Развитие памяти: уроки запоминания. Как развить память: тесты, методики, способы, тренажеры

Чтобы стать умнее и улучшить работу мозга, стоит воспользоваться следующими советами, которые обязательно помогут улучшить память взрослому человеку . Сегодня мы пройдемся по самым эффективным способам улучшения памяти благодаря активизации мозговой деятельности. А после того, как вы выберете подходящие способы именно для вас, — следует найти полную информацию конкретно о данном способе, чтобы применять его на практике полноценно.

Из статьи вы узнаете следующую информацию:
— Самые действенные способы как улучшить память взрослому человеку;

Итак, 15 способов как улучшить память и работу мозга взрослому человеку.

1. Постарайтесь тренировать кратковременную память , заучиванием на память номеров телефонов.
Это хорошее и простое упражнение помогает тренировать кратковременную память, которая является первым двигателем интеллекта. Многие предприниматели и руководители компаний тренируют память именно таким незатейливым способом.

2. Хотите запоминать большое количество информации, — старайтесь высыпаться . Здоровый сон очень важен для полноценного функционирования организма.
Если с вечера тяжело что-либо запомнить, раньше ложитесь спать . Проснувшись утром, вы с удивлением заметите, что вся нужная информация уже «записана» в мозгу. Исследования доказали, что память продолжает работать и во время сна. Но когда тело устало, не следует его перегружать. Урегулируйте режим дня.


3. Движения — двигатель развития не только всего организма, а и мозга.
Новые клетки гиппокампа (участка мозга) растут тогда, когда человек находится в движении, причем движение способствует защите и уже имеющихся клеток. Исследования показали, что получасовая пробежка каждый день способствует увеличению концентрации элементарного внимания втрое.

4. Изучение иностранных языков.
Когда вы владеете несколькими языками, мозг начинает думать, выбирая уместные слова, тем самым активизируя корковые связи. Последние отвечают за все языки, которыми владеет человек. После этого в работу включается управленческий участок (предлобная кора мозга), который непосредственно и отвечает за выбор нужного слова. Разговаривая на разных языках, человек волей-неволей заставляет себя постоянно тренировать мозг . Это улучшает память любому взрослому человеку.

5. Решение логических ребусов и задач.
Учеными давно доказано, что решения логических упражнений, кроссвордов и ребусов способствуют снижению вероятности развития возрастного слабоумия. Вот почему врачи всегда советуют людям в возрасте уделять время разгадыванию кроссвордов и ребусов. Собирая пазл, вы тренируете участки мозга. При этом мозг не загружен полностью и способен думать параллельно о чем-то другом.

6. Интересно и полезно: занимайтесь рукоделием.
Вы увеличиваете мозговую активность и тогда, когда вы тренируете мелкую моторику рук, тренируется и умственное развитие. Так что смело беритесь за рукоделие: бисер, вязание, вышивка, шитье - положительно влияют на интеллект. Такое развитие памяти широко используется для развития детей в дошкольном и школьном возрасте.

7. Воздвижение «дворца».
Для того, чтобы происходящие факты хорошо запомнились, необходимо провести ассоциативный ряд мыслей, возвести своеобразный «дворец памяти» - методика для лучшего запоминания информации. Ознакомиться подробнее с этой методикой можно в книге Брайена «Как развивать абсолютную память». Она основана на умственной деятельности, направленной на стратегическое обдумывание и построение чего-бы то ни было.

8. Исследование «новых путей».
Ученые предлагают делать зарядку для ума, цель которой - изменить ход и порядок вещей, течение событий. Для ее выполнения достаточно пойти на работу иным маршрутом, использовать в качестве главной руки левую, принять душ в темноте и так далее. Эти действия лишают отростки нервных клеток возможности атрофироваться.

9. Наслаждение кофе.
Говоря о способах как улучшить память взрослому человеку, следует помнить о пище, способной стимулировать мозговую активность. С помощью экспериментов установлено, что люди, которые выпивают ежедневно несколько чашечек кофе, меньше подвержены депрессии. Кофе способствует улучшению состояния кратковременной памяти в результате воздействия кофеина на нейронные связи. Однако этот способ можно применять в случае отсутствия противопоказаний, так как кофеин активно действует на сердце.

