Как помочь ребенку в школе советы психолога. Родительское собрание "как помочь детям с трудностями обучения в начальной школе"

Как помочь ребенку учиться

В школьной практике довольно часто встречаются случаи, когда дети не хотят учиться, даже уже в начальных классах. Явных и скрытых причин для этого много: ведь учеба это большой труд, и если у ребенка несформирована волевая сфера, это вызывает много проблем в учебе, а если исчезает интерес к занятиям или как говорят психологи отсутствует у ребенка мотивация к учению, то вся учеба в школе теряет смысл для него. Но это особый случай. А чаще всего приходится наблюдать такую картину, когда ребята ничего не хотят делать, учебный материал у них, как правило, запущен до такой степени, что кратковременное усилие, на которое они оказываются иногда способные в конце четверти или в конце года под нажимом учителей и родителей, не может вывести их из возникшего тупика без нужного объема знаний, без нужного умения работать и главное, без желания научиться всему этому. Вот об этой скрытой и довольно распространенной причине нежелание учиться, которая кроется в неумении учиться, я поведу разговор с родителями.

Начнем с вопроса: справедлива ли аргументация родителей, полагающих, что всю помощь ребенку в учебе должна оказывать школа?

Конечно, надо признать, что у учителя есть и специальное образование, и педагогический опыт. Но зато учитель лишен некоторых возможностей, которыми располагают родители. Прежде всего, учитель ведет фронтальное обучение. У него 30 человек в классе, волей-неволей ему приходится ориентироваться на основную массу учащихся, и нескольких человек он вполне может упустить из виду. Даже если учитель заметил, что кто-то из ребят что-то не усвоил, что у ученика есть какие-то трудности, он не может махнуть рукой на весь класс, заняться одним-двумя учащимися. Но главное, чего лишен учитель - возможности контролировать текущий процесс: процесс приобретения знаний. Контроль за усвоением знаний, который осуществляет учитель, является типичным примером контроля по результату. Имея перед собой результат выученного дома школьниками урока, учитель его и оценивает. Он снижает оценку за незнание правила, за плохо написанные буквы, за нетвердо выученное стихотворение. Но при всем своем желании он ничего не может сказать о том, как проходил процесс усвоения знаний, и ничего не может здесь посоветовать. Для этого ему пришлось бы систематически посещать на дому всех своих учеников и наблюдать приготовление ими домашних уроков. Что, конечно, невозможно.

Кроме того, даже самые доброжелательные и внимательные учителя, готовые остаться лишний раз после уроков и лишний раз провести дополнительные занятия, все-таки не решают всей проблемы. Потому что те же ученики при изучении следующего раздела вновь встретят серьезные трудности в усвоении учебного материала и самостоятельно не справятся. И так все будет повторяться, пока проблемы в знаниях возникают из-за неумения учиться. Насколько рационально работает школьник над уроками, могут видеть только родители. Поэтому главная задача родителей – учить детей учиться самостоятельно.

Что же это за парадокс, когда ребенок посещает школу и не умет учиться?

Дело в том, что неумение учиться принадлежит к числу скрытых феноменов. Судить об этих явлениях приходится обычно по каким-то косвенным признакам. Например, слышать от ребенка жалобы на то, что не удалось ответить урок, который на кануне выучил по учебнику; что, по какому-то предмету, сколько ни учи, все равно не выучишь. Жалобы на то, что не понял, как именно отвечать на вопрос учителя, а когда вызвали другого ученика, и тот ответил, оказалось, что и он это хорошо знал. Приходиться слышать просто жалобы на неопределенные трудности, которые невозможно описать. Все подобные жалобы почти всегда являются симптомами трудностей, порождаемых неумением учиться. При этом сами ребята, как правило, не в состоянии осознать, в чем состоят эти трудности, не могут рассказать о них, обратиться за помощью. А родители чаще всего обвиняют детей в лени.

