Усадьба как дом, передающийся из поколения в поколение. Наследственные признаки передаются из поколения в поколение с помощью генов

Преемственность поколений уже не в моде. Современные родители хранят старые фотографии не в альбоме, а на электронных носителях, а новогодние открытки бабушкам и дедушкам теперь отправляют чаще всего с помощью мессенджеров, а не почтой. Эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина рассуждает, в чём главная ценность семейных традиций и почему их просто необходимо постараться сохранить.

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них. Но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой.

Полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далёких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

Например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и . Такие семьи как будто неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу исторических событий в доме приходилось справляться без них.

Есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. В таких семьях принято очень много работать и вкладывать всё оставшееся время в обучение. Того же требуют от детей, отдых рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

Наши семейные ценности передают из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. Если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия или ваше поведение.

Семейные традиции — это повторяющиеся ритуалы, которые отражают наши внутренние ценности. Общие традиции соединяют семью, поддерживают, успокаивают, делают жизнь предсказуемой. Появляется желание возвращаться домой, принимать участие в жизни семьи, возникает ощущение большего смысла от происходящего.

Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом . Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок.

Подумайте, какие традиции есть в вашей семье? Что передается из поколения в поколение, а что родилось почти случайно? Да-да, многие ритуалы возникают практически из пустяка и становятся традициями, потому что отвечают ценностям именно вашей семьи.

Вспомните, какие ценности отражают ваши семейные ритуалы. Например, традиция всем отправлять открытки на Новый год, звонить близким и далёким родственникам отражает ценность совместной поддержки: когда нас много — мы сильны, мы не одиноки. Традиция общих застолий передаёт ценность соединённости, семейной силы. Именно благодаря им ребёнок получает ролевые модели и способы, которые научат его правильно обходиться со своими чувствами, понимание того, может ли он рассчитывать на поддержку близких или надо .

Если вам кажется, что в вашей семье не так много семейных традиций, не беда. Соберитесь вместе с детьми или без них на семейный совет и поговорите о том, что важно для каждого их вас. Возможно, из этого разговора и родятся идеи новых традиций, которые будут поддерживаться вашей семьёй долгие годы.

5 идей для семейных традиций

Совместный досуг

Поход на пикник в тёплую погоду, прогулки в лесу или в парке, дома, поход в кино или театр и обсуждение просмотренного, вечерние разговоры за чаем.

Совместные застолья

Раньше была традиция гостеприимства: гость пришёл — накорми. Считалось, что человек, разделивший с тобой трапезу, не может быть твоим врагом, держать на тебя зло. Посиделки на кухне с едой, чаем, обсуждение всего на свете с друзьями или членами семьи — русский вариант психотерапии.

Празднования семейных и личных событий

Дни рождения, Новый год, 8 марта, школу — всё это поводы для сплочения, разделения и умножения радости для семьи.

Семейный фотоальбом

Семейный фотоальбом, создание генеалогического древа, герба семьи — возможность гордиться своими родными, их достижениями, историей, связью с корнями. Это даёт большую устойчивость каждому члену семьи.

Семейные реликвии

Рукописи, бабушкино кольцо или платье, патефон — эти семейные талисманы, «пустяки», которые защищают нас, передают нам послание предыдущих поколений, сообщают нам: «Каждый ценен для своей семьи, мира, и ты важен для своей семьи».

Как остановить передачу эстафетной палочки семейных устоев и ценностей, которые негативно влияют на вас и ваших детей? Главное, осознать, в чём состоит это влияние, и пробовать, насколько это в ваших силах, понемногу менять ситуацию.

Я знаю семью, в которой абсолютно не принято было отмечать детские дни рождения. Так было принято у родителей в семьях — и свой опыт они перенесли на своих детей. Дети в этой семье иногда ходили на чужие дни рождения, но на свои дни рождения они получали какого-нибудь маленького недорогого зайку и слова: «Да, кстати, у тебя день рождения». Они были вечно обижены, постоянно выясняли отношения друг с другом. В этой семье не ценились индивидуальные проявления, никто не поддерживал ценность друг друга.

Родители решили изменить эту ситуацию. Как-то они договорились вместе наряжать ёлку за два дня до Нового года, а потом — отметить детские дни рождения. Они обсудили, как каждый ребёнок мечтал провести этот день, подумали, что они могут сделать все вместе для исполнения мечты. Нет, волшебства не произошло, но они почувствовали, что в семье стало теплее — и теперь они знают, что есть место, где их любят. И, наверное, традиции именно для этого и нужны — помочь нам почувствовать, что есть на земле место, где тебя любят и ждут!

Более 300 лет тому назад, после раскола Русской Православной Церкви, часть староверов-поморцев, уходя от гонений, поселилась в Польше. Так недалеко от Литвы появились русские поселения. Люди обустраивались, трудились, занимались земледелием и свято хранили свою веру, традиции, обряды и обычаи.

В этой статье мы хотим рассказать о старинном староверческом роде Фёдоровых, четыре поколения которого служили и продолжают служить на благо Каунасской общины и её храма.

Отец о. Иоанна Хрисанф Иванович Фёдоров родился в крестьянской семье в 1895 году в деревне Глушин Сейненского уезда. Его отец Иоанн и мать Елена - выходцы из традиционно больших семей, в которых было много близких и дальних родственников. Среди них царил дух доброжелательности, взаимопомощи и поддержки. Всё лучшее, что веками складывалось в староверческой среде, впитывала и семья Фёдоровых.

