Как воспитывать балованных детей. Избалованный ребенок или как баловать детей правильно 5 избалованных детей

Каждый любящий родитель стремится вложить в развитие и воспитание своего ребёнка максимум стараний и усилий, отдавая ему всё самое лучшее.

Однако иногда такие сверхстарания приводят к прямо противоположному результату, и малыш становится избалованным.

Тогда перед мамами и папами встаёт непростой вопрос - как перевоспитать избалованного ребёнка.

Существует ряд признаков, по которым можно понять, избалован ребёнок или нет. Рассмотрим типичные «симптомы» подобного поведения:

  • «Центр мира» - малыш не учитывает потребности и желания других членов семьи (или ближайшего окружения), а ставит в приоритет свои собственные. В его поведении главенствует мотив «хочу» и других вариантов он не признаёт. Как утверждают психологи, слово «взять» не должно становиться его единственной функцией. Ребёнку необходимо учиться делиться или обмениваться чем-то либо со сверстниками, либо со старшими.
  • Игнорирование правильного поведения - такие дети не различают границы между «можно» и «нельзя». Допустим, играя с другими ребятами, они могут проявлять жестокость по отношению к менее слабым из них, или просто не соблюдать установленные правила приличия в общении со взрослыми.
  • Награждение за плохое поведение - ребёнок часто капризничает дома и в общественных местах: устраивает истерики, плачет, требуя своего. Родители же, в свою очередь, не выдерживают очередную порцию криков и дают ему то, что он просит. Но психологи категорически не советуют этого делать.
  • Чёткие границы поведения - чтобы не воспитать малыша грубым и безответственным, необходимо установить конкретные принципы хорошего поведения. Иначе ребёнок будет стремиться получить желаемое любыми способами.
  • Манипуляция - такие дети хотят управлять своими родителями и другими взрослыми, чтобы получить от них то, что им требуется. Например, в магазине малыш начнёт плакать и кричать, если мама не купит ему понравившуюся игрушку. Естественно, ребёнок знает, что маме будет при этом неловко в окружении других людей, и она выполнит его просьбу.
  • Игнорирование отказа - избалованное чадо обычно не реагирует ни на уговоры, ни на угрозы со стороны родителей. А то и вовсе делает всё наоборот, показывая свою власть перед ними.
  • Случайные подарки - родители часто потакают своему ребёнку, покупая ему в очередной раз необоснованный презент. Например, надоела недавно купленная машинка - в замен сразу же дарится новая. Малыш обиделся, – надо утешить его страдания новым приобретением чтобы отвлечь от плохого настроения.
  • Пропадает желание помогать - дети ленятся, отказывают в помощи своим родителям (не хотят убирать игрушки, как-либо трудиться) и проявляют безответственность.
  • Неуважение к старшим - такой ребёнок часто перебивает взрослых во время разговора, не дослушивает сказанное. Может в ответ выражаться ругательными словами.

Зачастую, именно из таких детей вырастают потенциально опасные для общества люди - преступники и анархисты. Поэтому, родителям необходимо уделять больше времени на объяснение правил поведения.

Причины детской избалованности

Родители, воспитывающие избалованного ребёнка, могут недоумевать - что они сделали не так, в чём их ошибка.

Причины детской избалованности часто следующие:

  1. Излишняя родительская опека - такого ребёнка растят в атмосфере вседозволенности, исполняя каждый его каприз. Дитя постоянно хвалят, не ругают за проступки, задаривают игрушками и сладостями. В итоге, такой «залюбленный» ребёнок может возомнить себя Пупом Земли.
  2. Родители не контролируют малыша (или делают это не достаточно) - ребёнок предоставлен самому себе, никому не подчиняется, не считается с мнением других, в нём преобладают эгоистические мотивы. В будущем, он может начать проявлять агрессию по отношению к окружающим людям.
  3. Ребёнка учат по двойным стандартам, то есть мама считает приемлемым в воспитании что-то одно, а папа - другое. Малыш замечает эти разногласия в семье и может использовать в своих целях, манипулируя обоими.
  4. Ребёнку не уделяют должного внимания - родители восполняют дефицит любви и заботы покупкой дорогих подарков, исполнением всех его прихотей. В результате чего, дитя вырастает избалованным, считающим себя важнее других.

В воспитании малыша, родителям необходимо сохранять баланс между строгостью и мягкостью, заботой и безразличием, контролем и вседозволенностью, – не допуская перегибов в том или ином направлении.

Каким вырастет избалованный ребёнок?

Казалось бы, что плохого в том, чтобы побыть ребёнку немного избалованным. Опасность кроется в будущем самого ребёнка - когда он станет взрослым.

Ведь как известно, характер малыша формируется до пятилетнего возраста. Поэтому, каким его воспитаешь, таким ему и придётся идти во взрослую жизнь (начиная хотя бы со школьной скамьи).

Попробуем представить, какими чертами может обладать избалованный ребёнок, спустя много лет и в чём заключается опасность:
  • У избалованного ребёнка (а ныне взрослого) сложный характер и, как следствие, трудности в общении, отсутствие коммуникабельности в рабочем коллективе, одиночество.
  • Лень и нежелание трудиться, неспособность обеспечивать себя и свою семью (особенно, касается мальчиков).
  • Такие люди редко создают семьи, а если им это и удаётся, то ненадолго. Едва ли кто-то захочет и сможет терпеть характер и выходки избалованного уже взрослого человека.
  • Избалованные дети часто вырастают самовлюблёнными нарциссами, которые считают себя самыми красивыми и умными. Для них собственные потребности и желания («хочу»), по-прежнему на первом месте.

