Познание по фгос. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете фгос до муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

Из опыта работы воспитателя ДОУ

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.
Одним из видов деятельности реализации задач данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости « включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.)

Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский.
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, вещами, характеризуя и выделяя их признаки.
Уже к старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность становится одной из ведущих. Ребенок пытается понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, социуме. Старается упорядочить свои представления.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде, так называемого детского экспериментирования с предметами, а также в виде вербального исследования вопросов, которые ребенок часто задает взрослым (почему, зачем, как? )
В процессе познания окружающей действительности детей дошкольного возраста можно выделить следующие этапы:

Первый этап - любопытство.
Ребенок исследует с любопытством окружающую действительность.
А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности».
Особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является увеличение его осмысленности. Дети выделяют только интересные, значимые и необычные для них объекты. Что способствует развитию любознательности и дает толчок к возникновению исследовательской деятельности.

Значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.

На четвертом этапе ребенок использует разные (приобретенные) способы действий, начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат. У ребенка формируется механизм прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что главным мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность потому, что ему «это очень интересно». Познавательная направленность ребенка позволяет ему получать различные сведения из окружающей действительности с которыми он сталкивается на каждом шагу.
В дальнейшем, эти умения и навыки,полученные ребенком в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Ведь самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи.

Познавательная деятельность – это безусловно активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной позицией как субъекта этой деятельности.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес- направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.). связанная с положительными эмоциями.
Принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна вестись комплексно.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей
Остановимся на этом подробнее.
Организация познавательных занятий
Содержание познавательных занятий зависит от программных образовательных задач, а также от содержания самой познавательной деятельности.
Рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятий.
Организационная структура игрового познавательного занятия
Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, (помочь герою, сшить платье, организовать путешествие и т.д.).
В основной части происходит решение поставленной задачи
В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения.
на занятиях рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывая его в разнообразных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы.
Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги..
Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».
Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера.
Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.
Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Работа с детьми в этой форме исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем. Он вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, показывая собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя се ход изнутри, как партнер.,
Как вариант в ряде случаев,можно строить совместную познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно.

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей
В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Проектный метод как вариант интеграции трех блоков образовательного процесса ДОУ
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод.Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей.
Интеграция - взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий.
Основа интеграции - единая проблема,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы.
Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора.
Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное - умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Литратура :
ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.,
Е.Крашенинникова, Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС.-М.: Мозаика – Синтез, 2014г.,
Л.В.Годовкина, Коррекционно -развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС. – М.: Учитель,2014г.

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

Октябрь 31st, 2014 admin

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей , которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию .

    Спасибо, обязательно напишу!

Бела Геннадьевна, опять я, с ОП! Здравствуйте!) Скажите пожалуйста, в каких случаях мы можем сделать ссылку на примерную ОП, не прописывая в своей ОП?! И как грамотно это сделать?

  • Наталья, все основные позиции, которые обозначены во ФГОС нужно прописать. Я знаю, что коллеги пишут всё в программе (без ссылок) и даже метод обеспечение (лит-ру) на нескольких листах. Но это не значит, что нужно переписывать 200 страниц. Программа должна быть чёткая, без «воды», со схемами и таблицами.

    • Ой, Бэла Геннадьевна, ладно, если бы «вода»! В голове «каша», да еще и с «маслом — масленым»))) В одном вроде разберешься, в другом стопор. Так хочется, программу в 3-и страницы с одними ссылками на примерную)))

      • Наталья, с таким хорошим чувством юмора у Вас всё получится!

Кто-нибудь писал список дидактических пособий, в кабинете логопеда, по пяти областям ФГОС?

Здравствуйте,Белла Геннадьевна. В этом году выхожу на аттестацию. Помогите,пожалуйста,сформировать тему «Формирование основ экологической культуры в процессе краеведческой работы». Затрудняюсь в постановке задач по этому направлению. Спасибо.

забыла написать…»детей дошкольного возраста»

  • Ирина, тема хорошая. Задачи могут быть такие:
    1. Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников.
    2. Формирование первичных представлений о природном мире своей малой родины (или своего региона).
    3. Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.

