Мужчины ингуши. Семья и семейный быт ингушей

МВД России предпринимает экстренные меры по восстановлению правопорядка в Ингушетии. Поводом стали кровавые события июля: обстрелы российских военных, здания УФСБ, убийство советника президента республики. А расправа с семьей учительницы Людмилы Терехиной и теракт на ее похоронах повергли жителей республики в шок своей циничностью. Во вторник неизвестные снова напали на отряд милиционеров. Один убит, несколько человек ранены. Чего добиваются террористы? За ответом в Ингушетию отправился корреспондент "Известий".

Кто-то хотел, чтобы всем было больно

Жарадат Даутаева из станицы Орджоникидзевской арбузница. Торгует за воротами своего дома на улице Грозненской, по соседству с опустевшим двором Терехиных. Место удобное, как раз напротив рынка. Здесь мы с ней и познакомились.

Сына Люды, Вадика, я видела накануне трагедии, - рассказывает Жарадат. - Он, вероятно, только что приехал домой. Учился в технологической академии в Черкесске. Поздоровался и спросил по-ингушски: "Ца могаш яц хьо?" (Не болеешь?) Мы с Терехиными были как одна семья. Моих пятеро и трое детей Люды росли вместе. 10 лет назад у нее умер муж, она одна поднимала ребятишек. А моего старшего, Беслана, она сынулькой называла. Беслан с Вадиком одногодки, были дружны - не разлей вода.

Жарадат вспоминает: на следующее утро встретила у своего дома милиционеров. Подумала: опять пришли проверять арбузников. Но ее огорошили вопросом: не знает ли Жарадат, кто убил ночью Терехиных?

От этого известия я до сих пор в себя прийти не могу, - Жарадат с трудом сдерживает слезы. - Тот, кто поднял руку на них, хотел, чтобы всем было больно.

Терехиных расстреляли в их доме 15 июля около полуночи. Подробности того вечера известны благодаря выжившему свидетелю. За ужином собралась почти вся семья. Недоставало старшей дочери Ани, которая учится на психолога в Краснодаре. По пути домой Аня заглянула к подруге на Кубани, там и задержалась.

Терехины после ужина раньше обычного легли спать. Утром Людмиле предстояла поездка в Назрань. Там принимают вступительные экзамены у ингушской молодежи, мечтающей поступить в российские вузы. Терехина, заслуженный учитель России, экзаменовала их по математике.

Убийцы забрались в дом через окно. Они хорошо знали расположение комнат. Иначе могли бы перепутать и оказаться у соседей-ингушей, проживающих в другой половине коттеджа. Действовали абсолютно хладнокровно. Первые пули достались спавшим уже 19-летнему Вадиму и 56-летней Людмиле. А следующая - 23-летней Маше, которая после ужина убиралась на кухне.

Из пистолета с глушителем стрелял профессионал: пули попали в головы. Он словно в насмешку оставил в живых одного домочадца - слепого 50-летнего брата Людмилы Сергея. Позднее он и расскажет жуткие детали своего пробуждения. Сквозь сон инвалид услышал два негромких хлопка и всхлипывания умирающей Людмилы. Встревоженный Сергей поднялся с постели, и его руки нащупали на соседней кровати холодеющее тело, а рядом липкую кровь. Минутой позже в соседней комнате под раскрытым окном обезумевший от ужаса инвалид обнаружил труп Вадима, а по пути на кухню споткнулся о бездыханное тело Маши. И принялся кричать.

Предполагали, что Терехиных хотели банально ограбить. Говорили, что Людмила продала свою половину дома и получила за это деньги. Но эта версия отпала быстро. Небольшие сбережения, которые тратились на обучение детей, окажутся нетронутыми. Вещи тоже на месте.

Терехины столько не зарабатывали, чтобы убивать их из-за денег, - убеждена знавшая семью менеджер здешнего салона "Евросеть" Зарина Ужахова. - Учительские зарплаты известны. Поэтому Маша после университета лишь чуть-чуть попреподавала в школе, а затем пришла с красным дипломом учителя математики к нам. Поработала кассиром полгода. У нее даже парня не было. Оно и понятно - очень умная девушка, ответственная, неконфликтная. Без нее нам очень плохо.

