Ценностное отношение к здоровью. Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова и др).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

Отношение личности к людям, пишет С.А.Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам .

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Мы полагаем, что характеристика отношений личности будет неполной, если не рассматривать её как предмет изучения философской и психологической наук.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём–либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности .



В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение .

Кроме того, в философии и психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека .

В разработанной А.Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека, как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности .

Я.Л.Коломинский отмечает, что отношение – это «особая» внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей, а в общении – «процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются отношения» .

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).



Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нём, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания .

Таким образом, вопрос об отношении человека к действительности неразрывно связан с таким понятием как ценность. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности (А.М.Коршунов, В.П.Тугаринов).

В.П.Тугаринов называет ценностями те явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными, приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей .

В некоторых исследованиях отмечается, что ценность – это не предмет, не вещь, не их свойства, а некий род человеческой мысли (А.И.Титаренко).

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразие связи человека с миром.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений .

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественной, субъективную реальность с объективной .

Познание личностью ценности объектов социальной действительности предполагает наличие у неё определённого способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности её ценностных отношений (И.В.Дубровина).

Ценностное отношение представляет собой одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как установку, позицию субъекта по отношению к определённым объектам как к личностным ценностям (В.В.Гречаный, А.И.Титаренко).

Прежде чем определить понятие «ценностное отношение к здоровью», выделим несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации (Г.С.Никифоров). При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов (Ю.Ф.Змановский).

И.И.Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации .

В.П.Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды .

Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

В основе нашей работы лежит концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егорова, Ю.Ф.Змановский).

В структуре здоровья выделяют следующие компоненты: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья .

Духовно-нравственное здоровье – это, прежде всего сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.

Личностный (психологический) компонент здоровья определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент здоровья отражает способность человека мыслить позитивно, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию.

Эмоциональное здоровье – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

Социальное здоровье определяется социальной активностью, высокой коммуникативностью, широким кругом общения и т.п.

Физическое здоровье естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением взаимодействия всех органов и систем, динамическим равновесием с окружающей средой.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Ценностное отношение к психическому здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе (авторское).

Ценностное отношение к социальному здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения (авторское).

Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.

Восприятие здоровья как ценности

дипломная работа

1.2.3 Ценностное отношение к здоровью

Ценности это объекты явления, их свойства, а так же абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного .

Ценности можно рассматривать как фактор обеспечивающий большую вероятность определённого типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформации из общественных к личностным. Интериоризация и социальное применение к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса. Важно учитывать соотношение между потребностями индивида и ценностями социума .

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных ценностей, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это установки , идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

Понятие “ценностные ориентации” впервые появились в трудах Ольгианского, где он рассматривает их как цели стремления, жизненные идеалы, представляет их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании.

Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер .

Фейнбург говорил о том, что ценностные ориентации - это сложное образования, вбирающие в себя разные грани и формы общественного и индивидуального в личности, определяет формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы сознания личности мира прошлого настоящего и будущего, а так же сущности своего Я. Ценностные ориентации базируются на потребностях интересах, нормах, обусловленных как биологической природой так и историческими условиями, в которые поставлен человек.

Ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса. Важнейшей характеристикой системы ценностей является многоуровневость, проявляющаяся в его иерархическом строении. В целях построения теоретической модели структуры ценностей выделяются уровни иерархии и определяются основания для выявления каждого из них. Так Н.А. Бердяев на верхнем уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные, все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трёх. Согласно М. Рокичу, имеются два уровня иерархии: ценности-цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности .

Так же очень важным моментом в формировании ценностных ориентаций является образ жизни, так же система ценностей отражает существующие цели, идеалы, идеи своей эпохи.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах человека, потребностях и установках.

Потребности - состояния индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности . Человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение потребностей. Восприятие мира у человека происходит в зависимости от потребностей и желаний которые существуют у него на данный момент. По мнению Соломина И.Л. все так или иначе связанно с потребностями, выбираем ли мы себе занятие, круг общения, или супруга, работу, всё определяется в конечном счёте мотивами.

По мысли П.В. Симонова в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая, которая выступает ядром личности, то есть самой существенной личностной чертой человека, ценности через потребности. Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям, у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

Установки - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении их проявления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к определённому объекту.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения человека образует система ценностных ориентаций, средства достижения этих целей (В.А. Ядов).

