Развитие ребенка: пятый месяц жизни.

Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.


Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца - это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм - это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель - познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

У него развивается значительная мышечная активность.

Такое развитие общей подвижности сопровождается параллельным развитием тонкой моторики: малыш использует мелкие мышцы рук, чтобы совершать точные движения; он дотягивается до небольших предметов, берет их в руки и играет с ними. Постепенно он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами по столу, брать в руки и одновременно удерживать два предмета.

Ритм ребенка

Сон

Ночной сон постепенно становится все более долгим: младенец уже спит по восемь-девять часов подряд. Его режим сна устанавливается, причем это касается и дневного, и ночного сна. Теперь у него легко заметить признаки усталости. Вот почему в этот период уже можно создавать особый ритуал укладывания в постель.

Питание

Если вы кормите грудью, малыш привыкает к более размеренному ритму долгих и «основательных» кормлений (ваше молоко приспосабливается к переменам его аппетита и потребностей). При искусственном вскармливании ребенок ест еще более регулярно: в этом возрасте ему нужно в день четыре бутылочки по 210 мл (смеси второго типа). Его ритм соответствует ритму жизни взрослых (завтрак, обед, полдник, ужин). Хотя ребенок уже может самостоятельно держать в руках бутылочку, пользуйтесь временем кормления, чтобы подержать его на руках и приласкать!

Его органы чувств

Слух

Ваш малыш поворачивается к тому, кто с ним разговаривает. Он обожает смотреть на движения губ говорящего и пытается имитировать изменения интонации собеседника. Он также учится произносить согласные, такие как «м» и «б». Пятимесячный малыш уже способен понять, когда его называют по имени. Он наслаждается звуком речи, особенно если слышит нежные и мягкие слова. Он уже очень хорошо распознает интонации и может понять, когда родители чем-то недовольны. Он быстро поворачивает голову по направлению к источнику нового, заинтересовавшего его шума. Однако его пугают резкие и незнакомые звуки.

Зрение

Ваш ребенок уже может разворачиваться и следить взглядом за предметом или человеком. Он начинает различать тонкие оттенки пастельных тонов, а не только яркие цвета. Он лучше видит очень маленькие предметы, следит за всем, что движется. Теперь он даже может узнать предмет, который он видит лишь частично: вот основа для игр в прятки!

Осязание

Младенец начинает связывать внешний вид и ощущения: полотенце мягкое, папина борода колется, перышко нежно щекочет и т. п.

Когда малыш бодрствует

Малыш исполняет целые слоговые рулады. Он научается менять громкость произносимых звуков и их долготу.

Здоровье ребенка

Пятый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие, состояние его иммунной системы и его размеры. Средний рост пятимесячного младенца - 64см, вес - порядка 6,7 кг, окружность черепа - 42 см.

Возможно, именно на этой консультации врач начнет обсуждать с вами вопрос введения прикорма. И действительно, вводить прикорм можно уже в этом возрасте, если ваш малыш крупный, если он активен и часто хочет есть. Однако мы советуем вам еще немного подождать: признано, что более позднее и медленное введение разнообразных продуктов питания действительно способно уберечь ребенка от аллергии. Вот почему мы поговорим о том, как разнообразить питание ребенка, немного позже, после шести месяцев.

Прививки

Если вы действовали согласно традиционному расписанию прививок, пришло время сделать небольшой перерыв в прививках.

Запор

В таком возрасте запоры чаще всего связаны с нарушением функций двигательной сферы и с нервно-эмоциональными расстройствами. Если у вашего малыша возникла такая проблема, к ней следует отнестись со всей серьезностью, и как можно быстрее начать лечение.

Аллопатическая медицина порой оказывается безоружной в вопросе запоров у новорожденных: предлагается лечить запоры водой, богатой магнием, или, если они не проходят, использовать суппозитории с глицерином для извлечения кала. Будьте внимательны при применении второго средства: если организм малыша привыкнет к тому, что за него регулярно выполняют его работу, то анальная и ректальная моторика может не развиться, что помешает правильному формированию рефлексов и способно даже оказать отрицательное влияние на представления, которые возникают у ребенка в процессе его приучения к туалету.

Таким образом, суппозитории следует использовать редко, в качестве экстренного средства против непроходимости кишечника и лишь в том случае, если запор длится несколько дней: суппозитории нужно применять дополнительно к мягким естественным средствам, которые подчас способны быстро исправить ситуацию.

Естественные средства против запора

Гомеопатия

  • Запор, сопровождающийся болями в животе: «Магнезиум фосфорикум 9 СН».
  • Болезненные трещины в районе анального отверстия: «Ни-трикум ацидум 9 СН».
  • Слизистые, мягкие, плохо выходящие каловые массы +/ -трещины: «Алюмина 9 СН».
  • Мелкие, сухие испражнения, собирающиеся в прямой кишке: «Бриония 9 СН».
  • Крупные, твердые испражнения: «Калькареа карбоника 9 СН».
  • Спазмы и гиперчувствительность: добавьте «Игнация 15 СН».

Пищевые добавки

Следует регулярно давать малышу пробиотики.

