Подготовка детей к школе: программа и задания. Занятия с ребенком пяти-шести лет Подготовка к школе для детей 5 лет

Новое поколение родителей, воспитанное в эпоху расцвета информационных технологий, начинает приобщать своих детей к всевозможным «развивашкам» чуть ли не с пеленок, и это дает неплохие результаты. Но для детей 5-6 лет не менее важны развивающие занятия, даже если эти дети уже умеют читать и считать, не говоря уже о свободном обращении с современными гаджетами.

Психология старшего дошкольника: переходный возраст

Психологи утверждают, что на рубеже 5-6 лет человек начинает осознавать себя как личность. Он уже кажется себе достаточно взрослым, учится общаться со сверстниками, заводит постоянных друзей. И в то же время начинает проявляться готовность чему-то осознанно учиться. Именно в этот период важно начать воспитывать в нем привычку к продолжительным занятиям, которая очень пригодится в школе.

Маленькие непоседы не хотят подолгу сидеть за партами, раздумывая над логическими задачами, и это естественно. Ребенок в 5 лет гораздо больше, чем взрослый, нуждается в регулярном выбросе энергии. Чтобы удержать внимание детей и направить его в нужное русло, обучение нужно проводить в игровой форме, причем игры могут быть и подвижными.

Запишите дошкольника в спортивную секцию, на танцы или гимнастику: так малыш сможет потратить свою избыточную энергию с пользой.

Педагогам приходит на помощь другая особенность рассматриваемого возраста - психические функции ребенка созревают достаточно, чтобы позволить ему концентрироваться на каком-то занятии довольно продолжительное время. Интересные задания для детей, связанные с раскрашиванием, собиранием головоломки или конструктора, упорядочиванием чисел способны увлечь их надолго. Такое возможно и в более раннем возрасте, однако, как правило, случается эпизодически. Старший - время, когда такие занятия должны стать систематическими.

Дети 5-6 лет впитывают знания как губка

Переход ребенка на следующую ступень физического и психического развития обусловливает новую волну интереса к окружающему миру. Он начинает задавать вопросы глобального характера - об устройстве мира, например. Взрослый должен отвечать обстоятельно, но в то же время доступно, желательно с примерами. Если в данный момент отвечать некогда, следует запомнить вопрос и пообещать маленькому почемучке ответить потом (и обязательно выполнить обещание).

Не стесняйтесь признаться, если не знаете ответа на вопрос: найдите его вместе с ребенком в интернете или в книге.

Вместе с возросшим интересом к окружающему миру у детей растет и интерес к чтению. Детские познавательные энциклопедии, посвященные различным разделам знаний, стимулируют развитие этого навыка: если 5-летний ребенок еще не умеет читать, у него возникнет желание поскорее научиться. Благодаря таким красочным энциклопедиям формируются первые представления о географии, истории, культуре, пополняются знания о животном мире и о явлениях природы.

Именно этот возраст педагоги считают наиболее благоприятным для запоминания большого количества информации, а это значит, что развитие ребенка 5-6 лет окажет влияние на его способности к обучению в старшем возрасте. Даже из увлечения компьютерными играми можно извлечь пользу: дошкольники с удовольствием играют в «развивалки», направленные на обучение счету, чтению, иностранным языкам, тренировку памяти, внимания и логического мышления.

Развитие речи - важнейший аспект обучения

Речь старшего дошкольника в норме уже достаточно развита: в ней присутствуют все виды предложений, в том числе и сложные; ребенок легко оперирует временными формами, свободно изменяет слова по родам, числам и падежам. Все или почти все звуки произносятся чисто. Фонетическая система родного языка полностью усвоена, но при этом еще не потеряна способность усваивать звуки, свойственные тому или иному иностранному языку. В этот период полезно сделать упор именно на фонетическую сторону желаемого иностранного языка: например, заучивать стихи и песенки, легко добиваясь хорошего произношения.

Что касается родного языка, то здесь приоритетное направление дошкольного образования - тренировка навыков чтения. Если ребенок 5 или 6 лет не умеет читать, именно этим следует заняться в первую очередь. Обычно дети в этом возрасте уже знают буквы и достаточно сообразительны, чтобы понять, как они складываются в слоги.

Купите ребенку магнитную азбуку как можно раньше: это поможет ему заинтересоваться буквами и запомнить их.

Для повышения беглости чтения полезно следующее упражнение: взрослый читает текст вслух на максимально комфортной скорости с тем, чтобы ребенок следил за голосом по буквам. Со временем скорость такого совместного чтения повышается благодаря интенсивной тренировке зрительной памяти, улучшается и навык самостоятельного чтения. Такое развивающее упражнение предполагает индивидуальные занятия и легко выполняется дома с родителями.

Помимо чтения в дошкольном возрасте необходимо развивать устную речь. Следует как можно чаще просить малыша пересказать своими словами сказку, мультфильм, придумать историю к картинке. Подобные упражнения чрезвычайно полезны:

  • развивают память, мышление;
  • повышают способность логично и грамотно выражать свои мысли;
  • способствуют развитию воображения;
  • тренируют ораторские навыки, что особенно эффективно при занятиях в группе;
  • позволяет взрослым оценить словарный запас и качество речи ребенка, проследить эти показатели в динамике на протяжении нескольких занятий.

Пересказ не обязательно ограничивать учебными рамками: можно попросить ребенка что-нибудь рассказать даже по пути в музыкальную школу или на урок танцев.

Подготовка к школе: оценка уровня ближайшего развития

Выдающийся отечественный ученый, занимающийся детской психологией, Л. С. Выготский ввел в науку понятие зоны ближайшего развития. Оно противопоставляется актуальному уровню развития ребенка и обрисовывает ближайшую перспективу, к которой нужно стремиться. Показателем актуального уровня является способность ребенка выполнять те или иные задания самостоятельно, а уровня ближайшего развития - способность выполнять более сложные задания с помощью взрослых или в команде со сверстниками.