10. Выполнение «экзамена сознания» (упражнение Пифагора).
Ежедневно, перед тем как уснуть, анализируйте детально весь день: что вы сделали хорошего, за что вам стыдно, что бы вы хотели изменить и так далее. Постепенно усложните «упражнение Пифагора»: возвратитесь в прошлый день, в позапрошлый. Восстанавливайте в памяти любые нюансы, все подробности. Этот способ подходит тем, кто любит вспоминать и мечтать, как например, рассматривая старые фотографии.

11. Игры с детьми (малышами).
Непосредственность детей способна активизировать у взрослого творческое начало. Игра с детьми тренирует часть мозга, которая отвечает за эмоции (миндалевидная железа). Возьмите за правило подобно ребенку задавать вопросы, проявлять любопытство - так вы откроете для себя много нового и познавательного.

12. Черчение и рисование.
Чтобы активизировать внимание и повысить память, во время разговоров или размышления старайтесь что-либо рисовать или чертить. Этот способ подходит не для всех, но он очень способствует сосредоточению человеку на конкретной вещи, что тренирует мозг.

13. Общительность.
Самая простая тренировка памяти, — общение с разными людьми.
Будьте открытым человеком, разговаривайте с другими людьми, интересуйтесь их новостями. Человек, который ведет замкнутый образ жизни, перестает развиваться.

14. Целебная сила классического искусства, музыки.
Для развития памяти, концентрации внимания полюбите классическую музыку. Музыка других направлений воздействует на организм либо отрицательно, либо нейтрально.

15. Ароматерапия.
Вдыхайте запах розмарина, его аромат способен усилить концентрацию внимания. Запахи розы и герани успокаивают и оказывают благотворный эффект на память. А запахи кипариса, лимона и мяты являются для памяти ароматическими энергетиками.

Вам осталось выбрать подходящие способы тренировки памяти и улучшения работы мозга. А потом узнать о подходящем для вас способе более конкретно.

В этой статье мы постарались раскрыть для вас тему:

Надеемся, информация была для вас полезной и актуальной для того, чтобы использовать её в своей жизни. Оставайтесь всегда на высоте, спасибо за ваше внимание, женский онлайн-журнал сайт

Улучшение памяти происходит в результате постоянных тренировок работы мозга. Важно не только много читать, но и извлекать из литературы максимум информации с деталями, то есть пользы. Как удержать в памяти массивы информации? Предлагаем использовать технику под названием АДВ. С ее помощью можно быстро проанализировать новую информацию, отделить главное от второстепенного и упростить запоминание текста.

Что такое техника АДВ?

Техника АДВ – это надежный способ проанализировать текст и запомнить из него самую важную информацию. Техника основана на выделении краткого содержания текста и его оценке. Ее составные части: А – аннотация, Д – доминанта, В – вывод. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Аннотация

Это краткий пересказ текста, состоящий из 1–3 абзацев. Аннотация статьи объемом 10 000–15 000 знаков может быть из одного абзаца. Краткий пересказ книги содержит 2–3 абзаца.

Если не привыкли конспектировать, поначалу испытаете трудности. Поэтому для тренировки в первый раз сделайте подробный пересказ прочитанного, а затем сокращайте его до тех пор, пока в аннотации не останется лишней информации

Доминанта

Это ответ в одном предложении на вопрос, о чем текст. Стремитесь к тому, чтобы доминанта подсказывала главную мысль автора, опираясь на которую можно легко вспомнить нужную информацию из текста.

Вывод

Аннотации и доминанта отражают задумку автора. Сюда мы не вносим оценочных суждений. В выводе, наоборот, выражается отношение к прочитанному. В идеале давайте в выводе не только оценку («нравится/не нравится», «полезно/бесполезно»), но и описывайте план дальнейших действий.