Большое спасибо. А в теме — направление,название ничего не надо менять?

  • Ирина, можно ничего не менять. Может быть, вместо слова «работы» написать слово «деятельности». Это на Ваше усмотрение.

Белла Геннадьевна,спасибо большое. Думаю, что возникнет еще куча вопросов.

  • Ирина, если возникнут вопросы, то пишите.

Здравствуйте! Очень хочется провести педсовет, который состоится в конце февраля нетрадиционно, через деловую игру, включая подвижные, мобильные игры. Смотрела в интернете разные деловые игры, все одно и то же, задания не интересные, однотипные. Посоветуйте, что-нибудь. У нас всегда проходят педсоветы очень серьезные, все устали от этого. Сейчас хочется легкого, мобильного и продуктивного педсовета. Заранее благодарим!

  • Белла Геннадьевна,здравствуйте.4.02. вы подсказали мне задачи по моему направлению. Спасибо.С первой разобралась «создание условий…». Возникли сомнения в правильности раскрытия следующих. Белла Геннадьевна,если можно хотя бы в 2х словах.Спасибо.Мысли есть,но не хватает вашей консультации.

    Краеведение -это тоже очень обширная тема,даже если брать свой регион.

    • Ирина, по второй задаче Вы должны написать, что именно вы делаете в процессе взаимодействия с детьми (НОД, образовательные ситуации, наблюдения, эксперименты, экскурсии), чтобы у них формировались знания о прир. мире. Что именно разработали (планы, картотеки, консультации для родителей и педагогов, конспекты занятий, дид. игры, презентации и др.).
      По третьей задаче можно написать о том, как подводите детей к оценке окружающей природной среды, как обращаете внимание детей на различные растения и прир. явления, на их разнообразие и красоту (посильный труд в природе, наблюдения, рисование, беседы).
      Вообще-то, можно и не разделять задачи и отчитываться по каждой, а писать анализ полностью по теме.

  • Белла Геннадьевна,да,да,все так Но у меня 2 задача получилась в 1ой,когда я писала о предметно-простр.развивающей среде. Там я пишу не только о центрах,которые есть у меня в группе, но и учебно-дид.комплекте.Что-то у меня не так Спасибо.

    А вообще,вы правильно сказали,Белла Геннадьевна,задачи переходят из одной в другую.Тогда в1ой что еще можно написать, технологии, которые я применяю?Спасибо.

    • Ирина, технологии лучше вставить во вторую задачу. Учебно-дид. комплект пусть будет в первой задаче. Самая объемная и содержательная у Вас будет вторая задача.
      И все-таки советую не разделять задачи, а то запутаетесь. Если разделения задач не требует начальство, то делите текст самоанализа (или отчета)не на задачи, а на результаты деятельности (что разработала, какие технологии применила, где выступала с опытом работы, где выступали дети и т.д). Посмотрите еще раз «Образец заявления воспитателя на аттестацию» в рубрике «Аттестация педагогов», там же самоанализ общим текстом идет.

    Белла Геннадьевна,большое спасибо.

    Здравствуйте, мне нужно описать трудовую деятельность через познавательное развитие ребят… не понимаю с чего начать и о чём писать?

    • Юлия, можно написать примерно так:
      1. Немного напишите о том, что включает в себя труд. воспитание (посмотрите здесь на сайте статью «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).
      2. Напишите: «И хотя труд. воспитание реализуется в рамках обр. области «Соц-коммун. развитие», в процессе трудовой деятельности дош-ков можно решить задачи и познават. развития: развитие интересов детей, формирование первичных представлений о различных видах труда, об объектах окружающего мира и их свойствах.
      3. В качестве примера приведите труд в природе (статья «Деятельность педагога по экологич. воспитанию в летний период») и ручной труд.
      4. Напишите, о том, что формируются личностные качества (статья «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).

