Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев. Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Новорождённый ребёнок очень беспомощный и нуждается в постоянной заботе и внимании взрослых. Во время ухода за малышом постоянно занимайтесь с ним двигательными упражнениями , чтобы способствовать его правильному физическому развитию.

В конце месяца грудничок уже может приподнимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.

Когда малыш лежит на спине, можно без усилий сгибать и разгибать его ножки, похлопать по ступням.

Укладывая на спину и живот, побуждать удерживать голову. Можно имитировать движение "велосипед" , приговаривая:"Мы едем, едем, едем..."

Удерживая малыша на руках в горизонтальном положении, поворачивайте его то в одну, то в другую сторону, то лицом к себе, то спиной к себе.

Перекатывание на мягкой поверхности. Возьмите за лодыжку и бедро и положите одну ножку на другую. Бедра и верхняя часть туловища перевернутся сами. Повторите движение в другую сторону.

Можно пытаться вызывать у малыша движение отталкивания ногами, при этом взрослый разговаривает с ребёнком, улыбается ему, старается вызвать ответное оживление.

Когда малышу будет уже один месяц, поиграйте с ним, давая ему свой палец, затем убирая, а ребёнок будет за него хвататься. Можно с малышом на руках танцевать под спокойную музыку, начиная с одного месяца.

Общение.

Общаться с младенцем нужно спокойно, ласково, напевая его имя на разные лады, хорошо петь колыбельные песенки.

Общаясь с ребёнком, старайтесь вызвать ответную реакцию на своё присутствие, на свою улыбку.

Ребёнок должен отыскивать глазами маму, поворачивать голову на её голос. Со второго месяца младенец может рассматривать лицо взрослого.

А к трём месяцам малыш уже оживляется при виде близкого родственника.

Все гимнастические комплексы для грудничков должны отвечать следующим требованиям:

1. Занятия проводятся ежедневно по несколько раз в день , на протяжении всего первого года жизни.

3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через час после него.

4. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха 21°С.

5. Все упражнения повторяются по 3 раза.

6. Продолжительность процедур около 15 минут.

7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми словами и улыбкой, вызывая у малыша положительную реакцию.

8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится поворачиваться на спину, на живот, ползать на животе и на четвереньках!

9. Начинать и заканчивать процедуры следует легким поглаживанием ладоней и пальцев ребенка, при котором кожа не собирается в складки.

10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти к плечу, ног - от стоп к паху, живота - по направлению от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.

11. Не следует заниматься гимнастикой с простуженным или уставшим ребенком.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок правильно развивался, не жалейте времени с ним. Помните, что всё нужно делать вовремя, навёрстывать упущенное всегда сложнее.

Младенческие игры
Часть 1.

Традиции ухода за маленькими детьми создаются и меняются прямо на наших глазах. Еще десять-пятнадцать лет тому назад с ребенком начинали играть и заниматься, когда ему исполнялось хотя бы два-три года. А грудной младенец – что он, собственно, может понять? Да нужно ли с ним как-то специально играть? Теперь времена изменились, и педиатры и психологи в один голос советуют новоиспеченным родителям: играйте с малышом, занимайте его все то время, пока он не спит. Но легко ли это делать родителям, большинство из которых было лишено таких игр в нежном младенческом возрасте? Во что играть с младенцем до года – об этом мы и поговорим сегодня.

От 0 до 3 месяцев

Вам кажется, что новорожденный младенец абсолютно беспомощен и способен только есть да спать? На самом деле, это не так. У здорового новорожденного малыша есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании. Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.

Наблюдаем
Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон. Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты. Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.

«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним. Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке. «Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».

Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.
Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка. А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять. И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети (например, моя старшая шестилетняя дочь с удовольствием вырезала своей новорожденной сестре картонные фигурки для первого мобиля).

Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.

«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»

«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».
Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи. Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи). Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.

Развиваем осязание
Старайтесь развивать тактильную чувствительность вашей крохи – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена. Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик. Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.
Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост. Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.). Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем. Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры. Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.
Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для крохи это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.

Наконец-то наступила весна, и мы с Дашенькой каждый день выходим на улицу посмотреть, как распускаются почки. Девочка гладит их своими крошечными пальчиками и теребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.

