Таджикистан национальный костюм. « таджикский национальный костюм

Несмотря на то, что известная часть таджиков, особенно в городах и рабочих поселках, теперь носит общераспространенные городское платье и обувь, национальный таджик­ский костюм продолжает бытовать, главным образом среди сельского женского населения. В наибольшей степени он сохранился в отдален­ных горных районах.

Женский костюм в горных районах (Каратегин и Дарваз) состоит из платья-рубахи-курта, шаровар - эзор или пойцома, стеганого халата - цома, головного платка- румол (нумол), соба, дока. За последние годы в районных центрах стали носить также камзул - верхнюю одежду в виде узкого в талии пальто, заимствованную у жителей равнинных районов. Рубахи шьют обычно из бумажных и шелковых фабричных тканей, одно­тонной белой, цветной, или из набивных ситца и сатина с ярким орнамен­том; местами встречаются еще курта из кустарных бумажных и шелковых тканей. Туникообразного покроя курта служит одновременно и нательной и верхней одеждой; шьют ее из одного куска ткани, сложенного пополам на плечах; в бока вставляют скошенные клинья, рукава делают длинными и прямыми по всей длине и пришивают к основному полотнищу.

Больше всего рубахи отличаются одна от другой покроем ворота, с которым свя­зано и название их: рубахи с клинообразным глубоким вырезом на груди- пешчокак, со стоячим воротником с плиссированной сборкой - парпари, со стоячим воротником без сборки - ЦазоЦй, платье с отрезной кокеткой и отложным воротником - узбакй; раньше девичью рубаху в отличие от женской шили не с вертикальным разрезом спереди, а горизонтальным на плече, теперь это различие уже исчезло. Рубахи для девушек и молодых женщин украшались вышивкой вдоль воротника, на концах рукавов, на подоле.

Женские шаровары обычно широкого покроя и доходят до щиколотки, низ штанин подгибают и подшивают; иногда его обшивают узорной тесь­мой - гиероза; шаровары нередко шьют из ткани двух сортов; верхнюю часть - лифа делают из кустарной хлопчатобумажной ткани - карбос, верх подгибают и подшивают, пропуская тесемку. Нижнюю часть (шта­нины и клинья в шагу) делают из цветного ситца, сатина, шелка, полу­шелковой материи бекасаб или адраса.

Женский халат почти не отличается по покрою от мужского. В ста­рое время женщины в горных районах халатов вообще не носили, счита­лось, что женщина не нуждается в верхней одежде.

Головные платки делают из белой кисеи, носят также фабричные бе­лые вязаные платки, шелковые или полушерстяные; платок обычно боль­шого размера (до 2 м по каждой стороне), его складывают по диагонали и набрасывают на голову концами за спину; молодые женщины часто по­вязывают платок, закрывая лоб и завязывая концы на затылке. В послед­нее время женщины стали носить тюбетейки - тоци, что раньше не было в обычае. Женщины расчесывают волосы на прямой пробор, затем пле­тут тоненькие косички впереди - печа, оплетая лоб, а также с боков, над ушами - торак; основные две косы, плетущиеся за ушами, назы­вают гусй\ к ним приплетают косички торак. К собственным косам обычно приплетаются искусственные из простых или шерстяных ниток черного цвета - чура, кокул, заканчивающиеся кистями из разноцветных ни­ток и бисера.

Обувь теперь носят главным образом фабричную, в основном туфли или резиновые галоши в острыми носками. Иногда еще носят маусй - мягкую обувь с высокими голенищами, надеваемую с галошами, которая в свое время была заимствована у татар. Иногда встречается еще старинная местная дере­вянная обувь кауги на трех шипах. В теплое время года обувь надевают на босую но­гу, а в холодное-на шерстя­ные орнаментированные чул­ки ууроб; такие чулки мест­ные женщины вяжут из раз­ноцветных шерстяных ниток.

Постоянным украшением для женщин служат бисер­ные повязки на шею - гулу- бандакж ожерелье - муура, которые делают из монет и коралловых бус. Употреб­ляют также браслеты - ме­таллические и из бус, неко­торым бусинам придают ма­гическое значение; носят так­же кольца, иногда с глазком из цветного стекла.