    Спасибо огромное!!!:)

    Здравствуйте!подскажите название темы,пожалуйста.Была тема 《Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через различные виды худ.творчества》сюда включила аппликацию с паетками и рисование гуашью с помощью салфеток влажных,малярных кисточек,валиков маленьких,вообщем,подручных средств.Мне сказали,что на первую категорию тема звучит очень просто,а как её усложнить я не знаю.

    • Лариса, можно так:
      1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
      2. Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста о художественном творчестве в процессе продуктивной деятельности.
      3. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством художественного творчества.

    Белла Геннадьевна,подскажите пожалуйста,что мне написать по первой задаче:формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о животном мире Урала посредством современных технологий?Тема:формирование бережного отношения к природе у детей д/в в процессе ознакомления с животным миром Урала.

    • Марина, про ИКТ-технологии напишите, что собрали наглядный материал (фото, картинки) и разработали презентации, дид. игры с применением компьютерных технологий. Разработайте парочку проектов по теме, реализуйте их.
      Марина, Вы же сами хотели взять тему с применением технологий. Так, значит, их у Вас нет? Если нет, то первую задачу нужно сократить: «Формирование элементарных представлений у воспитанников о животном мире Урала».

    Разработанные проекты у меня есть.ИКТ-технологиями воспользуюсь.Спасибо.

    Белла Геннадьевна, с первой задачей разобралась,спасибо,к проектным технологиям и технологии опыта добавила ИКТ-технологии.По второй задаче стопор.Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.Подскажите пожалуйста.

    • Марина, эмоционально-ценностное отношение развивается тогда, когда Вы рассматриваете картины о природе, читаете стихи и рассказы о природе, наблюдаете и проводите экскурсии. И всё это с анализом по принципу, «что такое хорошо и что такое плохо».

    Белла Геннадьевна,спасибо большое!А третью задачу:создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников,я должна расписать по образовательным областям?Так или нет?

    • Марина, в разделе «Методические подсказки» есть статья «Как обеспечить условия для методической темы». Там всё расписано.

      • Здравствуйте,Белла Геннадьевна. Извините за беспокойство.А Вы всем помогаете?

        • Да, стараюсь отвечать на все вопросы и просьбы.

    Белла Геннадьевна Здравствуйте выхожу на аттестацию подскажите пожалуйста как правильно сформулировать тему Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста по познавательному развитию и писать перспективный план один и тот же заранее благодарна ВАМ

    • Галина, тему можно сформулировать так: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности».
      Насчет плана. Единого образца плана для всей страны нет (я имею в виду структуру). Есть только рекомендованные. В каждом саду пишут по-разному, поэтому Вы лучше посоветуйтесь со своим старшим воспитателем (это она должна представить единый для своего сада образец).

      • Здравствуйте Белла Геннадьевна спасибо вам огромное

    День добрый. Стаж муз.руководителем маленький и спец.образования дошкольного нет, но мне было поручено написать работу по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников посредством муз.деятельности по ФГОС»+ конспект занятия. Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста, что именно я должна написать в работе и как именно провести занятие (описать его), чтобы приложить его к работе.

    • Оксана, да, непростая у Вас задача. Начните выступление (или письменную работу) так: «В процессе познавательного развития дошкольник усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения и свои способы познават. действий. Познание ребенком окр. мира происходит при помощи познават. действий, которые всегда направлены на результат. В муз. деятельности результатом будет являться исполнение песни, разученные танц. движения, игра на муз. инструменте, творческие «находки» в различных видах муз. деятельности».
      Затем из статьи (здесь на сайте) «Образовательные ситуации в муз. развитии дошкольников» возьмите вторую часть статьи, где говорится о 2 видах образовательных ситуаций. Начните так: «Наиболее эффективно познават. действия в муз. деят-ти формируются посредством предметно-игровой и сюжетно-игровой обр. ситуации». И далее по тексту. В конце (где написано «таким образом», вместо фразы «посредством образовательных ситуаций» напишите «посредством познавательных действий».
      Про познавательных интерес выпишите фразы из этой статьи (сверху).
      А занятие как раз и возьмите по образоват. ситуациям, можно вставить и сюжетно-ролевые игры, проблем. ситуации, можете провести творческую мастерскую по движениям.