Ребёнку необходимо объяснить, что другие люди так же имеют личные желания, потребности и собственное мнение, к которому следует проявлять уважение. Это нужно повторять малышу до тех пор, пока он окончательно не изменит тактику поведения.

Рассмотрим несколько полезных советов психологов и педагогов, к которым стоит прислушаться при воспитании ребёнка:

  1. Во всех ситуациях необходимо сохранять спокойствие, т.е. не кричать, не повышать голос - ребёнок, зачастую, просто игнорирует такое поведение.
  2. Не нужно впадать в крайности - проще договориться со своим ребёнком, но при этом не идти у него на поводу.
  3. Если малыш капризничает, выпрашивая какую-то вещь, не стоит спешить удовлетворять его желание. Лучше сделать это в ответ на примерное поведение.
  4. Все поступки взрослого, должны быть последовательны - если сегодня что-то не разрешается, а завтра настроение переменилось, и запрет стал – доступным, от такого великодушия и нестабильного поведения воспитателя, – никаких положительных результатов ждать не стоит.
  5. Учиться отказывать ребёнку в его капризах и желаниях, не реагировать на истерики, – тогда он поймёт, что не может больше манипулировать родителями и возможно изменит свое поведение.
  6. Привлекать ребёнка к выполнению каких-то домашних дел, поручить ему 2-3 обязанности (лучше всего, которые он выберет самостоятельно). Например, если дома имеется четвероногий питомец (кошка, собака и др.), пусть ухаживает за ним, кормит, выводит на прогулку, следит за лотком и пр.
  7. Прививание толерантности. Учить ребёнка делиться чем-либо (конфетами, игрушками) с другими детьми. Пусть малыш начнёт осваивать благотворительность в скромных масштабах (накормить бездомное животное, уступил бабушке место в общественном транспорте, угостить друга мороженым и т.д.). При таком подходе, внимание ребёнка будет плавно переключаться с центра «Я» на других живых существ, и со временем это поможет избавиться от чувства «Я - центр мира» и избалованности. Только не нужно в этом деле «перегибать палку».
  8. Развитие кругозора. Надо стараться общаться с ребёнком на разные темы, посещать различные места отдыха, читать хорошие книжки, проводить как можно больше времени совместно.
  9. Найти какое-то увлекательное занятие, записаться в развивающий кружок (разумеется, учитывая интересы не родителя, а ребенка).

Заниматься воспитанием и перевоспитанием надо как можно раньше. При первых признаках избалованности, надо начинать «терапию» по избавлению малыша от вредных привычек.

Никто из родителей не мечтает о капризном и избалованном ребёнке, учитывая его возможный портрет в будущем.

Поэтому, если ребенок ведёт себя именно так, как было описано в данной статье, необходимо избрать какую-то тактику общения с ним, используя выше предложенные советы. Ведь пока у ребёнка только формируется характер, можно многое изменить в его поведении и отношении к окружающим.

Видео на тему

Воспитание детей может быть очень сложным процессом. Некоторые дети все время капризничают и не слушаются, другие же могут проявлять свой нрав только изредка. Не забывайте, что когда вы имеете дело с непослушным ребенком, вы должны признать, что вас беспокоит именно само поведение, а не ребенок. Предпринимайте меры, которые помогут определить границы дозволенного, бороться с истериками, справиться с плохим поведением и укрепить хорошую модель поведения, и тогда вы в кратчайшие сроки сможете воспитать послушного ребенка. Если вы заботитесь о чужих детях, можно предпринять шаги, с помощью которых вы научите их правильно себя вести, не подрывая авторитет их родителей.

Шаги

Часть 1

Наладьте систему

    Разработайте ряд правил. Он должен быть написан с учетом возраста вашего ребенка. Младшим детям будут нужны более простые и понятные правила, в то время как старшие могут понимать и более сложные правила, которые можно менять в зависимости от ситуации. В списке следует выделить те правила, которые направлены на устранение капризного поведения, которое демонстрируют ваши дети.

    • Например, если ваш ребенок ведет себя агрессивно, когда не получает желаемого, и, если он может ударить вас или кого-то другого, вы должны разработать правило, которое строго запрещает такое поведение.
    • Список правил должен включать все процедуры, которые ребенок должен делать каждый день. Правила также должны зависеть от его возраста. Список может включать в себя чистку зубов, умывание и расчесывание по утрам, заправку постели, уборку игрушек и так далее.
    • Сядьте и обсудите этот список правил со своим ребенком, чтобы он знал, что вы от него ожидаете.
  1. Для каждого правила придумайте последствия его невыполнения. У вас должны быть не только четкие правила, которые ваш ребенок сможет понять, и которым он будет следовать, вы также должны объяснить, что будет, если одно из правил нарушается. Если нарушается очень важное правило (например, ребенок бьет вас), то последствия должны быть более суровыми по сравнению с нарушением менее приоритетного (например, если он не заправит постель утром).

    Займите ребенка чем-нибудь. Скучающие дети всегда найдут способы развлечь себя. И хотя в том, что дети сами придумывают себе развлечения, нет ничего плохого, иногда они могут осознанно вести себя неподобающе.

    • Например, если ваш ребенок проведет весь день дома, постарайтесь запланировать различные виды деятельности. Отведите час на раскрашивание, пока вы занимаетесь своими делами. Поиграйте вместе с ним некоторое время, попросите его помочь приготовить обед или предложите пойти на улицу и порисовать пальцами. Было бы неплохо давать ребенку время на самостоятельные игры, но важно также проводить время, играя вместе и развивая ваши отношения.
  2. Составьте расписание. В дополнение к заданиям, которые вы даете ребенку, у вас должен также быть режим, которого вы будете придерживаться каждый день, особенно если ваш ребенок еще не учится в школе. Так ребенок будет знать, что и на когда у него запланировано, и это, в свою очередь, уменьшит скуку или разочарование.

