Беседы на морально этические темы для подростков. "разговор о нравственных ценностях"

Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» напоминает распустившийся цветок, юный и свежий, набирающий силу аромата в пору начала цветения. Неспроста Движение выбрало своим символом цветок белой лилии – как символ чистоты и гармонии. Белая лилия на фоне бело-голубой ленточки, ещё одного символа, говорят о благородстве и возвышенных устремлениях, милосердии и духовности. По сути, все эти качества являются составляющими Нравственности.

Беседа первая.
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Этот первый пункт Кодекса отражает Золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Беседа вторая.
«Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному, ни Природе»

Так звучит второй пункт Кодекса Нравственности Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

Не причинять вреда означает не доставлять кому бы то ни было страданий и затруднений.

Беседа третья.
«Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля»

«Любовь – это та сила, которая находится в глубине нашего существа. И это самая большая драгоценность нашего мира, которую стоит хранить и беречь гораздо больше, чем деньги, вещи или золото».

Беседа четвёртая.
«Я за труд на Общее Благо»

«...труд сам по себе представляет великую ценность. Истинный труд является высшим благом для развития души. И, в конечном счете, будут иметь значение вовсе не но-вые кофеварки, шубы и автомобили, а совсем другой результат нашего труда, а именно: те навыки и тот бесценный опыт, который необходим для развития нашей индивидуальности»

Беседа пятая.
«Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту,
простоту и скромность в общественной и личной жизни»

«Только прочувствованная сердцем, правда может помочь другому человеку. Не унизить человека, а возвысить его, исцелить его душу, направить её к развитию и совершенствованию. Чтобы не навредить, Правда может идти только рука об руку с Честностью и Искренностью»

Беседа шестая.
«Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению»

«... Существует множество методик и упражнений для развития позитивного мышления. Мы же предлагаем начать с самой главной – выработать в себе привычку быть благодарными любому явлению и событию жизни, любому проявлению человека»

Беседа седьмая.
«Я следую здоровому образу жизни»

«Седьмой пункт Кодекса участника Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» затрагивает обширную тему здоровья.»

Беседа восьмая.
«Я радуюсь достижениям других, как своим собственным»

«Нам нужно научиться радоваться достижениям других людей. Нам нужно искренне радоваться их достижениям. Тогда мы тоже сможем обрести те добродетели, которые присущи этим людям-созидателям. И один праведный поступок, который найдёт позитивный отклик в сердцах десяти людей, будет приумножен десятикратно.»

Беседа девятая.
«Я – за братство всех народов»

«В процессах объединения и совместного труда нет нужды подолгу останавливаться на противоречиях. Потому что тогда, когда мы действуем, двигаемся и на ходу решаем текущие задачи, отпадает необходимость во многих бесполезных дискуссиях. Реальные действия, направленные на Общее Благо и Добро, способны сами по себе служить верным ориентиром в мире хаоса. Только там, где создаётся на планете новый образец, – находится Истина. Там, где пустые и долгие рассуждения и дискуссии, – нет Истины.»

Беседа десятая.
«Я живу по совести»

«Нужно возвести понятие Нравственности в ранг государственной идеологии. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной.»

Беседа в студенческом общежитии на тему:

«Духовно – нравственное воспитание молодежи»

План:

1. Роль церкви в воспитании молодежи

2. Роль политической системы

3. Воспитание нравственности и духовности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За вами будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы. Современные представления молодежи удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки - воспринимаются как норма жизни, от которой никуда не деться). Уровень культуры, знания о правилах этикета вызывает недоумение. Например: «В автобусе надо уступать место старшим?». Души современных подростков извращены. Как же можно объяснить деградацию духовной сферы человека?

Это испытали все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. Такой переходный период и произошел в 90-х годах 20века, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи.

Кто же должен вырабатывать систему воспитания ?

Наверное - церковь, и государство, и семья.

1. Роль церкви в воспитании молодежи

Многие говорят о том, что когда-то раньше было лучше, потому - что люди были добрее, воспитаннее и духовно богаче. Чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. Человек “упростил” свою жизнь жилищным комфортом (обилием продовольствия, возможностями современной техники). Приобретая – утрачивать.

К чему же мы придем такими темпами в итоге?

1- к власти машин в прямом и переносном смысле,

2 - получим человека, утратившего способность сочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоции;

3 - человека, как бездушного робота, выполняющего запрограммированный объем работы.

