«Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка. Психологический климат семьи как основа нравственного становления личности Из чего складывается психологический климат в семье

Психологический климат - это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Что является показателем совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный психологический климат.

Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, "психическое насыщение" от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения могут быть прочными тогда, когда близкие признают друг за другом "право на одиночество", и после этого люди вновь стремятся к взаимному общению.

Совместимость - сложное явление и имеет несколько уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём.

Другими вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.

Семейное счастье - не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. В зависимости от степени неурядиц различают семьи: - конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи; - проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным "психологическим убежищем". Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В.С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот "интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды", не тождествен понятию "социально-психологический климат", которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т.д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин "психологическое здоровье семьи".

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

Неполные семьи - это семьи с одним родителем и детьми. В 1989 г. - 15,1%, 1994 - 18,6% неполных семей. В неполных семьях воспитывается каждый 7-ой ребенок в России. В городах неполных семей больше, чем в сельской местности.

  • 1. Развод родителей. Уровень разводимости возрастает - примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились.
  • 2. Внебрачные рождения. В 60-70гг. доля внебрачных детей - 10-12%. В 1996 г - 23%. Каждый 5-ый ребенок - вне брака.
  • 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
  • 3. Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).
  • 4. Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.

Неполная семья - это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.

Особенно актуальная проблема - это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным для малыша. Если папа появляется в более сознательном возрасте ребёнка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым членом семьи может протекать более или менее спокойно, но в возрасте от 6 лет, когда ребёнок уже привык жить только с мамой вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш не относится негативно к конкретному человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его мама начнёт любить его меньше, будет больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т.д. В такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как вы его любите, объясняйте, что в новой сложившейся ситуации нет ничего плохого и т.д.

Такая же сложная ситуация и у тех семей, где появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и "правильно" воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребёнком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию.

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в семье, принимает активное участие в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т.д.

Только терпение и понимание чувств ребёнка поможет Вам создать настоящею счастливую семью!

Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность. В семьях с благоприятным психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате. Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка - спокойная и доброжелательная обстановка, которая создается родителями их внимательным отношением к эмоциональным потребностям ребёнка, беседами с ним, наблюдением и поддержанием дисциплины. Под влиянием определенных ситуаций у детей могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения, такие, как беспричинные страхи, нарушения сна и пр., которые носят временный характер. У детей с некоторыми особенностями они проявляются часто, и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут определяться как психические расстройства.

Внутрисемейные отношения и благоприятный психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка, который усваивает нормы поведения и отношений родителей. В соответствии с этими нормами дети начинают строить свои отношения с близкими людьми, а в дальнейшем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. В семьях, не имеющих единства в воспитании ребенка и нарушающих важные педагогические принципы уважения и требовательности к нему, создается почва для неправильного становления характера человека.

Исходя из этого, можно сказать, что в воспитании ребенка важную роль играет семейный климат и личный пример родителей. Немалое значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.

Дети нуждаются в поощрении, признании, или другой форме одобрения, если они поступают правильно, также как и в критике, несогласии, в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но не указывают на неправильные их действия, учатся всему более медленно, через множество своих ошибок. Следует помнить, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными, поэтому ребенка следует чаще поощрять, чем бранить. Любой успех ребенка надо похвалить и не заметить его неудач, которые случаются с ним редко.

Естественно, наказания никогда не должны ставить под вопрос любовь родителей. Физические наказания лучше не применять, т.к. это свидетельствует о бессилии родителей. Они вызывают в ребенке чувство унижения и стыда и не способствуют развитию самодисциплины. Дети, которых наказывают физически, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности лучше способствуют “психологические” наказания: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, мы на него сердимся и т. п., то чувство вины, пробужденное нами в ребенке, будет являться сильным регулятором его поведения и в тот момент, когда ребенок остается без надзора родителей.

Основная задача родителей - создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Проявление любви к ребенку:

Контакт глаз;

Говорить о любви;

Тактильный контакт,

Совместные занятия, помощь в его делах, внимание к его проблемам и т. д.

Правильное формирование психического мира человека возможно только при уверенности ребенка в родительской любви, на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви. Дети, которые не получили того объёма любви, в котором они нуждались, не умеют переносить жизненных нагрузок и трудностей. Они реагируют на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые, благодаря эмоционально-комфортному семейному климату. Из этого можно сделать вывод: “трудный” ребёнок нуждается только в помощи – ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребёнка находятся в глубине его психики. Это на первый взгляд кажется, что он просто не слушается, а на самом деле причина иная. И, как правило, она является эмоциональной и не осознается ни взрослым, ни самим ребёнком. Следует вывод: такие причины необходимо знать.