Мужской костюм состоит из рубахи, шаровар, халата, поясного платка и тюбетей­ки. Рубахи и штаны сейчас шьют из светлых фабричных тканей. Мужская рубаха - куртаи китфак имеет тот же покрой, что и женская курта, только делают ее короче, с несколько более узкими короткими рукавами, иногда немного скошенными, с полукруглым вырезом на шее и го­ризонтальным разрезом вдоль одного из плеч (встречаются рубахи и с вертикальным вырезом по левой стороне груди). Широкое распростра­нение получил другой тип рубахи - куртаи яктагй, заимствованный, возможно у населения Ферганской долины. Штаны - эзор делают, как и женские, на вздержке, широкими сверху и суживающимися книзу, но более короткими, чем женские. Рубаху носят навыпуск, поверх штанов и подпоясывают сложенным по диагонали большим платком - лощ или вышитым по краям чорсу (буквально - четыре стороны). Поверх рубахи и штанов надевают халат. Летний халат без подкладки раньше делали из особой кустарной хлопчатобумажной ткани - сатращй (по своей фак­туре напоминавшей вафельное полотенце), а теперь - из фабричной тка­ни, которая называется яктагй. Зимой носят стеганые на вате халаты из цветных фабричных тканей, на подкладке. Однако наиболее характер­ной верхней мужской одеждой для горных районов в холодное время яв­ляются широкие шаровары - гиораеза и широкий же запахивающийся халат с очень длинными рукавами - чакман; то и другое шьют из кустар­ной узкой шерстяной ткани - раеза, весьма плотной и добротной выдел­ки; ворот чакмана украшают орнаментом из цветных шерстяных ниток; чакманы и шорагза имеют естественный цвет шерсти - белый, черный или коричневый. Шорагза и чакман надевают обычно в стужу или в дальнюю дорогу, при этом в шорагза заправляют и надетый под чакманом халат. Зи­мой обычно поясной платок надевают поверх стеганого халата или чакмана.

Головным убором мужчин всех возрастов служит тюбе­тейка. Типичной для горных районов является конусообраз­ная тюбетейка с круглым око­лышем; такая тюбетейка прост­рачивается, а в расходящиеся от ее вершины стежки, между верхом тюбетейки и подклад­кой, вставляется для прочности свернутая в тугой валик вата- пилта; по околышу строчка идет вокруг горизонтальными рядами. Тюбетейки в большин­стве случаев вышивают расти­тельным или геометрическим орнаментом; околыш обшивают орнаментированной тесьмой шероза, зй, вышитой тамбурным швом. За последние годы в гор­ные районы проникла тюбетейка чустй (см. ниже). Чалму, распространенную в других рай­онах, в горах почти не носят.

В холодную погоду голову об­матывают поверх тюбетейки шерстяным платком или же на­девают меховые шапки. Мужчи­ны, как правило, бреют голову, Таджик в национальной одежде. Северный оставляя усы; бороду отращивают уже в более старшем воз­расте.

Горные таджики носят цветные шерстяные чулки джураб. Икры ног, особенно в дальнюю дорогу, крепко бинтуют широкой тесьмой - пой- тоба, что по существующему представлению придает ноге крепость при ходьбе. Башмаки из сыромятной кожи - чоруЦ, или же мукки, из более тщательно выделанной кожи, шьют из двух половин, со швом посередине, на мягкой подошве; местами еще употребляют деревянные башмаки - кауш.