Слушаем
Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в мамином животике. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте кроху к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше. На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать!). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят. Он прислушается и попытается найти источник звука.
Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые мелодии).
На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник. Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач. Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).
Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).
Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.
Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!
Инесса Смык

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего малыша, нужно обладать информацией, какими навыками уже обладает ребенок.

В статье описано, что малыш уже умеет и чему учится, и как облегчить и стимулировать процесс обучения.

Развитие ребенка 0-3 месяца

В этом нежном возрасте есть смысл рассмотреть «умения» ребенка по месяцам, так как за эти, первые месяцы, ребенок приобретает очень много навыков.

Ребенку 0-1 месяц

  • У ребенка ярко проявлены основные : подошвенный, сосательный, хватательный, и тд. Некоторые рефлексы будут видоизменяться и превращаться в другие навыки, а некоторые рефлексы будут угасать. Подробнее об этом читайте в статье Рефлексы новорожденных.
  • Ребенок может удерживать в поле зрения один неподвижный предмет, прямо перед собой.
  • Слышит и реагирует на резкий громкий звук, и рефлективно вздрагивает (иногда раскинув руки).

Ребенку 1-2 месяца

  • Развивается моторика ребенка, понемногу начинают разжиматься ручки. Движения ребенка становятся менее хаотичными. Малыш уже может иногда схватить (случайно) находящийся возле него предмет.
  • Лучше различает формы, цвета, лучше фокусирует взгляд.
  • Совершенствуется слух, кроме громких и резких звуков малыш начинает слышать и обычные звуки, но еще не в полной мере.
  • Держит голову, когда вы его держите на руках.

Ребенку 2-3 месяца

Может удерживать головку, в положении лежа (несколько секунд).

Зрение и слух уже развились в полной мере. Малыш узнает знакомые лица и знакомые голоса.

Как развивать ребенка 0-3 месяца

В этом прекрасном, нежном возрасте от заботливых родителей требуется следующее.

  • Побольше носить ребенка на руках или в . Ребенок, которого держат на руках и носят быстрее начинает держать голову, и вообще, растет быстрее. Не дожидайтесь, пока малыш позовет Вас криком и . Берите его на руки «просто так» и почаще.
  • . Это не просто еда, это информация о мире, общение и настоящее развитие. В возрасте 1-3 месяцев,- ГВ это способ показать малышу, что его любят. Это же, кстати, касается и ношения на руках. Кормите по требованию. Это закладывает в ребенке ощущение базового доверия к миру, что мир буквально «слышит его и отвечает на его просьбы». Вы ведь пока для ребенка - весь мир .
  • во взрослой ванной, приучайте к раннему . Не просто «вымачивайте» младенца, а делайте это с пользой:). Прекрасно, если можно купаться вместе с малышом. Это и купание, и общение, и зарядка.
  • . Если по каким то причинам не хотите или не можете спать ночью, то спите дневные сны.
  • Поддерживайте с малышом достаточно . Если ребенку физически «вас мало», то ни о каком развитии и речи нет.
  • Гуляйте на свежем воздухе. Можно гулять, нося ребенка в слинге, это и прогулка и . Можно и в .
  • Говорите с ребенком. Это первичное занятие для самого малыша. Говорите ему что делаете, рассказывайте, как Вы его любите, проговаривайте все, что вы делаете или собираетесь делать. Говорите в «произвольном режиме», - хотите,- рассказывайте стихи, хотите пойте, или просто общайтесь (сами спросили, сами ответили). Не заставляйте себя «говорить на заданную тему». Чем естественнее ваше общение с малышом, тем лучше.
  • Танцуйте с ребенком на руках . Это возможно еще совсем недолго, так как малыш растет с каждым днем. Пользу от этого занятия невозможно преувеличить. Ребенок рядом с мамой, вы вместе двигаетесь в ритме, - это настоящее развитие.

Примечание. Мнения насчет того, «сюсюкать» с ребенком или нет, часто расходятся. Мы приведем мнение наших специалистов. Если «сюсюкать» означает «искажать слова» ,- то не нужно так делать. Не нужно говорить: где нас малысик? кто напикунькал? и тому подобное:). А если «сюсюкать» означает ласковую, нежную интонацию и специфический тембр голоса,- то можно и очень нужно.