В лите6ратуре 3 варианта понимания природы ценностей:

1) Божович Л.И., Ручко Н.А. - ценность находится в одном ряду с такими понятиями как мнения представления, убеждения, такое понимание ценностей не обладает самостоятельной побудительной силой;

2) В.А. Ядов, М. Моррис - ценности рассматривают как разновидность или подобие социальных установок, в которых понимание ценностей принадлежат направлению функций, которые принадлежат эффективной ценностной регуляции

3) сближение понятия ценности и мотива, потребности и подчёркивает их реальную побуждающую силу - Додонов Б.И., Жуков Ю.М., Маслоу А., Василюк Ф.Е.

Некоторые ценности, по мнению А. Маслоу, являются общими для всех, но существуют и специфические ценности. Связь потребностей (ценностей) сильна, у каждой есть своё место .

Отсутствие сформированной системы личных ценностей порождает ощущение внутренней пустоты, ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм.

Коренная ломка общества, которая произошла в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке, и чтобы приноровиться к новым жизненным реалиям огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей.

Выделяют следующие уровни ценностей :

1) наиболее обобщённые, абстрактные;

2) ценности, закрепляющиеся в жизненности и проявляющиеся как свойства личности;

3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Е.Б. Фанталова предлагает следующие основные ценности человека :

активная, деятельная жизнь;

здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

материально обеспеченная жизнь;

наличие хороших и верных друзей;

уверенность в себе;

познание;

счастливая семейная жизнь;

творчество.

· наличие друзей;

· творчество;

· профессиональный рост;

· участие в общественной жизни;

· удовлетворённость собой;

· умение управлять собой;

· уважение;

· защищённость от угроз;

· обеспеченность;

· личная жизнь;

· чистая совесть;

· интересно проведённое свободное время;

· здоровье.

Одним из важнейших понятий является “отношение к здоровью” - оно представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния . Проблема здоровья имеет социально-психологический моральный аспект.

Здоровье часто выступает средством для иных целей - работать, отдыхать.

Очевидно, что потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обуславливают субъективную оценку здоровья. Важно знать какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей. Этот аспект психологии здоровья редко выступает в качестве предмета исследования (Л.В. Куликов) нужны точные данные для психологии здоровья. Такие данные помогут уточнить субъективную картину здоровья и благополучия личности, место этой ценности в её сознании и помогут понять как влияет неудовлетворённость здоровьем на возникновение эмоционального дискомфорта. Ценности здоровья могут быть по выражению Л.С. Драгунской знаемыми ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми .

Очень важны этапы развития ребёнка и становление основных процессов формирования заботы о своём здоровье и выработки у него соответственного отношения к здоровью, как к ценности и как к условию его личностного роста.

В.П. Петленко выделяет уровни отношения к здоровью:

1) здоровье как ценность воспринимается личностью эмоционально - этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребности в укреплении здоровья, ценность здоровья сохраняется как факт сознания - безразличный тип людей;

2) личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознаёт его социальной значимости, возможно возникает установка на укрепление здоровья, но она очень неустойчива, при изменении обстоятельств не реализуется - характерно для спонтанно деятельного типа людей;

3) ценность здоровья воспринимается личностью, как социально значимая потребность в укреплении здоровья, требуют новые знания, но чаще ценностные ориентации остаются на вербальном уровне - пассивный тип;

4) здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья формирует устойчивую социальную установку, поведение человека полностью соответствует ценностным ориентациям, оно осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности - характерно для активно-деятельного типа.

А.М. Иванюшкин предлагает выделить три уровня ценности здоровья:

1) биологические - гармония физиологических процессов;

2) социальные здоровье как активность личности, деятельное отношение индивида к миру

3) психологическое - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание её в смысле преодоления, здоровье как стратегия жизни человека.

Важным фактором в осознании ценности здоровья является позитивно-эмоциональное стремление к действиям по его укреплению и совершенствованию.

Главное это, ценить здоровье и верить в то, что здоров, ведь сама вера - это уже половина дела .

