Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы мужчины и женщины в зрелом возрасте. Особенности физиологического состояния людей различного возраста

Возрастные особенности и основные факторы, условия, определяющие физическую культуру людей молодого и зрелого возраста

В категорию взрослого населения включаются все люди от достиже­ния совершеннолетия до глубокой старости. Существуют различные под­ходы к периодизации взрослых. Согласно одной из них, взрослых людей делят на следующие группы:18-28 лет - молодежный возраст; 29-39 лет мужчины и 29-34 года женщины - 1-й период зрелого возраста; 40-60 лет мужчины и 35-55 лет женщины - 2-й период зрелого возраста; 61-74 года мужчины и 56-74 года - женщины - пожилой возраст; 75-90 лет и мужчины и женщины - старческий возраст; Группа старше 90 лет - долгожители.

Паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возрасты далеко не всегда совпадают так же, как и продолжительность жизни. Это зависит от многих факторов - генетической предрасположенности, условий жизни и состояния здоро­вья, условий труда, степени физического развития и способности орга­низма противостоять неблагоприятным условиям труда, быта, перенесен­ных болезней, стрессов и т.д.

Однако такая возрастная периодизация в некоторой степени отражает уровень и динамику основных биологических процессов в организме чело­века.

В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам. Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучаю­щихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфофункциональные и психологические особенности:

1) При завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма.

2) Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособнос­ти. Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осан­ки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.).

3) В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм облада­ет достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам.

4) С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В этом возрасте наблюдается развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения.

5) Со­циологические исследования показывают, что в целом студенчес­кая молодежь позитивно относится к занятиям физической куль­турой, спортом. Вместе с тем у большой части юношей и особен­но девушек не сформированы физкультурно-спортивные интере­сы и естественная потребность в активной двигательной деятель­ности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые пси­хологические предпосылки для лучшего усвоения учебной про­граммы к предмету.

В 18-20 лет в основном заканчивается биологичес­кое формирование организма, окостенение скелета, замедляется, а порой и заканчивается рост тела в длину, увеличивается вес тела за счет мышеч­ной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д.

В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30 - 35 лет постепенно проявляются процессы их угасания (инволюция), которые начинаются значительно по­зднее и происходят медленнее у тех, кто в детстве, юности и в последую­щие годы жизни занимался физическими упражнениями, физическим трудом, у которых двигательная деятельность имела более или менее система­тический характер, достаточный объем и оптимальную для каждого возра­ста и состояния здоровья интенсивность.

Психологические особенности людей зрелого возраста

Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет

Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.

Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Особенности развития личности в зрелом возрасте. В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

По мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.



Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Также зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Он может проявиться и несколько раньше, а может сильно сдвинуться в сторону более старшего возраста. Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни. Оно происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем.

Как и в период кризиса 30 лет, человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. К этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью, кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают некоторые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться,

В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Продуктивность зрелого возраста. Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой - профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.

При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».

Часть исследователей, например известный швейцарский психолог Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т. д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

Выделение внутри периода зрелости «акмэ» - вершины, поры наибольшего расцвета перекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, в пределах которого у всех или по крайней мере у многих людей начинается спад жизненной энергии и жизненной активности. «Водораздел», переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов с разным возрастом; чаще всего его указывают для возраста от 40 до 50 лет. Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время можно утверждать, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен.

В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза - фаза прогрессивного развития общих психических функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих психических функций с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д.

Можно отметить, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т, д. достигают своего «акмэ» в самом начале периода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В других профессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т. п., «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Во всех таких случаях время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки - с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют и индивидуально-личностные особенности человека.

Вместе с тем для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить об обязательном «акмэ» в профессиональной деятельности актера или преподавателя, врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей тех профессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности. В этом случае оно по крайней мере не снижается до момента ухода на пенсию или до потери трудоспособности вследствие резкого ухудшения состояния здоровья. Здесь можно говорить не о пике, а о неуклонном плавном подъеме, завершающемся обрывом.

Зрелость и психологический возраст. Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста. В зрелости психологический возраст в большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации. В то же время дальнейшее развитие личности во многом определяется динамикой психологического возраста. В зрелости возможны все три варианта соотношения психологического возраста с хронологическим: адекватность, отставание и опережение. Однако содержание каждого из этих понятий применительно к зрелости сильно отличается от их содержания в предыдущих возрастах. Так в детстве и юности отставание всегда негативно, это задержка в развитии, а опережение, за редким исключением (дети - «маленькие старички»), благотворно сказывается на развитии личности. В зрелости ситуация более сложная и неоднозначная. Это связано как со спецификой возраста, в пределах которого с определенного момента начинается биологическое старение, так и с резким повышением значимости индивидуально личностных особенностей.

Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает преждевременное старение. Чаще всего это связано с конечностью поставленных и peaлизованных жизненных целей, что не дает возможности иметь новые дальние перспективы. Преждевременное старение нередко бывает связано с несчастьем, например, с утратой близкого человека, тяжелой болезнью, природной или социальной катастрофой.