Важно! Создается впечатление, что ничего «специфически развивающего» в перечисленных выше занятиях нет. Это не так. Это база, без которой, хоть обвешивай малыша картинками, хоть классику ему с рождения ставь, или читай Пушкина днями, хоть что угодно делай,- а самого главного не дано. Поэтому, все что перечислено выше,- это настоящий фундамент развития. И именно так и нужно к этому относиться. Вы не «приучаете ребенка к рукам» и не «кормите по первому писку»,- а проявляете ребенку свою любовь и по-настоящему развиваете его. Это гораздо важнее, чем водить перед ребенком каким-то предметом, фокусируя его взгляд, или бесконечно вкладывать в его руку .

Дополнительные варианты развития

  • Занимайтесь с малышом гимнастикой, подробно в статье . Поглаживайте ребенка, делайте ему .

Примечание. И во время гимнастики, и во время массажа, обязательно приговаривайте что вам удобно. Это могут быть ритмичные стихи, потешки, просто проговаривание того, что вы делаете, каких частей тела касаетесь, и тд.

  • Фокусировка взгляда. Для этого можно использовать любые подручные средства, вплоть до своего лица. Желательно, конечно, контрастный предмет (двух цветов, темного и светлого). Предмет нужно поместить на расстоянии 30 см от лиа малыша, подождать пока он сфокусирует на нем взгляд, и медленно двигать предмет вправо-влево, следя, чтобы малыш не терял его из вида. Это упражнение стоит выполнять не более пары минут.

Примечание. Вместо предмета также можно использовать человеческое лицо, нарисованное на воздушном шарике. Детки в этом возрасте любят рассматривать лица.

  • Фокусировка слуха. Так же, как зрение, тренируем слух. Шуршите, трещите, звените (только все по очереди, не все сразу) на расстоянии от ребенка. Он повернет голову, будет искать источник звука.
  • Можно вкладывать в ручку ребенка небольшой предмет, типа маленького кольца, погремушки. Малыш еще не меет сам сжимать и разжимать кулачки, поэтому он просто зажмет ладошку и будет держать предмет.
  • Полезны любые игры с пальчиками, поглаживание, разглаживание, с потешками и без, как удобно.

Примечание. Все занятия, написанные в разделе «дополнительно»,- это около 10-20 (максимум) минут в день. Основное,- это то что выше (ГВ, ношение на руках, тактильный контакт, и тд).

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Занимайтесь с удовольствием!

Занятия с грудничками у многих родителей вызывают недоумение: «Ребенку всего пару недель, какие могут быть занятия? Главное, чтоб ребенок нормально рос, не болел, вес набирал, а заниматься можно начать и позже». Однако, давно доказано, что период с рождения ребенка до трех лет наиболее благоприятен для восприятия информации, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая малышу информация, тем впоследствии выше уровень его способностей.

О больших возможностях новорожденных свидетельствуют и психолого-педагогические исследования. Специалисты считают, что если с младенцем заниматься специально, то он будет развиваться с заметным опережением. Наблюдения также показывают, что интеллектуальные способности выше у тех детей, которые с первых дней плавали, занимались гимнастикой, свободно двигаясь, познавали окружающий мир.

Следовательно, первый этап в формировании способностей – активное физическое развитие малыша . В первые недели жизни ребенка основное внимание нужно обращать на его двигательную активность во время сна . В этот период ребенок спит почти все время. Однако природа не может допустить такого безделья. И вот в дыхание спящего младенца периодически вплетается фаза длительного выдоха. Возникает дефицит кислорода, своеобразный пусковой механизм двигательной активности. Происходит рефлекторное подрагивание. В результате 50 – 60 процентов времени спящий ребенок проводит фактически в движении. Тугое пеленание малыша во время сна препятствует такому движению.

Несколько советов : как увеличить двигательную активность младенца

Дело в том, что новорожденный большую часть информации воспринимает через кожу, вкус и движение. Чем больше вы будете дотрагиваться до его тельца, гладить его, делать легкий массаж, а также, чем чаще и разнообразнее вы будете делать с ним различную зарядку, двигая его ручками, ножками, беря его на руки, прикладывая к своему телу, тем больше информации от мира ребенок получит. Такое взаимодействие напрямую развивает интеллект ребенка. Считается, что новорожденный обладает множеством способностей. Наша с вами задача – чтобы он не утратил их, не забыл, чтобы мы их не подавили. Гимнастика, массаж, поглаживания, а также ранние занятия плаванием помогают этому. Через кожу и движение вы развиваете своего малыша.

