Программа по работе с семьей в тжс. Применение эффективных методов и приёмов при работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении

Программа

коррекционно-профилактической работы с семьями,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Разработчик Программы социальный педагог МКОУ СОШ №5 г.о.Нальчик А.А.Мальбахов

Постановка проблемы

Практика показывает, что корень всех детских проблем и бед лежит в семейном неблагополучии. А это – нарушение структуры и функций семьи, педагогическая несостоятельность и асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей. На своем коротком веку дети из таких семей рано переживают немало потрясений, испытывают душевный дискомфорт, а отсюда – тревожность, страхи, замкнутость, агрессия к сверстникам и взрослым.

Такие семьи требуют неотложной социальной помощи, особенно имеющие детей младенческого и раннего возраста. Профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, является приоритетной. Данная работа должна быть направлена на создание дополнительных просветительских, профилактических, реабилитационных услуг, направленных на сохранение благополучия семьи как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

Цель и задачи Программы

Цель:

Предупреждение перехода семей из категории трудной жизненной ситуации в разряд социально-опасных путем оказания комплексной, специализированной социальной помощи профилактического или коррекционно-реабилитационного характера.

Задачи:

Изучение семей и их ближайшего окружения, определение проблем и ресурсов с целью создания индивидуальной программы;

Реализация индивидуальной программы (оказание медико-социальной, психолого-педагогической, социально-правовой помощи семье);

Укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, содействие в преодолении кризисной ситуации;

Формирование у родителей и их детей установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции и самопомощи;

Психологическая адаптация семей, имеющих детей, к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

Объединение усилий социальных, медицинских, образовательных, правоохранительных служб, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении ее проблем;

Обеспечение социального сопровождения и наблюдения обслуженных семей.

Адресность Программы

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно (многодетные, малообеспеченные, неполные, подвергшиеся физическому или психологическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, безработные родители, семьи, не имеющие определенного места жительства).

Основные принципы реализации Программы

- Гуманизм предусматривает способность и готовность сотрудников центра прийти на помощь ребенку и его семье, защищать их права и интересы, преодолевать трудности в общении с членами семьи, проявлять терпимость во имя восстановления воспитательной функции семьи, ее социального здоровья.

- Индивидуальный подход предполагает учет социальных, психологических и функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы.

- Стимулирование семьи к самореализации – активизация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройка взаимоотношений с детьми, лечение социальных болезней, трудоустройство взрослых членов семьи.

- Интеграция усилий – комплексный подход к диагностической, коррекционной и профилактической работе; объединение усилий всех служб центра, а также учреждений здравоохранения, образования, службы занятости и других государственных организаций в решении проблем, отягчающих жизнь ребенка и его семьи.

Этапы реализации Программы

  1. Раннее выявление семьи, нуждающейся в социальной помощи.
  2. Установление непосредственного контакта сотрудников центра с членами семьи, заключение совместного соглашения (договора).
  3. Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.
  4. Реализация намеченного плана реабилитации с привлечением необходимых специалистов.
  5. Определение формы и осуществление социального патронажа семьи.

В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты совместно с заинтересованными органами и ведомствами ведут профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу с ребенком и его семьей пошагово, поэтапно.

На первом этапе проводится установление социальной истории семьи, сбор материалов, позволяющих выявить и всесторонне изучить проблему семьи и причины их возникновения, направление официальных запросов для получения документально верных сведений, постановка на учет.

Второй этап включает в себя следующие мероприятия:

Заключение родительского соглашения (договора) между администрацией центра и родителями, закрепляющего взаимные обязательства учреждения и семьи;

Психодиагностика членов семьи, их социальное обследование с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения;

Психодиагностическая работа с родителями (тематические беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, изучение психологического климата семьи);

Психодиагностическая работа с ребенком (наблюдение в общении, в игре, на занятиях, тематические беседы, тестирование и др.).

На данном этапе целесообразно проведение мини сетевых встреч с родителями, представителями школ, КДН и др. Также необходимо проведение акта обследования жилищных, бытовых, материальных условий жизни с целью знакомства, получения дополнительных данных об особенностях и условиях жизни семьи.

На третьем этапе производится координация и объединение усилий всех специалистов путем проведения социального психолого-медико-педагогического консилиума; выбираются эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей; в план работы включаются конкретные формы помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей центра. Намеченные мероприятия координируются с различными государственными и общественными структурами. На данном этапе работы создается целостный портрет семьи. Изучив ее проблемы, специалисты разрабатывают индивидуальную комплексную программу, помогают членам семьи занять активную позицию по отношению к ней. Продолжительность работы с семьей определяется заявленной проблемой, степенью ее сложности.

Четвертый этап – реализация индивидуальной программы. В зависимости от вида программы в ее реализации участвуют также другие социальные институты, в помощи которых в данный момент нуждается семья.

Процесс реализации индивидуальных программ зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты могут решать вместе с членами семьи.