Как избежать ошибок в запоминании

Хотя АДВ – простая техника, которую может освоить и успешно применять любой человек, при ее использовании все же допускают ошибки. Приведем распространенные, чтобы можно было их избежать.

Частые ошибки в аннотациях

  1. Не используйте общие фразы. Они засоряют память и мешают запомнить информацию. Используйте в аннотации конкретику.
  2. Не оценивайте и не интерпретируйте текст автора.

Частые ошибки в доминантах

  1. Слишком короткая доминанта. Короткая доминанта не показывает отличие данного текста от других на эту же тему. Не сокращайте ее до пары слов, а формулируйте развернуто.
  2. Доминанта дублирует название текста.
  3. Оценочная доминанта. Ваша задача сформулировать суть книги, а не дать ей оценку.

Частые ошибки в выводах

В выводах встречаются следующие ошибки:

  1. Вывод отсутствует или сформулирован формально.
  2. В выводе нет анализа, преобладают эмоции. Это недостаточно для дальнейшего использования в работе.

Теперь вас не испугает даже сложный текст, который надо проработать в сжатые сроки. Ведь вы владеете техникой АДВ. Введите ее использование в привычку. Когда читаете значимый для вас текст, формулируйте аннотацию, доминанту и вывод. При желании запишите их в отдельный файл или блокнот. Это очень удобно.

Принцип работает и в отношении любой другой информации, когда по запросу руководителя нужно сделать краткий анализ коммерческого предложения, информационных статей или отчетов.

Упражнения для улучшения памяти

Чтобы иметь хорошую память, нужно тренировать её постоянно. В этом помогут простые упражнения.

  • Наблюдение . Наблюдая за каким-либо явлением, старайтесь запоминать звуки, явления, запахи. Важно акцентировать свое внимание на деталях. Сначала постарайтесь запомнить какое-то происшествие, даже обычную прогулку или встречу, а потом постарайтесь всё вспомнить в деталях. Повторите произошедшее в обратном порядке.
  • Заучивание и пересказывание . Каждый день необходимо заучивать небольшие части текста. Нужно придумывая ассоциации, воображая картину. Как известно, легче всего учить отрывками, а не весь текст сразу. После пересказывайте заученное в деталях.
  • Придумывайте . Придумывайте истории, события или рассказы. Рассказывайте придуманное нескольким знакомым, стараясь придерживаться одного сюжета.
  • Запоминайте расположение предметов . Запоминайте список предметов, мысленно представьте их, а затем постарайтесь собрать, как пазл, воедино всю картину.
  • Заучите номера телефонов всех друзей, родственников и знакомых.
    Заучите телефонные номера и старайтесь, чтобы они ассоциировались с тем местом или человеком куда звоните.


Не пропустите самые популярные статьи рубрики
:

Ежедневно мы получаем новости. Они поступают к нам от знакомых, со страниц книг, газет и из окружающего мира. Большую часть этой информации мы хотели бы запомнить. Но часто случается так, что в самый нужный момент мы не в состоянии вспомнить то, что узнали раньше. Чтобы как можно реже сталкиваться с этой трудностью, следует обратить внимание на развитие памяти. Для этого психологами и учеными было создано много методик, которые помогают тренировать свой мозг и учиться запоминать.

Виды памяти

Чтобы запомнить музыку, числа, лица, место расположения предметов, порядок действий и так далее, мы пользуемся различными видами памяти. Она делится на несколько разновидностей:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Моторная или рефлекторная.
  4. Словесно-логическая.

Регулярные тренировки позволяют улучшить память. Развитие только одного ее вида (например, зрительного) не улучшает автоматически и слухового. Доказано, что за каждый отдельный тип памяти отвечают разные области мозга. Поэтому важно определить свои слабые стороны и начать их развивать.