    • Например, укладывайте его спать в одно и то же время каждый день. Старайтесь также быть последовательными. Сделайте так, чтобы ребенок принимал ванну в одно и то же время. Например, пусть он делает это перед сном, это будет сигналом к тому, что уже пора расслабиться.
  3. Учитывайте возраст ребенка. По мере его взросления вам придется переосмыслить правила и последствия, связанные с их нарушениями. Поэтому важно помнить, что дети младшего возраста не в состоянии понять сложные правила с разными нестандартными решениями, в то время как детям постарше можно давать немного больше возможностей контролировать ситуацию.

    • Дети от 0 до 2 лет не смогут понимать и следовать вашим правилам. Вместо этого, если вы хотите, чтобы какие-то вещи ребенок не трогал, лучше спрятать их где-нибудь повыше вне зоны его досягаемости. Если он все-таки делает то, чего вы не хотите, мягко, но уверенно скажите ребенку «нет» и отвлеките его на какой-нибудь другой вид деятельности. Можно делать перерывы на несколько минут и объяснять, что определенные действия (например, укус или удар) будут иметь негативные последствия. Перерывы более нескольких минут не будут эффективными для детей такого возраста.
    • Дети в возрасте от 3 и 5 лет в состоянии понять связь между тем, что они делают и последствиями, которые следуют за их поступками. Если ребенок себя плохо ведет, сначала обязательно объясните ему, почему он так делать не должен, прежде чем объяснить последствия такого поведения. Объясните, что именно он сделал неправильно, и объясните, что произойдет, если он повторит это опять. Если ребенок сделает это еще раз, напомните, что вы об этом уже говорили, и примените наказание.
    • В возрасте от 6 до 8 лет перерывы – это хороший способ введения дисциплины. Сделайте запланированный перерыв, во время которого ребенок не будет отвлекаться на, например, телевизор, компьютер и так далее, так как ему нужно подумать о том, что он сделал. Опять же, помните, не надо доходить до крайностей. Перерыва в 6-8 минут должно быть достаточно. Если ребенок устраивает истерику, скажите ему, что перерыв не закончится до тех пор, пока он не успокоится.
    • Начиная с возраста от 9 до 12 лет, в дополнение к общепринятому порядку можно приступить к использованию естественных наказаний, например, можно использовать домашний арест на неделю в случае нарушения правил. Например, если ваш ребенок не сделал домашнее задание до того, как лег спать, то прежде чем наказывать, вы должны дать ему возможность самому понять, что ждет его в школе, если он придет туда с невыполненным домашним заданием. Начиная с этого возраста, дети должны сами начинать понимать, что происходит, когда они не делают того, что от них требуется.
    • Если ваш ребенок – подросток, вы должны установить правила так, чтобы у ребенка была возможность самоконтроля и независимость, но в пределах разумного. Если правило нарушается, за этим обязательно должны последовать последствия, но, как и прежде, очень важно объяснить ребенку, почему так важно придерживаться правил. Например, если он приходит домой позже установленного вами времени без предупреждения, объясните, почему это так тревожит вас.
  4. Не кричите на него. Когда ребенок устраивает истерику, и вы расстроены его поведением, у вас может появиться желание накричать на него. Однако крик вряд ли поможет в такой ситуации, и, скорее всего, он только увеличит уровень стресса у вас, и у вашего ребенка.

    • Вместо этого говорите размеренным и спокойным голосом. Если вы чувствуете, что хотите накричать, лучше вообще промолчите. Если вы теряете самообладание, постарайтесь отвлечься от ситуации на несколько минут при условии, что ваш ребенок за это время не причинит себе вреда.
  5. Устраните вещь, которая вызвала истерику. Когда ребенок успокоится, удалите объект, который ее вызвал, и постарайтесь сосредоточить внимание ребенка на чем-то тихом и спокойном.

    • Например, если ваш ребенок расстроился из-за того, что он хотел шоколадку, заберите его из этого отдела, пусть он полистает журнальчик, пока вы закончите с покупками.
  6. Напомните ребенку, что вы любите его. Скажите ему, что хоть вам и не нравится его поведение, вы все равно его любите, и будете любить всегда. Для ребенка важно понимать, что ваша любовь безусловна и не зависит от его хорошего поведения.

    • Например, можете сказать: «Та истерика – это плохо, я надеюсь, ты понимаешь, что мне не нравится, когда ты орешь и кричишь, но я тебя очень сильно люблю, даже, когда ты так себя ведешь». Ни в коем случае не говорите что-то вроде: «Ты очень плохой ребенок. Иногда мне очень трудно любить тебя, когда ты ведешь себя так!»

Часть 3

Справляйтесь с плохим поведением
  1. Расскажите ребенку о своих пожеланиях относительно его действий. Если ваш ребенок ведет себя плохо или делает то, что вы бы не хотели, чтобы он делал, недостаточно просто сказать: «Прекрати!». Вместо этого скажите, что бы вы желали, чтобы он делал, и какая награда его ожидает за правильное поведение.

    • К примеру, если ребенок накричал на своего младшего брата или сестру, скажите: «Помни, у нас есть правило о крике. Если она чем-то тебя расстраивает, лучше уйди от нее, вместо того чтобы кричать. Когда я увижу, что ты так сделал, я возьму тебя на тот фильм, который ты так хотел посмотреть».
    • Дайте ребенку шанс рассказать вам, что у него на уме. Например, можно спросить: «Что такого делает твоя сестра, что ты хочешь на нее кричать?» Такая беседа даст ребенку ощущение, что его пытаются понять и признают, что он расстроен, а не просто хотят перенаправить его поведение в другое русло.
  2. Напомните ребенку о правилах. Если он делает что-то против правил, напомните о правилах и последствиях их невыполнения. Объясните, что, если он будет продолжать нарушать правила поведения, вы будете вынуждены предпринять соответствующие меры.

