Занятия с 4 летками. Развитие мышления детей четырех-пяти лет

В возрасте 4-5 лет у ребенка формируется созидательное отношение к миру. Он начинает создавать своими руками различные поделки. Очень важно, чтобы взрослые в этот момент говорили малышу, что он многое умеет сам, хвалили его за проявленную фантазию. Это возбудит в маленьком человеке желание узнать больше об окружающем мире. Воспитатели и родители обязаны учитывать все особенности развития ребенка 4-5 лет. В этот период следует давать новые знания, но в той форме, которая будет увлекательной для чада.

Особенности развития ребенка 4-5 лет

Сейчас малыш способен размышлять, хотя опыт его невелик, поэтому в его объяснениях могут наблюдаться ошибки. Нельзя смеяться над промахами ребёнка, чтобы не уничтожить его интерес к познанию мира. Взрослый человек должен стать источником знаний для малыша, которые аккуратно подведут карапуза к самостоятельному принятию решения и обоснованию происходящего явления.

Особенности развития ребенка 4-5 лет проявляются в увеличении участия восприятия, воли, памяти и внимания.

Происходит активное познание многих свойств предметов. Ребенок накладывает их друг на друга и сравнивает, с интересом осознает такие новые для него категории, как цвет, форма, величина, время, пространство, вкус, запах, звук.

Малыш становится более внимательным, за счет чего формируется произвольное запоминание. Ему легко удаётся выучить небольшие стихотворения, считалки. В этом возрасте у малыша развивается воображение и речь, улучшается дикция. Этому нужно уделять как можно больше внимания и поддерживать в малыше стремление к самостоятельности, воспитывать чувство красоты. Взрослому человеку легко добиться желаемого результата, так как все реалии жизни можно объяснить ребёнку в процессе игры увлекательно и ненавязчиво. Дети живут в мире своих фантазий и сказок, обладают богатым воображением. Все вышеописанные особенности развития ребенка 4-5 лет нужно грамотно использовать, дабы избежать проблем.

Основы обучения

С чего лучше всего начинать развитие детей 4-5 лет? Занятия какого плана подойдут для малыша? Эти вопросы волнуют всех родителей, которые решили сами обучать своего сына или дочь. Учитывая все тонкости развития ребёнка среднего дошкольного возраста, следует содействовать, а не мешать проявлению его новых положительных качеств, которым предстоит сформироваться и закрепиться в характере малыша.

Итак, ребенок хочет быть самостоятельным, поэтому нужно предоставить ему такую возможность. Мечтает рисовать, создавать шедевры из пластилина и глины - не стоит ему мешать. Он хочет общаться со своими ровесниками. Пусть дружит, ссорится и учится мириться, извиняться и прощать. Это накопление жизненного опыта, познание окружающего мира.

Математика

Взрослым нужно научить ребенка более сложным вещам. Математика для детей 4-5 лет может стать увлекательнейшим познанием мира вещей, поможет открыть новые горизонты. Взрослые будут строить свои занятия, опираясь на основные навыки, которые уже были приобретены ребёнком ранее. Он легко распознаёт, где право и лево, низ и верх, знает круг, квадрат, треугольник, умеет писать и правильно расставлять цифры в порядке возрастания и убывания, сравнивать количество предметов. Зная, какими навыками владеет малыш, легко наметить ряд заданий, которые помогут закрепить полученные ранее сведения и добавить новые.

Математические игры

Дети очень любят раскраски. Можно предложить малышу не просто изучить цифры, а попросить его, не отрывая от бумаги карандаш, соединить по написанным цифрам все точки в один рисунок. Такая игра очень радует ребёнка, когда он увидит, что при помощи чисел ему удалось нарисовать попугайчика, крокодила или лисичку.

Если нужно закрепить порядок при счете, можно предложить малышу выполнить не менее увлекательное задание. На рисунке-раскраске нарисованы яблоки. Их нужно обвести, раскрасить и посчитать. Все задания должны предлагаться с постепенным их усложнением.

Таким образом, математика для детей 4-5 лет может стать любимым и увлекательным времяпрепровождением. Впоследствии этот интерес сыграет свою положительную роль при изучении предметов в школе.

Игры на и речи

Такие же игры для развития детей 4-5 лет можно применять, формируя правильную речь и развивая логическое мышление. Например, игра «Угадай, чья тень?» поможет ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире. На листах распложены очертания различных предметов, животных. Ребёнку предлагается сказать, кому принадлежит каждая тень.

Для развития речи хорошо научить малыша произносить чистоговорки и скороговорки. Ребенку будет приятнее это делать с каким-нибудь сказочным персонажем из кукольного театра. А если потом попросить скороговорку так же быстро сказать голосом медведя или зайца из сказки, то получится обоюдное увлекательное занятие. Такие упражнения и игры чрезвычайно важны для правильной речи. Чтобы ребёнка понимали не только родители, но и все окружающие, он должен иметь в своём словарном запасе тысячу слов.

Изучение языка

По мнению многих специалистов, дети в возрасте 4-5 лет легко могут освоить любой иностранный язык. Если есть такая возможность, обязательно надо устраивать подобные занятия в виде работы с карточками. На них должны быть изображены буквы, картинки и слова. Можно предложить разнообразные задания по этим карточкам. Ребёнок запомнит слова, произношение и изображение букв.

Гимнастика

Увлекаясь всеми видами разнообразной деятельности, не следует забывать, что 4-5 лет по-прежнему важна и полезна. И её ещё никто не отменял. Зарядка может быть с гимнастическими и общими физическими упражнениями. Это может быть разминка во время каждого занятия. Есть много вариантов пальчиковых гимнастик. Вот один из них.

Читается небольшое стихотворение:

«Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут дружно рисовать».