В случае, если семья уже подпадает под категорию социально-опасной или находится в переходно-пограничном состоянии, коррекционно-реабилитационную работу необходимо организовать в соответствии с принадлежностью семьи к той или иной категории.

Так, работа с педагогически несостоятельными семьяминаправлена на коррекцию целей и методов внутрисемейного воспитания, искаженных представлений о родительских обязанностях. В этом случае важно с помощью социальных педагогов и психологов активизировать осознание родителями своего места в воспитании детей.

Работа с конфликтными семьями имеет свою специфику. Такие семьинуждаются в психологической и психотерапевтической помощи специалистов, которые проводят консультации, ориентированные на обучение взрослых и детей конструктивным способам разрешения проблем общения.

Сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Практика показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей обусловлено сложным переплетением социально-экономических, педагогических, патологических факторов. Именно это определяет необходимость комплексного подхода к решению проблем подобных семей. Специалисты должны хорошо изучить возможности окружающего социума, различных государственных и общественных структур и интегрировать их усилия.

Комплексная поддержка неблагополучных семей включает: трудоустройство родителей, оказание им единовременной целевой материальной помощи, помещение ребенка в дошкольное учреждение за государственный счет, обеспечение школьников дополнительным бесплатным питанием, оказание помощи в лечении и оздоровлении детей, надзор за своевременной выплатой детских пособий и алиментов, юридическое консультирование семьи и правовую защиту детей, помощь психологов и педагогов.

Усилия специалистов направляются главным образом на то, чтобы возродить в семье позитивный психологический климат и обеспечить ребенку достаточно комфортные условия жизнедеятельности и развития.

На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают:

Помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации);

Правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);

Содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении);

Содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (помощь в оформлении различных видов пособий, адресной помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам);

Психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

На пятом этапе – семьи, которым программа помогла выйти из сложной жизненной ситуации, и основная проблема которых решена, переводятся на социальный патронаж с рекомендациями по дальнейшему взаимодействию. Если же в рамках программы семья не нашла выхода из трудной жизненной обстановки, то индивидуальная программа продлевается решением консилиума до достижения положительных результатов в семейной жизни.

Результаты, ожидаемые от реализации Программы:

  1. Выход семьи из трудной жизненной ситуации.
  2. Стабилизация внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия.
  3. Уменьшение количества разводов.
  4. Овладение навыками конструктивного общения в семье.
  5. Укрепление связей и сотрудничества центра, родителей и социальных институтов, проводящих работу с детьми и семьями;
  6. Повышение психолого-педагогической культуры в сфере родительского общения;
  7. Формирование у родителей позитивных взглядов и адекватной мотивации по отношению к родным детям, к своей семье и обществу в целом.

Приложение №1

СОГЛАШЕНИЕ

о содействии в преодолении трудной жизненной ситуации

«____»_______________20___г.

Учреждение, в лице директора, действующего на основании Устава, с одной стороны,

И гражданин (ка)

19_года рождения, паспорт серия, №

выданный «____»______________20____г.

и проживающий по адресу

именуемый в дальнейшем Клиент, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее соглашение определяет условия содействия Учреждения Клиенту в преодолении трудной жизненной ситуации в рамках реализации индивидуальной программы.

1.2. Срок действия соглашения определяется для каждого Клиента индивидуально в соответствии с программой выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Учреждение обязуется оказывать клиенту социальные услуги в форме социального патронажа согласно индивидуальной программе выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

2.2. Клиент обязан своевременно выполнять действия, необходимые для преодоления им трудной жизненной ситуации, предусмотренной индивидуальной программой.

2.3. Клиент обязуется создавать необходимые условия для оказания социальных услуг.

2.4. Клиент имеет право совместно со специалистами Учреждения участвовать в разработке индивидуальной программы выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

3. Ответственность сторон

3.1. Учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по соглашению, если докажет, что это произошло вследствие нарушения Клиентом своих обязанностей или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

4. Порядок расторжения соглашения

4.1. Соглашение может быть расторгнуто:

  • по истечению срока реализации индивидуальной программы выхода Клиента из трудной жизненной ситуации;
  • по личному желанию Клиента;
  • по соглашению сторон;
  • при невыполнении Клиентом взятых на себя обязательств согласно индивидуальной программе выхода Клиента из трудной жизненной ситуации утвержденного решением консилиума специалистов.

5. Прочие условия

5.1. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения своих обязательств сторонами. Претензии и споры разрешаются по соглашению сторон или в соответствии с законодательством РФ.

5.2. Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой стороны. Неотъемлемой частью настоящего соглашения является индивидуальная программа выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

6. Адреса и реквизиты сторон:

Приложение №2

СОВМЕСТНОЕ ГРУППОВОЕ

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

И РОДИТЕЛЕЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО –

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Данное групповое игротерапевтическое занятие проводится с целью восстановления утерянных связей родителей с детьми.