Отставание психологического возраста от хронологического может иметь в зрелости различный характер. Известен тип «вечного юноши», который не может и не хочет взрослеть. Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека - матери или жены (мужа), если рискнет завести семью. В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продление стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма.

Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее.

Если человек отдается делу, которому он себя посвятил, то его работа может быть и не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

В этом втором случае «отставание» психологического возраста от паспортного, по сути, не является отставанием: сохранение черт молодости (протяженной перспективы, постоянного повышения продуктивности) отнюдь не отрицает адекватности психологического возраста главной задаче зрелости - наиболее полной реализации себя, наиболее полной продуктивности своей жизни.

Женщина в период зрелости. С точки зрения физиологии увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время - перехода от половой зрелости к угасанию половой функции - называется климактерическим периодом. Точно так же как нет резких границ между процессом полового созревания и наступлением половой зрелости, так нет и резкой границы между полной половой зрелостью и пожилым возрастом. У различных женщин климакс наступает по-разному, одним из признаков его является прекращение менструаций.

Врачи считают, что прекращение менструаций не является главным моментом в переходном возрасте женщины, а тягостные явления этого периода нет смысла рассматривать как прямое следствие прекращения менструаций. В медицинской литературе описано достаточное число фактов, говорящих о том, что даже после 3-4 лет прекращения менструаций женщина может сохранять работоспособность и чувствовать себя хорошо. В то же время описаны многочисленные факты, когда при сохранившейся менструации женщина этого возраста чувствует себя плохо, у нее падает работоспособность, наступают головные боли, приливы к лицу и прочие симптомы осложненного климакса.

Соматический вид женщины в зрелом возрасте претерпевает ряд изменений, часто они очень расстраивают ее, так как фигура полнеет, жир откладывается преимущественно в области бедер, живота, что объясняется понижением общего обмена веществ.

Такие изменения наблюдаются у большинства женщин, но, несмотря на эти возрастные изменения, они себя хорошо чувствуют, работоспособность у них не падает, климактерический период проходит без осложнений - нормально, или, как говорят, физиологически.

Женщина в период зрелости переживает время как реальный, постоянно действующий фактор ее жизни, оно в разных вариантах напоминает о своем присутствии, чувство возраста становится одним из глобальных переживаний, влияющим на восприятие границ психической реальности.

Переживания, связанные с временем жизни, делают женщину очень уязвимой к признакам прошлого. Ему может придаваться неоправданно большое значение, реальное настоящее обесценивается. Иногда приходится наблюдать сорокалетних женщин, которые вдруг начинают вести себя как подростки (избыток косметики, нелепые, многочисленные украшения, «странная» одежда и даже манеры). За этими фактами стоит страх перед реальностью, переживание прошлого как сверхценного. Таким женщинам с годами сопротивляться прошлому все труднее, возникает соблазн уйти в него, искать ушедшую молодость в «золотом веке».

Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни.

Период зрелости - это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.

Мужчина в период зрелости. Самый главный стрессовый фактор этого возраста для мужчины с точки зрения физиологии - импотенция. Суть в том, что такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины после 30-40 лет. Чем старше человек, тем чаще у него происходят подобные сбои. Незнание о закономерном временном снижении потенции может привести к опасным последствиям. Мужчина попадает в ситуацию хронического стресса, сам того не замечая. Воспрепятствовать возникновению острых стрессов, вызванных сексуальной дисгармонией в зрелом возрасте, можно с помощью более полного информирования супругов и большего общения. Этот кризис зрелого возраста вполне преодолеваем.

Кроме того, что у подавляющего большинства людей, если вообще не у всех, уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители. Изменения эти, если они не вызваны патологическими процессами, не отражаются резко на здоровье мужчины.

У мужчин 40-50 лет в сердечной мышце и в мышечной оболочке кровеносных сосудов наблюдается интенсивное развитие фиброзной соединительной ткани. Эта ткань менее эластичная и податливая, чем мышца. Одновременно атрофируются, умирают настоящие, благородные сердечные волокна. Все это сильно ухудшает работу системы кровообращения в целом. Сердечная мышца получает недостаточное питание, а это очень сильно отражается на ее состоянии и функциях.

У мужчины старше 40 лет сердце начинает работать менее четко - уменьшается сокращаемость сердечной мышцы, что приводит к снижению общего количества крови, перекачиваемой сердцем в кровеносные сосуды. Вместе с сердцем стареют и другие ткани и органы организма.

Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижают стрессоустойчивость организма мужчины после 40 лет. Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчина приближается изрядно потрепанным физиологически, а впереди его еще ждет период климакса - начало упадка сил.

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе - умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении.

С мужчиной происходят те же закономерные изменения, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Порой не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого порядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими.

Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса (или уже переживает его). Проблема эта не всегда решается положительно, возможны очень серьезные семейные конфликты вплоть до полного разрыва отношений и развода.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые разнообразные - от кулинарии до философии, - и часто буквально в один день может принимать решения об изменении образа жизни и осуществлять его с завидной педантичностью.

Зрелость - самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность - как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.