Одновременно с чтением можно размять пальчики рук, встряхнуть кистями, соединить их в «замок». Такие маленькие паузы помогут малышу расслабиться.

Заключение

Когда родители начнут внимательнее относиться к своему малышу, будут знать все особенности развития ребенка 4-5 лет, они добьются максимальных положительных результатов в его воспитании и развитии. Поэтому здесь самое главное - это внимание.

5 лет: увеличиваются рост и масса тела, вес достигает почти 20 килограмм. В этот период важно следить за посильностью нагрузок, которые даются детям во время трудовых поручений. Это объясняется тем, что позвоночник ребенка пяти-шести лет и скелетная мускулатура ещё только формируются. В этот возрастной период наблюдается развитие интеллектуальных способностей малыша, его нравственности и воли, эмоциональных сфер его личности. Поэтому особенно важно поддерживать его во всех благих начинаниях, а также корректно удерживать от негативных проявлений лжи и хвастовства.

В возрасте 5-6 лет особенно важно заложить правильное нравственное отношение к себе и окружающим, закрепить доброту, честность и порядочность. Как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь!» Воспитывайте своих детей правильно - это залог вашей счастливой старости!

Когда ребенку исполняется 4-5 годиков, многие родители начинают всерьез задумываться о дошкольной подготовке малыша. Ведь первый класс уже не за горами, а к этому времени кроха должен научиться читать, хорошо владеть карандашом и ручкой, освоить азы математики. Конечно, начинать подготовку лучше заблаговременно, это позволит малышу получить необходимые знания и не потерять интерес к учебе в дальнейшем.

Кстати, по поводу интереса: проводя развивающие занятия для детей 4-5 лет, не нужно забывать, что в этом возрасте карапузы продолжают изучать мир посредством все той же верной спутницы детства – игры. Также процесс обучения должен предполагать смену рода деятельности и выявление таланта.

Несколько подробней о том, как грамотно организовать развивающие занятия для детей 4-5 лет дома, как расставить приоритеты, раскрыть потенциал и пробудить интерес к учебе, мы поговорим в этом статье.

Развивающие занятия для дошкольников 4-5 лет

Да, ваш малыш заметно подрос и повзрослел, он во всем старается проявить самостоятельность и тем самым заслужить похвалу родителей. Но не стоит забывать, что он еще ребенок и нуждается в правильном распорядке дня и полноценном дневном отдыхе. Поэтому любые развивающие занятия, особенно с уклоном на развитие логики, тренировку внимания и памяти, лучше проводить в утренние часы. Также в первой половине дня лучше заняться изучением букв, чтением и точными науками, то есть математикой. Все занятия должны проводится в игровой форме, дружественной и непринужденной атмосфере. Поэтому взрослым необходимо заранее приготовить специальные дидактические материалы, составить план действий и запастись терпением.

Занятие на развитие речи можно провести во время прогулки. Например, не спешно прогуливаясь в магазин, можно разучить насколько простых стишков, или вместе придумывать слова на заданную букву.

Должное внимание в процессе обучения должно отводится творчеству. лепка, рисование, складывание композиций из мелких предметов развивают мелкую моторику, фантазию и воображения ребенка. Кроме того, такие занятия способствуют раскрытию таланта и стабилизации эмоционального состояния малыш.

По прежнему в приоритете у родителей должно оставаться физическое развитие ребенка: ни в коем случае нельзя игнорировать прогулки на свежем воздухе и активные игры. У многих деток в этом возрасте появляются свои увлечения. Будет замечательно, если малыш начнет посещать спортивные Так девочек могут заинтересовать занятия танцами, гимнастикой, а мальчикам придется по душе плавание, теннис. Начиная с 5-ти лет, юные защитники могут начать постигать азы техник восточных единоборств.

Примеры развивающих занятий и игр для детей 4-5 лет дома?

В наши дни возможности родителей практически не ограничены. В специализированных магазинах или в интернете можно найти дидактические материалы, различные игры, с помощью которых проводить детские развивающие занятия для деток от 4-х лет можно легко и непринужденно.

В первый класс дети 6-7 лет обычно приходят по-разному подготовленными. У кого-то есть определенные таланты, а кому-то развивающие занятия даются сложнее и все необходимые на будущее знания они приобретают непосредственно в школе.

Однако нужно понимать, что школьный материал усвоится намного лучше и быстрее, если ребенок будет на уроках чувствовать себя уверенно и будет подготовленным заранее. Но подготовка к школе – мероприятие длительное и начинать заниматься с детьми нужно уже двух лет в игровой форме для развития мыслительных процессов. А занятия с детьми 4-5 лет будут направлены уже на освоение основ математики, грамматики и других дисциплин.

Не нужно быть квалифицированным педагогом, чтобы в домашних условиях заниматься. Сегодня мы расскажем о рекомендуемых развивающих занятиях для детей 4 лет и старше и о том, как правильно их проводить дома.

Планирование и программа

Начиная с 2-3 лет, каждую игру или прогулку можно превращать в развивающее занятие. Но для родителей при такой форме обучения очень важно не упустить многих аспектов, поэтому все занятия нужно проводить по составленной программе.

Планировать обучающие занятия с детьми 4-5 лет рекомендуется на неделю вперед. Благодаря такому планированию вы сможете подготовить необходимые материалы для занятий и понимать, что ребенку более интересно, и какие стороны лучше всего развивать у малыша.

Как и в дошкольном упражнении, регулярные занятия с малышом нужно проводить по таким направлениям, как:

  • логика и арифметика;
  • развитие речи и грамотности;
  • рисование, лепка, аппликация и конструирование;
  • физические упражнения;
  • занятия, помогающие развивать кругозор;
  • литература.