    здравствуйте! я пишу дипломную работу. У меня такая тема «прогулка как условие познавательной активности дошкольников», подскажите пожалуйста с чего начать?

    • Анна, сначала нужно написать о познавательной активности (в чем выражается, при помощи каких методов развивать, не забудьте про познавательный интерес). Затем прогулка: перенесите формы и методы работы с детьми по познавательному развитию с группы на улицу (по возможности). Это образовательные, проблемные ситуации; исследовательская деятельность; наблюдение; познавательные игры и т.д. Практическую часть (если она у Вас будет) сделайте по экологическому исследованию или экспериментам на прогулке (с водой, снегом, листочками и т.д.).

    Здравствуй.Белла Геннадьевна,3.02.определили с вами направление и задачи по теме «Краеведение»-все «зарубили». Во всем должен быть «продукт».Направление немного взяла другое»Краеведение как средство формирование представлений о прир. мире своей малой Родины у восп. дош. возраста» А вот задачи несовсем правильно могу сформировать. 1.Разработать и апробировать УМК……..направленный …целью которого…. 2.Спроектировать совершенствование организации развивающей предметно- простр.среды.Первую задачу не могу правильно сформулировать. Спасибо.

    • Ираида, конечно, с начальством не спорят (говорю вполне серьезно). Только Ваше начальство упускает очень важную вещь (которая написана в каждой строке ФГОС ДО) – ЛИЧНОСТЬ ребенка. Поэтому цель темы по самообразованию и три основных задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка. Педагогика – это не магазин, где результат измеряется только продуктом.
      Я посмотрела те задачи, которые Вам написала. Разработка УМК и совершенствование развивающей среды подразумевались в первой задаче, которую я предложила: «Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников». УМК и развивающ. среда – это условия. Расшифровывать эти условия нужно в ПЛАНЕ по самообразованию и САМОАНАЛИЗЕ. Ну да ладно. Вы тут не при чем.
      Теперь о теме. Все-таки надо написать так: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о природном мире своей малой Родины посредством краеведения». На первом месте – «формирование», а потом уже — «средство». Краеведение будет лишь средством, так как формировать представления можно и без краеведения, а при помощи другого средства (наблюдения, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.).
      Первую задачу можно сформулировать так: Разработать и апробировать учебно-методический комплект, направленный на формирование представлений у воспитанников о природном мире своей малой Родины (или — позволяющий сформировать у воспитанников представления о природном мире своей малой Родины).

    Большое спасибо. Я с вами во всем согласна.

    Белла Геннадьевна,здравствуйте. И опять возникли сомнения,правильно ли раскрою 1 задачу. Подскажите,пожалуйста. Спасибо.

    МОЖЕТ БЫТЬ НУЖНО РАСКРЫТЬ ВСЕ ТО ЧТО СОДЕРЖИТ УМК? НО ЭТО МНОГО. СПАСИБО.

    • Ираида, да, Вам нужно будет раскрыть (написать) все то, что содержит УМК. Это названия всех книг и методичек, дидактический материал и игры (в том числе и Вами разработанные или модифицированные), комплекс разработанных занятий и мероприятий по теме, диагностику (но не самой разрабатывать). Вроде бы всё (но могла и что-то упустить).

    Добрый день. Но в заявлении это очень много. Нужно,наверно,самое основное?

    • Ираида, я думала, что это не для заявления, что Вы заполняете документы по теме самообразования. А в заявлении, конечно, надо коротко. Тогда Вы должны написать: разработала планирование, дидактические материалы (какие именно — игры, презентации, наглядность), конспекты непосредственно образовательной деятельности. Обогатила развив. среду (как именно, что внесла).

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна хочу провести районное МО для воспитателей по познавательному развитию подскажите пожалуйста как сформулировать тему, задачи и план проведения(4 занятия).спасибо.

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Я начинающий методист в ДОУ, помогите правильно сформулировать тему методической работы. Хочется взять проектную деятельность и связать ее с темой приобщение детей к истокам русского народа.