Может вернуться к Богу, у слышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу.

Русский народ 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь, устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны, они основа духовно–нравственного воспитания. Опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ей силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения.

Социалистический строй отвергал православие, но продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение и таких качеств как порядочность, честность, открытость, доброта . К сожалению, эти качества в современной России редчайшее явление

Вывод : однако, использовать веру только как инструмент воспитания неправильно. Вера- это, прежде всего состояние души, а не способ запихать в человека как можно больше норм и правил, подкрепляемых запугиванием расплаты на том свете.

2. Роль политической системы

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй. Приоритетной задачей государства и политики является создание системы общенациональных ценностей.

Духовно - нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на консолидацию российского общества, формирование гражданской позиции, формирование духовных и нравственных основ российского национального самосознания, принятие смысложизненных ориентиров, повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.

3. Воспитание нравственности и духовность

Духовность – это красота внутреннего мира человека. Актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека. У человека природой заложено стремление к прекрасному, поэтому, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека ожил росток духовности.

Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека и народную культуру, скрепляющая поколения прочными духовными связями. Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека.

Заключение

Неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной воспитательно – педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится. Остается острым вопрос с засилием в душах молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.

Муниципальное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

х.Северокавказского Новокубанский район

беседы по нравственному воспитанию

пОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

люст наталья владимировна

2014 ГОД

БЕСЕДА№1-«Что значит «воспитанный человек»?»

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

– Как вы ответите на этот вопрос?

В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя».

– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Пример (воспоминание народной артистки СССР):

«Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он – и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример.

В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»

В ы в о д: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

«Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека!

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е Евтушенко

Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример.

«Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

БЕСЕДА№2-«Поведение человека как образ жизни»

Освобождать себя от соблюдения правил приличия –

значит искать средства для свободных проявлений

своих недостатков.

Ш. Монтескье

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

Никакая причина не извиняет невежливости.

Т. Шевченко

Мы и другие люди. Как много об этом уже написано, однако жизнь показывает, что отношения между людьми продолжают волновать очень многих, так как являются главными в человеческом бытии, ведь «человек немыслим без общества».

Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных, в кругу друзей, хороших знакомых или малознакомых – на работе, во время учебы, в гостях, клубах, кружках, театре, кино, музее, магазине, в столовой, ресторане, поезде, самолете, на пляже – везде и всегда.

Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. Марк Аврелий: «Если бы ты даже хотел этого, ты не мог бы отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».

Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как продолжительным, длящимся иногда почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?

Поведение человека... Мы как будто знаем о нем все или, во всяком случае, очень многое. Вместе со всеми мы негодуем и повторяем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми, очень низкая культура поведения. Люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы; многие крикливо и безвкусно одеты, не умеют правильно и красиво говорить...

А мы сами? Задумываемся ли о том, как ведем себя с разными людьми, в разных ситуациях? Умеем ли уважать, сочувствовать или сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают и истолковывают наше поведение окружающие?

А. Моруа весьма тонко заметил: что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других.

А так ли уж это важно – думать о своем поведении, когда в современном мире существует столько интересных и сложных проблем? Ведем себя, как все – и ладно. А ладно ли?

Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. А определяется поведение всей системой отношений человека к действительности, прежде всего, его отношением к окружающим людям.

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, семейных, личных.

Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры как таковой очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Каждый знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток (или, еще хуже, ответить грубостью, нахамить – вставать на одну ступень). Этот кто-то – малокультурный и невоспитанный человек. Про таких людей Д. Локк писал: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости (хамства); ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесанностью; добродушие – лестью.

Именно человеколюбие – главная ценность в поведении каждого из нас. Обычно бывает так, что в тот или иной период времени одному человеку живется легче, другому – труднее; одному выпадет больше радости, другому меньше; у одного на душе спокойно, у другого тревожно. Важно уметь видеть и понимать, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, а от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. Это – основа тончайших человеческих взаимоотношений, которая определяет суть наших поступков от самых незначительных в повседневной жизни (уступил дорогу, пропустил в лифт, не заметил раздраженный тон расстроенного человека, похвалил покупку друга, поздравил с удачей) до весьма ответственных за жизнь, судьбу, будущее другого человека – того, кто находится рядом с тобой.

Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя. Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

БЕСЕДА №3-«ДУХОВНОСТЬ – НОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

Триединство человека:

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

1. Материальные (способствуют жизни):

Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);

Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).

2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».

И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

БЕСЕДА №4 - «О ЗАКОНАХ НРАВСТВЕННОСТИ»

Хорошими людьми становятся больше

от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Ежедневное общение дома, в школе, в транспорте, на улице, со своими, с чужими – это та реальность, о которой мы редко задумываемся. Это наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы этого или не хотим, но все мы подчас испытываем одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

– Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие? (Нет.)

– Волнует ли вас отношение окружающих людей?

Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами.

Кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, кому-то дороже всего добрые отношения в семье, и реже всего мы дорожим отношениями всех окружающих – и знакомых, и незнакомых.

– Почему? Может быть, этого и не надо?

Причин много, но одна из них, пожалуй, главная (Какая? Привести пример. ) – это эгоизм, желание, а вернее, нежелание в чем-то ущемить и ограничить себя, любимого, неумение поставить себя на место другого человека и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно. А еще? (Пример.) Трусость. Да-да, элементарная трусость, ведь хамство по отношению к совсем не знакомым чаще всего остается безнаказанным.

– Существуют ли некие общечеловеческие правила, используемые людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов?

Таких единых, общечеловеческих правил, наверное, нет, хотя есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип – так называемое «золотое правило нравственности», которое в той или иной степени является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. Существует это правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

Примеры:

1. В древнеиндийском эпосе V в. до н. э. есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям».

2. Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

3. Строки из XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

– Обобщите все сказанное. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?

Что людям желаешь, то и сам получишь.

Не делай другому того, чего сам себе не желаешь.

– Какие же поступки можно назвать нравственными?

Нравственные поступки имеют хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Как важно всегда помнить, что любой поступок имеет последствия и результат!

– Чем человек оправдывает свое безнравственное поведение?

Обстоятельствами. Дескать, они (обстоятельства) вынудили его сделать так. Но это неверно. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному.

– От чего это зависит?

От нравственной позиции. Так, например, австрийский психолог Виктор Франклин, прошедший в годы Второй мировой войны через все ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: « В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя, как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет реализована, зависит от его решения, а не от условий».

– Итак, давайте более подробно представим, что же включает в себя понятие «нравственность». Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Вернемся к началу нашего разговора. Для каждого человека, и мы это уже выяснили, всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

На доске нарисован «скелет» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.

В итоге н а д о с к е

Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

– А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово?

В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлебку». Как его понять?

Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем?

Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни. От чего зависит наличие этого стремления? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное (от чего?) – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

– По каким поступкам определяют честь человека?

Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека (чему?) всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать его, ввести других в заблуждение относительно своей личности. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство.

Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава

– Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло?

Это наша совесть.

– Что такое совесть и зачем она нужна?

Совесть – это наш внутренний судья. Совесть часто проявляется как неосознанный инстинкт, импульс, не оставляющий времени на размышления о личной выгоде.

Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в самокритике, в желании соответствовать нравственным требованиям.

– Какое чувство является главным проявлением совести? Чувство стыда.

В народе издавна, как вы знаете, совесть разделяют на... (какую?) чистую и нечистую .

– С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему?

Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли и поступки.

«Жалок тот человек, в ком совесть нечиста» (А. Пушкин) .

– Почему?

П р о д о л ж и т е ф р а з у:

Если большинство людей в обществе

бессовестны е – это общество... (обывательское, беспокойное, нетерпимое, опасное, криминальное, бандитское, конфликтное);

совестливые – это общество... (спокойное, мирное, гражданское, безопасное, терпимое).

Слова «ты должен», «ты обязан» каждый слышит с раннего детства. Иные молодые люди склонны думать, что они никому ничего не должны, а наоборот, все должны им преподнести все блага на «блюдечке с голубой каемочкой», обязаны обеспечить «нормальную жизнь».

– О каком чувстве идет речь?

Это чувство появляется, когда у человека сформировано сознание. Это долг . Да, так уж устроена наша жизнь, что живет свободно и счастливо тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Долг – нравственное требование к личности, которое выступает как общественная необходимость жизни в обществе.

– В чем же вы видите на данном этапе исполнение своего долга? А в будущем?

Итак, чувство долга является критерием гражданской зрелости человека.

Продолжите и объясните смысл следующего высказывания:

«Исполни свой долг, и ты узнаешь, чего ты... (стоишь).