Каждый из предметов нужно в программе равномерно распределить в течение недели в зависимости от того, что больше всего интересно малышу. Например, обучать его грамотности и буквам нужно лишь тогда, когда ребенок сам к этому готов. И это необязательно делать в 4-5 лет , возможно, раньше, а возможно, и позже.

Примерный план развивающих занятий может выглядеть следующим образом:

Как видите, такое планирование активности для детей 4-5 лет включает ежедневные занятия творчеством и физическим трудом. В период роста малыши должны максимально развивать координацию движения и выплескивать свою энергию, а также развивать воображение и моторику.

А вот включить все дисциплины в один день будет сложно. Дети в 4-5лет сильно устают , и перегружать их занятиями не стоит, даже если они им интересны.

Количество развивающих занятий моет быть разным, оно зависит не только от наклонностей вашего ребенка, но также и от графика. Так, после детского сада или развивающего центра успеть на дополнительные кружки возможно не всегда, да и не всегда у малышей остаются силы заниматься чем-то дома. Да и работа родителей тоже влияет на это, обычно занятия дома они проводят по выходным или вечерам.

Если малыш посещает какие-то специализированные кружки по определенным дисциплинам, то дома можно посвящать время материалу, который там изучался, чтобы закрепить пройденное.

Практические задания для детей 4-5 лет

Когда ребенку исполнилось 4 года, нужно работать над имеющимися у него навыками, а также над углублением знаний. Задания все время должны усложняться . Базовый перечень умений ребенка к пяти годам такой:

  • умение правильно употреблять предлоги;
  • понимать, где право, где лево, сзади и спереди;
  • отличать понятия «много» и «мало», «больше» и «меньше»;
  • называть существительные по числам;
  • уметь считать до 10;
  • иметь навык проведения карандашом линий, не отрывая его от бумаги.

Когда малыш умеет выполнять перечисленные действия, нельзя стоять на месте. Важно, чтобы занятия развивали малыша и были ему интересны, в противном же случае, он может потерять интерес к обучению.

Пособия и примеры

Что касается непосредственно самих практических заданий, то их в многочисленном количестве можно отыскать в специальных пособиях для детей.

Серии специальных пособий для детей содержат следующее:

  • сюжетные визуальные материалы;
  • игры с наклейками;
  • задачи на развитие логического мышления малыша;
  • задачи на развитие письменных навыков и многое другое.

Чтение и письмо

Если вы желаете, чтобы малыш еще до школы научился читать и писать, то возьмите специально разработанный букварь для дошкольников, где есть наглядный материал о слиянии букв в слоги, его методика вполне соответствует школьным программам.

Также используйте развивающие игры . Например, чтобы ребенок запоминал буквы и мог выделить в словах первый слог, предложите загадать любую букву и отыщите в букваре или на картинке предметы, начинающиеся на нее. Если навыки уже достаточно развиты, играть можно и на скорость, а также усложнить задание, чтобы найти слова с 2 буквами или определенной буквой в конце.

Другая игра для развития навыков – это приклеить карточки с буквами на бытовые предметы, в соответствии с тем, на какую букву они начинаются. Можно специально запутать буквы, чтобы ребенок нашел ошибку.

Карточки и другие наглядные материалы

Независимо от того, какую дисциплину вы изучаете с малышом, можно активно использовать карточки с разными упражнениями или картинками.

Так, если вы хотите научить малыша, где находится «право», а где «лево», то можно использовать специальный плакат с нарисованными ладонями или же картинки с обведенными изображениями в том или ином направлении.

А чтобы укрепить знание чисел и навыки счета, можно использовать раскраски, где требуется не только раскрасить рисунок, но также по порядку соединить точки, чтобы узнать, что изображено.

Благодаря сюжетным картинкам можно развивать и речь малыша. Например, задавать вопросы по ним или просить составить рассказы. С помощью парных карточек хорошо развивается логическое мышление, когда требуется найти к одному предмету другой, который с ним связан. Например, к картинке, где нарисована нога подойдет картинка с обувью, и т.д.

Тематические уроки и иностранные языки

Когда базовые навыки для своего возраста ребенок уже усвоил, то можно переходит к более серьезным занятиям. Например, можете проводить тематические занятия , которые помогут развить мыслительные процессы малыша и его кругозор. Тематики могут быть разными:

  • космос;
  • домашнее хозяйство;
  • спорт;
  • магазин игрушек и т.д.

Если речевые навыки малыша уже достаточно хороши, и он неплохо говорит на родном языке, то можете начинать с ним изучить иностранный язык. Это можно делать как дома, так и в специальных кружках, где обучение проходит в игровой форме.

Физическая активность для детей 4-5 лет

В таком возрасте обязательно наравне с интеллектуальным и творческим развитием, обязательно должно присутствовать и спортивное. И если у родителей нет возможности отдать малыша в спортивный кружок, то нужно заниматься дома. Рекомендуется следующее:

  • игры с мячом (футбол, волейбол и прочее);
  • утренняя зарядка;
  • гимнастика;
  • подвижные игры;
  • танцы.

Естественно, что развитие у каждого малыша происходит по-разному, не ругайте ребенка, если вы видите, что что-то идет не по плану. Лучше всего предложите те игры , с помощью которых ребенок сможет развить те или иные навыки.

Заниматься дошкольным развитием и обучением малыша родители, конечно же, должны, это очень полезно. Однако превращать этот процесс в рутину или трудовую повинность категорически нельзя. Детям занятия должны нравиться, и они должны обучаться с удовольствием и вдохновением.

Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие.

Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.

С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».

Программа и планирование развивающих занятий

Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.

Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.

Тематический материал:

Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:

  • развитие речи и обучение грамоте;
  • математика и логика;
  • творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
  • физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
  • расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
  • художественная литература.

Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.

Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.

