Воспитание ребенка в тибетских традициях. Тибетский взгляд на воспитание ребенка

Согласно буддийскому верованию, человек приходит в этот мир с определенными заданиями. Он должен отработать грехи, или карму, поэтому обязан поступать с живой природой и остальными людьми по совести.

В таких детях воспитываются биполярные качества. С одной стороны – это смирение и покорность, умение быть благодарным родителям, Богу, друзьям, вторым половинам. С другой стороны, дети должны вырастать в личности – самостоятельные и полноценные члены общества.

Главный принцип удачной домашней педагогики, как гласит азиатское воспитание, – это отсутствие критики и физического наказания . Считается, что ребенок слаб, ответить взрослому он не в состоянии, поэтому поднимать на него руку грешно. Но как быть, если шалости переросли в проблему?

Тибетцы отвечают: отвлекать, смещать центр заинтересованности малыша. Но родители не могут 24 часа в сутки играть роль аниматоров, поэтому апогеем их возмущения должно стать недовольное или грустное лицо. Малыш поймет, что так вести себя нельзя.

Правила и этапы воспитания.

Согласно тибетскому воспитанию детей, родители не делают акцент на собственном примере, они владеют большим багажом историй, притч о том, что и как надо делать. Многое черпается из наблюдений за природой. Но мамы и папы сами воспитаны по этой системе, поэтому создают живой эталон.

Основные правила тибетского воспитания касаются возрастных изменений физических, интеллектуальных характеристик ребенка. Педагогика расписывает 4 периода, во время которых воспитание наследника кардинально отличается.

Первый период.

Длится 1 период до 5 лет: к ребенку относятся, как к царю. Родители открывает ему мир, полный чудес. Разрешено все, что не вредит жизни малыша. Мать и отец становятся его поводырями. По первой просьбе они подходят к нему, часто берут на руки, вместо наказаний применяют объяснения, отвлекают. Но дальше малыша ожидают другие уроки.

Второй период.

Тибетские педагоги выделяют 2 период с 5 до 10 лет. В эти годы у детей развивается усидчивость, любознательность имеет боле направленный характер, появляется интерес к обучению. Пока приверженцы западной системы страдают от постоянных расспросов маленьких почемучек, азиатские мамы и папы, наоборот, стараются загрузить сына или дочь по полной программе.

Обучение письму, чтению, активные занятия спортом выходят на первый план. Подрастающее поколение получает помощь от взрослых, но без сюсюканья и гиперопеки. Помощь родителям в домашнем хозяйстве приветствуется. Это время иногда называют периодом «рабства»: самый сложный, но важный этап. От него зависит, каким человеком вырастет сын или дочь.

Важно! Строгость нельзя путать с жесткостью и эмоциональным холодом, от старшего поколения потребуются выдержка, соблюдение графика и настойчивость в требованиях.

Третий период.

Период с 10 до 15 лет называют «дружеским». Ребенок может вспомнить доброе отношение и суровость, родительское чувство такта и напор. Он переживает пубертатный этап, но, благодаря получаемым знаниям и родительскому примеру, понимает, как устроен мир.

Такой подросток не постесняется обратиться за помощью к самым дорогим учителям – родителям. На мир его глаза смотрят рассудительно, сам подросток не страдает эгоизмом или заниженной самооценкой.

Четвертый период.

Когда наступает 4 крайний период с 15 лет, матерям и отцам уже можно выпускать наследника в самостоятельную жизнь. По азиатским меркам, личность уже сформирована, больше родители ничего не могут ей дать. Но свою «оценку» они получат поздней. Если наследник будет относиться к ним и к другим людям с уважением, начнет оказывать им помощь в делах и беспокоиться о здоровье, станет воспитывать своих детей в таком же духе – это твердая «пять».

Воспитание ребенка по тибетским принципам накладывает на родителей еще одно обязательство, которое не всегда реализуется европейскими мамами и папами. Необходимо наследнику дать достойное образование. Сюда водит и привитие нравственных ценностей, основных принципов национального менталитета.

Преимущества такой системы легко отследить на примере сводок новостей. Кто помнит азиатских маньяков или террористов? Об асоциальных личностях, жестоких людях из Тибета вряд ли кто слышал.

Наоборот, они смиренно принимают посланную им судьбу, учатся с уважением относиться к старшим, берегут природу, но и усиленно занимаются развитием техники и экономики своей страны.