Бомба для похоронной процессии

О том, что у Терехиных не было конфликтов с соседями, говорит тот факт, что проститься с русской семьей пришло едва ли не полстаницы. А там живут свыше 60 тысяч человек. Людмила, проработавшая 30 лет в школе, учила многих. Ее отец был школьным директором. У ее детей тоже было немало друзей. Эта семья не отделяла себя от большинства. Все ее члены владели ингушским. Людмила даже настаивала, чтобы ее двор местная администрация не фиксировала как славянский. Терехины жили со всеми в мире. Но кто-то этот мир разбил.

На церемонии прощания у дома плакали не только немногочисленные русские станичники, рыдали ингуши. Но на христианском кладбище преступники мерзким образом напомнили о себе. И подтвердили: убийство уважаемой русской семьи - акция лишь на первый взгляд немотивированная.

Взрыв произошел после того, как закончился прощальный митинг, - вспоминает медсестра Ольга Кузьмина. - Первыми к могиле пошли девочки с цветами, затем понесли кресты, а за ними двинулись мы с дочерью - несли одну из крышек гробов. И вдруг слышим сзади хлопок, крики. Поднялась паника. Я хотела бежать в больницу, но милиционеры не пустили, боялись, что и в других местах кладбище заминировано. Мужчины, несмотря на это, как-то улизнули. Мне пришлось помогать опускать гробы, больше некому было.

Пострадавшими от взрыва оказались десять человек. Самые тяжелые ранения - у учителей Раисы Беручевой, которой ампутировали ногу, и у Азы Далаковой, получившей серьезное повреждение глаз. Вероятно, адскую бомбу пронесли в толпе во время похорон. Сделать это раньше было сложнее - на погосте находились военные.

Для меня бесспорно: за расстрелом Терехиных и взрывом стоят одни и те же заказчики, - утверждает глава Сунженского района Ахмет Накастоев. - Это те, кто пытается нанести удар по программе возвращения сюда русских. Но люди вернутся.

Зачем республике Иваны?

Верит ли сам Накастоев в душе в возвращение нынешних переселенцев? Как знать. Но ясно одно: он понимает, что русские нужны Ингушетии как воздух. Упомянутая им программа возвращения русских - явление уникальное для современной России.

Как известно, парад суверенитетов на Северном Кавказе в начале 90-х обернулся массовым исходом из горских республик славянского населения. Особенно масштабным этот процесс был в Чечне, Ингушетии, Дагестане, где из русских остались сегодня большей частью старики, которым попросту некуда уезжать.

В нашей станице 16 лет назад проживало около десяти тысяч человек, - вспоминает глава станицы Троицкой Сунженского района Тагир Латыров. - Большинство были русские. Ингуши жили лишь в 12 домах. А сегодня население выросло в два с половиной раза. Русских осталось чуть больше трех сотен человек.

До поры до времени эту статистику лишь констатировали. Далеко идущие выводы сделали недавно: "У мононациональной республики нет будущего", - заявил президент Ингушетии Мурат Зязиков.

Возвращенцев заманивают жильем, его республика готова купить им. Деньги выделяются небольшие - по 4 млн рублей в год. Их хватало на покупку десятка квартир. Кого-то это и правда сподвигло вернуться.

Я 16 лет прожила на Украине, но мечтала вернуться в Ингушетию, на свою малую родину, - признается Надежда Семисинова, директор школы в Троицкой. - Мне снились удивительные сны об этих местах. Последний - про нашу речку, от которой я никак не могла подняться на крутой глинистый берег, раскисший от дождей. Но затем обнаружила песчаную тропинку, которая вывела меня к уютному домику. Такой домик и стал моим первым пристанищем здесь, когда я с дочкой вернулась 6 лет назад. Мы здесь снова прочно обосновались.

За последние четыре года в республику вернулись свыше 600 русских. Осели в основном в Сунженском районе, который традиционно считался славянским. Несмотря на обещанное бесплатное жилье, многие из них пока снимают квартиры или ютятся у родственников. Накастоев объясняет, зачем ему нужны русские.

Среди ингушей полно юристов, пищевиков, строителей, - констатирует он. - А вот технарей нам катастрофически не хватает: инженеров, механизаторов, связистов. Таких кадров много у русских. А сейчас они особенно нужны. В районе возводятся предприятия стройиндустрии, сельхозпереработки, которые нуждаются в специалистах. А "наши русские", те, что помимо профессии знают и ингушский язык, здесь просто незаменимы.