План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
развитие речи Описание игрушки Составление рассказа по картинке Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу»
обучение грамоте Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой
математика и логика Раньше, позже Число и цифра 4 Квадрат
творчество Аппликация «Светофор» Рисование пальчиковыми красками Лепка из соленого теста Конструирование из бумаги Игры с конструктором Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению
физическое развитие Игры с мячом Упражнения на фитболе Бассейн (или посещение спортивной) секции Подвижные игры Бассейн (или посещение спортивной) секции
расширение кругозора Правила дорожного движения Признаки зимы. Зима в лесу. Свойства воды. Игры со льдом.
художественная литература Чтение народной сказки Разучивание потешки «Зимовье зверей» сказка Знакомство с жанром рассказ Рассказы Носова

В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.

Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.

Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.

В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.

Какие задания подойдут для детей 4-5 лет

В статье: « » уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:

  1. употребление предлогов;
  2. ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
  3. понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
  4. употреблять существительные по числам;
  5. считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
  6. проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.

Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.

Развивающие пособия 4+

Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.

К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.

Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».

Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».

Чтение по азбуке и учебники по математике

Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.

Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.

Тематический материал:

Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».

Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.

Задания в картинках

Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.

Изучаем право и лево

Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.

Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.

Математика

Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.

А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.

Развитие речи

По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.

Логика

Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».

Или закончить логический ряд.

Картинки для занятия о космосе

Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.

Упражнения и игры

В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.

Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.

Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.

Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.

Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Центр образования №16»

(МБДОУ детский сад №92)

«Развивай-ка»

Конспекты занятий

К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

для детей среднего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа носит как развивающий, так и профилактический характер. Занятия с педагогом-психологом направлены по этой программе направленны на пробуждение у детей интерес к интеллектуальной познавательной деятельности и повышение возможностей детей в этой деятельности. Греческий историк Плутарх так писал о секрете обучения: «Ум – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

Цель : Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей.

Задачи :

1.Пополненить и систематизировать знания детей об окружающем мире.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей.

3.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции детей.

4.Развивать пространственные представления, быстроту реакции детей.

5.Развивать воображениея, слухового восприятие, творческие способности детей.

6.Помогать в снятии психомышечного напряжения, расслаблении, получении положительных эмоций от успеха в познавательной деятельности.

7.Формировать навыки общения в группе, умение подчиняться определенным правилам.

Организация группы и занятий

С детьми среднего дошкольного возраста проводится 12 развивающих занятий, 1 раз в неделю, в течение октября-декабря. Длительность занятий – до 20 минут.

Принципы работы в группе

1.Наглядный характер преподносимого детям материала.

2.Игровой характер занятий, большое количество игр и упражнений двигательного характера.

3.Частая смена приемов и видов деятельности, чередование приемов работы двигательного и интеллектуального типа.

4.Забота об участии и успешности каждого ребенка.

5.Каждый ребенок принимается таким, какой он есть. Доброжелательное, уважительное отношение к детям.

6.Недопустимы упреки, порицания за неуспех. Затрудняющемуся с ответом ребенку дается возможность выслушать ответы других детей, после чего ему снова предоставляется возможность ответить.

7.Положительная эмоциональная атмосфера, радость за успех каждого ребенка, поощрение малейшего достижения ребенка.

8.Успехи каждого ребенка сравниваются с его собственным уровнем. Друг с другом дети не сравниваются.

9.Создание атмосферы безопасности, дозволенности в системе отношений, свободы выражения чувств и мнений.

10.Воспитание уважительного отношения друг к другу в группе.

Структура занятий, методы и приемы работы.

Весь курс состоит из 12 занятий. Занятия составлены по тематическому принципу: каждое занятие – отдельная тема. Темами занятий является близкая и понятная детям окружающая действительность. Каждое занятие полностью построено на одном материале. Многократное повторение в разных задачах одних и тех же слов должно способствовать обогащению и закреплению словарного запаса детей.

В занятиях не преследуется получения обширных знаний по темам. Каждое занятие больше направлено на обобщение, систематизацию, упорядочивание знаний детей по теме, развитие познавательных процессов во время оперирования материалом.

Каждое занятие состоит из трех частей: приветствия, основной части и прощания.

Приветствие представляет собой словесное упражнение, обличенное в игровую форму с мячом или упражнение двигательного характера. Упражнения первой части занятия направленны на объединение детей, настраивают их на работу, создают положительный эмоциональный фон.

В основную часть включено по 3-4 упражнений, в основном игрового характера, дидактических словесных, подвижных игр.

Эти задания направлены на пополнение, систематизацию, обобщение знаний, словаря, развитие познавательных процессов, пространственных представлений, быстроты реакции. В середине основной части обязательно проводится подвижная игра (физкультминутка), а в конце основной части – упражнение творческого характера.

Прощание преследует снятие психомышечного напряжения, расслабления детей, успокоение.

Оценка результативности

Предполагается, что дети, прошедшие курс развивающих занятий пополнят свои знания по основным темам об окружающем мире в соответствии с возрастом, станут свободнее оперировать этими знаниями, так как обогатится их словарный запас. Они станут более осведомленными, смелыми, поверят в свои силы и начнут проявлять себя и в группе на занятиях воспитателей. Это в свою очередь придаст им сил и желания быть более активными, появится интерес к интеллектуальным занятиям. Вполне возможно, что некоторые из них выйдут на более высокий уровень интеллектуального развития в соответствии с возрастом, чем это было на начало года.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. «Части тела»

Оборудование:

1. Картинки с изображением людей.

2. Спокойная музыка.

Ход занятия.

Приветствие .

Основная часть.

1. «Рассмотрим человека ». Педагог выставляет в ряд картинки с изображением людей, просит детей их назвать и запомнить последовательность расположения. Картинки закрывают, и дети должны вспомнить последовательность их расположения (2-3 раза).