Таким образом, нельзя не согласиться со словами Н.В. Панкратьева о том, что человек - сам творец всего комплекса материальных и духовных ценностей , и он сам определяет, что для него важнее, ибо очень значимыми для человека становятся те ценности, которых ему не достаёт. И, как сказал А. Маслоу, конкретное и полное восприятие объекта подразумевает, что объект воспринимается с любовью , поэтому осознавать что здоровье это великая ценность и относится к нему с любовью и соответственно к себе это великое дело. И, как известно, иерархия ценностей в разном возрасте будет различная, и одни и те же ценности будут восприниматься по-разному.

Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Отношение к здоровью -- один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Говоря о влиянии пола на формирование и проявление отношения к здоровью, мы будем использовать термин «гендерные особенности». Использование данного термина при описании особенностей отношения к здоровью не только правомерно, но и необходимо...

Влияние психических репрезентаций Олимпиады 2014 на здоровый образ жизни людей зрелого возраста

Как известно, психическое отношение -- это динамичное личностное образование, которое претерпевает определенные изменения в процессе жизнедеятельности. Следовательно, вероятно...

В отношении своего здоровья можно выделить три группы женских стереотипов. Первая группа, условно названная «патриархальной», представляет в основном домохозяек, у которых существует множество проблем...

Половые особенности отношения молодежи к здоровью

Ценностное отношение - сознательная избирательная связь человека со значительными для него объектами и явлениями, выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков...

Половые особенности отношения молодежи к здоровью

В эмпирической части нашего исследования было опрошено 50 человек (25 женщин и 25 мужчин). Возраст испытуемых варьирует от 18 до 28 лет. Каждый из испытуемых ответил на вопросы трех методик: - опросник «Отношение к здоровью» Р.А...

Половые особенности отношения молодежи к здоровью

Вопросы опросника «Отношение к здоровью» распределены по шкалам: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, ценностно-мотивационная. Люди по-разному оценивают различные сферы жизни...

Представление о смерти

Проблема супружеской измены

Хочет ли неверная жена выйти замуж за любовника? Разные исследования показали, что лишь от 13 до 35% их сделали бы это, если такая возможность представится. Более половины женщин определенно не променяли бы мужа на любовника...

Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе

Во многом задачу по подготовке ребенка к школе можно считать решенной, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней...

Психологическое принятие отцовства в период ожидания ребенка

Для будущего отца не менее важным, чем для будущей матери, является взаимодействие с собственной матерью. Наиболее важным во взаимоотношениях с матерью является возрастной период мальчика до трех лет. Л.С...

Психология лжи

Отношение к обману достаточно сильно отличалось в разные времена и у разных народов. Но даже в одном и том же обществе всегда существуют противоположные точки. Различно отношение мужчин и женщин, верующих и атеистов, детей и взрослых...

Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности

Кравченко Татьяна Петровна,

преподаватель Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета им. Григория Сковороды.

В статье на основе анализа, изучения, обобщения и систематизации литературных источников раскрывается вопрос формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, как психолого-педагогическая проблема современности.

Ключевые слова: собственное здоровье, ценность, ценностное отношение, школьники.

Постановка проблемы . Анализ последних исследований и публикаций

Современность ставит перед нами задачи, требующие переориентации содержания воспитания и обучения подрастающего поколения, смещения акцентов и создания условий для полноценного, всестороннего и гармоничного развития, как физического, так и духовного, и социально развитой личности, которая осознавала бы, что здоровье является основной и самой важной ценностью человека. Но для этого необходимо сформировать у школьников ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей. Поскольку именно в школьном возрасте активно развиваются и формируются личностные ценности, закладывается фундамент здоровой личности. Поэтому одной из актуальных проблем является изучение и раскрытие вопроса формирования ценностного отношения школьников к собственному здоровью.

Необходимо отметить, что существует около десятка государственных программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни детей и молодежи Закон Украины: «Об образовании», Национальная программа «Образование» (Украина XXI в.), Программа «Дети Украины», Целевая комплексная программа «Физическое воспитание – здоровье нации» и др. Конституцией Украины определено, что наивысшей социальной ценностью в государстве является человек, его жизнь и здоровье. В Законе Украины «Об общем среднем образовании» говорится о том, что одной из задач общего среднего образования является воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью граждан, как высшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Педагогами и психологами современности изучаются условия, наиболее благоприятные для целостного развития и формирования как личности подрастающего поколения, их психического и физического здоровья В. А. Вишневский, Н. К. Смирнова, а. Ф. Талтигина и др. значительное внимание уделяется вопросам укрепления здоровья и соблюдения школьниками здорового образа жизни. Но, несмотря на активную работу ученых в этом направлении не все аспекты данной проблемы исследованы и обработаны. Поэтому формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, остается актуальным и недостаточно исследованным вопросом сегодня.

