Жадный ребенок: советы родителям. Почему дети жадничают и что с этим делать Ребёнок 5 лет жадничает

На чтение 7 мин. Просмотров 794 Опубликовано 06.06.2019

Что делать родителям, если ребенок жадный, всегда ли необходимы профилактические беседы, и почему, принуждая малыша к щедрости, мы ставим крест на его счастливом будущем – обсудим все это в статье.

Когда жадность – норма

Малыши в возрасте 1-3 лет неохотно делятся игрушками. Каждая мама сталкивалась с ситуацией, когда ребенок отнимает свои игрушки, не подпускает к ним других детишек.

В таком положение мы обычно испытываем неловкость. Особенно если мама «обделенного» карапуза начинает комментировать ситуацию: «Фу, какой жадный». Именно из-за этого многие начинают давить на своего ребенка и требовать, чтобы он поделился.

Но годовалые дети только учатся говорить «нет». Они начинают осознавать свои потребности и желания.

В этом возрасте нельзя принуждать делиться, ребенок должен научиться отказывать, отстаивать свои права. Если этого не произойдет, то и во взрослой жизни он будет идти на поводу у других в ущерб себе.

Двухлетки воспринимают любимую вещь, а другие они с собой и не берут на прогулку, как часть себя. У них развито чувство собственности, и это нормально. Ведь и мы не готовы отдавать незнакомому дяде телефон, кошелек, личные вещи. Так и малыши не готовы отдавать то, что имеет для них особую ценность.

Не нужно со словами: «Не будь жадиной», заставлять их делиться. Переключите внимание детей на другую вещь или занятие. В этом возрасте это еще легко сделать.

Дети трех лет могут избирательно «одаривать» других. Они делают это неохотно. Задача родителей не давить: «Дай посмотреть/поиграть». А объяснить, что откровенная жадность – это плохо, одолжить другу вещь на время – хорошо.

Не стоит принуждать делиться со всеми подряд. Ведь и мы сами готовы одолжить технику, машину или личные вещи только близким.

Четырехлетние дети охотно обмениваются игрушками, дарят их. Для них это инструмент для налаживания с интересными им людьми. Опять же-таки не нужно заставлять ребенка делиться, называть его жадиной.

Что важно помнить

У ребенка тоже есть чувство собственности, и его нужно уважать. Любимая машинка или кукла, да просто камушек, для малыша так же ценны как для нас смартфон, машина или украшения. Мы ведь не раздаем их направо и налево.

Встаньте на место ребенка, тогда его нежелание отдать нужную вещь, покажется вам естественным и здравым.

Не нарушайте личные границы малыша, принуждая его делиться или раздавая без разрешения его вещи. Это правило актуально для детей любого возраста.

Причины жадности у детей 5-7 лет

Дошкольники и дети постарше уже понимают – нужно делиться. Они охотно разделят угощение с другом или подарят ему игрушку. Детская жадность в этом возрасте – сигнал о внутреннем дисбалансе, о том, что ребенку нужна помощь.


В психологии выделяют несколько причин, приводящих к жадности:

  1. Недостаток родительского внимания и любви. Занятые папы и мамы компенсируют недостаток заботы подарками. Вещи приобретают для малыша особую ценность. Ведь они знак любви самых близких людей. Поэтому попытки забрать их вызывают недовольство и злобу.
  2. Чрезмерная опека. Обратная сторона медали избалованный карапуз мнит себя центром вселенной. Ему все должны, никто не может ему отказать. Именно такой ребенок клянчит игрушки у других, неохотно их возвращает хозяину.
  3. Скромность и неуверенность в себе. Стеснительным детям сложно наладить контакт со сверстниками. Они привязываются к игрушкам, они становятся для них лучшими друзьями. Отсюда и вытекает нежелание ими делиться.
  4. Ревность. Нередко старшие дети ревнуют родителей к младшим. Им кажется, что о них забыли, их разлюбили. Агрессия и жадность становятся защитной реакцией.
  5. Бережливость. Некоторые малыши очень трепетно относятся к своим игрушкам. Они никому не позволяют их трогать.
  6. Недоверие. Детям не все равно, с кем дружить. Даже в двух-, трехлетнем возрасте они имеют симпатии и антипатии. Именно этим может быть продиктовано нежелание делиться.

Отучить ребенка жадничать поможет понимание причины возникновения этого чувства.

Как воспитывать щедрость

Дети копируют манеру поведения родителей. Привить им щедрость, доброту, отзывчивость можно только личным примером.


Вместе с ребенком подкармливайте бездомных животных, отдавайте ненужную одежду и вещи в приюты или центры помощи.

Вместе с ребенком делайте поделки-подарки для бабушек и других родных. Пусть малыш почувствует, как приятно дарить. Собираясь в гости, прихватывайте с собой небольшие презенты.

Уделяйте ему достаточно внимания, выслушивайте, играйте, будьте искренны. Ребенок должен чувствовать, что дорог вам. Помните, любовь не заменят игрушки и угощение.