    • На этом этапе можно дать им возможность выбирать. Объясните ребенку, что он может либо прекратить плохо себя вести, и тогда ему не придется прочувствовать на себе последствия нарушения правил, или он может продолжать вести себя так и дальше, но тогда и последствий не избежать.
  3. Не сходите с пути. Иногда применение наказаний за нарушения правил может быть проблемой. Однако если ребенок нарушил правило, очень важно, чтобы вы делали то, что обещали, и делали это своевременно. В противном случае ребенок поймет, что вы сами не придерживаетесь правил, так почему тогда он должен это делать?

    • Если по каким-то причинам вы не можете сразу ввести наказание, объясните ребенку, что вы обязательно сделаете то, что обещали, но это будет позже. Объясните причину задержки, чтобы он понимал, почему он не наказан за плохое поведение сейчас.
  4. Будьте последовательны. Это может утомлять, потому что вам, скорее всего, придется несколько раз сталкиваться с одним и тем же поведением, но зато так ваш ребенок поймет, что его ждут последствия каждый раз, когда он нарушит правило. Обязательно объясняйте ему, в чем заключается суть правила, как ребенок его нарушил, и какие последствия его ждут.

Часть 4

Поощряйте хорошее поведение

    Попросите ребенка помочь вам придумать награду за его хорошее поведение. Можно сесть с ним и записать несколько вещей, которые он хотел бы сделать, блюда, которые он хотел бы съесть, и места, которые он хотел бы посетить за его хорошее поведение. Он расскажет, чего действительно хочет, а вы уже сможете расставить приоритеты.

    • Когда ваш ребенок делает что-то действительно потрясающее, вы можете выбрать для него самую лучшую награду. Например, если его учитель сообщает, что ребенок весь месяц очень хорошо вел себя в школе, можно порадовать его и сводить в зоопарк (если он очень хотел туда попасть). Можно выбрать что-то другое, чтобы вознаградить ребенка за хорошее поведение, если ребенок делает что-то без напоминаний (например, сам заправляет кровать каждый день в течение недели).
  1. Хвалите ребенка. Если вы заметили, что ваш ребенок особенно хорошо ведет себя, скажите ему об этом. Поблагодарите его за хорошее поведение и обнимите. Порадуйте его чем-нибудь из списка вознаграждений.

    • Если вы не будете вознаграждать ребенка за его хорошее поведение, пока он вам об этом не напомнит, ребенок может подумать, что вы и вовсе не обращаете на него внимание.
  2. Проводите с ним время. Большинству детей действительно нравится делать что-либо вместе с родителями и воспитателями. Если ваш ребенок ведет себя хорошо, покажите ему, что вы цените его, занимаясь с ним общим делом. Позволяйте ему брать на себя больше ответственности в заданиях. Это покажет ребенку, что вы заметили его хорошее поведение, и таким образом награждаете его.

    • Например, если ваш ребенок ведет себя очень хорошо, попросите его пойти с вами в сад и посадить вместе цветы. Предложите ему взять на себя немного ответственности (в пределах разумного). Пусть сам выберет, где посадить цветы, пусть сам бросит семена в ямки и засыплет их.

Часть 5

Забота о чужих детях
  1. Обсудите дисциплину ребенка с его родителями. Важно обсуждать с родителями ребенка, который нарушает правила, необходимость дисциплины. Спросите их, как они работают над этой проблемой, и чего они ожидают от вас, когда дело доходит до заботы о ребенке и его наказания в случае несоблюдения правил.

    • Важно обсудить эти детали с родителями, чтобы не было никаких недоразумений. В противном случае вы можете использовать не те методы, что и родители. Это не только вызовет растерянность и стресс у ребенка, но также может стать причиной возникновения напряжения в ваших отношениях с родителями.
  2. Установите правила. Вероятнее всего, ваши правила будут такими же, что и у родителей ребенка. Однако можно попросить родителей включить в их список один или два новых правила, которые относятся конкретно к тому, как ребенок должен себя вести в вашем присутствии.

    • Например, можно включить правило, которое прямо говорит – когда вы заботитесь о ребенке, вы – руководитель, и ребенок должен делать все то, что вы говорите.
    • Хорошей идеей будет также сесть с ребенком (если он достаточно взрослый, чтобы все понять) и его родителями, дабы пройтись по всем правилам (включая все новые правила). Это поможет ребенку понять, какие из них применяются в вашем присутствии, и пусть он знает, что вы также хорошо осведомлены о всех правилах.
  3. Будьте последовательны. Это, пожалуй, самая важная вещь, о которой не стоит забывать. Иногда проще простого позволить ребенку делать то, что он хочет. Вместе с тем, важно также соблюдать все правила и применять наказания в случае их нарушения.

    • Это важно, поскольку если ребенок поймет, что вы не придерживаетесь четких правил, то он, скорее всего, будет плохо себя вести в вашем присутствии. Кроме того, также вероятно, что ребенок начнет ставить под сомнение авторитет родителей.
  4. Вносите свои предложения родителям. Если вы поняли, что какие-то правила не работают, или если у вас есть предложения по новым правилам, которые могли бы помочь исправить поведение непослушного ребенка, скажите об этом родителям. При этом будьте вежливы. Не говорите им: «Вы поступаете так-то и так-то, это глупо. Это не работает, вы должны делать это и это». Вместо этого, если вы нашли правило, которое не работает, и вы хотите предложить новую идею, скажите: «Я работаю над тем, чтобы [вставьте имя ребенка] не нарушал это правило, но у него, кажется, возникают с этим проблемы. Что вы думаете о том, чтобы опробовать новый подход...?»