– От чего же зависят действия человека?

От желания и, конечно же, решения действовать.

– А воплощение в действие решения человека зависит от чего?

От прилагаемых усилий, то есть от человеческой силы воли.

– Как вы определяете для себя понятие силы воли?

Это сознательное усилие человека, направленное на достижение цели, на решение поставленной задачи. Иными словами, это мое убеждение, воплощенное в решение и действие.

– Какого человека можно назвать волевым?

Который занимается самовоспитанием, самостроительством, самосовершенствованием, ежедневно вырабатывая в себе столь необходимое качество. Волевой человек стремится стать лучше, накапливая в себе положительные качества.

Все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека.

– В чем, по-вашему, выражается способность и умение человека находить, видеть и воспринимать прекрасное в окружающем его мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах. В духовности.

– Что вы вкладываете в понятие «духовность»?

– Зачем она человеку?

По тому, как человек судит о прекрасном (если вообще эта способность присутствует в нем), можно судить и о его отношении к людям. Прокомментируйте следующее стихотворение:

«...Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» –

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Р. Гамзатов

– Позицию какого человека можно назвать нравственной? Почему? Какая позиция из этих двух близка вам? Как развивать в себе стремление к прекрасному?

Духовность развивается в стремлении человека к доброму, правдивому, прекрасному и красивому, что является опорой для человеческой души. Без такой опоры человек превращается в обывателя, для которого самое главное – быть сытым.

Каждый решает и определяет для себя (возврат к эпиграфу): насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком?

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении десяти лет на базе Православной церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской. В зависимости от аудитории те или ные вопросы освещались с различных точек зрения, более понятных учащимся.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат , как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Факультет социальной работы и социальной педагогики

Кафедра теологии

Методическая разработка курса Нравственных бесед с подростками

Составитель: Заболотнов Никита Владимирович

Полевской

2010

Введение.

Часть 1. Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

Характеристика курса

Темы занятий.

Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

*Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

*Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

*Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

*Высказывание преподавателем возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных учащимися

*Обсуждение дополнительных вопросов

*Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

*Обсуждение примеров, возможность каждого из учащихся высказать и аргументировать свое мнение.

*Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей (Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Смысл жизни. Рассуждения на тему».

Урок № 9

«Смысл жизни. Рассуждения на тему»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Повторение.

Повторение выводов предыдущих занятий

По своим записям учитель повторяет выводы

Могут дополнить преподавателя

Постановка проблемы

В качестве цитаты приводится высказывание Ницше: «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК»

Дается цитата, пишется на доске и в тетрадях. Выслушивает ответы, по возможности, всех учащихся.

Записывают в тетради цитату. Каждый высказывает свою точку зрения.

Уточнение

Смысл цитаты в логической связи смысла жизни и ее содержания, отношения к обстоятельствам жизни. От целеполагания в жизни зависит и отношение личности к ней.

Уточняет смысл цитаты, если это требуется.

Начало обсуждения и понимания сути проблемы.

Ставятся на обсуждение вопросы: Если иметь смысл жизни, можно ли не отчаиваться в любых обстоятельствах? Какой именно смысл жизни может помочь «вынести любое КАК»? Чем для личности грозит потеря смысла жизни? Может ли быть смысл В жизни без Бога?

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам.

Высказываются различные точки зрения, часто противоположные. Попытки аргументации своего мнения, какие то примеры. В конце все приходят к общему мнению.

Примеры.

Человек в тюрьме или концлагере. Борцы за идею. Христианские мученики.

Приводятся примеры, происходит их обсуждение.

Обсуждают приведенные примеры.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: смогу ли я вынести тяжелые жизненные обстоятельства? Какой мне нужно иметь смысл жизни, чтобы «вынести любое как»? Можно ли чего то достичь в жизни без преодоления трудностей?

Окончание. Итоги.

Вся дискуссия подводится к теме зависимости смысла жизни и отношения к жизни.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях.

Домашнее задание.

Предлагается дома в тетрадях сформулировать ответ на вопрос: для чего я живу? Какой смысл в моей жизни?.

Записывают домашнее задание.

Беседа, построенная как обсуждение фильма:

*Совместный просмотр фильма

*Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

*Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

*Обсуждение поставленных вопросов

*Постановка уточняющих вопросов

*Разбор конкретных эпизодов фильма

*Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

*Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных преподавателем вопросов

*Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

*Подведение итогов обсуждения

В качестве практического примера можно рассмотреть составленный автором урок-беседу на тему «Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение».