  1. Не балуйте малыша, не делайте из него смысл своей жизни. Не превращайте карапуза в тирана, которому все дозволено.
  2. Читайте стишки и сказки, смотрите мультфильмы о щедрости. Обсуждайте увиденное, услышанное, позвольте ребенку порассуждать.
  3. Рассказывайте, что делится это приятно и весело, что можно и нужно обмениваться игрушками.

Хвалите за проявление доброты и щедрости, говорите, что гордитесь его поведением.

Чего делать не стоит

Не хотите, чтобы у ребенка развилась патологическая жадность, и во взрослой жизни он напоминал диккенсовского Скруджа – прислушайтесь к советам психологов.

  1. Уважайте личные границы и чувства собственности дочери или сына независимо от возраста. Не раздавайте его даже ненужные игрушки без разрешения. В обратном случае ребенок усвоит, что он не имеет право на личные вещи. А во взрослом возрасте он превратится либо в скрягу, либо в бессребреника.
  2. Не принуждайте двух, трехлетнего карапуза делиться. Это лишь вызовет у него обиду и злость. Во взрослом возрасте это приведет к патологической жадности, подсознательному страху потери.
  3. Не принижайте старшего ребенка, не называйте его жадиной, если он не делится с младшим братом или сестрой. Это вызовет ревность и зависть. А во взрослой жизни подобное воспитание выльется в чувство патологическое чувство ущемленности и нездоровой конкуренции.
  4. Обходитесь без нравоучений в стиле никто с жадиной не дружит. Подобные высказывания вырабатывают у малыша установку – я никому просто так не нужен, чтобы получить внимание, нужно отдать что-то. Во взрослой жизни это выльется в стремление угождать всем, отказу от собственных потребностей, неумению выстраивать здоровые отношения с людьми.

Даже если ваш малыш действительно жадничает, не отчитывайте его прилюдно и не устраивайте «показательную порку».

Не стоит и высмеивать ребенка за его жадность, предлагать другим не дружить с ним. Это лишь понизит самооценку карапуза, а не научит его проявлять щедрость.

  1. Перед прогулкой обсудите с ребенком, что он хочет взять с собой, готов ли он этим делиться. Если нет, лучше оставить игрушки дома.
  2. Перед приходом гостей с детьми выберите то, чем ребенок разрешит играть гостям. «Особо ценные» вещи спрячьте.
  3. Если между детьми разгорается конфликт, попробуйте переключить их внимание. Предложите совместную игру с предметом раздора.
  4. Позволяйте ребенку не делиться и защищать свои личные вещи. А восклицающим о жадности вашего малыша, предложите отдать вам на время свой телефон или сумку.
  5. Учите карапуза спрашивать разрешение у владельца игрушки. Если ребенок стесняется, спросите за него.
  6. Объясните, что вещь малыш отдает на время и ее ему обязательно вернут.
  7. Обсуждайте с ребенком его чувства (злость). Поясняйте, что это нормально.

Заключение

Жадность во взрослом возрасте делает человека несчастным. Патологические скряги всегда не довольны, не ценят то, что имеют. Они склонны к депрессиям, неврозам.

Но тяжело приходится и тем, кто не умеет отказывать. Им не хватает времени и ресурсов на себя, как правило, такие люди не осознают своих желаний. Они всегда готовы подчиняться.

Воспитывая в малыше щедрость, помните о здоровом эгоизме. Без него не обойтись во взрослой жизни.

Жадность присуща практически всем детям в возрасте 2-5 лет, спустя некоторое время это проходит, но ведь никому из родителей не хочется, чтобы его чадо называли жадиной. Так что самое время принимать меры, чтобы потом нежелание делиться не стало психологической проблемой.

Жадность нельзя назвать чертой характера или следствием воспитания, психологи утверждают, что она свойственна всем детям, которые еще попросту не понимают, почему они должны отдать кому-то вкусности или любимую игрушку. Нередко мамам и папам бывает стыдно за свое не самое щедрое чадо, но чтобы его перевоспитать нужно учитывать различные факторы: возраст, темперамент, характер ребенка. Проблема в том, что дети, которые проявляют жадность, нередко остаются одни, с ними никто не хочет играть и дружить, а они не понимают, почему.

Родительские хитрости

Почему делиться приятно? - Это нужно растолковывать большинству детей, ведь рано или поздно каждый ребенок демонстрирует чувство собственности. Это естественное явление, которое проходит, если не вызвано определенными причинами: скажем, ревностью к младшим или повышенной потребностью во внимании. В первом случае, бороться нужно не с жадностью, а с проявлениями ревности, особенно, если дети - родственники.

Временами родители сами тормозят развитие щедрости у ребенка, безоглядно жертвуя своими интересами. Конечно, приятно отдать свою конфетку любимому чаду, притворившись, что вы не любите сладкое. Но проблема в том, что вам действительно ничего не жалко, а вот ребенок воспринимает это как должное и не понимает, что мама на самом деле тоже сладкоежка, просто нарочно отказывается в его пользу.

