Система образования и воспитания в древней греции. Образование и первые учебные заведения в древней греции

Именно благодаря своей развитой и многообразной системе обучения и воспитания древние греки сумели создать подобный уровень культуры, который положил основу большинству культур современности. Высокоразвитой для своей эпохи Древней Грецией был установлен эталон гениального и прекрасного в культуре, литературе, архитектуре и музыке, которым человечество пользуется до сих пор.

Примечательно, что к концу 5 века до н.э. в Афинах нельзя было найти ни одного свободного человека, который бы не мог читать и писать.

Это обусловлено тем, что в это время начали организовываться школы. Основой обучения было равноправное умственное и физическое развитие, афиняне предпочитали, чтобы их дети были образованны не только интеллектуально и музыкально, но и были физически развитыми.

Принципы образования в Древней Греции

В образовательной системе использовали благородные состязание, которые были искусно выбранной стимулирующей силой для достижения наивысших результатов. Афиняне использовали агонистику - принцип состязательности, в котором соревнование происходит между личностями и группами в самых различных областях жизни.

Обучение мальчиков

Мальчикам полагалось иметь троих учителей: грамматиста, педотриба и кифариста. Грамматист первоначально обучал детей чтению и письму, а когда они полностью овладевали этими навыками, то дальнейшее обучение заключалось в изучение древней литературы и законодательства. А кифарист должен был обучать детей игре на таких инструментах, как лира и кифара.

Основной задачей физического воспитания была подготовка к военной службе, ведь это было остро необходимо для того, чтобы юноши могли защищать свою родину. А при помощи педотриба дети обучались бегу, прыжкам, метанию копья и дисков, педотриба можно назвать учителем гимнастики. Такими способами дети обучались истории своей страны, ее обычаям и традициям, развивали в себе выносливость и умение переносить любые испытания, упорство в достижении поставленных целей. Также при таком обучении воспитывались и тренировались будущие чемпионы Олимпийский игр в Древней Греции .

Обучение в олигархической Спарте проводилось с большим акцентом менно на физическую подготовку мальчиков, умение выдерживать лишения, голод, боль и стужу были основой обучения любого спартанца.

С 4 века до н.э. для обучения стали привлекать философов, которые могли обучить детей мудрости. Софисты обучали искусству риторики и искусству спора - для жизни в Древней Греции эти умения были крайне важны. В 392 году до н.э. была основа школа риторики Исократа, а спустя несколько лет была открыта знаменитая Академия Платона.

Обучение девочек

Если говорить об обучении девочек, то необходимо отметить, что до семи лет они находились под опекой матерей и нянек. А с семи лет они обучались ткачеству, прядению, умению читать и писать. Их обучение напрямую зависело от пожеланий и возможностей семьи, в которой они выросли, ведь государство перекладывало обязательство обучения девушек на их семьи.

Хотя письменность вновь появилась в Греции с конца VIII века до н.э., свидетельств существования школ нет по меньшей мере до середины VII века до н.э. До этого, судя по всему, детей учили счету, поэзии и религиозным обрядам.

Спарта

С VII века до н.э. в Спарте был учрежден военизированный тип образования - так называемое агогэ (agoge - «воспитание»), направленный исключительно на поддержание военной мощи. В возрасте семи лет мальчики забирались из своих семей и до двадцати лет находились в государственных казармах, где проходило их обучение. Основной упор при этом делался на спорт и физическое воспитание, а также на танцы и музыку (так как они также использовались на войне). Чтение и письмо изучалось в минимальном объеме. Девочки как будущие матери воинов также занимались физическими упражнениями, гимнастикой, танцами и музыкой.

Афины классической эпохи

На ранних этапах истории Афин образование, судя по всему, было направлено на воспитание жрецов, писцов и поэтов. Свидетельством общей грамотности является введение процедуры остракизма, во время которой граждане писали имена на глиняных черепках - по всей видимости, к V веку до н.э. граждане мужского пола в большинстве своем были грамотными. Школы существовали с конца VI века до н.э. Мальчики посещали школы с пяти или шести лет. Плата за обучение была относительно невысокой, и учителям платили мало. Большинство учителей было рабами или иногда - вольноотпущенниками. Вольноотпущенники нередко занимали пост главного учителя. Мальчиков сопровождали в школу рабы, называвшиеся педагогами (paidagogos).