Попробуем теперь выяснить, почему возникает неумение учиться и почему оно не приводит к полной неспособности приобретать знания, а проявляется в больших затратах труда и времени. Для этого нам придется остановиться на некоторых понятиях современной педагогической психологии.

Если школьник приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино, короче ни на что, кроме учебы, это приводит к трудно изживаемым ошибкам. Бессмысленно в этом случае прибегать к наказаниям. Безнадежно и другое средство, когда родители, видя, что ребенок плохо учится, находят единственный выход: увеличивать и увеличивать время занятий. Что приведет к переутомлению и неврозу у ребенка.

Задача в этих случаях состоит в том, чтобы правильно сформировать у школьника учебную деятельность, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами. Из чего складывается учебная деятельность?

Во-первых, это учебная задача – то есть задача научиться чему-то, чего человек сейчас не знает или не умеет.

Во-вторых, это учебные действия и приемы, то есть, как выполнить эту задачу.

Наконец, в-третьих, контроль и самооценка, без них ученик не знает, усвоил ли он то, что учил или нет.

Научить выделять и отличать ее от конкретного задания – вот с чего надо начинать формирование учебной деятельности прямо в 1 классе.

Вот пример. Детям на первых парах довольно трудно дается устный счет. Считать на палочках куда легче. Однако дети, которые умеют выделять учебную задачу – научиться считать в уме, стараются всегда решить пример так, как требует учитель, выполняя все операции во внутреннем плане, про себя. Ребенок же, который не выделяет учебной задачи и в каждом случае только выполняет предложенное учителем конкретное задание (узнать, сколько будет 6+2, 5-4 и так далее). Такой ребенок плохо понимает, почему надо обязательно проделывать все операции в уме, если это так трудно. А на палочках он найдет правильный ответ и легче и быстрей всех, да еще заслужит похвалу учителя. Но рано или поздно это кончается крахом. Сложность примеров возрастает, палочек не хватает, и считать их долго. А ребята, овладевшие приемами устного счета, далеко ушли вперед. Ученик перестает понимать, что происходит в классе. У него развивается так называемая интеллектуальная пассивность, которую взрослые нередко воспринимают, как врожденную неспособность к учению.

Существует много проверенных способов научить ребенка выделять учебную задачу – это коротенькие беседы родителей со школьником с целью поинтересоваться, что делали на уроке в школе. Если ребенок суть происходившего видит в том, что «писали на доске», решали задачу в тетради, считали на счетах и не может сказать, для чего это было нужно, значит, он учебной задачи не выделяет. И взрослому с помощью умелых вопросов можно натолкнуть его задуматься, зачем все это делалось. Учителя на завершении урока практикуют такой же прием, разбирая вопрос: «Чему мы научились на уроке?»

Если вы видите, что ваш ребенок интеллектуально пассивен, то необходимо, прежде всего, ликвидировать отставание в занятиях, помочь ребенку догнать товарищей по классу. Например, в том же устном счете, поиграйте с ним дома в магазин, чтобы ребенок научился вычислять в уме, правильно расплачиваться, получить сдачу и так далее.

Неумение выделять учебную задачу и видеть весь смысл учения в необходимости выполнять конкретные домашние задание, по возможности проще и легче – это беда не только учеников 1-2 классов.

Ученик может знать конкретный материал о восстаниях рабов, захватнических войнах, развитии техники, науки и культуры в соответствующую эпоху, но не может назвать характерные черты рабовладельческого общества. При опросе на уроке это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя, и не понимая, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю». А затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как несправедливость к ним и начинают протестовать: «Я все знаю. Я не знал только, что про это надо рассказывать». А это как раз, рассмотренный нами случай – неумение выделить в материале предмет усвоения.