Как можно назвать одним словом всех, кто нарисован на этих картинках? (Люди, человек, семья).

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека. –Как называется самая большая часть тела человека? Затем показывается, где находится на картинке грудь, живот, спина. Дети показывают и называют эти части тела у себя, друг у друга. Затем показывают на картинке и на себе: голову, лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок – части лица.

2. Упражнение «Загадки и отгадки»

Педагог загадывает детям загадки и беседует с детьми о том, зачем нужны человеку эти части тела.

У зверюшки на макушке, а у нас ниже глаз (Уши). Для чего человеку уши? Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят (глаза). Для чего человеку глаза?

Он бывает самым разным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым (нос). Для чего человеку нос?

3.Упражнение «Веселые девочки и мальчики»

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения в соответствии с содержанием (2-3 раза)

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

Дети, чем вы сейчас хлопали? (Руками). Покажите левую руку, правую, пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо. Дети показывают и говорят названия частей руки.

Чем вы топали? (Ногами). Проводится аналогичная работа.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

Прощание.

Упражнение «Теплые ладошки»

Дети становятся в круг и по цепочке называют части тела человека, кто что запомнил. Затем педагог протягивает свою руку в круг вверх ладонью и предлагает всем детям сложить свои ладони на его ладонь. Затем другой ладонью педагог накрывает детские ладошки сверху и говорит, что чувствует тепло всех ладоней, призывает детей почувствовать тепло ладошек друзей.

Занятие №2 « Геометрические фигуры»

Оборудование .

1. Геометрические фигуры разного цвета и величины: большой и маленький синего и красного цвета круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал – всего 20 фигур.

2.На каждого ребенка набор №2 и №3 игры Никитина «Сложи квадрат» (квадраты со стороной 8см разрезаны на две части прямоугольной и треугольной формы).

3.Музыка.

Ход занятия.

Приветствие.

Упражнение «Мы рады тебя видеть!». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Распределим фигуры».

Педагог выставляет перед детьми названные в п.2 оборудования геометрические фигуры, обводит их указкой, вместе с детьми повторяя их названия. Дети пальчиком в воздухе поочередно рисуют их. Дети определяют место расположения фигур относительно друг друга: что находится рядом с треугольником; между какими фигурами стоит красный круг и т.д. Затем дается характеристика каждой фигуры по трем признакам: форма, цвет, величина, все фигуры классифицируются сперва по форме, затем по цвету, затем по величине, отвлекаясь при этом от двух других признаков.

2. Упражнение «Сложи квадрат».

Детям даются наборы (пункт 3 оборудования), предлагается сложить квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников. В случае затруднения используется показ выполнения задания, а затем предлагается ребенку выполнить это же задание самостоятельно.

4.Физкультминутка «За грибами»

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

5 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Этюд «Насос и мячики»

Дети сидят на корточках, колени прижаты к груди, голова к коленям, руки их обхватывают – сдутые маленькие мячики. Педагог берется за воображаемый насос и делает энергичные наклоны корпуса вперед – «накачивает» мячики. Мячики постепенно надуваются: колени выпрямляются, голова поднимается, руки округляются по бокам, надуваются щеки. Ведущий изображает отбивание мяча о землю вытянутой вперед ладонью. Все мячики весело и легко прыгают. Ведущий делает хлопок в ладоши – «открывает клапан», и мячи начинают медленно сдуваться, расслабленно опускаются на пол (2-3 раза).

Занятие №3 «Игрушки»

Оборудование.

1. Музыка.

2. Игрушки: мячик, матрешка, мишка.

Ход занятия.

Приветствие

Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

Основная часть.

1.Упражнение «Слушай внимательно!».

Педагог громко, четко, называет разные слова, как только он называет какую либо игрушку, дети должны похлопать в ладоши (стол, яблоко, кукла, мозаика, клей, чашка, машинка, ножницы, кубики, юла, телефон, кастрюля, неваляшка, молоток, пирамидка, мячик, шапка, мыло, погремушка, матрешка)

2.Упражнение «Отгадай-ка»

Педагог демонстрирует детям игрушки: мяч, мишка, матрешка, загадывает загадки и просит детей ответить на вопросы.

Круглый, гладкий и пузатый –

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому, что он надут.

Что это? Как догадались? Какой он формы, цвета? Из чего сделан? Какой он на ощупь? Как с ним играть?

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся и ответь,

Что за зверь такой? (медведь).

Что есть у игрушечного медведя? Из какого материала он сделан? Как с ним можно играть?

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Что это? Как угадали? Из чего сделана матрешка? Сколько у нас подружек-матрешек?

3.Упражнение «Танины игрушки»

Дети вместе с педагогом произносят слова стихотворения и жестами, движениями изображают персонажей.

На большом ковре в ряд Дети маршируют на месте,останавливаются,

Куклы Танины стоят . Изображают персонажей

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, Прыгают,

Вместе мы пойдем гулять . Маршируют .

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Этюд на расслабление мышц «Петрушка прыгает »

Играющие изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус, руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

Занятие №4 «Посуда»

Оборудование .

1. Картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды: чайник, чайная пара, конфетница, сахарница; кастрюля, сковорода, дуршлаг; тарелки глубокая и мелкая, салатник, хлебница, ложка, вилка.

2.Музыка.

3. Бумага и карандаши.

Ход занятия.

Приветствие.

1. Упражнение «Мы рады тебя видеть! ». Каждый ребенок говорит «Здравствуйте, меня зовут (имя)», а все дети хором ему отвечают «Мы рады тебя видеть (имя)!»

2.Упражнение «Блины».

Давайте печь блины. Какая посуда для этого нужна?