Урок № 8

«Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение»

Ход урока.

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Основа.

Просмотр фильма

Старается комментировать непонятные моменты

Смотрят фильм

Начало обсуждения

Возможность высказать первое впечатление, что больше всего запомнилось, поразило.

Дает возможность каждому высказать свое впечатление

Высказывают первые впечатления.

Постановка проблемы

Ставятся вопросы: о чем фильм? Можно ли сказать что это фильм о любви, о смысле жизни? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Обсуждение каждого качества. Восприятие мира «по-детски» это хорошо или плохо? О словах Христа «будьте как дети».

Выслушиваются все мнения, сначала дается возможность самим учащимся оспорить мнения друг друга, после высказывания различных аргументов преподаватель намеками или дополнительными аргументами, чаще контрпримерами подталкивает к правильным выводам. Качества героя пишутся на доске и в тетради в две колонки.

Каждый высказывает свою точку зрения. Записывают в тетради качества героя.

Разбор эпизодов.

Разбор смысловых линий и конкретных эпизодов. Любовная линия в фильме. Успех и удача в жизни героя. Отношение к друзьям, отношение к богатству и славе. Простота героя и отношение других людей к нему. Что главное в жизни героя? Нужен ли сейчас человек, выходящий за рамки общественных стереотипов?

Дает возможность каждому высказать свое впечатление. Происходит обмен мнениями.

Высказывают свое мнение по каждому поставленному вопросу, обсуждают их.

Форест Гамп – это очень упрощенный голливудский аналог шедевра русской литературы, произведения Ф.М.Достоевского «Идиот». Попытка развить интерес учащихся к прочтению произведения или просмотру сериала В.Бортко

Пытается развить интерес к произведению.

Рефлексия

Для обсуждения предлагаются вопросы: кто бы из вас хотел выйти замуж за человека, подобного герою? Вы бы хотели иметь такого друга, брата, отца? Кто из вас может хотя бы иногда поступать так же как герой?

Преподаватель призывает детей к большей откровенности, делится своими мыслями. Вопросы предлагаются конкретным учащимся.

Отвечают на конкретные вопросы, кто то дополняет ответ другого.

Связь с курсом.

Проводится сравнение: герой, вышел за рамки общепринятых норм, живет не как все, по меркам людей «не нормальный», «идиот» - человек, стремящийся к святости, так же выходит за рамки обыденных отношений с Богом и с ближними, у него другие приоритеты и ценности. Если мы хотим жить по заповедям Христовым, с точки зрения мира мы ненормальные.

В основном учитель лично излагает материал, в конце возможно обсудить некоторые аргументы.

Окончание. Итоги.

Подводятся итоги занятия, общие выводы записываются в тетрадь.

Заканчивает занятие, подводит итоги, обязательно хвалит тех, кто активно учувствовал в обсуждениях. Выводы записываются в тетради.

Записывают выводы в тетрадь.

  1. О нравственности.

Что такое нравственность, понятия о добре и зле, бывает ли относительная нравственность. Основные концепции христианской нравственности на основе Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Разбор жизненных примеров и их нравственная оценка.

  1. Человек. Дух, душа, тело.

Что такое человек, понятия о человеке, и его делении на дух, душу и тело. Отличие человека от всего остального тварного мира. Данность и заданность в природе человека. Понятие о первородном грехе и поврежденной природе.

  1. Человек. Чувства.

Какие есть чувства, сильные и слабые чувства. Поврежденность чувств и последствия этого. Как мы можем контролировать свои чувства. Есть ли возвышенные чувства.

  1. Личность. Что же такое я?

Понятие о личности. Что же такое я? Образ Божий в человеке. Заданность личности. Маски, за которыми мы прячемся. Какова моя маска и каков я на самом деле? Правда ли что весь мир театр?

  1. Счастье.

Что такое счастье? Какое оно бывает? Счастье для всех одинаковое или различное? Счастье как цель и как состояние. Определения счастья. Личное счастье и несчастье ближнего.

  1. Счастье. Разбор примеров.

Что мне нужно для счастья? Будет ли оно полным? Погоня за счастьем или путь в никуда? Примеры: человек достигший полного материального благополучия; человек достигший вершины власти; человек на вершине славы; человек, который осуществил свою мечту; безответная любовь; взаимная любовь и семья; служение на благо ближних; жертва за других.