Острый гастроэнтерит (ОГЭ)

В большинстве случаев его вызывает вирусная и/или бактериальная инфекция, которая очень быстро может поставить вопрос о жизненном прогнозе младенца, в особенности в первые полгода (или даже в первый год) его жизни.

Прежде всего следует бороться с обезвоживанием, вызванным диареей и/или рвотой. Для этого на несколько часов прекратите давать ребенку любые молочные продукты (кроме грудного молока, если вы кормите грудью: оно очень легко усваивается). В аптеке можно купить раствор для регидратации: его следует давать ребенку постоянно, в очень небольших количествах (к примеру, по 1-2 мл каждые 5-10 минут).
Если состояние малыша ухудшается или если вы все же хотите обратиться к врачу, вам также пропишут спазмолитические/противорвотные препараты (к примеру, «Мотилиум»), кишечный антисептик (типа «Эрцефурил»®) и средство против диареи (такое, как «Тиорфан» для новорожденных или для детей). Если состояние ребенка не улучшится или даже ухудшится, нужно сделать анализ кала.

Естественные средства против ОГЭ

Гомеопатия

Средства от диареи:

  • При отсутствии рвоты и жара: «Ноголистик щитовидный 15 СН».
  • При болях в животе, которые можно облегчить надавливанием: «Колоцинтис 9 СН»; при боли по типу колик, усиливающейся при надавливании: «Купрум металликум 9 СН».
  • Если у ребенка обильные газы, добавляйте «Карбо веге-табилис 7 СН»; и/или значительное утомление: «Хина рубра 9 СН».
  • При жаре добавляйте «Арсеникум альбум 15 СН».

Средства от рвоты:

  • Независимо от наличия/ отсутствия диареи, если нет жара: «Рвотный орех 9 СН».
  • Если язык чистый, а в рвоте много слизи: «Ипека 9 СН».
  • В рвоте много непереваренной пищи: «Антимониум кру-дум 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата раз в полчаса. Принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

Фитотерапия

  • Сухой экстракт корицы, обладающей мощным противоинфекционным действием и способствующей пищеварению: в капсулах пс 300 мг, по 1/2 содержимого капсулы на каждые 10 кг веса в день;
  • +/ - 2 кофейные ложки водного экстракта мелиссы.

Растворить в 200 мл воды вместе с 1 капсулой пробиотика и 1 пакетиком средства для регидратации. Можно также добавить 4-5 столовых ложек воды, настоянной на зеленой глине.

Маленький исследователь

Это время, когда ребенок пытается ползти. Одни это делают, лежа на спине и отталкиваясь ногами. Другие - лежа на животе и отталкиваясь локтями. Для психологов не важно, как именно ребенок ползет. Важно то, что у него в принципе появляется мотивация к передвижению. В связи с новыми потребностями малыша вводим и новые игры.

Игра «Тянемся и ползем» . Кладем ребенка на животик, ставим перед ним игрушку так, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Если он не пытается ее достать, подвиньте поближе. Ваша задача - стимулировать малыша к тому, чтобы он приложил усилие и достал игрушку. После того как он это сделает, дайте ему с ней поиграть. Затем точно так же поставьте другую. Занятие может продлиться около пяти минут. Основной его смысл - в достижении цели. Ребенок получает новый опыт: «Я пытаюсь достать игрушку, и у меня это получается». Поэтому нужно обязательно давать крохе время насладиться своим достижением - потрогать, покрутить трофей.

Не надо давать ребенку слишком много предметов сразу. Три игрушки - максимум. Никаких висячих гирлянд с большим количеством погремушек! Они бессмысленны, даже вредны. Избыток гасит мотивацию, информационное переутомление убивает желание вообще что-либо делать и узнавать.

Малыш уже научился хватать и бросать предметы. И еще в течение целого месяца это остается основным видом его деятельности. При этом он совершенствует несколько навыков: «Я протянул руку, глядя на предмет, схватил этот предмет и стал его изучать». Рассматривать и манипулировать предметом, конечно, интереснее всего в полусидячем положении - либо у мамы на руках, когда есть опора, либо в специальном кресле-качалке для младенцев. Это прекрасное приспособление, которое существенно облегчает жизнь мамы. Правда, помещать ребенка в кресло можно только на очень короткие промежутки времени - чтобы не перегрузить позвоночник. Как только видите, что кроха кряхтит и ему там не нравится, - немедленно доставайте его.

Игра «Ку-ку» может обрести новые формы. Возьмите игрушку, скажем, собачку. Накройте ее платком. «Где собачка?» Пусть малыш самостоятельно потянет платок и обнаружит под ним собачку. Проделайте то же самое с другим предметом. Вместе с ребенком радуйтесь его открытиям.

Занятия на развитие внимания . Способность следить за движущимися объектами разовьется немножко позже, но мы уже сейчас можем начать тренировку. Возьмите фонарик или лазерную указку. Сядьте рядом с ребенком, обратите его внимание на световое пятно и начинайте очень медленно двигать фонариком. Вы увидите, что глазки малыша движутся рывками - он то теряет лучик, то снова находит.