Порой родители, озабоченные скорейшим развитием своего чада, пытаются форсировать его обучение, предлагая ему сложные логические или математические задания. Такие эксперименты могут не только не дать желаемого результата, но и навредить детской психике, поэтому определение зоны ближайшего развития следует доверить профессиональным педагогам и психологам. Нежелательна и другая крайность, когда родители чрезмерно контролируют выполнение домашних заданий, подсказками добиваясь идеального результата - это может свести на нет самостоятельность ребенка в дальнейшем.

В 5-6 лет развитие ребенка должно осуществляться по следующим базовым направлениям:

  • математика (счет в пределах 10, знание основных геометрических фигур, понятие о размерах и расстояниях);
  • окружающий мир (знание дней недели, времен года, представление о разнообразии животного мира и т. д.)
  • речь (способность давать полные ответы, описывать предложенные картинки, обобщать понятия в группы, читать по слогам).

При желании с ребенком можно заниматься и музыкой, и живописью, и танцами, и иностранным языком - список развивающих занятий можно продолжать. Главное - чутко следить за психологическим состоянием малыша, соблюдая идеальный баланс между учебой, игрой и отдыхом.

Занятия для детей 5-6 лет на развитие логического мышления, математических способностей, письма. Также это лучшее время для обучения чтению.

Заниматься с пятилетними детишками – одно удовольствие. И если до 5 лет ребенок еще сопротивлялся подготовке к школе, то с этого возраста – мечтает поскорее вырасти и стать учеником. Теперь открыты новые знания и умения, а зрелость психических функций позволяет довольно долго концентрироваться на задании.

На развивающих занятиях дети в возрасте 5-6 лет осваивают письмо, арифметические действия, учатся распознавать все звуки в словах. Также это лучшее время для обучения чтению, дошкольники с интересом изучают буквы и быстро схватывают принцип их слияния в слоги.

Однако весь обучающий процесс по-прежнему должен быть построен на игровой деятельности, а сами занятия отличаться разнообразием применяемых средств. В противном случае, «утомительные» уроки принесут лишь раздражение, и малыш потеряет интерес.

Задания для занятий с детьми 5-6 лет

К 5-6 годам дети накапливают уже достаточно большой багаж знаний и навыков. Вместе с возросшими интеллектуальными возможностями усложняются и задания.

Математические упражнения и задания

К данному возрасту ребёнок скорее всего уже считает до 10, знает основные фигуры и умеет их сравнивать.

Теперь будущему первокласснику нужно научиться оперировать числами до 10 (вычитать и складывать, постигать состав первого десятка), решать головоломки и задачки в одно действие, сравнивать множества (больше, равно, меньше). Кроме того, до школы нужно закрепить умение ориентироваться в пространстве, выучить прямой/обратный порядок числового ряда. Старшие дошкольники делят круг или квадрат на несколько равных частей, учатся писать цифры и арифметические знаки.

Старайтесь вовлекать малыша в обучение ненавязчиво. Например, пусть он сам отсыпает по рецепту в пирог 5 ложек сахара и разбивает 3 яйца. Или просите отсчитать деньги за проезд, сдачу, поделить пирог между членами семьи и т.д.

Помогут и настольные игры-ходилки, в которых количество ходов зависит от значения выпавших кубиков. Лучшие из них описаны в статье « ».

Задания на логику

Занимаясь подготовкой к школе, родителям нужно понимать, что главная их задача состоит не в том, что , считать и красиво писать. Этому их научат и в школе. Главной целью должно быть развитие психических процессов. С хорошо развитой памятью, вниманием и мышлением, маленький ученик всегда будет иметь успех в обучении. К тому же, развитие этих самых интеллектуальных способностей наиболее эффективно пока ребёнок маленький.

Что касается логического мышления, за шестой год малыши овладевают следующими умениями:

  • делят предметы по группам, называя какой-нибудь признак;
  • сочиняют рассказ по картинке или придумывают историю по началу;
  • находят лишний предмет;
  • выявляют закономерность и продолжают её.

Логические задания для детей 5 лет могут быть графические (найти похожее, раскрасить по образцу, пройти лабиринт, дорисовать, решить ребус), речевые (задачки на смекалку, загадки), головоломки. Все это можно найти в печатных развивающих пособиях и программах.

Тематические статьи:

Несколько примеров логических заданий.

Лягушка Жу присела на розовый листик. Лягушка ИА находится не на розовом, и не на голубом. Расположи лягушек правильно.

Или, задачка про закономерности. Необходимо подумать, что может быть пропущено. (В данном случае чередуются живые и неживые предметы).

Проверяем пространственное мышление. Какая из салфеток не приколота?

Способности к запоминанию у детей, как и у взрослых разные. Одно известно точно, память можно тренировать. Поэтому организовывая игры на развитие памяти, начинайте с малого – вначале предложите запомнить три объекта, потом больше. Как правило, в возрасте 5 лет малыш может воспроизвести 5-6 зрительных образов, 4-5 не связанных по смыслу слов, 3-4 цифры, повторить за взрослым 5-6 действий.

Задания для запоминания букв

В школе обучение грамоте происходит от звука к букве. Поэтому прежде чем приступить к изучению алфавита, нужно убедиться, что кроха хорошо различает звуки в слове, может построить звуковую схему слова.

Чтобы малыш быстрее запомнил графическое изображение буквы, её можно вылепить, придумать, на что она похожа, развесить карточки с буквами по комнате.

Если есть магнитные или деревянные буквы, их можно положить в мешочек и доставать наощупь. Также можно изготовить «рельефные» буквы, при помощи круп, стразов и бусинок.

Если ребёнок уже выучил буквы и умеет складывать слоги, можно поиграть со словами.

Например, прочитай слово по первым буквам.

Или подумать над таким заданием.

Разнообразят домашний урок грамоты и ребусы с буквами.

Развиваем речь

К 5 годам дошкольник должен уже чётко называть не только своё имя и фамилию, но и адрес, телефон, знать данные своих родителей. В целом речь 5-летнего ребёнка уже ничем не отличается от взрослой. Дошкольник правильно использует грамматические нормы, может вести беседу, строить рассуждения, задает вопросы.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется посредством скороговорок и артикуляционной гимнастики. Также помогут игры на определение позиций звуков в слове, складывание слов из звуков.