У равнинных таджиков северных районов (Ленинабадский и смежные с ним районы) уже совершенно не употребляется частично еще бытующая в горах кустарная ткань (за исключением некоторых видов шелковых тканей, изготовляемых ткацкими мастерскими). Женская одежда у таджи­ков северных районов также состоит из рубахи курта и штанов эзор. На­чиная с детского возраста и лет до 40-45 женщины сейчас носят рубахи камзулбуриш (рубахи покроя камзола). Это длинная рубаха, доходящая до щиколоток, с отрезной кокеткой, швами на плечах и длинными вшив­ными прямыми рукавами; стан рубахи кроят прямым и собирают у кокет­ки в сборки или складки, спереди кокетку разрезают по вертикали и края разреза подшивают, воротник делают отложной. Пожилые женщины носят рубахи туникообразного покроя, по фасону напоминающие рубахи горных таджичек, но со стоячим воротником, застегивающимся спереди, эти рубахи называют иттико. Рубахи делают ситцевые или шелковые, из тканей с рисунком, более яркие для девушек и молодых женщин, более темные для женщин постарше, для старух светлые или белые. Штаны де­лают широкими вверху, узкими и отороченными расшитой шелковой тесьмой (цияк) внизу.В качестве верхней одежды как домашней, так и выходной употре­бляется короткий жакет - касту м; его носят все, исключая маленьких девочек и очень старых женщин. Молодые девушки и девочки носят корот­кий жилет. Наряду с жакетами женщины носят также халаты - чапон. Халаты делают всегда на вате (летние на тонкой ватной стежке). Эти халаты имеют вид прилегающего в талии пальто с отложным воротником и широкими лацканами, с хлястиком на талии. Верхнюю одежду шьют главным образом из плюша, вельвета, бархата.

Голову покрывают платком - царе, теперь главным образом шелко­вым, цветным, более светлым и ярким - молодые женщины и более тем­ным - пожилые. Существует много способов повязывания платка; чаще всего платок складывают по диагонали и, накидывая на голову, повя­зывают простым узлом на затылке, оставляя открытыми уши; иногда, на­пример во время работы, платок, перекрещивая концы на затылке, за­вязывают узлом спереди; зимой поверх обычного платка надевают шер­стяной или пуховый. Сейчас все шире входит в быт в качестве летнего женского головного убора тюбетейка; ее носят в основном девушки и мо­лодые женщины, часто и без платка, укладывая иногда вокруг нее косы. Тюбетейка как женский головной убор появилась лишь после револю­ции, так же как и в горных районах; до революции тюбетейку под платком носили лишь женщины долины нижнего Зеравшана (таджики Самарканда и Бухары). Девочки, а также девушки и молодые женщины волосы за­плетают во множество косичек как спереди, так и сзади; с возрастом жен­щины перестают заплетать волосы спереди. В последнее время многие женщины стали укладывать косы вокруг головы, что вызвано удобством такой прически во время работы.

Украшений сейчас носят мало, из них наиболее распространены серьги.

Махси с галошами теперь носят обычно пожилые женщины, а осталь­ные надевают их только в холодную и грязную погоду; в основном же женщины перешли к фабричной обуви - открытым туфлям или полуботин­кам, которые вне дома носят с чулками.

Мужской костюм состоит из рубахи навыпуск, обычно белой, запра­вленных в сапоги штанов, пояса и тюбетейки; в холодное время носят халаты.

Мальчики и молодые мужчины носят рубахи прямого русского покроя с высоким воротником. Мужчины постарше носят типичную для Ферган­ской долины рубаху куртаи яхтак. Она имеет туникообразный покрой, ско­шенные, расширяющиеся книзу бока и суживающиеся книзу рукава; спереди делается глубокий вырез, пришивной, стоящий сзади воротник сходит спереди на нет. Рубаха эта ведет свое происхождение от нательного халата яктаги, носившегося еще в XIX в. Штаны местного покроя, ши­рокие, вверху на вздержке, постепенно выходят из употребления, их но­сят теперь лишь пожилые люди. Рубаху носят поверх штанов, подпоя­сывая поясом-платком каре из шелковой или бумажной ткани, вышитым по четырем сторонам; концы платка завязываются узлом на талии или бедрах, слегка на бок. В некоторых местах принято повязывать сразу два платка, один из них служит своеобразным карманом (в него заворачивают хлеб и различные мелочи, к нему подвешивают ножик в ножнах). Халаты, так же как и женские, делают на вате; они имеют туникообразный пок­рой; шьют их главным образом из сатина или из полушелковых тканей, вырабатываемых местными предприятиями.