Отличавшаяся особым трудолюбием и порядочностью, она издавна пользовалась уважением односельчан. Вместе обрабатывали землю и собирали урожай, сеяли и выращивали лён, возили его в город Белосток и сдавали на ткацкую фабрику. В зимнее время покупали на корню лес, валили его, ручными пилами заготавливали доски для продажи.

Хрисанф, также как и его сверстники, с ранних лет приобщался к труду и одновременно посещал церковно-приходскую школу, где учился грамоте. Имея хорошие способности и большое радение учиться, он с отроческих лет быстро усваивал церковные знания.

Семья рано лишилась кормильца - в возрасте 42 лет умер отец. Вместе с тремя братьями и четырьмя сёстрами Хрисанф стал помощником своей матери.

Во время Первой мировой войны часть русского населения Польши переселилась в Россию. Семья Фёдоровых переехала в Москву. Жили в посёлке Черкизово. Их, как беженцев, опекало Российское государство и местные жители. Мужчины работали на элеваторе, женщины вели домашнее хозяйство. В свободное время посещали Преображенский старообрядческий храм. В Москве Хрисанф женился на Гликерии Диомидовне Новиченко, которая стала верной спутницей всей его жизни.

В Москве, после Октябрьской революции, они пережили голод, разруху, притеснение верующих. В 1918 году семья Фёдоровых вернулась в Польшу на прежнее место. Пришлось всё благоустраивать заново - отстраивать разорённое жилище, разводить скот, заниматься крестьянским трудом и растить детей.

Хрисанф Иванович и Гликерия Диомидовна, будучи глубоко верующими, никогда не прерывали связь с церковью и постоянно посещали ближайший храм в селе Погорелец. Хрисанф Иванович был клирошанином этой церкви и пользовался уважением и доверием жителей окрестных деревень. По просьбе прихожан в 1932 году был направлен в Вильнюс на организованные ВСС педагогические курсы по подготовке староверческих вероучителей. Успешно окончив курсы, Хрисанф Иванович начал преподавать Закон Божий в государственных школах в окрестностях Погорельской старообрядческой общины. В 1936 году на курсах в Вильнюсе повторно углублял церковные знания.

С раннего детства родители воспитывали в духе глубокой веры и своих пятерых детей: Ксению, Парасковию, Аверкия, Иоанна и Марию. Обучали их церковной грамоте, чтению, солевому пению. Дети чтили своих родителей, учились жить по Заповедям Божьим, работали, помогали по хозяйству, вместе с родителями ходили в храм.

В начале Второй мировой войны, после оккупации Польши Германией, в феврале-марте 1941 года, русские жители были принудительно переселены из Польши в Литву, которая была присоединена к Советскому Союзу. Они оставили свои усадьбы, землю, собственность, взяв только то, что можно было увезти на телегах. Как самые большие драгоценности сохраняли церковные книги и иконы.

Великая Отечественная война принесла переселенцам тяжёлые испытания и большие потери. Не обошла стороной беда и семью Фёдоровых. 19-летним юношей погиб старший сын Аверкий. В июле 1942 года семью вместе с детьми немцы вывезли в лагерь в местечке Эжерелис, который под Каунасом, на принудительные работы по заготовке леса и торфа. Там работали военнопленные и жёны советских офицеров. По ходатайству Каунасской общины, их, как мирных невинных жителей, освободили в декабре 1942 года.

В 1946 году Хрисанф Иванович с семьёй из деревни Улишки Лаздияйского района переехал в город Каунас. Он работал и одновременно посещал Каунасскую старообрядческую церковь, наставником которой был отец Никола (Козловский Никола Иванович). В том же году Хрисанф Иванович был благословлён помощником наставника. Во время тяжёлой и продолжительной болезни о. Николы, он в течение более 4 лет исполнял обязанности наставника.

В 1950 году по решению ВСС Литвы наставником Каунасской общины становится Иосиф Иванович Никитин. Хрисанф Иванович до конца своих дней был заместителем о. Иосифа и головщиком правого клироса. Он был делегатом нескольких Соборов, членом Духовной Комиссии.

Хрисанф Иванович мог всецело посвятить себя служению церкви благодаря своей супруге Гликерии, большей частью занимавшейся семейными делами. Эта мудрая и добрая женщина умела понимать людей, помочь всем, кто к ней обращался с просьбой. Бездомные, убогие, искалеченные войной люди, находили здесь приют и пищу. На храмовой праздник святителя Николы у Фёдоровых собирались близкие и дальние родственники, знакомые, переселенцы из Польши, гости из разных уголков Литвы. Это были праздники духовного общения, единства и братства.

Гликерия Диомидовна скончалась в 1959 году в возрасте 63 лет. Пережить эту тяжёлую утрату Хрисанфу Ивановичу помогли упование на Господа Бога, забота дочерей и особенно сына Иоанна и его супруги Анфии Артемьевны.

Хрисанф Иванович умер в 1977 году, честно и праведно прожив свою жизнь. Он обладал исключительной скромностью и не стремился к высокому положению, славе, богатству. Самой большой заслугой в его жизни является передача духовных ценностей, церковных знаний своим детям и ученикам. Многие его ученики успешно служили и служат Церкви Христовой в Литве, Латвии, Польше. Сын Иоанн и дочери Ксения, Парасковия и Мария стали продолжателями дела своего отца в Каунасской староверческой общине.

