Во сколько ребенок начал сидеть. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть

Каждый новый навык малыша – большая радость для его родителей. А уж такого достижения, как умение сидеть самостоятельно, все мамы ждут с огромным нетерпением. Ребенок, умеющий сидеть, смотрит на мир «под другим углом»: его уже можно усадить в стульчик для кормления, сидячую коляску, да и к тому же, детям очень нравится новое положение – сидя, они начинают играть сами. Но, к сожалению или к счастью, узнать заранее, во сколько месяцев сядет ваш ребенок, невозможно. Рассмотрим основные вопросы о нормах и сроках, тревожащие мам.

Когда ребенок начинает садиться самостоятельно?

Все дети очень разные, и теоретически каждый из нас об этом знает. Тем не менее, мамы всегда волнуются, насколько соответствует нормативам развитие их ребенка, а советы бабушек и подруг часто выбивают из колеи. «Ему полгода, а он не сидит сам? – Начинай присаживать!», «Девочкам нельзя сидеть до 8-9 месяцев!» и тому подобные реплики могут вызывать у мамы нешуточную тревогу. Стоит ли принимать такие слова на веру?

Даже у некоторых современных родителей в фотоальбомах можно увидеть фотографии симпатичных карапузов, сидящих в подушках. Педиатры и ортопеды в один голос твердят: «Не нужно этого делать!», но, к сожалению, не все к ним прислушиваются.

Чем старше становится ребенок, тем более индивидуальными темпами идет его развитие. За навык самостоятельного сидения ответственна не только нервная система , но и степень зрелости костного и мышечного аппарата . Поэтому ответить, во сколько месяцев ребенок начнет садиться и сидеть сам, нельзя. А уж тем более нет такого понятия – «должен сидеть». Вы же не думаете, что кроха всегда будет просто лежать на животике?

Средний рубеж для приобретения навыка сидения – 6 месяцев. Точнее сказать, к полугоду у большинства детей позвоночник становится достаточно крепким, чтобы совершить попытку сесть самостоятельно. При этом многие малыши садятся сами только к 8 месяцам, и это является абсолютной нормой!

Согласно нормам отечественных педиатров, ребенок садится самостоятельно в 5-8 месяцев – на такие цифры и стоит ориентироваться мамам, ожидающим нового умения малыша. При этом стоит учитывать, что ребенок сперва будет сидеть очень неустойчиво и заваливаться на бочок или даже на спинку. Уверенно сидит малыш обычно к 8-9 месяцам .

Садятся дети обычно так: они заваливаются на бочок и, опираясь на одну руку, высвобождают другую. Ноги при этом располагаются в форме буквы V.

Когда садятся девочки, а когда мальчики?

Больше всего разногласий на тему самостоятельного сидения и присаживания вызывает разница между мальчиками и девочками.

Если говорить о самом навыке, в среднем, девочки обычно садятся немного позже, чем мальчики. Однако попытки сесть у девочек обычно возникают чуть раньше.

Что касается присаживания, независимо от пола ребенка, дождитесь, когда он сядет сам. Это очень важно для правильного развития его позвоночника.

Ребенок 3, 4 или 5 месяцев хочет сидеть или сидит

Многие мамы быстро развивающихся детей терзаются сомнениями: «Когда ребенку можно сидеть?», потому что видят стремление своих крох подтянуться за ручки и принять сидячее положение. Если ваш малыш в возрасте 3-4 месяцев подтягивается, когда вы держите его за ручки или когда он лежит в чуть наклоненном вперед положении (например, у вас на руках или в шезлонге), – это отнюдь не говорит о его желании сесть или готовности организма к самостоятельному сидению. Такие «попытки» свидетельствуют о нормальном развитии и хорошем тонусе мышц ребенка. Наберитесь терпения, скоро кроха натренируется и сядет сам, тогда вопросов у вас наверняка не возникнет.

Некоторые дети действительно в 5 месяцев могут садиться сами, и в этом нет ничего страшного. Но это касается именно самостоятельного усаживания, а не «мы его посадили, и он сидит, как замечательно!». Облегчив себе жизнь, вы рискуете здоровьем неокрепшего позвоночника вашего ребенка.