Показывать щедрость лучше собственным примером: все в семье делите поровну, не забывая оставить лакомство и папе, если он задерживается на работе или отнести бабушке, которая живет неподалеку.

Ребенок постепенно к этому привыкнет, и такая «дележка» станет вполне нормальным явлением для него. Если ваш карапуз самостоятельно отдаст причитающуюся долю пришедшему в гости дедушке, то можно считать, что эксперимент удается. Если кроха угощает вас, обязательно благодарите его и возьмите подношение, обнимите малыша, чтобы он понял, что делиться - это тоже приятно.

Отношения с другими детьми. Бывает и так, что развитию жадности способствуют сами родители: «Ты почему не следишь за своими игрушками? - сейчас придет другой мальчик и их заберет». Возможно, никто и не покушался на любимую машинку или куклу ребенка, но теперь у него в голове прочно засядет утверждение, что с игрушек нельзя спускать глаз и уж тем более нельзя давать их потрогать чужим.

Не называйте своего ребенка «жадиной» или «ты плохой мальчик, с тобой не будут играть другие дети». Услышать такое из уст мамы или папы неприятно и взрослому человеку, что уж говорить о крохе, у которого моральные устои еще не сформированы. Нередко дети с радостью объявляют «Да, я жадный, я не дам свой паровозик!».

Почему ребенок жадничает? Как с этим бороться?

Прежде всего, постарайтесь принять мотивы своего чада: если ребенок совсем маленький, для него знакомые игрушки - это якорь, который привязывает его к родному миру. Отобрать у малыша любимую машинку равносильно тому, что у взрослого человека отнять дома или автомобиль. Пока крохе не исполнилось трех лет, позвольте ему защищать свое, и не прибегайте к силовым методам. Малыш должен уметь постоять за себя, научиться говорить «нет». Если он захочет, он поделится.

Оптимальный возраст для воспитания щедрости - от 3 до 5 лет. Сейчас крохе уже проще понять, что если он даст свою игрушку другому, то сможет играть в коллективе, а может, взамен ему тоже дадут что-то интересное. Если у вашего чада огромное количество игрушек, ему вполне может не хватать живого общения, так что постарайтесь его социализировать пораньше. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители часто бывают загружены, так что времени на эмоциональный контакт не хватает катастрофически.

Иногда жадность - это свидетельство того, что ребенок хочет занять лидерскую позицию. Дети прекрасно все подмечают: если ты не отдаешь игрушку, вокруг тебя все начинают бегать и уговаривать, разве можно этим не воспользоваться? В основном, так себя проявляют дети, избалованные вниманием родных, так что может лучше пересмотреть свои взгляды, пока не поздно?

Бывает и так, что у ребенка мало игрушек, поэтому он их ревностно охраняет. В этом случае, лучше предложить обмен: на время чадо отдаст свою игрушку, а взамен получает возможность поиграться чем-то новеньким. Кстати, бывает, что накопительство вызвано особенностями личности ребенка: малыш с педантичным характером хочет, чтобы у него все было по полочкам, а вторжение извне нарушает его порядок.

Ребенок понимает, какие люди для него близкие - с ними он охотнее общается, может дать им свои лучшие игрушки. В то время как случайных людей он может бояться или не доверять - это вполне понятные чувства, поэтому не требуйте, чтобы он сразу же отдал любимый конструктор Ване, Диме, Игорю и т.д., которых видит впервые.

Воспитывать малыша можно и на примере познавательных книг и мультфильмов, обсуждайте с ним поведения героев, позвольте высказаться и сделать свои выводы. Как бы то ни было, именно тесная связь родителей и ребенка дает самые лучшие плоды!

Жадина-говядина, солёный огурец, на полу валяется, никто его не ест.... Эта дразнилка, еще каких-то 20-40-60 лет назад, накрепко привязывалась к каждому ребенку, который "зажал" игрушку, решение домашнего задания или вкусный бутерброд. "Ты что, жадина?" - презрительно кривились мы и вкладывали в эти слова всю неприязнь, на которую была способна наша маленькая душа. Неудивительно, что сегодня, видя жадность своих детей, мы сразу же внутренне вздрагиваем: что делать? как отучить ребенка быть жадным? как научить ребенка делиться? И еще не догадываемся, что махнув рукой на жадность ребенка, мы лишаем его нормальной базы для будущего развития и становления.

Почему дети жадные? Какова природа чрезмерной жадности ребенка?
Почему важно научить ребенка не быть жадным, уметь делиться с другими игрушками, едой, предметами?
Что делать, если обнаруживается жадность в ребенке? Как научить ребенка делиться?

