Правила поведения человека в общественном месте. Правила безопасности поведения в городе, на улицах, в общественных местах, на природе: памятка

Современный человек, особенно живущий в городе, с другими людьми общается в основном на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. Поэтому правила поведения в общественных местах очень важны в современном этикете. Эти правила основаны на опыте прошлых поколений и одновременно отражают уклад современной жизни. Конечно, это только советы о том, как наиболее разумно вести себя в различных ситуациях, в которых может очутиться любой человек на улице или в другом общественном месте. Но знание и выполнение их делает жизнь человека и окружающих его людей более приятной, удобной, и даже красивой.

Время не стоит на одном месте, и поэтому рекомендации не являются нерушимой догмой, они могут изменяться. Но человеку, попавшему в новые обстоятельства, не предусмотренные советами и правилами, поступать так, а не иначе, помогают чувство такта, осознание истинного смысла культуры общения.

На улице , естественно, все граждане должны соблюдать правила уличного движения, обеспечивающие безопасность пешеходам и водителям. Пешеходы обязаны пользоваться тротуаром, а не проезжей частью, переходить улицу только в разрешённых местах по зелёному сигналу светофора. На тротуаре следует соблюдать определённый порядок: придерживаться правой стороны по ходу своего движения. Особенно утром и вечером, чтобы не происходило столкновений встречных людских потоков, когда люди торопятся на работу, а затем спешат домой.

Все пешеходы имеют разную скорость передвижения. Воспитанные люди, обгоняя других, стараются не задевать их. Если же случайно толкнут кого-либо, то немедленно извиняются: «простите», «извините». Эти слова вежливости позволяют сгладить неудобство, причинённое случайно.

Нельзя останавливаться для беседы на середине тротуара. Это – проявление неуважения к остальным пешеходам, которые вынуждены обходить собеседников, стоящих на их пути. Если хочется поговорить, следует отойти в сторону.

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идёт тот, кто моложе. Если же идут трое, то женщина или старший по возрасту идёт посередине. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары; женщины или старшие по возрасту идут впереди.

При встрече на улице знакомого, необходимо поприветствовать его. Бывает, что люди встречаются на улице в один и тот же день дважды. Неприлично делать вид, что не заметил человека и отворачиваться от него. Надо хотя бы улыбнуться ему. Можно произнести фразу «Вот и ещё раз встретились» или другие вежливые слова.

Следует всегда помнить, что воспитанный человек на улице:

Не сорит, не плюёт, не показывает пальцем;

Не кричит на детей;

Не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплёвывает косточки, не ест на ходу.

Общепринято, что мужчина может курить на улице, хотя по строгим правилам хорошего тона этого следовало бы избегать. Но курение женщины на улице – это первый показатель отсутствия культуры у данной дамы.

Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми – признак респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует ряд правил для людей, путешествующих на поезде, теплоходе, самолёте . Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести её. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым: болтливость – признак дурного тона, другая крайность – замкнутость.

Правила поведения во всех видах транспорта практически одинаковы. Разница только в соблюдении некоторых условий при входе и выходе. Старым людям, инвалидам, женщинам с детьми следует помогать при посадке в транспорт, если они в этом нуждаются. При выходе из транспортного средства, особенно зимой, когда на улице скользко, следует таким людям протянуть руку, стараясь поддержать выходящего человека под локоть. Необходимо в метро, в электричке уступать место старым людям и женщинам.

Во всех видах общественного транспорта недопустимы излишне громкий смех и разговоры, как между собой в компании, так и по мобильному телефону. Если позвонили вам и срочно надо ответить, старайтесь говорить вполголоса и очень кратко. Следует помнить, что вы не одни и рядом с вами люди, которым вы своими громкими разговорами причиняете неудобство.

Посещая театр , необходимо соблюдать ряд правил этикета. Ни в коем случае не опаздывать, т.к. приходя в последнюю минуту, вы мешаете тем, кто уже занял свои места. При входе подаёт билеты мужчина или самый молодой из спутников.