Есть еще одна замечательная игра, которую родители недооценивают. Это мыльные пузыри . У них масса достоинств. Во-первых, лопаясь, они не пугают ребенка громким хлопком. Во-вторых, они очень красиво переливаются. В-третьих, движутся медленно и плавно, так что их легко удержать в поле зрения.

У ребенка появляется новый способ извлечения звуков: он запихивает в рот пальцы и при этом пытается что-то произносить. Так происходит знакомство с собственным артикуляционным аппаратом. Подхватите это занятие: положите ладошку малыша на свои губы и подуйте или погудите, чтобы малыш почувствовал звуки на ощупь. У тех, кто делает такие упражнения регулярно, освоение речи идет намного быстрее.

На пятом месяце мы уже отчетливо слышим лепет ребенка. Это значит, что на смену отдельным звукам приходят повторяющиеся слоги. Самые легкие для произнесения - «ма» и «ба». Многие мамы радуются: «Он уже у меня говорит „мама" и даже „баба"». Очень хорошо, если вы поддерживаете лепет ребенка и повторяете за ним разные сочетания звуков. Но нужно понимать, что пока это еще не сознательное называние мамы или бабушки, и папе не стоит обижаться, что про него забыли. Это просто лепет.

К пяти месяцам появляется страх незнакомых людей . Раньше, если чужой человек подходил и улыбался, ребенок мог улыбнуться в ответ. Теперь при его появлении малыш замирает и может даже заплакать. Это абсолютно нормативный страх, он свидетельствует о том, что малыш нормально развивается и уже начал различать своих и чужих. Своими он считает тех людей, которые ежедневно за ним ухаживают. Понятно, что бабушки и дедушки, живущие отдельно, воспринимаются как посторонние - он давно забыл, что они навещали вас две недели назад. Поэтому не надо удивляться, если в очередной их приезд кроха откажется идти к бабушке на руки, начнет выкручиваться и капризничать. Не обижайтесь, а лучше порадуйтесь: «Ага! Он стал уже не таким доверчивым».

Мама: новый взгляд на жизнь

О чем чаще всего говорят мамы, если им в этот период приходится оказаться у психолога?

«Мне стало гораздо проще понимать свою маму и даже свою свекровь». Да, теперь женщина оценивает поступки своей мамы и поступки свекрови с позиции не девочки, не жены молодого человека, а с позиции матери. И становится намного понятнее, почему, к примеру, мама все время пытается контролировать свою взрослую дочь. А у некоторых улучшаются отношения со свекровью, особенно если родился мальчик. «Теперь я понимаю, почему моя свекровь с таким трудом меня приняла, - призналась мне одна молодая мама. - Даже страшно подумать о том, что и мой сын когда-то женится и уйдет от меня к какой-то женщине».

Теперь вы совсем другими глазами смотрите на мир, для вас важны совсем другие вещи. Поэтому я всегда советую мамам, которые строят какие-то планы еще во время беременности: отложите планирование до того момента, когда ребенку исполнится месяцев пять. Планировать будущее во время беременности и в первые три месяца после родов бессмысленно. Допустим, вы еще до родов решили, что выйдете на работу, когда ребенку исполнится полгода. У вас уже и няня есть. Но вот наступает назначенный срок, а вы больше не хотите никакой работы! У вас совершенно изменились приоритеты и карьера уже не кажется вам сверхценностью. Что ж, без всяких сомнений оставайтесь дома. Не надо упрямо следовать плану, который вы больше не считаете правильным. Никаких планов! Ребенок все равно их поломает.

«Я стала лучше относиться к чужим детям», - говорят мамы. «Почему?» - «Теперь я понимаю, что ребенок может плакать не только потому, что он плохо воспитан или мама за ним недостаточно присматривает. У него могут быть свои причины для того, чтобы заплакать, и мама в этом часто не виновата». Вы будете стараться наладить отношения в песочнице, даже если ваш ребенок в них не вовлечен. Просто эти отношения сейчас для вас очень значимы.

«С рождением ребенка я стала испытывать радость от того, что раньше терпеть не могла. Я с удовольствием сижу дома, вышиваю, раскладываю распашонки». Мне кажется, у этого явления есть две причины. Первая: когда рождается ребенок, мы пытаемся создать для него максимально комфортные условия. Эта потребность естественным образом возникает внутри матери. Поэтому, даже если раньше вы не любили готовить и украшать свой дом, сейчас вы начинаете это любить.

И вторая причина: к этому моменту вы сидите дома уже семь месяцев - два месяца декрета плюс пять месяцев с ребенком. Если бы в течение семи месяцев вы занимались тем, что вас выводит из равновесия, вы бы, наверное, сошли с ума. Но психика женщины очень гибкая, она подстраивается под существующие условия.

В связи с этим хочется обратиться к тем мамам, которые решительно настроены как можно скорее выйти на работу, а с малышом посадить папу. Мужчине сделать такой шаг намного тяжелее, его психика не рассчитана на подобные перестройки, и он вряд ли научится испытывать удовольствие, превратившись в домохозяйку.