Старшие дочери Ксения и Парасковия на государственных предприятиях не работали. Вели домашнее хозяйство, берегли семейный очаг, воспитывали детей, посещали церковь. В течение более 40 лет сёстры служили на левом клиросе. Ксения длительное время была головщицей этого клироса. Сёстры с родным братом молились, пели и читали в храме при наставниках Иосифе Никитине и Владимире Панцыреве. Их мужья - Харлампий и Фаддей - до конца своих дней служили в храме пономарями.

Младшая дочь Мария до выхода на пенсию работала на швейных предприятиях. За добросовестный труд неоднократно награждалась почётными грамотами. Как и её сёстры постоянно посещала церковную службу, в настоящее время является головщицей правого клироса и ведущей певчей.

Сын Иоанн с 1948 по 1999 год работал на Каунасском станкостроительном заводе. Отслужив в рядах Советской армии, вновь вернулся на завод. Работал токарем, слесарем-лекальщиком. Будучи специалистом высшей категории этих профессий, выполнял самые ответственные производственные заказы. Своим добросовестным трудом он заслужил уважение администрации и коллектива завода. Был награждён тремя правительственными медалями и множеством почётных грамот.

В свободное от работы время Иоанн Хрисанфович посещал богослужения в местном храме. Служил псаломщиком, головщиком и многие годы был заместителем о. Иосифа и о. Владимира. Долголетний опыт и ревностное служение Церкви позволили ему глубоко изучить Святое Писание, церковный устав и порядок богослужения. Он со своими сёстрами Ксенией, Парасковией и Марией долгое время составляли основной костяк клирошан Каунасской общины. За безупречное служение и деятельность на благо Старообрядческой Церкви в 1988 году на состоявшемся в Вильнюсе Соборе в честь 1000-летия крещения Руси Иоанн Хрисанфович и его три сестры были награждены почётными грамотами.

В 2001 году после смерти о. Владимира при всеобщем одобрении прихожан Иоанн Хрисанфович был избран наставником Каунасской общины. В 2002 году на Соборе ДПЦ Литвы был избран членом Высшего Совета и членом Духовной Комиссии, принимал участие в последующих Соборах. Помимо Каунасской окормлял и Лаздияйскую общину.

Будучи образцом миролюбия и мудрости, бережного и ответственного отношения к своей вере, неукоснительного соблюдения её заветов, отец Иоанн пользовался большим уважением своих прихожан и среди других наставников. С его избранием закончились нестроения в общине, значительно увеличилась посещаемость храма. Его праздничные поучения вызывали большую благодарность от прихожан.

Ушли из бренной жизни - в 2004 году Парасковия, в 2006 году Ксения, 29 февраля 2012 года после тяжёлой болезни в возрасте 83 лет окончил земной путь и отец Иоанн. Мария, несмотря на тяжёлые недуги, посещает службу. Будучи головщиком правого клироса, радует прихожан своим пением.

Отец Иоанн прожил в браке с женой Анфией Артемьевной 56 лет. Она была надёжной помощницей в его служении Богу, людям и Церкви. Отец Иоанн вырастил и воспитал дочь и сына в духе истинной веры, обучил их основам церковной грамоты. С любовью он относился к новому поколению в лице трёх внучек, внука и двух правнучек.

Чин погребения отца Иоанна совершал его духовный отец наставник Паневежской общины Никола Владимиров. Провожали отца Иоанна многочисленные прихожане и представители многих общин Литвы, в том числе: председатель ВС Церкви Литвы, духовный наставник Вильнюсской общины Григорий Бояров, заместитель председателя ВС Евгений Григорьев, духовные наставники Клайпедской общины Евгений Лебедев, Укмяргской общины Тимофей Семёнов, Паскутишкской общины Феодор Кругляков, Даугавпилсской Новостроенской общины Илия Жилко, исполняющие обязанности духовных наставников Зарасайской общины Сава Павлов, Каунасской общины Сергий Краснопёров.

Погребён отец Иоанн на городском Эйгуляйском кладбище в семейной ограде рядом с отцом, матерью и старшим братом. В течение года на могилах усопших была полностью заменена ограда и установлен новый памятник.

2 марта 2013 года в Каунасском храме, при большом присутствии клирошан и прихожан, была отслужена годовая панихида по отцу Иоанну. Чин панихиды совершил отец Никола Владимиров. На панихиде присутствовали о. Григорий Бояров и о. Феодор Кругляков, и.о. духовного наставника Сергий Краснопёров.

Поминальный обед был организован в жилом доме на территории храма. После трапезы многие из присутствовавших посетили могилу отца Иоанна, где была отпета лития по усопшим.

Истинное служение своей вере, знание наизусть церковных служб детьми Хрисанфа Ивановича стала примером для многих верующих и в первую очередь для многочисленных внуков, правнуков и праправнуков. Это инженеры, педагоги, врачи, предприниматели, служащие. Они оказывают большую поддержку Каунасской общине, являются меценатами и хранителями церковных ценностей. Четыре дочери Ксении - Евдокия, Евфросиния, Иулияна и Елена и дочь Парасковии - Валентина служат клирошанками в храме.

Новые поколения гордятся своими предками, чтят их светлую память, и стараются следовать заветам и традициям знатного рода Фёдоровых.