Существенное значение при этом имеют режимы и содержание труда, отдыха, питания. Самым мощным и надежным средством противодействия старению являются физические упражнения, различные виды двигательной деятель­ности и оптимальный режим труда, отдыха и питания, особенно в пожи­лом и старческом возрасте.

Физические упражнения используют как для общего укрепления здо­ровья и противодействия неблагоприятному воздействию внешней среды, так и целенаправленно для развития физических качеств. При этом следу­ет учитывать как биологический, так и реальный (паспортный) возраст, а многолетний опыт работы и результаты научных исследований свидетель­ствуют о том, что, например, для максимального развития скоростных способностей, ловкости, гибкости это будет возраст до 20-25 лет, спо­собности в проявлении силы и выносливости - до 36-40 лет, позднее все функциональные возможности заметно снижаются и возможности их разви­тия затрудняются. Однако объективные потребности в двигательной дея­тельности и в укреплении здоровья сохраняются до конца жизни человека.

Объективная потребность решения проблемы физической культуры взрослых определяется, прежде всего, заботой о таких непреходящих ценно­стях культуры, как сохранение здоровья и жизнедеятельности нации, га­рантия ее безопасности, возможности развития и процветания. Широко известно, что на планете Земля ухудшается экологическая и криминоген­ная обстановка, предъявляются к человеку повышенные требования в про­цессе производства, уменьшается объем экологически чистых продуктов питания, воды, воздуха. Все это приводит к ухудшению здоровья людей.

«Молодеют» многие болезни, которые раньше были уделом только по­жилых людей (гипертония, остеохондроз, болезни сердца и др.), повыша­ется количество дней, пропущенных на работе или учебе из-за болезней.

Необходимы поиски активных средств противодействия неблагоприят­ным условиям жизни и деятельности людей. К числу таких важнейших средств, несомненно, относится физическая культура, понимаемая по своему существу как вид культуры. Она решает проблему воспроизводства человека so всей совокупности его сил, свойств и способностей, сохране­ния и увеличения народонаселения, укрепления нации, национальной безопасности и обороноспособности страны. Она является одним из важ­нейших условий и факторов высокой производительности труда, увеличе­ния объема и повышения качества производимых товаров и услуг.

Поэтому требуется воспитание у людей потребностей в постоянном физическом совершенствовании, осознанном, грамотном отношении ко всем видам двигательной деятельности и средствам укрепления физичес­кого и психического здоровья.

Занятия физическими упражнениями, играми и развлечениями осу­ществляются в основном в свободное время, т.е. в той части внерабочего времени, которая остается после выполнения непреложных занятий (быт, самообслуживание, расходы времени на дорогу, сон, питание и т.п.).

Именно оно может рассматриваться «истинным мерилом богатства обще­ства», потому что позволяет заниматься культурным самосовершенствова­нием - любимым делом в интересах развития человека, интеллектуаль­ным и физическим развитием, общением с людьми, занятиями литературой, музыкой, искусством, спортом и т.д.

Самоорганизация досуга, борьба за эффективное использование сво­бодного времени в итоге ведет к раскрытию потенциальных умственных и физических способностей личности, биологических резервов организма, его адаптационных возможностей.

Важное значение имеет процесс формирования идеалов (в красоте дви­жений, телосложении и т.п.). Потребности следовать им активизирует дви­гательную деятельность. Однако в большинстве случаев в основе личных потребностей в физических упражнениях лежат желания быть здоровым, сильным, иметь хорошее телосложение, сдержать процессы старения (ин­волюции).

Воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упраж­нениями и другими видами двигательной деятельности - одна из самых главных и важнейших проблем в сфере физической культуры.

Уровень физической культуры лиц молодежного возраста определяется ее предшествующим опытом, уровнем неспециального физкультурного образования и реальной потребностью в двигательной деятельности. Она реализуется в процессе организации и проведения учебных занятий в сред­ней и высшей школе, физической подготовки в армии самостоятельных занятий рекреационной направленности и в процессе напряженных спортив­ных тренировок в сборных командах различного уровня.

Важнейшее значение имеет формирование объективной потребности взрослых в двигательной деятельности. Вес внешние воздействия со сто­роны специалистов могут не дать результатов, если сам человек не проявит достаточной инициативы и воли заниматься своим культурным ростом, физическим самосовершенствованием. Самовоспитание - важнейшая часть общего воспитания и всего процесса физического и духовного развития человека, в основе его лежит внутренняя потребность в самосовершен­ствовании личности. Но она возникает только при достаточно высоком развитии сознания, стремлении к самоутверждению, умении осуществ­лять самооценку и самоанализ.

Главным механизмом сверхприродного, культурного развития являет­ся процесс разрешения динамичного противоречия между человеческими постоянно возвышающимися потребностями и неизбежно усложняющейся в этом случае человеческой деятельностью. Отсутствие потребностей или невозможности их удовлетворения в процессе деятельности означает стаг­нацию, застой, в развитии или даже движение вспять, снижение уже до­стигнутых результатов. Это хорошо видно в спорте. Если человек, полу­чивший данный спортивный разряд, не испытывает потребности получить более высокий или в силу различных причин не в состоянии осуществить тренировочную деятельность на уровне более высокого спортивного разря­да, то он постепенно теряет свою спортивную квалификацию и опускается на уровень более низкого разряда.