Тремя основными направлениями обучения были письмо, музыка и физические упражнения. При этом не совсем ясно, обучали ли их в одном или нескольких зданиях. Чтение, письмо, арифметику и литературу преподавал грамматист (grammatistes- «учитель грамоты»). Литература предполагала заучивание и чтение вслух по памяти отрывков из поэм, особенно Гомера - для морального воспитания. Музыку и лирическую поэзию преподавал кифарист (kitharistes- «игрок на кифаре»), а физическую культуру - педотриб (paidotribes - «тренер»).

Девочки могли получать точно такое же образование, хотя неясно, посещали ли они те же самые школы, или обучались индивидуально на дому. Чаще всего девочки учились домоводству у своих матерей. Большинство девочек не обучали ничему, помимо ведения домашнего хозяйства.

В V веке до н.э. не существовало организованной системы высшего образования. Сыновья более зажиточных родителей обычно продолжали начатое в детстве образование до 18 лет со специалистами по медицине, праву, риторике или посредством все более популярных курсов, которые вели софисты. В конце V века до н.э. софистами (sophistes) называли странствующих интеллектуалов, происходивших в основном из Ионии и Южной Италии и переезжавших из города в город, давая наставления и читая лекции по широкому кругу вопросов за плату. Они учили многим новым предметам - географии, математике и некоторым другим наукам. Многие софисты сосредотачивались на языке и литературе и обучали своих учеников публичным выступлениям. Софисты удовлетворяли потребность в высшем образовании, и некоторые из них скопили большие состояния. Самим словом «софист» обозначали не представителей определенной философской школы, а профессиональных учителей. 

Позднее самыми известными школами Афин были Академия Платона (Akademia, основана приблизительно в 385 году до н.э.), Ликей Аристотеля (Lykeion, основан в 335 году до н.э.) и школа риторики и философии Исократа (основана приблизительно в 392 году до н.э.). В Академии Платона, которая располагалась в северо-западном пригороде Афин у реки Кефисс, обучали главным образом наукам и философии без определенной программы и ограничений по возрасту. Ее целью был поиск новых знаний. Академия располагалась на месте находившегося за городскими стенами и окруженного садами и рощами публичного гимнасия и святилища, посвященного аттическому герою Академу (или Гекадему). Здесь школа Платона просуществовала до 529 года н.э.

Ликей Аристотеля, или Перипатос («Место для прогулок») был исследовательским учреждением, расположенным к востоку от Афин, с рощей, святилищем и гимнасием. Ликей был основан в роще, посвященной Аполлону Ликейскому (Аполлон-Волк), откуда и получил свое название. Он был создан для систематического сбора, упорядочения и сохранения человеческих знаний. Существенным элементом этого учреждения была его библиотека. Ученики Ликея именовались перипатетиками - вероятно от слова «перипатос» (peripatos - «затененное или украшенное колоннадой место для прогулок»), Ликей был смоделирован по образцу Академии Платона, но в III веке до н.э. область его исследований была сокращена до составления биографий и литературной критики.

Школа Исократа основной упор делала на риторике, которая, по общему мнению, появилась на Сицилии в середине V в. до н.э. и была усовершенствована софистами. Она концентрировалась на изучении ораторского искусства, которое приобрело чрезвычайно важное значение для людей, занимавшихся политической карьерой, особенно в римское время. Исократ управлял своей школой на протяжении 50 лет и получал 1000 драхм за курс из трех или четырех лет.

Эллинистический период

Приблизительно к 335 году до н.э. в Афинах юноши - эфебы (epheboi) в возрасте 18 лет поступали на обязательную двухлетнюю службу - эфебию (ephebia), в процессе которой проходили физическое и воинское обучение. После 305 года до н.э. военная служба перестала быть обязательной, и эфебия превратилась в образовательное учреждение для богачей. К концу II века до н.э. она стала преимущественно литературной и философской школой. Приблизительно с 332 года до н.э. составлялись ежегодные списки проходящих воинское обучение эфебов, причем эти списки продолжали составлять и в Римский период, даже после исчезновения воинского обучения.