Как помочь ребенку? Взрослому совсем не нужно выделять предмет усвоения самому и показать ребенку в готовом виде. Но взрослый может показать способ, как это делать. Это, значит, найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона. Иногда нужные действия подскажут вопросы, которые задает ребенок; иногда – упражнения и контрольные задания в учебнике. Заставить ребенка раз – другой ответить выученный урок, в другой форме. То есть взрослый должен дать не готовый материал, а способ, с помощью которого он достигается.

Итак, умение выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею – это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться.

Теперь мы поговорим об учебных приемах. Только овладение многими приемами поможет школьнику хорошо учиться, и наоборот незнание их приведет к неуспехам в учебе. Вы наблюдали, как ваш первоклассник выполнял задания по письму: последние буквы в строчке были каракули, а достаточно было подсказать простейший прием работы: когда пишешь буквы, всякий раз смотри на букву, написанную учительницей, а не на свои. Некоторые дети испытывают трудности в заучивании стихотворений, всякий раз повторяя новые четверостишья с первым. Во время заучивания стихотворений нельзя делать пауз, отвлекаться на другое.

Рассмотрим некоторые, наиболее употребительные приемы активной умственной обработки материала:

  1. Дословное заучивание, – то есть многократное чтение и воспроизведение материала – этот прием хорош только для точного заучивания стихотворений, таблицы умножения, теорем, формул, формулировки основных законов и так далее.
  2. Смысловая группировка – умение разбить текст на отдельные смысловые части. Здесь взрослый на каждом выбранном тексте должен показывать ребенку, какая общая мысль содержится в объединенных вместе фразах, добиваясь, чтобы он увидел, что хотя в каждой их них говорится про разное, но вместе они описывают какое-то одно явление или развивают одну мысль. Так взрослый постепенно подводит его к умению расчленять текст на отдельные смысловые куски. И дети довольно рано понимают, что выучить заданный на дом материал легче, если разбить его на части и учить по частям (но не равные части, а на смысловые).
  3. Обозначение смысловой группировки – закрепление выделенных смысловых частей, придумывая названия для них, научить школьника указывать в названии то общее, что характерно для всех фраз данной части. Взрослый может делать подсказки, предложив ребенку на выбор 2-3 заглавия. Пусть школьник подумает, сравнит их, и сам решит, какое одно из них лучше. А сгруппировать названия всех частей текста, школьник по сути дела составляет план для пересказа.
  4. Смысловые опорные пункты – использование этого приема заключается в выделении в процессе чтения тех ключевых слов, которые сильнее врезаются в память по сравнению с другими. Закрепившись в памяти, такие слова (или отдельные фразы) делаются опорными пунктами, припомнив которые человек затем легко вспоминает все содержание соответствующего отрывка.
  5. Структурная схема материала – это логическое построение схемы пересказа материала по смысловым опорам. Причем у каждого она своя, только ему понятная, в зависимости от того, каким смыслом он наделяет выделенный им опорный пункт. Ясно, что удерживать в памяти такие схемы намного проще и легче, чем весь рассказ в той последовательности, как он дается в книге. Это гарантирует школьнику, что в своем ответе он не упустит нечего существенного. И напротив, ученик, который подобными схемами не пользуется, а старается запомнить материал максимально близко к оригиналу, нередко пропускает что-то существенное. За счет легкой ориентации в структурной схеме, такой школьник свободно владеет материалом, его не собьют с толку вопросы учителя во время изложения материала, потому что не держит в голове заученные фразы, а свободно ориентируется своими словами, держа в голове схему.
  6. Прием соотнесения – может использоваться для установления связи изучаемого материала с уже имеющимися знаниями и для того, чтобы установить связь между разными частями нового материала. В результате такой связи образуется структура, легко воспроизводимая как единое целое. А если у ученика небольшой запас знаний, большие пробелы, то соотносить куски информации в единое целое ему невозможно.

Всем этим рациональным приемам учения необходимо научить школьника. И тогда вся его работа по подготовки домашнего задания будет выглядеть так:

  1. прочитать материал (текст) и приступить к его умственной обработке;
  2. разбить на смысловые части;
  3. озаглавить каждую;
  4. выделить в них смысловые опорные пункты;
  5. свести их вместе в логическую опорную схему материала;
  6. воспроизвести в слух материал.