Основные причины серьёзных нарушений поведения детей

1. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, для его нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

2. Вторая причина – борьба за самоутверждение, направленная против чрезмерной родительской власти и опеки. Если замечания и советы слишком часты, то ребёнок начинает противиться этому. Смысл такого поведения для ребёнка заключается в том, чтобы отстоять право самому решать свои дела, и показать, что он личность.

3. Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть разные: разошлись мать с отцом, и в доме появился отчим. “Плохое” поведение в этом случае можно выразить так: “Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо!..” Здесь необходимо и себя и детей учить отношению к обидам. Нам выбирать: обижаться, нанося тем самым вред своей личности или не обижаться, прощая обидчика.

4. Четвертая причина – потеря веры в собственный успех. Иногда случается так, что ребёнок переживает своё неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него могут возникнуть совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием этого явится запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе приводят к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное “смещение неблагополучия” происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Из-за накопленных неудач и критики в свой адрес, он теряет уверенность в себе. Ребенок приходит к выводу: “Нечего стараться, всё равно ничего не получится.” Своим поведением он показывает: “Мне всё равно”, “И пусть плохой”.

Очень важно знать, что основа самооценки закладывается в самые первые годы жизни ребёнка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Таким образом, любое нарушение поведения ребёнка – это сигнал о помощи. Своим поведением он нам говорит: “Мне плохо! Помогите мне!”

Внешне разные причины могут проявляться одинаково. Например, плохая учеба может быть связана: с желанием привлечь внимание, с нежеланием подчиняться чужой воле, с неуверенностью в своих силах. Для выявления истинной причины непослушания и плохого поведения необходимо обратить внимание на собственные чувства:

Если мы испытываем обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребёнка причинить её нам? Какая боль у него самого? Чем мы обидели его? Поняв причину, надо постараться её устранить.

Переживания родителей – являются своеобразным зеркалом скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. Необходимо понять проблему своего ребёнка: с чем, против чего он “воевал”.

Помощь в каждом случае будет разная.

Если происходит борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребёнку свое положительное отношение к нему. Это могу быть совместные занятия, прогулки, посещения музеев, кинотеатров. Ребенок благодарностью отзовётся на это.

Если конфликтные ситуации являются борьбой за самоутверждение, то необходимо уменьшить свой контроль над делами ребёнка. Для детей важно накапливать свой опыт решений и даже неудач.

Важно понимать, что упрямство и своеволие ребёнка – это лишь раздражающая нас форма поведения и его желание начинать учиться жить своим “умом”.

Важно отметить, что наши старания наладить мир и дисциплину в семье потребуют от нас большого терпения. Нам надо переключать отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду и отчаяние) на конструктивные действия, т.е. менять себя. Это является единственным путем воспитания нашего любимого “трудного” ребёнка.

Определение “трудный” ребёнок показывает, как трудно ему достучаться до нас, а потом поверить нам, ведь мы первые показали свое недоверие ему. Мы должны понимать, что решение любой проблемы в воспитании необходимо начинать с себя: со своих отрицательных качеств и ошибок. Улучшая себя, мы улучшим и мир вокруг нас.

Особое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеет социально-психологический климат семьи, отражающий состояние ее психологии. Складываясь в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, являясь результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, социально-психологический климат представляет собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступает интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Социально-психологический климат - одно из важнейших условий функционирования семьи. Он не только накладывает своеобразный отпечаток на семейную жизнь и на ее участников, но и образует духовную среду, в которой развертывается семейное воспитание.

Семейный климат складывается на базе нравственно-эмоционального контакта, а также духовной и социально-психо- логической совместимости супругов, родителей и детей. Их рассмотрение позволяет раскрыть воспитательное значение социально-психологического климата, исследовать механизмы его воздействия на выбор определенного стиля семейного воспитания.

Понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке сравнительно недавно наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и др., которые получили широкое распространение в современной науке и практике.