Мы выросли в обществе, где жадность считается плохим качеством характера. Делиться с другими, даже последним, отдать последнюю рубаху - это ценности, которые глубоко сидят в нас на ментальном уровне . И хотя все мы выросли, и каждый стал отдельным взрослым человеком, который зарабатывает деньги и тратит исключительно в свою пользу, все же видя жадность, особенно, неприкрытую, какая она бывает у маленьких детей, нас коробит. Что делать? - мучительно ищем подсказку мы и часто остаемся один на один с проблемой.

Ребенок 5 лет, очень жадно ест. Такое ощущение, что она боится, будто бы у нее эту еду отнимут. Правда, это если что-то вкусненькое, на манную кашу у нее другая реакция. А вот дай ей шоколадных конфет, так хватает, запихивает в рот с пальцами, по сторонам оглядывается, не жует - глотает. Ну как отучить от жадности ребенка?

Ребенок 2 года , дала ему в песочнице печенье и говорю: "Поделись с Сашей, он тоже хочет". Мой пошел и дал мальчику печенье, я сижу, умиляюсь, какой молодец. Но вот Саша взял печенье и собирается его кушать, а мой - аж подскочил - кинулся к нему и давай изо рта вытаскивать, да еще крик поднял такой, что нельзя вынести. Удивительно, другая девочка подошла к моему и дала свою конфету. Сама! Никто ее не просил! Ну, вот как у других дети не жадные, а у меня такая жадина растет.

Стоп. Без паники. Давайте разбираться. Жадность - это не какой-то странный недуг, которым дети заболевают ни с того, ни с сего. Это понятие можно абсолютно четко и понятно объяснить через системно-векторное мышление , более того, определить какие дети более склонны к жадности, а какие - менее. Разобраться, почему жадность губительна для человека. И самое главное понять, каким образом можно приучить ребенка делиться с другими.

Категории "наше, общее" - не понятно малышу. И это нормально - 2-х летка не ощущает внешнее, как нечто отдельное. "Дай! Мое! Мне!" - вот лозунги маленького ребенка. Дети по природе своей эгоистичны и все, что есть вокруг них, они хотят получать себе и безраздельно. Все внимание мамы, все игрушки в доме, все варенье бабушки.

Взрослая жизнь - прямо противоположна детству. Мы можем реализоваться, ощущать счастье, не просто живя в паре, работая в коллективе, а еще и отдавая другим людям частичку своей работы, любви. На работе только вместе с другими мы создаем нечто важное и нужное опять же для людей. В семье муж и жена должны создать гармонию между собой , чтобы хорошо жить и воспитывать детей. Человек - не отдельная единица, а частичка целого общества. Живя в одиночестве, отрываясь от других, мы испытываем самые большие страдания. Вот почему так важно научить ребенка делиться с другими - это и есть правильное ощущение себя в обществе. Получив эту способность на самом примитивном уровне, например, научившись делиться пищей в 2-3 года, он получает правильную базу для всей жизни. На ней в будущем можно построить любую реализацию: и в семье, и в коллективе, и в социуме. Без этой базы, не умея отдавать другим, будучи жадным в самом простом, уже нет возможности стать по-настоящему счастливым человеком. Потому что, не умея делиться с другими, невозможно и создать что-то для других. Не в силах отдать кусочек печенья для друга, можно ли создать самолет, построить мост, вообще трудиться над чем-то во благо других, а не себя? Можно: за зарплату, из ответственности, из чувства долга. Но по-настоящему наслаждаясь, получая удовольствие от жизни, можно только научившись отдавать от себя и ощущать, как это приносит радость другим.

Как отучить от жадности ребенка?

Ожидать от ребенка, что он сам по себе перестанет хотеть "для себя" и начнет "делиться с другими" - бесполезно. Особенно, если вначале детскую жадность всячески поддерживать - задаривая дорогими игрушками и запихивая в рот еду насильно . А ведь есть и такие родители, которые вручая ребенку новую игрушку, обязательно приговаривают "Не давай другим, испортят и поломают, а я тебе новую не куплю..." Не удивительно, что в результате время идет, а жадность только усиливается.

Для того, чтобы отучить от жадности ребенка, не обязательно заводить братика или сестричку, хотя, конечно, дети в многодетных семьях от природы получают эту прививку - умение делиться. Но даже если так случилось, что в семье один ребенок - это вовсе не значит, что на нем можно поставить клеймо - жадный и точка. Ребенок может делиться с мамой и папой, дедушкой и бабушкой, соседями, друзьями в детском садике. Во взрослой жизни нас окружает множество людей, с которыми мы пребываем в неродственных отношениях, но нам необходимо с ними взаимодействовать, поэтому зацикливать ребенка только лишь на братике и сестричке - это ограничение. Научить делиться необходимо не по родственному принципу, а по человеческому.

Еще наши бабушки и дедушки, с самого раннего возраста приучали ребенка делится. Давали краюшку хлеба и говорили: не ешь сам, поделись с мамой, с братиком, с другом. Лучше всего не только научить ребенка отдавать то, чем уже сам наигрался или то, что уже не хочется самому кушать, а пойти дальше - дать ему навык делиться последним, тем, чего самому не хватает. Не просто отдать одну вафлю, когда у самого остается целая пачка, а подарить единственную конфету другу, оторвав ее от себя, не съев, но при этом насладиться тем, что ею насладился другой. Счастье, которое мы получаем, отдавая другому, несоизмеримо больше, чем когда поглощаем в себя. Маленький ребенок легко поймет это, если действовать мягко и правильно, а не насильно и заставляя.