Как договориться со свекровью?

Случай из практики : «Моя свекровь меня шокирует своей нечистоплотностью. Приходя к нам в гости, она прямо в пальто и в сапогах кидается в комнату к ребенку, берет его на руки. Дает ему пустышку с пола. Если я делаю ей замечание, она меня просто игнорирует. Просила мужа поговорить с ней, но он только злится. Я не хочу ограничивать общение ребенка с бабушкой. Но боюсь за малыша. Ведь она может и немытыми фруктами накормить, и не переодеть вовремя. Скажите, как повлиять на свекровь?»

В каждой семье формируется свое собственное понимание того, что хорошо и что плохо. Одни считают, что пеленки нужно стирать, кипятить и проглаживать, а другие убеждены, что достаточно их прополоскать и высушить. Кто-то кутает своих детей, а кто-то закаляет. В моей практике была история, когда одна бабушка приехала посидеть с внуком и у всех детских колготок отрезала пяточки, потому что считала, что дети должны ходить босиком. Точки зрения на воспитание у невестки и бабушки могут сильно различаться. Переубеждать друг друга - неблагодарное дело. Остается одно: научиться сосуществовать, не конфликтуя. И здесь самое время поговорить об особенностях донесения информации до собеседника.

Дело в том, что, слушая человека, мы сначала обращаем внимание на то, кто с нами говорит, затем - как он говорит, и только на третьем уровне воспринимается та информация, которую он нам сообщает. Понятно, что если невестка или сын будут учить бабушку санитарным нормам, до нее суть их послания вообще не дойдет. Для невестки всегда найдется ответ: «Я жизнь прожила, мужа твоего воспитала, и ты за него замуж вышла, значит, не все так плохо». Если сын попытается вступиться, ему будет сказано: «Ну, тебя-то я как-то вырастила!..» У бабушки всегда найдутся аргументы, причем подкрепленные жизненным опытом. Поэтому, если вам нужно донести информацию до свекрови, попросите об этом какого-то другого, авторитетного для нее человека. Кто это будет, думайте сами.

В ситуации, приведенной в начале главы, я предложила маме попросить о помощи врача-педиатра, который приходил с патронажем. Тот согласился, и они разыграли небольшую сценку. Мама подняла с пола пустышку, дала ребенку, после чего врач строго выговорил «нерадивой мамаше», что делать так ни в коем случае нельзя, что количество микробов за последние 20 лет возросло в сотни раз. Все это происходило при свекрови, но - замечания были адресованы не ей, а невестке. И это были замечания из уст человека, к которому свекровь привыкла прислушиваться. Авторитет врачей в сознании старшего поколения очень велик. Наши усилия увенчались успехом, и впоследствии, приходя в гости, свекровь вела себя намного аккуратнее - снимала пальто, мыла руки и прочее. На нее произвели большое впечатление слова доктора о том, что за последние двадцать лет «количество микробов увеличилось в сотни раз».

Но бывает, что бабушка стоит на своем, и ничто не может ее поколебать. Если для вас очень важны те принципы, по которым возникли разногласия, попробуйте буквально следующее. Стойте с ребенком на руках и говорите ему: «Ой, как ты рад бабушке! Сейчас она разденется, помоет ручки, а потом возьмет тебя». То есть просто не давайте его бабушке, пока она не проделает необходимые гигиенические процедуры. Что тут важно? Вы обращаетесь не к свекрови, а к ребенку, не выражая ни тени сомнения в том, что свекровь и сама намерена все это сделать без ваших указаний. Главное - не переиграйте.

Вопрос: можно ли в спорах со свекровью обращаться к мужу за поддержкой? На мой взгляд, однозначно нельзя. Иначе вы поставите его перед выбором - либо принять вашу сторону, либо сторону матери. А он любит вас обеих.

За что отвечает папа?

Пока ваш малыш только делает первые попытки проползти несколько сантиметров. Но пройдет совсем немного времени, и он будет наматывать круги по всему дому. Так что пора папе убрать с пути будущего «ползунка» опасные предметы. В любой квартире их найдется огромное количество. На двери необходимо поставить специальные заглушки, чтобы они не захлопывались сами; все выдвижные ящики снабдить доводчиками; на нижних полках кухонных шкафов оставить только безопасные кастрюли и пластиковые контейнеры, с которыми ребенок сможет играть. Очень травмоопасны мелкие гвозди, которые торчат из плинтусов, пуговицы, шурупы и прочая мелочь, разбросанная по квартире. Особое внимание уделите шкафу под раковиной, где чаще всего хранится бытовая химия. Обычно это очень яркие коробки и флаконы, и можно не сомневаться, что они привлекут внимание малыша. Уберите их в безопасное место!

Что еще можно доверить папе в этот период? Мы уже говорили и про купание, и про массаж, и про разные игры. Все это по-прежнему важно и нужно.

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

315

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

280

Елена Нефедова

Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!

213

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

205

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

164

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким, поворачиваться на бочок, а возможно, и на животик. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки. Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и родителей интересуют вопросы о физиологии, психологии, питании, уходе и досуге любимого малыша.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев (таблица)

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов. Некоторые малыши начинают переходить на трех разовый сон, который длится 1,5 – 2 часа. На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.

Нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев: педиатры России, ВОЗ

С момента рождения ребенок сильно изменился: он научился не только держать головку, но и проявлять эмоции. Педиатр регулярно осматривает малыша, и тщательно следит за его развитием и антропометрическими показателями.

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего рождения малыш немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев ВОЗ

Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которой мама может провести сравнительный анализ роста и веса своего ребенка. Но все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут соответственно худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков - девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

При виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такую реакцию исследователи раннего детства М.Ю.Кистяковская и Н.М.Щелованов назвали комплексом оживления.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на предплечья;
  • при поддержке под мышки крепко упирается выпрямленными ногами о поверхность пола;
  • развиваются навыки необходимые для ползания;
  • из положения лежа хватается за палец взрослого, подтягивая ручки, и пытается сесть.
Зрительное восприятие
  • под воздействием зрения и осязания развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, извлекая из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произвести их в виде отдельных слогов;
  • узнает голос матери или близкого человека.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (произносит первые звуки и слоги);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, па, ба, таким образом, таким образом, у малыша появляется лепет.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев
  • продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы;
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • берет протянутую взрослым игрушку;
  • при захватывании различных предметов, развивает тактильную чувствительность ладоней, выделяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев (комплекс оживления)
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тон голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.


Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне положительного эмоционального состояния малыша.

Как развить ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня ребенка 5 месяцев отводится специальное время. Проводятся они только на фоне благоприятного эмоционального состояния малыша. Если он испытывает недомогание или капризничает, то занятия лучше отложить до более благоприятного периода. Занятия проводятся после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, продолжительность занятий не должна превышать 5-7 минут.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека, центры, отвечающие за движение пальцев рук и речи, расположены довольно близко. Развивая моторику рук, в коре головного мозга активизируются соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.

Как развить у 5-месячного ребенка координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, упираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие: сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см. К ней понадобится дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной» стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку ребенка за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, поощряя малыша ее ощупывать.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Для подготовки ребенка к ползанию и развития навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.

Можно пришить к игрушкам веревочку и потихоньку тянуть за ее. Ребенок заинтересовавшись, будет ползти за игрушкой.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится действовать с предметами и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Используя классический мобиль можно научить малыша выполнять два взаимосвязанных действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый побуждает малыша дотянуться до определенной игрушки. Захватив ее, ребенок начинает тянуть к себе, таким образом, изменяя местоположение игрушки, которая находится рядом.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное на веревочку к колокольчику. Колокольчик, прикрепленный к мобилю или бортику кровати, начнет издавать звучание. Так малыш освоит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать погремушку в руке. Ориентируясь на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот.

Игры с неваляшками

Игры с непадающими и приятно звучащими игрушками помогают малышу развивать зрительное, слуховое восприятие и координацию рук. На звук неваляшки малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. Обязательно сопровождайте действия вопросом: «Где неваляшка?» – так ребенок учится запоминать названия окружающих предметов. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и забавить малыша! Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют малыша прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа малыша на своих руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим). Известная игра «Мы делили апельсин» веселит всех без исключения малышей:

Мы делили апельсин, (сжимаем ладошку малыша в кулачок)

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, (начинаем загибать по очереди пальчики ребенка)

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. (распрямляем ладошку и трясем её)

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!(разводим обе ладошки в разные стороны)

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию ребенка, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Важно! Следите, чтобы у игрушек не было острых углов (кубики пока рано) и лакированных или покрытых токсичной краской поверхностей (матрешки, деревянные ложки). У 5-месячного ребенка уже могут появиться первые зубки и он погрызет и проглотит вредные материалы!

У 5-месячного ребенка в коллекции должны быть следующие игрушки:

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию действий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки – сжимая в руке, малыш сможет развивать общую моторику руки. Резиновыми игрушками можно развлечь малыша во время купания;
  • разные по фактуре мягкие игрушки с пришитыми к ним колечками и шуршащими вставками. Они развивают тактильные ощущения маленьких пальчиков.
  • неваляшка, юла, мягкие пирамидки – своей красочностью привлекут и позабавят малышей. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, малыш учится различать форму, цвет предметов, величину.
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.

Можно сделать игрушки своими руками. Для этого используется небольшая пластиковая бутылочка с плотно завинчивающейся крышкой, бисер или бусины, которые насыпаются внутрь. Кроха будет с интересом рассматривать, как содержимое пересыпается внутри, издавая звуки.

  • игрушки должны иметь сертификат качества, и изготовлены из экологически чистого материала;
  • должны быть безопасными для детей. Помните, вовремя прорезывания зубов, малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • игрушки необходимо ежедневно мыть.

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня малыша: сон, кормление, бодрствование – досуг его должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка в 5 месяцев. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Гуляя с малышом нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке. В процессе прогулок, он знакомится и познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять ребенка в 5 месяцев

5-месячный ребенок постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать малыша к самостоятельным играм. Любое интересное занятие способно его отвлечь и переключить внимание на другую деятельность.