    • Елена, Ваши формулировки должны отличаться от формулировок воспитателей (у них ориентир на детей, у Вас — на воспитателей или на образовательный процесс в целом). Предлагаю такие:
      1. Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на основе приобщения воспитанников к истокам русского народного творчества.
      2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО (или ДОУ) на основе учета этнокультурной ситуации развития воспитанников (или детей дошкольного возраста).
      3. Методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации по приобщению воспитанников к истокам русского народного творчества.
      4. Создание условий для реализации этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации.
      А проекты будут у Вас одной из форм организации образовательного процесса.

    Здравствуйте. помогите пожалуйста подобрать тему для самообразования для детей 1 младшей группы. область познание и связать с мнемотехникой

    • Людмила, я оставила один Ваш вопрос, другие (такие же) удалила. Дело в том, что вопросы автоматически появляются на сайте после проверки на спам (это на всех сайтах так). Поэтому сразу они не видны тому, кто пишет.
      Теперь о темах. Предлагаю такие:
      1. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
      2. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
      3. Формирование у детей младшего дошкольного возраста сенсорного опыта посредством мнемотехники.
      4. Формирование у детей младшего дошкольного возраста первичных представлений о моделировании посредством мнемотехники.

    Спасибо за ответ. Подскажите,пожалуйста, сформулировать правильно цель и задачи к теми:Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.и я могу использовать развитие мелкой моторики в познавательной активности через дид.игры или что вы посоветуете? И эту же тему я могу развивать на 2 мл,средней группе и т.д?

    • Людмила, можете в формулировке не писать слово «младшего». Тогда эта тема применима к любому возрасту. Но тема достаточно узкая, если брать на несколько лет (могут сделать замечание). Насчет Вашего вопроса о мелкой моторике: Вы в вопросе соединили аж 3 компонента – моторику, познават. активность и дид. игры. Методически правильно брать 2 компонента. Можно развивать познавательную активность активность и при помощи дид. игр, и при помощи мелкой моторики, но лучше не соединять это в одной формулировке.
      Цель: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов моделирования. (Всё-таки, никуда не уйти от слова «моделирование», так как мнемотехника – один из видов моделирования). Задачи: 1. Создание условий для развития познавательной активности воспитанников. 2. Формирование элементарных представлений о мнемотехнике. 3. Формирование навыков графического изображения.

    Огромное спасибо за темы.

    Белла Геннадьевна, помогите мне пожалуйста, сформулировать задачу и что можно внести в годовой план ДОУ на новый учебный год по внедрения профессионального стандарта педагога ДОУ.

    • Елена, в Проф. стандарте акцент на компетенции педагогов. Поэтому и годовую задачу надо формулировать в этом направлении. Может быть, так: «Формирование у педагогов ключевых профессиональных компетенций на основе концептуальных положений и требований к образовательной деятельности с воспитанниками, определённых ФГОС ДО». А уже при расшифровке этой задачи (например, при планировании метод. мероприятий) определите несколько компетенций из Проф. стандарта, над которыми будете работать.

    Спасибо Вам. Будем думать.

    Здравствуйте! Распишите пожалуйста подробно какие предметы входят в каждую из пяти областей по фгос.
    Например:
    Художественно — эстетическое развитие: музыка, аппликация, рисование, конструирование, лепка …..
    Спасибо.

    • Яна, уже начала отвечать на Ваш вопрос, но он занимает много места в комментариях. Я через день — два напишу небольшую статейку. Она будет в рубрике «ФГОС дошкольного образования».

    Кто-нибудь пожалуйста, ПОМОГИТЕ!скиньте готовую матрицу ФГОС ДО… для учебы нужно!

    • Анастасия, а что за матрица? Что в ней? Напишите поподробнее, может удастся помочь.

    Добрый день, готовлю годовой план, годовые задачи:
    1.Развитие познавательного интереса (речевой активности) у дошкольников в условиях информационно – развивающего пространства ДОО

    2. Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольников
    по данным задачам нужно написать прогнозируемые результаты, где их можно посмотреть и на какие документы опираться?? спасибо!