Из тюбетеек, которые носят, буквально, все, от детей до стариков, наи­более распространена тюбетейка чусти (буквально «чустская» - обычно черная, квадратная, с вышитыми белыми нитками четырьмя изобра­жениями «огурца» или «перца»). В холодное время года мужчины, как и в горных районах, поверх тюбетейки повязывают головные платки или же надевают меховую шапку. Голову раньше обычно брили, теперь во­лосы чаще стригут, молодежь нередко оставляет длинные волосы. Теперь большинство молодых муж­чин бреет также бороду и усы или же оставляет усы. Боро­ду носят только пожилые люди.

Обувь носят фабричную - высокие сапоги, летом иног­да парусиновые туфли и бо­тинки.

Как видно из изложенно­го выше, в национальном ко­стюме таджиков имеются различия, наиболее сущест­венные в одежде горных и равнинных таджиков. Но не­которые различия можно на­блюдать и по отдельным райо­нам. Так, ферганским таджи­кам свойствен более корот­кий, облегающий фигуру ха­лат, с узкими и сравнительно короткими рукавами, в то время как таджики других мест, в частности Гиссара и Зеравшанской долины, носят более просторные халаты с широкими рукавами; халаты ферганских таджиков шьются из ткани темных тонов - черной, синей или зеленой, халаты гиссар дев, Самарканд- Молодой колхозник в праздничной одежде, цев и кулябцев - более ярких цветов, а излюбленная расцветка у бухарцев - полосатая, розовая с черным. Варьируют по отдельным районам также и типы тюбетеек и их орнамент (своеоб­разны тюбетейки Исфары, Канибадама, Ленинабада и некоторых других мест), а также женские прически и манера заплетать волосы.

Однако таджикский костюм даже в прежнее время , при значительной изолированности отдельных районов, в частности горных, не оставался неизменным. Выше было сказано о проникновении в горные районы таких элементов одежды, как махси, перенятых с равнины, где они в свою оче­редь были заимствованы от татар, или как рубаха типа яхтак. Вновь про­никавшие в тот или другой район элементы костюма, новые моды, есте­ственно, воспринимались молодым, менее консервативным поколением, в то время как старшее поколение продолжало держаться старины.

Вполне естественно, что с ликвидацией после революции былой изо­лированности и в связи с распространением одежды фабричного произ­водства, использующего национальные мотивы, проникновение отдель­ных элементов национальной одежды из одного района в другой стало еще более широким; ярким примером этого является распространение почти повсеместно среди таджиков и узбеков тюбетейки чусти.

Наряду с национальным костюмом с каждым годом все более входит в быт общераспространенное городское платье и обувь. В результате это­го в настоящее время костюм таджика и таджички, особенно в городах и промышленных районах (у рабочих, служащих, интеллигенции), в рай­онных центрах, является уже целиком городским или же смешанным, в котором национальные принадлежности одежды сочетаются с городскими.

Характерно, что быстрее всего исчезают различные виды местной обу­ви; у мужчин их заменяют сапоги и ботинки с галошами, у женщин - туфли (чаще на низком каблуке), надеваемые поверх чулок и носков. Это “объясняется гораздо большим удобством и прочностью фабричной обуви. Наиболее стойко сохраняются национальные головные уборы - тюбетейки (которые, как уже говорилось, не только не исчезают, но вош­ли в обиход и у женщин), а также яркие и красочные головные платки, ко­торые теперь выпускают с учетом национальных вкусов народов Средней Азии, в том числе и таджиков.

Пиджак и брюки получают все более широкое распространение; они сочетаются часто с такими принадлежностями национального костюма, как поясной платок и тюбетейка, а также нередко и халатом в качестве верхней одежды. После войны привились гимнастерки и брюки военного покроя, которые не стесняют движения и удобны. Интеллигенция как в городах, так и в районных центрах в теплое время носит белые костю­мы - белый китель и брюки навыпуск. Женщины, хотя и сохраняют в основном в своей одежде местный национальный покрой, для платьев и верхней одежды употребляют фабричные ткани, обычно сообразно с на­циональным вкусом яркие и богато орнаментированные.