Цель исследования – провести теоретический анализ и обобщение литературных источников по раскрытию процесса формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогической проблемы современности.

Задачи:

1.Осуществить анализ особенностей формирования ценностного отношения к собственному здоровью у школьников.

2.Определить необходимость развития ценностной сферы школьника и формирования ценностного отношения к собственному здоровью.

Результаты исследования и их обсуждение

Ценности приобретают личностного смысла, когда они превращаются в соответствующие потребности и интересы личности. Личностные ценности выступают основой деятельности и внутренней духовной жизни каждого человека. Потребности раскрывают отношение личности к действительности. Они характеризуются активностью, определяют характер психических и социальных условий деятельности личности и выступают стимулом деятельности. Поэтому главной предпосылкой воспитания ценностного отношения личности к собственному здоровью является формирование у школьников потребности в здоровье как в личностной ценности .

В частности это мнение поддерживает и развивает И.В.Поташнюк, он считает, что нужно воспитывать особое отношение к здоровью, которое выражается в осмыслении его ценности, а также в положительно-эмоциональном стремлении к его укреплению и совершенствованию. Отношение к здоровью как к ценности обусловливает формирование ценностной установки на укрепление и совершенствование личного здоровья, то есть включение личности в оздоровительную деятельность .

К изучению проблем ценностей человека, формирование системы жизненных ценностей, отношений обращались также Л. Божович, В. Василенко, А. Дробницький, А. Здравомыслов, А. Лазурский, А. Леонтьев, В. Мясищев, В. Тугаринов и другие. В контексте формирования ценностных отношений личности среди современных украинских и российских исследователей следует также отметить философов (М. Каган, Г. Вижлецов и другие), социологов (И. Журавлева, М. Лапин и другие), психологов (И. Бех, С. Дерябо, Г. Никифоров и другие), педагогов (В. Горащук, В. Крижко, В. Оржеховский, Д. Сомов, В. Сластенин, А. Сухомлинская и другие) .

Ценности, как указывает Л.Татаренко, представляют внутренний мир личности, и он в большинстве случаев соответствует или похож на систему ценностей общества, в котором находятся школьники. Ценностные ориентации личности уравновешивают поведение, деятельность, поступки личности с общепринятыми ценностями общества .

Таким образом, анализ литературных источников показывает, что понятие «ценности» в разных его проявлениях достаточно подробно рассматривалось и исследовалось многими учеными. В проанализированных работах сформулированы понятия «ценности» и «ценностное отношение», определена их сущность, структура, выяснен механизм их формирования. Одновременно ценностный аспект отношения к собственному здоровью и его формирования у школьников не были предметом специальных исследований. Изученные источники позволяют утверждать, что система ценностей – это звено, которое связывает общество с индивидом, включает его в систему общественных отношений. Ценности также лежат в основе выбора целей, средств и условий деятельности, отвечают на вопросы, для чего происходит тот или иной процесс. И хотя ценности – системотворческая основа программы, замысла, деятельности и внутренней духовной жизни человека, их воспитание не рассматривался в контексте отношения к собственному здоровью. Анализ литературы позволил охарактеризовать ценностное отношение к собственному здоровью как положительное отношение к ведению здорового образа жизни, обеспечивает единство физических, психических, духовных и социальных потребностей каждой личности.

Для этого можно определить, самое ценное, что есть у человека, по содержанию можно приравнивать к понятию «жизнь» - это здоровье. Человек, однако, нередко пренебрегает тем фактом, что именно в ее силах и обязательствах заботиться о собственном здоровье. Не задумываясь над последствиями своего поведения, выпускает из виду вредные привычки, подвергая здоровье риску и влияния негативных факторов. И лишь тогда, когда начинаются проблемы со здоровьем, мы задумываемся над собственной уязвимостью и начинаем искать средства улучшить самочувствие.