  1. Коррекция контактности и активизации общения между детьми и родителями.
  2. Предотвращение страха общения.
  3. Формирование взаимодействия детей и родителей в игре.
  4. Развитие у детей уверенности в себе.
  5. Закрепление характера доброжелательности в общении родителей с детьми.

Время проведения занятия – 1 час.

Участники: 5 детей и 5 родителей.

Дети и родители садятся на пол в круг, чередуясь; дают друг другу руки, образуя замкнутую цепь.

Занятие состоит из нескольких элементов.

ИГРА – общение «Здравствуйте, я рад вас видеть» (5 минут) Задача каждого участника произнести эти слова, улыбаясь и глядя на всех присутствующих. Затем задание меняется. Родитель и ребенок поворачиваются лицом друг к другу, дают друг другу руки. Их задача: поприветствовать друг друга этими же словами, но называя друг друга по имени.

Ролевая гимнастика (15 минут).

Задачи на этом этапе является развитие у участников уверенности в себе; формирование чувства ценности других и самоценности; устранение конфликтности, снятия напряжения.

Воспитатель предлагает участникам вспомнить самое простое стихотворение Агнии Львовны Барто:

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу.

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».

Все участники занятия хором вслух произносят это стихотворение. Затем с помощью считалки выбирается водящий, которому завязывают глаза. Вытянув вперед руку, он образует «стрелку».

Ведущий дает задание, а «стрелка», повернувшись несколько раз вокруг своей оси, указывает на того, кто выполнит предложенное ведущим задание:.

  • произнести стихотворение шепотом;
  • с пулеметной скоростью;
  • со скоростью улитки;
  • как робот;
  • как иностранец;
  • смеясь;
  • плача;
  • постоянно зевая;
  • повторяя каждое слово дважды;
  • с помощью мимики.

«Зеркало» (10 минут).

Родители, встав спиной в круг образуют внутренний круг «зеркал». Каждый ребенок встает к своему «зеркалу» (родителю). Ребенок выполняет движения и жесты, а «зеркало» их повторяет. Затем «зеркалом» становится ребенок, и игра повторяется.

Взаимоотношение (15)минут.

Игра построена на обсуждении стихотворения Льва Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Ведущий предлагает всем сесть в круг и послушать стихотворение.

Стоит небольшой, старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То, поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

Входи, не стесняйся, дружок.-

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба – Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Подводится итог: результат зависит от характера, способа выполнения и намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути так же могут привести к разным результатам.

Затем каждый родитель получает задание вспомнить или придумать историю, подобную услышанной в стихотворении.

«Час пик» (7 минут).

Ставится задача содействия формированию чувства близости с родителями и детьми, принятие друг друга.

Ведущий предлагает детям встать в любой части комнаты, а родители занимают место сзади своего ребенка, положив руки ему на плечи.

Ребенок – «шофер», родители – «прицеп к машине».

Для проведения этой игры в пространстве комнаты ставится несколько стульев. «Прицеп» закрывает глаза и слушается «своего шофера».

Задача «шофера» двигаться по комнате, не сталкиваясь с «машинами» и другими предметами.

Затем родители и дети меняются. Игра повторяется.

По окончании игры идет обсуждение, что легче быть «шофером» или «прицепом», почему? Удобно игроки себя чувствовали в этих ролях?

«Связующая нить» (8 минут).

В ходе этой игры решается задача формирования чувства общности, осознание семьи, как единого целого.

Все участники занятия садятся в круг, передовая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, было ли им интересно общаться друг с другом, что в занятии понравилось больше всего, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает игру ведущий, показывая тем самым пример.

Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Приложение №3

«Взаимоотношение в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

  • очень хорошие;
  • хорошие;
  • не очень хорошие;
  • плохие;
  • не очень плохие.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

  • не совсем;

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислить эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

  • ежедневно;
  • по выходным;
  • редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

  • решаете сообща жизненные проблемы;
  • занимаетесь семейно – бытовыми проблемами;
  • работаете на приусадебном участке;
  • вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
  • обсуждаете вопросы учебы детей;
  • делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
  • каждый занимается своим делом;
  • другое:

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

  • часто;
  • иногда;
  • редко;
  • не бывает.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  • непониманием членами семьи друг друга;
  • нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
  • отказом участвовать в семейных делах, заботах;
  • разногласием в вопросах воспитания детей;
  • злоупотреблением алкоголем;
  • другими обстоятельствами (укажите)

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?

  • примирение;
  • обсуждение ситуации и принятие правильного решения;
  • прекращение конфликтов на некоторое время;
  • обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
  • конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

  • иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

  • переживают, плачут;
  • становятся на сторону одного из родителей;
  • пытаются помирить;
  • уходят из дома;
  • замыкаются в себе;
  • относятся безразлично;
  • становятся озлобленными, не управляемыми;
  • пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что Вы намерены для укрепления семейно – бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

Опрос провел:

Приложение №4

Программа тренинга по формированию родительской компетенции

Данный тренинг используется при работе с родителями испытывающими трудности в общении со своими детьми. Основная цель программы гармонизация отношений между детьми и родителями, формирование умений и навыков разрешения трудностей общения в семье.