Ребенок 6, 7, 8 месяцев не сидит сам или плохо сидит

Надо ли учить сидеть? Скорее нет, чем да. Другой вопрос, что развитию малыша можно помочь с помощью массажа, гимнастики и простых игр, стимулирующих навык сидения.

Ребенок 9, 10 месяцев не сидит

Если ваш малыш к 9 или даже 10 месяцам не сидит и не пытается сесть самостоятельно, это, как вы понимаете, не очень хорошо. В таком случае обязательно необходима консультация педиатра или невролога, которые подскажут вам, как действовать в такой ситуации и как помочь ребенку сесть.

Если же ребенок умеет переворачиваться, пытается ползать, но пока не сидит, скорее всего, вам порекомендуют провести с крохой курс специального массажа и выполнять ряд упражнений для обучения сидению.

Как научить ребенка сидеть самостоятельно? Упражнения для обучения малыша

Основные способы, чтобы помочь ребенку поскорее сесть, это меры, направленные на его общее физическое развитие:

  • Массаж – о его пользе знают все мамы;
  • Плавание, во время которого у крохи тренируются все мышцы;
  • Простые приемы гимнастики, включающие в себя сгибание и разгибание ручек и ножек.

Упражнения, помогающие научить ребенка садиться:

  1. Протяните руки к малышу, лежащему на спине на твердой поверхности; кроха за них ухватится. Осторожно потяните его к себе. Начинать можно примерно с 3 месяцев, когда ребенок уже хорошо держит голову. Понемногу увеличивайте угол подъема и время, в течение которого вы придерживаете малыша. Это упражнение способствует развитию мышц его брюшного пресса.
  2. Примерно с возраста 7 месяцев можно придерживать ребенка не за две руки, а за одну при подтягивании к себе. Другую его руку подставьте как опору. Это поможет малышу понять, как сесть самостоятельно.
  3. Покачивайте кроху на фитболе, сгибая и разгибая поочередно его ножки.
  4. Покажите ребенку, как вставать на четвереньки и покачиваться вперед-назад.
  5. Когда вы кладете игрушку рядом с ребенком, пусть она будет находиться от него на небольшом расстоянии, чтобы попытка ее достать сопровождалась усилиями со стороны крохи. Это способствует развитию мышц и, соответственно, ускорению самостоятельного сидения.

Не торопите время! Организм каждого малыша развивается в собственном темпе. Если вы видите, что его умения совершенствуются с каждым днем, наверняка ваши переживания напрасны. Независимо от того, рано ваш ребенок сядет или попозже, чем у других, через какое-то время вы и думать забудете о том, как тревожила вас эта веха развития. Здоровья вашим детям!

Фото из фотобанка Лори

По мнению специалистов, различий в физическом развитии грудничков мальчиков и девочек нет – это касается и формирования навыка самостоятельного сидения. Однако в народе считается, что девочки раньше начинают говорить, а мальчики – быстрее ходить, бегать. Кроме того, есть мнение, что детей мужского пола можно пробовать присаживать на короткое время уже в 3-4 месяца, а девочек – не раньше 7. Будущим женщинам в таком нежном возрасте есть риск навредить – нарушить правильное формирование мочеполовой системы, однако исследования на данную тему не проводились. Итак, что же нужно знать родителям младенца? Как и когда начинать высаживать ребенка?

Начинать высаживание ребенка слишком рано нельзя - это может негативно отразиться на его здоровье

Разберемся в определениях

Не все родители правильно воспринимают понятие «присаживать». Как правило, в данном случае мы говорим о полусидячем положении, которое возможно с помощью удерживающих ремней коляски, стульчика или на руках у мамы. Когда можно присаживать мальчиков? Считается, что мальчик может принимать положение, близкое к сидячему, уже в 3-4 месяца, если он:

  • находится на маминых руках – спиной прижат к животу взрослого, ноги согнуты;
  • полусидит в коляске, когда угол наклона сиденья составляет 40-45 градусов.

Перед тем как присаживать малыша, следует учесть и другие факторы: вес ребенка, его активность и готовность находиться в подобном положении. Что касается полноценного сидения на стуле со спинкой или в детском кресле, врачи советуют ожидать того момента, когда сын сам захочет принять сидячее положение.