Например, родитель проговаривает слова, а ребёнок, услышав заранее обговоренный звук их «ловит» хлопками или прыжками.

Тематический материал:

В другом упражнении родитель кидает мяч и называет слог. Ребёнку нужно придумать на этот слог слово и кинуть мяч обратно.

Развитие деток 5-6 лет в режиме онлайн

Развиваться и обучаться дома поможет и компьютер. Сегодня доступно много образовательных сайтов и онлайн-платформ, которые бесплатно предлагают разнообразные задачки и игровые упражнения для детей.

Задания на них обычно дифференцируются на категории по возрасту и тематикам – логика, грамота, математический материал, расширение кругозора и др. Поэтому подобрать необходимые упражнения несложно.

К примеру, к разделу логика для 5 лет, можно отнести такую задачку с кругами Эйлера.

Если ответ правильный (в данном примере, «солнце»), ребёнка обязательно похвалит диктор. В случае ошибки можно узнать правильный ответ и объяснение. (Фонарь не теплый, цыплёнок неяркий).

Используя развивающие онлайн-упражнения для детей 5–6 лет, дозируйте время пребывания за компьютером. Если заметно, что внимание ученика рассеивается или решение затянулось, смените вид деятельности.

5-летние дети очень глубоко переживают свои неудачи. Поэтому, если что-то не получается, подбадривайте, предложите справиться с трудностями вместе! Так ребенок не потеряет веру в себя и будет открыт к новым знаниям!

Приглашаем детей на занятия по подготовке к школе!

Курс рассчитан на детей от 3-х до 7-ми лет. Занятия ведутся ИНДИВИДУАЛЬНО и в группах по возрастам:

  • младшая группа (3-4 года),
  • средняя группа (4-5 лет),
  • старшая группа (5–6 лет),
  • подготовительная (6-7 лет)

Что входит в программу?

Занятия проходят в форме дидактических игр, и направлены на:

  • интеллектуальное развитие (математика, логика)
  • художественное творчество (изо, графика)
  • обучение грамоте (чтению), развитию речи
  • социальное партнёрство (работа в группе, в паре, индивидуально)

Занятия проводят квалифицированные психологи, оказывая индивидуально-личностную поддержку каждому ребенку и формируя умения коллективного взаимодействия. Работа по данной программе развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, формирует предпосылки к успешной учебе и качества, необходимые для адаптации в коллективе.

Также по запросу родителей проводятся:

  • выявление уровня коммуникабельности ребенка и его интеллектуального развития, индивидуальных особенностей;
  • профилактика возможных нарушений детско-родительских отношений и выявление причин трудностей личностного развития дошкольников.

Состав групп - до 8 детей.

По каким методикам ведется курс?

  • Азбука +чтение+каллиграфия — методика О.Лысенко
  • Математика+логика — Л.Петерсон, Ж.Кац
  • Ломоносовская школа для одаренных детей
  • Логика+графика — Н.Салмина
  • Ментальная арифметика Международной ассоциации IAMA

Расписание и стоимость 2019/2020

Индивидуальные занятия по подготовке к школе

Занятия проводятся по индивидуальной программе, составленной специально для Вашего ребенка с учетом его сильных и слабых сторон. Такой формат занятий позволяет ребенку максимально легко и быстро усваивать материал — ведь все упражнения и дидактические игры подобраны конкретно для него! К тому же, на индивидуальных занятиях мы используем обучающий материал Learning resourses — это уникальные, высококачественные образовательные инструменты, которые не только увеличивают продуктивность занятия, но и превращают процесс обучения в веселую игру.

Стоимость абонемента на 4 занятия — 4800 рублей (1200 рублей за 1 занятие, 45 минут)

Стоимость при разовой оплате — 1350 рублей за 1 занятие

Групповые занятия: Повышенный уровень «Будущие гимназисты». Группа №1 (подготовительная, 6-7 лет — 1 год до школы)

Режим занятий – 2 р/нед. по 2 занятия (1 ч 50 мин.). Расписание — понедельник, среда 17.00-18.50

Математика, логика, чтение, графика, основы каллиграфии — методика Лысенко!

ЭКСКЛЮЗИВ! Подготовка к школе + Ментальная арифметика! Группа №2 (старшая, 5-6 лет-2 года до школы)

Режим занятий – 2 р/нед. по 2 занятия (1 ч 30 мин.) Расписание — вторник, четверг 18.30-20.00

Математика, логика, грамота, развитие речи, окружающий мир, Ментальная арифметика

  • Бонус: при оплате следующего месяца до 25 числа текущего месяца скидка 400 рублей

Базовый уровень. Группа №3 (старшая, 5-6 лет-2 года до школы)

Режим занятий 1 р/нед. по 2 занятия (1ч. 30 мин.) Расписание — понедельник 17.10-18.40

Математика, логика, чтение.

ЭКСКЛЮЗИВ! Подготовка к школе + Ментальная арифметика! Группа №4 (средняя, 4-5 лет)

Режим занятий – 2 р/нед. по 45 мин. Расписание — вторник, четверг 17.40-18.25

Математика, логика, грамота, окружающий мир, основы Ментальной арифметики

  • Бонус: при оплате следующего месяца до 25 числа текущего месяца скидка 200 рублей

ЭКСКЛЮЗИВ! Подготовка к школе + Ментальная арифметика! Группа №5 (младшая, 3-4 года)

Режим занятий – 2 р/нед. по 40 мин. Расписание — понедельник, среда 18.50-19.30

Математика, логика, грамота, окружающий мир + ОСНОВЫ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ!

  • Бонус: при оплате следующего месяца до 25 числа текущего месяца скидка 200 рублей

Условия абонемента

Стоимость занятий каждый месяц варьируется (в зависимости от количества рабочих дней в месяце) — к примеру, если ребенок занимается в гр.№1 по понедельникам и средам, то в сентябре 2019г. занятий будет восемнадцать, поэтому стоимость за сентябрь (по абонементу «СТАНДАРТ») составит 8600 руб. (с бонусом). Оплата занятий следующего месяца производится до 30 числа текущего месяца. Если ребенок поступает в группу в середине месяца, то оплачиваются оставшиеся в месяце занятия, начиная с первого посещенного.

