Психологическая помощь детям и родителям. Детский психолог: зачем он нужен и как его выбрать

Сегодня хочу написать о такой профессии, как детский психолог. Давайте вместе разберемся, нужен ли ребенку психолог, в каких случаях к нему можно обращаться и с какого возраста можно посещать детского психолога?

Для начала хочу отметить, что детский психолог – это не медицинская специальность и не стоит путать с психиатром или невропатологом. Выписывать и тем более ставить диагнозы, детский психолог не имеет права. Он не занимается проблемами внешнего вида ребенка и состоянием его внутренних органов, он занимается психологическими проблемами детей.

Когда идти к детскому психологу?

К детскому психологу можно обращаться по вопросам ребенка в возрасте от 0 до 17 лет. Хотя можно посетить детского психолога еще во время или во время беременности. Психолог поможет будущей маме подготовиться к предстоящим родам, пообщавшись со специалистом, мамочка будет лучше понимать, что хорошо для ее ребенка, а что не очень.

Детский психолог расскажет вам особенности развития психики ребенка, что очень поможет вам в будущем, ведь вы сможете правильно реагировать в различных ситуациях. Вы сможете четко понимать, на какие моменты в поведении ребенка стоит обратить особое внимание. И конечно, чем старше становится ваш малыш, тем большим количеством вопросов озадачиваются любящие родители. И вовремя оказанная психологическая консультация и психотерапия может помочь вам избежать серьезных проблем в развитии ребенка.

А что скажут люди?

На пути к детскому психологу, да и вообще к психологу бывает, стоит один страшный вопрос: «А что скажут люди?» К сожалению, наш народ, очень реагирует на мнение окружающих и выстраивает цепочку своих действий, часто исходя из вышеуказанного вопроса.

Дорогие родители, это большие предрассудки, которые нужно было уже давно искоренить. Так, что вам самим есть над чем работать. Тем более если этот вопрос вас все-таки волнует, сейчас можно посетить частного детского психолога или даже обратиться за помощью психолога онлайн.

С какими проблемами обращаться

За психологической консультацией можно обращаться по самым разнообразным вопросам: задержка в развитии, неврозы, агрессия, детские кризисы, опережение развития, взаимоотношения с сестрами-братьями. Также, можно обратиться с проблемой приучения к горшку, заикание, неуверенность в себе, проблемы с едой, капризы, гиперактивность, адаптация к детскому саду и школе.

В общем, практически по любому вопросу можно получить консультацию.

Чем же отличается детский психолог от взрослого? Особенностью работы. Детский психолог подбирает к каждому ребенку свой ключик. Сказкотерапия, арттерапия, глиняная и песочная терапия, – это далеко не полный перечень психологических подходов к вашему малышу.

Конечно, очень важно правильно выбрать детского психолога. Обязательно, чтоб у него был опыт работы с детьми такой же возрастной группы как и ваш малыш. Так как ребенок двух лет сильно отличается от трехгодовалого, и тем более от ребенка пяти и семи лет. Возможно, ваш раскроется не на первом сеансе. Стоит задуматься о смене психолога, если специалист не установил контакт с ребенком и на 4 – 5 сеансе. Хотя это совершенно не говорит о некомпетентности детского психолога, просто с данным ребенком лучше поработать другому специалисту. Ведь всем известно, что о любом враче найдется два абсолютно противоположных отзыва.

Только вы можете решать обращаться вам за консультацией к специалисту или нет. Но, подумайте, если вам тяжело с ребенком, вы не можете справиться с его, например, агрессией или истериками может, стоит обратиться за консультацией? Вам помогут выяснить причину такого поведения ребенка, вы сможете ее устранить и станете жить спокойно и счастливо?

Детский психолог – не панацея от всех болезней, но облегчить вам жизнь и помочь вам лучше понять вашего ребенка он точно сумеет.

Удачи вам и будьте здоровы.

