Исследование уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Диагностика сенсорных способностей Мониторинг сенсорного развития в первой младшей группе

Сенсорное развитие детей первой младшей группы

воспитатель

Демидова Елена Владимировна

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.

В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы мы используем игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.

Применяем дидактические игры для развития и понимания формы предметов, цвета и их эталоны:

Покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат;

Предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета;

Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы»

Развивать представления о цвете и форме;

Отобрать коврики для зайца и лисы;

Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры:

Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, а другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные. Лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу зеленого. Дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички - на красную машину, для зайки - на зеленую.

Вариант игры: предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета, разных цветов.

Используем разнообразные игры и игровые упражнения на величину, например, предлагаются по 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине, высоте:

Покажи короткую ленточку. Желтая ленточка короткая, а синяя…(длинная);

Покажи широкую дорожку, синяя дорожка широкая, а красная…(узкая);

Найди две одинаковые елочки (из трех предложенных).

Игра «Большие и маленькие мячики»

Учить различать цвет и величину (большой - маленький);

Подобрать мячики для кукол по величине;

Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывать, как они подпрыгивают, и ритмично проговаривать:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы - большую и маленькую - и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать мячи куклам. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле - большой мяч, маленькой кукле - маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой же, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета как ее бантик. Воспитатель предлагает успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Игра «Укрась бабочку»

Учить детей группировать по цвету.

Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятии много - один, большой - маленький.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребенка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырех. При этом предлагает поочередно то одному то другому малышу выбрать кружки понравившего цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздает им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей.

Игра «Помоги мишутке найти свою тарелку»

Цель: - Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая - большому медведю).

Воспитатель с детьми рассматривают игрушки (мишка маленький, мишка большой), затем спрашивает:

Какую тарелочку мы поставим Мишке маленькому? (маленькую) Какую тарелочку мы поставим мишке большому? (большую)

Игра «Куда мы бросили мяч»

Цель игры:

Закрепить понятия: «близко», «далеко».

- Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой и маленький мячи)

Ход игры:

Воспитатель берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз она спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко, а какой близко.

Игра «Угадай, где спрятали»

Цель игры:

Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Воспитатель объясняет «Сейчас я спрячу эту игрушку, вы будете ее искать, а я - помогать вам: говорить с какой стороны искать игрушку».

Дети выходят из комнаты, воспитатель в это время прячет игрушку. Дети, входят и останавливаются возле какого- нибудь предмета. Если там игрушки нет воспитатель говорит «Иди вперед, назад». Если ребенок стоит вблизи, где спрятана игрушка, воспитатель говорит, «Ищи справа, слева». Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.

Для развития ориентировки в пространстве используем тело ребенка и опираемся на его практический опыт:

Покажи правую руку, где ты держишь флажок;

Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад;

Покажи, где у тебя ушки;

А где ноги, внизу? А голова, вверху?

Назови, что находиться впереди (сзади, справа, слева) от тебя;

Изучив теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр, можно сделать следующий вывод.

Процесс освоения окружающего мира в раннем возрасте происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сенсорное развитие - это процесс совершенствования ощущения и восприятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.

В общей системе сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они - хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Титова Лариса Владимировна

Введение

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в младшем дошкольном возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является залогом успешного овладения любой практической деятельностью, формирования способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений .

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Поэтому важно последовательное и систематическое включение сенсорного воспитания в режимные моменты ДОУ.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов – сложный процесс. Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов это значит сформировать у них представление об основных разновидностях каждого свойства предмета.

При этом основным средством сенсорного воспитания являются игровые технологии. Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

Отбору, разработке, подготовке игр;

Включению детей в игровую деятельность;

Осуществлению самой игры;

Подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические и т.д.;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, дидактические.

В дидактических играх познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра выступает одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является ведущим видом самостоятельной деятельности детей.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Воспитатель в совместной игровой деятельности с детьми обогащает их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире.

Таким образом, одно из центральных мест в работе с малышами занимает использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов, так как младший дошкольный возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в школе.

2 . Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольников большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В педагогической литературе сущность и методы сенсорного воспитания ученые определяли по-разному.

Внимание на проблему сенсорного воспитания детей впервые обратил Я.А. Коменский в 17 веке. Он словесному воспитанию противопоставил деятельное воспитание. Коменский считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках».

Первую развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель. Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.). Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представление о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. Ценная черта «Даров Фребеля» - последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале. К сильным сторонам этой системы следует отнести включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка, признании роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии, обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога. Недостатком «даров» является абстрактность, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанный с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.