Зрительная память

Чтобы человек мог узнавать людей, события, местность, ему нужна хорошая зрительная память. Развитие ее действительно дает преимущества, поскольку это поможет стать более внимательным и, например, воспроизводить на бумаге важные номера и даты. У людей, у которых профессия связана с рисунками, эта область мозга развита гораздо лучше, чем у других. К числу таких счастливчиков относятся художники, дизайнеры, мультипликаторы. Эти люди регулярно сознательно запоминают детали, черты и нюансы, чтобы отобразить их на бумаге. Тем, кто хотел бы натренировать свою память, следует внимательно рассматривать фотографии, рисунки, портреты. Развитие памяти подразумевает не просто бездумное разглядывание. Нужно стремиться запомнить черты и другое. Вначале мы составляем общее представление об увиденном образе, после чего акцентируем внимание на мелочах. На каждое фото тратим не более 15 секунд, после чего переходим к следующему портрету. Мы стремимся запомнить больше деталей. Со временем при регулярных сможет усваивать больше мелочей за меньшее время.

в повседневной жизни

Она может нам быть полезна при выполнении ежедневных дел, различных поручений. Для этого нужно подключить воображение. Например, вам сегодня надо вынести пакет с мусором, но вы обычно об этом забываете. Чтобы данное задание не вылетело из головы, можно закрыть глаза и представить, как огромный мусорный пакет весело марширует по лестнице в сторону контейнера. Суть в том, что такую необычную картину забыть сложнее, чем просто сухое обыденное задание. Точно так же можно представлять другие образы, которые будут помогать держать в памяти повседневные дела.

Слуховая память: развитие и тренировка

Информация, которую мы получаем через уши, очень важна в нашей жизни. Так мы узнаем важные сведения, которые помогают определить, как нужно поступить, что сделать, кого запомнить. Поэтому развитие памяти в этой области поможет сделать нашу жизнь качественнее, нам не придется тратить уйму времени на то, чтобы вспомнить важную информацию. Для тренировки можно воспользоваться следующим методом. По дороге в магазин или на работу мы можем слышать отрывки бесед прохожих. Постарайтесь уловить эти слова и фразы и удержать их в памяти несколько секунд. Вечером попытайтесь вспомнить эти предложения или для начала хотя бы их содержание.

слуховой памяти

Включите аудиозапись какого-нибудь стихотворения. В первый день прослушивайте одну строчку, при этом стремитесь в уме ее представить, словно эта фраза написана перед вашими глазами. Старайтесь запомнить слова. Если не получилось повторить строку, слушайте сначала. Все слова должны быть понятными и знакомыми вам. После того как запомнили строку, повторите все слова в обратном порядке. Например, «ночевала тучка золотая на груди утеса великана» и наоборот - «великана утеса на груди золотая тучка ночевала».

На второй день таким же образом прослушиваете другую строчку и запоминаете. Повторите материал за эти два дня. Каждый день заучивайте еще по одной строке, при этом не забывая произносить по памяти уже знакомые слова. Следующее стихотворение начинайте запоминать сразу по две строки. И так далее. Каждый раз стремитесь не просто зазубрить материал, а запомнить, не забывая о том, что нужно прокручивать в голове соответствующие образы.

То, благодаря чему мы говорим правильно

Для человека очень важна Развитие этого ее вида - очень интересный процесс. Такая память отвечает за складывание слов в правильную логическую цепь, образование из них понятных, правильных фраз. Здесь основой являются мысли. Они передаются человеческим языком. Существует несколько способов облечь свои мысли в слова. Во-первых, можно передать суть в свободном стиле, как умеем. Во-вторых, можно воспользоваться правилами словесного оформления. Именно тут потребуется хорошая память, чтобы не забыть конструкцию предложения. Но есть один нюанс: мы не сможем натренировать эту область мозга, если будем просто бездумно заучивать готовые правила. Необходимо вдумываться в их значение, размышлять, почему предложение должно оформляться именно так. Только в таком случае мы начнем развивать логическую память. В качестве тренировки мы можем брать предложение и стараться грамотно его интерпретировать, при этом не забывая о правилах использования лексики.

Книги по тренировке памяти

Создано немало методик, которые помогают человеку любого возраста развить области мозга, отвечающие за запоминание. Например, популярностью пользуется книга, которую написал У. Аткинсон - «Память и ее развитие». Американский писатель и психолог дает конкретные советы по тренировке этой способности и по поводу того, как воспитать в себе умение усваивать нужные детали. Аткинсон рассказывает о том, как быстро запоминать даты, лица, числа и имена.