Когда у ребенка вырабатывается такой навык, он сможет анализировать текст одновременно с его чтением, как умеют делать многие старшеклассники, не проводя отдельно каждый этап работы.

А теперь несколько практических советов для лучшего запоминания:

  1. Сколько-нибудь расчлененный материал повторять не только подряд, но и вразбивку.
  2. Повторять, пытаясь вспомнить выученное, не только во время подготовки уроков, но и в других самых разнообразных ситуациях – по дороге в школу, утром во время умывания и так далее.
  3. Для точного запоминания очень полезно придумывание собственных примеров на какое-то правило, на использование формулы, иностранного слова.
  4. Очень эффективно использовать мнемонические приемы, – то есть ассоциации, сравнения. Например: чтобы запомнить последовательность цветов спектра по начальным буквам слов – заучивают рифмовку: "каждый охотник желает знать, где сидит фазан», или последовательность падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».
  5. И, наконец, главный совет: прежде, чем учить ребенка приемам активной умственной работы над материалом – нужно добиться беглого чтения, чтобы техника чтения не вызывала у него трудностей, а было оттренировано до автоматизма, и процесс чтения не отвлекал сознание.

Учить этим приемам учения нужно уже в начальной школе, а к 5 классу школьник должен владеть ими свободно.

Для успешной учебы не менее важна и правильна организация ее.

Сюда относится и правильный режим работы:

  1. Оборудование места для занятий.
  2. Четкое установление времени для уроков. Специально проведенные исследования показали, что у школьников, имеющих фиксированное время для занятий, к соответствующему часу возникает состояние особой предрасположенности к умственной работе. У них появляется отчетливое ощущение: «Пора браться за уроки» и период втягивания в работу проходит быстро.
  3. Не должно быть посторонних помех (предметов, звуков).
  4. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. Правильно поступают те родители, которые дают понять ребенку, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые.

Если все это соблюдать, то откуда может взяться устойчивое нежелание учиться. Для него просто не остается почвы.

Итак, мы пришли к выводу о том, как важно формировать у школьников умение учиться для того, чтобы избежать такой беды, как нежелание учиться. Психологическая природа этих явлений такова, что школа обладает довольно ограниченными возможностями для их профилактики и для борьбы с ними. И в то же время родители имеют для этого самые благоприятные возможности. Однако чтобы действовать осмысленно, родители должны быть знакомы с некоторыми азами психологической грамотности.

  1. Скрытая причина нежелания учиться в неумении учиться.
  2. Ограниченные возможности учителя проследить процесс приобретения знаний.
  3. Парадокс неумения учиться – симптомы – жалобы учащегося «не могу ответить выученный урок, не понимаю вопроса учителя, не понятно, что трудно, долгое засиживание за уроками».
  4. Задача – правильно сформировать учебную деятельность:
  • выделять учебную задачу;
  • владеть учебными приемами;
  • контроль, самооценка.
  1. Выделение учебной задачи:
  • отличать ее от конкретного задания;
  • беседа с ребенком, что делали на уроке, чему научились;
  • взрослый помогает с помощью вопросов задуматься ребенку, для чего нужны упражнения, чтобы уметь что-то делать;
  • при интеллектуальной пассивности ликвидировать пробелы в знаниях;
  • взрослый показывает способ усвоения знаний, а не дает их в готовом виде.
  1. Учебные приемы умственной обработки материала:
  • дословное заучивание;
  • смысловая группировка;
  • обозначение смысловой группировки (план);
  • смысловые опорные пункты;
  • структурная схема материала;
  • соотнесение отдельных знаний в целое.
  1. Приемы запоминания:
  • делить материал на части, повторять вразбивку;
  • повторять выученное в разных ситуациях;
  • придумывать свои примеры;
  • мнемонические приемы;
  • добиться беглого чтения.
  1. Рациональная организация учебы:
  • режим, в 15-16 часов – уроки, в одно время
  • 20 минут и перерыв, начинать с легких (до 1 часа).

Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Возможные причины школьной неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- у школьника не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям учащихся

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. для этого необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,»Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.


Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости»

Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.


Все семьи живут по своим правилам, которые создавались не день, не два и даже не один месяц. Ячейка общества, в которой есть дети школьного возраста, - это группа людей с устоявшимся образом жизни. К тому моменту, когда ребенок приступает к учебе, родители уже выработали свой алгоритм влияния на чадо.

Насколько их метод эффективен и действенен, покажет школа. Она станет лакмусовой бумажкой, которая продемонстрирует, все ли правильно делают родители, воспитывая своего подросшего малыша. Но если они уже задаются вопросом о том, как помочь ребенку лучше учиться, значит, они где-то что-то упустили. Причин низкой успеваемости может быть несколько, и не все из них являются результатом детских недоработок.

Правило № 1

Не знаете, как помочь ребенку лучше учиться, быть более ответственным, самостоятельным, волевым? Отпустите его, дайте ему свободу и право выбора! Да, поначалу он сделает миллион и еще одну ошибку, он получит двойку за отчетную контрольную работу, он пойдет гулять в куртке не по сезону, замерзнет и, возможно, заболеет, он когда-то останется голодным и потеряет свои карманные деньги. Все это станет причиной того, что он будет учиться самостоятельно выживать.

Если он не пройдет все эти этапы в детском возрасте, когда психика гибкая, а ребенок сумеет адекватно отреагировать на проблемы, ему придется справляться со всем этим в сложном пубертатном периоде, а то и вовсе будучи взрослым.

Чья проблема: мамы, папы или ребенка?

Прежде чем приступать к решению проблемы, важно в принципе определить ее. Поэтому не всегда нужно искать способы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, нужно понять, кому это вообще нужно. Выяснить, действительно ли ребенок не успевает с освоением учебного процесса, или так только кажется его родителям.

Нынешняя образовательная программа сильно отличается от той, по которой учились мамы и папы, а уж тем более бабушки и дедушки современных школьников. Изменились подходы к пояснению материала, способ подачи материала, а самое главное - система оценивания. Родителям важно понимать это, прежде чем требовать от чада исключительно высоких баллов по всем предметам. К тому же они просто обязаны выяснить для себя самих: кому нужны хорошие оценки - им или ребенку, для кого это станет предметом гордости, доказательством успешности, «билетом в будущее»? Возможно, их сыну или дочери комфортнее находиться на уровне твердого хорошиста, а, загоняя его (ее) в ряды отличников, родители делают собственного ребенка несчастным, изможденным и безвольным человеком?

Коротко о главном

Когда школьник действительно нуждается в помощи со стороны, важно научиться тому, как помочь ребенку лучше учиться. Советы по решению этой проблемы мы приведем в виде списка, также ниже разберем некоторые пункты более подробно:

  • совершенствование навыков самостоятельности;
  • организация правильного распорядка дня;
  • создание личного пространства;
  • полноценное питание;
  • восполнение образовательных пробелов;
  • моральная поддержка и психологическая помощь в случае необходимости.

Обеспечив ребенка этими необходимыми условиями, родители вряд ли вернутся вновь к вопросу того, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Дети, которые умеют, не прибегая к помощи взрослых, решать собственные проблемы и не остаются наедине с реальными трудностями, растут самодостаточными и целеустремленными, способными справляться с посильными нагрузками, что в принципе зависит от их родителей.

Выясняем причину неуспеваемости

Если родители не знают, как помочь ребенку учиться хорошо и легко, им нужно для начала определиться с причинами его плохих оценок. Далеко не всегда это лень или непослушание. В случае, когда мама обеспечила своего малыша всем необходимым, но его отметки в школе все равно остаются на среднем уровне, а то и вовсе уверенно стремятся к неудовлетворительным, ей нужно задуматься, почему такое происходит.