Абонемент СТАНДАРТ.

Это абонемент с минимальными ценами за занятия. Стоимость абонемента за месяц рассчитывается по количеству занятий в день и календарных дней в месяце. В случае пропуска все оплаченные по нему занятия в «сгорают», независимо от причины пропуска. Абонемент ГАРАНТИРУЕТ ребенку место в группе.

Конечно, самый простой способ дошкольной подготовки детей к школе — отправить дитя в детский сад, а также на подготовительные курсы. Но все воспитатели и учителя рекомендуют дополнить подготовку к школе для детей 6 лет дополнительными занятиями дома. Это важно для закрепления материала, а также формирования навыков самостоятельной работы.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК

Эта программа подготовки детей к школе поможет вам проверить своего малыша и заполнить пробелы в знаниях, если они имеются. Итак, при поступлении на учебу важно уметь:

  1. Назвать свое ФИО, а также имена ближайших родственников.
  2. Прочитать несколько предложений по слогам.
  3. Назвать времена года и месяцы.
  4. Написать пару фраз, например, «Мама мыла раму».
  5. Считать до 20 и складывать простые числа (для продвинутых детей).
  6. Исключить лишний предмет или найти похожие из ряда предложенных картинок.
  7. Проходить тесты на внимание.
  8. Составить небольшой рассказ по картинке.
  9. Знать простые геометрические фигуры и уметь их рисовать.
  10. Запомнить цифры и картинки.
  11. Рассказать короткое стихотворение, если попросят.
  12. Знать основные цвета.
  13. Нарисовать фигуры животных или человека.
  14. Завязывать шнурки и одеваться (этого никто не проверит, но это важно для подготовки к школе ребенка 5 лет и старше).

Подготовка к школе: занятия


Если ваше дитя пока может сделать не все из предложенного выше списка, не отчаивайтесь. Начните заниматься с ним, тренируясь в выполнении того, что не получается. Помните о том, что подготовка родителями ребенка к школе должна быть спокойной и регулярной. Если вы будете кричать, у него появится отвращение к каким-либо занятиям и об успешной учебе в будущем придется забыть.

ЗАДАНИЯ НА ВНИМАНИЕ

Предложите детям найти 10 отличий между картинками — это можно сделать и на планшете. Любимый гаджет станет дополнительной мотивацией для выполнения задания.

Помимо картинок, используйте также текст. Например, напишите «КОТ — КИТ» и попросите малыша рассказать, чем отличаются эти слова.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ — ЗАДАНИЯ НА ПАМЯТЬ

Играйте в настольные игры, которые тренируют память. Во‑первых, «Мемори» с карточками поможет научиться быстро запоминать картинки. Во‑вторых, такие игры станут хорошим занятием для всей семьи. В-третьих, ваш малыш научится побеждать и достойно проигрывать, что тоже очень важно для дошкольной подготовки детей к школе , ведь в будущем ему предстоит множество соревнований с одноклассниками.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Предложите своему малышу серию картинок и попросите составить рассказ. Помогайте, направляйте мысли в нужную сторону. Если совсем не получается, составьте рассказ сами и вовлекайте дитя в диалог, задавая наводящие вопросы, например «Как думаешь, куда они пошли?», «Что девочка говорит папе?» и т. д.

Еще одно хорошее упражнение для подготовки к школе для детей 6 лет — объяснение значения слов. В процессе игры просите малыша объяснить, что такое холодильник, дружба, дача, детский сад и т. д.

А как у вас продвигается подготовка детей к школе? Все ли получается так, как хотелось бы?

Домашние занятия по подготовке к школе с детьми 5-6 лет
Занятие № 1
Тема “ОСЕНЬ”

1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы: Какое время года наступило? (Наступила осень.) Почему ты так думаешь? (Стало холодно. На деревьях красные и желтые листья.)

2. Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста» и т. п.
Приметы осени:
– Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
– Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.
– Исчезли насекомые.
– Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
– Дни стали короле, а ночи длиннее. .
– С полей и из садов убирают урожай.
– Люди стали теплее одеваться.
– Дети пошли в школу.

3. Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?»
Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.д.
На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот – листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п.
4 . Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.

На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клена.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана – словно опахала.
Было листьев много-много летом,
Осенью их очень мало стало.

5. Игра на образование прилагательных “Какой лист”
Лист у дуба – дубовый,
лист у клена – кленовый, и т.д.
В составлении описательных рассказов помогут мнемотаблицы.

6. На прогулке соберите осенние листья и сделай те из них картину.
Можно так же выполнить картину “Осенний лес”


Занятие № 2
Тема “Овощи”

1. Выучите с ребенком названия овощей: морковь, картофель, свекла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану: – Что это? – Какого он цвета? – Какой он формы? – Каков он на ощупь? – Каков он на вкус? Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их. Покажите ребенку обучающую презентацию

2. Через время опять покажите ребенку картинку с овощами. Вы сможете проверить, названия каких овощей запомнил ребенок, что он сможет рассказать о них. Предложите провести соревнование, кто из вас назовет и опишет больше овощей. Конечно же, победителем станет ребенок.

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много». Вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, он ловит мяч и, возвращая мяч обратно, называет этот же овощ во множественном числе:
баклажан – баклажаны, помидор – помидоры

4. Поиграйте с мячом в игру «Назови ласково». Вы называете овощ и бросаете ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно и называет овощ «ласково»:
помидор – помидорчик, морковь – морковочка, лук – лучок,
чеснок – чесночок, огурец – огурчик, баклажан – баклажанчик.

5. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Задайте вопросы, ответы на которые помогут развитию грамматической стороны его речи.
– Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы.)
– Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту.)
– Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров.)

6. Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть несколько названий овощей:
Чики-чики-чики-чок
Помидоры, кабачок,
Лук, картофель, патиссон,
Выходи скорее вон.
Считалку можно использовать и как задание для развития речевого слуха. Прочитав считалку один раз, предупредите ребенка, что при повторном чтении он должен будет сосчитать овощи, о которых говорится в считалке.