Мужское белье, верхнюю одежду местных фасонов и женскую одежду шьют дома. Сейчас во многих домах имеются швейные машины. Мужские костюмы шьют в государственных пошивочных мастерских. Многие при­надлежности одежды покупают готовыми в магазине, особенно верхнюю одежду и костюмы. Постепенно входит в обиход и готовое покупное белье, в частности майки и трусы, рубахи, а также чулки и носки.

Таким образом из принадлежностей национального костюма сохра­няются в основном такие, которые наиболее красочны, нарядны и в то же время удобны: тюбетейки, женские головные платки, женские платья, поясные платки и характерный для народов Средней Азии халат.

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан ") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о

дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.

«Национальный акцент»

Выражением самобытности каждого народа является и национальная одежда. Сегодняшний рассказ — о таджикском традиционном костюме.

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений.

Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою — туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков — приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний — из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха — «курта», шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям «миёнбанд» или «бельбог». А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса («камарбанд»), вышитые золотой нитью.

Шаровары («эзор» и «иштон») тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат («чапан «) распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом — прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия — свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.


Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин — стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу («фаранджи»). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор — тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки «кулох».

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и «лачака» — своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков — и мужчин, и женщин — привычной обувью являются мягкие сапожки «махси». Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые «кафши чубин».

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения — кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм — представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной одежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой — европейской — одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.

Национальная одежда таджичек. Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово «мода». Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться. Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали. «Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане. Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи). Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины. Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз. Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек. Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины. В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими. Так же носили накидки в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома. В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов. Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр. В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача. Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд. Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье. Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником». В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. Девушка в атласном платье, в тюбетейке зардузи, Подвела сюрьмой реснички, брови же усьмой покрыв, Шла в эзорах из атласа, шло ей очень это всё, И косыночка из шёлка, кавшы с нежной бахромой. И косички с бахромою, двигались ей в след и в такт, Было тех косичек сорок, строились как на парад. Плавно двигалась, как Пава, так учила её Мать, Грациозно машет ручкой, будто в танец собралась. Ходят нежно так Таджички, будто по Небу плывут. И глаза на землю смотрят, скромно все себя ведут. И приложат руку к сердцу, если встретят старика, Поздоровавшись - всё спросят, не болит ли голова? Наш народ любезный очень, славится он добротой. И наряды наши скромны, отличишь их простотой. В простоте нарядов наших, есть и Шарм, и красота, Нет нужды тягаться с Модой, пусть она догонит нас. О красавицах Таджичках, говорит весь Мир честной. Скромные Таджички в Мире, занимают первый строй. Коль невестка в твоём доме, родом та из Душанбе, Засверкает дом твой Счастьем, внуков народит тебе. Акбар Мухаммад Саид.

Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах.

56 номер журнала - Таджикский свадебный костюм.

Тюбетейки

Лучше сберечь голову в шапке, чем чалму без головы.

Голову обязательно покрывали и взрослые таджики, и дети. Летом мужчины носили тюбетейки. Они различались кроем, тканью и орнаментом. Существовали четырехгранные тюбетейки с плоским донышком и с конусообразным верхом. На плоских ферганских, изготовленных в Худжанде (с 1936-го по 1991 год город Ленинабад, ранее Ходжент), по черному сатиновому верху вышивали изображения миндаля - бодом или стручкового перца - каламфур, нередко называвшегося также павлинье перо.

Тюбетейки ташкентского образца, сделанные из бархата зеленого цвета, встречались как без вышивки, так и украшенные красочным растительным орнаментом в виде букета цветов. Верх шахрисябзских тюбетеек был сплошь покрыт цветочным рисунком.

