Занятие по предметному миру в средней группе. Окружающий мир занятия средняя группа картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Юлия Дорофеева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наши помощники в доме»

Цель : формирование представления о предметах бытовой техники, её назначении, правилах пользования.

Тип занятия : комбинированное.

Материалы и оборудование :

домовенок Кузя (переодетый взрослый, предметные картинки с электрическими приборами; телевизор, презентация «Наши помощники в доме » , разрезные картинки, карточки для игры «Четвёртый лишний» , фломастеры, доска, указка. Для экспериментирования : коктейльные трубочки, кусочки бумаги, миска с водой, стиральный порошок, ложка, кусочки ткани.

(познавательное развитие ) Создать условия для расширения представлений об окружающем мире : формировать элементарные знания о бытовых электрических приборах.

(речевое развитие) Развить связную речь детей, устойчивое внимание и память.

(социально-коммуникативное развитие) Развить интерес к основам безопасности собственной жизнедеятельности, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.

Формировать умение принимать решение в опасных ситуациях и действовать в соответствии с принятым решением;

Воспитывать умение слушать ответы сверстников и дополнять их. Воспитывать бережное обращение с бытовой техникой.

Предварительная работа :

Беседа о приборах, рассматривание альбома «Бытовые приборы» , беседа по плакатам «Безопасность в помещении» .

Структура НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводная часть

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие . Сначала давайте поиграем.

(Делаем физ. минутку)

А мы встанем по порядку

Дружно сделаем зарядку

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше, потянитесь,

Ну – ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь,

Руками коленей коснитесь,

Сели – встали, сели – встали,

И на месте побежали.

Спасибо! Молодцы!

Дети здороваются.

Выполняют зарядку, повторяя движения воспитателя.

Основная часть

Заключительная часть

Подведение итогов

Ребята, вокруг нас живет много волшебных предметов, которые помогают нам в быту . И сегодня мы с ними познакомимся .

Сюрпризный момент : стук в дверь, заходит домовёнок Кузя.

Воспитатель : Ой, ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел?

Кузя : Здравствуйте, ребята! Я переехал на новую квартиру. Друзья и родственники подарили мне какие-то приборы. Но я никак не пойму, что это за приборы?

Воспитатель : Ребята, поможем Кузе узнать эти приборы?

Тогда давайте начнём!

1. Гладит платье и рубашки,

Отутюжит нам карманы.

Он в хозяйстве верный друг,

Имя у него).

Подходим к первому столику : на нем утюг, (кратко - для чего нужен) . Рассматриваем.

Ребята, давным-давно, когда не было электричества, люди пользовались другим утюгом, в который помещали угольки. Слайд 2.

Посмотрите на экран телевизора.

Кузя : да, да, я тоже таким утюгом пользовался.

А для вас ребята, задание : Сделать зарядку для язычка.

Сы-сы-сы Заведи часы!

ос- ос- ос загудел пылесос!

юк-юк-юк работает утюг!

Ик-ик-ик на плите чайник!

Молодцы, справились с заданием. А мы переходим дальше, за другой стол.

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко закипела,

Пейте чай - вода вскипела.

Второй столик : чайник (кратко - для чего нужен прибор) .

Давайте посмотрим, дети, как раньше выглядел самовар. Слайд 3.

Задание на этой станции : собрать разрезные картинки.

Кузя : какие вы молодцы, ребята!

Воспитатель говорит : Ребята, послушайте загадку.

3. Он сосет и пыль и сор.

Чистит кресло и ковер.

В доме мусор соберет ,

И ни разу не чихнет.

Третий столик : пылесос. Рассматриваем, выясняем, для чего нужен пылесос.

Раньше не было пылесосов, поэтому пользовались метлой. Посмотрите, ребята на экран. Слайд 4.

Воспитатель : ребята, я вам предлагаю поэкспериментировать. Давайте представим, что мы пылесосы. На столах у всех трубочки и кусочки бумаги.

Возьмите трубочку в рот и всасывайте кусочки бумаги. Вот так пылесос засасывает пыль.