Сидят слева направо: выдающиеся знатоки солевого пения П.А. Константинов, П.И. Линев, д.н. И.И. Никитин, Г.М. Малеванов, Х.И. Фёдоров

Д.н. И. Х. Фёдоров с прихожанами и гостями
Каунасской общины

Д.н. И. Х. Фёдоров с активом Канасской общины

И.о. д.н. С. И. Краснопёров и д.н. И. Х. Фёдоров с причетниками и гостями Каунасской общины

Д.н. И. Х. Фёдоров во время освящения

Погребение духовного наставника Иоанна Хрисанфовича

Потомки получают от каждого родителя по одному гену, кодирующему признак».

Грегора Менделя по праву считают основателем современной генетики, и горох, с которым он экспериментировал, не менее известен в научном фольклоре, чем яблоко Ньютона. Его научные изыскания в монастырском фруктовом саду в городе Брюнн (сейчас Брно в Чехии), первоначально вызванные лишь интересом к земледелию, переросли в многолетнюю серию трудоемких опытов по скрещиванию растений, в результате чего Мендель пришел к выводу, что наследственность определяется генами.

Его работа была несложной, но кропотливой: он надевал на цветки гороха специальные мешочки для того, чтобы каждое растение опылялось лишь тщательно отобранной пыльцой. Затем, сравнивая признаки родительских и дочерних растений, он смог вывести законы наследования.

Классические эксперименты Менделя заключались в скрещивании двух линий гороха — высокорослой и низкорослой. Все дочерние растения первого поколения были высокими (а вовсе не низкого или среднего роста, как ожидалось). Однако при последующем скрещивании растений первого поколения между собой только три четверти дочерних растений второго поколения оказались высокорослыми, оставшиеся растения были низкорослыми. Чтобы объяснить результаты этих (и многих других) экспериментов, Мендель постулировал следующее:

— существует единица наследственности (Мендель называл ее «фактором», мы сейчас называем ее геном), и дочерний организм получает от каждого родителя по одному гену, кодирующему данный признак;

— если дочерний организм получает гены, отвечающие за альтернативные признаки, то один из этих генов будет доминантным и будет экспрессироваться (т. е. кодируемый этим геном признак проявится у организма), а другой будет рецессивным (т. е. не экспрессируемым).

В случае с горохом это означает, что каждое дочернее растение первого поколения получило и ген «высокорослости», и ген «низкорослости» — по одному от каждого родителя. Высокий рост потомства первого поколения указывает на доминантность гена «высокорослости». Однако в наследственном материале каждого дочернего растения первого поколения сохранился и неэкспрессировавшийся ген «низкорослости». В следующем поколении одно растение будет иметь в среднем два гена «высокорослости», два растения — один ген «высокорослости» и один ген «низкорослости» и одно растение — два гена «низкорослости»; оно-то и будет низкорослым. Руководствуясь этой схемой, Мендель смог объяснить многие особенности наследования, до этого остававшиеся загадкой: например, почему некоторые болезни (такие, как гемофилия) передаются через поколение или почему у кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети.

Как это нередко случается в истории науки, работа Менделя, законченная в 1865 году, не сразу получила должное признание у современников. Итоги его опытов были обнародованы на заседании Общества естественных наук города Брюнна, а затем опубликованы в журнале этого Общества, но идеи Менделя в то время не нашли поддержки. Хотя этот журнал получали более ста научных организаций всего мира, номер журнала с описанием революционной работы Менделя в течение тридцати лет пылился в библиотеках. Лишь в конце XIX века ученые, занимавшиеся проблемами наследственности, открыли для себя труды Менделя, и он смог получить (уже посмертно) заслуженное признание.

Это не означает, что идеи Менделя были приняты безоговорочно. В научном мире долго обсуждалась теория преформизма, согласно которой яйцеклетка и сперматозоид каким-то образом содержат в себе взрослый организм в миниатюре. Например, Антоний Ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632-1723), ученый, который ввел в научный обиход микроскоп, считал, что внутри каждого сперматозоида уже содержится крохотный человеческий организм, а яйцеклетка нужна лишь для обеспечения его питательными веществами, необходимыми для роста. Вопрос заключался в том, что управляет развитием эмбриона — внутренние, наследственные факторы, как полагал Мендель, или внешние факторы окружающей среды, которые могут, например, влиять на питательные вещества яйцеклетки. Сегодня, когда ученые уже могут во всех деталях проследить путь развития организма из оплодотворенной яйцеклетки, выясняется, что внешние факторы, например вещества, оказывающие внутриутробное воздействие на эмбрион, могут вызывать «включение» определенных генов и таким образом влиять на развитие организма.

Сегодня мы знаем, что открытые Менделем гены — это участки находящихся в клетке молекул ДНК. Согласно центральной догме молекулярной биологии, механизм действия генов состоит в том, чтобы кодировать белки, которые, в свою очередь, выступая в роли ферментов, регулируют все химические реакции в живых организмах.