    • Ирина, как образец может быть ФГОС (посмотрите формулировки у планируемых результатов), а опираться нужно на педагогическую диагностику, по которой работаете. Если сложно сформулировать фразы, то очень хорошие фразы и словосочетания были в ФГТ (про интегративные качества личности).

  • Здравствуйте! Говорят с начальством не спорят, а как быть с такой темой, которую заведующая написала мне, посоветуйте, пожалуйста.Тема самообразования: «Экскурсий в ДОУ, как форма ознакомления с родным краем, как следствие формирования новой сюжетно -ролевой игры»Экскурсовод в музее», с целью развития связной монологической речи.

    • Виктория, не волнуйтесь, придумаем что-нибудь. Правда, всё соединить в формулировке не удастся (сюжетно-ролевую игру, экскурсии, ознакомление с родным краем и развитие речи). Методически грамотно соединяются только два направления.
      Можно так:
      1. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве (фраза из ФГОС) посредством музейной педагогики.
      2. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с природным и социальным миром родного края посредством сюжетно-ролевых игр.
      4. Развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края.
      5. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве ((фраза из ФГОС) посредством экскурсий.
      Если надо, попробуйте сами подкорректировать, взяв начало от одной формулировки, а окончание – от другой.

  • Спасибо! Задачу № 5 можно было бы использовать, как тему. Хочу попросить, чтобы упростили тему самообразования, а сюжетно-ролевую игру взять как результат проектной деятельности, развитие речи как одну из задач. Как вы считаете такой вариант методически грамотно будет использовать?

    • Виктория, правильно думаете, молодец! Считаю, что так будет очень грамотно.

  • Спасибо! А если написать проект и сюжетно — ролевую игру взять как результат проектной деятельности, такой вариант можно использовать. Развитие речи использовать не как цель, а попросить перенести в задачи. Извините за глупость, но пытаюсь выкрутиться из сложившей ситуации.

    • Виктория, Молодец! Очень хорошо! Разбираетесь в тонкостях, как старший воспитатель! Быть Вам методистом (старшим воспитателем)!!! Если Вас назначат на эту должность (в чём я не сомневаюсь), то с Вас шоколадка, так как это я первая предсказала Вам будущее)))

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с технологической картой ООД, требуют конспект аттестационного занятия предоставить в виде технологической карты.

    • Роза, здесь на сайте (в рубрике «Методические подсказки») как раз есть статья про то, что такое технологическая карта. Вот эта статья:
      И в этой статье есть ссылка на хороший практический образец такой карты. Нужно, как обычно прописать задачи, оборудование, материалы ООД. А затем в ТАБЛИЦУ вставить сам ход ООД. Названия столбцов будут такие:
      Этапы; Цель; Содержание; Деятельность педагога; Деятельность детей; Планируемые результаты.

    Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

    Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

    Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

    1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

    2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

    При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

    Ранний возраст (1-3 года)

    Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

    Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

    К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

    В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

    Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

    В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

    Знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

    Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

    Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

    Формирование положительного отношения к окружающему миру.

    Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

    Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

    Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

    Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

    Постановка цепи и планирование;

    Прогнозирование возможных эффектов действия;

    Контроль за выполнением действий;

    Оценка результатов и их коррекция.

    К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

    Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

    Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

    Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту

    Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

    ФГОС ДО: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Познавательное развитие:

    Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

    Формирование познавательных действий, становление сознания;

    Развитие воображения и творческой активности;

    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

    О свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

    О малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

    О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

    В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

    Развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации;

    Формирование познавательных действий , становление сознания;

    Развитие воображения и творческой активности;

    Формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

    Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве , представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

    Вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

    Использование дидактических игр;

    Применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи .

    Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

    Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
    Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
    Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

    Интеллектуальные - логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

    Эмоциональные - переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

    Регулятивные - волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

    Творческие - воображение, создание новых моделей, образов.
    Для формирования и развития познавательного интереса следует:

    Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

    Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

    Развивать у детей чувство собственного достоинства.

    Познавательное развитие

    Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

    ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования,

    рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка

    в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных

    качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей

    дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,

    сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и

    познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

    себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете,

    размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве

    и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете

    Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии

    стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошколь.