7. Поиграйте в игру (скачайте карточки)

8. Игра с логическими таблицами (скачайте карточки)

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 3
Тема “Фрукты”

1. Выучите с ребенком названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Проведите еще раз экскурсию на рынок. Вам опять нужно выяснить, каков объем словаря вашего сына (вашей дочери) по изучаемой теме. Пусть ребенок покажет и назовет все фрукты, с которыми он знаком, и расскажет о них по плану из занятия 2. Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, гладкое, крепкое, сладкое. Покажите и назовите те фрукты, с названиями которых ребенок не знаком.

2. Проверьте, как ребенок запомнил названия фруктов, используя картинки. Опять проведите соревнование, чтобы потренировать его в описании фруктов. Чтобы определить, кто из вас начинает соревнование, предложите использовать разученную ранее «огородную считалку».

3. Поиграйте в уже знакомые игры “Один – много” и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.
яблоко – яблоки
лимон – лимоны
груша – груши
абрикос – абрикосы
слива – сливы
апельсин – апельсинчик
лимон – лимончик
груша – грушка
банан – бананчик

4. Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. В этом вам помогут вопросы, которые использовались при описании овощей и фруктов, и логические карточки. К их помощи вы можете прибегнуть, если ребенок не придумает загадку, прослушав ваш образец.
Например. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло-сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая. (слива). Зеленое, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко)

5. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:
Какой сок делают из яблок? (Яблочный.)
Какое варенье варят из слив? (Сливовое.)
Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый.)
Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый.)
Какое повидло можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовое.)

6. Разучите с ребенком сербскую народную песенку и проведите пальчиковую гимнастику, что будет способствовать развитию и памяти, и речи ребенка.
Яблоня
Яблоня, яблоня,
где же твои яблоки? Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками друг о друга.
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку.
Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков.

7. Для закрепления знаний об овощах и фруктах поиграйте в игру

Занятие № 4

Тема “ГРИБЫ И ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ”

1. Рассмотрите с ребенком рисунок 1 и предложите ответить на вопросы:
Что делают девочки? (Девочки собирают малину.)
Где девочки собирают малину? (Девочки собирают малину в лесу.)
Какие ягоды еще растут в лесу? (В лесу растут черника, малина, земляника, клюква, брусника, ежевика.) Если ребенок не знает названий других лесных ягод, рассмотрите их на рисунке 8. Покажите и назовите их. Потом пусть ребенок показывает и называет ягоды. Обратите его внимание на слово «ЯГОДЫ», написанное над картинкой.

2. Составьте с ребенком рассказ о каждой из лесных ягод. Например. Это черника. Она растет на низких кустиках, она круглая, черная, мягкая, сладкая.
Это малина. Она растет на высоких кустах. Она овальная, красная, мягкая, душистая, сладкая.
Это ежевика. Она растет на высоких кустах. Она овальная, темно-синяя, мягкая, кисло-сладкая.
3. Разучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику. Она поможет ребенку запомнить названия лесных ягод и будет способствовать развитию
тонкой моторики, а значит, и речи.
Лесные подарки
К мишке на праздник
Звери пришли.
Мишке в подарок они принесли:
Зайка - чернику,
Ежик - бруснику,
Белка - рябину и ежевику.
Спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была.
Коснуться кончиком каждого пальца по-душечки большого пальца по два раза этой же руки.
Сделать то же самое по одному разу на каждую строчку.
Повторить движения, которые делали на первую строку.

4. Рассмотрите с ребенком рисунок 3 и предложите ответить на вопросы:
Что делают мальчики? (Мальчики собирают грибы.)
Какой гриб нашел большой мальчик? (Большой мальчик нашел боровик.)
Какие грибы собирает маленький мальчик? (Маленький мальчик собирает лисички.)
Какие еще грибы ты знаешь? (Я знаю подберезовик, подосиновик, сыроежку, мухомор.)
Какой из этих грибов нельзя есть? (Нельзя есть мухомор.)
Запомни и повтори:
Мухомор красив на вид, Но опасен, ядовит.

5. Составьте вместе с ребенком рассказ о каждом из этих грибов, используйте рисунок 4 и образцы.
Например. Это лисичка. Она растет в траве. Она яркая, желтая. У него круглая шляпка и тонкая ножка.
Это боровик. Он растет в сосновом лесу. У него крепкая круглая коричневат шляпка и толстая белая ножка.
Это подосиновик. Он растет во мху или траве. У него яркая оранжевая шляпка и прямая серая ножка.
Обратите внимание ребенка на слово «ГРИБЫ», написанное над картинкой.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 5
Тема: “Одежда”


Летняя одежда

1.


Осенняя одежда

2.


Головные уборы для лета

3.


Головные уборы для осени

4. Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел,

5.



6.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 6
Тема: “Обувь”

1. Предложите ребенку вспомнить, какая обувь у него есть. Пусть расскажет, в чем он ходит дома, в детском саду, по улице летом и осенью, какая обувь есть у него для зимы. Рассмотрите с ребенком рисунки 15 и 16. Пусть он сначала назовет обувь для лета, потом для осени, затем обувь для мальчиков и для девочек.

2. Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь». Для игры можете использовать следующие варианты заданий: Кроссовки, панама, ботинки, тапки. Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. Сапоги, шорты, босоножки, туфли. Сандалии, шуба, кеды, валенки.

3. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какие?»
Туфли из кожи – какие? (Кожаные.)
Тапки из меха – какие? (Меховые.)
Сапоги из замши – какие? (Замшевые.) Калоши из резины – какие? (Резиновые.)

4. Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику «Новые кроссовки», которая
поможет ему запомнить названия обуви, будет способствовать развитию мелкой моторики, а следовательно, и речи. Предварительно можете использовать текст гимнастики в качестве упражнения для развития речевого слуха ребенка. Для этого
выразительно прочитайте ребенку текст и поинтересуйтесь, о чем это стихотворение. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен будет внимательно слушать и запоминать все названия обуви.
Новые кроссовки
Как у нашей кошки Загибают пальцы на обеих руках, начиная
На ногах сапожки. с больших, на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, «Шагают» по столу указательными и
Новые кроссовки. средними пальцами обеих рук.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 5
Тема: “Одежда”


Летняя одежда

1. Выясните, знает ли ребенок, почему летом носят более легкую одежду, чем осенью. Если ребенок затрудняется, объясните, что летом воздух более теплый,потому люди легко одеваются. А осенью становится холодно, поэтому люди надевают теплую одежду. Помогите ребенку вспомнить и назвать одежду, которую он на летом, затем пусть расскажет, что он надевает осенью. Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть.