К началу первого периода зрелого возраста в основном заканчиваются участие мужчин и женщин в спортивных соревнованиях высокого ранга и тренировочный процесс к ним. Основная масса бывших спортсменов либо переходит на тренерскую работу, либо становится деятелями сферы ме­неджмента и маркетинга, либо пополняет ряды спортивных болельщиков, либо идет на работу в правоохранительные органы. Многие занимаются физическими упражнениями в сфере рекреации либо на производстве про­фессионально-прикладной физической подготовкой. Эти тенденции остаются и во втором периоде зрелости людей.

Мотивы выбора способов использования своего свободного времени у людей связаны с уровнем их общей культуры, с творческими качествами личности, степенью ее социальной зрелости. Содержание и формы про­ведения досуга, использование в нем в разумных пределах физических уп­ражнений, игр, развлечений - показатель обшей и нравственной культу­ры людей. Двигательная деятельность в свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения заня­тий, их продолжительности, партнеров. В основе мотивации таких заня­тий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребнос­ти. Весьма привлекательным является сочетание элементов игры и соревнования, простота инвентаря и оборудования, отсутствие строгого регламента. Однако, несмотря на все это, интерес к двигательной дея­тельности снижается.

Основными причинами снижения интереса людей к занятиям физи­ческими упражнениями являются недостаточная физкультурная образован­ность, недостаток свободного времени или неумение рационально его орга­низовать и использовать, отсутствие достаточно комфортных условий для занятий, слабое обеспечение спортивными базами, инвентарем и обору­дованием, одеждой и обувью, неустроенность быта, серьезные экономи­ческие трудности и некоторые другие причины. Все это затрудняет вне­дрение физических упражнений в быт. Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычку.

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

1. Анатомо-физиологические особенности женщин зрелого возраста 3

2. Женские половые гормоны, их действие на организм.. 7

3. Психологические и социальные особенности женщин зрелого возраста 12

4. Потребности женщин зрелого возраста, способы их удовлетворения 12

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Женские половые органы делятся на наружные и внутренние

К наружным половым органам относятся: лобок, большие половые губы, малые половые губы-клитор, преддверие влагалища, большие железы преддверия - Бартолиновы железы. Границей между наружными и внутренними половыми органами является девственная плева.

Лобок - богатое подкожным жиром возвышение, располагающееся спереди и выше лонного сочленения. Верхней границей лобка является кожная бороздка - надлобковая складка, справа и слева ~ паховые складки, кзади лобок сливается с большими половыми губами. Лобок покрыт волосами, рост волос - по форме треугольника основанием кверху (ЭТО оволосение по женскому типу).

Большие половые губы - две продольные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель. Под кожей залегает богатая жиром клетчатка. Спереди большие губы переходят к концу лобка, сзади они сходятся и образуют заднюю спайку. Кожа на наружной поверхности губ покрыта волосами, содержит потовые и сальные железы. Пространство между большими половыми губами называется половой щелью. В норме большие половые губы прикрывают малые.

В толще половых губ заложены большие железы преддверия - Бартолиновы железы. Пространство между задней спайкой (спереди) и заднепроходным отверстием (сзади) и паховыми складками с боков называется акушерской промежностью. Это мышечно-фасциальная пластинка, покрытая снаружи кожей.

Шов промежности - линия, идущая от задней спайки до заднего прохода.

Малые половые губы - вторая пара продольных кожных складок. Спереди они раздваиваются и образуют две пары ножек. Передняя пара соединяется над клитором, задняя - под ним.

Клитор - небольшое конусовидное образование, состоящее из двух слившихся пещеристых тел. Клитор обильно снабжен сосудами и нервами.

Клитор выделяется в виде небольшого бугорка в переднем углу половой щели. Клитор является одним из главных органов полового чувства.

Преддверие влагалища - пространство, ограниченное спереди клитором, сзади - задней спайкой половых губ, с боков - внутренней поверхностью малых половых губ. Сверху, со стороны влагалища, границей преддверия является девственная плева.

Мочеиспускательный канал (уретра) - его наружное отверстие расположено на 2-3 см кзади от клитора. Длина его у женщин 3-4 см. Ход канала почти прямой, с не значительным изгибом кверху. Уретра на всем протяжении соединена с передней стенкой влагалища. Сбоку от наружного отверстия уретры располагаются парауретральные ходы - скинеевы железы.

Девственная плева - соединительнотканная перепонка, которая закрывает вход во влагалище у девственниц. После первого полового сношения происходит разрыв девственной плевы, сопровождающийся кровотечением из разрушенных сосудов.

К внутренним половым органам относятся: влагалище, матка, маточные трубы и яичники.

Влагалище - это полая трубка длиной 9-10 см, имеет 4 стенки - 2 боковые, переднюю и заднюю. Стенки влагалища вместе с шейкой образуют 4 свода, имеющие соответствующие стенкам названия.