Детская память

Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человечка лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями. Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита именно у вашего крохи. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в таком возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.

«Отгадай, что это!»

В такой игре может быть задействовано несколько детей. Каждому малышу отдельно от других показывают предмет, который он должен затем описать своими словами, не глядя на него. Отгадывать можно только после того, как ребенок назвал существенные отличия заданной вещи. В конце игры можно поощрить всех конфетами. Чтобы детям было интересно, тому, кто рассказывает, можно давать в руки флажок или камешек, который по эстафете передается следующему рассказчику.

Есть и другие игры на развитие. Память (и не только) будет хорошо тренироваться, если проводить эти занятия регулярно. К примеру, в следующей игре задействуется еще и логика ребенка. Понадобится несколько палочек, штук 20-30. Можно заменить спичками. Взрослый выкладывает фигурку, это может быть елочка, домик, солнышко. Малыш смотрит на нее до 4 секунд и старается запомнить. После чего мама накрывает листом бумаги свое творчество и просит кроху сделать такую же фигурку. Неправильно расположенная палочка - это ошибка. Постепенно можно усложнять задачу, раскладывая сразу несколько фигур. Конечно, задание вначале может показаться сложным, но со временем у ребенка разовьется память, и все получится.

Еще одна игра не менее увлекательно тренирует эту способность. На поверхность выкладывают 10 игрушек. Кроха должен постараться запомнить, в какой очередности они расположены, рассматривая их около 20 секунд. После того как он отвернется, можно убрать две игрушки или поменять их местами. Задача малыша - понять, что изменилось, и все восстановить.

Память помогает нам воспроизводить некогда воспринятую информацию в ситуациях, когда она нам особенно необходима. Считается, что развивается память примерно до 25 лет, затем наблюдается стабильный период, а лет с 50 она постепенно начинает угасать. Однако при постоянной умственной работе трезвая память сохранятся до глубокой старости. При этом ее можно еще и улучшить. Итак, как развить память и стимулировать умственные процессы?

У каждого из нас она развита в разной степени: кому-то чтобы запомнить информацию, нужно ее всего лишь раз услышать или увидеть, а кому-то для этого потребуется определенное время. Поэтому люди часто задаются вопросом о том, как улучшить свою память.

Способов ее развития существует довольно много. Еще вывели мнемонический способ, помогающий запоминать названия предметов с помощью ассоциаций. Они считали, что для лучшего запоминания понятие нужно наполнить чувствами. Вспомните, как мы научились запоминать цвета радуги с помощью фразы, в которой, по сути, охотник и фазан имели очень условное отношение к самой радуге. Однако придумывание таких коротких рассказов и даже сказок - очень эффективный способ для запоминания довольно сложных явлений, понятий и законов.

Один из популярных сегодня способов, помогающих найти ответ на вопрос, - это «умственные карты», разработанные Тони Бьюзеном. Здесь необходимо задействовать мышление, воображение и цвета. Для создания карты информацию нужно записать на листе бумаги в виде солнечного круга с расходящимися лучами, которые детализируют основную информацию, помещенную в круг. Так можно успешно составлять планы, которые быстро запоминаются и удерживаются в голове.

Чтобы быстрее запоминать сложную информацию, переформулируйте ее своими словами и, желательно, проговорите ее вслух. Так вы запомните все гораздо быстрее и надольше.

Комбинируйте способы, используйте упражнения и вы почувствуете, как все сработает.

Память и ее развитие

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

УПРАЖНЕНИЯ

Трудное - запомни!

Ведущий показывает ученикам на 25-30 секунд десять слов с трудными написание и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы "подстраховывает" слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Ведущий говорит ученикам: "Приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать.