Возможно, причина кроется в проблемах с друзьями, одноклассниками, учителем. Выяснить это довольно просто: если ребенок отмалчивается и не дает исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, можно сходить к классному руководителю, пообщаться с профильными педагогами. Проблема может быть весьма будничной и незаметной близкому окружению - семейные неурядицы (развод родителей или просто напряженная обстановка между ними, другими родственниками), усталость, болезнь и даже недопонимание одного из предметов, что влечет за собой неуверенность в себе. Но как помочь ребенку хорошо учиться во всех этих случаях? Сейчас выясним.

Когда нужна реальная помощь в учебе

Неудача может выбить из колеи любого взрослого, что уж говорить о детях, с их хоть и гибкой, но довольно неокрепшей психикой. Окончив сравнительно несложные младшие классы, ребенок сталкивается со множеством новых для себя трудностей и испытаний. Меняется кабинет, в котором он учится, классный руководитель, появляются малознакомые предметы, каждый из которых ведет отдельный педагог. Как помочь ребенку лучше учиться, если для него все эти новшества стали преградой и испытанием?

Можно давать ему с собой на уроки нечто, связывающее его с более простым и благополучным временем младшей начальной школы. В этот период особенно важно следить за успеваемостью ребенка. Малейший пробел в его знаниях, возникший в результате недопонимания одной темы, повлечет за собой проблемы с изучением материала в будущем.

Вот очень хорошая рекомендация о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, - нужно «подтянуть» уровень его знаний там, где он недостаточный. Каждая мама сама решит, как это сделать - самостоятельно или с помощью репетитора.

Учимся играючи

Безотказным способом того, как помочь ребенку лучше учиться, есть превращение скучного образовательного процесса в игру хотя бы отчасти. Конечно, родителям, которые не являются по своей специальности и душевному призванию педагогами, трудно будет превратить решение каждой задачи в эффектное действо, а написание диктанта в удивительное сказочное путешествие, однако они могут в игровой форме и в привычной домашней обстановке подтянуть уровень знаний своего ребенка. Что для этого нужно сделать?

  • вспомнить знакомые с детских лет игры в слова, города, испорченный телефон - они отлично стимулируют память, логику, речь;
  • приобрести хорошие настольные игры вроде «Скраббл», «Эрудит», «Монополия», «Пойми меня»;
  • провести элементарные уроки химии, физики, биологии, а также продемонстрировать несложные, но наглядные опыты (визуализация процесса диффузии с помощью воды и марганцовки, выращивание кристаллов из обычной соли, выявление клеток на луковой чешуйке убедят любого ребенка в том, что наука может быть интересной).

Кроме того, детей лучше не задаривать однотипными игрушками вроде машинок и кукол. Головоломки, наборы для творчества и рукоделия принесут ему гораздо больше пользы.

Тайм-менеджмент - недетское понятие, полезное для ребенка

Никакие способы, как помочь ребенку лучше учиться, не будут действенны на практике, если день школьника перегружен задачами, а время его учебы, дополнительных занятий, хобби, отдыха и праздного ничегонеделанья не согласовано. В детском распорядке для всех дел нужно найти подходящее время:

  • подъем и утренний моцион;
  • учеба;
  • отдых;
  • кружки, секции, хобби;
  • домашняя работа;
  • вечерние дела, общение с родителями, игры;
  • отход ко сну.

Эти пункты могут быть скорректированы под персональный режим конкретного ребенка, но важно, чтобы этот самый режим в принципе был налажен. Отсутствие распорядка дня и хаос в жизни утомляют детей, в итоге они не могут сконцентрироваться на учебе, не выполняют домашнее задание и начинают отставать в школьной программе от более организованных сверстников.

