Почему пасха отмечается в воскресенье. Почему Пасха в разные дни – разберемся в извечном вопросе

Пасха является главным праздником всех православных христиан и католиков. Нет ничего более важного для истинного верующего, чем день Воскресения Господа. Никакой другой радости не может быть у православного или католика, чем воспоминание о том, что Христос искупил грехи. Ведь это дало возможность для унаследования Царствия Небесного. В день перед Пасхой, субботу, Христос сошел в ад и освободил всех ранее сидевших там.

Безусловно, важный праздник для всех христиан. Но даты его отмечания существенно отличаются в зависимости от конфессии. Католики празднуют Пасху обычно раньше, чем православные. В частности это обусловлено другой системой летоисчисления. У них более сложные правила высчитывания даты празднования этого дня. У православных же Пасха может отмечаться как позже католиков, так и в тот же день. Почему же так все усложняется? Разве нельзя просто отмечать в один день? Этому есть мотивы, которые показываются в Библии.

Когда празднуется Пасха?

Данный праздник отмечается всегда в один день недели – Воскресение. Собственно, это название пошло от выражения «Малая Пасха», которое обозначает седьмой день недели нашего календаря. В недельном кругу богослужений каждый день означает что-то. Так, среда символизирует предательство Иудой Иисуса Христа, поэтому данный день считается постным даже в «скоромные» промежутки времени.

То же самое касается и пятницы, когда церковь вспоминает распятие Иисуса Христа. Конечно, не так подробно, как это осуществляется на страстной неделе. Но тоже существенно. А вот каждое Воскресение православные и католики вспоминают момент, когда Иисус Христос снова стал живой (собственно, по православному вероучению он и не умирал вовсе). Это случилось только с его человеческой природой в то время, как Божественная осталась живой.

Но после воскресения у него опять появилось полноценное человеческое тело. Об этом свидетельствует то, как Фома неверующий сам вложил пальцы в раны Его и убедился в их подлинности. Но самое важное из них только одно – это Пасха. Почему же она отмечается каждый раз в другое время?

Иудейская и христианская Пасха

У иудеев также есть свой праздник, называемый точно так. Но важно отличать их сущность. У Иудеев Пасхой называется избавление Богом этого народа от рабства египетского. У христиан же данный праздник знаменует избавление человека Богом от рабства дьявола путем воскресения Господа Иисуса

Христа. Хотя, конечно, кое в чем две Пасхи подобные между собой. Шаблон остался тем же самым.
Просто главной после Воскресения Иисуса является христианская Пасха, а не еврейская, которая являлась только ее прообразом. Тем не менее, есть некие отличия в самой структуре торжества. Евреи отмечают этот праздник по лунному календарю, а не солнечному. Православные же используют совсем другую систему исчисления даты своего главного праздника. Но их исчисление дня Пасхи все равно завязано на еврейской.

Избавление от рабства египетского описано в тринадцатой главе книги «Исход» в Ветхом завете. Данное событие действительно важное не только для всего еврейского народа, но и православных стран. Стоит отметить, что накануне Пасхи очень активно читаются главы из этой книги, потому что данное событие у евреев является прототипом Воскресения Господа Иисуса Христа. Да и не только у евреев. Просто они еще верят в пришествие Господа, а православные утверждают, что оно произошло.

Смотрите сами на параллели. Еще заранее Господь предупредил евреев, что только путем убийства каждого первенца в семье можно добиться от египтян освобождения евреев.

Он сказал, чтобы закололи самого лучшего ягненка, а кровью намазали свою дверь, чтобы, когда ангел будет проходить, то не трогал такое помещение. И после убийства всех первенцев фараон разрешил евреям уйти из Египта и вернуться в свою землю. И с того времени каждый год закладывается пасхальный ягненок.