Однако следует отметить, что в течение последних десятилетий наблюдается общая тенденция к ухудшению состояния здоровья населения Украины в целом и школьников в частности. Поэтому необходимо отметить, что поскольку здоровье закладывается с детства; любое отклонение в развитии организма, любая болезнь отражаются в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Несмотря на это, одной из главных задач должно быть сохранение, развитие и укрепление здоровья школьников .

Хотя и изучалось учеными достаточно подробно вопросы сохранения и укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Однако и до сих пор большинство авторов по-разному трактуют понятие «здоровье», имеют разногласия относительно его структуры. Почти не исследованным является вопрос формирования ценностного отношения к собственному здоровью у школьников. А именно среди них больше распространяется алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания, как мы уже говорили ранее. А также, через большое количество информации в процессе обучение много школьников также страдает от недостаточной физической активности, отсутствия навыков организации обучения, активного досуга, правильного питания. Изучение литературы показывает, что хотя в последнее время активизировалась внимание ученых к исследованию вопросов собственного здоровья школьников, ведется квалифицированная его пропаганда в средствах массовой информации, однако проблема улучшения здоровья и ценностного отношения к нему школьников остается нерешенной.

Несмотря на это система традиционного образования, как правило, негативно влияет на здоровье учащихся, отмечают ученые Р.Баевський, Г.Опанасенко, М.Антропова и др. Очередные изменения сопровождаются интенсификацией учебной деятельности при существующих педагогических технологиях, еще больше усиливают негативное состояние физического развития и здоровья школьников .

Многоаспектность этой проблемы требует анализа сущности и содержания категории «здоровье».

Пропаганда, здорового образа жизни не является решением этого вопроса. Необходимо, чтобы школьники сами осознали, что ценностное отношение к собственному здоровью должно быть для них важнее и значимым других жизненные приоритеты. В обработанных литературе большинство исследователей рассматривают воспитание ценностей и ведения здорового образа жизни с теоретических позиций, не применяя их на практике в школе. Заметно и то, что ученые не объединяют понятия «ценности» и «здоровый образ жизни», хотя именно ценностное воспитание значительно повышает эффективность воспитательной работы школы. Воспитание на основе ценностей – это ведущий путь формирования личности школьника и его отношение к собственному здоровью .

Проблема человека и его здоровье – извечная проблема, основой которой является гармоничное развитие личности. Нельзя не согласиться в этом случае с Кантом, который считал, что философия нужна людям для того, чтобы ответить на вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом не болеть» .

Несмотря на это ученые при определении понятия «здоровье» опираются на философское понимание, здоровье они объясняют как понятие многоплановое – не просто отсутствие болезней, но и высокий уровень адаптационных возможностей, состояние физического, психического и социального благополучия, это гармоничная совокупность физических, психических, эмоциональных, умственных функций .

Каждый человек теоретически осознает, что его образ жизни должен быть индивидуальным и здоровым. Но на практике, как правило, он неорганизованный и нездоровый, продиктованный реалиями бытия. Важно понять, что все же очень многое зависит от самого школьника. Как он относится к самому себе.

Немалую роль в формировании отношения к собственному здоровью играет понимание ценности здоровья. И.Б.Бех указывает, что в современных гуманитарных науках наблюдается значительное тяготение к категории «ценности».

Но отсутствие в общеобразовательных школах систематической работы по воспитанию у школьников отношения к собственному здоровью; недостаточная работа учителей, по пропаганде преимуществ здорового образа жизни и соблюдения его норм в повседневной жизни. Не способствует формированию у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью и содержание учебных дисциплин, в том числе и по физической культуре. В содержании большинства предметов отсутствует дифференциация обучения, в процессе их преподавания игнорируется состояние здоровья учащихся, не учитываются индивидуальные и возрастные особенности школьников; в отношениях «учитель-ученик» недостаточно проявляются ценностные отношения. В большинстве школ нет реальных возможностей формировать у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, поскольку существует большой дефицит учебно-методической литературы и необходимой материальной базы.

Однако следует отметить, что мы акцентируем внимание на формировании ценностного отношения к собственному здоровью именно учеников, поскольку в школьные годы происходит не только закладка фундамента здоровья, но и восприятие определенных норм и образцов поведения, накопления соответствующих знаний и умений, осознание потребностей и мотивов, определение ценностных ориентаций, интересов и представлений.