Достаточно распространенная проблема среди мам при взрослении ребенка — это проявление у него чувства «жадности» .

Вдруг, тот малыш, который был ранее добрым и милым превращается во вредную жадину, по отношению к сладостям, игрушкам и другим своим «драгоценностям», которыми он не желает делиться ни с братьями, ни с сестрами ни с друзьями, ни с мамой.

В чем причина проявления такого отрицательного качества в поведении малыша?

А объясняется это следующим:

Ребенок в возрасте 1,5 — 2 лет начинает хорошо осознавать свою личность, что позволяет ему разделять определенные предметы на «чужое» и «свое» .

Еще вчера, малыш о себе говорил только в третьем лице, а уже сегодня он твердо обозначает: «я» ,«меня « , «мое» , «я сам» .

В данный период обычно и начинает проявляться такое качество в характере, как «жадность» — чувство собственности, что заставляет мамочек стыдливо краснеть.

Как отучить ребенка от жадности

Как видит ребенок со своей стороны ситуацию, сравним:

В вашу квартиру приходит соседка, которая открывает шкаф, где берет ваши вещи и надевает их на себя, после чего начинает пользоваться еще и вашей косметикой.

Неужели вам приятно ее такое посягательство на вашу собственность?

То же самое испытывает и ребенок, когда на его вещи кто-то начинает « выставлять» свои права.

Ведь для ребенка все видится иначе. Все его игрушки — это часть его составляющего.

Теперь давайте выясним, как все же следует поступать с таким обстоятельством дел, и нужно ли как -то с этим бороться?

Бороться с этим конечно же нужно, чтобы данное качество не осталось в характере у ребенка в будущем.

Как отучить ребенка от жадности — это делается с помощью коррекции поведения малыша:

Для начала давайте выясним причины проявления «жадности».

1. Оберег своего «имущества»

Подобная реакция — достаточно нормальное явление. Ведь никакой взрослый не потерпит «вскрывания» своей квартиры или автомобиля…

Даже если кому-то понадобится ваше автомобильное средство для безобидного «прокатиться».

2. Недоверие

Малышу не все равно с кем он проводит время в игре. У него уже с 2-х лет формируются свои симпатии и антипатии. Поэтому кому-то он может доверять, а кому-то нет.

3. Недостаток со стороны родителей любви и нежности

Такая причина касается в основном те семьи, где большее время ребенок проводит с нянями или бабушками.

Также по причине появления в семье второго ребенка, когда все внимание отводится второму малышу.

«Жадность — как с ней бороться?»

1. Ребенку нужно объяснить, что его игрушку ему вернут спустя короткое время.

Игрушку берут ненадолго — поэтому ему бояться нечего!

2. Пытайтесь своего кроху уговорить, чтобы он поделился или поменялся ненадолго своей игрушкой.

3. В подобных случаях никогда нельзя использовать угрозы для решения проблемы.

Иначе для ребенка это будет воспринято как предательство.

При этом в его подсознании может сформироваться недоверительные чувства не только к окружающим, но и к своему самому родному человеку — его маме.

Что приведет к более яркой защите своего «имущества», при его уверенности в том, что осталось надеяться только на себя.

Поэтому если ваш ребенок не поддается ни на какие ваши уговоры, то вам останется ни что иное, как ему уступить.

При этом упрекать и ругать его не нужно. Просто согласитесь с его мнением. Ведь игрушка принадлежит ему, а значит только он вправе решать с кем хочет ею делиться, а с кем нет.

Давайте опять же представим себя на его месте…

Как отучить ребенка от жадности:

Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детками: «Вот видишь, все детки делятся друг с другом, а ты нет» . Вместо этого скажите вашим соседям по песочнице: «Мы лучше сначала с вами познакомимся, а уже после будем делиться игрушками, ведь так, Ромочка?»

Никогда не высмеивайте его поведение и не дразните, а также не позволяйте другим малышам обзывать жадиной своего ребенка.

Ведь умению делиться должны научить его вы, в противном случае все конфликты придется сглаживать только вам.

Что должно делаться достаточно тактично, без затрагивания чувств вашего ребенка и его «соседа».

Если вы будете постоянно стыдить и обвинять своего ребенка, то в нем может развиться чувство вины.

Как отучить ребенка от жадности:

1. Старайтесь не брать на улицу дорогие для ребенка, или только что приобретенные игрушки.

Ребенок должен ими сначала вдоволь наиграться дома.

Лучше на прогулку берите те игрушки, которые уже не так интересны вашему малышу. Поэтому ими он будет меняться беспрепятственно с другими.