Задний свод самый глубокий, из него берут содержимое на степень чистоты влагалища, которых всего 4:

Первая степень - чистая" культура толстой неподвижной грамположительной палочки (Додерлейна) и единичные клетки слущенного эпителия.

Вторая степень - наряду с влагалищной палочкой Додердейна имеются сапрофиты, нежная, слегка изогнутая грамотрицательная палочка и единичные лейкоциты.

Третья степень - обилие лейкоцитов, почти отсутствие влагалищной палочки, различные кокки.

Четвертая степень - влагалищная палочка полностью вытеснена гноеродной флорой, обилие лейкоцитов - гнойный секрет, и появляются трихомонады.

Влагалище покрыто складчатой слизистой, под которой находится мышечный слой. Во влагалище при половом сношении изливается сперма.

Матка имеет грушевидную форму,длиной 8 см, имеет 4 отдела, 2/3 составляет тело, 1/3 часть - шейка, между маткой и телом находится перешеек. Телом матки называют верхнюю наиболее массивную часть. Куполообразно возвышающаяся часть тела, располагающаяся выше линий прикрепления маточных труб, называется дном матки.

Шейка матки (cervix) имеет цилиндрическую форму. В шейке проходит цервикальный канал, который имеет наружное и внутреннее отверстие (зев).

Наружный зев имеет круглую или овальную форму у нерожавших и щелевидную форму у рожавших. Полость матки имеет форму треугольника основанием кверху, боковые углы переходит в маточные трубы, а вершина - в цервикальный канал. Секрет желез матки представляет чистую прозрачную слизь, которая заполняет цервикальный канал, как пробка.

В слизистой оболочке матки существует два слоя: функциональный и базальный. Матка является плодовместилищем, к функциональному слою слизистой матки прикрепляется оплодотворенная клетка.

Маточные трубы имеют длину 10-12 см. Просвет - 0,5- 1 мм, на конце трубы воронка, закрывающаяся фимбриями (бахромками). Труба имеет три отдела.

Интерстициальная часть - в толще стенки матки, перешеечная - средний отдел и ампулярная - конечный отдел (воронка).

Слизистая оболочка маточных труб покрыта однослойным цилиндрическим мерцательным эпителием, реснички которого мерцают в сторону матки.

В ампулярном отделе трубы происходит оплодотворение.

Яичники имеют миндалевидную форму, их длина - 3,5-4 см, ширина - 2-2,5 см, толщина - 1-1,5 см.

Яичник вставлен одним краем в задний листок широкой маточной связки, вся остальная поверхность яичника брюшиной не покрыта. Различают зародышевый эпителий, белочную оболочку, корковый слой, мозговой слой.

Яичник вырабатывает яйцеклетку (женскую половую клетку) и гормоны. .

Женский таз - состоит из 4 костей: двух тазовых костей, крестца и копчика. Тазовая (безымянная) кость до 16-18 лет состоит из трех костей: лобковой, седалищной и подвздошной, которые соединены хрящами; после 16-18 лет происходит окостенение хрящей, они срастаются, образуя тазовую кость. Кости таза соединены сочленениями: лобковые кости - лонным сочленением (симфизом), крестец и безымянные кости - крестцово-подвздошными сочленениями, крестец и копчик - подвешенным крестцово-копчиковым сочленением, за счет которого во время родов копчик отклоняется на 1-1,5 см, что увеличивает прямой размер плоскости выхода из малого таза на данную величину.

Таз является вместилищем для внутренних органов: прямой кишки, мочевого пузыря, женских половых органов и окружающих их тканей. Женский таз образует родовой канал, по которому продвигается плод при родах. Женский таз имеет особенности, которые выявляются в периоде полового созревания, становятся явными в период зрелости: кости тонкие, гладкие, "менее массивные, таз ниже, шире, больше в объеме, чем мужской, полость малого таза в виде цилиндра, изогнутого кпереди. Крестец шире и не так сильно вогнут, как у мужчин.

Симфиз короче и шире. Крестцовый мыс меньше выступает вперед, Вход в малый таз обширен, имеет поперечно-овальную форму. Выход женского таза шире. Лобковый угол равен 90- 100 градусам. Копчик выдается кпереди незначительно. Малый таз имеет 4 плоскости:

Плоскость входа в малый таз;

Плоскость широкой части малого таза;

Плоскость узкой части малого таза;

Плоскость выхода из малого таза.

Линия, проведенная через все прямые размеры плоскостей, называется проводной линией таза.

Наружные размеры таза:

Distancia spinarum - расстояние между передневерхними остями гребней подвздошных костей (25-26 см);

Distancia cristarum - расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей (28-29 см);

Distancia trochanterica - расстояние между большими вертелами бедренных костей (30-31 см);

Conjugata externa (наружная) -,- расстояние между верхним краем лонного сочленения и верхним углом ромба Михаэлиса (20 см);

Период зрелого возраста женщин характеризуются рядом морфологических и функциональных особенностей. Его условно делят на первый период (22-35 лет) и второй (36-55 лет) .