Точно так же пророки предвещали приход Спасителя всего человечества, который своей кровью искупит грехи всех людей и освободит их от рабства дьявола как тот ягненок, которого закалывали в жертву, чтобы искупил их от рабства Египетского. Параллели очень интересные, не правда ли.
Этот ягненок становится прообразом Господа нашего, который также своею кровью освободил от дьявола души человеческие. Конечно, от нас также много зависит. Все зависит от того, хочет он впустить Бога, или нет. Многие специально отрекаются от Христа, хотя тот желает зайти в горницу, которая оказывается закрытой у человека в душе. Потому что если этого желания нет, дьявол овладевает душой точно так же, как и евреи могли вернуться добровольно в рабство египетское. А он уже сделает все возможное, чтобы Бог не попал в душу даже самого на словах верующего человека. Более того, как евреи переправлялись через Красное море, а их догоняли египтяне, так же и за нами гонится дьявол, а нам нужно скрываться от него с помощью Божьей.

Нельзя быть малодушным. Ведь данное качество человеческой души не дает абсолютно никакой возможности спастись. Нужно иметь определенное мужество, чтобы противостоять дьявольскому нашествию и веры в Бога, чтобы тот помог в этом начинании. Ведь он был распят за наши грехи. Он выступает как агнец еврейский, и об этом прямо написано в Евангелии. Важно понять, что распятие накануне иудейской Пасхи вовсе ну случайно. Это закономерно.

Когда был распят Христос?

По еврейскому календарю это было 14 нисана. То есть, в полнолуние после весеннего равноденствия. А через три дня он воскрес. Именно поэтому третий день после распятия и называется воскресением. Так что иудейская и православная пасха взаимосвязаны между собой. Около трех веков течения истории христианства было сразу 2 даты, когда отмечалась Пасха. Следовательно, народ делился на отмечающих 14 нисана вместе с иудеями, а вторая группа – через три дня после смерти Иисуса как свидетельство его Воскресения. Но окончательно дата празднования Пасхи была установлена на первом Вселенском соборе.
Он стал началом формирования единой христианской богослужебной системы. Тогда также было определено, какие базовые положения этой религии и какие догматы считать основными. Проще говоря, он стал началом объяснения народу, во что верить. В частности, на первом вселенском соборе также был предложен Символ веры, который в лаконичной и доступной форме объяснял, во что должен верить каждый христианин. Данное песнопение звучит на каждой литургии, чтобы люди никогда не забывали о том, кто они.

Когда же празднуется Пасха?

На этом вселенском соборе было установлено, что отмечать Пасху необходимо в первое воскресение после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия. Такая дата высчитывается по сложной формуле, и современные технологии позволяют предвидеть день Пасхи на много десятков лет вперед.

Юлианский и григорианский календари

В общем, после первого вселенского собора все христиане начали отмечать Пасху в один день. Но в 1054 году случился раскол: появилась православная и католическая христианские церкви. В дате празднования Воскресения ничего не изменилось. Но модификации случились в 1582 году. Тогда юлианский календарь, общепринятый на то время, начал считаться не совсем точным. Поэтому папа Григорий 13-й в 1582 году ввел в обиход Григорианский календарь.

В силу большей астрономической точности большая часть стран пользуется им до сих пор. Но православные до сих пор пользуются Юлианским календарем, несмотря на его недалекость, потому что Христос жил в еще те времена. Хотя в последнее время ведутся активные разговоры о переходе всех церквей на григорианское летоисчисление. К чему это приведет? Да к положительным сдвигам. Так, православные и католики будут отмечать рождество 25 декабря. Пост будет заканчиваться перед Новым годом и православные не будут его нарушать.

Так вот, этот календарь говорит так: Воскресение Господа идет сразу после еврейской Пасхи, на следующий день. Но по Григорианскому календарю католическая Пасха может даже раньше еврейской быть. Поэтому расхождение в числах может быть достаточно существенным, поскольку с учетом другой календарной системы. Следовательно, иного дня весеннего равноденствия. Пасха у католиков может быть на тринадцать и больше дней раньше. Хотя благодатный огонь сходит в день Пасхи по православному календарю, а не католическому.