Простые ингушские семьи, далекие от политики и межнациональных отношений, имеют свой интерес. Их дети уже не знают русского языка. А без него - проблемы с получением высшего образования, ограниченные возможности карьерного роста.

Многие родители просили, чтобы их ребенка посадили за одну парту с русской девочкой, - делится наблюдениями замглавы района Антонина Хасиева, в недавнем прошлом педагог. - А к русским учителям образовался конкурс из учеников.

Разумеется, Восток, как говаривал известный киногерой, - дело тонкое. Широкий жест местной власти в отношении русских - это еще и ход в сложной политической комбинации, призванной ускорить решение болезненной проблемы - возвращения ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии. В окружении президента Ингушетии не скрывают, что программа возвращения русских должна была стать козырем для Зязикова. Раз, дескать, мы вернули русских на малую родину, надо, чтобы и Осетия вернула на малую родину ингушей. Месяц назад местные власти решили даже, что на покупку жилья для славян в текущем году отпустят денег вчетверо больше.

Может, ответ на решение вернуть "русских ингушей" и прозвучал в доме Терехиных и на кладбище?

Мы работаем над расследованием дела Терехиных, - заявил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. - Вышли на подозреваемого. Этот человек находится в розыске за совершение других преступлений.

Турыгин считает, что расстрел Терехиных не направлен против русских, проживающих в Ингушетии. Но большинство наших собеседников в республике считают иначе.

Я хорошо знал Терехиных, - говорит Алихан Оздоев, промышляющий частным извозом. - Их мог убить только безбожник, без флага, без родины. Но убил не просто так. А в назидание другим. Если здесь убивают русских, ты не поедешь сюда жить.

Хорошая мина при плохой игре

Череда июльских вооруженных нападений в Ингушетии вынудила руководство МВД России принять экстренные меры по наведению порядка в республике. Объявлено о проведении операции, которая призвана покончить с бандами, с остатками экстремистского подполья. О результатах говорить рано. Но в станицах все равно опасаются новых расправ над славянским населением. В Троицкой, например, станичный актив при поддержке милиционеров стал совершать вечерние объезды домов, в которых проживают русские.

Таких домов у нас около сотни, - говорит глава станицы Тагир Латыров. - В каждый стараемся заглянуть, проверить, все ли в порядке.

А власти республики уверяют, что трагедия в Орджоникидзевской не сократит очередь русских, желающих переехать в Ингушетию.

У меня на приеме только что была женщина из Иркутска, - демонстрирует оптимизм Ахмет Накастоев. - Сибирячка, а тоже мечтает перебраться к нам.

На самом деле основная часть покинувших Ингушетию в 90-е русских живет не в Сибири, а поблизости - на Ставрополье и Кубани. В Ставропольском крае, например, даже есть станица Сунженская, которую основали 15 лет назад вынужденные переселенцы из Ингушетии. Собираются ли они туда возвращаться?

Ни за какие деньги, - категорично настроена фельдшер Наталья Сиденко. - Мы здесь спокойно спим. Дети ходят куда хотят. Всех шестерых своих сыновей и дочерей мы с мужем здесь вырастили, выучили. 16 лет назад, когда в Троицкой стали убивать русских, наша улица Розы Люксембург выехала вся. С тех пор я там ни разу не была. Посмотреть на родные места, конечно, хотелось бы, но боязно.
Подобные настроения и у других станичников, даже у тех, кто едва сводит концы с концами, зарабатывая продажей лекарственных трав. Последние события укрепили их во мнении, что путь на родину заказан.

Наша родина теперь - этот край, его столица - Ставрополь, - заявил фермер Анатолий Старков. - И другого не будет.

Арбузница Жарадат с грустью признала, что Терехины были последними русскими на улице Грозненской. Формально в доме N 76 еще числятся дочь Людмилы Аня и брат Сергей. Их сразу после трагедии забрала к себе на Ставрополье родственница. Говорят, они в Ингушетию не вернутся.

Значит ли это, что убийцы их родных добились своего?

http://www.izvestia.ru/investigation/article3106732/

Доброго времени суток! Хочу рассказать свою историю.