К 25-30 годам человеческий организм достигает вершины своих физических возможностей, после чего, если не заниматься систематической тренировкой, наступает увядание. Вот почему после 30 лет физическая культура должна стать правилом организации всего жизненного уклада - подлинным оздоровительным императивом человека.

Тренировка в этом возрасте предусматривает решение трех основных задач:

1) увеличение функциональных возможностей сердечнососудистой системы и органов дыхания;

2) закаливание организма;

3) предупреждение нарушений функций суставов.

Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Женщины зрелого возраста составляют основной контингент женщин, занятых в производственной сфере. На них возложена социальная функция материнства и воспитания детей. Зрелый возраст характеризуется периодом двигательного дефицита, в отличие от юношеского возраста, который признан периодом биологического оптимума.

Период первого зрелого возраста, соответствующий максимальному расцвету индивидуальных физических возможностей женщины (22-35 лет), доступен для занятий любым видом спорта. Особенности выбора и дозирование нагрузок должны определяться в этом периоде лишь состоянием здоровья, физическим развитием, индивидуальными, функциональными возможностями организма и интересами занимающихся. Именно в этом возрасте в индивидуальной жизни женщин наиболее ярко выражены процессы координационного состояния организма, готовность к беременности .

В возрасте 25-30 лет, а иногда и ранее начинаются процессы инволюции двигательной функции, которые, как и процессы биологического развития, идут не параллельно, а гетерохронно. Наблюдается снижение функциональных возможностей, особенно дыхания и кровообращения.

Функция материнства обусловила формирование ряда особенностей телосложения женщин: значительная длина позвоночного столба по отношению к росту; короткая и широкая грудная клетка; характерная постановка головки и шейки бедра, что объясняет большую амплитуду в тазобедренном суставе; особая конфигурация и размеры таза.

Поэтому, при работе с женщинами зрелого возраста необходимо широко использовать специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пояса и тазового дна. Предлагаемые нами упражнения такие как: удержание ног на поверхности, отведение, приведение прямых ног в горизонтальной и вертикальной плоскостях ("ножницы"); попеременное сгибание ног в коленных суставах ("велосипед") и др. способствуют укреплению именно этих мышц.

Проблема избыточного веса, укрепления здоровья, предупреждение инволюционных изменений является актуальной для женщин данного возраста, так как помимо гипокенезических условий работы и жизни, сама физиология женского организма способствует отложению подкожного и внутреннего жира в организме, что подтверждается округлыми формами тела женщин.

Исследования позволили получить достоверные данные об изменении веса тела с возрастом, причем наиболее заметное увеличение веса в период 25-29 лет и 30-34 года на 4,1 кг. Развитие подкожного жирового слоя может составлять до 28% веса тела. Это определяется, по всей видимости тем, что именно в возрасте после 23 лет большинство женщин завершают регулярные занятия физическими упражнениями, значительно сокращают свой двигательный режим в силу особенностей трудовой, семейной жизни и другим причинам.

Совершенно очевидно, что для предупреждения естественного повышения веса тела, необходимо рекомендовать регулярные занятия физическими упражнениями, которые направлены на поддержание оптимального веса, начиная с 25 лет.

В периоде второго зрелого возраста (36-55 лет) активизируются инволюционные процессы в организме, наступают выраженные возрастные изменения. В эти годы увеличивается профилактическая роль физических упражнений, особенно для тех, кто впервые начал активные занятия физической культурой или возобновил ранее прерванные занятия.

Особенностями периода второго зрелого возраста являются: снижение объема потребления кислорода на 1 кг веса и теплопродукции на 1см поверхности тела; уменьшение гормональной функции; ухудшение эластичности тканей; атрофия мышц и снижение содержания в них энергетических веществ; ухудшение сократительной способности миокарда; замедление кровотока, уменьшение объема циркулирующей крови; изменение эластичности сосудов; снижение возбудимости дыхательного центра; нарушение жирового и углеводного обменов, затруднение образования белковых соединений. Для этого периода характерны изменения в опорно-двигательном аппарате, ограничение подвижности суставов и грудной клетки.

Во втором зрелом возрасте наблюдаются изменения в деятельности нервной системы (снижение подвижности нервных процессов, затруднение образования новых рефлекторных связей, удлинение реакций, ухудшающих ориентировку, нарушение регуляции, изменения психики) .

Уровень работоспособности женщины во многом определяется функциональными резервами организма, на формирование которых существенно влияет мышечная деятельность. Женщины располагают меньшими функциональными резервами, чем мужчины. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов емкости легких, более высокими частотными показателями. Это определяет более низкую эффективность дыхания у женщин.

Специального внимания у женщин заслуживает периодичность ряда физиологических функций, соответствующая овариально - менструальному циклу (ОМЦ). Работоспособность зависит от перестроек функций организма в различные фазы ОМЦ: в 1-ю, 3-ю, и 5-ю фазы ухудшается функциональное состояние и снижается работоспособность, а во 2-ю и 4-ю фазы ОМЦ работоспособность повышается.