Осенняя одежда

2. Рассмотрите с ребенком рисунки 1-4. Пусть он показывает и называет сначала одежду и головные уборы для лета, а потом для осени. Можете предложить и такое задание: -Покажи и назови сначала одежду и головные уборы для мальчиков, а потом для девочек.


Головные уборы для лета

3. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» по теме «Одежда. Головные уборы». (Вы называете: свитер, кофта, плащ, шляпа. Ребенок объясняет, что лишняя шляпа, потому что это – головной убор, а все остальное – одежда, называете: кепка, косынка, берет, брюки. Ребенок объясняет, что лишние брюки потому что это – одежда, а все остальное – головные уборы.) Затем вы меняете: местами, и задание дает ребенок. Интерактивный вариант игры.


Головные уборы для осени

4. Выучите с ребенком загадку. Она довольно сложная, поэтому сначала объясните, что одна дверь – это сама рубашка, а другие три двери – это рукава и вор Входишь в одну дверь, А выходишь из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле – вошел. (Рубашка)

5. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие? » Вы бросаете ребенку мяч и называете одежду, он бросает мяч обратно и говорит, какая она.
Кофта из шерсти – какая? (Шерстяная.)
Шарф из шерсти – какой? (Шерстяной.)
Пальто из шерсти – какое? (Шерстяное.)
Рукавички из шерсти – какие? (Шерстяные.)

6. Прочитайте и обсудите с ребенком произведение “Чудо-дерево” К.И.Чуковского

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 7
Тема: “Игрушки”

1 . Это занятие лучше проводить в игровом уголке вашего ребенка среди его любимых игрушек. Пусть он показывает и называет их. Предложите ему придумать рассказ о каждой из них по вашему образцу. Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапки, ушки. Он коричневый, большой, меховой. Я буду играть с ним в цирк. Это самосвал. У него есть кабина, кузов, колеса, фары, в кабине есть руль. Кабина красная, кузов желтый, а колеса черные. На даче я буду возить в нем песок. С этой же целью может быть использован рисунок 1. Предложите ребенку показать и назвать игрушки на картинке, а потом рассказать о каждой из них по уже известному образцу.

2 . Рассмотрите с ребенком рисунок 2.
Предложите ему ответить на вопросы:
Что делают дети? (Дети играют.)
Что делают мальчики? (Мальчики строят железную дорогу.)
Что делают девочки? (Девочки играют в магазин.)

3 . Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?». Вы
бросаете ребенку мяч, называете игрушку и говорите, из чего она сделана. Ребенок
бросает мяч обратно и говорит, какая это игрушка.
Мишка из меха – какой? (Меховой.)
Пирамидка из дерева – какая? (Деревянная.)
Ведерко из металла – какое? (Металлическое.)
Кубики из пластмассы – какие? (Пластмассовые.)
Мяч из резины – какой? (Резиновый.)
Кукла из соломы – какая? (Соломенная.)
Лото из картона – какое? (Картонное.)
Свистульки из глины – какие? (Глиняные.)

4 . Выучите с сыном или дочкой считалку «Игрушки». Предварительно можете
использовать ее в качестве упражнения для развития речевого слуха. Для этого
сначала выразительно прочитайте считалку ребенку и выясните у него, о чем эта
считалка. Перед повторным чтением предупредите ребенка, что он должен очень
внимательно слушать и запомнить все названия игрушек. Потом можете предложить ребенку сосчитать все игрушки.
Игрушки
Баки-боки-буки-бан,
Паровозик, барабан,
Мишка, кубики, матрешка,
Кит, пластмассовая кошка,
Динозавр, самосвал,
Я его на дачу брал.
Поскорее все считай,
Сосчитай и вылетай.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 8
Тема: “Посуда”

1 . Прочитайте ребенку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребенок из стихотворения. 2 . Рассмотрите вместе рисунок. Предложите показать и назвать посуду, а потом составить рассказ о каждом предмете по образцу. Например. Это кастрюля. Она большая, синяя, металлическая. У кастрюли есть две ручки. Ее закрывают крышкой. В кастрюле варят суп, картошку, макароны. Это чайник. Он маленький, белый, фарфоровый. У чайника есть носик, ручка, крышка. В чайнике заваривают чай. Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая. У нее есть крышка с отверстиями, чтобы высыпалась соль. С этой же целью вы можете использовать посуду, которая есть у вас дома. Обратите внимание ребенка на слово «ПОСУДА», написанное над картинкой. 3 . Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру с мячом «Какой? Какая? Какое?Какие?» Кувшин из стекла – какой? (Стеклянный.) Чашка из фарфора – какая? ? (Фарфоровая.) Ведерко из серебра – какое? (Серебряное.) Вилки из металла – какие? (Металлические.) Поднос из пластмассы – какой? (Пластмассовый.) Ложка из дерева – какая? (Деревянная.) Блюдо из фаянса – какое? (Фаянсовое.) Ножи из стали – какие? (Стальные.) 4 . Предложите ребенку упражнение на развитие речевого слуха. Выразительно прочитайте ребенку текст. Перед повторным чтением предупредите его, что он дол жен будет запомнить все названия посуды, прозвучавшие в стихотворении. У нашего Вовки На блюде морковка. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. А у Валерки Грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай И посуду называй. 5 . Для того чтобы проверить, может ли ребенок образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, поиграйте с ним в игру с мячом «Назови ласково». Вы бросаете ребенку мяч и называете предмет посуды, ребенок бросает мяч обратно и называет этот же предмет «ласково». Например: кастрюля – кастрюлька; сковорода – сковородка; тарелка – тарелочка; ложка – ложечка; нож – ножик; вилка – вилочка; чашка – чашечка; кувшин – кувшинчик. 6 . Выучите с ребенком пальчиковую гимнастику и делайте ее ежедневно. Это будет способствовать развитию мелкой моторики и речи Помощники Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. Попеременно ритмично хлопать в ладоши и стучать кулаком о кулак. Потереть одну ладонь о другую. Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды. Потереть одну ладонь о другую. Опять загибать пальчики. Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулак о кулак.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 9
Тема: “Зима”

1 . На прогулке понаблюдайте с ребенком за зимними изменениями в природе.
Расскажите о приметах зимы, помогите ребенку их запомнить, а потом попросите ребенка повторить их за вами.
Например. Чем зимой покрыты земля, реки и озера? Ты запомнил? Повтори, пожалуйста.