Мария Монтессори создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая до сих пор является основой программ в детских садах за рубежом. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна использоваться система сенсорных упражнений. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать окружающее. М. Монтессори придумала необычные пособия и игры, с помощью которых малыши изучали окружающий мир доступным им способом – опираясь на чувственный опыт. С помощью дидактического материала Монтессори, упражняются органы чувств. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы: дощечки, кубики, цилиндры, пластинки, из различного материала. Ребенок должен был, например, вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь, с завязанными глазами, определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.

В отечественной педагогике огромный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания дошкольников внесла Е.И. Тихеева. Она считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии», которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю и наблюдательность. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду, их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, шишки, цветы, плоды, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Е.И Тихеева отводила воспитателю.

Представляет интерес система дидактических и обучающих игр, предложенная М.Б. Медведевой и Т.П. Бабич. Данная система ставит своей целью развить «целенаправленное восприятие цвета, формы и величины, предметные представления, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, аналитико-синтетическую деятельность...» и представляет собой достаточно четкую и обоснованную последовательность работы. Так, формирование представлений о величине предметов авторы предлагают проводить следующим образом: соотнесение предметов по величине, по общему объему (матрешки, пирамидки); словесное обозначение предметов по величине: покажи длинную, короткую дорожку; раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания; локализация величины; развитие глазомера; чувство ритма; игры и упражнения на развитие зрительного внимания.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно сказать, что сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах отдельных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. При этом центральное место в развитии сенсорных эталонов у малышей отводится дидактическим играм.

3. Использование игровых технологий в развитии сенсорных эталонов младших дошкольников.

В моей группе находятся дети 3 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И я, как педагог, должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, сформировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

Свою работу я начала с мониторинга выявления уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у воспитанников второй младшей группы.

По результатам мониторинга были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей: 25% детей различают основные цвета, справляются с задачей группировки по цвету; 42% детей не сразу начали собирать пирамидку по цвету. Затрудняются дети в основном в размещении цветов по образцу. После предложения педагога сравнить свою пирамидку с образцом: «Посмотри у тебя так же как здесь?», дети не знали, что именно надо сравнить. В этом случае им предлагалось начать все сначала, но при помощи педагога. Дети, выполняя задание, допускали ошибки, не все цвета соответствовали образцу. 33% детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.

При определении детьми формы с заданием самостоятельно справилось 10% детей, 50% детей выполняли задания с помощью воспитателя, отвечали на вопросы, 40% детей не справились с заданием.

При определении эталонов величины видно, что дети затрудняются в определении величины между предметами: 20% показали высокие результаты; 45% - средний уровень, и 35% с заданием не справились.

Исходя из результатов диагностики, видно, что дети владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, форме, величине, но не достаточно дифференцируют цвета, не видят сходства и различия цветов размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов. Затруднения у детей вызвало определение формы предметов эталонов величины. Данные диагностики представлены в гистограмме 1.

Гистограмма 1.

Анализ психолого - педагогической литературы по теме, результаты диагностики воспитанников позволили определить цель работы:

Повышение уровня сенсорного развития младших дошкольников путем использования дидактических игр и упражнений.

В соответствии с целью были поставлены задачи :

1. Создание условий для обогащения и накопления чувственного опыта малышей в ходе совместной предметно-игровой деятельности педагога и детей.

2. Создание системы дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных эталонов младших дошкольников.

3. Стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

3. Поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

4. Формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер), устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

В соответствии с задачами работу с младшими дошкольниками строю в следующих направлениях:

    продолжаю развивать восприятие, создаю условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; развиваю умение воспринимать звуки музыки, природы, родной речи;

    закрепляю умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, используя систему дидактических игр и упражнений;

    совершенствую навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету, подсказывая детям название формы: круглая, треугольная, квадратная, прямоугольная;

    совершенствую восприятие детей, активно включая все органы чувств, развиваю образные представления;

    показываю разные способы обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.

Реализацию задач сенсорного воспитания осуществляю через использование следующих методов, форм и средств:

Изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

Проведение мониторинга развития представлений у младших дошкольников о сенсорных эталонах;

Создание предметно – пространственной среды в группе;

Подбор дидактических игр, упражнений, заданий; - игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

Перспективное планирование дидактических игр по развитию сенсорных эталонов;

Разработка конспектов совместной игровой деятельности педагога и детей по сенсорному воспитанию;

Сочетание разных форм работы с детьми: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных;

Организация самостоятельной игровой деятельности дошкольников в сенсорном уголке;

Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию детей.