Существуют специальные занятия по динамической гимнастике, по плаванию, которыми имеет смысл заняться. Ваш новорожденный уже многое умеет. Посмотрите, кроме дыхательного, сосательного и выделительного рефлексов у новорожденного есть рефлекс задержки дыхания. Поскольку ваш малыш 9 месяцев жил и развивался в воде, то он просто не умеет тонуть . При погружении в воду с головой малыш автоматически задерживает дыхание и не начинает дышать, пока не вынырнет. Причем он способен задерживать дыхание без труда больше минуты! Куда нам до него! Хочется только обратить внимание на температуру воды. По нашему мнению, она не должна превышать 32 – 34 градусов даже при первых купаниях, так как более теплая вода снижает мышечный тонус, угнетает механизмы двигательной активности.

Это еще не все. Наш малыш умеет ходить ! У него есть ходильный рефлекс. Если ребенка поддерживать в вертикальном положении (важно при этом поддерживать голову, т.к. он еще сам ее не держит, а голова рождается тяжелой) так, чтобы его пяточки и ступни касались поверхности, малыш сам делает шаги. Это упражнение очень полезно и способствует тому, что он быстрее научится ходить. На самом деле, ему надо научиться только управлять своим центром тяжести, так как в его прежней жизни условия гравитации были иными.

Новорожденный умеет ползать! И если вы не пеленаете его, то следите за тем, чтобы он не уполз за край кровати. Ползают малыши задом.

У новорожденного развит хватательный рефлекс . Если ему в ладошки вложить наши указательные пальцы, то он тут же их сожмет и будет долго держаться так цепко, что его можно плавно приподнять так, чтобы он повисел в воздухе и даже покачать. Малыш будет держаться, словно маленькая обезьянка. Это тоже замечательное упражнение, которое дети любят.

Самым ощутимым стимулом мышечной активности малыша является разница температур его тела и окружающей среды. Чем больше эта разница, тем активнее мышечный тонус, обеспечивающий нормальное развитие. Разумеется, разница температур должна быть ограничена рамками физиологического, адаптивного, стресса. Каждая мать, распеленав ребенка, чувствует под рукой напряжение его мышц. Как только напряжение спало, воздушную ванну следует прекратить. Именно тонус мышц регламентирует длительность закаливающих процедур . Поначалу, у физиологически незрелого ребенка, этот период не превышает 5 – 10 секунд, у зрелого порой достигает 60 секунд.

Вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности. В первые недели жизни такой интерес стимулируют двигательные рефлексы, вызванные раздражением подошв, пяточек, пальчиков, ладошек. Важно с первых недель жизни способствовать свободному развитию способностей малыша, помогая ему самостоятельно проявлять свою активность. Рефлексы угасают недели через три, если малыш лежит спеленутым неподвижно, и с ним обращаются как с куклой. Тогда все навыки и умения малыша оказываются невостребованными, он получает первый опыт, что то, что у него есть, миру не нужно – очень горький опыт, который в зрелом возрасте переходит в апатию и усталость от жизни.

С физическим, интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое , включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе, живописи. Малыш интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определить по его реакции. «Занятия» в этом направлении тоже можно начать с самого рождения.

Новорожденный ребенок воспринимает мир не так, как видим его мы. Известно, что зрение малыша еще очень несовершенно, он может различать еще только яркие контрастные крупные объекты, которые находятся в непосредственной близости от него (25-30 см). Поэтому с самого рождения для малыша наиболее интересный объект для рассматривания – лицо матери. Малыш видит, как мама улыбается, разговаривает, как у нее двигаются губы, мамино лицо всегда несет с собой радость и спокойствие. Оно то склоняется над малышом, то удаляется от него, что доставляет малышу различные эмоции.

Чтобы помочь малышу развить зрение , уже в возрасте 7-10 дней можно предложить черно-белые абстрактные картинки. Черно-белая раскраска первых картинок выбрана потому, что сочетание черного и белого цветов наиболее контрастно. Через 2-3 дня, после того как малыш потеряет к ней интерес, сменить. Основой познавательного развития малыша является реакция на новизну. Дайте волю фантазии, ведь картинки совсем не сложно сделать самой! Например, в программе Word найти спецсимволы: спираль, круги, концентрические… Сделать максимальным шрифтом, распечатать на А4 – один символ (картинка) – на лист и готово!