Молодцы, ребята. У всех хорошо получилось.

Задание : сделать физ. минутку.

Сколько пыли! Сколько пыли! (Разводят руки в стороны.)

Про пылесос совсем забыли! (Машут двумя руками.)

Ладно, ладно, помогу не страшно ,

Да, кстати, (Останавливаются, нагибаются.)

Загляну ещё под кровати.

Потом иду по ковру (Идут врассыпную, словно пылесосят.)

И снова в углу замру. (Стоят не двигаясь.)

Кузя : какие вы умные, ребята!

4. Эта прачка - автомат,

нам стирает все подряд.

Подходим к столику : стиральная машина. Рассматриваем картинку, для чего нужна, что делает.

Слайд 5. Посмотрите, ребята на экран, как в далёкие времена стирали бельё, когда не было машин стиральных.

Молодцы, дети, справились со всеми заданиями!

Воспитатель : Здесь я вам предлагаю тоже поэкспериментировать.

На столе миска с водой, стиральный порошок, ложечка, палочки, кусочки ткани.

Сейчас мы посмотрим, как растворяется стиральный порошок в воде в стиральной машине. Насыплем порошок в миску с водой, размешаем. Что получается? Порошок растворился. Опустим кусочек тряпочки в воду с порошком. Что произошло? Ткань намокла. А теперь размешиваем. Вот так машина стирает загрязнённое бельё. Теперь каждый из вас, ребята, может помешать палочкой мыльную воду и понаблюдать.

Молодцы, ребята, мы справились с экспериментом!

Воспитатель говорит :

Дети, как можно назвать одним словом все эти предметы?

Утюг, чайник, пылесос, телевизор, стиральная машина - все это бытовые приборы. Давайте дружно скажем - приборы. Повтори, пожалуйста, Соня (хоровые и индивидуальные ответы детей) .

Кузя достаёт из сумки картинки с изображением приборов : Ой-ой-ой! Сколько у меня электрических приборов?

Воспитатель : Ребята, давайте поможем Кузе сосчитать , сколько всего приборов? (счет детьми) .

Ребята, а какой прибор самый большой? Какой самый маленький?

Молодцы, ребята! Теперь я знаю, какие электрические приборы подарили мне друзья.

Воспитатель : Кузя, а что у тебя случилось с рукой?

Кузя : Включил я утюг, чтобы погладить себе брюки и обжегся.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему Кузя обжегся утюгом?

Кузя : Спасибо, дети, теперь я знаю, почему я обжегся утюгом. Никогда теперь не буду трогать утюг.

Воспитатель :

Приборы электрические

Очень нам нужны,

Они нам помогают

Уют нам создают.

А мы должны про них все знать,

И правила безопасности

Строго соблюдать!

Воспитатель : Ребята, покажем Кузе, как мы можем поработать этими электрическими приборами.

Игра :

Как ты гладишь?

Вот так.

Как стираешь?

Вот так.

Пылесосишь?

Вот так.

А как чайник наш кипит?

Вот так.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы настоящие мамины помощники .

Кузя : Молодцы, ребята! Вы мне помогли . Теперь я знаю электрические приборы, и как с ними обращаться. Мне пора возвращаться к себе. До свидания!

Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы! Как много знаете об электрических приборах, о правилах безопасности собственной жизнедеятельности.

Дети отвечают : это домовёнок.

Дети отвечают : да, поможем .

Отвечают : утюг!

Ответы детей : утюг нужен для того, чтобы гладить бельё.

Дети рассматривают иллюстрации на экране телевизора.

Дети повторяют за воспитателем, делают зарядку для язычка.

Дети отвечают : чайник.

Рассматривают прибор.

Рассуждения детей о том, как и для чего используют.

Ответы детей : пылесос.

Дети рассматривают, отвечают для чего нужен всем нам пылесос.

Дети садятся за столы, берут трубочки, кусочки бумаги. Повторяют действия за воспитателем.

Дети выполняют физ. минутку, повторяют движения за воспитателем.