У женщин зрелого возраста неизбежно наступает климактерическое состояние - развитие биологического старения. У большинства европейских женщин период менопаузы приходится на 44-50 лет. Но уже с возраста 35 лет в женском организме отмечается постепенное снижение уровня эстрогенов, вырабатываемых яичниками. В связи с этим снижается фертильность (способность к деторождению) и могут возникать различные нарушения менструального цикла.

Более чем у 60% женщин период менопаузы сопровождается выраженным нарушением здоровья, который называется климактерическим синдромом. Этот синдром включает в себя многие проявления, характерные для заболеваний вегетативной нервной, сердечнососудистой, мочеполовой систем и др. У некоторых женщин появляются жалобы на головокружение, головную боль, "приливы жара" в различных частях тела, тоска, чувство хронической усталости, потеря интереса к жизни ("психическая растерянность"), нарушение сна, общая астенизация. У других женщин в климактерическом синдроме доминирует гипертензия (у 82% женщин, поступивших в различные отделения многопрофильных больниц, выявлено повышение артериального давления в постменопаузе, у половины из них давление "выросло" в период менопаузы).

По мнению многих авторов в период до менопаузы, начиная с 34-40 лет, необходимо пересмотреть образ жизни. Основными компонентами здорового образа жизни в этом периоде должны стать: рациональное питание, физическая активность и коррекция гормонального статуса с помощью низкодозированных монофазных противозачаточных препаратов.

В связи с этим особенно возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями. Занятия физической культурой женщин старше 35 лет обеспечивают не только задержку процессов старения, но в ряде случаев приводят к восстановлению нарушенных функций до уровня 25-30 лет, лиц, не занимающихся физической культурой.

Кожа также постоянно изменяется: теряет тонус, эластичность и привлекательность, истончается, обезвоживается, становится дряблой, сухой, покрывается морщинами. Но старение организма не у всех людей наступает одновременно - у одних достаточно рано, у других надолго сохраняется упругость и свежесть кожи. Приход старости - биологическая закономерность в жизни человека, но если приложить определенные усилия, можно на какой-то период отсрочить её приход. Неправильно считать, что используя только кремы и маски, можно этого достичь. Только правильный образ жизни, соблюдение гигиенических норм, в совокупности с косметическими средствами, позволят сохранить приятную внешность на долгие годы.
Особенно важным, является чередование умственных и физических нагрузок во время работы и отдыха. Обязательны занятия физкультурой, которые можно начать в любом возрасте. Пытайтесь распределить свое время таким образом, чтобы большую его часть вы проводили на свежем воздухе. Чаще проветривайте помещения, в котором вы работаете, отдыхаете, спите. Полезны прогулки на природу, посещение экскурсий.
Большое значение в этом возрасте следует уделять питанию. Оно должно быть регулярным, полным, полноценным и, по мере возможности, разнообразным, богатым витаминами, но без излишеств. Нельзя переедать - постоянно следите за своим весом, некоторые люди пожилого возраста впадают в другую крайность - резко уменьшают потребление мяса, рыбы, яиц и других, необходимых для правильной жизнедеятельности организма.
Сон должен быть полноценным, не менее 7-8 часов в сутки. Желательно спать и днем - лучше до обеда. Тем, у кого плохое зрение, следует носить очки или контактные линзы. Кое-кто считает, что очки - признак старости, но это совсем не так. Многим людям, чуть ли не с раннего детства приходится носить очки из-за нарушения зрения. Окулисты считают, что людям после 40 лет, особенно тем, кто часто проводит время перед монитором компьютера, следует пользоваться очками. Именно в эти годы, зрение начинает слабеть. Изменяется глазной хрусталик, уменьшается его сила преломления. Приходится прищуриваться, чтобы увидеть мелкие предметы или прочитать мелкий шрифт. Многие женщины категорически отказываются носить очки, потому что, по их мнению, они им не идут, портят их внешний образ. Но это, пожалуй, ошибочное мнение, поскольку очки могут подправить некоторые черты лица, спрятать недостатки.
Уход за стареющей кожей должен быть направлен на повышение её тонуса. Обычно, многое зависит от индивидуального характера кожи. Это также приходится учитывать при выборе косметологических процедур.
Желательно умываться холодной водой, она тонизирует кожу, улучшая кровообращение, сужая поры. К воде, обязательно смягченной, неплохо добавлять обычную кухонную или морскую соль, лимонный сок, отвар чая и столовый уксус в пропорции 1 чайной ложки на 1 литр воды.
В пожилом возрасте, кожа в значительной степени теряет влагу. Эту потерю компенсируют накладыванием кремов «влажным способом».
Эффективным способом при стареющей коже является массаж. Гигиенический массаж предназначен для сохранения эластичности кожи, лечебный устраняет морщины. Мешки под глазами, провисание щек, двойной подбородок и другие дефекты лица и шеи возрастного характера, а также те, которые появились после быстрого похудения или впоследствии различных болезней. Массаж улучшает питание кожи и отток «сработанных» веществ, очищает от пота, сала, грязи, нормализует количество веществ в ткани, повышает тонус, делает кожу эластичной, упругой, гладкой. Также процедура массажа способствует позитивному влиянию на весь организм. Массаж - процедура достаточно сложная и её неправильное проведение может причинить вред, поэтому массажа лучше делать у квалифицированного массажиста в косметологическом кабинете.

