Развивающие игры для детей: значение, виды, рекомендации. Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит? Развивающие игры бывают

Выделяют 4 разновидности развивающих игр, к каждой из которых подобраны специальные игрушки и пособия.

Строительные игры - это игры, основанные на построении сооружений с помощью игрушек различной геометрической формы. В качестве таких игрушек могут выступать кубики, кирпичики, цилиндры, конусы, арки и кольца. Различные картинки, буквы, цифры и надписи на них усложняют процесс игры и представляют хорошую развивающую базу. Строительные игры интересны как совсем маленьким детям, ещё не умеющим ходить, так и детям более старшего возраста. При переходе от простых игр к более сложным у детей также формируются навыки для дальнейшей деятельности в рамках моделирования, конструирования.

Творческие игры - это внедрение определённых жизненных ситуаций в мир ребёнка в виде игры. Примером могут быть игры, где ребёнку отводится определённая роль. При этом малыш может выполнять функцию как живого существа (человека, животного), так и неодушевлённого предмета (паровозика, машины). Творческие игры развивают воображение ребёнка и его способность к творчеству. Доказано, что дети, мало играющие в такие игры, в дальнейшем обладают более худшими творческими способностями.

Дидактические игры представляют собой игры, имеющие в основе предметы для манипулирования ими по определённым правилам: мозаика, бильбоке, разрезные картинки, различные виды настольных игр. Выбирая ребёнку дидактическую игру, крайне важно опираться на возрастные особенности. Перед началом игры необходимо объяснить ребёнку её смысл и правила.

Подвижные игры - это игры, связанные с проявлениями физической активности. Существует большое многообразие таких игр для детей разного возраста, начиная с грудного, с использованием игрушек и без них, в коллективе и наедине. С самого маленького возраста родители учат детей играть в «Ладушки», и это одна из разновидностей подвижных игр. Дети постарше любят игры в «Прятки», «Кошки-мышки». Игрушками для подвижных игр можно назвать спортивный инвентарь: обручи, мячи, скакалки.

Консультация для родителей детского сада «Игры для детей в домашних условиях»

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на его деятельности. Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи.

Игры по дороге в детский сад

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например: «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Живое предложение».

Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

Игры на кухне

«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А - арбуз, ананас и т.д.; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».
Задается вопрос: «Лес, какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

«Игры с бельевыми прищепками».

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей, плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн».

На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

«Лепка из теста».

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.
Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

«Ловкий зайчик».

Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).

Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень».

Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

2 4 249 0

Развитие детей – одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок стремится к познанию уже с самого рождения. Очень важно в этот момент не только позволить малышу узнать мир, но и правильно направить его активность.

Ребенок в 4 года должен уметь:

  • выполнять простые движения за родителями;
  • находить отличия между предметами;
  • складывать пирамидку по цветам;
  • начинать считать и решать простые логические задачи.

Именно в этом возрасте нужно развивать интеллект, мышление, воображение.

Использование игр позволит делать это просто и интересно. В этой статье мы сделали подборку самых интересных и развивающих игр для вашего малыша.

Вам понадобятся:

Познавательные игры для детей

Они позволяют не только концентрировать внимание и тренировать память, но и узнавать новые вещи и их названия. Эти игры включают большой арсенал всевозможных задач, выступающих как средство развития познавательной активности. Выполняют важную обучающую функцию.

Разложи по цвету

Есть четыре группы, в которых представлено большое количество предметов: цветы и растения, дома, игрушки, звери и другие. Все они находятся вместе, то есть, перемешаны.

  • Ребенку предлагают все эти предметы разных цветов;
  • Он должен рассортировать их все по цветовому признаку;
  • После того, как он это сделает, нужно назвать цвета. Можно также проверить названия предметов.

Родители могут спросить, какой они формы, большие или маленькие.

В конце игры было бы неплохо вознаградить ребенка. Сладостями или каким-нибудь небольшим подарочком.

Кто где живет

Ребенку нужно определить, где проживает тот или иной зверек. Обычно для этой игры требуются дополнительные карточки с изображениями разных животных и местами их обитания.

  • Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие природные условия и места обитания животных;
  • Даются карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых;
  • Малыш должен положить каждого зверька на туда, где он живет;
  • После родители проверяют с малышом полученный результат.