2. Всегда хвалите своего малыша за его щедрость. Предложите своему ребенку угостить своих друзей канфетками в песочнице. Данный процесс ему может очень понравиться, в связи с чем он всегда будет со всеми делиться.

Вы можете использовать свои действия в качестве примера.

Отправившись в гости к кому-то из своих друзей, приобретите вместе со своим малышом какие-нибудь вкусности к чаю.

При этом, делая выбор, спросите мнение своего ребенка, что именно приобрести.

3. Как только вы стали свидетельницей долгожданного обмена, незамедлительно поощрите чем-то вкусным своего кроху, похвалите и отметьте, что совместно играть с другими детишками гораздо интереснее и приятнее.

4. Также для себя уясните, что ребенок вашей подруги при их нахождении у вас в гостях, может и не стать другом вашего ребенка.

Так как дети ни сразу могут доверять новому знакомству. И с этим вы должны считаться.

Обговорите с ним возможную ситуацию до прихода к вам гостей.

Если понадобится, то уберите с глаз дорогие вашему ребенку игрушки.

Обычно «приступы» жадности пропадают у детей при достижении ими 3-4 летнего возраста, так как к этому времени, дети уже знают насколько приятнее играть вместе с кем-то, чем в одиночку.

«Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде?

Кто мелом, резинкой – любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено.

Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего.

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому - честно ребята скажу

С жадным я никогда не дружу!»

Ничего, а вернее, никого не напоминает? Спорим, вы стали замечать в своем ненаглядном чаде настораживающие признаки настоящего жадины. И каждый день возникает множество ситуаций, когда вы, видя реакцию своего ребенка, усомняетесь в своем педагогическом подходе, сетуете на излишнюю вседозволенность со стороны бабушек/дедушек, влияние старших братьев/сестер, да на что угодно. Но вопрос один: как такое могло произойти? Почему раньше милый и щедрый малыш вдруг стал яростно отбирать игрушки, напоминая всем, кому они принадлежат кулаками и криком?

Знаете, стих про жадину для детей я вставила не случайно – он отлично описывает типичного малыша, который не привык или не хочет делиться со всеми. Впрочем, этот образ примеряют на своих ненаглядных карапузов 99 % всех мамочек рано или поздно. Так что такое детская жадность: порок или естественный этап взросления? Почему в какой-то момент поведение малыша резко стремится в тартарары, перечеркивая все ваши усилия и воспитательные меры? А может это результат, к которому привела какая-то ситуация? Давайте разберемся вместе.

Случаи из жизни

Могу поклясться, что вы не раз бывали в ситуациях подобного рода ну или, по крайней мере, вам довелось быть невольным свидетелем происходящего.

Допустим, вы пришли со своим почти двухгодовалым карапузом играть в песочницу. Там есть и другие дети – сверстники или немногим старше. Игравший рядом с вами ребенок питает нездоровый интерес к машинке вашего малыша. Увидев, что вот-вот свершится посягательство на личное имущество, ваш ребенок забирает машинку и на просьбы отдать восклицает обиженное: «Мое!».

Или наоборот: ваш ребенок прячет свои игрушки в сторону, желая играть лишь с машинками и формочками других ребят во дворе (наверняка сверстники также будут против!).

Что же в таких случаях делаем мы с вами? Конечно, далеко не все из нас знают тонкости детской психологии, не имеют диплома по педагогике и вряд ли даже читали книги для родителей на соответствующую тематику, но на интуитивном уровне мы пытаемся решить конфликт и объяснить ребенку, что жадность – это плохо. А именно: мы пытаемся УГОВОРИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, РЕШИТЬ КОНФЛИКТ СИЛОЙ. И, к сожалению, это самые нерезультативные и неверные методы решения проблемы.

Детям лет до 5 приводить доводы, в большинстве случаев, бесполезно, они просто не понимают уговоров в силу своего возраста. Родительский авторитет, безусловно, может повлиять на ситуацию. Ребенок поделится игрушкой после строгого: «Поделись, я тебе сказала!» (согласитесь, даже звучит отвратительно…), но сделает это с явной неохотой и нежеланием. Отобрать игрушку тоже можно, но чему мы научим своего малыша? Мама сильнее - я слабее, значит силой можно добиваться своего. Позже он поймет, что можно отнимать игрушки у младших детишек, потом поймет, что старшеклассники бьют первоклашек и отбирают что-то по этой же причине, а потом решит, что грабитель действует по этому же принципу. Так почему бы не делать точно так же, как делает мама? Сами того не осознавая, мы взращиваем в своих детях плохие качества, думая, что искореняем их.

Разбор полетов: что такое жадность

Жадность, как качество, не присуще нам при рождении, получается, в нас его взрастили, а мы, в свою очередь, делаем это с нашими детьми. В подавляющем большинстве случаев ответить на столь частый вопрос: «почему ребенок жадничает?» логично одним простым словом – «возраст».