Эмоциональный контакт - это двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждый из индивидов чувствует себя объектом заинтересованности и имеет определенный эмоциональный настрой, созвучный настрою другого индивида. Характер эмоциональных связей (внимание, забота, уважение, ласка, любовь) определяет удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а следовательно, прочность и стабильность семьи. Эмоциональный контакт между членами семьи играет большую роль и в воспитании детей, в их становлении как личностей. Он может быть положительным или отрицательным. В основе положительных эмоциональных связей лежат благоприятные эмоции и чувства, отрицательные же - сопровождаются эмоциями и переживаниями негативного характера. Исходя из этого можно, например, говорить, что положительный эмоциональный контакт между родителями и детьми невозможен в семьях, где основным средством воспитания является наказание, приводящее к возникновению у подрастающего человека чувства страха, тревоги, постоянного испуга и отчужденности. Положительный эмоциональный контакт между супругами, родителями и детьми - залог успешного прохождения воспитательного процесса в семье, который, как известно, никогда не выступает в чистом виде, а лишь как результат многих тенденций и взаимоотношений, накладывающихся друг на друга. И потому в семейном воспитании важны как методы и приемы, так и чувства, проявляемые по отношению к детям, особенно в их ранние годы. Отсюда и вытекает неблагоприятное воспитательное воздействие на детей отрицательного эмоционального контакта, в основе которого раздражение, досада, озлобление, ревность и т.д. Наряду с этим в реальной жизни нередко имеет место и гипертрофия положительных эмоциональных контактов родителей и детей.

До сих пор в литературе состояние социально-психологического климата оценивается в двух крайних позициях - благоприятный и неблагоприятный, благополучный и неблагополучный.

Благоприятный (благополучный ) социально-психологический климат - это доверие, высокая требовательность друг к другу, доброжелательная (конструктивная) критика, стойкое удовлетворение потребностей супругов во всех областях супружеского взаимодействия, стабильность эмоциональных отношений, обеспечение условий для благополучия и личностного развития, что создает благоприятный социально-психо- логический уровень адаптированное™. Низкий уровень адаптированное™ определяется частичной удовлетворенностью отдельными сторонами и явлениями супружеской жизни, рассогласованностью при реализации некоторых функций в семье, частичным удовлетворением значимых потребностей супругов, но позитивным отношением к браку в целом.

Неблагоприятный социально-психологический климат оценивается по следующим параметрам: значительная неудовлетворенность партнеров одной из сторон супружеского взаимодействия, отсутствие психологической поддержки партнеров, высокий уровень конфликтности деструктивного характера, негативная установка одного из супругов на устранение семьи.

Ученые Самары провели исследование социально-психологического климата семьи и стилей семейного воспитания в семьях русских, башкир и татар, были использованы следующие методики: карта беседы, наблюдение, методы статистической обработки данных. Результаты следующие: у русских нет различий в стиле семейного воспитания у семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психологическим климатом. В семьях с благоприятным социально-психологическим климатом у башкир в большей степени представлен сочувствующий стиль семейного воспитания, а у татар - рассудительный стиль. Гораздо больше различий получено при сопоставлении семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психо- логическим климатом. В семьях с благоприятным социальнопсихологическим климатом в большей степени представлены рассудительный и предупредительный стили семейного воспитания, а в семьях с неблагоприятным социально-психологическим климатом - попустительский и контролирующий стили семейного воспитания. Из общей картины несколько выбивается предупредительный стиль, формирующий инфантильный тип личности. Попустительский и контролирующий стили по сути объединяет стремление лишить ребенка своего собственного мнения, приучить его к выполнению некоторых внешних требований, «правил» игры, что говорит об отсутствии настоящей заботы и любви к ребенку, о навязывании ему с помощью разных методов жестких стереотипов поведения и формирования его мышления в «правильном», с точки зрения родителей, направлении. Предупредительный и рассудительный стили по многим параметрам отличаются друг от друга, по-видимому, их объединяет только отсутствие такого метода воспитания, как наказание.

У башкир и татар в обоих случаях не используются методы воспитания - ни похвала, ни наказание, родители предоставляют ребенку полную свободу деятельности, с любовью относятся к ребенку и строят позитивные отношения с окружающими людьми. Однако в семьях у башкир ребенка приучают действовать на основе глубокой интериоризации нравственных ценностей, в то время как у татар главным является соблюдение принятых правил поведения. При подсчете отличия эмпирического распределения с теоретическим по критерию их оказалось, что среди русских семей с благоприятным климатом преобладает состязательный стиль, у башкир - сочувствующий стиль, у татар - рассудительный стиль семейного воспитания.

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Похожие публикации