Сейчас Вам будет зачитано 50 слов, которые Вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова - те самые, которые Вы вперед собой. Эти опорные слова все время будут перед Вашими глазами. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, Вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов. Например: зачитано первое слово: "город", Вы смотрите, находите первое слово опорного ряда -"великан" и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить "самолет". А второе опорное слово - "весло". Вы сразу же можете представить самолет, который словно по воде плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами.

Такие образные ассоциации помогут Вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины."

И так давайте попробуем! Я медленно буду зачитывать слова, всего 50 слов, а Вы в это время устанавливаете их ассоциацию с рядом опорных слов.

Начали!

1. Виноград

2. балкон

3. сигареты

4. облако

5. барабан

6. кошка

7. йод

8. бубенчик

9. платье

10. огород

11. полюс

12. визит
13. карман

14. станок

15. агрессия

16. шхуна

17. кобра

бусы

19. пчела

20. баррикада

21. глянец

22. линия

23. марганец

24. шум

25. вьюнок

26. забияка

27. бигуди

28. веселье

29. сметана

30. указка

31. мышь

32. адмирал

33. астероид

34. фарфор

35. кит

36. брат

37. мастер

38. дивизия

39. барышня

40. марка

41. шея

42. гиря

43. аукцион

44. ферзь

45. баян

46. консенсус

47. форма

48. сессия

49. зигзаг

50. телефон.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеюсь, большинство слов исходного списка Вам удалось воспроизвести правильно.

А сейчас прослушаем список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые Вы вспомнили правильно.

Подсчитайте число правильно воспроизведенных Вами слов. Это и будет результатом, который Вы показали в тестировании. Итак, подсчитайте число слов, которое Вам удалось вспомнить правильно.

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит в разговор в сторону. Он перескакивает в одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше "запутать" свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любом, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен "распутать" разговор, т. е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущем теме. Затем сам запутывает разговор, предает слово кому-то другому, и так далее.

Используя методы развития памяти, вы существенно улучшите мыслительные функции и измените свою жизнь к лучшему!

Не знаю, как для вас, а для меня недавно настоящим открытием стало, что один из главных компонентов успешной учебы, работы, является хорошая память.

Нет, вы подумайте, насколько легче ведется в жизни тем, кто легко запоминает новую информацию и способен надолго сохранять ее в своей голове.

Увы, кто-то от природы владеет таким даром, а кому-то нужно изучить методы развития памяти , чтобы демонстрировать подобные результаты.

Но главное, что всем нам под силу обрести способность легко запоминать новую информацию.

Что такое память и из каких основных элементов она состоит?

Первое, что вы должны понимать, – это то, что память – не какой-то особый дар, который кому-то подарили высшие силы, а кому-то нет.

Все гораздо проще: память – вид умственной деятельности, основное предназначение которого – сохранение, накапливание и воспроизведение информации.

А раз это вид умственной деятельности, значит владение им под силу любому человеку и все, что нужно делать, – развивать свои умственные способности.

Память состоит из 4 основных элементов:

    Запоминание.

    Вы воспринимаете новую информацию и записываете ее на «жесткий диск» мозга.

    Запоминание, пожалуй, важнейший процесс и именно над этим элементом чаще всего работают те, кто хочет .

    Хранение.

    Если вы запомните информацию и тут же ее забудете, то толку от нее будет мало.

    Важно работать над тем, чтобы данные сохранялись в идеальном состоянии в вашей голове и в нужный момент вы могли ими воспользоваться.

    Воспроизведение.

    Очень часто этот элемент называют воспоминаниями, хотя это и не совсем верное определение.

    В вашей голове хранится какая-то информация, в нужный момент вы извлекаете ее из закромов и используете по назначению.

    Забывание.

    Увы, но без этого элемента описываемого вида умственной деятельности обойтись никак нельзя.

    Те данные, которыми вы редко пользуетесь, сначала забиваются в самые дальние уголки, а затем и вовсе исчезают за ненадобностью.

    Часто эти данные можно реанимировать, если «освежить» данные, но бывает, что они канут в лету, если никогда ими не пользоваться.

Бытовые методы развития памяти


Часто мы тренируем нашу память, даже сами того не замечая.