  1. Фильм Форест Гамп. Просмотр и обсуждение.

Что запомнилось и поразило? О чем фильм? Разбор положительных и отрицательных качеств героя. Жизненные ценности в фильме и отношения к ним героя? Человек, выходящий за рамки общественных стереотипов, нужен ли такой сейчас? Форест Гамп как упрощенный голливудский «идиот».

  1. Смысл жизни. Постановка вопроса.

Зачем искать смысл в жизни? Жизнь как путь, и ее смысл как конечный пункт. В чем может быть смысл нашей жизни? «Проклятые вопросы» и личностный ответ на них. Зачем жить каждый решает сам.

  1. Смысл жизни. Рассуждения на тему.

Рассуждение на тему высказывания Ницше: Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как. Зависимость смысла жизни и отношения к ней.

  1. Смысл жизни. Открытый вопрос.

Провокационные вопросы. Почему люди не хотят думать о смысле своей жизни? Иметь смысл жизни это большая ответственность. Философия вседозволенности – живем один раз, надо взять от жизни всё. Отношение к ней с точки зрения христианской нравственности.

  1. Совесть и ее проявления.

Что такое совесть? Разбор понятия. Зачем нужна человеку совесть? Муки совести. Разбор примеров работы совести. Наши взаимоотношения с совестью. Что делать когда мучает совесть?

  1. Совесть. Что такое грех.

Что такое грех? Почему мы грешим? Падшая природа и склонность ко греху. Понятия добра и зла. Понятия греха и страсти. Грех как болезнь человеческого рода и каждой личности. Святоотеческий принцип развития греха от мысли к делу (по прп.Иоанну Лествичнику). Есть ли люди, которые совсем не грешат?

  1. Совесть. Покаяние.

Что такое покаяние? Разница между исповедью и покаянием. Понятие покаяния. Разбор примера греха и покаяния. Как правильно каяться? Как готовиться к исповеди? Покаяние – единственный путь спасения.

  1. Главные страсти и борьба с ними.

Понятия об основных страстях: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие. Переход от греха к страсти. Страсть ослепляет человека, делает его своим рабом. Как бороться со страстями.

  1. Главные страсти и борьба с ними. Продолжение.

Как бороться со страстями. Страсти и добродетели. Радость свободы от страстей. Что такое аскетика.

  1. Дружба.

Что такое дружба? Зачем нужно дружить? Без чего дружбы не бывает? В чем разница между другом и товарищем? Примеры из жизни. Друг познается в беде. Как научиться дружить? Предательство – пусть разрушения дружбы.

  1. Любовь и влюбленность.

Что же такое любовь? Что такое влюбленность? А как это когда кого то любишь? Неразделенная любовь. Свойства любви. Бывает ли безрассудная любовь? Я люблю … маму, кошку, шоколадку – разница в понятиях. Оттенки любви – греческие слова, обозначающие любовь.

  1. Любовь и влюбленность. Продолжение.

Влюбленность и ее основные свойства. Розовые очки влюбленности и серость реальности. Как из влюбленности вырастает любовь? А за что же все таки любят? Проверка чувств. А люблю ли я?

  1. Настоящая любовь.

Можно ли никого не любить? Любовь, согревающая сердце. Любовь к Богу, к ближнему, к себе. Любовь как наивысшая добродетель.

  1. Целомудрие. Разговор на чистоту. Раздельное занятие с мальчиками и с девочками.

Что такое целомудрие? Зачем нужно хранить целомудрие до брака? Седьмая заповедь закона Моисеева. Любовь или секс. Отношения без любви путь в никуда. Основа крепкой семьи.

  1. Смерть и ее уроки.

Что такое смерть? Нужно ли бояться смерти? Все мы умрем, но никто не хочет об этом думать. Смерть это итог жизни. Перед смертью все равны. Нужно ли быть готовым к смерти? Если мы здесь жили с Богом, то и после смерти будем с Ним.

Совместный просмотр фильмов, как важная составляющая нравственных бесед.

Не всегда просто выйти на беседу на ту или иную нравственную тему. Иногда начиная говорить и ставить вопросы, можно не найти интереса у подростков. Это может быть обусловлено различными причинами, но важно помнить, что не пробудив в учащемся живой интерес к теме, очень сложно втянуть его в беседу и тем более преподать нравственные уроки.