    • У родителей не должно сложиться впечатление, будто вы пытаетесь их оскорбить. Вам просто нужно показать, что вы готовы помочь, и заинтересованы в улучшении их методов, но без подрыва их авторитета.
  5. Держите родителей в курсе событий. Когда вы закончите со своей работой, кратко побеседуйте с родителями о том, как ребенок себя ведет, и требуются ли какие-то дисциплинарные меры.

    • Это поможет родителям понять, что работает, а что нет, а вы, в свою очередь, сможете предложить им какие-то свои идеи.
  6. Избегайте насилия. Так же, как нельзя бить своих детей для достижения дисциплины, так и ни в коем случае нельзя применять физическое насилие для воспитания ребенка, о котором вы заботитесь.

  • Не будьте слишком строги к себе. Воспитание – это одна из самых сложных вещей. Иногда у вас может появляться ощущение, что вы, как воспитатель, потерпели неудачу, потому что ваш ребенок ведет себя плохо, но помните – дети плохо себя ведут для того, чтобы найти границы допустимого и понять, что произойдет после их проделок. Сделайте перерыв и помните, что вы должны пройти через это вместе.

Предупреждения

  • Если вы чувствуете, что вы вот-вот потеряете самообладание в ситуации, связанной с ребенком, уйдите и дайте себе возможность остыть. Вы можете потерять контроль над собой и сказать то, о чем потом пожалеете. Если вы беспокоитесь о чем-то, попросите своего надежного друга приехать на некоторое время и присмотреть за ребенком, пока не разберетесь с проблемой.

И проявлять другие признаки самостоятельности - и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют - и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит - но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от "суровой действительности", мы действуем из лучших побуждений. Но человек - существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана - это приводит к личностным деформациям.

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, - им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их "домашние" сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К "золотым" детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха - это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч - водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: "А сегодня мы будем заваривать чай?".

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. "Как зовут его няню?" - интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: "Так не бывает! У всех есть няни!".

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: "Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?". Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

"Золотые дети" не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, "хулиган, бездельник, троечник", вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в "случайной удаче" или "счастливой судьбе", а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей - от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что "социально компетентные" дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или "строить козни", но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе - отвоевывать себе "место под солнцем", во дворе - выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире "золотого гетто" такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения - со "всемогущими" родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других - ведь их этому не учили, - и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы - иногда по пять-десять раз за все время обучения - это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия "взрослый - ребенок" предполагает своего рода "вертикаль власти", уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: "Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен..." Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие "взрослый" - оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства "вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду..." Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.


Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь "один из многих", это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций - он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком - для всех он был просто "мальчик из России, которому надо подтянуть английский". Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы,

Все родители однажды начинают беспокоиться о том, не избаловали ли они ненароком своего ребенка. Определить это легко – нужно просто понаблюдать за его поведением и реакциями на обстоятельства. Все же каждому из нас хочется стать идеальным родителем для своего чада, вырастить его культурным, образованным человеком, адаптированным к жизни в современном обществе. К сожалению, такая идиллическая картина возможна только в кино. В жизни же даже самые чуткие родители не в силах учесть развитие всех событий. Каждый из нас глубоко индивидуален, так что остается только указывать детям путь к тому, как правильно себя вести и реагировать на конкретные жизненные ситуации.

Сегодня я бы хотела обсудить с вами насущную для многих родителей проблему – как перевоспитать избалованного ребенка, выяснить признаки и причины избалованности, а также в этой статье я дам вам полезные советы, которые помогут контролировать этот вопрос.

На изучение данной темы меня подтолкнул случай, который произошел после возвращения моей старшей дочки с моря, где она провела месяц со своими бабушкой и дедушкой. Все бы ничего, вот только она приехала домой совершенно другим человеком. Дочь стала вечно недовольной, она капризничает, что-то требует, причем со скандалами и , которые меня очень насторожили. Первое время я списывала изменения в ее поведении на обычную усталость после долгой дороги. Ведь несколько дней в автомобиле могут утомить даже взрослого, а мы говорим о ребенке. Вот только дни шли, но ничего не менялось.

Самостоятельно я не смогла найти ответы на возникшие вопросы, поэтому решила почитать статьи и книги. В результате я все-таки определила для себя четкие признаки избалованного ребенка. Сейчас я поделюсь ими с вами.

Признаки избалованного ребенка

На прогулках родители часто наблюдают такие картины: дети манипулируют своими мамами и папами, закатывают громкие истерики, эмоционально , все это с криками, слезами, а некоторые малыши даже падают на пол и колотят по нему кулаками. Может, это прозвучит эгоистично, но меня такие сцены всегда забавляли. Я начинала гордиться своими детьми, потому что они-то себе такого не позволяют. Напротив, они очень вежливы и спокойны в общественных местах. Если мои дети и захотят что-то, а я замечу надвигающуюся «грозу», я довольно быстро их успокою.

Однако именно с этой проблемой мне пришлось столкнуться в первые дни после отпуска дочери. Такие сцены происходили с нами, а дочка еще и стала огрызаться. Я поняла: ребенок избалован, поэтому его нужно срочно перевоспитывать.

Признаки избалованности детей разные, нужно учитывать, что они зависят от возраста ребенка. То, что приемлемо для 3-летних, недопустимо для первоклашек. Поэтому, заметив один или несколько из признаков избалованности (которые ниже), постарайтесь адекватно оценить поведение своего чада. Если можете, привлеките знакомых, друзей, чтобы они высказали свою точку зрения со стороны. Это поможет составить более полную картину и оценить, насколько проблема запущена.