Приметы зимы”
Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом. Стало холодно, на улице мороз.
Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады. Ночи стоят длинные, а дни – короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду.
Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

2 . Рассмотрите с ребенком сюжетные картинки по теме «Зима» (рис 1) и помогите ему составить предложение по каждой картинке.
Например. Дети катаются с горы в парке. Дети наблюдают за птицами из окна. Можете предложить ребенку рассказать о приметах зимы по каждой из картинок. Например. В парке много снега. Снег лежит на земле и на деревьях. В воздухе кружатся снежинки. На улице мороз, у детей красные щеки. Дети катаются с горы. Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:
Что лежит на земле в парке?
Где еще лежит снег?
Что кружится в воздухе?
Почему у детей красные щеки?
Что делают дети?

3 . Объясните ребенку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Вместе с ним рассмотрите изображения вороны, сороки, воробья, голубя, снегиря,
синицы, щегла (рис.2). Пусть ребенок показывает и называет птиц. Предложите ему составить маленький рассказ о каждой птице по образцу.
Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.

4 . Побеседуйте с ребенком о том, чем можно подкормить птиц зимой: хлебными крошками, пшеном, семенами растений, кусочками несоленого сала. Из пакета молока сделайте вместе с ребенком кормушку и повесьте ее в парке или около своего дома. Напоминайте ребенку о том, что в кормушку нужно постоянно подсыпать корм.

5 . Выучите с ребенком и делайте ежедневно пальчиковую гимнастику, которая поможет ему запомнить названия зимующих птиц, а также будет способствовать развитию мелкой моторики.

Кормушка”
Ритмично сжимать и разжимать кулаки.
На каждое название птицы загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Снова сжимать и разжимать кулаки

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет
Занятие № 10
Тема: “Домашние животные”


1 . Расскажите ребенку о том, что домашними мы называем тех животных, которые живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Рассмотрите вместе изображения кошки с котенком, собаки со щенком, коровы с теленком, лошади с жеребенком, овцы с ягненком, козы с козленком, свиньи с поросенком, кролика с крольчонком. Пусть ребенок показывает и называет их. Предложите ребенку составить маленький рассказ о каждой паре. Составлять рассказы о животных помогают
Например. Это кошка. Кошка – домашнее животное. Она живет в доме у человека и ловит мышей. Человек кормит кошку рыбой, мясом, молоком.
Это собака. Собака – домашнее животное. Она охраняет хозяина и его дом. Человек кормит собаку мясом, кашей, молоком.
Это корова. Корова – домашнее животное. Она дает человеку молоко. Человек кормит корову травой, сеном.
2 . Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много» по теме «Детеныши животных». Вы бросаете ребенку мяч и называете детеныша домашнего животного, а он бросает мяч обратно и называет детенышей во множественном числе.
Например. Ягненок – ягнята; поросенок – поросята; козленок – козлята; щенок – щенята; теленок – телята; котенок – котята; жеребенок – жеребята.
3 . Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и называете домашнее животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя притяжательное прилагательное.
Например. Уши кролика – кроличьи; хвост собаки – собачий; голова коровы – коровья; копыто лошади – лошадиное; шкура овцы – овечья; рога козы – козьи; глаза кошки – кошачьи; пятачок свиньи – свиной.
4 . Разучите с ребенком чешскую народную песенку «Буренушка» и проводите пальчиковую гимнастику.
Буренушка
Дай молока, Буренушка,
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Показать, как доят корову: вытянув вперед руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их. Сделать «мордочку» из пальчиков.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название молочного продукта.
Опять показать, как доят корову.
5 . Рассмотрите картинки про девочку с котенком и предложите ребенку придумать рассказ по ним. Объясните, что для этого нужно составить хотя бы одно-два предложения по каждому сюжету.

Если ребенок затрудняется, помогите ему вопросами:
Кто гулял во дворе? (Девочка гуляла во дворе.)
Какая была погода? (Было очень холодно.)
Кого вдруг увидела девочка? (Вдруг девочка увидела маленького котенка.)
Что делал котенок? (Котенок сидел на снегу и дрожал.)
Что сделала девочка? (Девочка наклонилась и взяла котенка на руки.)
Куда она принесла котенка? (Она принесла котенка домой.)
Что она сделала дома? (Дома она попросила маму оставить котенка.)
Что ответила мама? (Мама разрешила оставить котенка.)
Что сделали мама с дочкой? (Мама с дочкой напоили котенка молоком и уложили его спать в корзинку.)
Предложите ребенку повторить рассказ без вашей помощи.