Мужчина снимает головной убор, войдя в здание театра и в гардеробе пальто. Только затем он помогает своей спутнице снять пальто. При уходе из театра мужчина также сначала одевается сам, после этого подаёт пальто спутнице. Свой головной убор он надевает лишь в дверях при выходе.

При проходе к своему месту, мужчина идёт первым. Если в ряду уже сидят люди, то следует проходить на своё место лицом к сидящим людям, спиной к сцене. Обязательно следует извиниться перед людьми за причинённое беспокойство. Неприлично во время спектакля переговариваться, шуршать конфетными обёртками. Людям простуженным следует остаться дома, т.к. кашель, сморкание мешает и зрителям и актёрам. Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончится действие. В театре5 принято аплодировать не только в конце спектакля, но и после конца каждого действия, в конце блестящей сцены или арии, иногда при выходе на сцену известного актёра. При появлении дирижёра и солистов, если спектакль музыкальный.

В гостинице, санатории, пансионате следует быть приветливым, вежливым и тактичным с обслуживающим персоналом и гостями. Необходимо соблюдать следующие правила:

Не включать в вечернее и ночное время телевизор на полную мощность;

Не разговаривать громко в коридорах;

В случае позднего возвращения или раннего подъёма стараться производить как можно меньше шума.

Каждый уважающий себя человек должен знать правила поведения в общественных местах, чтобы не мешать окружающим и не создавать некомфортной психологической обстановки. Напомним эти правила поведения, столь необходимые в повседневной жизни. Сегодня мы подробно обсудим, как нужно вести себя в магазине, общественном транспорте, в такси и на улице.

Нужно ли говорить, что в общественных местах прежде всего необходимо вести себя тихо, не вызывая беспокойства окружающих людей, не позволяя себя громких, неуважительных и грубых высказываний в чей-либо адрес. Кроме того, непозволительными считаются резкие движения, грубые или неприличные жесты, гримасы.

Одним из общественных мест является магазин. Этичное поведение по отношению к другим людям начинается еще при входе в него. Прежде всего необходимо пропустить всех тех, кто выходит из магазина, а затем уже входить в него, если при этом одновременно с вами в магазин желают войти беременные женщины, пожилые люди, инвалиды, их следует пропустить вперед.

Непозволительно входить в магазин с предметами, способными испачкать других покупателей или прилавок, таким образом, вход в магазин с мороженым или зажженной сигаретой запрещен. Нельзя входить в магазин и с собаками. Если мужчина зашел в магазин в головном уборе, его можно не снимать, но если данный посетитель остановился поговорить с кем-либо из работников магазина, головной убор полагается снять.

В магазине, как и в любом другом общественном месте, следует вести себя вежливо, не устраивать публичных сцен, скандалов, бурных выяснений. Если вам не нравится товар и вы хотите его вернуть, нужно сказать об этом продавцу или менеджеру зала один на один, не привлекая внимания окружающих.

Если в магазине по этим или иным причинам возникла очередь, ее следует соблюдать, не пытаться пробраться к прилавку минуя ее, кроме того, если в очереди стоят пожилые люди, беременные женщины, инвалиды, их следует пропустить вперед. Правила этикета в магазине предполагают, что за обслуживание следует благодарить продавца или консультанта.

Может быть, кто-то удивится, но существуют и правила поведения на улице. Как и во всех остальных общественных местах, этикет поведения на улице предполагает, что люди ведут себя спокойно, не создавая излишнего шума, не выкрикивая ругательств и нецензурной брани, то есть не причиняя беспокойства окружающим. Кроме того, существует правило, согласно которому стоит придерживаться правой стороны тротуара и не заслонять левую, чтобы пешеходы, идущие вам навстречу, могли беспрепятственно пройти по своей стороне. На узкой дороге принято мужчинам уступать дорогу женщинам, а также людям молодого возраста пожилым.

Неприлично петь на улице, громко смеяться, сморкаться на виду у других, тем более без платка, как это нередко можно заметить на улице, ковырять в носу, зевать не прикрывая рта. Если кто-то чихнул в вашем присутствии, сделайте вид, что вы этого не заметили.