Когда можно сажать в стульчик или в коляску мальчиков? Физическая готовность ребенка к нормальному сидению на стуле формируется в период от 6 до 9 месяцев.

Какой ребенок сможет сидеть раньше?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Многие родители достижения своего ребенка воспринимают как свои собственные. Отсюда и желание похвастаться друг перед другом первыми шагами сына, его новыми умениями. Однако те дети, которые раньше пошли, научились сидеть или говорить быстрее сверстников, ничем их не лучше (см. также: ). Эти умения постепенно станут доступны всем малышам, но скорость физического развития, в том числе и умение сидеть, зависит от многих факторов:

  • Вес ребенка. Если грудничок имеет нормальный вес, присущий своему возрасту, он вовремя станет демонстрировать свои достижения. Полные дети, у которых есть явный избыток массы тела, обычно слегка отстают от своих поджарых сверстников. Сидение – это нагрузка на позвоночник, а избыточный вес ее усугубляет.

Пухлые детки начинают присаживаться позже, поскольку вес создает нагрузку на позвоночник
  • Быстрее начинают сидеть дети, с которыми родители занимались – ежедневно делали зарядку, выкладывали на живот, водили в бассейн, на массаж (рекомендуем прочитать: ). У таких малышей лучше развита мускулатура, что дает им преимущество.
  • Характер и подвижность. Некоторые дети с самого рождения демонстрируют свой темперамент – они активные, подвижные, насколько позволяет им их возраст. Такие непоседы быстрее осваивают новые горизонты и начинают хорошо сидеть довольно рано.

Отметим, что младенец, который родился раньше срока, имеет возможность достичь уровня ровесников на 2-3 месяца позже. То есть, если кроха недоношен, стоит ожидать, что он научится сидеть не раньше 8 месяцев или даже ближе к году.

Показатели готовности мальчика

Мы уже разобрались в вопросе, во сколько месяцев можно сажать мальчиков. Теперь выясним, какие показатели готовности ребенка к самостоятельному сидению существуют. Как правило, это:

  • Малыш умеет переворачиваться с живота на спину и наоборот.
  • Кроха хорошо держит голову, тянется к игрушке.
  • Грудничок сам желает принять сидячее положение - он хватает маму за пальцы и тянется вверх.
  • Мальчики часто начинают садиться с положения лежа на животе - они приподнимаются на вытянутых руках, затем начинают выпрямлять ноги. Из такой позы удобно опуститься на попу, а затем «перешагивать» ладонями по направлению к себе. Кроха садится и заваливается снова. На видео можно увидеть, что все дети садятся по-разному. Родителям лишь следует обеспечить безопасные условия для тренировки сына.
  • Высадив ребенка, следует посмотреть на него сбоку – если его спина выгнута дугой, сидеть ему пока рано, несмотря на возраст. Позвоночник сына должен быть прямым.

Многие детки начинают присаживаться из положения на животе

Когда ребенок садится сам?

С какого месяца грудничок может сидеть с поддержкой? Почти все дети грудного периода справляются с этой задачей в промежутке с 5 до 6 месяцев. При этом малыш то и дело заваливается в одну или другую сторону. Некоторые мамы сажают кроху, обложив его подушками. Этого делать не стоит, так как чадо может упасть вперед и затем на пол. Кроме того, в таком положении надолго оставлять кроху нельзя – нагрузка на спину слишком велика.

Понемногу сына все же можно присаживать, находясь рядом и придерживая. Так малыш тренирует мышцы спины и таза и постепенно сможет оставаться в таком положении дольше, все реже и реже заваливаясь на бок.

Навык сидения сформируется окончательно, когда ребенок сможет сесть сам из какого-либо удобного для него положения. Обычно малыши садятся с положения на четвереньках или на боку. Это им удается не раньше 8-9 месяцев, иногда позже.

Намного труднее сесть с положения «лежа на спине», поэтому это происходит около года, а то и позже. Совет: попробуйте сами сесть из этой позы, не придерживаясь. Вы осознаете, сколько усилий придется приложить крохе для выполнения этой задачи.

Многие родители делают ошибку, идя на поводу у пожеланий сына. Не стоит путать понятия «может сидеть» и «хочет». Следует уяснить, что даже если кроха хочет сидеть с поддержкой мамы, но пока у него не получается присаживаться самостоятельно, нельзя удерживать его в этой позе долго.