Найдено в группе "Популяризация науки": vk.com/reason_science

Во многих семьях, вне зависимости от места проживания, имеются традиции передавать от поколения к поколению определенную вещь - семейную ценность. Это очень красивая семейная традиция и доподлинно не известно, откуда она пошла, и кто был ее «первооткрывателем». Как происходит процесс передачи? Кому передается семейная ценность? И, наконец, что может являться этой ценностью? Начну с первого вопроса. Процесс передачи, безусловно, проходит у всех по-разному. В некоторых, как правило, занимающие высокое социальное положение семьях, процесс передачи - целый ритуал. Я слышал историю, когда умирающий глава семейства, уже на смертном одре, собрав всех, передал одному из своих сыновей (любимому), дорогое кольцо, передававшееся в этой семье поколениями. Такое бывает и довольно часто. Но, конечно, чаще передача происходит более банально - многие указывают этот момент в завещании, некоторые просто передают из рук в руки, некоторые просто «по умолчанию» забирают семейную реликвию после смерти главы семейства. Как мне кажется, семьи, где существуют традиции передачи реликвии, занимают социальное положение, как минимум, на уровне среднего…Как правило, если в последующих поколениях статус семьи снижается, цепочка передачи такого наследования разрывается. Либо вещь продается, либо теряется, либо крадется. Это говорит о том, что самая дорогая семейная вещь, хранимая дедами и прадедами и, которую предки берегли больше всего, так легкомысленно утрачивается, забирая с собой память о прошлых поколениях. В социально благополучных семьях такое просто недопустимо. Теперь второй вопрос - кому передается реликвия? Если в семье один ребенок, то вещь просто достается ему и его семье. Если в семье много детей (наследников), то здесь есть несколько вариантов. Первый - реликвия передается к любимому сыну или дочери. Во всех семьях, где много детей, у родителей имеются «любимчики», причем, далеко не только в детском возрасте. Им, как правило, далее и передается семейная реликвия. Некоторые главы семейства внешне не «выделяют» кого-нибудь из детей, тем самым, стимулируя их как можно достойнее вести себя, приносить больше радости семье и положительных эмоций. Не исключено, что именно поэтому в семьях, где имеются традиции передавать семейные реликвии, дети добиваются высоких социальных положений. Второй вариант самый простой - передача происходит по старшинству. Старший сын или дочь получает реликвию. Третий вариант - внезапно умирающий глава семейства не успевает оставить свои указания по поводу реликвии. В таком случае родственники, дети делят, договариваются между собой. Как происходит этот дележ - это уже тысячу вариантов и писать об этом можно бесконечно, да я и не буду. Эта дележка может происходить и в случае, когда глава говорит, например: «Дети, мои, вы все достойны иметь нашу семейную ценность, забирайте, кто хочет». Четвертый, самый редкий, вариант - глава семейства не видит среди своих детей достойных носить семейную реликвию. Как говорится, от трудных детей никто не застрахован… В таком случае реликвия передается просто ближайшим родственникам или, в очень редких случаях, в другую семью… Возможно, какие-то варианты я и упустил, но, в любом случае, они более редки, чем те, которые приведены выше. И последний вопрос - что может служить семейной реликвией? Этот вопрос плавно трансформируется в другой - как появилась эта вещь в семье. В 90, нет, скорее в 99% случаях, такая реликвия появляется в семье в качестве дарения. Причем, не просто как подарок, а подарок от «высокого» или дорогого человека и к очень важному событию - свадьбе, юбилею, первенцу и т.д. Семейная реликвия должна быть неординарна, красива, качественна, подчеркивающая индивидуальность (это самое главное). Она должна быть мала по размерам, и поэтому удобна. Редка, чтобы нельзя было пойти в магазин и купить такое же. Можно выразиться даже так - такого в мире должно быть мало… Давайте разберем, что может служить семейной ценностью. Самый простой и распространенный вариант - ювелирное украшение. Это очень красиво, тем более, если это именная ценность. Правда, в наше время, появление именного ювелирного украшения - это редкость и если вы хотите возродить в семье традицию передачи семейной ценности в качестве ювелирного украшения, то подумайте, какова вероятность того, что она будет уникальна. Или готовьте n -ное количество миллионов долларов. Часто в качестве семейной реликвии служит книга. Здесь есть один «минус» - книга со временем треплется и превращается в прах вместе с памятью о предках. Если, конечно, вы ее не храните в музейных условиях, соблюдая нужный температурный режим, влажности и так далее. В некоторых семьях хранятся в качестве семейной вещи иконы. Мое личное мнение, что - это кощунство. Не для того иконы пишутся… Старые магнитофоны, приемники и т.д. явно не подходят под семейные реликвии. Со временем они превращаются в рухлядь, от которой больше вреда, чем пользы, не говоря о том, что это не очень эстетично. Нейтральный вариант - статуэтки, хрустальные, бронзовые, золотые или серебряные композиции. Мое личное мнение, что самый красивый вариант семейной ценности в настоящее время - это наручные часы. Снимать со своей руки и передавать, одевая на руку своему сыну или другому родственнику - потрясающий ритуал. Не каждые часы могут стать семейной ценностью… Далеко не каждые. Во-первых, повторюсь, часы должны быть подарены человеком, которым можно гордиться и к очень важному событию. Во-вторых, специально для этих целей (семейная реликвия) в Швейцарских мануфактурах делаются красивые часы с турбийоном (Tourbillon ) и в ограниченном количестве. Турбийон в переводе с французского означает «вихрь». Я не буду подробно рассказывать, что это такое, вы и сами можете это легко узнать из Интернета. Часовые мастера Швейцарии около месяца делают одно это красивое часовое усложнение. Многие люди мечтают хотя бы померить такие часы… Кроме того, часы в качестве семейной реликвии - это очень символично. Меняются поколения, а стрелки часов отмеряют круги на циферблате, делая десятки тысяч кругов. И в завершении скажу, что в моей семье нет такого явного наследования семенных реликвий. У меня есть желание начать эту традицию. В ноябре 2009 г . у меня свадьба и с этого момента в нашей семье появится вещь, которую я с гордостью буду передавать своим детям, а они своим детям... Хотелось бы, чтобы для этой цели у меня служили часы одной марки (какой - извините, не скажу или скажу только некоторым), но поскольку еще не родился тот человек, который бы смог мне их подарить (а если и есть такой человек, то я с ним, к сожалению, не знаком), придется обойтись часами другой марки. Но то, что это будут часы - несомненно. Это очень красиво, эстетично, символично…