Сделаем сковороду. (Дети встают тесным кружком и берутся за руки)

Наливаем тесто. (Держась за руки, все отходят назад максимально широко, чтобы получился большой блин).

Печем блин.(Держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируя шипение блина звуком «ш»).

Мажем блин сметаной. (Расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие, пластичные).

Скручиваем наш блин. («Моторчик» перед собой).

Раскрываем широко рот, вот так – (развести руки в стороны и со звуком «А-а-ам» сделать хлопок).

Основная часть.

1.Беседа о посуде.

Перед детьми выставлены картинки с изображением посуды (п.1 оборудования).

Каким одним словом можно назвать все эти предметы?

Какие предметы посуды вы еще знаете?

Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся во время еды.

В какой посуде готовят пищу? Как называется эта посуда? (Кухонная).

Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? Как называется эта посуда? (Чайная).

А как называется посуда, из которой мы едим за столом? (Столовая). Назовите столовую посуду, которая есть на наших картинках.

Рассмотрим кастрюлю. Из каких частей она состоит? (Стенка, донышко, крышка, ручки). Зачем нужна крышка, ручки?

Рассмотрите чайник, назовите его части. Зачем у чайника носик?

2.Упражнение «Превращаемся в посуду»

Дети вместе с педагогом произносят текст и своим телом изображают разную посуду.

Вот большой заварный чайник (надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута –

Очень важный, как начальник. носик)

Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос – (сделать большое кольцо руками)

Он посуду нам принес.

3 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №5 «Одежда»

Оборудование.

1.По 2-3 картинки с изображением верхней, нижней, повседневной, нарядной, зимней, летней одежды.

2.Музыка

3. Бумага, карандаши

4.Мячик

Ход занятия .

Приветствие

Упражнение « Поздороваемся»

Основная часть.

1.Рассматривание одежды и беседа о ней.

Психолог показывает детям картинки, спрашивает каким одним словом можно назвать все, что нарисовано на картинках (одежда).

Психолог рассказывает, что одежда бывает разная: для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков, для зимы и лета. Мы сейчас с вами рассмотрим разную одежду на картинках, назовем ее.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя, теплая).

Выставляются картинки с изображением трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.

На что мы надеваем эту одежду? (на тело). Она называется нижняя одежда или белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

Зимнюю одежду шьют из теплых, толстых тканей, меха. А летнюю из легких, тонких тканей. Почему?

У одежды есть разные детали, части. Покажите то, что я назову на своей одежде или на одежде других детей. Воротник, рукава, длинные, короткие рукава. Карманы. Молнии. Кнопки. Пуговицы. Пояс.

2.Подвижная игра «Иголка и нитка».

Дети становятся друг за другом. Первый из них – «иголка»- бегает, меняя направление. Остальные – «нитка» - бегут за ним, стараясь не отставать.

3. Упражнение «Какая это одежда?»

Если психолог называет зимнюю одежду, дети широко раскрывают руки в стороны, а если зимнюю – обнимают себя.

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «не вернется» к первому ребенку.

Занятие №6 «Времена года: зима, весна»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о зиме и весне.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Волшебный снежок».

Дети передают по кругу снежок из ваты и называют то, что им нравится зимой и желают друг другу хорошего дня.

2 .Игра – упражнение «Снежинки».

Подул легкий ветерок, снежинки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Началась снежная буря, полетели снежинки (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, намело сугроб (все «слетаются» к центру и собираются в один «сугроб»: приседают, тесно прижавшись друг к другу). Намело сугробы, пришла настоящая зима.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о зиме

После какого времени года наступает зима?

Что бывает зимой на земле? Где еще лежит снег?

Какие деревья зимой?

Как надо одеваться зимой? Почему?

Какая погода зимой?

2.Упражнение «Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали (Имитируют ходьбу на лыжах)

И по снегу побежали.

Сегодня из снежного кома (Движутся друг за другом, «катят ком»)

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальчиком).

3. Рассматривание сюжетной картины о весне

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает весна?

Что бывает со снегом весной?

Какими деревья становятся весной, что на них появляется?

Как надо одеваться весной? Почему?

Какая погода весной?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Занятие №7 «Времена года: лето, осень»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Сюжетная картинка о лете и осени.

3.Карандаши и бумага

4.Музыка

Ход занятия.

Приветствие .

1.Упражнение «Солнечный зайчик».

Дети передают по кругу мячик и говорят что-нибудь приятное своему соседу.

2 .Игра – упражнение «Листопад».

Исходное положение – руки в стороны – вниз, ладони вниз.

В осеннем парке подул легкий ветерок, листочки легко закружились (кружатся на месте легко, медленно, плавно на носочках).

Но тут ветер стал очень сильным, и листочки быстро закружились в воздухе (бегут по комнате на носочках врассыпную легко, стремительно).

Ветер затих, листочки стаи медленно опускаться на землю (все плавно опускаются вниз и затихают). Как тихо стало в осеннем парке.

Основная часть.

1.Рассматривание сюжетной картины о лете

Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает лето?

Что растет летом?

Какие деревья летом?

Как надо одеваться летом? Почему?

Какая погода летом?

Чем занимаются дети на этой картине?

2. Физкультминутка «Летняя прогулка»

Ветер веет над полями

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

3. Педагог предлагает детям рассмотреть картину и ответить на вопросы:

О каком времени года эта картина?

После какого времени года наступает осень?

Что происходит с листьями осенью?

Как надо одеваться осенью? Почему?

Какая погода осенью?

Чем занимаются дети на этой картине?

4 . Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Дети встают по кругу, и, соприкасаясь с соседом ладонью улыбаются ему, дальше ребенок «передает» улыбку по кругу, пока она «вернется» к первому ребенку.

Занятие №8 «Овощи»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки: картофель, огурец, помидор, редис, репа, лук, морковь, свекла, капуста.