Итак, по каким же признакам можно понять, что ребенок избалован?

Закатывает истерики

Все родители сталкиваются с детскими истериками. У каждого ребенка свой характер, но совсем маленький малыш только таким способом может выразить эмоции и показать то, что он чувствует. Если же проблема становится глобальной, ребенок устраивает , в общественном транспорте, в гостях, из-за мелочей, не зная меру, а ему уже больше 4 лет, это можно смело называть детской истерикой.

Постоянное раздражение

Даже новые игрушки или конфеты не способны надолго изменить настроение ребёнка. Ему хочется больше, больше и больше. И желательно то, что он только что видел у кого-нибудь другого. Ага, это всё верный признак зарождающейся зависти.

Не имеет базовых навыков и в целом несамостоятельный

В каждом возрасте ребенок должен иметь определенные навыки и уметь совершать некие действия. Так, в 4 года естественно есть ложкой без помощи взрослых, самостоятельно надевать майку и штаны. Если же первоклассник не имеет представления, куда убрать свои игрушки, как складывать одежду, а взрослые вынуждены постоянно напоминать ему о необходимости чистить зубы, это уже неприемлемо. Старайтесь на каждом этапе развития чада вкладывать в него новые знания и формировать привычки, направленные на самообслуживание, развитие самодисциплины. Чаще всего именно слабое развитие в этих областях отличает избалованного ребенка от воспитанного.

Манипулирует

Это еще один верный признак того, что ребенок разбалован. Он может прибегать к самым изощренным способам, чтобы добиться желаемого. В ход идет , попытки ставить родителей в неловкое положение, демонстративное поведение – малыш специально начинает плакать, кричать, громко истерить. Повзрослевшие дети прибегают к откровенному шантажу.

Слишком часто привлекает к себе внимание других

Сами вы в принципе можете как угодно потакать капризам своего ребёнка. Но вот окружающие люди терпеть это ну никак не обязаны. И довод «Он же ребёнок!» не работает. Это не «он ребёнок», а «вы его разбаловали».

Жадный

Этот признак, как и все остальные, зависит от возраста. Для ребенка 3-4 лет жадность – нормальное качество, еще не сформировано понимание своего и чужого. Если же вырисовывается явная проблема, когда малышу жалко угостить близких даже одной маленькой конфеткой, хотя их у него целый мешок, пора задуматься о причинах такого поведения. Вполне вероятно, что все дело в избалованности.

Постоянно недоволен

То, что ребенок проявляет недовольство во всем, стало у нас одной из главных проблем после отпуска. Это проявлялось практически во всем. Не так приготовили кашу, не тот поставили стул, не ту купили игрушку, не ту дали зубную пасту. Претензиям и капризам просто не было конца. Чтобы я ни предлагала дочке, ее все не устраивало. Мое терпение было уже на исходе, а в конечном итоге я поняла, что такое поведение очень далеко от идеального. Невозможность прийти к компромиссу – огромная проблема, из-за которой портятся отношения и возникает ощущение безысходность. Не упускайте из виду этот признак.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Огрызается

Если малыш стал хамить и огрызаться, это означает, что вы перестали быть для него авторитетом. Он начал думать, что достоин большего, а родительское мнение не так уж важно. Пресекайте любые возможности хамить вам и вообще любому человеку. Невоспитанные дети демонстрируют неуважение к старшим и общаются с ними на равных, а это уже совсем не детские запросы.

Не слушается

Этот признак избалованности самый неоднозначный из всех возможных. Дети от природы непослушны – это обусловлено их возрастом и развитием. Они просто еще не всегда могут понять истинное положение вещей. Да и нельзя ведь выдрессировать малыша, как животное, чтобы он исполнял каждое желание взрослого. Так что для детей естественно не слушаться взрослых, но и здесь должна быть мера. «Не лезь к плите, она горячая, поэтому будет больно» и «идем домой, завтра еще поиграешь с детьми в песочнице» — это совершенно разные вещи. Во втором случае, если ребенок не слушается, вполне возможно, он просто пытается продлить веселье. В первой же ситуации неповиновение родителям не сулит ничего хорошего.

Не хочет помогать

С определенного возраста у ребенка уже должны быть свои обязанности в семье. Важно, учитывая возможности чада, приучать его помогать близким, быть отзывчивым. Если ребенок совсем ничего не хочет делать, не убирает игрушки, не заправляет кровать, отказывается помыть тарелку за собой, необходимо объяснить ему правила поведения. , безразличие ко всему окружающему, — верные признаки избалованности. Недаром говорят, что труд облагораживает.

Читаем также:

Неспособность играть самостоятельно

Может быть двух видов. Первая — когда ребёнку просто лень придумывать что-то для себя и ему нужно, чтобы его «развлекали». Вторая — когда ему просто нужно постоянное внимание и одобрение. Оба варианта признак того, что он разбалован.

Безответственный

Не только взрослый человек, но и более-менее старший ребенок обязан нести ответственность за собственные поступки. У него должно быть четкое понимание, что, если он сейчас разбрасывает игрушки, то потом ему же их и убирать. Если вымажет белую майку, то пойдет испачканным, поэтому его смогут назвать неряхой. Главное – разговаривать с ребенком, объяснять все до мелочей, показывать причинно-следственную связь, чтобы он осознанно совершал поступки и понимал, к чему они могут привести.

Непонимание слова «нельзя»

Пожалуй, самый верный признак избалованности. Более того, на каждое « » такие дети реагируют истериками, криками и прочими не слишком приятными эмоциональными проявлениями.