Ответы детей : стиральная машина.

Дети рассматривают картинки с изображением этого бытового прибора; рассказывают для чего нужна.

Дети смотрят. Отвечают на вопросы.

Дети отвечают : приборы, бытовые приборы.

Дети считают :

1, 2, 3, 4, 5 - всего пять приборов.

Ответы детей : самый большой холодильник, самый маленький телевизор.

Дети отвечают : Маленьким детям нельзя пользоваться утюгом и включать утюг в розетку.

Дети изображают движениями как они гладят, стирают, пылесосят и т. д.

Дети : до свидания, Кузя!

Тема занятия: Ремонтные мастерские

Программное содержание : Расширять знания детей о людях разных профессий. Познакомить с новыми профессиями: мастер по ремонту обуви, часов, мебели, одежды. Ввести новое понятие - ремонтные мастерские. Развивать монологическую речь, слуховое внимание. Побуждать детей высказывать свои суждения. Уметь проводить элементарные аналогии и логические умозаключения. Совершенствовать умение сравнивать и подбирать предметы по назначению. Развивать наблюдательность и любознательность. Воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.

Материал : куклы: Незнайка, Винтик, Шпунтик. Сундучок с предметными карточками: ножницы, иголка с ниткой, молоток, пила, гвоздь. Сюжетные карточки с изображением людей разных профессий. Предметы-игрушки: сломанный стул, неработающие часы, рубашка с оторванным рукавом, разорванный башмак.

Ход занятия

Раздается стук в дверь, и заходят Незнайка, Винтик и Шпунтик. Они приветствуют детей и дарят им большой сундук. Воспитатель вместе с детьми интересуется, что в этом сундучке.

Гости предлагают посмотреть, но только после того, как дети отгадают загадки.

Проводится дидактическая игра «Отгадай и назови» . Воспитатель читает загадку, а дети должны найти ответ в сундучке.

Режем, режем, вырезаем,

Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Маленького росшая,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

Целый день сегодня

Я одела всю семью.

Погоди немного, мишка, -

Будут и тебе штанишки.

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Назови скорей, кто я?

Ну, конечно же... (швея)

— Ребята, как вы думаете, чем занимается швея? (ответы детей обсуждаются)

Кто из вас хотел бы стать швеей? Почему? (ответы детей обсуждаются)

Ты найдешь меня на стройке,

Непоседа я и бойкий.

Головой весь день киваю,

Гвозди в доски забиваю. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,

Только носик в доску прячет! (Гвоздь)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Кто же это делает

Окна и полы?

Топором и молотком

Без сучка, задоринки

Для ребят у нас в саду

Смастерил он столики! (Плотник)

— Ребята, как вы думаете, чем занимается плотник? (ответы детей обсуждаются)

— Кто из вас хотел бы стать плотником? Почему? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены люди разных профессий. Дети должны назвать профессию и пояснить, почему он так решил:

— Это доктор. Потому что он в белом халате. У него в руках градусник, чтобы измерять температуру взрослым и детям.

— Это шофер. Потому что он сидит в машине и держит в руках руль.

— Это повар. Потому что он в белом колпаке и в руках держит половник.

— Это моряк. Потому что он стоит на корабле и держит в руках бинокль. И т.д.

Воспитатель выкладывает все профессии на магнитной доске и еще раз вместе с детьми называет их.

Незнайка сообщает детям, что у него есть очень интересные предметы, но что с ними делать, он не знает. Достает из сундучка предметы, требующие ремонта: сломанный стул, разорванный башмак, рубашка с оторванным рукавом, неработающие часы и выставляет на столе перед детьми.

Воспитатель предлагает рассмотреть все эти предметы.

— Как вы думаете, что могло случиться с этими предметами?

Почему они стали такими? (ответы детей обсуждаются)

Проводится дидактическая игра «Ремонтные мастерские».

Воспитатель показывает предмет и задает вопросы. Дети высказывают свои предположения и суждения.

