Воспитание образование и творчество детей. Воспитание детей через творчество

Ирина Аспидова
Воспитание дошкольников в творческих играх

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство – короткий , но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка : его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный , свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Каков ребенок в игре, таков он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего члена общества происходит прежде всего в игре. И вся история отдельно взятого человека как члена общества и работника представляется в развитии игры и постепенном переходе ее в трудовую деятельность. Это совершается не быстро. В младшем возрасте ребенок преимущественно играет , его трудовая деятельность очень незначительна : он начинает самостоятельно есть, надевать носки, колготки, брюки, укрываться одеялом. В семье, где хорошо организованы эти рабочие функции, а затем постепенно усложняются, ребенку поручаются все более сложные работы. Сначала это касается самообслуживания : помыть с мылом руки, убрать игрушки после игры, аккуратно сложить свои вещи после прогулки,поставить обувь на полку, потом работы, имеющие значение для всей семьи.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры , которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то , что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания .

Игра – отражение жизни . Здесь все «как будто» , «понарошку» , но и в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего : действия всегда реальны, чувства, переживания искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя смелым летчиком, отважным моряком.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Очень много выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой построить корабль или самолет, какие материалы подготовить. Дети играют для себя , выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент.

В игре дети в первый раз вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия для ее достиженя, общие интересы. Дети самостоятельно выбирают игру. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, оценивает действия и поступки своих товарищей и свои. Задача воспитателя состоит в том , чтобы способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости.

Творческая коллективная игра является воспитанием нравственных чувств дошкольников . Навыки, полученные в повседневном общении детей друг с другом и со взрослыми, получают развитие в игре. Воспитатель должен помочь детям организовать игру, которая вызывала бы лучшие эмоции.

Игра очень помогает умственному воспитанию ребенка . Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение. Ребенок думает над тем, что видел, о чем ему читали, рассказывали, вспоминает эпизоды из сказок и рассказов, различные события жизни. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Эти мечты не раз изменятся. Но очень важно, что у ребенка формируются представления о роли разных профессий. Интересные игры создают радостное настроение, делают жизнь детей более полной.

Только при хорошей организации детей можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно, если удается увлечь их играми , отражающими труд взрослых, взаимоотношения. Дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя , врача, учителя, шофера, летчика, моряка и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Одна из любимых игр старших дошкольников – игра «День рождения куклы» . При развитии этой игры дети проявляют много выдумки, изобретательности, творческого воображения . Члены семьи – мама, папа, бабушка – обычно готовят праздничный стол. Для этого воспитатель предлагает взять им самый красивый сервиз, помогает по-праздничному накрыть стол для гостей. Дети готовят разнообразное угощение. К этому подключаются те, кто любит лепить из глины, пластилина, вырезать из бумаги.

«Сегодня придет много гостей,- объясняет Аленушке папа, – надо приготовить пирожные, апельсины, яблоки». Дети старательно лепят угощение, украшают стол цветами, раскладывают на тарелки разнообразную еду. Мама приглашает друзей Аленушки в гости. Девочки наряжяют своих кукол, собираются на день рождения. Гости по секрету готовят для Аленки подарки : рисуют, лепят из пластилина. Каждый старается, чтобы его игрушка понравилась имениннице. Юля нарисовала портреты Аленки, ее мамы, бабушки и папы. Все рисунки понравились детям. Они решили поместить их в рамки, чтобы повесить на стенку. Гости внимательно рассматривают изображения : у мамы светлые волосы и голубые глаза; у папы рубашка в клеточку; у бабушки платье в полоску; у Аленки большой розовый бант, она веселая. Рисунки аккуратно помещаются в подарочные пакеты, чтобы они не помялись и не испортились.

На день рождения, по предложению воспитателя , решили ехать на автобусе. Мальчики быстро построили большой автобус из стульчиков и строительного материала. Но мест всем не хватило. Мальчики предложили сесть девочкам : «Садитесь, пожалуйста, мы постоим» . Воспитатель одобрил этот поступок.