Анатомо-физиологические особенности. В период развития организма от рождения до взрослого состояния возможности функ-циональных систем увеличиваются и достигают пиковых значе-ний в 20-25 лет. Период с 25 до 35 лет характеризуется наибо-лее стабильным состоянием возможностей различных функций организма. Но после 35 лет происходит неуклонное снижение возможностей организма и к 60-65 годам такие физиологические качества, как работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался все время здоровым.

Существует неоспоримая связь между темпом старения, про-должительностью жизни и интенсивностью обменных процессов. Доказана основополагающая роль занятий физическими упраж-

нениями и связанной с ними интенсификации энергетического метаболизма в средней продолжительности жизни организма. Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного разви-тия, продолжительность жизни зависят от двух противополож-ных явлений: с одной стороны - угасание, нарушений обмена и функций, с другой - включения адаптационных механизмов, зак-репленных в эволюции (адаптационная регуляторная теория ста-рения).

В настоящее время большинство специалистов считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем ста-реющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к структурному совершенствованию тка-ней и органов. Физическая активность - важнейшая предпосыл-ка сохранения функциональной способности стареющего организ-ма. Вместе с тем лицам этого возраста необходимо при занятиях физическими упражнениями учитывать возрастные изменения (снижение функциональных возможностей резервов функций, по-нижение реактивности, эластичности и прочности опорно-двига-тельного аппарата, ослабление восстановительных процессов и пр.). На этом этапе онтогенеза следует исключить из программы занятий упражнения скоростного и скоростно-силового характе-ра. В это же время в содержание занятий следует вводить упраж-нения аэробного характера: лыжные гонки, плавание, бег, езда на велосипеде, ходьба и т. д.

Средства и методика физкультурного воспитания. Для лю-дей первого периода зрелого возраста задачами физического вос-питания являются дальнейшее повышение уровня физической культуры, углубление знаний о физической тренировке, форми-рование устойчивой мотивации к систематическим занятиям фи-зическими упражнениями как спортивной, так и оздоровитель-ной направленностью.

Людям второго периода зрелого возраста необходимо форми-ровать мотивации постоянных и систематических занятий физи-ческими упражнениями, занятий различными видами спорта, обязательно закаливания, восстановительных и психорегулиру-ющих мероприятий. При этом интенсивность тренировочных на-грузок должна быть невысокой.

Занятия рекомендуется проводить 3 раза в неделю продолжи-тельностью для лиц первого периода 2 часа, второго - 1,5 часа с дополнительным занятием оздоровительного или рекреационного характера. Зарядка выполняется ежедневно.

В здоровый образ жизни следует включать выполнение при-емов восстановления умственной и физической работоспособнос-ти: аутогенной тренировки, водных процедур, сауны, массажа, самомассажа и тому подобное.

Контрольные показатели физической подготовленности лю-дей молодого и среднего возраста (табл. 12).

Физкультурные знания. Контрольные качественные пока-затели уровня физической культуры лиц зрелого возраста :

1 . Знание основ организации и методики самостоятельной фи-зической подготовки и умение применять их в практике своей физической активности.

2. Знание анатомо-физиологических особенностей организма человека зрелого возраста.

3. Уверенное владение методами диагностики своего физиче-ского состояния, самоконтроля и дозировки физических нагру-зок.

4. Знание основ закаливания и умение правильно использо-вать их для постоянного поддержания высокого уровня резистент-ности своего организма.

5. Выполнение возрастных нормативов физической подготов-ленности.

6. Умение пользоваться тренажерами и проводить с их помо-щью самостоятельные физические тренировки.

7. Постоянное внимание к физическому воспитанию детей. Уме-ние организовать выполнение ими домашних заданий по физи-ческой подготовке.

8. Систематическая физическая тренировка не реже 2-3 раз в неделю с 1-2 еженедельными занятиями оздоровительного или общеукрепляющего характера.

9. Отказ от употребления алкоголя и курения.

10. Участие в пропаганде физической активности среди това-рищей по работе, родственников, в семье.

11. Знание основных событий спортивной жизни области, стра-ны и за рубежом.

Нормативные результативности физических упражнений для людей молодого и среднего возраста

Показатель

Мужчины , возраст , лет

Бег 100 м , сек

Бег 3000 м, мин, сек

или без учета времени, м

Подтягивание на перекладине, количество раз

Бег на лыжах 5 км, мин

или 10 км, мин

или без учета времени, км

Плавание без учета времени, м

Показатель

Мужчины , возраст , лет

Бег 2000 м, мин

или без учета времени, км

Подтягивание на высокой перекладине, количество раз

Бег на лыжах 5 км, мин

или без учета времени, км

Плавание без учета времени, м

Однодневный турпоход с проверкой туристских навыков, км

Показатель

Женщины , возраст , лет

Бег 100 м, сек

Бег 2000 м, мин, сек

или без учета времени, м

Поднятие туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз

Бег на лыжах: 3 км, мин

или 5 км, мин

или без ^ чета времени, км

Похожие публикации