К 3-м неделям кроха уже начинает различать цвета и может сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете. Таким предметом может стать, например, сделанный вами кубик, который поможет развить умение фокусировать взгляд . Рекомендуем его распечатать, вырезать и склеить – в общем, все просто! Кубик можно повесить над кроваткой малыша на расстоянии 25-30 см от глаз. Время от времени привлекать к нему внимание младенца, пошевелив или подвигав его.

С 2-х месяцев картинки можно усложнять. В этом возрасте малыш начинает различать не только цвета, но и формы. Поэтому предложите ему картинки, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету и, наоборот, картинки одинакового цвета, но разные по содержанию.

Необходимо полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Значит, уже с рождения малышу необходимы игрушки , только всегда надо помнить об их безопасности, любимые «обнимашки», обилие ткани которых позволяет «пропитать их мамой» и безопасно спать (сначала мама носит на себе, затем дает ребенку). Мамин запах успокаивает и радует малыша.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны – ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой – складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия. Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений. Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки.

Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками, и будет самостоятельно «звенеть», что принесет ему огромное удовольствие. Очень большое впечатление производит на малыша воздушный шарик с легким газом, привязанный к его ручке или ножке. Младенец будет охотно двигаться и с восторгом наблюдать за передвижениями шарика. Все эти простые занятия очень полезны в первом полугодии, поскольку учат управлять своими движениями, владеть телом.

Уже с 3-х месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы.

Рассматривание человеческого лица тоже можно превратить в развивающее занятие! Погримасничайте со своим малышом, наденьте очки, состройте веселую рожицу, завяжите на голове бантик. Подойдите с крохой к зеркалу. Он еще себя, конечно, не узнает, но будет очень внимательно разглядывать. Покажите ему – где у мамы носик, где глазки (и т.д.) и поищите все это у малыша.

Вместе с тем возникает вопрос: стоит ли спешить? Обратимся к мнению ученых. Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно на ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов, а особенно «учебной среды», в конечном итоге атрофируются». Аналогичный вывод сделал Б.П. Никитин на основе анализа своего опыта работы с детьми. Он назвал это явление НУВЭРС – необратимое! угасание возможностей эффективного развития способностей. Итак, важно как можно раньше начать формирование и развитие способностей ребенка

Массаж и гимнастика

Младенческий возраст — не помеха для начала занятий массажем и гимнастикой. Массаж — это пассивная гимнастика, система дозированных механических воздействий на мускулы и мышцы. Во время массажа мышцы приводятся в такое состояние, как если бы они хорошо поработали. Так, массаж мышц живота активизирует деятельность его гладкой мускулатуры, то есть перистальтику кишечника.

Желательно, чтобы занятия проводились в одно и то же время. «Время» в данном случае — не какой-то определенный час, но определенная последовательность действий. Малышу для комфорта необходима предсказуемость событий, когда он знает, когда и что ожидать. Следовательно, вы можете заниматься перед купанием, после дневного сна, перед прогулкой — тогда, когда это удобно и вам, и ребенку. Гимнастикой и массажем нельзя заниматься сразу после еды, купания или ночного сна. Важно, чтобы малыш был настроен на занятия. Если он устал, голоден или просто не в настроении, отложите занятие.

Проводить массаж и гимнастику лучше всего в проветренной комнате с температурой воздуха от 22 до 25 °С. Положите на любую твердую поверхность байковое одеяло, а поверх него — клеенку и простынку Первые сеансы массажа должны продолжаться не дольше 2 минут. Постепенно продолжительность массажа можно довести до 10 минут в день, а к 1 году — до 15 минут.

Ни в коем случае нельзя делать массаж, если:

— ребенок болен;

— у малыша температура выше 37,5 °С;

— у ребенка диатезная сыпь, гнойничковые или воспалительные заболевания кожи;

— поставлен диагноз «порок сердца».