Оставляйте ребенка одного только в кроватке или специальном манеже!

Заинтересовать ребенка могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, малыш может некоторое время побыть один.

Елена, мама 5-месячного Игоря: «Начиная с 3 месяцев я накупила кучу игрушек и давала сыну все по очереди в течение дня. К концу 4 месяца ему не была интересна ни одна игрушка. Тогда я на несколько дней убрала все игрушки и доставала каждый день по 2-3 разных (1 погремушка, одна развивающая и кубик мякиш, например). Остальные убирала еще на 4-5 дней. И каждый раз он радовался игрушкам, как новым»

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет важное значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев, на протяжении всего дня, нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа), а маленькие дети от 5 до 9 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям в 5 месяцев уже даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для малыша первого года является материнское молоко. В нем содержатся биологически полноценные жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, ферменты, гормоны и иммунные тела.

В этом возрасте у ребенка все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные смеси. Если материнского молока малышу недостаточно, то его докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочноконсервных комбинатах. Для того чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод 5-месячного ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, смена рациона которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы) дополняя недостающее количество чаем. Если он хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

В 5 месяцев ребенок получает первый прикорм. В отличие от докорма смесями, прикорм дается в начале кормления, а потом малыш наедается привычным грудным молоком или смесью. Начинают прикорм с 1 чайной ложечки постепенно доводя до 150 г в течение 2 недель.

С 5 месяцев, в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.

Хорошо подойдет овощное пюре. Для приготовления овощного пюре подойдут кабачки, брокколи, цукини, цветная капуста – они традиционно считаются наиболее гипоаллергенными и легко усвояемыми. Разнообразные овощи насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Каши в качестве первого прикорма рекомендуются деткам, плохо набирающим в весе. В этом случае малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая заваривается на воде или молочной смеси. Неленивые мамочки могут готовить кашку на сцеженном грудном молоке. Для лучшего усвоения каш, разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

Пока ребенок не распробует новую пищу, она дается в чистом виде, без добавок. И только к 4-5-му кормлению можно добавить в пюре или кашу оливковое или подсолнечное нерафинированное масло.

Растительные масла имеет бОльшую пищевую ценность для растущего организма, поскольку содержат ненасыщенные жирные кислоты и вещества, необходимые для роста клеток.

Уход и гигиена

Уход

Ребенку в 5 месяцев нужен в тщательный уход. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание крохи в мокрой одежде или подгузнике. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша, на ней появляются опрелости и раздражения.

Если ребенка приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может начать отрицательно реагировать на мокрое белье, проявляя при этом беспокойство или плачь.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины, на попе, появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю своевременно. В последнее время стала замечать, что моя дочь сама извещает меня о необходимости смены подгузника».

Частота стула и мочеиспускания

В 5 месяцев частота мочеиспускания уменьшается. Теперь ребенок может побыть 30 минут без подгузника и одежды, не намочив пеленки. Это полезно для кожи, кроме того малыш закаляется. Конечно, температура в комнате при этом не должна быть ниже 24°С и никаких сквозняков!

Частота стула в 5 месяцев остается прежней: 1-3 раза в день. С введением прикорма немного меняется запах и консистенция: это нормально и свидетельствует о том, что в организм ребенка попадает новая пища.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного ребенка:

Критерии Достижения
Вес, рост По сравнению с предыдущим месяцем, малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушки из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тон голоса, по-разному на них реагирует;
  • способен 15-20 минут играть самостоятельно;
  • уверенно держит головку;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание С 5 месяцев вводится первый прикорм
Уход и гигиена Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. Т.Г. Аптулаева «Первый год вместе»;
  3. В.И. Ядешко «Дошкольная педагогика»;
  4. В.Г. Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста»;
  5. Л.Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром».

Видео по теме

Что может делать ребенок к концу 5 месяца?

Предыдущие развивающие занятия с мамой не прошли даром — теперь «хватание» стало целенаправленным действием малыша. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы. Понаблюдайте за ним, давая ему новую игрушку. Он обязательно ее пощупает, покрутит и попробует на вкус. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Более того, его уже интересуют такие свойства предметов, как температура, особенности поверхности. Удовлетворите его интерес в игре! Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Ничего страшного, если кроха сунет пальчики в теплую кашу или кисель. Это будет еще одной ступенью познания окружающего мира.

Ваше чадо учится сознательно разжимать ручку, и выпускать из нее предмет, который держал. Вот он выбрасывает из кроватки игрушки. Радуйтесь первому опыту активного взаимодействия с малышом: он бросает, а Вы подбираете и снова даете ему в ручки. Это повториться много и много раз, возможно, Вам это надоест. Настройте себя на понимание — что все это нужно для развития ребенка, и смиритесь! Если вы действительно устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой эмоциональной реакции на знакомого взрослого (родителя, близких родственников), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека малыш узнает даже по голосу, при том, что последний не попадает в поле его зрения.