Жадина в 2 года

Вступая в новый этап своей жизни, годовалый малыш потихоньку превращается из маленького беспомощного грудничка в непоседу, для которого открыт целый мир, такой интересный, а ему море по колено! Уже к двум годам ребенок начинает понимать свое самоощущение, место в мире, свою зону комфорта, чужое и свое. Он верит, что его игрушки – это продолжение его самого, словно рука и нога (например, любимый зайчик, с которым ну никак не расстаться даже на секундочку), его собственность, с которой трудно делиться.

Для нас, взрослых, можно провести аналогию с личным имуществом, например, мобильным телефоном, авто, ноутбуком. Вы готовы предоставить в пользование свой автомобиль незнакомому человеку, с которым вы только что познакомились в баре?

Вот, пожалуйста, отличный пример возрастного периода жадности: двухлетняя девочка не хочет делиться чем-либо, постоянно повторяя «Мое!». И знаете, стоит уважать ее решение, ведь это действительно ее, ее собственное, тогда почему она должна делиться, если не хочет? Вы бы стали?

Интересно, что со временем, через полгода, а может лишь к годам 4-5 из таких вот «жадин-говядин» вырастают щедрые и добрые дети, не наделенные чувством эгоизма. Да, это возрастное, переломный этап развития вашего ребенка, эгоизм в детстве, жадность являются важным этапом. Можно сказать, что это качество на инстинктивном уровне: разве мы бы выжили, если бы доверяли и делились с первым встречным?

Но если 5-6-летний рубеж уже позади, а как был, так и остался ребенок жадина - что делать в таком случае? Говорить о временном возрастном явлении тут вряд ли целесообразно, ведь это неправда. У ребенка выработалась явная черта характера, которая кем была подпитана и выращена?

Думаю, догадались. Но бить тревогу не спешим, ведь есть масса других причин. Жадность в младшем школьном возрасте может быть следствием такого распространенного явления как недостаточное внимание со стороны взрослых, ревность к другим братьям и сестрам. Подумайте сами: такое поведение вполне оправдано, если это действительно так. Как бы вы привлекали так недостающее внимание мамы и папы, если не капризами? Если младший братик забрал всю любовь мамы (по сугубо личному мнению ребенка), а теперь покушается и на ваши игрушки, то что бы вы сделали, если не попытались забрать последнее и дорогое сердцу?

В каком бы возрасте не проявляло свои эгоистические предпосылки ваше чадо, в первую очередь стоит обратить внимание на себя, даже если, по вашему мнению, вы безупречно следуете канонам педагогики.

Рассмотрим пример: за праздничным семейным столом вы режете на кусочки вкусный ягодный пирог. Все честно: каждому по кусочку, но вот незадача, вы не очень-то и любите ягодные пироги и отказываетесь от куска. Ребенок видит это и решает для себя, что вам не слишком и нужен этот кусок, значит и не нужен кусочек яблочка, игрушка и т.д.

Удивительным образом через какое-то время на вашу просьбу дать маме одну из долек апельсина, ваш ребенок отказывается делать это. Он решил, что с вами незачем делиться, вы все равно от этого откажетесь. В таких ситуациях крайне важно показать, что все члены семьи хотят кушать и с удовольствием полакомятся кусочком ягодного пирога, яблока, апельсина, да чего угодно. Не обязательно уминать съестное на глазах у малыша (особенно когда вы страдаете аллергией), но показать свою радость от процесса все же стоит.

Другая ситуация: столкнувшись с очередной неприятной ситуацией, когда маленький упрямец ну никак не хочет делиться, мы испытываем (почему-то) чувство стыда перед другими свидетелями сей сцены, и невольно начинаем стыдить самого виновника: «Какой ты жадина! Я не буду любить тебя таким жадным! Лисичка не принесет тебе подарок, если ты будешь так себя вести!», ну и в подобном ключе.

Знаете, это очень опасный прием. А опасен он тем, что мы взращиваем в своем ребенке эти так нами избегаемые ростки корысти и товарно-рыночные отношения. Он понимает, что ему будет хорошо, он будет любим родителями и окружающими не потому что он – это он, а потому, что он делает что-то, выглядит как-то, думает так, как хочет общество. Понимаете, к чему это приводит?

Поэтому самым простым и логичным советом для родителей, которые столкнулись с проблемой жадности у детей, будет следующее: оцените ситуацию со стороны, не воспитываете вы в своем дитятке то, от чего стремитесь избавиться? Показываете ли вы своим примером самые лучшие качества: любовь, сострадание, щедрость, доброту? Поставьте себя на место ребенка, поступили бы вы также? Ведь, к сожалению, многое исходит от родителей. Их пример надежно запечатляется в маленькой головке и потом копируется…а мы удивляемся «в кого он у нас такой?».

Что можно посоветовать родителям маленьких жадин? Как избежать ежедневных баталий в песочницах?

  • Не стыдите, не ругайте и не сравнивайте с другими детьми.