Массаж можно делать через день, а гимнастические упражнения нужно выполнять ежедневно. Все свои действия желательно сопровождать словесными объяснениями — называть те части тела, к которым вы прикасаетесь, придумывать веселые песенки и стишки для определенных движений. Очень важно не забывать хвалить малыша во время занятий — это побудит его выполнять все, о чем вы его просите. Занимаясь со своим ребенком массажем и гимнастикой, вы заметите, как он и сам стремится повторить то, что вы только что проделывали с ним, радуется «игре», которую вы ему предложили.

Развитие мелкой моторики ребенка во многом зависит от хорошего развития мышц рук и гибкости пальцев.

Массаж рук для детей от рождения до 1,5 месяцев

— Возьмите малыша за правую руку, нежно погладьте ее по направлению от запястья к предплечью и плечу, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Мышцы-сгибатели в этом возрасте еще сильно напряжены, поэтому не пытайтесь разгибать руку насильно, чтобы не причинить малышу боль. Повторите те же движения с левой рукой ребенка.

— Возьмите кулачок ребенка в свою руку и раскройте его. Распрямите пальчики, погладьте каждый из них по боковым сторонам, от ладошки к кончикам, легонько нажмите на каждый ноготок, слегка помассируйте подушечки пальцев.

Массаж и упражнения для рук для детей от 1,5 до 3 месяцев

Малышу исполнилось всего лишь полтора месяца, а он так заметно изменился: мышцы-сгибатели уже меньше напряжены, появились новые движения и навыки.

— Положите ребенка на спинку и сделайте массаж рук так же, как делали раньше, с той лишь разницей, что ваши «невесомые», поглаживающие движения должны стать более ощутимыми.

— Возьмите руку малыша, обхватите запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании, то есть вверх по руке.

— Возьмите в свои руки кисти ребенка и легонько потрясите их, затем разведите его ручки в стороны и подвигайте ими так, как будто птица машет крыльями. Это упражнение хорошо расслабляет мышцы рук малыша.

— Вложите в ручки ребенка свои большие пальцы — он тут же рефлекторно сожмет кулачки. Остальными пальцами обхватите его пальчики и вытяните (поднимите) его правую руку вверх, а левую опустите вниз, после чего поменяйте их положение. Повторите упражнение 3-4 раза.

— Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на его груди и опять разведите в стороны. Повторите упражнение 3-4 раза.

— Одной рукой возьмите руку ребенка, вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите ее на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте руку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение с другой рукой.

— Возьмите руку малыша за предплечье и легко поверните ладошку сначала влево, затем вправо, после чего разогните и согните руку в лучезапястном суставе. Проделайте это упражнение с другой рукой.

Интерес к окружающему миру

С рождения малыш попадает в предметный мир. Чтобы войти в этот мир, надо научиться познавать его, правильно воспринимать, действовать с предметами. Познавательная деятельность младенца начинается примерно с 2 месяцев, когда он сосредоточивает взгляд на объекте внимания и делает пока еще беспорядочные движения ручками.

В возрасте до 3 месяцев развиваются такие важные способности, как зрительное слежение и рассматривание, слуховое внимание, кожная чувствительность. Не секрет, что большими знаниями обладают люди любознательные. Поэтому первое, что мы должны делать, как только у нас родился ребенок, — всемерно стимулировать его активность, не только физическую, но и познавательную. Новорожденному интересно все, но в первую очередь — те, кто его окружает.

— Вспомните, с каким удовольствием вы делали в детстве разные гримасы. Состройте ребенку смешную рожицу и посмотрите на него, улыбаясь. Он может просто улыбнуться в ответ или попробует скопировать вашу гримасу. Высуньте язык, поднимите брови, наморщите нос — словом, поиграйте со своим лицом. Ребенок будет смотреть не отрываясь. Отодвиньтесь на минутку так, чтобы малыш не видел ваше лицо. Если игра его не утомила, вы увидите, как он начнет искать вас. Тогда продолжите игру до тех пор, пока ему не надоест.

— Младенцам очень нравится, когда тело и ручки гладят какой-нибудь мягкой игрушкой. Еще лучше, если эта игрушка издает какие-нибудь звуки. Это может быть мягкая собачка, которая гавкает, если нажать ей на животик, или зайчик, пищащий при сдавливании. Возможно, это кукла, умеющая говорить: «Мама!» Погладьте и пощекочите ребенка игрушкой, а потом спрячьте ее себе за спину. Если ребенок начнет беспокоиться и искать игрушку, продолжите игру.

