Дидактическая игра цветик семицветик младшая группа. Цветик-семицветик

Воспитатель:
Сторожилова Татьяна Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка»

ФОТОГРАФИИ РАБОТ

Многофункциональное развивающее дидактическое пособие для дошкольников «Цветик-семицветик»

Краткая аннотация пособия:

Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять уголки в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий я сделала своими руками, его можно использовать на непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Цветик-семицветик»

Конструкция дидактического пособия «Цветик – семицветик » очень проста, она состоит из: игрового поля формата А3, оформленного в виде цветочка с семью лепестками; также к пособию прилагаются наборы цифр, букв, дней недели и наборы тематических карточек; прищепки всех цветов радуги.

Цель : формирование всесторонне развитой личности ребёнка.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 2-7 лет.

Материал может быть использован в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждения.

Алгоритм данного пособия:

Пособие «Цветик-семицветик » направленно для решения комплекса образовательных задач в рамках НОД.

Варианты игр с данным пособием:

Дидактические игры:

  • «7 цветов радуги»
  • «Подбери по цвету»
  • «Слева – справа».

Цель: Закреплять представления детей о цветовом спектре и использование в речи детей качественных прилагательных.

Дидактические игры:

  • «Дни недели»
  • «Определить день недели»
  • «Поставь нужный день недели».

Цель : Закрепить знание детей дней недели, классифицировать их на рабочие и выходные дни, закреплять знание цифр от 1 до 7, развивать речь, память, внимание.

Дидактические игры:

  • «Найди и назови слова на звук М»
  • «Найди звук, с которого начинается слово»
  • «Составь слово по схеме»

Цель : Закреплять правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, упражнять детей в отчётливом произнесении слов, развивать фонематический слух.

Дидактические игры:

  • «Расставь картинки в правильной последовательности»
  • «Найди картинку из другой сказки».

Цель : Формировать умение составлять сказку по серии картинок, закреплять знание детьми сказок. Учить детей последовательно и логично пересказывать сказку. Развивать речь, интонацию, правильное звукопроизношение.

Дидактические игры:

  • «Признаки времён года»
  • «Когда это бывает?»
  • «Найди ошибку»
  • «Что изменилось?»

Цель : Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Дидактические игры:

  • «Дикие животные»
  • «Домашние животные»
  • «Животные красной книги»
  • «Животные тёплых стран»
  • «Животные холодных стран».

Цель : Систематизировать знания детей о животных, уметь классифицировать, закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания, прививать интерес к миру природы.

Дети с большим удовольствием выполняют задания, используя пособие «Цветик-семицветик ». Пособие обогащает тактильные ощущения ребёнка, активизирует и расширяет его словарный запас, способствует развитию коммуникативных знаний и умений. Очень всем рекомендую данное пособие, его изготовление не займёт много времени.

Игровая задача:








«Предметы быта» - В данном разделе представлены предметы быта 19-20 в.в. В музее собраны коллекции самоваров, утюгов. Ткацкий станок находится в рабочем состоянии до сих пор. На данный момент осталась только небольшая часть, остальная была расхищена в конце 80-х г. Следует отметить, все орудия труда находятся в рабочем состоянии.

«Признаки предметов 1 класс» - Составитель: Хапсирокова Жанна Владимировна. Отличительные признаки предметов. Что лишнее? Выбери фигуру,которой можно продолжить каждый ряд. Найди лишнюю геометрическую фигуру. Добавь фигуру. Подбери пару.

«Предмет Технология» - Данный блок называют «Основы профессиональной деятельности». Данный блок называют «Профильная и начальная профессиональная подготовка». Среднее (полное) общее образование Профильное обучение. Сельскохозяйственный труд» - разделы «Растениеводство», «Животноводство». Данный блок называют «Введение в технологию».

«Основные предметы» - География. Литература народов Западная Литература Зарубежная Литература. История. Экономика. Практический Английский язык Орфография Грамматика. Органическая химия Теория Практика. Основные предметы: Русский язык. Геометрия. Русский язык Английский язык География Литература История. История Мира История России История Европы.