Бросать мусор следует исключительно в специально предназначенные для этого урны, если таковых вы не видите, держите мусор при себе.

В случае, если вы кого-либо случайно толкнули, задели, наступили на ногу, необходимо извиниться, если же аналогичное действие было совершено в ваш адрес, услышав извинение, ответьте "не стоит беспокоиться", "ничего страшного" и т. д. Если вам нужно пройти сквозь скопление людей, попросите уступить вам дорогу, используя выражения "пожалуйста", "позвольте пройти", "с вашего разрешения" и т. д.

Этикет в общественном транспорте подразумевает то же не вызывающее беспокойства у окружающих поведение. При входе в тот или иной вид общественного транспорта следует пропустить выходящих из него, далее пропустить людей пожилого возраста, беременных женщин, людей с маленькими детьми. Войдя, проходите внутрь салона, чтобы не задерживать выходящих у дверей. Уступайте место беременным женщинам, пожилым людям, инвалидам, детям школьного возраста места не уступают, они, согласно правилам этикета, должны сами уступать место людям старшего возраста.

Не следует пользоваться общественным транспортом, если вы больны инфекционным заболеванием, например гриппом. Если в салоне общественного транспорта вы кашляете или чихаете, закрывайте рот и нос платком. Неприлично громко сморкаться.

В такси садитесь на заднее сиденье справа, если нужно показывать дорогу, лучше сесть на переднее сиденье.

В купе поезда следует поздороваться с остальными пассажирами и занять свое место. Если в купе едут люди пожилого возраста, можно предложить им поменяться местами, если ваше более удобное. Мужчины могут помогать женщинам расставлять тяжелый багаж. В купе также следует обговаривать кто когда просыпается, выходит, а также переодевается. Не забывайте заранее приготовиться к выходу из поезда.

Главное, что нужно помнить, находясь в общественных местах, это то, что ты здесь не один, и поэтому вести себя нужно так, чтобы не мешать другим людям.

На улице и в общественном транспорте

Выходя из дома, не забудь посмотреть на себя в зеркало, чтобы убедиться, что с твоей одеждой все в порядке.

Повстречав на улице своих знакомых, здоровайся с ними первым. При этом, здороваясь со старшими или с девочкой, первым руки не протягивай: подожди, пока это сделают они. Подавая руку, обязательно сними перчатку.

Идя по улице вместе с девушкой, парень должен находиться слева от нее. Если идут трое – парень и две девушки – парень идет в центре, а если 2 парня и девушка, то в центре идет девушка. Идти цепью 4 человека и более нельзя, чтобы не мешать движению других людей. В этом случае нужно разбиться на группы по 2 или 3 человека.

При этом нельзя вести себя шумно, громко смеяться, размахивать руками, дурачиться, посылать ”остроумные” реплики в адрес проходящих мимо девушек. Нельзя бросать прямо себе под ноги шелуху от семечек, обертки от конфет, мороженого (кстати, во многих странах нарушителю придется заплатить за это значительный штраф).

Заходя в общественный транспорт, нельзя ломиться в дверь первому, расталкивая всех локтями: сначала нужно пропустить старших и женщин с маленькими детьми, затем заходить самому. Если заходят парень с девушкой, то сначала парень пропускает вперед девушку, а затем заходит сам. А выходит первым парень и помогает выйти девушке, подав ей руку.

В целом нужно со вниманием и уважением относиться к людям, особенно к более слабым или попавшим в затруднительную ситуацию. Так, нужно помочь подняться упавшему на гололеде человеку, обязательно нужно придерживать дверь, выходя из метро, чтобы она не убила идущего следом за тобой и т. д.

В театре, на концерте

Приходить в театр нужно заранее, минут за 15-20 до начала действия. За это время можно спокойно раздеться, купить программку и пройти на свое место. В гардеробе принято подавать свою верхнюю одежду, перекинув ее через барьер (кстати, накануне не забудь проверить не оторвана ли в твоей куртке вешалка, иначе тебе будет стыдно за свою неряшливость перед окружающими). Номерок лучше спрятать в карман или сумку. Если будешь вертеть его в руках, обязательно уронишь или потеряешь.