Упражнение №1. Оценка возможности родителей и подходов в воспитании.

Каждый участник должен ответить на 3 заданных ему вопроса и кратко сообщить о своих ощущениях.

Вопросы родителям:

  1. На сколько для Вас важны чувства вашего ребенка?
  2. Что Вы чувствуете, устанавливая ограничения?
  3. Что Вы будете чувствовать, если перестанете «приставать» к своему ребенку?

Упражнение №2. Мой ребенок

Каждому участнику предлагается написать 25 положительных качеств своего ребенка. В конце, в общем круге сообщить о своих ощущениях, трудностях в написании качеств и что нового они узнали и осознали в своем ребенке.

Упражнение №3. Двойственность поведения.

Участникам по кругу предлагается рассказать о случае противоречивости в поведении родителей («говорят одно, делают другое»), в следствие которого возникла агрессия с обеих сторон и не возможность найти общий язык. Пример 1: ребенок приносит плохую отметку из школы – его наказывают; через некоторое время ситуация повторяется – ребенка не наказывают, оставляя оценку без внимания. Что ждать ребенку от родителей при повторении ситуации? Проблема – страх неизвестности. Пример 2: мама говорит сыну: «Если не придешь домой в 21:00, оторву тебе башку» - это произойдет на самом деле? Пример 3: мама кричит на дочь, когда та долго разговаривает по телефону, но сама проводит часы с телефонной трубкой. Обсуждение в группе.

Упражнение №4. Передача ответственности.

  1. Не контролировать, куда и с кем пошел Ваш ребенок.
  2. Не подслушивать телефонные разговоры (унижение).
  3. Выделять денежные средства на личные нужды, но с ограничениями.
  4. Назначить ребенку ответственное дело, без контроля и напоминаний.
  5. Основной принцип семейной жизни: «Мы всегда готовы тебе помочь».

Участникам по кругу предлагается обсудить эти рекомендации и провести их на практике в своей семье. На следующем занятии обсудить результат.

Упражнение №5. Искусство конфронтации.

Родителям предлагаются правила, как правильно вести себя в ситуации конфликта:

  1. Начинать разговор обязательно с похвалы.
  2. Высказывать свои чувства по поводу причины конфликта.
  3. Обсуждать только конкретный случай избегая обобщений (ты всегда… ты не когда…), не вспоминая прошлых обид.
  4. Избегать в разговоре упреков и истерик.
  5. Не играть его и своими чувствами.
  6. Рассказывая о себе, не навязывать себя.
  7. Когда это возможно, прибегать к юмору.
  8. Заканчивать разговор конструктивными предложениями на будущее в дружелюбной форме.

Обсудить в группе, применить в домашних условиях, результат обсудить на следующем занятии. Родителям необходимо включаться в жизнь своих детей, признавать их достижения, влиять на поведение ребенка, делая это с любовью, и пусть они ответственно относятся к исполнению правил, установленных психологом.

Приложение №5

Социальная карта семьи

Ф.И.О. н/л, возраст

Домашний адрес

Родители:

Образование родителей

Род занятий родителей, их профессия

Сколько лет существует семья

Состав семьи

Материальное положение

Жилищные условия: нормальные (благоустроенная квартира, дом, имеются необходимые условия)

неблагополучные (неблагоустроенная квартира, комната, общежитие, отсутствуют необходимые условия)

Отношения в семье

Забота родителей о детях

Наличие конфликтов родителей с детьми

Анализ ситуации в семье

Наличие помощи семье

В каких видах помощи нуждается семья

Проблемы, существующие у ребенка в образовательном учреждении

Помощь образовательного учреждения ребенку

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье

Какое влияние оказывают на ребенка друзья, родственники

Что мешает родителям в воспитании детей

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и др.)

Цели работы с семьей

Основные направления работы для составления программы

Утверждаю директор

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Сегленмей Л.О._________

План работы с семьями учащихся

в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении

На 2017-2018 учебный год.

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Отметка

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Август

Кл. рук.,

соц. пед.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

- «Влияние алкоголя на организм человека»;

- «Об уклонении от родительских обязанностей»

- «Взаимоотношения в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»

- «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей»

Ежемесячно

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Кл. рук.,

Соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл.рук.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук.,

соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Постоянно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану)

еженедельно

Кл.руков-ли

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл.руков-ли.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл.рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.психолог

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Трудоустройство родителей.

Сентябрь

Октябрь

Соц. пед., кл. рук., психолог

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Май

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


Отчет о работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (образец).

Предоставить:

Программу индивидуального сопровождения.

Диагностику.

2 акта обследования семьи (начало и конец года).