Ребенок начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Комплексное развитие ребенка на 5 месяце первого года жизни

Игрушки для крохи:

Конечно, ему необходим набор геометрических и сюжетных (изображающих фигурки животных, людей) погремушек с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки генетически более полезны для глаз детей, так как их колер созвучен живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

Также, как и раньше весьма кстати придутся различные модули и подвески, сенсорные коврики...

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Игра с неваляшкой (развитие умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитие памяти)

Покажите ребенку, лежащему на спине, игрушку. Например, матрешку-неваляшку (1-2 мин.) с расстояния 50 см. Завлеките его внимание покачиванием игрушки. Затем плавно перемещайте игрушку так, что она оказывается сбоку. Опять же раскачайте ее, привлекая внимание малыша.

И вот ребенок уже сам тянет руки к матрешке, расположенной теперь уже перед ним, дотягивается рукой, дотрагивается до нее, отталкивает, раскачивает, т.е. приводит ее в действие.

Вы также можете показать матрешку-неваляшку ребенку, находящемуся на руках у другого взрослого, т.е. из вертикального положения (сажать малыша не следует). Ребенка поддерживают под спинку. Он «узнает» неваляшку с расстояния 50-80 см. Взрослый подносит малыша к игрушке, давая возможность исследовать ее из вертикального положения.

Игра «Веселый мячик»

Ваша задача научить малыша перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую.
Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша — лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:


«Вот такой веселый мяч!» — Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» — Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» — Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» — Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» — Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.
В продолжение игры – меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

Зачем у человека две руки?

Учите ребенка «работать» двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку. Вот отличное занятие для развития координации движений малыша: малыш держит кольцо одной рукой, а Вы даете ему погремушку в другую руку, затем, о чудо — предлагаете для изучения новую музыкальную (небольшую, чтобы умещалась в одной руке) игрушку. Что же кроха будет делать? Новая игрушка заинтересовала его, но и другие игрушки не хочется выпускать. И вот он перекладывает погремушку в руку с кольцом и легко берет «новинку». Конечно, это все получится не так легко и быстро, пробуйте экспериментировать с разными вариациями...
Дайте крохе большую (для одной руки) игрушку, и покажите, как ее держать двумя руками. Затем предложите ее без предварительного показа «как это держится».

Первая физика! Понятие причинно-следственных связей

Постройте из подручных средств небольшую горку, так чтобы ребенок хорошо видел происходящее. А теперь скатите с этой горки небольшую машинку на колесиках (или любую другую игрушку). Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Вот как!
Приобретите малышу игрушку, где при нажатии кнопки появляется звук или возникает световой эффект. Однако психологи советуют обращать внимание на то, чтобы при повторных манипуляциях с игрушкой была возможность выключить звук, либо чтобы звук был кратковременным. Так Вы избавите себя и ребенка от продолжительного назойливого «пения», раздражающего слух.

Развиваем зрение

До сих пор ребенок мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет. Поэтому можете смело изучать из окна события, происходящие во дворе – будучи уверенной, что ребенок все видит.

Расширяем понимание звука и речи

Малыш уже научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка — «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».

Старайтесь любые свои и Ваши с ним общие действия сопровождать словами. Обращайтесь к нему с несложными просьбами, и, если он пока не совсем понимает – выполняйте их за него. Например: «Миша, дай маме собачку» (он этим временем держит ее в руках), затем возьмите игрушку из его рук и поблагодарите – «Спасибо, мой хороший!». Конечно же, надо следить, чтобы на это действие у малыша не было отрицательной реакции.

Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

Ребенок уже захвачен многообразием звуков и интонаций. Пятимесячный малыш обнаруживает, что может специально произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, покашливание, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова. Так он и забавляется, издавая то очень громкие, то тихие звуки, получая удовольствие от эффекта, который он производит.

Атмосфера для «разговора» малыша

Вашего малыша не так-то просто «разговорить»? Вы можете активизировать его речевое развитие. Для начала создайте атмосферу тишины, давая возможность ребенку проявить себя вокализациями и речевыми реакциями. Часто бывает, что дома постоянно включен телевизор или музыка, ребенку сложно сориентироваться в этом мире постоянного звука. Малышу необходимо «услышать» самого себя. Ребенок начинает «гулить», произносить нараспев гласные звуки, артикулируя их четко и правильно.

Если создания абсолютной тишины все же «для толчка» не хватило — используется магнитофонную запись его же голоса. Желательно сделать такую запись в моменты, когда ребенок в хорошем настроении, весел и «гулит», как говорится, от всей души в часы бодрствования. Вы увидите, что малыш, прислушавшись, начнет повторять свои же голосовые реакции.

Разговаривайте с крохой ласково. Затем после паузы (5 сек.) строго, потом опять ласково. На ласковую интонацию ребенок оживляется, а на строгую — хмурится, даже может заплакать. Это способствует эмоциональному развитию крохи.