Если малыш уже скоро отпразднует свою первую годовщину, но даже не пытается сидеть, есть смысл проконсультироваться со специалистами. Желательно записаться на прием к неврологу и ортопеду. Такая ситуация может быть симптомом каких-либо проблем у сына, а может означать лишь его индивидуальные особенности развития.

Правила формирования навыка сидения

Если не заниматься с ребенком, пустив его развитие на самотек, сидеть он научится позже. Когда и как можно начинать сажать ребенка? Важно поощрять малыша, стремиться помочь ему добиться результатов. Для этого необходимо выполнять правила по формированию навыка сидения:

  • Сначала нужно убедиться, что ребенок здоров, у него хорошее настроение. Теперь можно попробовать посадить малыша, придерживая его за ручки.
  • Время от времени кроху можно держать на своих коленях, чтобы он спиной чувствовал мамин живот. Так маленькому человеку будет комфортно и он сможет удерживаться в таком положении довольно долго. Однако стоит учитывать и возраст – в 3-4 месяца малыш может сидеть всего 5-10 минут, затем и дольше.
  • Кроме регулярных высаживаний сына следует стимулировать к ползанию. Во время передвижения на четвереньках мышечный корсет формируется правильно, а все органы ребенка находятся в нужном положении. Считается, что современный человек имеет множество проблем со здоровьем вследствие того, что когда-то встал на две ноги. Со временем позвоночник крохи окрепнет и он сам захочет присесть.

Стимулируя ребенка к ползанию, родители подготавливают его к сидению
  • Если ребенок не хочет ползти, стоит попробовать разложить игрушки в разных углах его коврика, к которым он непременно захочет дотянуться. Кроме того, некоторым мальчишкам интереснее ползти, если они видят перед собой достаточно пространства, а не высокие стенки манежа.
  • Родителям следует стремиться укреплять мышцы ребенка. Отлично работают сеансы плавания, а также регулярная гимнастика. Не следует забывать выкладывать кроху на живот, помогать ему переворачиваться на спину. Для этого необходимо предварительно выровнять руку, через которую будет осуществляться переворот, и прижать ее к телу. Иначе можно вывихнуть крохе конечность.
  • Не следует высаживать младенца возле опоры – за исключением детского кресла, коляски. Если пробовать сажать сына в манеже или кроватке, достаточно поддерживать его руками. Мягкие подушки под спиной и боками не дадут нужного эффекта, а лишь станут еще одним фактором нагрузки на позвоночник.

Почему не следует спешить?

Мы уже упоминали, что спешить высаживать малыша раньше времени не стоит. Почему нельзя сажать детей до 6 месяцев? Доктор Комаровский говорит о том, что сидеть ребенок должен после того, как научится ползать (рекомендуем прочитать: ). Следующим этапом его развития должна стать ходьба, и вот почему. Природой задумано так, чтобы все фазы развития шли одна за другой, если перепрыгнуть одну из них, то можно приобрести проблемы в будущем.

Например, кроме укрепления мышц спины, таза, у мальчика должны успеть сформироваться связки, которые оплетают позвоночник. В отличие от мускулов, на эти ткани воздействовать извне нельзя, готовность связок к работе – 4-5 месяцев. Некоторые ортопеды утверждают, что сколиоз у школьника может стать следствием раннего высаживания. Тяжелый ранец с книгами и постоянное сидение за партой только усугубляют проблему, но не являются ее источником.


Сколиоз у школьника может быть результатом слишком раннего высаживания (рекомендуем прочитать:

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Когда ребенок начинает сидеть, а чаще всего это происходит в возрасте примерно шесть месяцев, он совершает первый шаг в освоении вертикального пространства . Сев малыш открывает для себя гораздо больше возможностей увидеть окружающий мир: теперь он сможет наблюдать за мамой, смотреть в окно, дотягиваться до игрушек.

О том, что важно знать об этом важном периоде маме любопытного карапуза, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Сроков не будет

Чаще 6-8 месяцев - возраст, когда мышцы ребенка уже окрепли для того, чтобы малыш мог сидеть без посторонней помощи.