Например:

  • перебирая в памяти то, что нам нужно купить в магазине, потому что ленимся составить список или просто не хотим с ним носиться;
  • старясь запомнить побольше имен, оказываясь в новой компании или в новом рабочем коллективе;
  • пересказывая кому-то содержание книги или фильма, который нас особо впечатлил;
  • запоминая бренды одежды или косметики, чтобы казаться сведущей перед подругами;
  • осваивая те знания, что касаются нашей работы, чтобы делать карьеру и т.д.

И таких примеров можно привести сколько угодно.

Запоминание новой информации, которая касается нашей бытовой жизни, – один из наиболее популярных и эффективных методов развития способности запоминать.

Постарайтесь составлять поменьше списков, тех же покупок, к примеру, а если и составляете, то лишь для того, чтобы подстраховаться и убедиться, что вы все правильно запомнили.

Я вот сейчас пишу эту статью и вспоминаю свою одноклассницу Олю, которая поражала и нас, и учителей своей великолепной памятью, на лету усваивая информацию.

Все стихи, которые нам задавали выучить наизусть по украинской и зарубежной литературе, она учила на перемене перед уроком.

Оля, смеясь, говорила, что ей просто лень дома тратить на это время.

Но теперь я думаю, что таким образом девочка подсознательно или сознательно изобрела свой метод развития памяти.


Развивать память можно и нужно в любом возрасте.

Важно, использовать для этого все методы.

А еще придерживаться полезных советов психологов:

    Откажитесь от вредных привычек, таких как сигареты и алкоголь.

    Вся эта гадость убивает мозговые клетки.

  1. Проводите хотя бы час в день на свежем воздухе , чтобы клетки вашего получали достаточно кислорода.
  2. Занимайтесь спортом.

    Так вы улучшите кровообращение и активизируете мозговые процессы.

    Высыпайтесь.

    Да, те самые 8 часов, о которых я так часто упоминают в статьях.

    Без них ваша память просто не сможет работать на полную мощность, а мозг не успеет отдохнуть и восстановиться.

    Питайтесь правильно.

    Вы будете гораздо труднее запоминать новую информацию, если ваш организм будет испытывать нехватку фосфорной кислоты и солей кальция.

    Их вы можете получить вместе с твердым сыром, кисломолочными продуктами, яйцами, орехами, печенью, мясом курицы и телятины, жирной рыбой, овощами, фруктами и зеленью.

Методы развития зрительной памяти


Зрительные образы большинство людей запоминает лучше, чем слуховые, тактильные или ароматы.

Поэтому тренировать вид умственной деятельности, о которой мы говорим, нужно именно с запоминания зрительных образов.

Наиболее эффективные методы развития зрительной памяти:

Методы развития слуховой памяти

Слуховая память не менее важна, чем зрительная.

Услышанная информация более длительный срок сохраняется на «жестком диске» мозга, нежели увиденная.

Три наиболее эффективных метода развития слуховой памяти:

    Чтобы тренировать слуховую память, попробуйте читать книжки вслух.

    Если вы будете уделять такому чтению хотя бы 10 минут ежедневно, то уже совсем скоро будете гораздо лучше воспринимать информацию на слух.

    Учите стихи.

    Историю о своей однокласснице Ольге я рассказала вам не случайно, поскольку заучивание стихов, а потом их воспроизведение вслух – отличный метод развития памяти.

    Начните с того, что каждую неделю выучивайте небольшой стих (2–3 строфы), постепенно переходите к более длинным поэзиям, а затем – к поэмам.

    Объясняйте себе и другим людям то, что хотите запомнить сами, например, когда обучаете нового сотрудника.

    Чаще всего этим методом развивают слуховую память учителя, которые вынуждены неоднократно объяснять новый материал ученикам.

Предлагаем вам пройти простенький тест,

насколько хорошо у вас развита слуховая память.

Включаем видео:

Как видите, используя столь простые и бесплатные методы развития памяти , можно существенно улучшить свои мыслительные функции, да и вообще – изменить жизнь к лучшему.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Похожие публикации