Гармоничное развитие ребенка – одна из важнейших целей родителей, достижение которой почти всегда требует консультаций у специалистов данного профиля. Детский психолог, являясь именно таким специалистом, обладает теми навыками и знаниями, которые помогут ребенку и всей семье в целом справиться с возникающими на данном пути проблемами, которые бывают весьма многочисленными и разносторонними. В частности, детский психолог помогает ребенку справляться с трудностями, которые возникают на определенных этапах взросления:

1)Младенчество (2 месяца – 1 год)

2)Ранний возраст (1 – 3 года)

3)Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

4)Младший школьный возраст (8 – 12 лет)

5)Подростковый возраст (11 – 15 лет)

6)Ранний юношеский возраст (15 -17 лет)

Каждый из этих периодов развития имеет свои определенные особенности, которые родители обычно замечают у детей. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Психолог часто выступает в качестве помощника родителей, помогает направить развитие ребенка в нужное русло, подсказывает пути решения поведенческих проблем ребенка.

Переходы от одного этапа развития к другому сопровождаются возрастными кризисами (отдельные непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями). Неправильное преодоление таких этапов развития ребенка в будущем может иметь весьма негативные последствия.

1)Кризис новорожденности

2)Кризис первого года (переход к раннему возрасту)

3)Кризис трех лет (переход к дошкольному возрасту)

4)Кризис семи лет (переход к младшему возрасту)

5)Кризис подросткового возраста

Помимо вышеперечисленного, клинический психолог занимается вопросами коррекции различных психических нарушений и поведенческих проблем, а также профилактической работой с нормальными детьми.

Как понять, что ребенку требуется помощь психолога?

Иногда родители теряют контроль над поведением ребенка и понимают, что самостоятельно с этой проблемой справиться не смогут. Очень часто мамы папы замечают значительное отличие поведения и эмоциональных реакций ребенка от поведения его сверстников, это вызывает беспокойство и требует вмешательства специалиста. Бывает, что к психологу родителям рекомендует обратиться учитель или воспитатель ребенка. К сожалению, многие родители пытаются отрицать проблему, делать вид, что ее просто нет в надеже, что она исчезнет сама. Одна из причин – боязнь родителей перед психологом (страх чужого человека для семьи; страх, что психолог подумает, что родители не справляются с воспитанием ребенка; страх перед собой; страх осознания родителями наличия определенных проблем в семье), опасение, что ребенку поставят неприятный диагноз, который останется с ним на всю жизнь, но данные страхи совершенно необоснованны, и я призываю родителей не путать психолога и психиатра.

Чем же психолог отличается от психиатра?

Психиатр – это врач, который работает с тяжелыми психическими расстройствами. Лечение психиатр осуществляет, прежде всего, назначением медикаментов.

Психолог – не врач, он не может ставить диагноз и выписывать лекарства. Он использует различные (педагогические и психологические) методики для выравнивания поведения ребенка.

Клинический психолог в свою очередь имеет дело не только с проблемами, которые возникают в ходе нормального развития ребенка, но и при наличии у него психических расстройств (например, умственная отсталость, ранний детский аутизм, задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, психопатия).

Как выглядит визит пациента к детскому психологу?

Говоря совсем простым языком, психолог беседует с родителями, выясняет суть их жалоб. Затем тестирует ребенка, ищет объяснение этим жалобам и устанавливает, нужна ли коррекционная работа по устранению поведенческих или личностных проблем.

Первый этап работы с пациентом – это диагностика. Психолог оценивает маленького пациента с того момента, как тот заходит в кабинет: как именно он входит; как ведет себя, пока мама занята – разговаривает с психологом. Все дети ведут себя по-разному! Кто-то спокойно занимается своими делами – в кабинете много игрушек и развивающих наборов, – а кто-то не дает и слова маме сказать, требуя ее внимания. Затем, используются различные психологические методики (беседа с ребенком, тесты, задания, упражнения, опросники для детей и родителей, игровые варианты для маленьких детей) для выявления уровня развития ребенка. На основе результатов обследования психолог делает заключение о состоянии высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, ориентация в пространстве, восприятие), а также выявляет эмоционально-личностные особенности.