Характеристику.

Участие в классных часах, проектах, спортивных мероприятиях.

Социальную карту работы с семьей.

Социальную карту работы с обучающимся.

Лист проблем.

Карту интересов.

Характеристика на ученика 3-го класса

МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школы №2 Некрасовского муниципального округа ________________________.

Родился _______________ года. По национальности русский. Проживает по адресу:_______________________________ В МОУ Бурмакинской средней общеобразовательной школе №2 обучается с 1 сентября 201_ г. До школы посещал детский комбинат.

За время обучения проявил себя с положительной стороны. Второй класс закончил с тройками по основным предметам (математика, русский язык, окружающий мир). Мальчик требует к себе большого внимания, задает много вопросов. На учебных занятиях активен, но часто отвлекается. Самостоятельно работать умеет, но нуждается в поддержке. Проявил интерес к таким предметам как математика, литературное чтение, окружающий мир. Все поручения учителя выполняет, часто сам предлагает свою помощь. Участвует в школьных конкурсах.

Мальчик очень подвижный, общительный, у него много друзей. Часто у Максима возникают конфликты с одноклассниками, но они всегда мирно разрешаются, т.к. он, если виноват, умеет просить прощение. Реакция на замечания и похвалу адекватная.

С первого класса посещает 10 кружков, предусмотренных по ФГОС. К взрослым относится уважительно. Физически развит. Физкультурная группа II основная.

Все необходимое для учебы у Максима имеется. Без уважительных причин школу не пропускает. Живет у бабушки. Мама периодически посещает школу и интересуется успехами сына.

Классный руководитель: Лещёва С.Н

Программа индивидуального сопровождения

обучающегося 3 класса _________________________________

_____________________________________________

решением методического объединения классных руководителей был поставлен на внутришкольный контроль в связи с невыполнением мамы ___________________ своих родительских обязанностей.

Время проведения

Создание благоприятных условий для развития личности.

Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках по предметам.

Работа с классным журналом и дневником.

Привлечение к участию в школьных и районных конкурсах.

Вовлечение в спортивные дела класса и школы.

Контроль над посещением занятий, кружков.

Контроль за ведением личного портфолио.

В течение всего года.

Укрепление положения в классном коллективе, помощь в выполнении общественных поручений.

Формирование нравственных качеств характера: товарищество, законы дружбы, доброжелательность, вежливость, культуру поведения.

Тест «Хороший ли я друг».

Ежемесячно.

Контроль за дежурством по классу.

Выставление оценок по поведению.

Еженедельно.

Диагностика:

«Опросник мотивации»

Методика «Оцени себя»

Анкета «Оцени поступок»

Методика «Кто я»

Задание «Дорога к дому».

Сентябрь

Привлечение к участию в классных часах и праздниках:

«Праздник Осени»

Праздник «День Матери»

«Новогодняя елка»

«А, ну-ка, мальчики!»

«А, ну-ка, девочки!»

КВН «Знатоки природы»

Праздник «Прощание с 3 классом!»

Посещение семьи. Изучение взаимоотношений в семье.

Осенние каникулы.

Изучение интересов и способностей. Тест.

Изучение организации свободного времени.

Распределение поручений.

Составление плана воспитательной работы с учащимися.

Вовлечение в кружковую деятельность. Кружки:

1 Мастерская Самоделкина.

2 Зеленая планета.

3 Клуб Почемучек.

4 Юные музееведы.

5 Юные инспектора дорожного движения.

6 Здоровый образ жизни.

7 Школьный театр.

8 Подвижные игры и массовый спорт.

9 Я - гражданин России.

10 Дорогою добра (проектная деятельность).

Сентябрь

Изучение читательских интересов. Посещение библиотеки.

Заполнение индивидуальных листов достижений по предметам, по кружкам.

Агитация в летний пришкольный лагерь.

Написание характеристики на ученика.

Апрель - май

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

дата обследования: _____________________ г.

Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:

________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:

Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МОК Бурмакинской СОШ №2 ___ "

1. Сведения о родителях (опекунах)

Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы

Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы

2. Сведения о несовершеннолетних

2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).

2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.

2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости). Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).

2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.

3. Жилищно-бытовые условия:

3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, "гостинка"), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м

3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).

3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).

4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)

2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).

1. Обеспечить уход за детьми

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка

3. Помощь в подготовке дом.заданий

4. Оформление материальной помощи (по необходимости)

Диагностика ученика 3 класа ______________________.

Дата

Проводимая диагностика

Результат

«Опросник мотивации»

Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач.

Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личным интересом)

3 - стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот)

Методика «Оцени себя»

Уровень самооценки совпадение с адекватной оценкой учителя.

Анкета «Оцени поступок»

Сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Самооценка завышенная.

Методика «Кто я»

Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

Задание «Дорога к дому».