Как можно помочь сломанному стулу? (его надо починить)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (мастер по ремонту мебели)

Как можно помочь рубашке и оторванному рукаву? (пришить оторванный рукав)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (швея)

Как можно помочь неработающим часам? (отремонтировать)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (часовой мастер)

Как можно помочь разорванному башмаку? (отремонтировать)

Человек какой профессии сможет оказать эту помощь? (мастер по ремонту обуви)

Что можно сказать обо всех этих предметах? (все эти предметы требуют ремонта)

Где можно отремонтировать все эти предметы? (в ремонтных мастерских)

Как будет называться ремонтная мастерская, где ремонтируют часы? (ремонт часов - мастерская по ремонту часов)

Как будет называться ремонтная мастерская, где отремонтируют обувь? (ремонт обуви - мастерская по ремонту обуви)

Как будет называться ремонтная мастерская, где к рубашке пришьют рукав? (ремонт одежды - ателье)

Как будет называться ремонтная мастерская, где отремонтируют стул? (ремонт мебели - мастерская по ремонту мебели)

Какие вы еще знаете ремонтные мастерские? (ремонт бытовой техники, ремонт автомобилей и т.д.)

Шпунтик и Винтик очень рады, что дети знают, какими бывают ремонтные мастерские. Они сообщили ребятам, что свою мастерскую они назвали «Мастерская Самоделкиных».

Вы догадались, почему? (ответы детей обсуждаются)

Незнайка, Винтик и Шпунтик благодарят детей, прощаются, уходят, но обещают вернуться.

Цель:

Формировать у детей элементарные представления о бактериях и микробах, о пользе и вреде бактерий, о средствах защиты от болезнетворных микробов, формировать понимание важности заботы о собственном здоровье, закрепить простые способы борьбы с микробами и бактериями, способствовать формированию здорового образа жизни; способствовать профилактике и устранению вредных привычек; учить детей понимать, что человек болеет, когда не бережет свое здоровье.

Продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки как важное средство укрепления физического здоровья.

Развивать познавательную и творческую активность, связную речь , воображение, логическое мышление, креативность, стремление к самостоятельной деятельности; продолжать накопление знаний детей о здоровье - сберегающие средства и техники; воспитывать дружеские отношения, взаимное уважение и взаимопомощь.

Словарная работа.

Обогащение: болезнетворные микробы, полезные и вредные бактерии, продукты питания, личная гигиена, микроскоп.

Активизация: мыло, полотенце, зубная паста и щетка, расческа, уборка.

Оборудование: иллюстрации по теме, пульверизатор с водой, салфетка, раздаточный материал для самостоятельной работы на каждого ребенка, карандаши, соковыжималка.

Предыдущая работа: беседы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни «Где живут микробы?», «Как защититься от микробов?», рассматривание иллюстраций, проведение утренней гимнастики, занятий по физкультуре .

Ход интегрированного занятия в средней группе

1. Организационный момент

Психогимнастика «Приветствие»

Добрый день, мои деточки,

Дорогие мальчики и девочки.

Успеть сегодня много надо:

Во-первых- поздороваться с гостями

И улыбки им подарить.

Знаниями их всех удивить.

А главное - время работать,

Что-то интересное узнавать.

Воспитатель. - Любят к нам, малыши,

Всегда в гости разные герои приходить.

Кто на этот раз пришел,

Кто сюрприз приготовил?

(На экране появляется Карлсон и просит детей о помощи)

2. Мотивационный этап

Дети, кто это? Что с ним произошло? От чего он заболел? (Предположение детей: ел грязными руками ел сами сладости: конфеты, варенье; ел много сладкого: не ел овощи, фрукты). Дети, мы с вами поможем нашему гостю и таким как он деткам, которые ничего не знают о вреде и пользе для здоровья? Но чтобы другим помогать хорошо, надо самим все знать. Согласны?

Давайте вспомним стихотворение:

Все, поверь, твои игрушки,

Даже розовенький Хрюшка,

Быть чистюлями хотят...

Знай: микробы всем вредят!

Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

3. Основная часть.