«Бартерные отношения»

Избалованные дети ничего не станут делать просто так — только взамен на что-то, нужное лично им. Помочь по дому? Только в обмен на игрушку. Не устраивать истерику в магазине — только если ему купят то, что он хочет.

Вам бывает стыдно за своего ребенка

Если вам часто бывает стыдно за своего ребенка, если он своим поведением ставит вас в неловкое положение и расстраивает, если вы заметили хотя бы один признак избалованности, нужно всерьез задуматься о ее причинах.

5 истерик избалованных детей, снятых на камеру

Почему ребенок становится избалованным — основные причины

  • Чаще всего избалованным становится единственный ребенок в семье. Если есть братья или сестры, это дисциплинирует и усмиряет пыл. Внимание мамы, папы, бабушек и дедушек разделяется между всеми детьми – за исключением тех редких семей, в которых есть любимчики;
  • Если у пары долго не получалось родить малыша, но наконец-то это случилось, он становится долгожданным. Ему уделяют очень много внимания, его чрезмерно опекают, хотя он может быть не первым и не единственным ребенком в семье;
  • Корни избалованности могут крыться и в разнице в воспитании. Мама и папа должны придерживаться одинаковых взглядов на этот счет. Еще стоит обсудить с бабушками и дедушками правила общения с малышом, чтобы избежать разногласий;
  • Отсутствие контроля и правил при воспитании. Есть система воспитания детей, в которой ребенку предоставляют свободу действий и выбора. С другой стороны, вседозволенность, особенно в младшем возрасте, предоставление малыша самому себе, оставление его наедине с его проблемами и переживаниями, не сулит ничего хорошего. Мама и папа должны участвовать в жизни своего чада и направлять его на правильный путь, пока он не повзрослеет. Нужно позволять учиться на своих ошибках, но не более. Ребенок должен понимать, что есть слово «надо»;
  • Недостаток внимания. Порой родители по определенным причинам недодают своему чаду любви и заботы. Одним мешает работа, занятость, у других просто нет желания заниматься с малышом, поскольку находятся более интересные занятия. Чтобы компенсировать недостаток внимания, родители позволяют своему ребенку больше, чем нужно, дарят ему множество подарков. При этом малыша поручают няне, которая воспитывает его уже по своим принципам, а разбалованность ребенка ее мало заботит.


Какое будущее ждет человека, которого избаловали в детстве

Психологи убеждены, что избалованные дети, вырастая, не могут полностью адаптироваться к внешнему миру, существующим в обществе нормам и правилам поведения. Если ребенок растет под крылышком родителей, которые защищают его, отстаивают его интересы, то во взрослой жизни всего этого уже не будет. Мир жесток, и никто не станет потакать его капризам, желаниям и требованиям. Человека будет очень легко оскорбить и обидеть, а он сам станет принимать все сказанное ему слишком близко к сердцу. Мир для него будет непонятным, жестоким и враждебным.

Данное родителями воспитание не сможет огородить этого человека от реалий, а это повлияет на его эмоциональное состояние. Как выяснилось, разбалованные дети, вырастая, обладают низкой стрессоустойчивостью, чаще сталкиваются с психологическими проблемами, депрессиями, самокопаниями, комплексами. Еще они позволяют себе лишнее без учета текущих возможностей – это касается и денег, и здоровья, и других сфер жизни.

Однако результаты других исследований показывают, что некоторые из избалованных детей во взрослой жизни становились довольно успешными. Причем их успех не зависел от финансового благополучия родителей либо других родственников. Они всего добивались самостоятельно. Все это объясняется непоколебимой уверенностью в себе, родительской поддержкой, отсутствием страха перед неопределенностью. Такими качествами обладают малыши, находящиеся под покровительством обожающих их родителей. Однако к этим исследованиям можно отнестись и довольно скептически. Можно воспитать уверенного в себе человека с любовью и поддержкой, но одновременно давать ему знания о реальной жизни, а не баловать по поводу и без.


Наконец-то мы можем ответить на главный вопрос этой статьи. Важно следовать всем рекомендациям и действовать комплексно, и постарайтесь делать все плавно и постепенно. Отнеситесь к этому делу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешены и справедливы, спокойны и терпеливы, не кричите на ребенка. Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня).

  • Излагайте свои мысли и просьбы четко и ясно, понятным ребенку языком. Это должны быть именно просьбы, ни в коем случае не приказы. Аргументируйте свое решение, пусть оно и не нравится. В вашей речи должна чувствоваться твердость и непреклонность. Дайте малышу понять, что ваше решение окончательное и больше не подлежит обсуждению;
  • Дисциплинируйте ребенка. Составьте примерный распорядок дня, расписав время для подъема, принятия пищи, занятий, прогулок, развлечений и отбоя. Следуйте режиму ежедневно и поговорите об этом с ребенком. Поясните ему, какую пользу он получит, если станет соблюдать распорядок дня. Если он будет возражать, проявите твердость;
  • Будьте последовательны в своих действиях и поступках. Если дали обещание ребенку, обязательно его выполните, если наказали его либо что-то запретили – стойте на своем, пока не разрешится проблема;
  • Придумайте определенные обязанности по дому для малыша – насыпать корм собаке, заправлять кровать, вытирать пыль. Однако учитывайте возраст и развитие;
  • Если избалованность проявилась в общественном месте (к примеру, в магазине ребенок закатил истерику, требуя какую-то игрушку), сдержитесь и не кричите на малыша, не шлепайте по попе. Просто уведите его в тихое место и объясните спокойно, почему вы не купите то, что он просит. Если истерика не заканчивается, постарайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте на провокацию, уйдите. Не нужно потакать ребенку, иначе он быстро сообразит, что родителями можно манипулировать. Оставайтесь непоколебимы. Дома проведите строгую и серьезную беседу, пригрозите, что в следующий раз не возьмете чадо с собой в магазин;
  • Учитывайте, что именно привело к нежелательному поведению. Ребенок становится избалованным по разным причинам, они могут быть очень индивидуальными. Вначале выясните, что спровоцировало проблему в вашем случае, а потом уже начинайте перевоспитание.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что дети – лучшее, что случается в жизни родителей. Не всегда все идет гладко, порой мы упускаем момент, когда малыш становится неуправляемым. Но все зависит от нас, взрослых. В любое время можно исправить ситуацию, взяв ее под свой контроль. Однако не забывайте, что ребенок – это индивидуальность с собственным характером, ломать который все же не стоит.