Низкий уровень - узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

Задания на выявление уровня моральной децентрации (Пиаже)

Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации

Методика «Кто прав?» (Цукерман)

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия)

Не сразу приступает к решению задачи, не всегда самостоятельно записывает краткую запись. В последовательности решения допускает ошибки, которые исправляет при поддержке учителя.

Лист проблем

учени____ «____» класса _________________________

1. С каким настроением ты обычно идёшь в школу?

С хорошим

Радостным

2. Нравится ли тебе учиться в школе?

Не очень

3. Устаёшь ли ты в школе?

4. Помогают ли тебе родители готовить уроки?

5. Какие предметы тебе нравятся? Отметь их.

Математика

Русский язык

Иностранный язык

Физкультура

Трудовое обучение

Окружающий мир

6. Есть ли у тебя друзья в классе?

7. Дружный ли у вас класс?

Не очень

8. Помогите мне:

Найти друзей

В подготовке домашних заданий

Стать внимательным

Я плохо запоминаю

Я очень стеснительный

Я всего боюсь

Я очень переживаю за________________________

Помогите мне _______________________________

Карта интересов ребёнка.

Лист ответов.

Дата__________. Фамилия, имя_________________

Обработка результатов.

Направленность интересов младшего школьника.

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

1. математика и техника;

2. гуманитарная сфера;

3 художественная деятельность;

4 физкультура и спорт;

5 коммуникативные интересы;

6 природа и естествознание;

7 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Лист вопросов.

1. Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

3. Нравится ли петь, музицировать.

4. Нравится ли заниматься физкультурой.

5. Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

7. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Нравится ли играть с техническим конструктором.

9. Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Нравится ли самостоятельно рисовать.

11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

12. Нравится ли руководить играми.

13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18 Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

26 Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Нравится ли помогать другим людям.

34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Сведения об участии в проектной деятельности

Класс

Дата участия

Название работы

Уровень

Памятка «Правила поведения в школе».

Классный

Книга «Осенние загадки».

Классный

Русское народное творчество «Глиняная игрушка».

Школьный

Плакат «Опасная сигарета».

Классный

Подарок маме.

Школьный

Лепим из снега «Зимняя сказка».

Школьный

Подарок ветерану.

Школьный

«Мой домашний любимец».

Классный

Сведения об участии в областных, районных, школьных и классных

мероприятиях.

Класс

Дата участия

Название мероприятия, праздника

Уровень

Экскурсия «Красота родного края».

Классный

«Где и как переходить улицу».

Классный

Концерт к Дню Учителя.

Школьный

Праздник Осени.

Школьный

«Семенов день».

Классный

День матери.

Школьный

«О вреде курения».

Классный

Новый год

Школьный

Игра «Путешествие на остров сокровищ».

Классный

Праздник «Я - будущий солдат».

Классный

КВН «Любимые сказки».

Классный

«А ну-ка, девочки».

Классный

Праздник Азбуки.

Классный

День птиц.

Школьный

Праздник книги.

Школьный

День Победы.

Школьный

Праздник «Вот и стали мы на год взрослей».

Школьный

Сведения об участии в спортивных мероприятиях.

Название конкурса.

Призёр. Участник.

Уровень ОУ:

1. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».

2. Конкурс поделок «Зимняя сказка» (номинация «Художественная обработка древесины»).

3. Конкурс рисунков «Мы - вместе!»

Участник

Муниципальные конкурсы:

1. Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Мягкая игрушка»).

Конкурс детской самодельной игрушки «Игрушечные мастера» (номинация «Традиционная игрушка»).

Участник

Региональные конкурсы:

1. . Областная выставка технического и прикладного творчества. Номинация «Художественная обработка древесины».

Участник

Всероссийские конкурсы:

Общее количество конкурсов: 5

Общее количество баллов: 145

Карта индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете

Учащийся (Ф.И.)___________________________________________________________ Класс_____________

Дата начала заполнения карты________________________________________________

Классный руководитель______________________________________________________

Работа с учащимся.

Результат

Работа с родителями.

Классный руководитель:_________ Лещёва С.Н

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Согласовано : Утверждаю :

ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного

Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного образовательного учреждения

семьи и социального благополучия детского сада № 194

Ульяновской области

Л. Ю. Верховцева

План работы

с детьми - сиротами или детьми ,

с семьями , ,

социально-опасном положении

МБДОУ № 194

на 2017– 2018 учебный год.

город Ульяновск

План работы

Вид работы

Мероприятия

Сроки выполнения Сроки

Организацио-нно-социально - педагогическая работа 1 . Планирование работы на учебный 2016-2017 учебный год :

Планирование работы с детьми – сиротами или детьми , оставшимися без попечения родителей . ; профилактической работы с семьями , находящимися в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации .

2. Выявление :

опекаемых детей, детей находящихся в социально -опасном положении;

воспитанников, оставшихся без попечения (отдельно проживающих от родителей без установления опеки, оказываемых в иной трудной жизненной ситуации .