3.1. Создание предметно – развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников .

Особое внимание в педагогическом процессе уделила созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка я учитывала следующие критерии:

    доступность;

    безопасность;

    эстетичность;

    соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов стараюсь создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно перевожу детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняю и показываю детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оцениваю достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.

Для развития тактильных ощущений я использую природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т.д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.

Для развития осязания применяю образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями.

Для развития мелкой моторики рук , а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлены следующие дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Шептунчик», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», черепашки и т.д.

Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», выполненные из еловых шишек, 2 вариант - из стаканчиков из-под йогурта; «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет», «Солнышко и дождик». Кроме того, использую магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.

Для развития обоняния применяю свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С дошкольниками провожу игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».

В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

Игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);

Форме («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);

Величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

В группе организован Центр песка и воды . Это отдельный столик, с двумя прорезями под тазы, емкости которых наполнены песком и водой. Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыплется, из мокрого можно лепить пирожки; из снега можно лепить снеговика; вода льется и принимает форму сосуда.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе имеются не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В театральном уголке сосредоточены различные виды театров: пальчиковый театр, театр кружек, театр ложек, настольный театр. Ребятам этого возраста доступно разыгрывание небольших отрывков из знакомых сказок.

Как уже было отмечено выше, материал для игр размещен в доступных местах. Позаботилась о том, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

    стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

    развитию мелкой моторики рук ребенка;

    симуляции двигательной активности;

    активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);

    снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

    повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Такая организация предметно - развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

3.2. Использование игровых технологий в совместной деятельности педагога и детей в различные режимные моменты.

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляю через игровую деятельность. Работу по сенсорному развитию осуществляю систематически и последовательно, включаю в разные формы воспитательно-образовательной работы с малышами. Совместная игровая деятельность – одна из форм организации детской деятельности. И это не случайно: отношения между участниками образовательного процесса (педагогом и детьми) являются важной составляющей всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ, так как способы взаимодействия усваиваются ребенком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития личности.

Мною был составлен перспективный план дидактических игр по развитию сенсорных эталонов. Распределение материала производила от простого к сложному.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего дошкольного возраста использовала: дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал.

Предлагаю детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т. д. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих ботинках».

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу поэтапно: - на первом этапе учу детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

На первых занятиях цвета предметов не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использую прием прикладывания вплотную одного предмета к другому.

На втором этапе я учу детей ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики).

На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия. На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки, но я их по ходу игры исправляю. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг.

Для формирования представлений о форме предметов учу различать предметы с помощью операции сравнения. Например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

Подбор одинаковых величин по образцу;

Различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

Закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький) » способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек».

Для реализации задач, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять, формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности, были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей 2 младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. Проводилась индивидуальная работа с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития. Детям предлагались игры-упражнения, в которых они решали определенные задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.

Я использую различные возможности для осуществления сенсорного воспитания. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке останавливаю детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг. Я предлагаю им игру «Кто услышит больше звуков?».

С целью развития зрительных ощущений организую наблюдение: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый.

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый». Используя окружающую обстановку, последовательно развиваю ощущения и восприятия детей.

В совместной деятельности детей применяю такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; обращаю внимание на тех детей, которые правильно выполняют задания; активизирую детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий.

Стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников.

После проведенной планомерной и систематической работы по использованию дидактических игр и упражнений для формирования у младших дошкольников сенсорных эталонов, мною в декабре 2014 года был проведен повторный мониторинг сенсорного развития воспитанников.

В результате были выявлены уровни развития практической ориентировки на форму, величину, умение выделять цвет как признак предмета, проанализирована степень овладения программным содержанием детьми. В конце учебного года результаты мониторинга выражаются следующими показателями:

Освоение цвета: – 55% – высокий уровень; 35% - средний уровень и лишь 10% детей показали результаты ниже среднего.

Освоение формы: 40% - высокий уровень; 45% – средний; 15% - низкий уровень.

- Освоение величины: 50% -высокий уровень; 40% - средний уровень; 10% воспитанников показали низкие результаты. Данные мониторинга представлены в гистограмме №2.

Гистограмма 2.

Сравнительный анализ данных мониторинга, полученных в начале и середине учебного года демонстрирует положительную динамику в сенсорном развитии дошкольников: количество воспитанников с высоким уровнем освоения эталонов цвета возросло на 30%, формы – 30%, величины – 25%.

На гистограмме №3 представлена динамика в сенсорном развитии детей.

Гистограмма №3.