Однако славянский менталитет отличается самобытностью и оригинальностью. Но никто не мешает применять постулаты мировых педагогических практик. Уметь видеть главное и второстепенное – лучшее, чем наградила нас природа. Давайте этим пользоваться!

Тибетский взгляд на воспитание детей
- Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
- Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
- Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
- Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
- Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
- Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
- Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
- Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
- Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Правило воспитания детей у Тибетцев гласит: никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей — это то, что они не могут дать сдачи.

Первый период до 5 лет . С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще неспособен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее.

Второй период с 5 до 10 . В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период с 10 до 15 . Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период с 15 лет . Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

— Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

— Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.

— Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

— Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Что плохого в хорошей трёпке, если после неё ребёнок становится послушным, перестаёт баловаться и перечить родителям? А что хорошего? Конечно, всё зависит от целей, которые преследуют родители в воспитании своих малышей: научить их подчиняться или же вырастить самодостаточную, уверенную личность и просто счастливого человека.

Среди разных современных, классических обучающих программ особенного внимания заслуживает тибетская методика. Её главный принцип – никаких унижений и телесных наказаний применительно к ребёнку!

Основные периоды воспитания детей по тибетской системе

Поскольку именно от родителей зависят будущие успехи или неудачи ребёнка, его взгляды на окружающий мир и жизненные принципы, то в воспитании малыша взрослые должны в первую очередь работать над своим поведением. Тибетская воспитательная система предлагает чёткие инструкции, как вести себя с малышом, учитывая особенности его развития в разные периоды взросления:

  1. От рождения до 5 лет. Статус малыша в семье в этом нежном возрасте – «царь». Даже когда непрерывно растущее любопытство начинает доставлять родителям немалые хлопоты, тибетские традиции не допускают запретов, а тем более наказаний. Маме и папе пытливой крохи нужно научиться отвлекать детское внимание на что-то более полезное.
  2. 5-10 лет. Из «царя» малыш превращается в «раба». В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта и задача взрослых – научить малыша учиться, достигать поставленных целей, планировать свои действия, приучить к труду, воспитать в них ответственность, понимание связи между поступком и его последствиями. Вот почему с 5 лет в системе воспитания применяются наказания (но не унижение или применение физической силы).
  3. 10-15 лет. Уважение личности ребёнка, его мнения, выбора, интересов – вот главные особенности тибетского метода воспитания ребёнка-подростка. Теперь родители должны с ним общаться как с равным: не учить, а делиться опытом, не ставить задачи, а предлагать варианты, начать советоваться. При таких условиях развивается детская уверенность, самостоятельность, способность принимать решения.
  4. 15 лет и старше. Это период, когда родители начинают «собирать камни». Всё, что вы делали ранее, послужило основой для развития способностей, характера, индивидуальных качеств ребёнка. И теперь перед вами уже сформированная личность, которую нельзя перевоспитать, а нужно только принимать такой, какая она есть.

Если не соблюдать правила…

Особенность развития ребёнка заключается в том, что все стороны его личности развиваются одновременно и между ними существует прямая связь. Физическая сила, психологический шантаж, подавление своим авторитетом или противоположные методы (повышенная опека, потакание любым детским прихотям) приводят к большим разочарованиям:

  • несамостоятельность, подверженность влиянию других людей;
  • недовольство собой, комплексы, неуверенность;
  • неспособность брать на себя ответственность за свои поступки, неудачи, за свою жизнь;
  • неспособность завершать начатые дела, а соответственно и достичь в чём-то успеха;
  • отсутствие интереса к знаниям;
  • неумение строить искренние отношения с людьми;
  • стремление всеми силами вырваться из-под родительской опеки или, наоборот, зависимость от отца, матери.

Хотелось бы, чтобы тибетский взгляд на воспитание детей стал основой поведения родителей в каждой семье, чтобы уже через 10-15-20 лет мы могли радоваться успехам самого яркого, успешного и счастливого поколения.

В эту систему вписывается обучение по методике «Соробан» детей 5-11 лет. Занимаясь устным счетом по уникальной системе, ребенок не только развивает интеллектуальные способности, но и развивает уверенность в себе, целеустремленность, лидерские качества. Все это поможет формированию самодостаточной успешной личности..

Основные правила тибетского воспитания:

Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.

Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

– Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
– Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
– Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
– Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Похожие публикации