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 11
Тема: “Дикие животные”


1. Расскажите ребенку, что животные, которые живут на воле, называются дикими. Они сами строят себе жилище, сами добывают себе еду. Если есть возможность, сводите ребенка в зоопарк или цирк, где он увидит диких животных, просмотрите презентации , ,
Рассмотрите с ребенком изображения медведя с медвежонком, волка с волчонком, лисы с лисенком, зайца с зайчонком, белки с бельчонком, лося с лосенком, бобра с бобренком, барсука с барсучонком и ежа с ежонком.
Пусть ребенок показывает и называет их.
Пусть ребенок о каждом животном составит небольшой рассказ по образцу. Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый. У него большая голова и сильные лапы. На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос. Хвостик у медведя очень маленький. Составлять рассказы о животных помогают
Это волк. Он не очень большой, серый, похож на собаку. У него большая голова, на голове треугольные уши. У волка большая пасть и острые зубы. Хвост волка похож на палку.
Это лиса небольшая, рыжая, пушистая. У нее острые-ушки и пушистый хвост.
Это заяц. Он маленький, серый. У него длинные уши и короткий хвост. Передние лапы у него короче задних.
Если ребенок не может составить рассказ о животном с опорой на картинку, помогите ему вопросами:
Кто это?
Он большой или маленький?
Какого он цвета?
Какая у него голова?
Что есть у него на голове?
Какие у него лапы?
Какой у него хвост?
2.. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много». Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, а он бросает мяч обратно, вслух образуя множественное число.
Например: Медведь – медведи; волк – волки; лиса – лисы; заяц – зайцы; барсук – барсуки; бобер – бобры; еж – ежи.
3. Поиграйте в игру с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Вы бросаете ребенку мяч и называете животное. Возвращая мяч обратно, ребенок вслух образует притяжательное прилагательное.
Например: Шкура медведя – медвежья; зубы волка – волчьи; хвост лисы – лисий; уши зайца – заячьи; морда барсука – барсучья.
4. Выясните, знает ли ребенок, как зимуют дикие животные. Напомните ему, как называются их жилища.
Например. У медведя – берлога; У волка – логово; У бобра – хатка; У лисы – нора; У ежа – норка; У белки – гнездо в дупле.
Чтобы проверить, запомнил ли это ребенок, можно провести игру с мячом,- вы называете животное, а ребенок – его жилище или наоборот.
5. Выучите с ребенком русскую народную потешку и проведите пальчиковую гимнастику.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
Выполнять ритмичные удары кулачками по столу.
Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животных.
Опять ритмично стучать кулачками по столу.
6. Разгадайте с ребёнком .

Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 12
Тема: “Новогодние праздники”


1. Выясните, знает ли ваш сын или дочь, какой праздник приближается. Объясните, что скоро наступит Новый год, его будут встречать все люди. В домах украсят елки, к детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и радоваться.
2. Рассмотрите с ребенком рисунок. Объясните, что карнавалом называют праздник, на который гости приходят, одетые в сказочные костюмы. Помогите ему составить рассказ о карнавале, задавая вопросы.
Куда пришли дети? (Дети пришли на карнавал.)
Кто встретил их на карнавале? (На карнавале их встретил Дед Мороз.)
В каких костюмах были дети? (Дети были в разных костюмах: зайчика, клоуна, снежинки, Красной Шапочки, Буратино.)
Что делали дети на карнавале? (Дети водили хоровод, пели и танцевали.)
Как ты думаешь, чем закончился праздник? (В конце праздника Дед Мороз подарил всем детям подарки.)
Предложите ребенку повторить рассказ самостоятельно. Похвалите ребенка, если он добавит в рассказ что-то из личного опыта.
3. Помогите ребенку придумать рассказ – описание о любой елочной игрушке. Например. Это – елочная игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный,
блестящий, красный. На нем нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
Это – елочная игрушка хлопушка. Она большая, овальная, картонная, разноцветная. На ней нарисованы красивые узоры. Внутри хлопушки есть сюрприз.
4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словечко».
Для этого прочитайте четверостишие без последнего слова и объясните, что надо это слово подобрать так, чтобы оно подходило по смыслу и звучало складно, в рифму.
Наступает Новый год,
Всем подарки он несет.
Возле елки в светлом зале Дети водят… (хоровод).
5. Выучите и ежедневно делайте с ребенком пальчиковую гимнастику.
На елке, на елке
Зайчата и волки,
Котята и мышки,
Мохнатые мишки.
Танцуют зверята,
Смеются, резвятся.
Котяток мышата
Совсем не боятся.
Ритмично хлопать в ладоши.
Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших пальцев, на каждое название животных.
Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак
6. Изготовьте с ребенком новогоднюю гирлянду Домашние занятия по подготовке к школе детей 5-6 лет.
Занятие № 13
Тема: “Мебель”



1 . Рассмотрите с ребенком мебели, которая стоит в вашем доме. Побеседуйте о мебели, о ее назначении. Сначала расскажите ребенку об одном из предметов, а потом пусть он рассказывает вам.
Например. Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямо-угольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
Это стол. Он большой, деревянный, коричневый, прямоугольный. У него есть четыре ножки. За столом обедают, пьют чай.
Это диван. Он большой, мягкий, красный. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. На диване можно сидеть или лежать.
С этой же целью вы можете использовать и картинки с изображениями мебели.
2 . Предложите ребенку придумать загадки-описания о мебели по картинкам. Сначала вы загадайте свою загадку, а потом пусть попробует он.
Например. У него есть сиденье, спинка, четыре ножки. На нем можно сидеть. Что это? (Стул.)
У нее есть две спинки и четыре ножки. На ней спят. Что это? (Кровать.)
У него есть спинка, сиденье, подлокотники. В нем сидят и отдыхают. Что это? (Кресло.)
3 . Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу.)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом.)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле.)
В чем можно сидеть? (Можно сидеть в кресле.)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу.) При «том следите, чтобы ребенок не опускал предлоги.
4 . Если вы заметили, что ребенок допускает ошибки в употреблении предлогов, потренируйте его с помощью следующего упражнения. Возьмите любую игрушку и поместите ее на стол. Спросите ребенка, где находится игрушка. Если он затрудняется ответить, объясните, что она НА столе. Теперь поставьте ее под стол и скажите об этом. Голосом выделите предлог: ПОД стол. Далее помещайте игрушку НАД столом, ЗА столом, ПЕРЕД столом, ОКОЛО стола. Комментируйте свои действия, выделяя
голосом предлоги. Затем предложите ребенку выполнять и комментировать аналогичные действия.
5 . Поиграйте с ребенком в уже знакомую игру «Подскажи словечко», которая способствует развитию слухового внимания и чувства рифмы.
Под столом уселась кошка,
А над нею стол без … (ножки).
На шкафу корзинка с перцем И открыты обе … (дверцы).
На буфете ежик с волком,
Ну а сам буфет без … (полки).

Дорожки.

Похожие публикации