Для игры можно использовать и натуральные фигурки животных, если есть игрушечные места их жительства. Например, вольер для лошадки, озеро или пруд для жабки, будка для собаки и так далее.

Часть и целое

Проводится на природе. Можно задействовать всю семью, родственников, друзей. Все становятся в круг, в центре ведущий с мячиком.

  • Центральный по очереди бросает мяч каждому участнику и называет какую-то деталь;
  • Игрок должен поймать мяч и назвать предмет, к которому относится деталь (крыло – птица, листик – дерево, лепесток – цветок);
  • Если ребенок замешкается или называет предмет неверно, то нужно подождать, пока назовет нужный;
  • Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов;
  • Победителю можно вручить вкусный приз.

Не задавайте сложных вопросов малышу, и делайте подсказки. Будет весело:).

Загадочный предмет

Проводится с несколькими детьми.

  • Игрок выходит из комнаты;
  • Те, кто остался, должны загадать какой-то один предмет и качество, которое будет говорить о нем;
  • Когда игрок возвращается, он у каждого спрашивает задуманное слово. Например, круглый, большой, зеленый, сладкий, полосатый;
  • Он должен догадаться, что это за предмет, который описывают – арбуз.
  • Игра идет по кругу, как только один ребенок отгадал, выходит другой. Если он так и не догадался – загадывают другой предмет.

Интеллектуальные игры

Развивают творческие способности. Помогают формировать чувство коммуникабельности, коллективизма. Такие игры – отличная возможность . Состоит игра из нескольких этапов (конкурсы или раунды). Каждый из них проводится по определенному сценарию и оценивается ведущим. Часто действует система баллов.

Накрываем на стол

Домашний вариант игры, которую может провести каждая мама или папа. Не нужно никаких дополнительных инструментов.

  1. На кухне вместе с малышом родители или бабушка накрывают на стол.
  2. Задача малыша не только помочь все расставить так, как нужно, но и сделать это как можно быстрее.
  3. После ребенок должен сосчитать все предметы на столе: количество тарелок, приборов, чашек и так далее.
  4. Цель не только помочь маме, но и .

Листопад

Замечательный вариант времяпрепровождения на осень. Это интересно не только детям, но и взрослым.

  1. На улице, во время прогулки, нужно собрать как можно больше листьев с разных деревьев.
  2. Там же или дома малыш должен разложить их. Можно сначала по цвету, а потом по тому, с какого дерева они были собраны.
  3. Можно просто перебирать каждый лист и называть дерево, с которого оно упало.

Этот вариант очень простой, но понадобится помощь родителей, чтобы точно назвать все сорта и названия деревьев. Еще из листьев можно собрать красивый гербарий.

Обезьянка

Помогает развивать мелкую моторику, координацию и память.

  • Взрослый рассказывает деткам интересную сказку о том, как мальчик или девочка встретили обезьянку, которая за ними все повторяла.

Пример:

  • Мальчик съел яблоко – обезьянка тоже съела;
  • Девочка танцует – обезьянка тоже танцует;
  • Девочка убрала в комнате – обезьянка тоже убрала.

Подкрепить можно целой постановкой.

  • В эту игру можно играть большой толпой. Взрослый становится и показывает действие, а все дети повторяют за ним.

Играть можно как на улице, так и в доме. Настроение вам и ребенку будет обеспечено.

Какой предмет пропал?

Помогает развивать не только память, но и логику, мышление.

  1. Перед малышом выкладывается несколько предметов.
  2. За минуту-две он должен рассмотреть и запомнить их.
  3. Глаза закрываются или ребенок отворачивается.
  4. В это время взрослый убирает один из предметов и просит ребенка опять повернуться и все проверить.
  5. Ребенок должен сказать, что именно пропало и вспомнить как можно больше деталей: цвет, форму, размер и так далее.

Если ребеночек не может вспомнить, старший может давать подсказки: где объект лежал, что на нем нарисовано, какого он цвета.

Сюжетно-ролевые

Развивают запас возможных действий с игрушками. Это хорошая тренировка творческого мышления. Такие игры позволяют взаимодействовать коллективом и развивать коммуникативные навыки.

Игрушки у доктора Айболита

Задача игры – сводить игрушек к врачу.