Негативное влияние имеет не только чрезмерная занятость малыша, но и избыток свободного времени. В первом случае малышу приходится испытывать просто колоссальные нагрузки, которые его истощают морально и физически, а во втором дело приходится иметь с тем, что ребенок начинает придумывать дела самостоятельно. Безусловно, детям необходимо давать несколько часов в сутках, которые они будут проводить лишь по своему усмотрению, но когда им приходится проводить подобным образом весь день, это редко кончается чем-то хорошим.

Путь к успешной учебе через желудок

Ни для кого не станет секретом тот факт, что растущему организму необходимо питаться рационально и разнообразно. Если ребенок недополучает каких-либо микроэлементов, недоедает, он не только не набирает вес - напрямую страдает его мозг.

Поэтому, до того как помочь ребенку хорошо учиться с помощью разнообразных педагогических методик, нравоучений, наказаний или поощрений, нужно его хорошо накормить. Многие слышали о том, что быстрые углеводы способствуют улучшению работы головного мозга, но они дают кратковременный положительный результат.

Шоколадки и конфеты не придадут детям ума, но «подарят» существенные проблемы со здоровьем. В рацион нужно включать продукты, обогащенные витаминами группы В (хлеб темных сортов, зелень), также в меню обязательно должны быть каши, молоко, куриное мясо, рыба, говяжья печень, свежие овощи и фрукты, орехи.

Организация пространства - это важно

Рассматривая советы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, невозможно обойти стороной проблему нормализации детского быта. Что это значит? А то, что ему элементарно должно быть удобно учиться, отдыхать и спать. Родителям следует побеспокоиться о том, в каких условиях живет их ребенок: на какой спит кровати, насколько качественное освещение в помещении, где он читает и пишет, соответствует ли его росту рабочий стол и стул.

Здоровый сон позволяет отдохнуть детскому организму, а значит, дает возможность ребенку набраться сил для нормального усвоения новой информации, к тому же во время ночного отдыха происходит систематизация полученных в течение прошедшего дня умений и навыков. Детская спальня - не место для включенного телевизора и семейных посиделок.

Мотивация и демотивация

Нужно ли платить ребенку за хорошие оценки? Ну кто из родителей не задавал себе подобный вопрос? Проблема монетизации хороших отметок в школе стоит на данный момент очень остро во многих семьях. Одни родители считают, что это - отличный выход из ситуации, поясняя свою точку зрения тем, что ребенок, желая получить больше карманных денег, будет хорошо учиться. Другим кажется такое воздействие однобоким, мол, что взять со школьника, если он недостаточно хорошо старается? Ведь просто не давать ему денег - это не достаточно эффективная мера наказания.

Хорош ли данный мотивационный способ вообще, и что делать, если он уже не действует? Как помочь ребенку хорошо учиться? Советы психологов на этот счет вполне однозначны - покупать оценки ребенка изначально не имеет смысла. Это не воспитает в нем здорового честолюбия, напротив, посеет в его душе нездоровый интерес к деньгам, а получение нормального образования он будет воспринимать не как средство достижения будущих жизненных целей и планов, а как обязанность, за которую ему должны платить. А что будет, когда родители не смогут выделить из собственного бюджета нужную сумму на такую «зарплату»?

Роль школы в учебном процессе

Педагоги нередко жалуются на то, что дети совершенно не хотят учиться. Они неусидчивы, своевольны, часто гиперактивны, а родители не желают или не могут повлиять на своих отпрысков.

В современной системе образования учитель перестал быть воспитателем и наставником, его воспринимают лишь как человека, призванного, чтобы изложить предмет школьнику. Роль школы как инструмента педагогического влияния практически нивелировалась, в этом во многом виновны сами мамы и папы, ревностно защищающие детей от наказаний и критики со стороны преподавателей. Прояснить рамки дозволенного может только родительское собрание. Как помочь ребенку хорошо учиться, подскажет и классный руководитель, и другие педагоги, ведь они видят всех детей в действии, замечают их ошибки и недоработки.