На самом деле, ответ довольно прост - так уж сложилось исторически. А ещё и потому, что должна традиционно выпадать на воскресенье. Но увы, число 365 нацело на 7 не делится, поэтому даты воскресений тоже смещаются. Вот только не всё так просто. Поэтому сайт и расскажет вам, почему Пасха отмечается в разные дни

Небольшой исторический экскурс

Что вообще такое Пасха и как люди вообще могли определять, когда она должна была отмечаться? Обо всё этом довольно подробно описано в Библии. Всё же более эффективного источника информации, касающейся раннехристианских традиций, не найти. И вот согласно этим данным, Иисус Христос был схвачен, осуждён и казнён непосредственно после празднования иудейского праздника Пейсах, посвященного уходу иудеев из Египта под предводительством Моисея.


Вот только и этот праздник был привязан не к солнечному календарю, а к лунному, поэтому тоже каждый год смещался. Но что мешало христианам просто зацепиться именно за этот Пейсах и отмечать Пасху в следующее воскресенье после него? Ответ прост - отношение к иудеям.

Увы, несмотря на общие исторические и религиозные корни, эти две религии очень долго не могли существовать мирно. Поэтому привязывать светлый праздник воскресения Сына Божьего к чему-то иудейскому никому не хотелось.

Почему Пасха отмечается в разные дни?

И вот на Первом Вселенском Соборе от 325 года, когда все видные христианские деятели собрались, чтобы наконец-то совместными усилиями постановить, что же представляют собой догматы христианства, основные праздники, особенности богослужения и прочее, обсуждался и вопрос празднования Пасхи.


И было постановлено, что она должна отмечаться в первое воскресенье после первого новолуния, наступающего после весеннего равноденствия. Причём если полнолуние выпадает на воскресенье, то это не считается, и Пасха выпадет на следующее.

Итак. Весеннее равноденствие у нас тоже плавающее - чаще всего выпадает на 20, 21 и 22 марта. Полнолуния, опять же, плавающие. Лунный календарь с солнечным в принципе слабо совпадает. Вот поэтому Пасха и может праздноваться начиная с 4 апреля, заканчивая 8 мая. В 2018 году, например, это событие будет 8 апреля. А в следующем 2019 - 28 апреля.

Однако на этом споры о праздновании Пасхи не закончились. В 664 году был реальный конфликт между христианами города Уитби, у которых Пасху было принято отмечать с 14 по 22 лунный день, хотя и в воскресенье, и официальными церковными властями. Спор завершился в пользу ортодоксальной традиции, местным пришлось подчиниться.


Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, почему тоже не всегда отмечают пасху в один день. Кроме 2025 года - тогда даты пасхи у них снова совпадут.

Обычно Пасха отмечается весной в один из воскресных дней. Почему же каждый год этот великий праздник может праздноваться в разное время?

Иудейская и христианская Пасха

Изначально празднование христианской Пасхи было тесно связано с датой празднования Иудейской пасхи. Она отмечалась не по солнечному календарю, а по лунному еврейскому.

Суть Иудейской пасхи заключается в том, что она посвящена чудесному освобождению евреев из египетских рабских оков. Это событие имело место быть в середине 13 века до н.э. Оно описано во второй книге Библии – Исход.

В книге говорится, что Господь предупредил израильтян о предстоящем спасении и возвестил их о том, что в ближайшую ночь каждая египетская семья потеряет первенца, поскольку только такая кара заставит египтян освободить евреев из рабства. А чтобы это наказание не коснулось самих евреев, необходимо было двери их домов помазать кровью заколотого накануне ягненка (агнца). Его кровь спасет еврейских первенцев от смерти и освободит их из рабства. Так и случилось. С тех пор Пасха празднуется каждый год, а в память об этом событии закалывается пасхальный ягненок.

Этот агнец является прообразом Иисуса Христа, который явился Спасителем мира, распятым на кресте за грехи человечества. В Евангелии сказано: «Христос - Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, Его драгоценная Кровь, пролитая на Голгофе, очищает нас от всякого греха. И его распятие непосредственно в день иудейской Пасхи отнюдь не случайно».

