Из чего сделать лэпбук в детском саду. Лэпбуки о животных

Елена Тонких

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение . Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука » .

Что же такое лэпбук , зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки . В дословном переводе с английского "Лэпбук " (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling) . При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук . Получается изначально лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие :

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке , должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части .

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки , ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

В чем же преимущество обучения с лэпбуком ?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!

А я представляю свой лэпбук , как дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема лэпбука : «Полярные медведи, как исчезающий вид»

Цель : закрепление знаний о полярных медведях в ходе тематической недели «Животные Крайнего Севера» .

Содержание папки : 1. Игра «Лабиринты, раскраски» (ребёнок карандашом проводит медведя к рыбке или к воде, в зависимости от рисунка, тем самым развивает ориентацию в пространстве, мелкую моторику, мышление); 2. Игра «Собери слово» (из уже изученных букв ребёнок должен составить слова : «миша» , «зима» , «снег» , тем самым у ребенка развивается мелкая моторика, звукобуквенный анализ, чтение, что немало важно для подготовки к школе); 3. Игра «Покорми медведя» (ребёнок должен из нескольких фишек-картинок найти те, на которых изображены предметы питания медведя, а также ребёнок запоминает и называет животных : нерпа, белуха, тюлень и т. д., тем самым у ребёнка развивается память, мышление, мелкая моторика, обогащается предметный словарь); 4. «Кто в домике живет?» ; 5. «Следы невиданных зверей» ; 6. «Ареал обитания» ; 7. «Медвежье семейство» ; 8. «Строение белого медведя» ; 9. «Это интересно! Интересные факты, загадки, стихи» . Разделы 4-9 несут в себе в основном информационную цель и развивают тоже мышление, память и интерес к обучению.

Ожидаемый результат :

Быстрое запоминание информации, а также стихов и загадок.

Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком .

Проявление повышенного интереса к содержанию папки.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие ВПФ (мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги) .

Запоминание других животных, которые обитают в непосредственной близости от белого медведя и являются его предметом пропитания.

Обогащение словаря. «Печатание» и чтение слов.

Предлагаю и вам, уважамеые родители, вместе со своими детьми сделать такую интересную книжку.

С чего начать создание лэпбука ?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука . Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие,предложить написать современный вариант сказки и т. д.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука , т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.

3. Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.





Публикации по теме:

Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Аннотация: Дидактическое пособие лэпбук «Что такое хорошо, что такое плохо» представляет собой пластиковую папку 40*40 см, и 4 разворота.

Ежедневное планирование в младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды.

Игры, которые можно использовать после перенесенных болезней дыхательной системы. Игры, которые можно использовать после перенесенных болезней дыхательной системы. 1. Дыхание. Правильно дышать – очень важно, для здоровья.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта: 1 целеполагание (выбор темы) 2 разработка лэпбука (составление плана) 3 выполнение (практическая часть) 4 подведение итогов Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

v организационную (экскурсии, походы)

v техническую (фото, видео)

v информационную (сбор информации для лэпбука)

v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.

В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

Ну и в конце концов, это просто интересно.

В результате данной культурной практики у детей развиваютя универсальные умения, такие как:

Умение планировать предстоящую деятельность;

Договариваться со сверстниками;

Распределять обязанности;

Искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

Самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

Принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

Используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования Лэпбуков:

· ребенок самостоятельно собирает нужную информацию

· структурирует большой объем данных

· Побуждает интерес у детей к познавательному развитию

· Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым

· Развивает креативность и творческое мышление

· простой способ запоминания

· Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия

Эффективно использовать Лэпбук можно
как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,
так и для самостоятельной работы.

Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать? тема - план - макет - оформление.

Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук

Пример плана лэпбука «ЗИМА»

1. Игра «Мемори-снежинки» 2. Творческое задание «Окошко» 3. Календарь 4. Карточки с животными и птицами 5. Рассказ по картине 6. Блокнот «Приметы зимы» 7. Карта «Где живет зима?» 8. Снеговик с загадками 9. Игра-находилка «Звуки зимы»

12 кармашки конверты книжки вращающиеся круги блокноты лист, сложенный несколько раз

В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.

А еще лэпбук очень мобильная система, вот мы привезли, для демонстрации несколько наших лэпбуков, совершенно не напрягаясь, а можно, и дать эту папку так сказать «погостить» в другую группу или даже домой ребенку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

физического развития детей№18 «Подснежник» г.Канска

К онсультация для педагогов

Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?

Воспитатель:

Волкова

Ольга Сергеевна

КАНСК 2016

В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

Информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; - обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

Вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества вкусно поданной информации.

С чего начать создание лэпбука?

1. Определится с темой лэпбука. Тема может быть любая. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение.

2. После того, как определились с темой, составить план лэпбука, т.е. какие подтемы хотите раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек.

3.Для каждой темы выбирается подходящая мини-книжку.

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса – лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога.

ЛЭПБУК «Мой любимый г. Канск»

(для детей старшего дошкольного возраста)

ЛЭПБУК «В гостях у сказки»

(для детей младшего дошкольного возраста)


Как сделать лэпбук функциональным и интересным? Есть несколько секретов.

Сегодня рассмотрим варианты карманов.


1. Можно взять готовые конверты. Например, пакеты для дисков с прозрачными вставками, позволяют видеть, что внутри, они есть цветные, можно выбрать. Можно взять конверты для писем, наклеив на них понятные обозначения игры и задания, которые вы туда размещаете.

2. Конверты можно изготовить самим по раскладкам. Качество и вид конверта будет зависеть от бумаги, которую вы используете. Если вы распечатываете конверт, то лучше используйте плотную бумагу для печати (плотность 160). В любом редакторе (Word, PowerPoint и др.) на него можно нанести нужный вам рисунок или узор, подписать название. Если чертите, то красивый результат будет на бумаге для скрапбукинга, упаковок от детского картона, на обоях. На готовый конверт можно наклеить название или картинку по теме.

3. Карманы. Могут быть любой формы. Здесь можно проявить фантазию. Самые просты в форме прямоугольника можно сделать из бумаги или тонкого пластика папок. Тогда понадобится еще и скотч, чтобы склеить края.






4. Интересно смотрятся гармошки с информацией.


5. Еще одна идея — карточки разделители, на которых можно разместить загадки, сведения или задания

6. Разнообразят лэпбук разные окошки

Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.

А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.

Разновидность и цель Лэпбука

Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.

Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.

Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.

Примеры Лэпбуков

Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.

Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.

В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Праздничные.
  2. Для учёбы.
  3. Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
  4. Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).

Формы и внешний вид

Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.

С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.

Похожие публикации