Приехав в гости, дети поздравили именинницу, подарили ей подарки. Мама предложила гостям выпить чаю. Гости охотно согласились, а потом по желанию Аленушки исполнили ее любимые стихи, песни, водили хоровод. Мама от мени дочери поблагодарила гостей за поздравление и подарки, пригласила всех прийти на день рождения бабушки. Этот сюжет стал одним из любимых. Дети, играя в «семью» , отмечали дни рождения своих дочек и сыночков, мамы и бабушки, папы и дедушки.

В творческих играх проявляются индивидуальные склонности и интересы детей, их потребности, привязанности. Чаще всего бытовые темы объединяют дружащих между собой детей. При развитии одновременно нескольких сюжетов, объединенных одной идеей, в старшей и подготовительной к школе группе в игре могут участвовать все дети.

Таким образом, в игре нашло отражение новое нравственое правило : малышей нельзя оставлять одних. Чтобы его выполнить, «родители» позаботились о строительстве «детского сада»

Если в игре ребята удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих , то говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены хорошо. Роли, требующие проявления гуманности, укрепляют реальные детские взаимоотношения, развивают взаимопонимание, согласованность действий в коллективной игре, стремление общее дело дружно, оказывать помощь товарищам, родителям и другим людям в повседневной жизни.

Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребенка, отметить особенности его поведения с товарищами. Иногда дети в игре проявляют негативное отношение к членам семьи, равнодушное отношение к малышам, к взрослым членам семьи. Это дает основание усилить индивидуальный подход, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделили воспитанию у ребенка тех или иных нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье, в ощественном месте.

Еще один пример.

Педагог заметил, что не все мальчики проявляют уважеие к девочкам, внимательны, чутки к ним. Для воспитания вежливости , культуры поведения в общественном месте воспитатель предложил начать игру в «поездку» . Дети распределили роли членов семьи и пассажиров. Количество посадочных мест ограничивалось, и возникла необходимость выбора : кому сидеть, кому стоять. Необходимо было уступать место мамам с детьми, потому что тяжело держать ребенка, а если автобус резко затормозит, мама и ребенок могут упасть, ребенок ушибется и заплачет. Место может занять старушка или дедушка. Им стоять трудно. Если пожилых людей в автобусе нет, тогда могут сесть девочки. А мальчики и мужчины должны постоять.

В подобных играх выявляется знание детьми правил поведения в общественных местах. И дома, и в детском саду ребятам следует читать книги соответствующего содержания, проводить с ними беседы. Полученные знания дети обязательно прямо или косвенно отразят в игре, и, наоборот, впечатления от игры пополнят практический опыт ребенка.

Умелое руководство педагога помогает направить игры детей в нужное русло.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь родных, близких и знакомых людей, способствуют развитию нравсвенного поведения.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.

Творчество - это неотъемлемая часть многих искусств и наук. Творческое воспитание детей необходимо для того, что бы они могли быстро анализировать информацию, умели самостоятельно принимать решения и имели собственную точку зрения.

Творческое воспитание детей играет огромную роль в становлении и развитии их как личности. Существуют различные методы, обеспечивающие творческое развитие. Но для начала надо понять, что такое творческая личность. Это человек, воспринимающий и осознающий искусство, человек, который мыслит нестандартно и имеет богатую фантазию.

Для творческого воспитания детей необходимо ряд условий. Самое главное, нужно еще с раннего детства окружить малыша всем прекрасным для формирования у него эстетического вкуса. И еще одним немаловажным условием является то, что дети должны понимать, что все явления и предметы играют определённую роль и имеют каждый свой смысл.

Развивая в ребенке творчество, необходимо понимать, что многое он воспринимает и видит по- своему, то есть иначе, чем взрослый человек. В процессе обучения не следуйте стереотипам, а отталкивайтесь от задатков вашего ребёнка. Ведь самое главное воспитать не гения или талант, а то каким будет внутренний мир малыша, как он реализует свои возможности, и насколько он будет способен к творчеству.