Сколько бы ни сетовали родители на школу, но в плохих оценках их ребенка, скорее, виноват он сам. Конечно, полностью исключать несправедливое и предвзятое отношение педагога к ученику, увы, нельзя, но в преимущественном большинстве случаев учителя заинтересованы в том, чтобы их подопечный по максимуму овладел изучаемым материалом.

Не действие к руководству, но повод для размышлений

Напоследок приведем читателям мнение опытного семейного психолога, доказавшего на практике основательность и рациональность своего подхода как к детям, так и к их родителям в решении самых разных проблем, в том числе и с учебой. Его зовут Михаил Лабковский.

«Как помочь ребенку хорошо учиться?» - это вопрос, на который Михаилу приходится отвечать едва ли не ежедневно. По его мнению, ребенка нужно просто перестать контролировать и опекать, дать ему возможность самостоятельно выбрать свой путь, даже если он будет в корне неверным и пагубным (с точки зрения взрослых).

Лабковский считает, что главное - это счастье и самореализация ребенка, а не то, как он учится; что хорошие оценки - это чаще стремление родителей, но никак не самих детей; что малыши не должны быть исполнительными и послушными, ведь это свидетельствует об их подавленной психике. Лучшим наказанием, с его точки зрения, будет временное изъятие гаджетов - телефона, планшета, гейм-бокса и других игрушек, которые не несут в себе практически ничего полезного, являясь лишь способом развлечения. Также он убежден, что современные дети должны больше заниматься активными коллективными играми.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ?

Как сформировать у ребенка правильное восприятие процесса обучения? Помогать ли и как готовить домашние задания? Как проблемы с уроками могут повредить отношениям между ребенком и родителями?

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности - ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком .

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, притом что:

    Очень сильно изменились программы - даже по русскому, математике и чтению.

    Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников – многие школы ждут детей, уже умеющих читать.

    Преподавание иностранного языка начинается с 1-2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4-5 класса.

    В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

    неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.

    В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.

    Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно - без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми .

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была – научить, то сейчас задача учителя – дать задание, а задача родителей (предположительно) - эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял – сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял – то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми .

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5-6 классу эта возможность – сидеть и делать уроки вместе с ребенком – у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама , и сам он эту ответственность взять не может и не умеет .

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14-15 лет протест будет уже очень яркий - и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться – нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, – чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы – чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, - это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое .

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки – и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий – уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», - у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4-5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать . Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) - ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора – то, что необходимо делать регулярно . Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности - школьные.

Школьнику полезно:

1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель . Это нужно начинать делать за год до школы – минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек.

Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.

2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».

3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.

4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.

5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе .

Как делать уроки

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время . Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся - канва дня, и выделенное время – делаем домашнее задание. Ребенку проще, когда все ритмично . Возникает динамический стереотип (по Павлову) – система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.


Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике , ежедневнике, и потом написать его расписание , объясняя, что такое у людей бывает, и это – атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, - все предпочтительно.

Одна из болезней современности – уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

1.Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6-7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.

2.Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма выполнения уроков для

2 класс – 1 час – 1,5 часа

3-4 класс – 1,5 – 2 часа (не 5 часов)

к 5-6 классу эта норма переходит к 2-3 часам,

но больше 3,5 часов не должна быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он – хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника – 20-25 минут, для подготовишки еще меньше – минут 15, для детей истощаемых – может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время – и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку . Например, разного рода таймеры:

- могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей – мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);

- могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;

- спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;

- кухонные таймеры;

- записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения . Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается – перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, - переключился.

Но рабочее место ребенка – не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места – очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, - все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков – предпочтительнее, пока не стемнело . После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно – можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня – занятия, а вторая – уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом – свободное время, т.е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Похожие публикации