Хорошим подспорьем для начала интересного разговора может служить современный фильм, на примере которого можно «зацепить» подростка и провести очень живую, запоминающуюся для него беседу.

Преподавателю необходимо подбирать для совместного просмотра фильмы, где представлены яркие запоминающиеся образы, есть возможность для четкой нравственной оценки поступков героя, психологические моменты, касающиеся тем нравственных бесед.

Современный кинематограф, как и любое искусство, обладает возможностью погружения в иные чувства, передачу эмоционального состояния; может наглядно показать причинно-следственную связь поступков и принятых решений.

Эффективность данного метода зависит от ряда условий:

  1. Просмотр обязательно должен быть совместным с преподавателем.
  2. В ходе просмотра полезно несколько раз остановить фильм, чтобы заострить внимание на какой либо детали фильма или же пояснить культурный и исторический контекст, неизвестный подросткам.
  3. В ходе просмотра не давать превратить серьезный фильм в комедию, постоянными шутками над героем, смехом над серьезными местами фильма.
  4. После просмотра дать 2-3 минуты на «переваривание» увиденного и только потом начинать занятие-беседу.
  5. По возможности усилить впечатление от фильма сообщением дополнительных фактов о герое фильма или его прототипе, подобных исторических событиях.
  6. Проводить совместный просмотр фильмов не чаще одного раза в течении четырех занятий.
  1. Форрест Гамп. США. 1994.
  2. Побег из Шоушенка. США. 1994.
  3. Жизнь прекрасна. Италия. 1997.
  4. Хатико: Самый верный друг. США, Великобритания. 2009.
  5. Шоу Трумана. США. 1998.
  6. Трасса 60. США, Канада. 2002.
  7. Эквилибриум. США. 2002.
  8. Догвилль. Германия. 2003. (только для старших подростков, не для всех)
  9. Матрица. США. 1999.
  10. Кейт и Лео. США. 2001.
  11. Спеши любить. США. 2001.
  12. Повелитель мух. США. 1990.
  13. Щенок. Россия. 2009.
  14. И через тысячу лет. Россия. 2008. (короткометражный фильм)
  15. 12. Россия. 2007.
  16. Андрей Рублев. СССР. 1966. (не для всех)
  17. Любовь и голуби. СССР. 1984.
  18. Чучело. СССР. 1983.

Существует много прекрасных фильмов, на примере которых можно проиллюстрировать ту или иную тему нравственных бесед, автор представил список фильмов, большинство из которых он просматривал и обсуждал вместе с подростками. Фильмы, представленные выше, послужили хорошим поводом и иллюстрациями к проведению нравственных бесед с подростками.

Стоит особо отметить, что перед совместным просмотром преподавателю необходимо внимательно посмотреть фильм самостоятельно, примерно продумать план беседы и основные моменты, на которых стоит заострить внимание подростков.

Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

* Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема вставала когда при объяснен6иях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих старшеклассников пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

* Споры . Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если во время не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь преподавателю очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Преподаватель должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать учащимся. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.

* Споры с преподавателем . Более трудную задачу представляют возникающие споры с преподавателем. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между учащимися (или же одним учащимся) и преподавателем. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Преподаватель должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих учащихся и тот или иной спор, возникающий во время бесед, приписывать своему неумению четко и понятно объяснить и малоопытности подростков. Здесь нужно проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы преподаватель столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма»(когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.


Этические беседы для старшеклассников

Этическая беседа на тему: «Память»

Зарыты в нашу память навсегда

И даты, и события, и лица.

(В.Высоцкий)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «память».

Беседа.

1. Что такое память.

Память- воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их.

Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

2. Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа.

3. Знаете ли вы свою родословную? Знаете ли вы своих предков?

4. По словам Федора Михайловича Достоевского, нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошие какие-нибудь воспоминания, вынесенные из детства, из родного дома. Есть ли у вас воспоминания детства. Что вам особенно памятно и дорого?

Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.

(М. Писарев)

Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

(П.Павленко)

Есть у памяти свойство такое:

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет.

(К.Ваншенкин)

5. В народе говорят: хорошая работа два века живет. Согласны ли вы с этими словами? Знаете ли вы такую работу, которая два века живет? Приведите примеры.

Этическая беседа на тему: «Правда».