  1. Нужно выбрать ведущего, доктора и медсестру.
  2. Дети выбирают по игрушке или двум. Им необходимо придумать болезни, которые их беспокоят или симптомы (горло болит, голова, ножка и т. д.).
  3. По очереди, как в больнице, они подходят и общаются с врачом, рассказывают истории, как приключилась беда, что болит.
  4. Врач советует, что делать, бинтует ножки-ручки, делает уколы и все, на что хватит фантазии.

После выздоровления, обязательно, все игрушки идут к врачу и благодарят за помощь.

Дочки-матери

Одна из самых популярных игр у девочек. Используются не только игрушки и куклы, но участвовать могут и сами дети.

  1. Мама, то есть девочка, выбирает куклу, которая будет ее дочкой.
  2. Ребенку нужно собрать ее на прогулку или к походу в гости.
  3. Требуется одеть, подготовить куклу, собрать игрушки.
  4. Девочка может прочесть книгу дочке, провести чаепитие или званий ужин, для которого все нужно подготовить.

Игра имеет множество вариаций и может проводиться несколькими детьми. Кто-то может исполнять роль мамы, кто-то – дочки.

Спортивные

Играя в них дети не только расходуют накопленную энергию, но и приобретают стремление к победе, занимаются спортом и пребывают на свежем воздухе. Они основываются на физической подготовке, но не требуют напряженной борьбы.

Репка

Рассчитана на 12 человек. Понадобятся 2 стула.

  1. Есть две команды по 6 человек, это известные дедушка, бабушка, внучка, Жучка, мышь и кошка.
  2. Стулья стоят на противоположной стороне от детей.
  3. На каждом из них сидит репка – ребенок, имеющий атрибут овоща.
  4. Начинает дед. Он бежит к репке, оббегает и возвращается.
  5. За него цепляется бабка, и они вместе паровозиком бегут, оббегают репку и возвращаются. За них цепляется внучка и так далее.
  6. Когда цепляется мышка, то оббегая репку, она уже цепляет саму репку и все бегут к началу.

Выигрывает та команда, которая вытащит репку быстрее всего. Ну и как же без приза победителям, подумайте, что это может быть.

Два вола

Игра рассчитана на двоих. Понадобиться веревка.

  1. На каждого участника одевается упряжка (они обвязываются веревкой).
  2. По сигналу каждый начинает тянуть в свою сторону.
  3. Лучше всего, если по обеих сторонах от участников будут стоять призы или цели. Каждый тянется к ним.
  4. Выигрывает тот, кто дотянется первым, ну и, конечно, забирает долгожданный приз.

Танцевальные

Проводятся под музыку. Это могут быть простые подвижные игры, те же змейки, но под определенную музыку, либо эстафеты.

Повтори за мной

  • В центре становится ведущий;
  • По кругу располагаются детки;
  • Под музыку ведущий показывает танцевальные движения;
  • Цель детей повторить их как можно точнее.

Можно делать смешные движения, прыгать, детям такое веселье точно понравится.

Ручеек

Нужно непарное количество детей.

  • Все становятся парами, поднимая высоко руки, создавая ворота;
  • Под музыку непарный бежит и на ходу выбирает себе пару;
  • Новая пара становится позади, а оставшийся без нее бежит вперед и выбирает опять себе другого;
  • Проигрывает тот, кто остался без пары, когда музыка закончилась.

Пальчиковые

Используются для развития моторики у ребенка.

Гуси-гуси

Под известную считалку выполняются движения.

Гуси-гуси: взмахи руками.
Га-га-га: движения пальцами, похожие на клюв.
Есть хотите: движения кругом.
Да-да-да: опять движения клювом.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печем “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырек”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Детские игры онлайн

Если вы хотите занять ребенка, чтобы в доме было спокойствие и порядок, и вы могли заняться своими делами, предложите ему онлайн-раскраски любимых персонажей. Пусть из предложенных ниже выберет того, который больше понравиться, кликнет по картинке и начинает раскрашивать.

Для девочек

Для мальчиков

В нашем интернет-магазине сейчас огромный выбор развивающих игр, разобраться в них порой довольно непросто. Безусловно, кое-кто прав в том, что любую игрушку можно назвать развивающей. Но так уж повелось, что педагоги, психологи, разработчики игр, а за ними и продавцы, стали называть развивающей такую игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать способности. Кроме того, она должна отвечать некоторым условиям.

