Какие народные гуляния. Народные праздники

Зимние праздники древних славян

Все мы привыкли к тому, что Новый год - зимний праздник. Но не всегда этот праздник был зимним. "Зимним" его сделал Петр I. А наши предки встречали новый год весной. Но, несмотря на это, у наших славянских предков, было очень много обрядовых гуляний и праздников, связанных с зимой. Боги славянского пантеона славились нашими предками именно в этот период. Какие же зимние праздники справляли наши предки? Какие традиции новогодних праздников сохранились до наших времен, и как принято встречать новогодние праздники согласно славянским обрядам и традициям? Интересно?!

Славяне испокон веков поклонялись духам природы, т.к. считали, что человек является неотъемлемой её частью. Славянство – это почитание рода, пращуров, или как мы привыкли их сейчас называть, предков, что было важно для создания родовой памяти и семейной жизни по древним канонам. Все эти понятия со временем сплелись в славянские народные обычаи, несущие мудрость и хранящие историю славянского народа.

Когда-то Морок, Бог лютого холода, бродил по селениям и насылал такие сильные морозы, что поселяне, стараясь оградить себя от зимней стужи, готовили для этого Бога подарки и ставили их на окно. Это были блины, кутья, печенье или кисель. Постепенно лютый Бог Морок превращался в безобидного, старичка по имени Святой Никола и сам раздавал подарки. Окончательное перевоплощение Бога Морока в Николая произошло в XIX веке. Ну а в XX веке он стал Дедом Морозом.

Зимний период у славян был насыщен всевозможными обрядами. Они украшали ели, в которых согласно поверьям живут духи, принося, таким образом, дары своим предкам и задабривая духов природы. Новый год, равносильно, как и последний день Святок, именуемый у славян Щедрецом, – это семейный обрядовый праздник. В этот день принято навещать родных и читать заговоры на наступающий год. В это же время можно было гадать на судьбу.

Цикл зимних славянских обрядов, как правило, начинался с пения былин, тем самым, люди вспоминали и восславляли прошлое. Заканчивался же цикл обрядов гаданием о будущем. Конец Святок, который мы сейчас называем «Крещенский вечерок», считался самым подходящим днём для вопрошания у духов счастливой судьбы и получения ответов на задаваемые вопросы.

Будучи аграриями, славяне восхваляли хлеб, которому и пели хвалебные подблюдные песни. Обычно это происходило в конце января. Золото и вода – неотъемлемые атрибуты магических зимних гаданий, т.к. солнце и вода обеспечивали трудолюбивым труженикам хороший и обильный урожай на будущий год.

Цикл зимних славянских праздников начинается в декабре. Открывает период обрядовых гуляний Карачун, наступающий 22 декабря. Начиная с этого дня, божество смерти Карачун, являющийся также и подземным Богом, повелевающим морозами и стужами, берет власть в свои руки, укорачивая, тем самым, светлое время суток. Постепенно Карачун стал ассоциироваться с Дедом Морозом, который окутывает всю землю стужей и погружает ее в сон.

В след за Карачуном наступала Коляда. Коляда отмечалась славянами 25 декабря, в день зимних Святок, и продолжалась до 6 января. Как выражались предки-славяне, в этот день происходил поворот небесного светила (солнца) на весну. В эти дни дети колядовали, т.е. распевали песни под окнами богатых хозяев, просили денег и прославляли Коляду. Колядовавшие рядились в шуточные одежды, изображая чертей и зверей, ходили с торбами, куда собирали угощения и подарки. Коляда считался веселым и желанным божеством у славян. Этот период заканчивался игрищами и обильными праздничными застольями.

Отгуляв Коляду, славяне встречали Просинец (нечто вроде Крещения), который наступал 21 января. Просинец также отмечали водосвятием и славили небесного Сварога – Бога всех Богов. Просинец – «про-сиять», т.е. возродить сияние, солнечный свет. Согласно поверьям в этот день на землю с небес изливается Сурья, превращающая воду в целебную. Славяне в этот день купались в освященных водах рек и озер, накрывали щедрые столы, на которых обязательно присутствовали молочные продукты.

28 января наступали Велесичи, иными словами - Кудесы. В этот день принято угощать Домового. Домовой – рачительный хозяин, прибаутник и помощник в семье. Иногда случается так, что он и шалит, если ему приходится что-то не по нраву. Обычно Домового кормят сладкой кашей, которую выставляют на загнетке и приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги - наш дом береги!».

Вот и февраль на пороге. 1 февраля славяне отмечали Громницу. Это единственный день, когда можно услышать гром и наблюдать грозу в зимний период. Этот обрядовый день посвящен Додоле-Маланьице, жене Бога Перуна, богине кормления детей и молнии.

Громница напоминает людям, что и посредь зимы всегда остается лучик света, эдакий луч надежды на скорейшую весну. Если первого февраля ясно и солнечно, то такой будет и ранняя весна. Если разгуляется метель, то наступление весны задержится.

Громницей заканчивается цикл зимних славянских обрядовых гуляний. Далее уже идут весенние праздники.

Отдельно стоит отметить пятницу. Славяне почитали это день недели особо. Это – священный день Праматери Мира. В этот день женщины освобождали себя от хлопот по хозяйству и отдыхали от домашних забот.

Особо важной пятницей считалась тринадцатая по счету пятница в году. В это день совершались всевозможные обряды на плодородие. Втайне от мужчин женщины проводили обряды женской магии, т.е. читали заговоры на любовь и семейное счастье. Мужчины, как правило, в этот день соревновались и демонстрировали свою физическую силу.

  • Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках
  • Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года;
  • Дать детям новые знания исторической культуре и обычаях русского народа;
  • Развивать творческий и ассоциативный подход к анализу информации;
  • Научить учащихся вести самостоятельную исследовательскую работу по интересующему предмету (в данном случае - старинным весенним праздникам).