воспитанников, чьи права нарушают родители , применяя к нему физическое или психическое насилие. (утренний прием - осмотр медицинским работником , воспитателем)

воспитанников, прекративших посещать МБДОУ без уважительной причины.

3. Изучение новых нормативных документов и методической литературы.

4. Формирование банка данных «Социальный паспорт семьи » .

5. Обеспечение контроля посещаемости детьми МБДОУ и принятие мер по недопущению не посещаемости без уважительной причины.

все группы

все возрастные группы

все возрастные группы

Август-сентябрь

август-сентябрь

в течении года

сентябрь - октябрь

систематически

Сентябрь

Педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

2 Вид работы Мероприятия Группы Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с опекаемыми детьми .

1. Анализ отчетов воспитателей

Составление и уточнение списков опекаемых детей. (выявление детей оставшихся без попечения родителей )

2. Первичное (контрольное)

обследование условий жизни и воспитания опекаемого ребенка.

(Посещение на дому детей находящихся под опекой , заполнение актов обследования материально бытовых условий, заполнение документации (портфолио детей)

3. Осуществление контроля (мониторинг) за посещаемостью детьми МБДОУ , здоровьем, воспитанием и развитием детей.

4. Составление психолого-педагогической характеристики на опекаемого (на основе наблюдения, диагностирования)

5. Первичные сведения о летней занятости детей, находящихся под опекой .

6. Индивидуальные беседы с опекаемыми, опекунами.

7. Выставка рисунков «Моя дружная семья »

Праздник «День защиты детей» , «День семьи » , ДРК «Здоровье» , «День отца» , «День матери» , «День пожилого человека» и т. д.

8. Фестиваль детского творчества "Юные таланты Ульяновска»

все группы,

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

при наличии

опекаемых детей

все возрастные группы

сентябрь - май

апрель, октябрь

систематически

в течении года (по плану )

Инспектор по охране детства Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. воспитатель группы

педагог-психолог медицинская сестра Власова К. С.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В. ,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В., музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю., воспитатели

музыкальный руководитель Кшняскина Е. Ю

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Мониторинг.

1. Диагностика стиля семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях , в которых нарушаются права детей.

Беседа с воспитателями.

2. Диагностика эмоционального состояния ребенка в семье и детском саду .

Кинетический рисунок семьи .

Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)

Коррекционная работа .

1. Совместно-образовательная коррекционная деятельность с детьми , имеющими низкий уровень развития познавательной сферы.

2. Коррекция эмоциональной сферы детей.

3. Тренинги, мастер-классы с родителями

Профилактическая работа

1. Индивидуальные консультации родителей (законных представителей) по итогам диагностики.

2. Проведение рейдов в семьи , находящихся

3. Проведение общих и групповых родительских собраний с привлеченными специалистами :

-«О защите прав ребенка в современных условиях»

- "Жестокое отношение к детям»

4. Подбор раздача буклетов по профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми . Стилям общения с ребенком, по правам ребенка и др.

5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми »

Проведение цикла бесед, занятий :

«Большие права маленького человека» .

"О эмоциональном благополучии ребенка в семье "

«О значении посещения дошкольного учреждения»

«О реализации программы «Здоровье» в ДОУ.

Консультация : «Жестокое обращение с детьми : что это такое?»

родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. все возрастные группы

со средней группы

все воспитанники имеющие низкий уровень

родители

родители (законные представители) 1 мл. гр.

Родите

ли (законные представители)

по запросу

октябрь - май

в течении года

в течении года

ежемесячно

ежемесячно педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В. ,

Воспитатели групп

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки

выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

5. Взаимодействие с семьей

Работа клуба молодой семьи «Забота»

1. Беседа «родитель – это звучит гордо

2. Практикум «Адаптируемся месте»

3. Консультация «Растим малыша здоровым»

4. Тренинг «Правила жизни моего ребенка »

5. Тренинг «Мотивы детской истерики»

6. Деловая игра «Что наша жизнь ? – Игра»

7. Консультация «Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

8. Круглый стол «Поговори со мною, мама» (о развитии речи)

9. Практикум «В царстве упрямства и капризов»

10. Итоговое заседание.

Работа консультативного пункта для родителей детей , воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих детские сады.

Организационные мероприятия :

1. Организация фотовыставки «Отдыхаем семьей »

2. Мероприятия ко дню матери, международному женскому дню «Самая прекрасная, мамочка моя»

3. Мероприятия ко Дню защитника Отечества, ко Дню отца

4. «Папа, мама, я - спортивная семья »

5. Мероприятия ко дню семьи «Моя СемьЯ »

6. Акция – конкурс «Дети – цветы жизни ! – Даешь букет!»

7. "Дарите детям радость!» -посвященных Дню защиты детей

8.«21 век – век ребенка» - к Всемирному дню ребенка (день принятия ООН Конвенции о правах ребенка)

Консультирование воспитателей по итогам диагностики.