В основе развития любого ребёнка лежит игра. Как ни странно прозвучит, но чем меньше у ребенка игрушек, тем развитее его воображение. И это не значит, что нужно ограничивать количество игрушек, просто не приобретайте те, в которых уже всё придумано (например, книжки - раскраски с образцами). Несомненно, малышей 2-3 лет необходимо учить играть, показывать, что и как делать, но ни в коем случае не препятствовать их самостоятельному обучению. Слова «не правильно» к детскому творчеству не применимы. Ребёнку будет очень интересно сделать вместе с вами игрушку или придумать сюжет для игры.

Творческие игры могут способствовать не только в развитии ребенка, но и заинтересуют взрослого. Совместная игра в рифмы или сочинение сказки с годовалым малышом - является фундаментом творческой активности. Играя, любая домашняя работа становиться интересной, любой предмет может стать одушевлённым и превратиться в сказочного героя. Все эти забавы развивают не только воображение малыша, но и стремление к познанию мира.

Так же, одним из видов творчества является живопись. Рисовать ребёнок может начать в любом возрасте. Предложив малышу рисовать, дайте ему самостоятельно выбрать форму бумаги и цвет карандашей. Для раннего творчества идеальными материалами будут глина, цветная бумага, пластилин, песок, камушки, тесто. Сначала малыш знакомится с новым материалом - тянет его в рот, затем с изумлением наблюдает за тем, как в руках взрослого он меняет форму. После чего он понимает, что и сам может сделать подобное. Главное сочетать самостоятельность ребенка с обучением и общением, которое ему поможет.

Не последнюю роль в творческом воспитании детей играет литература. Первое знакомство с книгой у малышей происходит через дедушек, бабушек, мам и пап, которые читают им сказки.

Для всестороннего развития ребёнка необходимо развивать его умственные, физические и творческие способности. Чем раньше вы определите интересы и склонности, и начнете творческое воспитание детей, тем лучше они разовьются в будущем.

К огромному сожалению, в мире продвинутых технологий, компьютеры заменили детям и взрослым совместные игры, чтение книг, походы в кинотеатры и на различные выставки. Это является проблемой творческого воспитания. В связи с этим очень важно с самого раннего детства приучать ребёнка к искусству и главную роль в этом процессе играют родители.

Все дети уверены в своей уникальности, каждый свой рисунок (каляку-маляку) они с гордостью дарят мамам-папам-бабушкам и дедушкам. Порой и сами взрослые мечтают о том, чтобы их любимые чадушки стали знаменитыми художниками, артистами или музыкантами. А некоторые родители, не заканчивавшие школ искусств, опасаются, что не смогут организовать творческое воспитание своего малыша. Что же нужно, чтобы развить в ребенке чувство прекрасного?

Об этом нас сегодня расскажет наш гость — очаровательный профессионал книжного мира — Александра Шляхова (сотрудник любимого многими издательства «Манн, Иванов и Фербер «).

Творчество и детство - почти синонимы. Нет ничего, что сказывалось бы на развитии детей лучше творческих занятий. Но как найти для таких занятий время, силы и вдохновение? Джин Ван’т Хал , автор книги «Творческое воспитание» , много лет посвятила работе над этой темой. Советы из её книги помогут вам организовать занятия.

  • запланируйте
  • начните с малого
  • говорите с ребенком о его творчестве
  • наполните творчеством каждый день
  • запаситесь быстрыми занятиями

1. Запланируйте

Вы хотите заниматься с детьми, но не знаете, как включить еще один параграф в ваш распорядок дня? Все родители - занятые люди, но если вы запланируете занятия заранее, вы улучите для них минутку между делом.

Запланируйте порисовать с малышом, пока вы пьете свой утренний кофе. Дайте ребенку пластилин, чтобы он слепил что-то, пока вы моете посуду. Стратегически распределите материалы для творчества по дому: возможно, найдя на столе лист черного картона и мелки, ребенок придумает для себя занятие сам.