Учитывая значимость этой проблемы, процесс формирования ценностного отношения к собственному здоровью требует изучения такого понятия как «ценность».

В широком понимании ценностями стабильно важные для личности конкретные материальные блага. В более узком смысле о ценности принято говорить как о духовных идеи, содержащиеся в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Категория ценности относится к мотивационных явлений, организуют и руководят деятельностью человека .

А вот ценностное отношение в философии определяется как особый тип отношения, основой которого является осознание ценности предметов или явлений, в которых одна сторона выступает носителем ценности для второй (И.Д.Бех, О.В.Василенко, И. С. Кон). Ценность имеет объективный характер, зато отношение отражает субъективную оценку личности к предметам, событий и явлений .

Проблема, ценности как основы формирования у школьников отношения к собственному здоровью всегда вызывала повышенный интерес ученых, методистов, педагогов. Поскольку человек как личность определяется системой его отношений с миром и окружающими его людьми, особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связанные с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта не только в школьных стенах, но и самостоятельной дальнейшей жизни.

Кроме этого благодаря их привлечению к такой деятельности, как свидетельствуют результаты нашего исследования, актуализируются процессы жизненного и даже профессионального самоопределения растущей личности. Это становится возможным при условии, что не только учителя (руководители кружков или секций туристско-краеведческого направления), но, что особенно важно, сами старшие подростки смогут определить и охарактеризовать еще в школьном возрасте в собственную жизненную позицию, или даже собственный жизненный сценарий. А это в свою очередь детерминирует чрезвычайно важные для дальнейшего развития старших подростков психолого-педагогические механизмы самоактуализации и самореализации, то есть к раскрытию всех своих потенциальных возможностей и способностей.

Формирование ценностного отношения обусловлено характером идеалов школьников, притягивает настоящего к будущему; ценностного ориентира при определении лицом системы ценностных отношений к миру и самому себе. Идеал позволяет упорядочить разносторонние отношения школьника с миром. Ценностное отношение имеет как актуальную сторону, что проявляется в деятельности (ее принято называть ценностной ориентацией), так и потенциальную, которая часто недостаточно осознается самим человеком и не проявляется в деятельности.

Итак, рассмотрев ценности, ценностное отношение и здоровья мы можем увидеть, что для формирования этих важных качеств необходима оптимальная и продуктивная форма деятельности, которая смогла воспитать в молодежи эти весьма важные черты личности. Ввиду этого можно заметить, что туристская работа при всем ее разнообразии является мощным средством укрепления здоровья и физического развития школьников.

Поэтому все равно важным направлением работы общеобразовательных школ должно быть воспитание у школьников ценностного отношения к собственному здоровью, так как именно это поможет направить учащихся на правильную организацию собственной жизни и сформирует ценностный аппарат каждой личности, сохранит и укрепит их здоровье, будет способствовать гармоничному физическому, психическому, духовному и социальному развитию функций личности каждого школьника.

Выводы

Проанализировав и обобщив литературные источники, мы пришли к выводу, что ценности не только лежат в основе выбора целей, но и являются одной из составных частей формирования у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Но, несмотря на то, что настоящее отмечается необходимостью детального изучения и раскрытия такой проблемы, как формирование ценностного отношения к собственному здоровью, как психолого-педагогической проблемы, современные ученые недостаточно внимания уделяют этому вопросу. Однако способствовать формированию ценностного отношения школьников к собственному здоровью необходимо и это является ключевой задачей общества современности.

Литература

1Антропова М.В. Особенности физического развития и здоровья учащихся Москвы/М.В.Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузницова // Здравоохранение Российской федерации. – 1995. – №1. – С 23-25

2Апанасенко Г.Л. Еволюция біоенергетики здоров’я человека /Г.Л.Апанасенко// СПб.: Г.П. «Петрополис»– 1992. – 123с.

3Бех І.Д. Особистісно зорієнтоване виховання: Науково-метод. посібник. / БехІ.Д.- К.: ІЗМН, 1998. - 204 с.

4Зайцев Г.К. Валеологія в школі / Г.К.Зайцев. – СПб.:Акцидиєнт, 1996. – 198с

5Закопайло С.А. Педагогічні основи виховання в юнаків 10-11 класів цінностей здорового способу життя: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. 6: сиец. 13.00.07 / С.А. Закопайло – К., 2003. – 19 с.