Это самое худшее, что может случиться с ребенком. Представьте, как он переживает, когда любимая мама говорит, что он плохой, не нужен, а вон тот малознакомый ребенок чем-то оказался хорош. Твердя своему дитю ежедневное: «Ты жадина» мы не добиваемся от него по сути ничего, он не умеет рационально мыслить, словно взрослый и делать выводы. Хотя нет, кое-что мы получим: четкое представление, что жадина – это необходимость и таким стоит быть. Парадокс, но дети тех родителей, которые не корили за такие негативные качества, а восхваляли положительные, не выросли корыстными и эгоистичными людьми….Есть прекрасное изречение, смысл которого в следующем: воспитывая и восхваляя в своем ребенке положительные стороны, плохие пропадают сами по себе, неспособные к конкуренции с хорошими.

  • Показывайте пример в любой подходящей ситуации

Просит ребенок яблочко: дайте два, сопровождая фразой: «Бери, мне не жалко! Хочешь три кусочка?», показывайте малышу выгоду, которую он получит, если поделится с кем-то (можно подружиться с новыми друзьями, у них есть интересные игрушки, которыми можно меняться и т.д.).

  • Покажите, что делиться – это временно

Малыши боятся, что любимая игрушка уйдет домой к мальчику, а он останется ни с чем. Объясните, что другой ребенок не намерен брать его машинку навсегда, он ее обязательно вернет Хороший прием есть, «таймер» называется. Так вот родители объясняли детям, которые не хотят в очередной раз что-то поделить, что пользование игрушкой (чтобы было честно) ограничено временем: 2 минуты Маше, 2 минуты Даше, потом меняемся. Говорят, что здорово работает, а родители, практикующие такой метод дома, рассказывали, что один из детей (если опять возникает конфликт) просит включить таймер, поскольку брат/сестра жадничает.

  • Уважайте выбор ребенка

  • Свое и чужое

Объясните ребенку, что есть личные вещи, которые нельзя использовать никому, кроме хозяина (косметика мамы, очки папы, зубная щетка сестры, кроватка малыша), есть общие вещи, которые принадлежат всем членам семьи (стул, стол, диван), есть чужие вещи, которые можно брать только с разрешения (игрушка друга, книга брата и т.д.). Таким образом вы обрисовываете ребенку границы дозволенного и понятие «свое» и «чужое». Возможно, посягая на чужие игрушки и не желая отдавать их, он просто не понимает, что они не его.

Хорошая практика, когда мама объясняет ребенку, что все игрушки, которые есть в доме, принадлежат ей, а малышу они начинают принадлежать только тогда, когда он сможет за ними полноценно ухаживать. Тогда конфликты в песочнице исчерпываются сами собой: мама решает сама, стоит ли делиться или нет.

Не провоцируйте ситуаций подобного рода. К примеру, отправляя карапуза побегать со сверстниками, положите ему в карман не одну конфету, а несколько, не печенье, а горсть (сами помните, как было здорово носиться с чем-то вкусным во дворе, казалось, готовы слопать все, чем угостят). Даже если вы дадите ребенку краюшку хлеба, предложите разделить ее пополам, что мы у малыша не оставалось чувство, что он отдает последнее, отрывает от сердца. Подталкивая маленького человека к щедрости, мы приучаем его быть таковым всегда.

✓ Прячьте любимые и дорогие сердцу вещи малыша перед посещением гостей с маленькими детьми. Робота не сломает дотошный двоюродный брат, если просто не увидит его: и волки сыты, и овцы целы, как говорится. Это можно применить и к предметам, которые вы планируете брать в песочницу. Не берите с собой то, чем ребенок не станет делиться с другими, в противном случае не избежать конфуза.

Играйте, играйте и еще раз играйте! Как можно весело провести время с малышом и научить ему чему-то, как не в игре! Придумайте свою собственную или покажите на примере, как можно разделить печенье, яблоко, чтобы всем досталось. Расскажите, что можно любить бабушку вместе, одновременно, если каждый из братьев сядет к ней на колено и обнимет.

Итоги

Детская психология – непаханое огромное поле, в котором можно либо пропасть и завязнуть в траве, либо протоптать дорожку, искореняя сорняки и взращивая первоцветы. И в который раз все специалисты говорят, что любовь, терпение, собственный пример и готовность предоставить малышу нужное количество времени творят великие вещи.

Впрочем, никто не отменял лепту родителей в этом вопросе, оставляя все на авось, мол, дети сами разберутся, перерастет и т.д., не показывая на примере и не объясняя наглядным образом элементарные вещи, не стоит ждать, что какие-то хорошие качества появятся просто так, ниоткуда. Да, никто не твердил, что быть родителями просто!

Ну и если малыш уже собирается в первый класс, а налицо патологическая жадность, то не отказывайтесь от помощи психолога. Такие ситуации поддаются коррекции, впрочем, вы всегда сможете спросить совета, как вести себя в той или иной ситуации, искоренить причину такого поведения и сделать работу над ошибками.

Похожие публикации