Найти хоть пять — хоть пятнадцать минут в день - уже хорошо.

2. Начните с малого

На полках магазинов такое разнообразие материалов для творчества, что велик соблазн потратить на них целое состояние.

На самом же деле для начала нужно лишь это:

  • запас бумаги,
  • краска (в идеале - красная, желтая, синяя, белая и черная),
  • карандаши или фломастеры,
  • ножницы,
  • клейкая лента,
  • простой пластилин
  • и баночка клея.

Остальное - лишь приятные дополнения. Вскоре материалов станет больше.

3. Говорите с ребенком о его творчестве

Творческое занятие - повод к коммуникации, а не уловка, чтобы оставить ребенка в одиночестве. Ваше общение с ребенком поддержит его в том занятии, за которое он взялся.

Описывайте все, что делает ваш ребенок:

  • Я вижу, сегодня ты рисуешь с размахом.
  • Ты выбрал самый яркий пластилин!
  • Ты рисуешь всем телом!

Попросите ребенка рассказать о своей работе:

  • Что ты рисуешь?
  • Расскажи мне о своей поделке.
  • Что это за синие точки по краям? А что насчет этих фигурок?

Не следует говорить:

  • Как красиво!
  • Что это?
  • Это похоже на грузовик.
  • Закрась пространство между линиями (или любая другая критика).
  • Нарисуй мне красивую картинку.

Нужно говорить:

  • Ого, сколько красок ты использовал!
  • Расскажешь о своем рисунке?
  • Похоже, тебе понравилось это рисовать.
  • Я смотрю, здесь тонкие линии, а тут - толстые.
  • Что бы тебе хотелось нарисовать сегодня?

Если сомневаетесь или не знаете, что сказать насчет детского рисунка, промолчите.

4. Наполните творчеством каждый день

Как не забросить благое дело через неделю и даже через год? Как сохранять вдохновение?

Ответ прост: абсолютно все повседневные дела можно делать с фантазией и долей причуды.

Готовите еду? Купите фартук для ребенка. Заведите каждому из детей кулинарную книгу. Дайте ребенку кусочек теста, чтобы он слепил фигурки.

Гуляете? Природа - лучший источник вдохновения. Организуйте мини-экскурсию. Возьмите на прогулку лупу или бинокль. Изучайте прожилки на листьях. Рисуйте на камнях. Собирайте букеты или гербарии.

Идете в музей? Устройте охоту за сокровищами. Заранее придумайте, какие вещи вы будете искать в музее (роботов, синие круги, медведей) и обсуждайте каждую найденную такую вещь. Если правила музея позволяют, фотографируйте свои находки.

5. Запаситесь «быстрыми занятиями»

Нет ничего постыдного в том, чтобы предлагать одни занятия по нескольку раз - дети учатся, повторяя. Имейте в запасе несколько упражнений, которыми быстро можно занять ребенка.

А я подскажу Вам еще несколько идей:

Делайте мозаику из фасоли или макарон. Сегодня ребенок выложит рожицу, а завтра - целое дерево.

Займитесь рисованием точками (пуантилизмом). Для этого нужны лишь краски, бумага и ватные палочки. (Об этой технике рисования смотрите статью « «)

Придумайте миллион занятий с бумагой: рисуйте, делайте гармошки, вырезайте фигурки. Добавьте к занятиям дырокол, цветные ленточки или клей - и дети моментально увеличат свой творческий диапазон.

Самое важное в творчестве - впустить его в свою жизнь . Не имеет решающего значения ни количество времени, ни количество материалов, ни способы организации занятий. Как сказал Ходдинг Картер: «В наследство детям мы можем оставить детям две нужные вещи. Первая - это глубокие корни. Вторая - это летящие крылья».
Удачи Вам и счастливого творческого воспитания !

Похожие публикации