Обратите внимание, если малыш начинает садиться сам , значит его костная и мышечная система - готовы . Некоторые детки начинают попытки принять вертикальное положение еще в 4-5 месяцев. Особенно им это удается на поверхности, которая немного приподнята, например, родительские колени или автолюлька.

К 5-6 месяцам карапуз постепенно осваивает такие процессы как переворот и подтягивание на руках и тогда его попытки сесть становятся уже все более уверенными. В 6-6,5 месяцев кроха опирается на руку и, может быть еще не совсем уверенно, держит тело, а в 7 месяцев уже может сидеть с прямой спиной.

Важно помнить : все вышесказанное - усредненные показатели , каждый ребенок развивается индивидуально. Однозначного ответа на вопрос «Когда ребенок начинает сидеть» не существует. Некоторые детки начинают раньше ползать и стоять, чем сидеть. Торопить события и переживать не стоит.

Торопиться не надо

Мы много раз говорили о том, что всему свое время, но часто родители очень хотят, словно день победы, приблизить заветный миг , когда ребенок начинает сидеть, вставать или ходить. И делают для этого все… Чаще всего, все, что не нужно.

Конечно, очень хочется гордиться достижениями своего любимого малыша, но усаживать его в кровати, обкладывая со всех сторон подушками, чтобы кроха не заваливался на бок - вредно . Да, ребенку приятно находиться в одной плоскости с родителями, но если он не может удерживать туловище сам, это значит, что его мышцы спины еще слабы и не могут справиться с поставленной родителями задачей.

Педиатр Сергей Васильев рассказывает : «У крупных, полных, недоношенных малышей и деток с маленьким весом мышцы могут быть вялыми и процесс сидения они освоят немного позже. При слабости мышц малыш будет сидеть с круглой спиной, при слабости мышц пресса - станет падать назад, при слабых боковых мышцах - завалится на бок. Примерно до 13-14 месяцев ребенок может помогать себе рукой, а потом мышцы укрепляются на столько, что ребенок сможет сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер».

Поэтому считаем нужным повториться еще раз: способность сидеть самостоятельно , с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц . А она приходит лишь с возрастом - в 6-8 месяцев .

Работаем над укреплением

Ускорить процесс укрепления мышц малыша помогут не наши любимые подушки, а и . Мы предлагаем вам освоить три упражнения , делая которые, малыш сможет как можно быстрее самостоятельно принять вертикальное положение.

Тренируем пресс . Положите малыша на спину и аккуратно стимулируйте малыша сесть, подтягивая крест-накрест его руку к ноге (правую руку к левой ноге и наоборот). Рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, слегка прижимая их к поверхности, на которой он лежит. Важно: во время этих упражнений не давайте ребенку сидеть самостоятельно. Он должен «висеть, подтянувшись на ваших руках.

Вращаемся . Теперь давайте тренировать боковые мышцы крохи. Для этого посадите малыша, дайте ему свой большой или указательный палец в руки и в таком положении раскачивайте ребенка вперед-назад, вправо-влево, делайте круговые движения.

Делаем наклоны . Приступаем к тренировке мышц спины, а для этого ставим ребенка ножками на стол, спиной к себе. Одной рукой обхватите его ножки, а другой - поддерживайте за животик. Легонько надавливайте на спинку малыша, побуждая его наклониться вперед. Затем подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.

А как можно?

Сложно представить себе малыша, который не хотел бы как можно быстрее научиться сидеть, ведь так гораздо более доступным становится такой интересный большой мир.

Сигналом того, что мышцы шеи и груди достаточно окрепли чтобы держать тело в вертикальном положении с помощью дополнительной опоры служат такие умения малыша :

  • спокойно поднимает грудную клетку лежа на животе;
  • умеет переворачиваться в обе стороны;
  • пытается подтянуться из положения «лежа на спине».

Малыша, не умеющего сидеть самостоятельно, можно высаживать в стульчике или коляске, если есть возможность сделать угол наклона спинки 30 градусов (например, с помощью подушки).

Важно понимать, что поверхность, на которую будет опираться карапуз, должна быть не вертикальная, а наклонная ! Пытаться посадить малыша с еще слабой спинкой вертикально, прямой путь к развитию раннего сколиоза или других заболеваний позвоночника.