Читаем также:

  • Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Дети начинают капризничать после 1 - 1,5 лет, ведь до этого возраста они живут инстинктами и не умеют устраивать сцен с целью извлечения выгоды. В этом возрасте стоит прислушиваться к потребностям своего малыша и стараться их выполнять. Хотят они немного: кушать, спать и получить внимание мамы.

С 1,5 - 2 лет малыш начинает манипулировать взрослыми и требовать своего любой ценой. Основные признаки избалованности: эгоизм, непослушание, безответственность, несамостоятельность и плохое поведение в общественных местах.

Причины избалованности ребенка

  • Первый ребенок, когда родители, бабушки, дедушки и другие родственники души в нем не чают и пытаются исполнить любой каприз;
  • Долгожданный и единственный ребенок, которому сложно в чем-то отказать, и хочется дать все самое лучшее;
  • Чувство вины родителей, если у них не хватает времени на ребенка, тогда они задаривают его подарками и ни в чем не ограничивают, чтобы «купить» любовь;
  • Несогласованность взрослых, когда мама говорит ложиться в 22 часа, а папа разрешает играть до полуночи;
  • Психологические проблемы взрослых, которые не умеют отказывать и идти наперекор кому-то;
  • Родители не хотят заниматься воспитанием - легче поддаться капризу ребенка, чем терпеть истерику.

Существуют и другие причины, но практически во всех виноваты взрослые. Чаще всего они и не догадываются, что из-за их поступков и послаблений ребенок может вырасти избалованным. А некоторые целенаправленно воспитывают своего малыша таким, считая, что так у него будет высокая самооценка и он сможет большего добиться в жизни.

Но это ошибочная точка зрения, потому что избалованные дети не готовы к реальной жизни и в будущем их могут поджидать проблемы с общением, достижением целей, самостоятельностью. Так что при первых же признаках избалованности следует принять меры.

Как перевоспитать избалованного ребенка

  1. Введите режим дня.
    Ребенку будет намного проще выполнять повседневные дела, если они будут происходить в определенной последовательности в одни и те же часы. Сделайте наглядную табличку, по которой малыш сможет ориентироваться. Через некоторое время это войдет в привычку и не придется заставлять чистить зубы по утрам и перед сном.
  2. Установите правила поведения.
    Они должны быть просты и понятны, желательно их визуально оформить и повесить на видном месте. Не ставьте сразу строгие границы, пытаясь создать идеального ребенка. Для начала устраните баловство и капризы. Например, добавьте в список пункт «ложиться спать в 22 часа – штраф: день без телевизора».

    Распишите наказания за несоблюдение правил, чтобы малыш четко осознавал правила и последствия за их нарушение. За хорошее поведение установите вознаграждение – похвала, просмотр мультфильма или что-то вкусное.

  3. Придерживайтесь единого мнения.
    Все взрослые должны соблюдать установленные правила. Ребенок не научится им следовать, если бабушка разрешит играть подольше, а папа будет покупать все по первому требованию. Все разговоры и споры по поводу воспитания должны происходить наедине, чтобы ребенок их не видел.
  4. Учите терпению.
    Если ребенок просит о чем-то, не бросайте свои дела, чтобы быстрее исполнить его прихоть. Скажите, что сейчас домоете посуду и выполните его просьбу, а пока что нужно подождать.
  5. Научите слушаться запретов.
    Во время капризов твердым и спокойным голосом говорите «нет» или «нельзя». Не повышайте голоса и не поддавайтесь на уговоры малыша.

    Первое время может быть больно видеть, как ребенок плачет и заливается слезами, упрашивая вас пойти навстречу. Но через некоторое время он поймет, что этот метод не даст результат, и не будет его использовать.

  6. Просите обосновать желание.
    Спросите у малыша, зачем ему нужно то, о чем он просит. Если он приведет веские доводы, и вы поймете, что это не просто каприз, можно пойти ему навстречу.
  7. Приучайте к самостоятельности.
    Поручите ребенку какое-нибудь домашнее дело, которое будет ему по силам. Делая что-то полезное, малыш научится уважать чужой труд и станет более ответственным. Постепенно давайте и другие поручения, соответствующие его возрасту.
  8. Чаще разговаривайте с малышом.
    Объясняйте, почему не можете купить игрушку, расскажите о своем детстве или просто отвечайте на его вопросы. Покажите ребенку, что вы все так же любите его и новые правила введены для его же пользы.

Главное - не увлекитесь в попытке перевоспитать избалованного ребенка. Меняйте условия жизни малыша постепенно и не перегните палку, ограничивая во всем и перестав проявлять свою любовь.

Ведь в первую очередь в его поведении виноваты взрослые, так что попытайтесь смягчить этот период заботой и пониманием. Процесс может занять немало времени, но результат того, определенно, стоит.

Похожие публикации