«Слова-предметы» - Кто? Слова-предметы мужского рода. Слова - предметы. Слова –предметы среднего рода. Изменение по числам. Единственное число. Один предмет. Много предметов. Слова -предметы. Яблоко. Стол Дом Кошка Пальто Эскимо Рука пони. Столы Дома Кошки Пальто Эскимо Руки пони. Яблоки. Множественное число. Слова-предметы.

«Описание предмета» - Вопросы: В описании выделяют 3 части: Описание. Тренировка лыжников. Цели: Типы речи. Написать сочинение – описание «Мой любимый предмет». Лыжники. Словарик. План. Стили речи. «Подготовка к сочинению «Описание предмета». Лыжные соревнования. Тема урока.

2. Дидактическая игра «Собери «Цветик-Семицветик» и вставь предметы посуды(одежды, игрушки, овощи и т.д)»

Для детей 4 лет. Нужно собрать «Цветик-Семицветик», а затем в ставить в кармашки картинки, на которых изображены:
-предметы посуды (или одежды);
-животные (или птицы);
-игрушки(или овощи);
-фрукты(или цветы) и др.
Дети называют изображенные предметы и слово, их обобщающее, например овощи.
Эту игру можно использовать как заключительную часть занятия или как индивидуальную работу с детьми.

3. Дидактическая игра «Какой? какая? Какое?»

Игра для более старших детей от 5 до 7 лет. Перед началом игры детям (7 человек) раздаются картинки. «Цветик-семицветик» собран. Каждый ребенок сидит напротив лепестка. Воспитатель кладет посреди «Цветика» силуэт банки для компота (для варенья, супницу)

Задания:

— У кого какой компот? Назовите и вставьте картинку в кармашек! (ответы детей зависят от того какие картинки раздал воспитатель: вишневый, яблочный, ананасовый и т.д)
— Кто какое любит варенье? (дети называют: малиновое, клубничное, клюквенное и т.д и вставляют каждый свою картинку в кармашек)
— какой суп сварила мама? (грибной, гороховый, овощной и т.д, дети вставляют в кармашки соответствующие картинка)

4. Дидактическая игра «Времена года»

Для детей 5-7 лет. На середину «Цветика» воспитатель кладет картинку зимы(весны, лета, осени). Детям раздаются карточки-картинки(предметные и сюжетные), относящиеся к тому или иному времени года. Дети должны вставить в кармашки такие картинки, которые относятся к той, что положила воспитатель на середину «Цветика-семицветика»

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК. Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Игровой материал

Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе.

«Кавалерийская» . «Клоуны» . «Болезнь куклы» . «Шествие гномов» Э. Григ. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д.

Дети сидят полукругом.

Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись.

Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

ТРИ ЦВЕТКА. Дидактическая игра на определение характера музыки

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал

Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

    добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная); грустная, жалобная; весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т. д.

1 вариант. Учитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.


2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Учитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

ТРИ МЕДВЕДЯ. Дидактическая игра на развитие чувства ритма.

Цель: формирование чувства ритма детей.

Игровой материал:

Фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, - Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Учитель: Вы помните, ребята, сказку "Три медведя" ? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают) Послушайте, кто первый зашёл в избушку?

Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришёл.

Учитель: Как мишка идёт? (выводит фигурку) Медленно, тяжело. Прохлопаем ритм, как он идёт. Который из трёх медведей пришёл? (Дети отвечают, игра продолжается).

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО. Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента.

Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей.

Игровой материал

Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.

Учитель:

На окне сидела кошка

И мяукала немножко.

А потом прыг на дорожку,

И не стало в доме кошки.

Ну а кто остался дома

И стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж.

Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т. д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.

Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка - колокольчик и т. п.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА. Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.

Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей.

Игровой материал

Фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.

Учитель: Как весело летом! Мы ходили по мягкой траве, загорали, купались. Посмотрите на поляну: девочка собирает цветы и поёт.

Василёк, василёк,

Мой любимый цветок.

Вызванный ребёнок выкладывает цветочками на фланелеграфе попевку.

Все дети отхлопывают её и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре уч

ТЕРЕМОК. Дидактическая игра на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз.

Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал

Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Учитель:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, и высок.

По ступенькам мы идём, все идём.

Свою песенку поём, да поём.

Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

Похожие публикации