Планируемые результаты:

  • Закрепление изученного материала в памяти детей с помощью игрового и творческого метода;
  • Сформирование понятия у учащихся о старинных весенних праздниках, которые традиционно отмечаются русским народом.

Оборудование:

  • Красочные фотографии основных традиционных моментов из старинных весенних праздников (масленица - блины, конкурсы… Пасха - крашанки… И так далее. Все что желаете продемонстрировать. Тут есть место для вашей фантазии и творческого подхода.);
  • Проектор или любое другое средство для демонстрации изображений.

Предварительная работа

  • Детям принести на урок картонки размером 10х15 см и цветные карандаши.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, дети! Вы любите праздники? Какие весенние праздники вы знаете? Какие из них вы любите больше всех?»

Учитель: «Среди всех весенних праздников традиционно отмечаемыми в России с давних давен есть следующие старинные весенние праздники:

  • Масленица
  • Встреча птиц (в день весеннего равноденствия)
  • Вербное воскресенье
  • Пасха
  • Красная горка»

Вместе с рассказом о каждом из праздников учитель демонстрирует на проекторе или любом другом средстве показа соответствующие изображения.

Масленица

Учитель: «Что вы знаете о таком старинном весеннем празднике - Масленице? Что делают в этот день и с чем он связан? Какие у вас ассоциации, связанные с этим праздником, возникают?»

Учитель: «У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднествами. У русского народа есть собственный такой праздник - Масленица. Блины, оладушки, сырники, пироги, пышки и множество других сдобных снедей - все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки - должен позвать весну. В этот день обязательно палили костры, палили чучела зимы. Есть традиция Прощеного воскресенья - когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходят в гости к крестным отцу и матери.»

Встреча птиц

Учитель: «Весеннее равноденствие знаменательно праздником Сороки (православное название - Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник - тетерки, а сам день также называли тетерочным.»

Вербное воскресенье

Учитель: «За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы был здоровый.»

Пасха

Учитель: «Ну, Пасху то все знают! Самый большой христианский праздник, который сопровождается исполнением множества ритуалов и обрядов. Крестный ход, полуночница, встреча восхода солнца, раскраска крашанок, состязание в том, чья крашанка крепче… Все эти обряды и традиции - это дань вере, природе, жизни.»

Красная горка

Учитель: «После Пасхи русский народ начинал гулянья, игры и хороводы. Все они вместе назывались - Красная горка. Много из обрядов Красной горки посвящены весеннему солнцу.»

Физкультминутка

Закрепление материала

Учитель: «Что же нового мы узнали сегодня? Какой праздник из тех, которые мы рассмотрели сегодня, вам больше всех пришелся по душе? Почему?»

Учитель: «А сейчас возьмите картонки и карандаши, которые вы принесли на урок, и нарисуйте открытку-поздравление с понравившимся вам русским старинным весенним праздником. Открытку вы должны будете отдать вашему соседу, поэтому сделайте ее такой, чтобы она ему или ей понравилась. Для открытки используйте символику или примечательные выбранному вами празднику элементы.»

Учитель: «Старинные весенние народные праздники отражают любовь к пробуждению природы, ее торжеству, радость от подаренного весенним солнцем тепла.»

Домашнее задание

Нарисуйте или подберите на 1 а4 листе изображения любимого вами народного весеннего праздника.

Помогите детям выбрать рисунки и изображения по тематике.

Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай "казать молоду"- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.

22 Декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.

25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот . "солнце – на лето, зима- на мороз."

Январь

Просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень – новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое начало нового сияния . Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, начало жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

Рождественский Сочельник 24 декабря/ 6 января Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)

Рождество 25 декабря/ 7 января - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), гадания (наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы) , ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. Колядование - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства)Колядовщики – «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны. Эротизм - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: Святые вечера и Страшные вечера .

Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). Необмолоченный сноп Дед, солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

Рождество Христово – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.

Васильев день 1 / 14 января Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

Оканчиваются Рождественские святки.

Крещение 6 / 19 января . У язычников – водокрес - , религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность народного календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий и примет.

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания перевались из поколения в поколение бережно хранились и им народ доверял, как священной книге.

Множество народных примет дошло до нас из глубины веков, не утратив своего знания. Каждый из нас волен выбирать: отмахнуться от всего этого, как от нелепого суеверия или повнимательнее присматриваться к приметам и серьезнее отнестись ко многовековому опыту поколений. Но, бесспорно, в народных приметах таится множество точных знаний и практическая мудрость наших предков. Они охватывают все характерные, часто трудно уловимые явления природы. В приметах сохранилось очень много, того что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай...

Народные праздники России - это Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала. Сегодня народные праздники России и церковные традиции так тесно переплелись, что даже в народном и православном календаре многие праздники совпадают - Рождество Богородицы, Покрова, Крещение, Благовещение и другие.

Календарь народных праздников и примет:
Сегодня приметы:

Приметы на завтра:

Ближайшие приметы:
28.12.2019 -
29.12.2019 -
30.12.2019 -
31.12.2019 -

Календарь русских народных праздников, обрядов, примет и суеверий на год

Обозначения в календаре: X - ПАСХА ХРИСТОВА ; X - дни постные; X - Двунадесятые праздники; X - Великие праздники; X - сплошные седмицы; X - дни особого поминовения усопших;

Народные, православные и церковные праздники в 2020 году

X - Двунадесятые непереходящие праздники:

X - Великие церковные праздники:

Другие церковные праздники отмечаемые в 2020 году:

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Лучшие исторические фестивали России

Похожие публикации