Не стоит торопить ребенка сидеть, поверьте, рано или поздно он освоит умение самостоятельно, а мы можем помочь ему лишь путем и .

Будьте счастливы и здоровы!


Родители нередко волнуются, правильно ли развиваются их малыши. В том числе их интересует, когда ребенок начинает сидеть сам, без посторонней помощи. Ведь это важный этап для детей. В этом положении у них открывается гораздо больший обзор на окружающий мир, руки освобождаются, так что можно изучать различные предметы. Взрослые гордятся успехами своего мальчика или девочки. Но важно понять, что это должно происходить в свое время.

Особенности новорожденного ребенка

Молодым мамам часто свойственна мнительность. Они сравнивают собственного ребенка с детьми знакомых и переживают, если родное чадо в чем-то отстает. Например, когда соседский мальчик уже вовсю сидит сам в полгода, а ваш еще не делает заметных попыток.

Но такой подход в корне неправильный. Главное, что должны помнить родители, - каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. Он никому ничего не должен, ваш мальчик или девочка сядет самостоятельно тогда, когда организм к этому будет готов. Не раньше и не позже. Не надо пытаться ускорить события, этим можно только навредить.

Если беспокоит вопрос, в каком возрасте карапуз должен садиться, то можно узнать побольше о развитии крохи. Новорожденный появляется на свет с прямым позвоночником. Постепенно начинают формироваться изгибы. Происходит это под влиянием физической активности - сначала малыш учится держать головку, затем переворачиваться, сидеть, стоять. В результате этих действий укрепляются мышцы, которые помогают грудничку принимать правильное положение.

Если же начать присаживать карапуза до того, как он сам будет готов, то из-за возросшей нагрузки физиологические неровности позвоночника сформируются неправильно, он будет слишком прогибаться. Уже в школьном возрасте это, скорее всего, даст о себе знать. У ребенка с большой вероятностью разовьется сколиоз, нарушится осанка. Так что если от бабушек поступает предложение усадить карапуза в подушки, можно хорошенько подумать – зачем провоцировать будущие проблемы со здоровьем?

Усредненные сроки

Чтобы не совершить подобной ошибки, нужно знать, в каком возрасте младенец должен сесть сам. Единственного срока, подходящего для всех, нет. Но усредненные значения позволят оценить состояние крохи и не пропустить момент, когда может потребоваться помощь. Поэтому и рекомендуется запомнить, когда ребенок начинает сидеть в первый раз, со скольких месяцев.

У большинства детей развитие происходит так:

  • В 6 месяцев они могут садиться с поддержкой;
  • В 7 месяцев - самостоятельно, без поддержки;
  • В 8 месяцев свободно сами сидят, легко ложатся из этого положения и возвращаются обратно.

Попытки садиться начинаются обычно после 4 с половиной месяцев. Ребенок старается оторвать верхнюю часть тела от поверхности, подтягивается из положения лежа, если мама дает ему свои руки. По этим действиям можно понять его желание. Конечно, он должен уметь свободно переворачиваться со спины на живот и обратно. До освоения этих навыков сесть у него не получится.

Когда ребенок только начинает сидеть, он может заваливаться на бок. Не стоит все время подпирать его подушками, чтобы этого не происходило. Это способствует более быстрому овладению возможностями своего тела и помогает выработать координацию движений. Надо только обеспечить безопасные условия.

К этому возрасту и при появлении интереса к новому положению, то есть когда кроха хочет сидеть, можно начинать понемногу присаживать. Но обязательно под наклоном, чтобы не нагружать позвоночник. Это касается и стульчиков для кормления, и колясок, и даже маминых коленей. Угол можно делать около 45 градусов. Так следует продолжать до тех пор, пока малыш не научится сидеть сам.

Есть ли разница между девочками и мальчиками?

От бабушек и врачей старой закалки можно услышать, что девочки садятся позже, чем мальчики. Обосновывают свою позицию тем, что при этом происходит деформация тазовых костей. В результате в будущем возникают серьезные проблемы с женскими органами, например загиб матки. Но современные исследования опровергают это мнение. Матка и придатки расположены таким образом, что, во сколько бы малышка ни села, это никак на них не повлияет.