В 21 год познакомилась с ингушом, он младше меня на год. Сама русская, крещенная. Он верующий, читает намаз 5 раз в день, ну и все соблюдает. Познакомились в то время, когда он служил в армии в мое городе, а я заканчивала институт. Сначало я относилась к нему как другу, он звонил, писал... так мы общались около 6 месяцев. В итоге я сдалась.Помню наш первый поцелуй (больше такого не повторялось, но именно тогда через меня как-будто прошел электрический заряд, не знаю что это было), ну вообщем закрутилось, завертелось. Он знал, что я была не девственницей (я ему сама об этом сразу сказала), да мы переспали с ним,говорите что хотите, но тогда я жила своими чувствами и мне очень этого хотелось, т. к. я очень его люблила и если честно, я не была наивной, даже если он использовал меня тогда, мне было все равно, я была счастливой. Как он мне потом рассказал, я была у него первой. Были в наших отношениях сцены ревности, ссоры, но он всегда первый звонил и просил прощение. Да и отношениями это трудно было назвать, он служил в армии, а я приезжала к нему, иногда ему давали увольнительную. Скажу сразу меня всегда тянуло к Кавказу,когда смотрю как танцуют лезгинку меня переполняют эмоции, наверно в прошлой жизни была ингушкой))))) Он звал меня замуж, его мама знала про меня (видела наши совместные фото), насчет отца не знаю.... знал он или нет, я не в курсе. Но я то прекрасно понимала, что как-бы я его не любила, у нас нет будущего. Отпустила его. Он уехал в Ингушетию. Первое время мы созванивались, я ждала его, но однажды трубку взял его друг и сказал: " Ты хорошая, красивая девушка, ты думаешь он женится на тебе, лучше устраивай свою жизнь и забудь о нем". Я сказала ему спасибо и положила трубку. Описывать мое состояние не буду, проплакала всю ночь в истерике, потом сменила номер и стала забывать его. Начала встречаться с молодым человеком. Так нет, мой ингуш, нашел меня в одноклассниках и опять мы начали общаться. Говорил,что не знал что мне его друг наговорил и что это все не правда. После этого он уже с этим другом не общался. Уже 3, 5 года как мы общаемся по телефону, хоть и редко. Бывало по пол-года мне не звонил, а потом звонил и говорил: " Пытаюсь, но не могу тебя забыть". В 2011 году чуть не женился на ингушке, но открыто ей сказал, что любит и будет меня всегда любить. Я ему открыто говорю: " Женись уже и забудь меня", а он лишь спрашивает люблю ли я его. Я то люблю его очень, да только вру ему и говорю, что уже люблю его только как друга. Рассказываю ему о своей жизни, говорю про парней, знаю ему очень больно это слышать, но я должна сделать так, чтобы он меня забыл. За эти 3, 5 года пыталась найти любовь, встречалась, чуть замуж не вышла, но не складывается. Много парней ухаживает, но не могу я их полюбить искренне, нет в них того, что есть в моем ингуше. А он тоже все не женится, хотя я искренне желаю ему счастья и не держу его, т. к. понимаю, что не смогу я жить в Ингушетии по местным традициям, не смогу предать свою религию. Я просто счастлива от того, что знаю, что он есть и любит меня, о чем он постоянно говорит по телефону. Я искренне желаю ему счастью, ведь любить можно и не находясь рядом с человеком. А я не собственница, жизнь меня научила за эти 3, 5 года и многое я осознала и поняла. Через неделю собирается приехать... жду и не знаю, правда не знаю что будет. Мои родители не знаю о нем, боюсь не переживут (уже в возрасте), а я больше всего уважаю их и против их воли не пойду, они дали мне жизнь, высшее образование, воспитание. Иногда хочется все бросить и уехать к нему, но тут же включаю мозг и заставляю сердце замолчать. А так хочу семью и детей от любимого мужчины, ведь мне уже 27 будет в этом году. А судьба все не дает мне выйти замуж, очень жду его приезда, ведь не видела его уже 3,5 года, а с другой стороны понимаю, что не надо ему приезжать и пора уже закончить эту историю.