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения. С молодыми семьями

со средней группы

дошкольные группы

дошкольные группы

дошкольные группы

Сентябрь- май

Сентябрь,

сентябрь-октябрь

сентябрь

июнь Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

5. Работа с педагогическим коллективом.

1. Диагностика определения стиля общения.

2. Диагностика ориентированности педагога на личностную

модель взаимо-действия с детьми

3. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном

положении.

Работа с государственными и общественными организациями. 1. Мониторинг определения стиля общения.

Тест «Ваш стиль общения» .

Диагностика ориентированности на личностную модель взаимодействия с детьми .

2. Совместное посещение семей, находящихся в социально-опасном положении.

Заполнение актов материально-бытовых условий, социальной истории семей.

3. Консультирование воспитателей по итогам мониторинга.

4. Проведение общего собрания по теме : «Взаимодействие МБДОУ с семьями , находящимся в социально опасном положении»

Проведение групповых консультаций по теме : «Растим гражданина в семье »

5. Проведение педагогического совета :

с вопросом : Анализ и утверждение плана работы с опекаемыми детьми . Профилактическая работа с семьями , находящимися в трудной жизненной ситуации

6. Проведение консультации «Игра в жизни в ребенка » ,

«Безопасность и здоровье наших детей» ,

При наличии опекаемых детей

все возрастные группы

все возрастные группы

все группы

все В течении года (по плану )

февраль (по «сигналу» )

по необходимости

1 раз в квартал

по плану

февраль педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.,

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

воспитатели групп

педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

заведующая Цветкова М. Г., воспитатели групп

заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В., педагог-психолог

Рюгина-Семенова М. В.

№ п/п Вид работы Мероприятия Группа Сроки выполнения Сроки предоставления в отдел опеки и попечительства Ответственный

Работа с государственными и

общественными организациями

1. Работа с органами опеки и попечительства

2. Консультации правоохранительных органов о родителях , совершивших правонарушения.

3. Работа с органами социальной защиты населения, администрацией района

4. Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья »

5. Консультирование с представителями ПДН

Информирование об имеющихся признаках насилия, синяков, психического расстройства и др.

В течении года Заведующая Цветкова М. Г., заместитель заведующей по УВР Петрунина И. В.

Педагог-психолог Рюгина-Семенова М. В.

Инспектор по охране детства Петрунина И. В.

Заведующая МБДОУ № 194 Цветкова М. Г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

2. Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

знакомство с семьями;

метод совместного планирования;

работы с семьей;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

патронатные посещения;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

патронатные посещения;

экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;

подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;

вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.

3. Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах - цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап - ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап - уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я - как родитель, я - как личность, я - как член общества, 3 этап - принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с пором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер - например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации.

семья жизненный детский родительский

4. Отсутствие правонарушений членами семьи

Методы и способы отслеживания результата:

Анкетирование членов семьи;

Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);

Диагностика детско- родительских отношений;

Совместный план работы с семьей

Консультация социального педагога;

Материальное обеспечение ребенка;

Трудоустройство родителей;

Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;

Посещение КДН родителями по представлению.

5. Динамика детско-родительских отношений в семье

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале:

Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______

Какова степень трудности в общении с ребенком? ______

Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______

Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком?

Консультативная работа

Индивидуальные беседы, консультации детей;

Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;

Индивидуальные беседы, консультации педагогов;

Групповые консультации родителей и членов семьи;

Групповые консультации родителей и детей;

Групповые консультации педагогов и детей;

Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Влияние образа трудной жизненной ситуации, сформированного в детском возрасте, на дальнейшее восприятие и поведение человека. Субъективность фактора трудной ситуации, психологические методы преодоления сложившихся концептов и стереотипов мышления.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Понятие и характеристика, отличительные признаки трудных жизненных ситуаций, их классификация по степени участия в данном процессе человека. Критерии и факторы, определяющие и влияющие на поведение человека в трудной жизненной ситуации, пути борьбы с ней.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

    Деятельность психолога в условиях учреждения для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Методы работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения. Должностные обязанности педагога-психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.06.2013

    Общая характеристика, особенности и задачи консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Сотрудничество как тип родительского отношения. Психодиагностическая работа, направленная на разрешение родительских проблем в воспитании подростков.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Роль эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений. Определение типа воспитания, который используют родители. Психокоррекционная работа с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Понятие семьи и семейных отношений. Методики исследования детско-родительских отношений: "Рисунок семьи", диагностика родительского отношения, тест "Семейная социограмма".

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Проблема неполной семьи в современной психологии. Типы неполных семей. Проблемы, возникающие в неполных семьях. Функции семьи и их взаимосвязь. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2007

    Основные подходы изучения семьи в психологии, функциональные характеристики семьи. Психологическая характеристика семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Анализ этапов социального конфликта. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Формы участия третьей стороны в конфликте. Конфликт как тип трудной ситуации. Методология науки о конфликте. Стратегия выхода из конфликта.

Похожие публикации