Таким образом, данные, полученные в ходе мониторинга, подтверждают факт, что систематическое использование дидактических игр и упражнений в совместной игровой деятельности, значительно повышает уровень сенсорного развития младших дошкольников.

3. 3. Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию

сенсорных эталонов дошкольников.

Важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

С целью выявления знаний родителей вопросов сенсорного воспитания, мною были подготовлены вопросы анкеты и проведено анкетирование. В результате анкетирования было выявлено, что 65% опрошенных родителей

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:

    размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек;

    анкетирование и тестирование родителей;

    групповые и индивидуальные консультации;

    родительские собрания в нетрадиционной форме;

    семинары – практикумы;

    проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов;

    индивидуальные беседы.

Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорного развития, мной проведены консультации на следующие темы:

- «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»;

- «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»;

- «Роль игры с детьми младшего дошкольного возраста в развитии познавательных способностей».

В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».

Одной из наиболее эффективных форм считаю родительские собрания . Родительские собрания чаще организую в нетрадиционной форме с привлечением специалистов детского сада. На родительских собраниях «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка» (форма проведения семинар – практикум); « Игра с ребенком в жизни вашейсемьи» - (круглый стол) родители познакомились с содержанием работы по сенсорному воспитанию в детском саду, познакомились с играми на развитие сенсорных представлений, родители поделились опытом семейного воспитания, приняли участие в презентации пособий. Очень приятно, что родители с удовольствием приняли участие в пополнении развивающей среды группы. Ими изготовлены дидактические пособия на развитие мелкой моторики рук: «Шептунчик», «божьи коровки», «Чудо коврик».

Во время проведения дней открытых дверей родителей знакомили с особенностями воспитательно – образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста, познакомила с выставкой детских игр, вниманию родителей была представлена экспериментальная деятельность.

Наблюдения показывают, что в результате использования разнообразных форм работы у родителей:

    постоянно совершенствуются их педагогические знания;

    повышается их ответственность за воспитание детей в семье;

    создается атмосфера взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогами, родителями, детьми;

    происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями.

Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень.

Заключение

Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия.

Анализ проведенной работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

 дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

 группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;

 соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);

 активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);

 отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

 малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Список литературы.

1. Бейлина. А., Ф. Фребель: Игры и игровые средства:// Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988 г.

3. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» / И. Горбунова,

А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30

4. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.

5. Дубровская. Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

6. Ефремова. Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 20 – 21.

7. Плеханов А., Морозова В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста:// Журнал Дошкольное воспитание - №7 -1995 г.

8. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: М.: Просвещение, 1981 г.

9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: М.: Просвещение, 1983 г.

10. Сольцева О. Г. Наши помощники органы чувств.// Журнал Ребенок в детском саду -№3 – 2007 г.

11. Тихеева И. Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание//Журнал Дошкольное воспитание - №5 - 2007 г.

Диагностика по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

Знаком «+» отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Уровни сенсорного развития каждого из детей:

Высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;

Средний уровень – 2- 3 выполненных задания;

Низкий уровень – 1 выполненное задание.

1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй - треугольник, на третьей - круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 - похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 - похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 - похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения - умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла - ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла - ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла - ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери исложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

4 балла - ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка:

1 балл - ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл - ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла - ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла - ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл - ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла - ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла - ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла - ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

    высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;

    средний уровень – количество набранных баллов 15–10;

    достаточный уровень – количество баллов 10–5;

    начальный уровень – количество баллов 5–0.

Николаевой Т.В.была разработана методика комплексного педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

В этой методике представлены задания и для выявления и оценки уровня сенсорного развития

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя)

Прорезями круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; деревянная или пластмассовая доска с пятью прорезями - квадратной, прямоугольной, треугольной, полукруглой и шестиугольной форм и пятью плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2) деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

3) одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя)

4) пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5)пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6)цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7)одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8)три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания по сенсорному развитию

Задания для детей 2-2,5 лет:

1. Вложить геометрические фигуры(4) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы, например кубики, по цвету при выборе из 2.

3. Сложить одноцветную пирамидку из 3 колец, убывающих по величине.

4. Сложить две пирамидки разного цвета из 3 колец, убывающих по величине.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на две части.

Задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы(5) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Дополнительные задания по сенсорному развитию.

Задания ниже возрастных требований к ребенку для детей 1,5-2 лет (для обследования детей 2-2,5 лет, не справившихся с заданиями, соответствующими возрасту):

1. Вложить геометрические формы(3) в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из двух, например, красные и желтые кубики.

3. Нанизать 5 одинаковых по величине колец на стержень.