— Дети довольно быстро начинают изучать свои руки: подносят ладошки поближе к лицу и шевелят пальчиками. Можно помочь ребенку — поиграть с его руками. Поднесите ручки ребенка к своим губам, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая что-нибудь нежное и ласковое. Потом отпустите ручки и слегка отвернитесь, поглядывая на ребенка время от времени, так, чтобы он это замечал. Если он постарается снова привлечь ваше внимание — продолжите игру.

Наблюдательность — еще одно необходимое качество, которое нужно развивать с самого нежного возраста. Ребенок приобретает знания об окружающем мире, наблюдая за всем происходящим вокруг. Чтобы развивать врожденную склонность к наблюдению, нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка, привлекало бы его внимание. Ребенок в этом плане мало отличается от нас: сев в поезд, мы с интересом начинаем смотреть в окно, но если пейзаж однообразен и скучен, внимание наше быстро переключается на что-либо более интересное. Если же ничего интересного нет, мы, скорее всего, предпочтем проспать всю дорогу.

До 3 месяцев малыш больше всего времени проводит в своей кроватке. Как сделать его мир интересным? Лучшее средство для этого — подвесной мобиль.

— Мобиль можно подвесить на шнуре (особенно удобно это получается на кроватке с пологом) или закрепить на кронштейне. Мобиль необязательно покупать, его можно сделать из обычной вешалки, подвесив к ней игрушки, шарики или ленточки. Висеть он должен так, чтобы ребенок мог рассматривать предметы, но не дотягивался бы до них.

— Обязательно ходите с малышом по квартире, кладите его на диван, на кресло, на пол. Таким образом вы меняете поле зрения ребенка, а значит, тренируете его координацию в пространстве и чувство равновесия, даете возможность составить свои впечатления о доме.

— Такая, казалось бы, простая игрушка, как погремушка, способствует развитию слуха, внимания, координации движений. К 3 месяцам (а нередко даже раньше) ребенок уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Младенец хорошо реагирует на звуки на расстоянии не более полутора метров. Возьмите яркую погремушку и потрясите ее справа от малыша. Он повернет головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу. Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону. Привлеките погремушкой внимание к себе.

— Дайте ребенку потрогать погремушку. Поверхность игрушки должна быть гладкой. Погремушка должна быть яркой, удобной для захвата, безопасной и приятно звучащей. Помните, что слишком громкие звуки могут напугать ребенка.

— Позвените около малыша колокольчиком так, чтобы звук раздавался справа, слева, сверху, сзади и т. п.

— Привяжите воздушный шарик к ручке малыша ленточкой так, чтобы ребенок мог наблюдать за его движением и, следовательно, координировать движения своих глаз и рук. Только будьте внимательны и осторожны, чтобы шарик не лопнул и не напугал малыша.

Полезны и приятны малышу будут и другие упражнения.

А ну-ка подтянись!

Здоровые новорожденные до 2 месяцев обладают хватательным рефлексом, который можно использовать для игры и физической тренировки малыша.

Вставьте в ручки ребенка свои указательные пальцы и слегка поднимите руки. Малыш потянется за вашими руками и слегка приподнимется. Через 1-2 секунды опустите малыша, чтобы он отдохнул, потом опять приподнимите.

Теперь вставьте в сжатые кулачки ребенка свои большие пальцы. Осторожно тяните его к себе до тех пор, пока малыш не «сядет».

Помогите малышу ухватиться за деревянную палочку, пластмассовое или деревянное колечко и осторожно приподнимите.

Как только ручки ребенка начинают слабеть, нужно осторожно положить его. Месяцам к двум он уже сможет приподниматься, держась за ваши пальцы.

Игра развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы, улучшает координацию.

Наши маленькие ручки

Осторожно, нежно погладьте правую ручку малыша по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Повторите те же действия с левой ручкой.

Взяв кулачок ребенка в свою руку, раскройте его, погладьте ладошку, распрямите пальчики. Погладьте каждый пальчик, начиная от основания, а в заключение массажа слегка нажмите на ноготок.

Игра необходима для физического развития, закаливания, укрепления эмоциональной связи мамы и ребенка.

Наши пальчики

Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

Сорока-белобока Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

Игра развивает мелкую моторику, слух, память.

Похожие публикации