Проблемы, которые не решим мы, мы увидим в наших детях, они будут это решать. Мы передадим им эту информацию.

Что такое фаза программирования? Это особенный период времени. Начинается он ещё до нашего зачатия и заканчивается с первым днем рождения, когда исполняется 1 год. Итого 30 месяцев с рядом исключений. Что особенного этом периоде? Это время, в котором мы существуем как нечто нематериальное. Такой период, я предполагаю, есть у всех материальных объектов, даже iPhone существовал когда-то только в виде мысли или желания в голове Стива Джобса. Но что включается в наше, человеческое, нематериальное? И как оно обуславливает наше дальнейшее материальное существование? Об этом и будет данная статья.

Чем меньше секретов в прошлом, тем меньше непонятного в настоящем

Исследованием фазы программирования занимался Марк Фреше (Marc Fréchet, 1947-1997), клинический психолог и исследователь из Франции. Он работал в течение многих лет с больными раком в больнице Парижа и в клинике «Paul Brousse» с известным профессором онкологии Жоржом Мате. К сожалению, я не знаю ни одной его книги, в которой он оставил был свои знания потомкам, но зато знаю, что был ряд статей с его исследованиями новорожденных.

В частности, он исследовал, почему некоторые дети очень чувствительны к некоторым ситуациях и внутренним конфликтам и как первые месяцы нашей жизни влияют на всю нашу последующую жизнь. Я согласна с Роберто Барнаи, что исследования Марка Фреше заслуживают Нобелевской премии. Его открытия помогают раскрывать информацию о том, «кто я есть», «чем я обусловлен», «что действует во мне неосознанно» и как выбраться из этой обусловленности.

Я в своей практике многократно убеждалась в том, насколько человек обусловлен прошлым. Для меня это не значит, что надо нырнуть туда навсегда и заниматься раскопками правды всю жизнь, забыв о ней самой. Для меня это дополнительные знания о том, с чем может быть связан внутренний конфликт, который возник в настоящем и перешел на уровень биологии, вызывав болезнь.

Что за опыт моих предков, моих родителей прописан во мне? Что действует во мне в тайне от меня? Кто передал мне такую эстафетную палочку? Что не решено в моем роду? Для чего я должна найти решение? И это знания о том, что как выйти из обусловленности.

Повод задуматься: опыт общения с людьми, опыт людей в этой группе, мой собственный опыт показывает, что при решении внутреннего конфликта проходят заболевания. После этого я уже не могу остаться прежней, появляется что-то новое, и не только у меня самой, оно появляется и в моей семье, и у моих детей, и в моей семейной системе.

О неполадках я узнаю через тело, я не могу остаться равнодушной к болезни, я стремлюсь себя вылечить. А значит я буду менять мировоззрение и поведение. Возможно, именно в этом нуждались многие в моем роду, но я отдаю себе отчет, что слово «возможно» здесь ключевое, и я меняю что-то прежде всего для себя. Повод понаблюдать.

То, что передается из поколения в поколение, не было когда-то решено, осознано и прожито, нерешенные конфликты тех, кто был до нас. Проблемы, которые не решим мы, мы увидим в наших детях, они будут это решать. Мы передадим им эту информацию.

И здесь нет никакой тайны, все очевидно, стоит лишь обратить внимание. Как мы передаем конфликты дальше? Задумывались о том, что такое хромосомы? Это элементы ядра клетки, содержащие ДНК, в которой заключена наследственная информация. В хромосомах в линейном порядке расположены гены.

В нашем теле, на уровне нашей биологии четко видно, что в самом сердце всех наших клеток находимся не мы сами, а то, что передалось нам по наследству , то, что было до нас – половина от мамы, половина от папы. И это определяет нас. Вдумайтесь в это: мы состоим из сперматозоида и яйцеклетки, и в них есть вся информация об эмоциональном прошлом тех, кто был до нас.

Кроме того, мы обусловлены тем опытом, который происходил с нами в утробе матери и в первый год нашей жизни . Как сказал Жульбер Рено, мозг до года записывает все, что происходило с нами, и дальше он делает вывод: «Если мне год и я выжил, тогда надо дальше делать все то же самое, чтобы жить». Так запускаются циклы.

Нужно понимать, что не только первый год нашей жизни влияет на нашу будущую жизнь, как я уже писала, на нее влияет 30 месяцев (9 месяцев до зачатия + 9 месяцев в утробе + 12 месяцев первого года жизни).