Воспитатель. - Дети, мы с вами уже многое знаем о микробах и бактериях . Давайте вспомним наши знания: микробы и бактерии - это самые (крошечные) живые существа на земле, микробы всегда... (вредные), а бактерии могут быть... (полезными). Что для нас делают полезные бактерии? (Удобряют почву, помогают получать лекарства, моющие средства и даже кисломолочные продукты - творог, сметану, йогурт). А вредные микробы и бактерии вызывают у нас... (болезни). Как микробы попадают в наш организм? (Ответы детей).

Исследовательская деятельность для дошкольников

Давайте проведем эксперимент. Вот у меня в руке обычный пульверизатора, в который я налила кипяченой воды (могут ли микробы жить в кипяченой воде? Верно, нет). Но представьте себе, что этот пульверизатор - это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А если нет? Давайте проверим - выставьте все ладошки перед собой, а я нажму на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? Верно, тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот ладонью или носовым платком. Как еще к нам попадают микробы? (Ответы детей: Через грязные руки, одежду, невымытые фрукты и овощи, несвежие продукты и т.д.). Мы с вами уже знаем, что микробы очень маленькие и увидеть их можно только в микроскоп. А мне очень хочется вас познакомить с очень полезной книгой название которой энциклопедия (демонстрирую), в которой кстати рассказывается и о микроскопе, а также о микробах. Но об этом в другой раз. Сегодня нас ждет очень важная задача. Давайте представим, что все микробы превратились в монстриков и нам необходимо их победить (Демонстрация микробов увеличенных в микроскоп). Кто может победить монстриков? Конечно, Супер-герои. Давайте превратимся в Супер-детей и победим микробов. Но вы должны знать, что победить их можно не только силой, но и умом и крепким здоровьем. Я хочу предложить вам оздоравливающую, развивающую гимнастику, которая активизирует наш мозг.

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников

Упражнение «Ухо - нос»

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Воспитатель. - Ну что, Супер-дети, готовы к бою?

Начнем! Прежде всего, нам необходимо выполнить важное задание - вспомнить, что издавна говорили о здоровье.

Упражнение «Пословицы слушай и продолжай»:

Самое большое богатство - здоровье.

Здоровье имеем - не заботимся, а потеряем - плачем.

Нет счастья без здоровья.

Здоровье - самое большое сокровище в жизни.

Человек без здоровья, что дерево без корней.

Здоровье за ​​ деньги не купишь.

Воспитатель. - Как вы их понимаете? (Несколько пословиц дети объясняют)

Психогимнастика «Я Солнышко»

Воспитатель. - Представьте себя солнышком. Солнышко это наше здоровье. Повторяйте: «Я Солнышко. Я круглое, гладкое, теплое. Когда рано просыпаюсь, я вытягиваю свои лучики и нежно ими всех приветствую. Когда я веселое - хорошо всем».

Но, иногда, солнышко закрывают облака. Солнышко напоминает вам наше здоровье, а облака это наши необдуманные поступки, которые вредят нашему здоровью. Давайте поиграем и вспомним, что нам следует помнить.

Дидактическая игра «Солнышко - облака»

Детям дается задание назвать факторы или действия, которые могут повредить здоровью человека. (Дети выкладывают облака с примерами)

Массаж ушных раковин

Возьмем двумя пальцами за мочки

И потянем их немного. (5 р.)

Покрутите пальцами бугорок

Вверх - вниз.

Сделаем это охотно. (5 р.)

Пальчиками покрываем,

Танцуем и гуляем! (10 р.)

Опять ушки закроем,

Хорошо слышим и не слышим. (5 р.)

Чтобы головка не болела

И успокоиться мы умели -

Мы за ушками потрём

И тепло их разотрем! (5 р.)

С ушками мы играем,

По ушкам пальчиками хлопаем. (5 р.)