4. Сгруппировать однородные предметы по величине при выборе из двух: большие кубы и маленькие кубики желтого цвета.

5. Сгруппировать однородные предметы, учитывая их цвет и форму: шары разного цвета сложить в ведёрко, а кубы разного цвета - в коробку.

Задания выше возрастных требований к ребёнку для детей 3-4 лет(для обследования детей 2,5-3 лет, успешно справившихся с заданиями, соответствующими их возрасту):

1. Опустить геометрические формы (6) в соответствующие им отверстия.

2. Сгруппировать однородные предметы по цвету при выборе из шести.

3. Сложить четырёхсоставную матрешку.

4. Сложить пирамиду из 3 колец, чередующихся по цвету.

5. Сложить разрезную картинку из четырёх частей.

Проведение обследования

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Так, педагог предлагает ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания сопровождаются естественными жестами.

Обучение

Если ребёнок затрудняется выполнить задание самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает пирамидку с учётом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка

По каждому заданию фиксируется:

· Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

· Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

· Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Особое внимание обращается на способ ориентировки ребёнка в задании. Например, ребёнок действует путём проб: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирает все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находит нужную прорезь и вкладывает фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

В другом случае ребёнок действует на уровне примеривания. Вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирает все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а поносит её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он сразу видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези.

В третьем случае он действует на уроне зрительной ориентировки. Малыш выделяет существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполняет действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускает геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывает трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка с нарушенным слухом третьего года жизни.

Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречает предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохраняется у него на протяжении всего обследования. Действует целеустремлённо и точно. Если допускает отдельные ошибки, то тут же замечает их и самостоятельно исправляет. Самостоятельно выполняет серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справляется с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использует метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

Соответствие возрастной норме: быстро устанавливает контакт со взрослым, задания заинтересовывают ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца проверок. Действует целеустремлённо, но допущенные ошибки устраняет, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполняет не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справляется с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствует образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользуется методом проб, практическим примериванием, а так же использует зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

Отставание от возрастной нормы:

Как правило, в контакт вступает не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения обычно индеффирентен. Не замечает и не устраняет допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствует образцу. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, предназначенными для его возраста, но может выполнить самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечаются действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывает, а повторяет снова. Как правило, не определена ведущая рука, нет согласованности действий обеих рук.

Значительное отставание от возрастной нормы:

В контакт не вступает, безразличен к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимает что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. После обучения ребёнок не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использует поисковые способы ориентировки, а действует силой. Отмечаются не адекватные действия с предметами: берёт игрушки в рот, стучит, кидает.(7)

Результаты обследования заносятся в протокол.

Валентина Радушкевич
Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста»

ФИО воспитателя

Дата проведения (октябрь, май)

- Критерии :

I. Познавательная сфера :

1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний, маленький, по просьбе взрослого;

2. Подбирает геометрические предметы к соответствующему отверстию;

3. Собирает последовательно вкладыши, матрешки, мисочки, формочки (вкладывает маленькую в большую) ;

4. Строит самостоятельно несложную постройку из 6-10 форм (кубика, шара, кирпичика, призмы, цилиндра, по просьбе взрослого.

II. Цветовой спектр : (6 цветов : красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный)

1. Установление сходства : («Подбери к платьицам похожие по цвету бантики» );

2. Выбор по названию : («Покажи, где желтый лучик у солнышка» , «Найди зеленую иголочку для елочки» и т. д.).

III. Восприятие формы :

1. Установление сходства : «Принеси похожую» (форма и цвет совпадают) ;

2. Выбор по названию : «Покажи, где кубик, шар, кирпичик и т. д.» ;

3. Собирает разрезные картинки из 6-8 частей (фрагментов) .

IV. Слуховое восприятие :

2. Узнает по звучанию и называет музыкальные инструменты.

- Оценка в баллах :

3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задание;

2 балла – ребенок выполняет задание при помощи взрослого;

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

3 – 2,4 балла – высокий уровень

2,3 – 1,7 балла – средний уровень

1,6 – 1 балл – низкий уровень

+ – высокий уровень

– – средний уровень

0 – низкий уровень

Итоги мониторинга сенсорного развития детей младшего возраста (октябрь, май месяцы) 20___г.

Количество детей в группе (списочный состав) ___

Из них :

Высокий – количество - %

Средний – количество - %

Публикации по теме:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори». Из опыта работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием игрового оборудования М. Монтессори. Сенсорное.

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Психологами доказано, что для каждого возраста существует.

1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Енсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы

Похожие публикации