6Магрламова К.Г. Виховання в учнів ціннісного ставлення до природи: Навчально-методичний посібник./ Магрламова К.Г. – Дніпропетровськ: Вид. «Наука і освіта», 2008

7Олексієнко Я.І. Формування здорового способу життя та ціннісного ставлення молоді до власного здоров’я: Методичний посібник. / Олексієнко Я.І. – Черкаси: Вид. від. ЧНУ імені Богдана Хмельницького, 2006. – 208с.

8Солопчук Д.М. Формування здорового способу життя в школярів у позаурочній фізкультурно-спортивній роботі: / Моногрвфія. – Камянейьк- Подільськ, 2009 – 175с

9Формування здорового способу життя у студентського та учнівської молоді засобами туристичної роботи: Мат. Всеукраїнської науково-практичної конференції. К. 2001р.

Ценности это объекты явления, их свойства, а так же абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного .

Ценности можно рассматривать как фактор обеспечивающий большую вероятность определённого типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформации из общественных к личностным. Интериоризация и социальное применение к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса. Важно учитывать соотношение между потребностями индивида и ценностями социума .

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных ценностей, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это установки , идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

Понятие “ценностные ориентации” впервые появились в трудах Ольгианского, где он рассматривает их как цели стремления, жизненные идеалы, представляет их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании.

Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер .

Фейнбург говорил о том, что ценностные ориентации - это сложное образования, вбирающие в себя разные грани и формы общественного и индивидуального в личности, определяет формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы сознания личности мира прошлого настоящего и будущего, а так же сущности своего Я. Ценностные ориентации базируются на потребностях интересах, нормах, обусловленных как биологической природой так и историческими условиями, в которые поставлен человек.

Ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса. Важнейшей характеристикой системы ценностей является многоуровневость, проявляющаяся в его иерархическом строении. В целях построения теоретической модели структуры ценностей выделяются уровни иерархии и определяются основания для выявления каждого из них. Так Н.А. Бердяев на верхнем уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные, все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трёх. Согласно М. Рокичу, имеются два уровня иерархии: ценности-цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности .

Так же очень важным моментом в формировании ценностных ориентаций является образ жизни, так же система ценностей отражает существующие цели, идеалы, идеи своей эпохи.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах человека, потребностях и установках.

Потребности - состояния индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности . Человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение потребностей. Восприятие мира у человека происходит в зависимости от потребностей и желаний которые существуют у него на данный момент. По мнению Соломина И.Л. все так или иначе связанно с потребностями, выбираем ли мы себе занятие, круг общения, или супруга, работу, всё определяется в конечном счёте мотивами.

По мысли П.В. Симонова в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая, которая выступает ядром личности, то есть самой существенной личностной чертой человека, ценности через потребности. Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям, у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

Установки - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении их проявления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к определённому объекту.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения человека образует система ценностных ориентаций, средства достижения этих целей (В.А. Ядов).

В лите6ратуре 3 варианта понимания природы ценностей:

1) Божович Л.И., Ручко Н.А. - ценность находится в одном ряду с такими понятиями как мнения представления, убеждения, такое понимание ценностей не обладает самостоятельной побудительной силой;

2) В.А. Ядов, М. Моррис - ценности рассматривают как разновидность или подобие социальных установок, в которых понимание ценностей принадлежат направлению функций, которые принадлежат эффективной ценностной регуляции

3) сближение понятия ценности и мотива, потребности и подчёркивает их реальную побуждающую силу - Додонов Б.И., Жуков Ю.М., Маслоу А., Василюк Ф.Е.

Некоторые ценности, по мнению А. Маслоу, являются общими для всех, но существуют и специфические ценности. Связь потребностей (ценностей) сильна, у каждой есть своё место .

Отсутствие сформированной системы личных ценностей порождает ощущение внутренней пустоты, ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм.

Коренная ломка общества, которая произошла в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке, и чтобы приноровиться к новым жизненным реалиям огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей.

Выделяют следующие уровни ценностей :

1) наиболее обобщённые, абстрактные;

2) ценности, закрепляющиеся в жизненности и проявляющиеся как свойства личности;

3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Е.Б. Фанталова предлагает следующие основные ценности человека :

активная, деятельная жизнь;

здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

материально обеспеченная жизнь;

наличие хороших и верных друзей;

уверенность в себе;

познание;

счастливая семейная жизнь;

творчество.