Вот они:

  • многофункциональность (т.е. в одной игре заключено множество разных вариантов),
  • может возбуждать интерес в течение длительного периода времени (т.к. игры построены по принципу "от простого к сложному" и трудность заданий постепенно возрастает),
  • рассчитана на зону ближайшего развития ребенка (овладеть информацией, заложенной в такой игрушке, можно лишь при активном участии взрослого),
  • должна содержать методические указания или возможные варианты игр.
Развивающие игры, продаваемые в интернет-магазине, делятся на так называемые традиционные и авторские.

Традиционные развивающие игры

  • Пирамидки (от 8-9 месяцев). Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т.д. Игрушка нужна для формирования и развития представлений о размере (большое, маленькое, среднее, больше-меньше, такой же-не такой), форме, цвете (хорошо, если есть парные детали одного цвета). Ребенок должен выполнять сортировку игрушек по этим признакам. Само одевание колец на стержень - это великолепная тренировка для координации глаза и руки, а также развития мелкой моторики.
  • Доски Сегена (от 1,5 лет). Плоские доски с рамками-прорезями различных форм. Ребенку необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Эти развивающие игры тренируют мелкую моторику, глазомер, учат соотносить форму и размер, развивают координацию движений руки.
  • Рамки-вкладыши (от 1 года). Объемные развивающие игрушки, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие или вставить один в другой рамки-вкладыши. Примером такой игрушки служит матрешка, рамки-вкладыши Монтессори и много других подобных игрушек. Все эти игрушки-вкладыши, также как и доски Сегена, совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также тренируют и развивают мелкую моторику и координацию движений.
  • Шнуровки (с 1,5-2 лет). Игрушки-шнуровки готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучают пальчики ребенка совершать точные движения: захват "щепотью" (тремя пальцами), "пинцетный" захват (двумя пальцами).
  • Конструкторы (от 1 года). Обучение ребенка конструированию различных сооружений и построек. Для старшего возраста - постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Игры развивают пространственного воображения.
  • Настольные игры.
    • От 1,5 до 2 лет. Лото с разрезными карточками и мозаика развивают способность классифицировать предметы по различным признакам: форме, цвету, размеру.
    • От 2 до 3 лет. Пазлы из двух, а затем и более частей дают первые навыки плоскостного конструирования, развивают умение выделения части из целого и наоборот. Домино развивает умение находить среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.
    • От 3,5 до 4 лет. Игры-ходилки с кубиком и фишками. Игры-ходилки учат игре по правилам и по очереди.

Авторские развивающие игры

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и, чаще всего, носят имена своих создателей. В них удалось сочетать один из принципов обучения "от простого к сложному" с важным принципом творческой деятельности "самостоятельно по способностям", поэтому ребенку удается достичь "потолка" своих возможностей в данном возрастном периоде.

Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А в некоторые из них играют даже взрослые.

  • Развивающие игры Лены Даниловой (от 1 месяца). Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Игры обеспечивают развитие зрения, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомство с понятиями цвет, форма, размер, в дальнейшем - развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.
  • Игры и кубики Никитина (от 1,5 лет). Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игр. Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.
  • Кубики Зайцева (от 2 лет). Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
  • Логические блоки Дьенеша (от 1,5 лет). Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Эта развивающая игра помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции "не", "и", "или". Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.
  • Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет). С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

    Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Как видите, развивающих игр великое множество. И нам удалось поподробнее поговорить лишь о некоторых из них. Какую из них выбрать, решать только вам. Прислушайтесь к своему ребенку, присмотритесь, какие игры он предпочитает. Как видите, по своим функциям многие игрушки перекликаются.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком.

  • Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.
  • Предлагайте ребенку поиграть, не навязывая.
  • Не ждите от ребенка каких-то результатов.
  • Не сравнивайте с другими детьми.
  • Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.
  • Помните, что это игра создана для вашего малыша, а не наоборот.
  • И, наконец, учтите, что развивающая игра - это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению появления на рынке новых развивающих игрушек. Да это и понятно, рынок, в общем-то, переполнен. А те, которые появляются, как правило, повторяют в той или иной степени предыдущие разработки. Ничего принципиально нового пока нет.
Похожие публикации