Работа в командах

Дидактическая игра «Полезно - вредно»

Запомнить хорошо все мы сможем только тогда, когда вы определите, что полезно для здоровья, а что вредно. Я разделю вас на команды, чтобы вам было легче с друзьями рассуждать. У каждой команды есть четыре ситуации, вы должны определить, что является полезным, а вредным для здоровья. Для этого у каждого сюжета есть круг, его нужно закрасить если это вредно для здоровья - красным цветом, если полезно - зеленым. Отвечать будет тот ребенок, который лучше всех сможет рассказать и тем самым поможет своей команде.

Дидактическая игра «Найди ошибку - исправь»

Дети, послушайте загадку.

Мы одолеваем микробы -

Вирусы и все болезни!

Тот, кто нас принимает,

Всегда здоровым бывает! (Витамины)

Да, дети, это витамины! А где они находятся, вернее в чем? (Ответы детей). Дети, а фрукты? А овощи? (Ответы детей, сочные)

Упражнение по эйдетике «Цветные витамины»

- «Раз, два, три - витамины волшебные»

Упражнение на словообразование «Назови сок»

(в зависимости от того, какие там фрукты)

Поисково-исследовательская деятельность

(Наблюдение затем как делается сок с помощью соковыжималки)

А сейчас будем угощаться настоящим свежевыжатые соком.

Упражнение «Скажи какой»

(подбор прилагательных к слову сок)

4. Итог

Ну что, супер-дети, давайте мы с вами повторим основные правила, которые нужно соблюдать чтобы никогда не болеть и предотвращать болезнь (дети называют все правила здорового образа жизни - демонстрируя картинки - знаки; такие же знаки появляются на экране: делать зарядку, или заниматься спортом, соблюдать чистоту тела правильно питаться; мыть руки; мыть овощи, фрукты; чистить зубы: не переедать сладости; улыбаться: не есть грязные плоды...

Скажем дружно, вместе с вами:

Чтобы здоровым расти:

О здоровье нужно заботиться -

Со спортом дружить,

Чистоту любить -

Витамины употреблять

И о друзьях не забывать!!!

Вот эти правила мы пошлем Карлсону, чтобы он не забывал их и выполнял. А за то, что вы такие Умнички, вы получите такие памятные медали о нашем занятии, чтобы все знали, что вы супер - дети.

(Пока сок наливается, дети делятся своими впечатлениями о занятиях: что понравилось, что было интересно выполнять, было что-то трудно выполнять

Татьяна Громова
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Перспективное планирование

по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе .

Воспитатель : Громова Т. В.

№ Тема занятия Программные задачи

Сентябрь

1 Целевая прогулка «Мы по улице идем» Формировать представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой стоит детский сад; поощрять детей, которые знают названия своей улицы. Объяснить, как важно знать свой адрес.

2 «Собираем урожай» Расширять представления детей об овощах, ягодах и фруктах.

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

3 «Когда мои друзья со мной» Формировать понятия «друг» , «дружба» . Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

4 «Добрый доктор Айболит» Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нудны для здоровья.

1 «Осень золото роняет» Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

2 «Не мешайте нам трудиться» Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

3 «У медведя во бору грибы, ягоды беру» . Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса : грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

4 «Путешествие в прошлое одежды» Знакомить детей с назначением и функциями одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.

1 «Осенние посиделки» Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

2 «Моя семья» Ввести понятие (семья) . Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.

3 «Гости из леса» Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе . Воспитывать заботливое отношение к животным.

4 «Наше село» Продолжать закреплять знания детей о названии родного села, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили село, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свое село.

1 «Вот зима, кругом бело» Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

2 «Почему растаяла Снегурочка?» Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи.

3 «Стайка снегирей на ветках рябины» Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их.

4 «Добрый праздник Новый год» Познакомить с традициями праздника; учить описывать елочные игрушки; развивать внимание и мышление.

1 «Зимний лес» Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся; развивать игровые умения.

2 «Красота России» . Закрепить знания детей о природе России, о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.

3 «В мире комнатных растений» Расширять представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

1 «Мы едем, едем, едем…» Познакомить детей с обобщающим понятием «транспорт» . Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.

2 «На холодном Севере» Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран. Воспитывать любовь к родной природе.