    ников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехо.да от одной стадии

    развития познавательной деятельности к другой.

    К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие

    познавательного интереса, развитие познавательной активности.

    Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

    1. К первой стадии мы относим любопытство.

    Для неё характерно избирательное отношение к любому пред.мету, обусловленное чисто

    внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

    На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной

    с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного

    интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у

    дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо точивается на яркости

    объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

    2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как

    любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение

    мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально

    усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные

    эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность

    любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

    3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является

    познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной

    нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают

    познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника

    в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением

    поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего

    мира.

    4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим

    познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной дея

    тельности – учебно.познавательная задача.

    Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных

    областей на реалиацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя позна

    вательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

    с ними).

    развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

    – организацию решения познавательных задач;

    – применение экспериментирования в работе ДОО;

    – использование проектирования.

    Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного воз

    раста является экспериментирование, которое рассматривается как практи

    ческая деятельность поискового характера, направленная на познание

    свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

    В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно

    и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на не.

    го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и

    деятельности.

    В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под

    которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поис

    ковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова

    ния в обучении связей, отношений, доказательств.

    Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из после

    довательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

    После принятия детьми познавательной задачи под руководством вос

    питателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестно.

    го. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы

    и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто

    противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предпо

    ложения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей,

    их должен выдвинуть сам воспитатель.

    К эффективным методам познавательного развития дошкольников от.носится

    проектная деятельность,обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений са

    мостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

    развитие критического мышления.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности

    и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

    развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

    себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

    окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

    числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

    о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

    отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об

    особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Формирование элементарных математических представлений.

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

    Ознакомление с предметным окружением.

    Ознакомление с социальным миром.

    Ознакомление с миром природы.

    …………………………………………………………………………………………………………

    Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

    Консультация для педагогов ДО «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

    Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам принять участие в «Квик – настройке».

    Предлагаю Вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

    Василий Александрович Сухомлинский : «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности).

    Без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

    Абрахам Харольд Маслоу : «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем… » (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели).

    Это высказывание говорит о том, что у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.

    Артур Владимирович Петровский «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника).

    Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

    Людмила Александровна Беляева: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог).

    Методы, стимулирующие процесс познания:

    Метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

    Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

    Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

    Метод «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили) , когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

    Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.) .

    Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.

    Признаками творческой личности педагога являются:

    1. Стремление к саморазвитию.

    2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.

    3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

    4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.

    5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.

    6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .

    7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.

    8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

    В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДО атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, разберемся подробнее…

    Сенсорное развитие. ФЭМП.

    Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах) .

    В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей , которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

    - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:

    форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

    О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках ,

    О планете Земля как общем доме людей , об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

    От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются:

    В младшем дошкольном возрасте это: Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта»; «Природа и ребенок») .

    На этапе завершения дошкольного образования:

    У ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:

    Устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;

    Выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;

    Считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;

    Знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .

    Элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)

    Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в разных возрастных группах ДО, необходимо помнить, что ее содержание должно быть направлено на развитие личности ребенка, мотивацию и способности детей дошкольного возраста, в различных видах деятельности.

    Область познавательное развитие должна определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.

    Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие Центры игровой активности:

    Центр конструирования.

    Центр экспериментирования и уголок природы.

    Центр логики и размышления.

    Центр сенсорных игр.

    Центр дружбы народов мира.

    И др.

    Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, принадлежит педагогу.

    От него, главным образом, и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

    ………………………………………………………………………………………………….

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ.

    Развитие познавательной деятельности

    Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

    Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

    В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев

    Что такое ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

    к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

    Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога. Цели и задачи познавательной деятельности Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами. Формы работы по развитию познавательной деятельности Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

    Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

    К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "собери грибочки", "понюхаем цветочки", "лучики-лучики". После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

    Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Сомнение - главный аргумент Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче

    Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ. Познавательное развитие в ДОУ по возрастам С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

    Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Средняя группа Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то старшие дошколята, уже способны понять устройство мира.

    Похожие публикации