Обычай, согласно которому мужчина по улице идет слева от женщины, имеет сое объяснение. Дело в том, что еще двести-триста лет назад мужчины не выходили из дому без оружия: у каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал (на левом для того, чтобы быстрее и удобнее было выхватить оружие из ножен правой рукой).

А чиновники, так те еще до конца 19 века были обязаны носить при мундире шпагу, которая тоже висела на левом боку.

Для того чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это вошло в обычай, который дошел и до наших дней.

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Открытое занятие

по программе

«Под парусом Надежды»

на тему:

«Как вести себя

в общественных местах»

Подготовила:

воспитатель

Новикова Марина Викторовна

Белев, 2014 год

Тема занятия: «Как вести себя в общественных местах».

Цель: выработка у депривированных несовершеннолетних навыков

Культурного поведения в общественных местах.

Задачи: закрепить знания детей о вежливости; развивать навыки

Культурного поведения в общественных местах; воспитывать

Самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать

Проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное отношение

К окружающим; закреплять знания по безопасности движения. Оборудование: слайды, 2 выпуска ералаша «Шел автобус пятый номер» и

«Антракт», 6 карточек, музыка «Солнышко лучистое любит

Скакать», буклеты «Правила поведения в общественных

Местах».

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

II Основная часть

1. Чтение стихотворения воспитателем.

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

- Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

2. Беседа по прочитанному стихотворению.

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

- Что значит «кислое настроение»?

- А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам).

- Ребята, а как можно «поднять» настроение? (сказать человеку добрые слова).

3. Игра «Поднимем друг другу настроение».

Давайте поднимем настроение друг другу и нашему солнышку, скажем добрые, вежливые слова.

Вам нужно встать в круг.

Теперь каждый скажет вежливое слово соседу справа и так по кругу.

- Молодцы! Весело стало нам? Поднялось ли у вас настроение? Посмотрите, и солнышко сразу стало веселым.

Ребята, какой же мы можем сделать вывод? (Нужно говорить людям добрые слова).

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

4. Работа с иллюстрацией.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию на слайде. Что вы можете сказать о мальчике? Как он себя ведет?

И какой же мы можем сделать вывод? (Не только слова должны быть добрыми, надо чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться).

5. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Правильно, мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

6. Беседа о вежливости.

Как мы понимаем, что человек вежлив?

Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся?

Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

7. Беседа о правилах поведения на улице.

Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.)

Молодцы!

А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

8. Просмотр ералаша выпуска «Шел автобус пятый номер».

Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим ералаш, и вы мне скажите, о чем мы будем говорить дальше. (О правилах поведения в общественном транспорте.)

Молодцы!

9. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Скажите, правильно ли поступили мальчики?

Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

(Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

В транспорте надо вести себя достойно:

Не шуметь и не толкаться;

Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

Не отвлекать водителя во время движения транспорта;

Держаться во время движения транспорта за поручни;

Вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

Острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.)

10. Физкультминутка «Солнышко лучистое любит скакать».

Немножко отдохнем. Встали все, а теперь вместе со мной выполняем движения под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».

11. Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре?

Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

( Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходи пораньше.

Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Есть во время представления, киносеанса нельзя – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний – ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

Если ваш сосед уже видел этот спектакль, фильм и теперь, желая похвастаться, рассказывает его содержание, вам следует сделать ему замечание.

В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим посетителям.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.)

А чем отличается театр от кинотеатра? (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.)

Молодцы!

11. Просмотр ералаша выпуска «Антракт».

А сейчас посмотрим еще один выпуск ералаша, который называется «Антракт».

Ребята, а что такое «Антракт»? (Антракт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.)

Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

Ребята, будьте внимательны при просмотре ералаша.

Правильно ли вели себя дети в театре?

13. Решение проблемных ситуаций.

А теперь мы с вами попробуем решить проблемные ситуации. У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их.

Кто будет брать карточку, сначала читает вслух вопрос, а потом отвечает на него. Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.)

В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик? («Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю.)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Надо.)

Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Спасибо, мне очень приятно.)

Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

Спасибо ребята за ответы.

III Итог занятия

Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, каждый из вас получает буклет «Правила поведения в общественных местах». И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила.

Спасибо за работу на занятии!


Каждый из нас неоднократно был свидетелем неподобающего поведения ребенка на улице, в магазине или на остановке транспорта. Маленькие дети чаще всего устраивают истерики относительно своих желаний, подростки – шумят, портят имущество, мусорят, а то и курят, сквернословят. Все это издержки как домашнего, так и школьного воспитания.

Ребенок должен знать, как вести себя в магазине и других общественных местах

Эти дети просто не знают, что существуют правила поведения в общественных местах – и они должны их придерживаться.

Даже, если детям о них и известно – а в детском саду и в школе об этом говорят обязательно, часто они не понимают простых вещей:


Обучение основам правильного поведения в обществе надо начинать первого года жизни – и это одна из ключевых задач родителей, аналогичная по важности интеллектуальному, духовному и физическому развитию. Навыкам, как себя вести рядом с чужими людьми, в таких общественных местах, как магазин, театр, музей, транспорт и даже детская площадка, надо обучать малыша так же, как и чистить зубы или завязывать шнурки.

Перечень правил поведения детей за пределами дома

Существуют официальные правила поведения детей – их перечень можно найти в детских и учебных учреждениях. Требования к поведению подростков, конечно, намного сложнее, чем для малышей, но основные, общие для всех, приведены в списке:


Правила поведения, разработанные Минобразования РФ
  • На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.
  • Проявлять вежливость к взрослым людям, покровительствовать маленьким. Быть внимательным к людям с ограниченными возможностями.
  • Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.
  • Беречь общественное и чужое имущество.
  • Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.
  • Без сопровождения взрослых дети до 16 лет не могут находиться на улице после 21 часа вечера (во время каникул дети старше 12 лет могут гулять до 22 часов).
  • Посещение подростков зрелищных мероприятий разрешается не позже 21 часа 30 минут.

Эти подростки злостно нарушают правила поведения

Эти основные требования включают и целый ряд запретов для школьников и подростков:

  • Принимать участие в любых акциях, нарушающих порядок в общественных местах.
  • Распивать спиртные напитки, курить, сквернословить, играть в карты в общественных местах.
  • Заниматься торговлей и перепродажей.
  • Нельзя забираться в подвалы, на крыши, на железнодорожные вагоны.
  • Ездить на подножках общественного транспорта.
  • Самостоятельно купаться без сопровождения взрослых.
  • Хулиганить, бросая камни в проезжающий транспорт, накладывать разные предметы на рельсы.

Детям до 16 лет запрещено выезжать на скутере на дорогу

Для подростков существует также запрет ездить по дорогам на велосипеде до 14 лет, а на мопеде или скутере – до возраста 16 лет.

Чему родители должны научить своего ребенка

Существует также целый ряд неформальных требований, с которыми родители должны ознакомить своего ребенка буквально в первый выход в любое общественное место.

Например, при посещении зоопарка надо малышу объяснить, что нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.


Перед посещением театра надо объяснить детям, как положено себя вести

Также ребенка надо научить, как надо вести себя в театре, в кино и пояснить, почему правила поведения в этих общественных местах отличаются. Дети должны понимать, почему воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма. Детей интересует, почему в театре нельзя кушать и пить во время спектакля, а в кино можно купить попкорн и взять напиток. В музеях и на выставках нельзя трогать экспонаты, надо слушать экскурсовода и не мешать другим посетителям.


Дети должны уступать место пожилым людям

Включают несколько аспектов. Во-первых, это элементарная вежливость. Ребенка надо научить, что принято пропускать вперед при входе женщин и пожилых людей, уступать им место, нельзя расталкивать пассажиров локтями. Во-вторых, воспитанный человек обязательно оплачивает проезд. Третье требование – не сорить в салоне, не загрязнять его надписями. В транспорте не надо громко смеяться, разговаривать, включать музыку, любым способом отвлекать водителя от дороги.