3 «День защитника Отечества» Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу Родину, уточнить понятие «защитники Отечества» , у каждого народа, в каждой стране есть армия. Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники) . Воспитывать гордость за наших воинов.

4 «На бабушкином дворе» Познакомить детей с коровой , свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том , чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

1 «Моя мама лучше всех» Помочь детям понять как много сил и времени отнимает у матерей работа по дому. Воспитывать у них доброе, внимательное отношение к своей маме, стремление помогать ей.

2 «Весна в лесу» Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Учить поддерживать воображаемую ситуацию.

3 «Предметы, которые нас окружают » Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке ; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

4 «Жить нельзя нам без воды» Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.

1 «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Дать детям представление о космосе. Познакомить с первым космонавтом – Ю. А. Гагариным. Расширять словарь за счёт имён существительных (космос, планета , звезда, космический корабль, ракета, космонавт, имён прилагательных (звёздное, солнечная, космическая) ; глаголов (лететь, приземляться, стартовать) .

2 «Экскурсия по зоопарку» Формировать представления о диких экзотических животных : льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу.

3 «Наши друзья - книги» Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представления о Е. И. Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе.

4 «Расскажи нам деревце» Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2-3 вида) . Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло – желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить, чтобы меньше живых деревьев спиливалось на древесину.

1 «Славный день Победы» . Дать представление о празднике - день Победы; воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.

2 «Мы на луг ходили» Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе . Учить отгадывать загадки о насекомых.

3 «Детский сад у нас хорош – лучше сада не найдешь»

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп , есть зал, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывают помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

4 «Как выращивают овощи на огороде» . Расширять представления детей об овощных культурах. Показать труд человека по выращиванию овощей.

©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Введение

Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год



Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Расскажи о любимых предметах

Программное содержание. Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал. Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.

Ход занятия

В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.

2. Моя семья

Программное содержание. Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал. Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.


В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.
(Матрешка)
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
Воспитатель от имени Матрешки знакомится с ребятами: «Меня зовут бабушка Матрена. Я кукла деревянная, круглолицая, румяная. В разноцветном сарафане, с кружевным платком в кармане. Пришла я в гости не одна. Со мной мой муж – дед Антон, две мои дочки Маша и Даша и мои внуки: Маришка, Иришка и Тимошка – чуть больше орешка».
Педагог интересуется, где же перечисленные родственники бабушки Матрены. Предлагает ребятам поискать их.
Дети ищут и находят матрешки-вкладыши в большой матрешке. Все матрешки выставляются на столе.
Педагог. Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая, дружная семья? Почему? (Рассуждения детей.) Бабушка Матрена очень любит играть в разные игры со своими внучатами, а раньше играла с дочками, когда они были маленькие. Она хочет поиграть с ними и с вами.
Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»
Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.
Педагог. Ушла бабушка… (Матрена.) Пришла ее старшая дочь… (Маша.) Ушла старшая дочь, прибежали две ее дочки… (Маришка и Иришка.) Убежали девочки, пришел дед… (Антон.) К деду Антону пришла другая дочь… (Даша.) Пришел и маленький Дашин сынишка… (Тимошка.) Дед… (Антон) , дочь… (Даша) и маленький внучок… (Тимошка) ушли, и снова пришла бабушка Матрена.
Бабушка Матрена. А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье у Оли (Вовы, Олеси, Ксюши, Маши)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.
Проводится игра «Составь портрет своей семьи».
В игре принимают участие трое детей. На ковре лежат листы белой бумаги формата А3 и три комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки). Воспитатель предлагает каждому ребенку составить из картинок портрет его семьи. Игра повторяется 2–3 раза.
Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.
Педагог (обращаясь к Матрене). Знаешь, Матренушка, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем истории про наши семьи. Первую семейную историю расскажу я. (Ставит фотографию на мольберт.) На этой фотографии моя семья изображена летом на даче. Мы всей семьей любим выращивать овощи, купаться в реке, загорать, отдыхать, ловить рыбу. На этой фотографии мои самые близкие родственники: мой муж и наши дети – сын и дочь.
Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе.
Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы:
– Кто Ваня для своей мамы? (Ваня для мамы сын.)
– Чьи дети Ваня и Таня? (Дети мамы и папы.)
– Чьи они внуки? (Внуки бабушки и дедушки.)
– Чья это мама? (Мама Тани, дочки, девочки.)
– Чья это бабушка? (Бабушка Тани и Вани.)
– Кто сестра Вани? (Таня, девочка.)
Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых внучат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.
Проводится игра с мячом «Назови ласково».
Дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например: «Мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенок, поймавший мяч, должен назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка).
Далее воспитатель обращает внимание ребят на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка Матрена поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».
Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить вкусную еду, ходить в магазин, ухаживать за больным дедушкой, мыть посуду, стирать белье, пылесосить, гулять с собакой, трудиться на даче и т. д.).
Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, которые они назвали. Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей и делает вывод: «У всех вас есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».
В заключение бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.