Большую роль в процессе диагностики играет беседа с родителями: важно установить, сколько времени родители проводят с детьми, как много занимаются с ними – ведь задержка развития может быть вызвана банальным недостатком занятий с ребенком, в то время как гиперопека тоже может привести к негативным последствиям.

Итак, после сбора информации у психолога выстраивается видение проблемы, он объясняет результаты диагностики родителям, дает общие рекомендации и составляет коррекционную работу по исправлению того нарушения, которое увидел. В отдельных случаях родители приводят детей на профилактический прием, чтобы убедиться в нормальном развитии их ребенка.

Как подготовить ребенка к визиту к психологу?

Каких-то особых приготовлений не требуется. Ребенка можно предупредить, что он пойдет к врачу, но в случае если он боится делать уколы или лечить зубы надо обязательно предупредить его, что ни уколов, ни бормашины не будет. Ребенок должен быть сыт, на пике активности (маленьких детей не рекомендуется водить на прием незадолго до дневного сна, а детей постарше – незадолго до их ночного сна) и не должен испытывать стресс незадолго до приема (для некоторых детей таким стрессом является посещение других специалистов-медиков).

Какие методы вы используете в своей работе?

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Если у ребенка не было выявлено серьезных психических нарушений, для него составляется педагогическая коррекция на основе развивающих занятий (направленных на развитие моторики, памяти, мышления, восприятия, речи) в соответствии с возрастом.

Также используются: нейропсихологическая коррекция, поведенческая терапия, телесно-ориентированная терапия, психотерапевтические методы (арттерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия), игровая терапия. Часто применяются методики из близких областей (педагогики, логопедии).

Зачем нужен детский психолог и как его выбрать, объясняет специалист по работе с детьми с особенностями в развитии, психолог, создатель благотворительного проекта «3D: Делаем Добрые Дела » Ольга Вавилова.

Зачем вообще нужен детский психолог?

Ребенок по ходу своей жизни может испытывать разные сложности и кризисы, например, кризис трех лет, адаптация в детском саду или в первом классе, подготовка к школе, подростковый период, страхи, эмоции, реакции. Когда родители не знают, что делать с ребенком, как общаться, они идут к специалисту. Психолог помогает увидеть состояние ребенка, наладить контакт между членами семьи и дает возможность ребенку разобраться с проблемой самому через игру или другой инструментарий. Специалист дает рекомендации и помогает гармонизировать ситуацию.

С какими запросами обращаются чаще всего?

Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, в чем причина агрессии, тревоги или иного состояния, поведения. Есть ситуации, когда ребенок убегает из дома или нет взаимодействия между членами семьи. Обращаются с просьбой дать советы по воспитанию ребенка после развода или смерти близких.

Во-первых, нужно прийти к пониманию, что вам необходим психолог. И сформировать запрос. Потом попробуйте найти специалиста: или через сарафанное радио, или по территориальному признаку. Лучше всего первый вариант: спросите о впечатлениях тех, кто уже имел подобный опыт. Если у специалиста есть сайт, обратите внимание на его фото, самопрезентацию, пространство, в котором он работает. Посмотрите, где можно с ним увидеться или пересечься, чтобы увидеть, какую атмосферу он создает вокруг себя. Дети чувствуют, кому могут открыться, а кому нет.

Когда человеку нужна помощь, он интуитивно начинает искать пути решения, создает внутреннюю готовность к изменениям и к принятию помощи. Он даже может сменить несколько врачей, прежде чем найти своего специалиста, ответы на свои вопросы.