В обиходе таджиков имелось два вида шапочек. Аракчин - легкую на подкладке, сшитую из простых тканей (тика), надевали для предохранения нарядных тюбетеек от загрязнения. По краям околыш заканчивался зубчиками. Кулохом - мягкой шапочкой на вате с острым верхом конусообразной формы - заменяли тюбетейку под чалмой. Для изготовления последней, а также для поясного кушака - футы - материю ткали в виде длинных узких полос.

Чалма чаще всего встречалась в гардеробе жителей селений Зеравшана и Согдийской области.

Матчинцы большей частью летом обходились лишь тюбетейками. В прохладное время года они на манер ферганцев обвязывали голову поясным платком, вышитым по краям.

Таджикская обувь

На ноги таджики надевали мягкие сапоги - масси, чоруки. Их шили из кожи горного или домашнего козла (в Матче - из коровьей или бараньей), а покупали на базаре или заказывали местному сапожнику. Башмакиткафш - кожаные с широким закрытым носком и низкими задниками - носили в основном старики.

Сапоги надевали на портянки, сделанные из карбоса или шерстяной ткани. Носили и шерстяные чулки с невывязанной пяткой - джураб, особенно распространены они были в Матче. По верхнему краю их украшали геометрическим орнаментом - квадратами, ромбами, трапециями, зигзагами и прямыми параллельными линиями.

В обликах красавиц чудо красоты


Таджикский народный костюм, кукла и разворот журнала.

Комплект женской зимней и летней одежды состоял из рубахи - курта, штанов - изор, легкого халата - мунисак, платков - каре, шапочки - кулута, сапог - чорук. Женщины носили рубахи двух видов: кифтаки и пешкушо.

Девушки и молодые женщины надевали кифтаки. Для кормления ребенка в них делали отверстия по бокам.

Рубаху с треугольным вырезом - пешкушо - носили женщины старшего возраста, ее начинали надевать через 4-6 лет после замужества. Для кормления младенца на ней с обеих сторон распарывали швы между станом и боковым клином, края обшивали нитками или окантовывали различными тканями контрастных цветов. Края ее украшали оторочкой из бумажных или шерстяных ниток.

Тесьма с обеих сторон выреза соединялась в одну линию и спускалась до колен. Позднее его окантовывали лишь полоской какой-либо ткани.

Женские рубахи, как детские и мужские, были длинными и широкими. В прохладное время поверх них надевали лишь легкий халат мунисак (в Матче его делали с ватной простежкой). В Согде, Гиссаре и Матче его носили повседневно. За пределами гор, в Зеравшанской долине, в конце XIX века мунисак почти вышел из употребления, оставшись одеждой пожилых людей или траурной. Его надевали на похороны близкие родственницы покойных. Превращение мунисака в обрядовую одежду происходило и в других районах.

Штаны изор - непременный атрибут женского костюма - носили на бедрах, ниже талии, и шли длинными и широкими. Верхнюю их часть изготавливали из дешевого материала, например карбоса, а нижнюю - из дорогого, алчи или ситца. Внизу штанины сужались и спадали на ступню складками. Шнурки, которыми подвязывали женские штаны, делали из хлопчатобумажных ниток.

Женские шнурки были менее нарядные, чем мужские - шерстяные, плетеные, с рисунком и кистями на концах. Мне подарила свой платок, что лепестка нежней Головные уборы таджикских женщин - платки и шапочки с накосником - кулата, без накосника - кул ох, а также вышитые тюбетейки. Кулута шили на подкладке, зимние их варианты прокладывали слоем ваты. Верхний край шапочки слегка стягивали толстой ниткой, оставляя макушку открытой. Сзади к кулута пришивали накосник, сшитый снизу в трубочку.

В Матче шапочки кулута носили женщины и девочки, в Согдийской и Самаркандской областях, а также в Пенджикенте и верховьях Кашкадарьи - преимущественно пожилые таджички, в особенности достигшие 63 лет, возраста пророка Мухаммеда.

В прежние времена кулута носили под платком (молодые женщины повязывали голову одним, а пожилые двумя).

Украшения таджичек составляли сережки, кольца, браслеты, шейные повязки, ожерелья из бисера, а также подвески для кос и платков.

Похожие публикации