Октябрь

3. Петрушка идет трудиться

Вариант 1

Программное содержание. Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание. Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.

Вариант 2

Программное содержание. Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал. Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.

Ход занятия

В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.) Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.) Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.) А лопата? (К рукотворному.) А земля? (К природному.) А лейка? (К рукотворному.) Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.

Вариант 3

Программное содержание. Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал. Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).

Ход занятия

Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.) Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.) Как вы догадались? (Он сажает цветы.) На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.

4. Мои друзья

Программное содержание. Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.


Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Воспитатель уточняет: «Кто такой друг? Что значит дружить?» (Высказывания детей.)
Педагог подводит детей к выводу: настоящие друзья те, кто заботятся о своем друге или друзьях, помогают им во всем.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру, которая поможет проверить дружбу. Приглашает двух ребят – друзей.
Проводится подвижная игра «Перейди через болото».
На полу отделяется «болото» (участок длиной 3–4 метра). Педагог дает детям две дощечки.
Педагог. Кто быстрее перейдет болото, не замочив ноги? Но не забывайте, что вы друзья, а болото очень коварное.
Дети «переходят болото» по дощечкам, помогая друг другу в случае необходимости.
Педагог. Молодцы! Счастлив тот, кто имеет друга. Интересно, а у всех есть друзья? Давайте проверим.
Проводится дидактическая игра «Назови друзей».
Воспитатель достает карточки лото с изображением сказочных героев, предлагает детям объединить карточки в группы и назвать сказочных героев – друзей:
– Чебурашка, Крокодил, Гена;
– Карабас-Барабас, Дуремар;
– Буратино, Мальвина, Пьеро, Арлекино;
– Кощей, Баба Яга, Леший, Змей Горыныч;
– Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.
Педагог. Хорошо! А почему у каждого героя свои друзья? Что их объединяет? (Высказывания детей.) Правильно – общие интересы, цели, увлечения. Кто из вас хочет рассказать нам о своем друге (не называя его по имени), о ваших увлечениях, совместных играх? А мы отгадаем, кто это. Например: «Я дружу с мальчиком из нашей группы. Он очень любит строить песочные города. И я всегда помогаю ему. Кто это?»
Дети (4–5 ребят) по желанию рассказывают по очереди о своих друзьях.
Педагог. Какие же вы молодцы! Всем хорошо, вы улыбаетесь, а знаете почему? Потому что мы говорили о друзьях. О друзьях говорить приятно и радостно. Кого можно назвать друзьями? (Высказывания детей.) У кого из вас есть друзья – поднимите руку. Кто хотел бы сделать для других приятный сюрприз? Я предлагаю вам смастерить из бумаги, пластилина подарок для своего друга или подружки, а затем подарить свою поделку дорогому вам человеку. Наше занятие подходит к концу. Но дружба остается с нами навсегда. Берегите дружбу, дорожите дружбой – будьте настоящими друзьями друг другу.

Ноябрь

5. Петрушка идет рисовать

Программное содержание. Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал. Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.

Ход занятия

К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.

6. Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь

Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал. Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.

Похожие публикации