Будьте готовы работать над собой. Как бы прекрасен ни был психолог, все зависит от вас. Психолог – только проводник. Он не несет ответственности за выполнение, а лишь создает возможности для успешного решения сложившихся ситуаций, а действовать надо самому человеку, а иногда и всей семье в целом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть во всех его проявлениях. Даже когда он злится или проявляет агрессию. Дети могут ударить взрослого, выругаться. Значит, вам и ему для чего-то нужен этот опыт. Психолог поможет найти причину такого поведения, выстроить линию поведения и прийти к положительному результату.

Я работаю с семьей в целом и комплексно: она приходит и занимается в моем рабочем пространстве, получает домашние задания. У нас есть миниэкзамены, проверки. Специфика работы с детьми в том, что положительная динамика зависит еще и от включения остальных членов семьи.

Был случай, когда ко мне обратилась семья, где ребенок в 2,5 года не говорил. Через два месяца активной работы и выполнения заданий все получилось. Проблемы решаемы, если им уделять особое внимание и подкреплять конкретными действиями.

То есть лучше всего на прием к психологу ходить не только ребенку, но и родителям?

Да. Я практикую занятия со всей семьей. Так быстрее можно мобилизовать ресурсы семьи и в .

Но бывает и так, что папа или мама очень заняты. Очень сложно вовлечь в процесс пап, которые иногда не верят в результат работы или загружены рабочим процессом. Часто отцы выступают как спонсоры занятий, но не появляются в кабинете. Ребенок же взаимодействует со всеми.

Частая ситуация: малыш хочет внимания, подходит, а отец в силу занятости отмахивается и не проявляет интерес. Ребенок отворачивается. И впоследствии он может убегать от отца. В таких случаях надо дозреть до обращения: может сначала прийти только мама, потом папа, потом братья и сестры.

Как мотивировать папу на поход к психологу?

Занятость отца – очень частая ситуация. Например, бизнесменам редко удается побыть с семьей в силу работы. Они постоянно в делах. В таком случае мама может рассказывать то, что было на занятиях. Если я вижу, что один из родителей разрушает всю созидательную работу других членов семьи, даю задания на дом: вопросы для обоих, рисунки. И потом уже обратную связь конкретно каждому взрослому.

Мотивировать можно примерами успешных результатов у данной семьи в ходе занятий или личными открытиями. Многие папы, которые приходят ко мне с детьми, открывают в себе новое и выходят на другой уровень в разных сферах жизни – отношениях, бизнесе. , гармонизировать личность, справляться с разнообразными ситуациями и быть ресурсным.

В каждом районе сейчас есть развивающие центры или бесплатные службы психологической помощи. Можно ли им доверять?

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.


Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным , помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

Выступление на родительском собрании:

«Психологическая служба ДОУ»

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду?

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалист. В детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка».

Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.

Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ.

Диагностическая работа.

Коррекционно - развивающая работа.

Психологическое консультирование.

Психологическое просвещение и профилактика.

Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ.

Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:

  • это социальные ситуации:

ребенок идет в детский сад или школу (проблемы адаптации);

  • развод родителей; конфликты в семье,
  • смерть кого-то из близких;
  • появление нового члена семьи;
  • случаи насилия над ребенком;
  • переезд на новое место жительства и т.д.
  • агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм энурез, энкопрез и т.д.;
  • страхи и тревожность ребенка;
  • проблемы общения со сверстниками; сложности в коммуникации. Ребенок не может найти контакт со сверстниками.
  • уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
  • трудности освоения программы (неустойчивость внимания, трудности запоминания и пересказа, сложности с концентрацией внимания и пр.)
  • проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
  • задержка психического развития, аутизм и др.
  • проблемы поведения,
  • кризисы развития (кризис 3 лет, кризис 7 лет)
  • вопросы по воспитанию ребенка
  • родительско - детские отношения; беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
  • чрезмерная активность.

Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог призван быть на стороне ребёнка.

Похожие публикации