Правда – свет разума.

(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «правда».

Беседа.

1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение.

Правда – то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.

Правда – это общая совесть людей. (М. Пришвин).

2. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать не хорошо?

3. Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. (Евангелие от Матфея).

4. Завершите предложения:

Я предпочитаю говорить правду, потому что…..

После обмана на душе….

Когда я встречаюсь с неправдой, то….

5. Как вы понимаете восточную пословицу: « Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду»?

6. Рассмотрите ситуации. Как поступили бы вы?

Ситуации.

Безнадежному больному врач не говорит о последствиях болезни.

Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции бокса, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.

Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о несчастье и говорят, что муж находится в больнице.

Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние дни и минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно.

Этическая беседа на тему: «Свобода».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «свобода».

Беседа.

Свобода всегда считалось неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

1. Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.

Свобода есть право делать то, что дозволено законом .

(Ш.Монтескье)

Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек – важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении. Человек, закованный в кандалы, может быть свободен непреклонным духом.

Например, известный отечественный писатель В.Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода – это состояние души.

2. Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации.

Ситуации.

На уроке математике неудержимо захотелось есть(петь, плясать…)

К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется, но у вас заболела мама.

Нужно выбрать специальность в институте. Ваше мнение не совпадает с мнением родителей.

Самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту свободы, полагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте человеку распоряжаться своей судьбой – и наступит век хаоса. Человек должен подчиняться общей воле, законам, сознательно ограничивать собственную свободу.

Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.

(Клаудиус)

Этическая беседа на тему: « Совесть».

В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «совесть».

Беседа.

1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.

Совесть – это наш внутренний судья. (Гольдбах)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л.Ландау)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица).

Совесть- это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.

2. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное?

3. Испытывали вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?

4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?

5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?

6. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.

7. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Этическая беседа на тему: «Счастье».

Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.

(Русская пословица)

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «счастье».

Беседа.

Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливым? В чем это выражается? От чего зависит?

Поверь мне. Счастье только там,

Где любят нас, где верят нам. (М. Лермонтов)

2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

3. Дайте определение понятию «счастье». Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?

Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.

4. Что же, по-вашему, может принести человеку счастье?

5. Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью вы находитесь? Стоит ли стремиться выше? Для чего?

6. Что вы делаете для того, чтобы стать счастливым? Зависит ли счастье от самого человека или от жизненных обстоятельств? Почему вы так считаете?

Пять ступеней счастья.

Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив)

Удовлетворенность материальными благами (я приобрел)

Удовлетворенность от общения с другими людьми

Удовлетворенность в момент творчества (созидаю, создаю)

Удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя).

Этическая беседа на тему: «Честь».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «честь».

Беседа.

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

(Б Мандевиль)

Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном мире. (И.Кант)

2. Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?

3. Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

4. Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?

Честь дороже жизни (Ф. Шиллер)

Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)

Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего он уважает себя.

5. Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе?

Этическая беседа на тему: «Воспитание».

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «воспитание».

Беседа.

1. Что такое воспитание? Попробуйте дать определение этому понятию.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

Воспитание – это усвоение хороших привычек. (Платон).

2. Согласны ли вы с приведенными утверждениями? Обоснуйте собственную точку зрения.

Хорошие родители должны оберегать своих детей даже от маленьких трудностей.

Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

Родители должны жертвовать своим счастьем ради счастья детей

У ребенка не должно быть тайн от своих родителей

Так как ребенок часть матери, он имеет право знать все о ее жизни

У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказать

Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов

Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

3. Если человек не следует тем или иным правилам, должен ли он неукоснительно требовать выполнения этих правил от других?

4. Могут ли у хороших родителей вырастить плохие дети? Почему это происходит? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

5. Есть ли такие мировые проблемы, решить которые можно только начав с воспитания детей?

6. Тест, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын или дочь.

1. Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке ил внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-либо большой работой, а вас отправляют на улицу или в кино, « чтоб не крутились под ногами»?

3. Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?

4. Свои нужды(купить коньки…) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима матери, отцу и когда они собираются приобрести ее?

5. Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую-нибудь работу « от себя», по своей инициативе.

6. Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем-либо вкусненьким?

7. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-либо тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в разговор?

8. Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Результаты: если вы хороший сын или дочь, то у вас на полях должны стоять такие: + 1,3,4,5,6 вопросы, - остальные.

Похожие публикации