В любом случае и девочки, и мальчики не должны садиться до 6 месяцев. Даже если малыши уже научились делать это самостоятельно, не стоит разрешать им сидеть слишком долго. Желательно, чтобы это происходило не дольше часа в день. Строго запрещать не рекомендуется, чтобы не отбить интерес к познанию новых возможностей своего тела. Лучше отвлечь игрой.

Что делать, если ребенок не торопится сесть?

Бывает, что и в 8 месяцев малыш совсем не хочет сидеть сам. Не стоит бить тревогу, если ребенок при этом активный, любознательный, хорошо ест и набирает вес, у него нет проблем со сном. Скорее всего, это просто индивидуальная особенность. Возможно, раньше у него получилось усвоить другой навык, например ползание, и мальчик или девочка его совершенствуют. Но все же лучше проконсультироваться у педиатра и ортопеда. Хотя нормы – со скольких месяцев дети должны сидеть – очень условны, все же это повод обратить более пристальное внимание на здоровье.

Часто причина заключается в индивидуальности ребенка. Например, рослые и пухлые мальчики и девочки, скорее всего, будут отставать в освоении новых навыков от более худых ровесников. Ничего страшного в этом нет, со временем их развитие уравновесится.

В некоторых случаях несоответствие нормам может свидетельствовать о нарушениях в работе нервной системы и головного мозга в результате каких-либо заболеваний. Правда, скорее всего, будут присутствовать и другие признаки. Установить подобные проблемы могут только врачи после специальных обследований. Они же при необходимости назначают медикаменты и лечебные процедуры. Сколько будет длиться курс восстановления, зависит от сложности ситуации.

Упражнения, которые помогут ребенку сесть

Бывают и незначительные повреждения, в том числе из-за гипоксии при сложных родах. Мозг ребенка на первом году жизни стремительно развивается, небольшие недостатки компенсируются. Но могут быть последствия в виде тонуса мышц или слабого мышечного корсета, поэтому у ребенка и не получается сесть. Помочь может профессиональный массаж.

Есть также специальные упражнения, которые родители могут выполнять самостоятельно. Делать их можно и с совершенно здоровыми детьми.

  • Первое упражнение поможет укрепить мышцы пресса. Малыш лежит на спине, а мама осторожно тянет его за левую ручку своей правой рукой. Потом - наоборот. Второй рукой нужно придерживать его ноги. Ребенок при этом пытается сесть, но пока не надо давать ему это делать. Сам он еще не готов, пока нужно, чтобы он как бы висел на руках. Подержать его в таком положении нужно несколько секунд.
  • Второе упражнение предназначено для тренировки косых мышц живота. Малыша надо усадить и вложить ему в ручку свой палец. Остальными обхватить его кисть и вращать его руку круговыми движениями. Ноги при этом надо придерживать.
  • Третье упражнения поможет укрепить спину. Мама должна встать и держать ребенка лицом от себя. Одна рука при этом придерживает ноги, а вторая живот. Нужно немного надавить ему на спину, тогда малыш наклонится вперед. Потом подтолкнуть под животик, чтобы карапуз выпрямился.
  • Упражнение «Самолет» также способствует укреплению мышц. Ребенка нужно положить на живот, затем поднять, поддерживая под грудную клетку и ноги. При этом его ножки упираются в грудь старшего, спинка напряжена, малыш старается удерживать голову.

Нужно стимулировать интерес ребенка к обретению нового навыка. Для этого его присаживают на колени ко взрослым. Но только не под прямым углом, а под наклоном. Маленький мальчик или девочка с удовольствием будет изучать мир, а в дальнейшем пробовать принять такое положение самостоятельно.

Когда мышечно-костный корсет будет готов, у ребенка начнет получаться сидеть самостоятельно. В первое время он для этого помогает себе рукой. После года малыш легко сможет сам садиться из положения лежа.


Умение сидеть - это важнейший навык, которому ребенку предстоит обучиться. Нужно помогать ему, но не торопить, ему нужно разобраться с этим самостоятельно, сколько бы ему ни было месяцев. Не имеет значения, мальчик это или девочка. Важно не забывать хвалить карапуза даже за небольшие успехи. Ведь для него нет награды лучше, чем радость родителей.

Похожие публикации