3.Бумага и карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2. Упражнение «В огород пойдем».

Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют движения.

В огород пойдем, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают руками форму, величину

Огурцов нарвем немножко «Рвут»

И вернемся по дорожке. Идут по кругу в обратную сторону

Основная часть.

1.Упражнение «Сажаем огород».

Педагог выставляет 1 картинку с изображением любого овоща (Я посадила помидор).

Дает задание детям: посадить картошку справа от помидора; посадить огурец слева от помидора; посадить лук между помидором и огурцом и т.д.

2. «Отгадай-ка».

Когда перед детьми выставлены все картинки с овощами, педагог загадывает детям загадки, просит смотреть на овощи и находить картинку-отгадку. Назвать овощ ласково.

Он и в дождик, он и в зной В огороде вырастаю,

Клубни прячет под землей. А когда я созреваю,

Клубни вытащишь на свет – Варят из меня томат.

Вот и завтрак и обед. (Картофель). В борщ кладут, и так едят. (Помидор).

Круглый бок, желтый бок. Щеки розовы, нос белый,

Сидит на грядке колобок. В темноте сижу день целый.

Врос он в землю крепко. А косичка зелена,

Что же это? (Репка). Вся на солнышке она. (Редиска).

3.Дидактическая игра «Повар и овощи»

Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять – Считают вместе с педагогом

Начинаем мы играть.

Ручками похлопаем, Хлопают

Ножками потопаем. Топают

Покружились, покрутились, Крутятся

В овощи вы превратились. Останавливаются

Каждому ребенку дается в руки картинка овоща, он превращается в этот овощ.

Дети стоят в кругу – это кастрюля. Педагог говорит, что он собирается готовить, а овощи, нужные для этого блюда, входят в круг. Затем суп «варят». Дети идут по кругу, взявшись за руки, а овощи в кастрюле кружатся, шипят, булькают – варятся.

Я хочу сварить картофельный суп. (В круг должны выйти картофель, лук, морковка).

Я буду варить щи. (Капуста, лук, морковка, помидор).

Я буду варить борщ. (Капуста, свекла, картошка, лук, морковь, помидор).

Я буду готовить салат. (Огурец, помидор, редис, лук).

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Тянем репку». Дети становятся в круг и показывают, как в сказке «Репка» тянули репку с усилием, а когда вытащили, расслабились и отдыхали.

Занятие №9 «Фрукты»

Оборудование.

1. Мяч.

2.Картинки фруктов: слива, яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, абрикос,персик.

3.Трафареты фруктов по количеству детей, цветные карандаши, ½ листа бумаги А 4 на каждого ребенка.

4.Карандаши, бумага.

5. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие .

1.Упражнение « Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Подвижная игра «Фрукты-овощи».

Дети ходят по комнате, педагог называет вразнобой фрукты и овощи. Услышав название фрукта, дети должны остановиться и поднять руки вверх (фрукты растут вверху, на фруктовых деревьях); услышав название овоща, дети должны присесть (овощи растут внизу, на грядке, на земле).

Основная часть.

1.Рассматривание фруктов, беседа.

Выкладываются картинки фруктов по одному. По мере этого о каждом фрукте беседа:

Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? На каком дереве растет?

Когда выкладывания и беседы по всем фруктам:

Как все это назвать одним словом? А деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые). Как назвать сад, в котором растут фрукты? (фруктовый).

2. «Отгадай – ка».

Педагог предлагает послушать загадки о фруктах и найти среди картинок отгадки. Назвать фрукт обычным и ласковым названием.

Круглое, румяное, Я сладкий, рос на юге,

Я расту на ветке. Как солнышко в листве.

Любят меня взрослые Оранжевый и круглый,

И маленькие детки. (Яблоко-яблочко) Я нравлюсь детворе. (Апельсин-апельсинчик)

На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы – сливки – сливочки)

Желтый я, как одуванчик, Выросли на ветке

Очень кислый, в чай прошусь. Оранжевые детки:

Отгадайте – ка, ребята, Щечки бархатны, румяны.

Как я, южный фрукт, зовусь? (Лимон – лимончик). Сочны, сладки, ароматны. (Персик)

3.Упражнение «Будем мы варить компот».

Дети вместе с педагогом произносят текст и в соответствии с содержанием и ритмом выполняют движения.

Будем мы варить компот. Идут по кругу, взявшись за руки.

Фруктов нужно много. Вот: Останавливаются.

Будем яблоки крошить, «Крошат»

Грушу будем мы рубить. «Рубят»

Отожмем лимонный сок, «Отжимают»

Слив положим и песок. «Кладут»

Варим, варим мы компот, Делают вращательные движения руками, кружатся

Угостим честной народ. Протягивают руки вперед ладонями вверх

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание.

Упражнение «Из семечка в яблоньку»

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко яблони (сжаться в комочек на полу.) Садовник бережно относится к семенам, поливает их, ухаживает (гладит детей по голове, спине). С теплым весенним солнышком семечки яблони начинают прорастать (поднимаются). Появляются веточки, почки, бутончики (руки вверх, кулачки сжаты, потянуться). Почки и бутоны лопаются, появляются листочки и цветочки (резко разжимают кулачки). На месте цветочков вырастают маленькие яблочки (сильно сжать кулачки), подрастают (кулачки расслабляются). Яблоньке тяжело держать плоды (напрягаются, ноги прижимают к полу). Но вот спелые плоды снимают, яблоньке легче. (Расслабляются всем телом).

Занятие №10 « Домашние животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных и их детенышей: кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия .

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

2.Упражнение «Доброе животное ».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). А теперь подышим все вместе, ведь мы одно животное. Вдох – шаг назад, выдох – шаг вперед. (Выполнять в среднем темпе, ритмично). Так не только дышит животное. Так же ровно бьется его большое доброе сердце. Тук – шаг назад, тук – шаг вперед. (Выполнять в течение 1 минуты).

Основная часть.

Выставляются картинки с изображением домашних животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, просит показать как «разговаривают» эти животные. Педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Отворилась тихо дверь Все следы находит точно.

И вошел усатый зверь, Охраняет дом он ночью.

Сел у печки, жмурясь сладко, Уши чуткие и нос.

И умылся серой лапкой. (Кот – котик). Это друг наш верный …(пес - песик)

Молоко дает нам кто-то Бежит замарашка

Детям пить его охота. В щетинистой рубашке.

Чтобы были все здоровы, Хвост крючком,

Молоко дают …(коровы - коровки). Нос пятачком. (Свинья - свиночка)

Бегут по дорожке борода да ножки. (Коза - козочка)

2.Дидактическая игра «Чьи детки?

Педагог показывает картинки с изображением детенышей животных и говорит, что они потерялись Нужно каждому детенышу помочь найти свою маму. Дети по очереди берут картинку-детеныша, называют его, находят его маму и помещают рядом с ней.

3. Физкультминутка

Кошка ходит по – кошачьи,

(пружинистый шаг)

А собака по-собачьи

(ходьба с высоким подъемом колена)

По утиному утёнок, чуть вразвалочку идёт

(шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону)

По-козлиному козлёнок скачет рожками вперед

(подскоки)

По-слоновьи ходит слон, тяжело ступает он

(ходьба, опираясь на ступни и ладони)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание .

Упражнение «Кошечка»

Психолог предлагает превратиться детям в кошечек, которые лениво потягиваются на солнышке, вытягивают лапки, округляют, потом прогибают спинку, довольно мяукаю, а потом превратиться обратно в детей.

Занятие 11 «Дикие животные»

Оборудование .

1. Мяч.

2.Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж.

3. Бумага, карандаши.

4. Музыка.

Ход занятия

Приветствие

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок о животных, беседа по картинкам, загадки.

Выставляются картинки с изображением диких животных.

По мере выставления картинок дети называют животных, педагог загадывает загадки о животных, дети должны найти картинку-отгадку, сказать название животного обычное и ласковое кот-котик и т.д.

Зверька узнаем мы с тобой Хвост пушистою дугой.

По двум таким приметам: Вам знаком зверек такой?

Он в шубке беленькой зимой, Острозубый, темноглазый,

А серенький он – летом. (Заяц -зайчик) По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы жить ему в тепле. (Белка - белочка)

Сердитый недотрога Хитрая плутовка,

Живет в глуши лесной. Рыжая головка,

Иголок очень много, Хвост пушистый – краса,

А нитки ни одной. (Еж - ежичек) А зовут ее … (лиса - лисичка).

2.Дидактическая игра «Кто где живет?»

Педагог просит детей хлопать в ладоши, если он назовет домашнее животное, а если дикое, то постучать по полу.

3. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

4. Упражнение «Рисуем музыку»

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Игра «Еж»

Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, сворачиваются в клубочек, сжимаются, растопыривают свои иголки, чтобы враг укололся. Но опасность миновала, и ежи остались в кругу друзей. Они расслабляются, вытягиваются и греются на солнышке. (Повторяется 3 раза).

Занятие 12 «Мебель»

Оборудование .

1. Мяч.

3.Картинки с изображением разных предметов мебели: кровать, диван, кресло, стол, шкаф, тумбочка, стул.

4. Бумага, карандаши.

5. Музыка.

Ход занятия

Приветствие.

1.Упражнение «Поздороваемся»

Дети движутся под музыку по комнате, по команде психолога находят себе пару, и здороваются в паре, соприкасаясь пальцами, ладонями, коленями, носами и т.п.

Основная часть.

1.Рассматривание картинок с мебелью, беседа по картинкам.

Выставляются картинки с изображением мебели. По мере выставления картинок дети называют, что это за предмет мебели, для чего он нужен. Затем дети отгадывают загадки и на картинках находят отгадки.

1) Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю. (Стол)

2) Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать.

Любят бабушки и внуки,

Посидеть и полежать. (Диван)

3) Если ты устал играть,
То ложишься спать в … (Кровать)

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Психолог кидает ребенку мяч и описывает какой-то предмет мебели, ребенок должен бросая мяч обратно, дать противоположный по значению ответ.

- Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

- Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

- Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

- Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

- Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

- Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

- Табурет жесткий, а диван … мягкий.

- Стол жесткий, а кресло … мягкое.

3. Физкультминутка

Это стул, на нём сидят (дети приседают).

Это стол, за ним сидят (дети выполняют наклоны).

Вот кровать – на ней лежат (руки вытянуть наверх, подняться на пальцы).

В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей).

На прогулку все шагаем (марш на месте).

4. Упражнение «Рисуем музыку».

В зале звучит музыка, психолог просит детей цветовыми пятнами попробовать нарисовать музыку, которую они слышат, но сначала, дети проговаривают, какое настроение у музыки, какого она цвета и т.д.

Прощание

Дети располагаются на ковре в удобном положении, психолог читает стихотворение, звучит спокойная музыка.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

ЛИТЕРАТУРА

    АлябьеваЕ.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ, 2002г.

    Бантикова С. Геометрические игры// Дошкольное воспитание, №1, 2006г.

    Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия/ Составители С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.Л. Снисаренко. - Волгоград: Учитель, 2008г.

    Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6лет, М.: ТЦ Сфера, 2004г.

    Кушнир Н.Я. Содержание диагностической и коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях, Минск, 1996г.

    Чистякова М.И.. Психогимнастика. М., 1990г.

    Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002г.

Похожие публикации