Найчите малыша пользоваться носовичком и салфетками

Другие требования к поведению в обществе включают такие моменты:

  • При кашле и чихании принято прикрывать рот.
  • Пользоваться носовым платком при насморке.
  • Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.
  • Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.
  • Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.

Обучение вежливости

Это один из важных этапов развития культуры поведения и начинать обучение надо с первых слов малыша. Лучше всего это делать не поучениями, что, если хочешь что-то попросить, то надо сказать слово «пожалуйста», а показывать это ежедневно на своем примере.

Когда родители просят ребенка и при этом сами говорят слова вежливости, то малышом это будет восприниматься как норма и специально учить его не будет необходимости.

Основные слова, которые должен знать воспитанные детки, следующие:

  • спасибо;
  • благодарю;
  • пожалуйста;
  • прошу;
  • извините;
  • здравствуйте и до свиданья;
  • спокойной ночи;
  • доброе утро;
  • разрешите;
  • будьте добры;
  • будьте здоровы;
  • приятного аппетита;
  • приятно познакомиться;
  • можно вам помочь;
  • мне очень жаль;
  • угощайтесь и другие.

Другие правила поведения

Обучение вежливости у малышей можно превратить в интересную игру. Забыл сказать «пожалуйста» - плати штраф. Не деньгами, конечно, а каким-либо действием (10 приседаний, убрать игрушки, помочь чем-то) или ограничением (выключить мультики). Это касается и взрослых членов семьи. С них штрафы серьезнее – купить мороженое, сделать что-то по просьбе ребенка. Сделайте список вежливых слов и повесьте его на видном месте. Со временем привычка их употреблять будет доведена до автоматизма.

К законам вежливости относится телефонный и подарочный этикет: ребенок должен первым представиться, если звонит кому-то, поблагодарить за полученный подарок.


Нельзя кричать на улице и в общественных местах

Также, правила поведения в обществе требуют соблюдения таких норм:

  • стучаться перед тем, как открывать двери;
  • не шептаться при других людях, не говорить на непонятном им языке;
  • не перебивать, когда кто-то говорит;
  • не поворачиваться спиной, когда к тебе обращаются.

Поведение за столом

Это один из самых сложных в обучении раздел общественных правил. Многие взрослые не умеют вести себя за столом. А их дети во всем подражают им, так как не видят ежедневно другого примера. С самого детства обучайте ребенка основным правилам и запретам.


Обучение можно проводить в игровой форме
  • мыть руки перед едой;
  • уметь пользоваться столовыми приборами;
  • пользоваться салфетками (а не вытирать рот руками, а руки – о скатерть или штаны);
  • брать адекватную порцию;
  • благодарить за трапезу.
  • чавкать, кушать с открытым ртом;
  • говорить с полным ртом;
  • баловаться за столом;
  • ковыряться во рту;
  • критиковать блюда;
  • плеваться за столом.

Личный пример

Одних воспитательных разговоров и пояснений для того, чтобы детей и подростков обучить правилам поведения среди людей, будет недостаточно. Видя, что отец плюется на улице под ноги, или мама громко и некрасиво ругается в магазине – ребенок и сам будет вести себя так же, копировать поведение взрослых.


Личный пример - лучший способ обучения

Поэтому начинать воспитание ребенка надо с себя.

Большое влияние на детей, особенно подростков, оказывают сверстники, компания, в которой они проводят свободное время. Если Вы считаете, что ребенок попал в неподходящую компанию, руганью не обойтись. Наиболее эффективный путь, как отвернуть подростков от нежелательных друзей – показать им сбоку, как некрасиво и непрезентабельно они смотрятся в обществе, объяснить, почему они находят осуждение у других людей, и какое это будет иметь влияние на всю их последующую жизнь.

С детских лет ребенку надо объяснять, что такое хорошо, что такое плохо. Для этого играйте с ним в ролевые игры, прорабатываете различные сценки, показывая на примерах, как неприятно находиться рядом с невоспитанным человеком. Также, объясняйте это, пересматривая мультфильмы и фильмы. И помните – учить всегда легче, чем переучивать.

Похожие материалы

Похожие публикации