Это произошло в день полнолуния, после весеннего равноденствия, 14-го нисана по еврейскому календарю. А воскрес Иисус на третий день после распятия, который мы и называем воскресением. Вот почему даты празднования иудейской и христианской Пасхи так взаимосвязаны.

Первые три столетия христианской истории существовало сразу две даты празднования Пасхи. Одни отмечали ее 14-го нисана вместе с иудеями – как символ памяти о Христовом распятии и его смерти, другие же, которых оказалось большинство – в первое же воскресенье после 14-го нисана, как символ Христова воскресения из мертвых.

Окончательное решение о дате празднования Пасхи было принято в 325 году на первом Вселенском соборе. Было решено: «…праздновать Пасху, после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия».

Юлианский и Григорианский календарь

Таким образом, начиная с 325 года, христиане всего мира начали праздновать Пасху и другие христианские праздники в один день.

Однако после раскола Христианской церкви в 1054 году появилась так называемая Римско-Католическая Церковь. Сначала календарь праздников оставался единым, но затем в 1582 году папа Римский Григорий 13-й ввел Григорианский календарь, а значит и новое летоисчисление. Данный календарь считался более точным с точки зрения астрономии, потому сейчас он принят в большинстве стран мира.

А Русская Православная Церковь и по сей день пользуется старым Юлианским календарем (который еще в народе называется Православным), поскольку Иисус Христос жил в те времена, когда действовал Юлианский календарь.

Исходя из этого календаря, Пасха, описанная в Евангелии, по хронологии идет сразу после Пасхи еврейской. В Григорианском же календаре считается, что католическая Пасха может не только совпадать с еврейской, но и быть несколько раньше нее.

Таким образом, порой православная Пасха совпадает с католической, а иногда бывает достаточно большое расхождение в числах.

Стоит также отметить, что Григорианский календарь, безусловно, точнее, однако вот уже на протяжении столетий благодатный огонь в Вифлееме нисходит именно в день Пасхи по Юлианскому (Православному) календарю.

Одним из самых великих православных праздников является Пасха. Дата ее постоянно меняется. Известно, что она напрямую зависит от лунно-солнечного календаря. Каждый год специалисты высчитывают дату Пасхи по особой формуле.

Многие люди не понимают, почему меняется Пасха, а точнее ежегодно меняется ее дата. Пасха - великий православный праздник. Православные празднуют ее на следующее воскресенье после католической Пасхи.

Каждый год дата этого светлого праздника меняется. Многие люди совершенно не понимают, отчего зависит дата Пасхи. Ведь иногда ее празднуют в марте, а иногда и в мае. Очевидно, что ученые рассчитывают дату католической Пасхи, а дата православного праздника определяется автоматически, ведь праздник наступает ровно через неделю после Вербного воскресенья.

Некоторые думают, что эти даты как-то связаны с Рождеством или другими православными и католическими праздниками. Но это совершенно не так. Для того, чтобы узнать точную дату праздника в каждом конкретном календарном году, существуют определенные формулы. Ученые рассчитывают по ним время наступления полнолуния.

Первое воскресенье после полнолуния, которое наступает после 20 марта, и будет датой Пасхи. Время наступления Великого поста высчитывается уже позже. Для расчета нужно отсчитать в обратную сторону от даты Пасхи ровно 40 дней. Для православных людей этот светлый праздник имеет огромное значение. Он является окончанием Великого поста.

В этот день люди поздравляют друг друга и радуются воскрешению Христа. Известно, что именно на 40 день после начала поста Христос воскрес, о чем стало известно всем верующим. Существует множество обычаев, которые люди обязаны соблюдать на Пасху. К примеру, в этот день принято накрывать стол и звать к себе на обед друзей и знакомых. При встрече люди должны три раза поцеловать друг друга в щеку и произнести слова "Христос Воскрес! ".

