще одним празднеством, которое подразумевает прием водных процедур является обряд Крещения, с наступлением которого большинство людей окунаются на водоемах в проруби, чтобы получить

Спрашивает: Татьяна

Отвечает:

Уважаемая Татьяна!

Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более - дела бесполезные, плотские и порочные.

Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.


Ответ на этот вопрос прочитали 1746 посетителей

Все ли приметы одинаково верны?

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник - будешь на том свете воду пить (интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но всегда. Ругань точно не входит в перечень добродетелей православного христианина.

А вот вопрос о мытье все же требует отдельного разговора.

Итак: почему нельзя мыться в церковные праздники ?

Собственно, а кто сказал, что нельзя? Неужели так говорят священники? Так вот, они как раз ничего подобного и не говорят. Точнее, они говорят о том, что за суетными мирскими делами не следует забывать о том, что всякий церковный праздник - это повод подумать о своей душе.

Следовательно, гораздо лучше привести себя в порядок заранее, а в день праздника просто прийти в церковь и помолиться. Но это рекомендация, а вовсе не запрет. Так что не нужно слушать суеверия и - уж тем более - следовать им.

Интересно, а откуда же взялось это предписание?

Ведь кто-то же это придумал и первым сказал: почему нельзя мыться в православные праздники ?

Думается, что объяснение здесь достаточно простое. Чтобы помыться в старину, нужно было подготовиться: нарубить и натаскать дров, натопить баню, и только потом уже приступать к процедуре мытья. Что же получалось? Получалась тяжелая физическая работа. То есть, вместо того, чтобы идти в церковь, человек занимался физическим трудом. А это, понятное дело, никак не соответствовало церковным правилам.

Сегодня нам для мытья не нужно рубить дрова и топить печь. Нам вполне достаточно открыть два крана и набрать ванну воды. Или же вообще принять душ. Именно поэтому старое правило в наше время и не работает.

И нет греха в чистоте

А вообще, на Руси, в отличие от многих европейских стран, мыться любили много и часто. А какой грех в чистоплотности? Никакого.

Кстати говоря, именно католические священники в Средние века говорили о том, что мытье означает не что иное, как потеха для тела, а тешить тело - это впадать в грех. Вот и ходили люди грязными и в нестираной одежде. Некоторые вообще контактировали с водой три раза в жизни: при крещении, перед свадьбой и уже после смерти, при омовении.

Что в итоге получалось? Эпидемии чумы, холеры и прочих страшных заболеваний. Самое интересное то, что и средневековые лекари искренне верили, что при купании человек открывает свое тело микробам. Если даже и врачи, то о чем вообще можно говорить?

В итоге вывод напрашивается сам собой: уже лучше вымыться в церковный праздник, чем не делать этого вообще.

Похожие публикации