Эмоциональные страдания родителей, вытесненные на уровень биологии, загружаются ребенку в момент зачатия и ребенок живет с этими настройками, не осознавая их причину. До какого момента? До осознания! Это и есть ответ на вопрос: Что с этим делать? Часто одного осознания было достаточно для того, чтобы ситуация изменилась. Это подтверждает работа с симптомами, а болезнь не терпит иллюзий – она или проходит или нет. Но иногда одного осознания мало, к нему надо добавить решение конфликта, если он не решен до сих пор.

Почему мозг делает это, почему передает нерешенные переживания, стрессы? Биологика дает ответ на этот вопрос. Причина для этого биологична - сохранить жизнь, обеспечить выживание существа и рода. У анатомического мозга всегда есть биологический смысл, служащий выживанию. Если он воспринял переживания родителей как угрозу жизни, он будет создавать защиту всему роду в дальнейшем.

Если у младенца есть чувствительность к конфликту покинутости, человек на протяжении всей жизни будет привязчивый. Анатомический мозг попытается сократить шансы остаться одному, потому что тогда у мамы одиночество вызвало жуткую реакцию, связанную с невозможностью жить. Или например, мама чувствовала себя непринятой, униженной, оскорбленной, тогда ребенок может быть особо чувствительный к замечаниям, критике в свой адрес.

Программирование запускается исключительно биологическими конфликтами! Теми конфликтами, которые психика вытеснила из своей сферы на уровень биологии.

Теперь давайте рассмотрим эти 30 месяцев подробнее . Как я уже говорила, они делятся на: 9 месяцев до зачатия, 9 беременности и 12 месяцев жизни.

1) 9 месяцев до зачатия

В этот период имеют значение эмоциональные, драматические, неожиданные, нерешаемые и изолированные конфликты обоих родителей – И МАМЫ И ПАПЫ.

Почему именно 9 месяцев физиологически не смогу объяснить (могу только предположить символичность этой цифры, учитывая ее значимость в биологии), я согласна с ней, как и со многим в этой теме, по эмпирическим результатам. Опрашивая людей, осознавая себя, видя результаты и перемены, я убеждаюсь в том, что осознание того, чтобы было еще даже до зачатия влияет на наши реакции и судьбы.

Приведу примеры:

1. Женщина жалуется на особую чувствительность к состоянию брошенности, старается сохранить отношения даже со «сложными» мужчинами, которые ее не уважают . Чувство привязанности дает ей возможность не чувствовать себя покинутой и становиться важнее уважения.

Позже она выясняет, что ее мама за несколько месяцев до беременности ей пережила тяжелый опыт расставания , позже мужчина вернулся она забеременела от него. Осознав связь своих стремлений «удержать мужчину любой ценой» и истории мамы, выгруженной внутрь в качестве программы, у женщины просто пропала тяга к такой модели поведения.

2. Мужчина жалуется на то, что много лет ощущает себя финансово неуспешным (не зависимо от фактического дохода), он периодически нуждается в поддержке близких, ему помогает жена и родители. В разговоре с мамой он узнает, что его отец за несколько месяцев до зачатия сына долгое время находился в стрессе по поводу своей неуспешности и в отсутствие помощи от родителей.

Я много раз в своей практике наблюдала связь ощущения неуспеха, ничтожности, страха подвести у мужчины с конфликтом, переживаемым когда-то его отцом. Получив такую программу, мужчина всеми силами старается избежать таких переживаний по иронии оказываясь в них снова и снова. Но ирония ли это?

3. Отец жалуется на то, что один из его сыновей плохо учится. Вроде для всех детей условия в школе и дома одинаковые, однако у других такой проблемы нет. Никакие воспитательные и мотивационные меры не помогают.

Позже он вспоминает, что его родители были против его раннего брака и появления ребенка, они настаивали, чтобы сначала он закончил обучение и защитил кандидатскую работу. Он пошел наперекор родителям, благодаря чему через какое-то время был зачат этот мальчик, который неосознанно воспринимал учебу как угрозу выживанию.

Могу еще писать такие случаи, но думаю, идея понятна. Что объединяет все эти примеры, помимо стрессовых переживаний за несколько месяцев до зачатия? То что после осознания и проговаривания стресса, пережитого родителями, ситуация, реакции, переживания в корне менялись. Яйцеклетка мамы еще даже не оплодотворилась сперматозоидом папы, но мозг мамы и папы зарегистрировал биологические конфликты (= вытесненные из психики и не решенные в ней), сохранил их и в момент зачатия загрузил их ребенку как стратегию выживания. Осознавая то, что было выгружено, мы получаем доступ к освобождению от этого.

Вспоминаю слова Роберто Барнаи: «Если ты встречаешься с мужчиной, у которого конфликт самооценки = «я неудачник», «мои родители глупые люди, я их ненавижу», тогда ты можешь уже знать заранее, что он, возможно, не самый лучший самец для твоего потомства. Если он на протяжении многих месяцев до зачатия страдал от этого конфликта, то эту программу получит и твой ребенок. В итоге ребенок всю жизнь чувствует себя неудачником, а ты не будешь понимать, почему». Здесь эти слова приобретают смысл.

2) с момента зачатия до 1 года жизни

Здесь важна мама. В отличие от прошлого периода здесь на судьбу, привычки, реакциях, заболевания человека влияют только эмоциональные переживания МАМЫ , перешедшие на уровень биологии, ставшие биологическими конфликтами. До зачатия оба родителя играют важную роль. Но возможно, еще не все исследовано.