Пасха в апреле считается ранней, если она приходится на первые числа месяца. Если Пасха приходится на конец апреля или начало мая, она поздняя. Ученые уверяют, что нельзя заранее предугадать на какое именно число придется Пасха.

На вопрос о том, почему меняется дата Пасхи, могут без особых затруднений ответить астрономы. Именно они вычисляют дату праздника ежегодно. В 2014 году православные христиане будут праздновать Пасху 20 апреля. Верующие готовятся к этому дню заранее. Хозяйки пекут куличи, готовя пасхальные угощения, красят куриные яйца.

Обычай красить яйца на Пасху появился уже очень давно. Люди с огромным удовольствием готовятся к празднику, чтобы затем удивить знакомых и друзей яркими и красочными сувенирами. Среди верующих принято обмениваться крашеными яйцами и пасхальными куличами со своими друзьями и знакомыми. Раньше хозяйки красили яйца исключительно луковой шелухой.

На сегодняшний день в продаже имеется очень много пищевых красителей и специальных трафаретов, при помощи которых можно очень оригинально оформить яйца. Такие пасхальные подарки обязательно вызовут восторг у всех знакомых и родственников. В современных магазинах незадолго до Пасхи начинают появляться специальные отделы, в которых продаются только пасхальные товары.

Это могут быть красители для яиц, трафареты, различные наборы для украшения куличей, формочки. Это очень удобно, так как каждая хозяйка получает возможность приобрести все в одном месте, не выискивая по магазинам те товары, который ей нужны. Если в семье есть маленькие дети, можно изготовить веселые сувениры специально для них.

Можно даже привлечь к изготовлению поделок или сладких сюрпризов самих ребят. Им будет очень интересно поучаствовать в подготовке к празднику. Особенный восторг вызывает у них выпечка куличей и украшение яиц. Дети постарше любят предлагать свои идеи, которые могут быть весьма оригинальными и заслуживающими определенного внимания.

Чтобы узнать, когда бывает Пасха, можно заглянуть в специальный календарь. Как правило, там указаны все даты за прошлые годы, а также на несколько лет вперед. Найти закономерность в этих числах самостоятельно невозможно.

Вместе с датой празднования Пасхи меняются и даты празднования некоторых православных праздников. К примеру, Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Перед светлым воскресеньем люди отмечают страстную неделю. В этот период верующие должны придерживаться всех запретов, связанных с постом, особенно строго.

Особенно важно не грешить в Страстную пятницу. Некоторые православные христиане практически не едят в этот день, а только молятся. Считается, что чистота в доме, а также все работы, связанные с уборкой, должны быть проведены в Чистый четверг.

В пятницу уже не стоит выполнять никаких работ. Вечером в четверг люди ходят в церковь, откуда они приносят благодатный огонь в лампадках. С этим огнем нужно несколько раз обойти дом по часовой стрелке и прочесть молитву. Считается, что таким образом можно очистить свое жилище от злых сил и привнести в него хорошую энергетику.

Такой обряд особенно важен для тех людей, которые желают сохранить мир в семье или улучшить взаимоотношения между самыми родными и близкими. После Пасхи люди отмечают самую благодатную и светлую неделю в году. Считается, что это время благоприятно для того, чтобы играть свадьбы, крестить детей.

На протяжении всей недели люди ходят в церковь и молятся Богу. Пасха является окончанием Великого поста, поэтому многие люди с удовольствием отмечают это событие. Для некоторых пост становится большим испытанием и по его окончании они испытывают настоящее облегчение.

Как правило, верующие люди стараются напечь куличей на несколько дней вперед, чтобы всю неделю наслаждаться их вкусом. В старину их пекли по особым рецептам, благодаря чему куличи еще долгое время сохраняли свежесть и были необыкновенно вкусными.

Пасха - великий православный праздник. В этот день все верующие поздравляют друг друга, дарят друг другу маленькие подарки и приглашают на обед. На стол принято ставить множество блюд, включая традиционные.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 sapajja

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

Похожие публикации