Учим говорить первые слоги

В возрасте пяти месяцев ребенок уже предпринимает первые попытки произнести какой-либо один слог («ба», «ма»). А, прислушиваясь к взрослому, иногда и может повторно произнести слог за ним.
Внимательно следите за его речью: вот малыш случайно произнес “ба-а”, весело повторите за ним, он вслед за Вами — и так несколько раз. Попробуйте после нескольких “ба” сказать “бу”, и увидите, как развеселился ребенок.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Познакомься – это ты!

Отбросьте все суеверия! Зеркало может стать увлекательной игрушкой для 5-ти месячного ребенка. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему. Главное – чтобы оно не было слишком маленьким, и кроха мог видеть, если не себя полностью – так хотя бы свое лицо, а не краешек глазика или ушка.

В идеале, если у малыша будет два зеркала – одно, которое можно вертеть в ручке и смотреть на лицо, а другое – иногда можно ставить около игрового места ребенка, в нем он сможет видеть себя и свои движения целиком.

Поможем крохе изучить свое тело

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Помогите малышу исследовать свое тело. Обязательно показывайте и называйте ему части тела – ноги, руки, животик, а также части лица – глаза, рот, нос… В эти игры можно играть в любое время, а также, во время массажа, переодевания.

Можно поиграть вот так: Задайте малышу вопрос – «Где у Миши ножка?» — и сами ответьте, указав на ножку – «Вот ножка!». После этого ножку можно поцеловать.
Или так: Издавайте звук, который особенно интересен крохе (чтобы сразу привлечь его внимание — например: «шлеп-шлеп»!) и сразу же прикасаясь к ножке, говорите – «Это ножка!». И так со всеми частями тела. Кроха привыкнет и в следующий раз, когда Вы призывно скажете «шлеп-шлеп!» — он уже будет с восхищением всем телом извиваться, ожидая Ваших прикосновений и игры.

Гляжусь в тебя, как в зеркало… (развитие мимики)

Погримасничайте с малышом, постройте ему разные рожицы, покажите язычок, и Вы увидите, что он пытается копировать Вас! Это очень весело и полезно для развития мимики. При этом можно прочитать и инсценировать для крохи вот такой позитивный стишок:

«Мы — веселые мартышки!
Мы играем громко слишком!
Мы в ладоши хлопаем!
Мы ногами топаем!
Надуваем щечки!
Скачем на носочках!
И друг другу даже
язычки покажем!
Дружно прыгнем к потолку!
Пальчик поднесем к виску!
Оттопырим ушки!
Хвостик на макушке!
Шире рот откроем!
Гримасы все состроим!»
Уроки воспитания
Помогите крохе выражать свои желания

Вы уже наверняка заметили, что кроха выражает свои желания разными звуками и действиями. Теперь, по его крику и движению уже легко понять, хочется ли малышу кушать, или он просто не может дотянуться до игрушки.

Помогите крохе научиться выражать свои желания разными способами. Например, перед тем, как взять на ручки, ласково поманите малыша своими жестами, чтобы он протянул ручки к вам. И как только протянет – похвалите, порадуйтесь вместе с ним, какой он молодец, возьмите на руки, поцелуйте. Ребенок будет счастлив не менее Вас. Удивительно, как быстро малыш догадается, что если протянуть ручки, то мама сразу возьмет его к себе.

Время первых запретов

В этом возрасте кроха уже четко различает строгую или ласковую интонацию обращенной к нему речи. Более того, он по-разному на них реагирует: на ласковую интонацию улыбается и оживляется, на строгую – сосредотачивается и хмурится, может даже и заплакать.

Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. В силу ограниченности самостоятельной активности, малыш больше наблюдает, изучает: интонации, настроение, чувства мамы, ее боль, при определенных его действиях (дернул за волосы, ущипнул). Все эмоции найдут прямое отражение в поведении малыша.

Естественный секрет спокойствия

Этологи доказали, что детеныши млекопитающих в случае тревоги и опасности хватаются за шерсть, проведя параллель, можно объяснить, что, когда малыш крутит прядку Ваших волос или край воротничка, то он или устал и хочет спать, или ему беспокойно.

Повяжите себе на шею яркий шарф с бахромой (или крупные бусы – лучше деревянные) и наклонитесь над малышом. Он обязательно попытается схватить этот шарф (бусы) и поиграть им... А если пойти дальше? Свешивающиеся с любимой мамы тряпочки и мелкие предметы – вообще предел мечтаний крохи. Этот нестандартный маневр сделает жизнь ребенка спокойнее, а Вам поможет спасти свои сережки или очки от постоянного дерганья бдительным малышом.

Еще пара советов, как успокоить и отвлечь капризулю:
Познакомьте кроху с мыльными пузырями. Многим детям в этом возрасте и старше очень нравится наблюдать за неспешным полетом разноцветных лопающихся шариков. В целях безопасности, следите, чтобы флакончик с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.
Если у Вас есть дома аквариум с живыми (желательно, крупными) рыбками и подсветкой – то это тоже прекрасный разрядить малыша. Расскажите ему об этом маленьком подводном мире, понаблюдайте вместе за жизнью его обитателями.

О развивающем видео, методиках и проч...

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется. Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов. Об этом читайте в статье « »

Похожие публикации