В этот период включено и само зачатие, и все протекание беременности, и схватки, и процесс родов, и первый контакт с мамой, и кормление, и дальнейшее развитие отношений. Все эти моменты имеют значение. Но еще раз повторю: это значение они приобретают в связи с мамиными эмоциональными переживаниями .

Сам ребенок тоже может пережить отдельный конфликт, например, территориальный, если было кесарево сечение или конфликт самообесценивания, если родители хотели сделать аборт. Но опять же эмоциональное состояние матери способно как усилить так и нивелировать конфликт.

ВАЖНО: Беременной женщине нельзя волноваться. Слышали? Думаю, да. Теперь еще раз. Беременной женщине нельзя волноваться, осознано надо запретить себе это делать, если ты в положении. Потом поволнуешься. Даже если ты не можешь разрешить свой конфликт, но ты знаешь, что тебе нельзя из-за этого волноваться, испытывать стресс, и ты не будешь в него впадать, тогда не будет программирования и ты не нарушишь развитие ребенка.

Нельзя бояться , ради того, чтобы дети были максимально здоровыми, как на физическом уровне, так на ментальном. Просто временно не делай этого. Общайся в высшей силой вместо этого дыши, верь, люби.

Ребенок в утробе чувствует все, что чувствует мать. Он переживает это без разделения «я это я, а мама это мама». Он рождается с маминым опытом, прописанным как свой собственный, как будто он это пережил, ведь он тоже страдал от этого. Психологические конфликты матери становятся биологическими конфликтами и программами ребенка.

Например, человек может думать, что не переживет потерю близких, быть особо чувствительным, больше чем другие люди к этой теме. Почему? Потому что его мама, например, потеряла ребенка во время беременности и, когда забеременела вновь, боялась повторения опыта и ходила всю беременность с этим неосознанным страхом. Или ребенок своей жизнью или болезнью может воспроизводить мамины чувства, скрываемые во время беременности. Врожденные симптомы (биологические изменения у ребенка) часто указывают на тот эмоциональный конфликт, который пережила мама, будучи беременной.

У людей через всю жизнь красной нитью могут тянуться проблемы, связанные с чувствами потери, никчемности, использованности, униженности, ненужности, покинутости и пр.пр.пр. Не их чувства, но чувства, которые обуславливают все стратегии, выборы, реакции и болезни.

Я наблюдаю вновь и вновь как человек всеми силами старается НЕ ПЕРЕЖИТЬ что-то в своей жизни, не осознавая, что это не смогли пережить его родители, поэтому это оказалось в нем. Человек не осознает, что ищет решение, удовлетворяет потребности, которые не имеют к нему самому никакого отношения. Он не осознает, что все психологические защиты крутятся вокруг того, что не смогла пережить, прочувствовать его мама (или папа). Человек не осознает свою обусловленность.

Мне периодически рассказывают мамы, что решая свои конфликты и меняя мировоззрение, они видят изменения у своего ребенка. У меня было то же самое и мои друзья знают – после решения внутренних моих конфликтов, мой ребенок менялся, с него как желтые листья опадали всевозможные болячки и проблемы.

Эти 30 месяцев программирования наполняют специфическим смыслом всю жизнь. Мозг запомнил как «организм выжил» и циклы запускаются. После первого дня рождения мама (или тот, кто ее замещает) все еще имеет на ребенка большое влияние. До 10-12 лет точно, ребенок чувствует то, что чувствуют близкие, он взаимодействует с миром чувствами родителей. Но эти годы уже не имеют эффект программирования. Это просто эмоциональный опыт, который ребенок впитывает как губка.

Каждая болезнь соответствует программе, усвоенной в фазе программирования. Это видно. Когда встречаешься с человеком не первый раз, узнаешь его лучше, ты начинаешь замечать, что все его специальные программы (= изменения в теле = болезни) запускаются и служат чему-то одному, более общему: например, страху потери близкого или страху умереть самому, или страху быть покинутым, или страху одиночества, или страху быть нелюбимым, или страху быть неуспешным и пр.пр.пр.

Человек стоит на службе своей программы. Не зря Марк Фреше говорил о предконфликте, запрограммированном конфликте, именно он становится основой для перехода эмоционального конфликта, которых мы переживаем много, в биологический конфликт (которых возникает не так много в течение жизни).

Программирование определяет реакции, чувствительность к конфликтам, драматичность событий и, соответственно, переход стресса на уровень биологии = возникновение заболевания. Я могу переживать и стрессовать много раз за день, но что-то особенное становится симптомами, сценариями жизни, что-то особо драматичное, запрограммированное для меня.

Разобраться с этими программами бывает не просто, это сложный элемент, но обнаружив его, все вдруг встает на свои места, появляется ясность во многих ситуациях, поступках, реакциях, болезнях. Поэтому по возможности раскрывай секреты своего программирования, узнавай про него, спрашивай у мамы, папы, тети, дяди, бабушек, друзей родителей, что там было, что произошло до моего зачатия и к моменту моего первого дня рождения.

Чем меньше секретов в прошлом, тем меньше непонятного в настоящем. Иногда ты сам не заметишь, как что-то разрешится и изменится в твоей судьбе. Потому что она станет твоя.опубликовано .

Мария Ракитина

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Похожие публикации