Спасибо всем за советы) Но уже все само прояснилось. Русские девочки скажу вам одно - прежде чем встречаться с кавказцем хорошенько подумайте!!! Мне ингуш 4 года морочил голову в итоге выяснилось, что он альфонс и морочит уже голову женщине 42 лет из своего родного города, а та ему деньги дает, заправляет... уж не знаю за какие такие услуги)))) Меня разыскала эта женщина, написала много гадостей в мой адрес, я позвонила ингушу, хотела услышать правду, а он лишь в ответ назвал меня тупой русской шлюхой. Вот так вот продаются за деньги))), а та женщина как выяснилось очень обеспеченная и без мужа. Я простила его, удалив все номера, сменив номер и навсегда вычеркнув его. Спасибо Всевышнему, что открыл мне глаза и, что я не совершила ошибки и не уехала на Кавказ. А еще я поняла, что кавказские женщины очень злые..... и что они ненавидят русских девушек. Дорогие мои, мне нафиг не нужны ваши мужчины, теперь я буду обходить их стороной, я то думала они настоящие мужчины, а оказалось наоборот. Всем счастья! Я рада, что моя история закончилось, хоть боли она мне принесла достаточно.

Представители ингушского народа очень трепетно относятся к национальной идентичности: считается, что они не могут связывать свои судьбы не только, к примеру, с русскими, но и с другими кавказцами - дагестанцами или чеченцами. Даже несмотря на схожесть традиций, языка и веры! «Бывает, что ингуши не только на чеченках, но и на русских женятся. Но это крайне нежелательно и совсем не приветствуется. Очень редко родственники нормально относятся к таким бракам. Парень, в принципе, еще может жениться на девушке другой национальности, но девушка - нет. Даже ингушка, вышедшая замуж за чеченца - это сенсация», - рассказала «Леди Mail.Ru» Хава Хароева, жительница Ингушетии.

Да: ингушский брак может состояться только по инициативе старшего поколения: именно родители принимают решение о свадьбе, выбирая для своих детей наиболее подходящую партию. Особое внимание при этом обращают на знатность и репутацию семьи, с которой собираются породниться. Жених и невеста подчиняются - таков обычай.

Если выбирают невесту, смотрят, какая у нее мать. Если же хотят отдать свою дочь за кого-то, смотрят, какой у него отец. Это главные критерии. Потом смотрят в целом на семью, какая она

Хава Хароева

жительница Ингушетии

2. День свадьбы невеста проводит... в углу

Если у чеченцев, например, невеста в день свадьбы сидит в отдельной комнате - ее сначала быстро показывают гостям, а затем уводят, - то у ингушей принято, чтобы она до вечера стояла в углу главного зала, где все веселятся, и принимала подарки.

Во время загрузки произошла ошибка.

Нужно стоять весь день на каблуках, присесть нельзя, стараешься не есть, не пить, чтобы показать свою скромность. Что касается платья, то ингушки в основном отдают предпочтение национальному наряду. Но это по желанию. Некоторые девочки надевают платья в европейском стиле. Желательно только, чтобы оно было закрытым

Хава Хароева

жительница Ингушетии

3. А вот жениху на свадьбе места вообще нет

Пока невеста в роскошном платье красуется перед многочисленными гостями, жених, согласно ингушской традиции, отмечает свой новообретенный семейный статус в компании друзей в другом месте. Правда, в последнее время некоторые пары это правило не соблюдают...

По традиции увидеться можно только через три дня. Но некоторые и на следующий день приходят. А другие, наоборот, только через месяц. Не знаю, правда, насчет ингушей, которые живут в Москве или других городах... я видела свадьбы, где в одном ресторане находились и жених, и невеста. Видимо, есть пары, которые отходят от этой традиции, придерживаются обычных мусульманских ритуалов. В первую очередь мы, конечно, мусульмане, а у мусульман нет такого правила, что жених не может в день свадьбы находиться вместе с невестой

Хава Хароева

жительница Ингушетии

4. Чем больше гостей - тем лучше

Свадьба - праздник родственников. Как правило, в среднем на ингушскую свадьбу собираются 200-500 гостей. Гуляют на ингушской свадьбе дней десять, особенно если находятся родственники, которые не смогли приехать на торжество в первый день.

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы — предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Что характеризует Ингушей?

  • Обычаи.

«Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

  • Свадьба.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?

По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.

  • Лезгинка.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

  • Ингушские башни.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

  • Туризм.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

  • Национальная кухня Ингушей.

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

  • Почему ингуши такие красивые?

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

  • ингуши какие они люди?

Люди слова. Люди дела.

  • почему ингуши такие странные?

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

  • чем отличается чеченец от ингуша?

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

  • как выглядят ингуши?

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

  • кто такие ингуши кратко?

Хороший народ с Северного Кавказа.

  • почему в Ингушетии богатые дома?

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Похожие публикации