· наличие друзей;

· творчество;

· профессиональный рост;

· участие в общественной жизни;

· удовлетворённость собой;

· умение управлять собой;

· уважение;

· защищённость от угроз;

· обеспеченность;

· личная жизнь;

· чистая совесть;

· интересно проведённое свободное время;

· здоровье.

Одним из важнейших понятий является “отношение к здоровью” - оно представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния . Проблема здоровья имеет социально-психологический моральный аспект.

Здоровье часто выступает средством для иных целей - работать, отдыхать.

Очевидно, что потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обуславливают субъективную оценку здоровья. Важно знать какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей. Этот аспект психологии здоровья редко выступает в качестве предмета исследования (Л.В. Куликов) нужны точные данные для психологии здоровья. Такие данные помогут уточнить субъективную картину здоровья и благополучия личности, место этой ценности в её сознании и помогут понять как влияет неудовлетворённость здоровьем на возникновение эмоционального дискомфорта. Ценности здоровья могут быть по выражению Л.С. Драгунской знаемыми ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми .

Очень важны этапы развития ребёнка и становление основных процессов формирования заботы о своём здоровье и выработки у него соответственного отношения к здоровью, как к ценности и как к условию его личностного роста.

В.П. Петленко выделяет уровни отношения к здоровью:

1) здоровье как ценность воспринимается личностью эмоционально - этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребности в укреплении здоровья, ценность здоровья сохраняется как факт сознания - безразличный тип людей;

2) личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознаёт его социальной значимости, возможно возникает установка на укрепление здоровья, но она очень неустойчива, при изменении обстоятельств не реализуется - характерно для спонтанно деятельного типа людей;

3) ценность здоровья воспринимается личностью, как социально значимая потребность в укреплении здоровья, требуют новые знания, но чаще ценностные ориентации остаются на вербальном уровне - пассивный тип;

4) здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья формирует устойчивую социальную установку, поведение человека полностью соответствует ценностным ориентациям, оно осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности - характерно для активно-деятельного типа.

А.М. Иванюшкин предлагает выделить три уровня ценности здоровья:

1) биологические - гармония физиологических процессов;

2) социальные здоровье как активность личности, деятельное отношение индивида к миру

3) психологическое - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание её в смысле преодоления, здоровье как стратегия жизни человека.

Важным фактором в осознании ценности здоровья является позитивно-эмоциональное стремление к действиям по его укреплению и совершенствованию.

Главное это, ценить здоровье и верить в то, что здоров, ведь сама вера - это уже половина дела .

Таким образом, нельзя не согласиться со словами Н.В. Панкратьева о том, что человек - сам творец всего комплекса материальных и духовных ценностей , и он сам определяет, что для него важнее, ибо очень значимыми для человека становятся те ценности, которых ему не достаёт. И, как сказал А. Маслоу, конкретное и полное восприятие объекта подразумевает, что объект воспринимается с любовью , поэтому осознавать что здоровье это великая ценность и относится к нему с любовью и соответственно к себе это великое дело. И, как известно, иерархия ценностей в разном возрасте будет различная, и одни и те же ценности будут восприниматься по-разному.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

подростков.

Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

Организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основными факторами, влияющими на здоровье человека при работе за

компьютером являются:

1. Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для

опорно-двигательного аппарата и, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.

2. Нефизиологическое положение различных частей тела. Правильную осанку

необходимо выучить «телом», путем его контроля в течение какого-то времени, и потом

она будет поддерживаться уже автоматически. Проще всего встать к ровной стене и

прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок.

3. Длительно повторяющиеся однообразные движения.

4. Световое, электромагнитное и прочие виды излучения

Хочется отметить, что структуру урока и его содержание можно изменять в

зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов

проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение

таких условий:

Разнообразие видов деятельности;

Разнообразие способов и приёмов преподавания;

Работа на компьютере не больше установленного времени;

Доброжелательная обстановка на уроке.

Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с

компьютером более безопасным для здоровья.

Педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России

способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: здоровье - ценность, а ценности не даются даром.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно

только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


Похожие публикации