В Эллинистический период образование оставалось частным, но было поставлено под более значительный государственный контроль. Обучающиеся были разделены на три основные группы - «педы» (paides-до 14 лет), «эфебы» (epheboi - до 18 лет) и «неои» (neoi- старше 18 лет). Очевидно, вместе с мальчиками стали учиться и девочки. В Афинах термин «эфебы» (epheboi) применялся для обозначения юношей старше 18 лет, «неоев» (neoi) там не было. Начальное образование осталось без изменений, но возникла система среднего образования. Большинство городов имело по меньшей мере один гимнасий с публичной библиотекой, управлявшийся гимнасиархом (gymnasiarkhos) - специальным должностным лицом, избираемым на один год. В гимнаси- ях осуществлялось физическое воспитание, а также преподавались философия, литература, музыка, математика и другие науки. Все эти предметы составляли общее образование - «энкиклиос пайдейя» (enkyklios paideia), являвшееся предшественником средневековой системы Семи Свободных Искусств.

После 18 лет определенное образование продолжалось в школах, но те, кто имел достаточно средств, ехали в крупные центры обучения - в Александрию, на Родос и в Пергам - для изучения философии и риторики и на Кос, в Пергам и Эфес - для обучения медицине.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 284-285.

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Древняя Греция - страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств - полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса - Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено закономерностями развития рабовладельческого общества, с одной стороны, и особенностями развития данной страны - с другой.

Воспитание детей в Спарте

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н.э.

Население Спарты резко делилось на спартиатов - господствующий класс (завоеватели), периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов - порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму: все взрослое мужско? население спартиатов составляло войско, которое держало"рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались. Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц- рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

Семилетних мальчиков забирали из семьи и помешали в специальные государственные воспитательные учреждения - агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы - люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие - физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Воспитание и школа в Афинах

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта. На ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13- 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя, дидаскалы, обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание).

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения - демоса - оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома - в гинекее.

Педагогика античности.

В эпоху античности происходит формирование основ европейской культуры, в т.ч. и образовательной.

Территория и временные границы античного мира огромны: от 3 тыс. лет до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке зародилась древнегреческая культура и вплоть до 5 в н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с т.н. варварским миром, христианством и породил культуру средневековья. Территориально античный мир охватывал земли 3-х материков – от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

Воспитание и обучение в Греции в 9-8 вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера. А именно образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами.

Грек архаического периода должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах есть его характеристики: «крепкий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «способный вести бой», «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания по Гомеру – достичь славы, превзойти в доблести своего отца.

Образование занимало особое место в обществе и рассматривалось как неотъемлемая обязанность каждого свободного достойного гражданина. Запрет на получение образования был одной из форм наказания человека.

Древняя Греция.

В период расцвета Эллады, в 6-4 вв. до н.э. ведущую роль среди всех государств-полисов стали играть Афины в Аттике и Спарта в Лаконии. Эти два государства дали 2 различных образца организации обучения и воспитания в Древней Греции.

Образовательная система Спарты.

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути невежественного человека. Еще Аристотель отмечал, что основной недостаток воспитания в Спарте в том, что спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военный действий, а досугом своим пользоваться не умели, поскольку обладали ограниченным кругозором.

Спарта – полис со строгими государственными традициями. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.

Воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденных осматривали старейшины. Слабых и уродливых кидали в пропасть Тайгет, а здоровых и крепких передавали кормилицам, которые очень ценились в Древней Греции. Они их не пеленали, давая свободу движений, приучали соблюдать меру в еде и не быть разборчивым в пище, приучали не бояться темноты и т.п.


Подобный упор на физическое воспитание возможно был обусловлен необходимостью защищаться (в 12 в до н.э. в Древнюю Грецию вторглись с Балкан дорийские племена, что также затормозило культурное развитие Древней Греции).

Особенности спартанского образования

1. Сословный характер:

Истинные спартиаты – господствующая группа, выполняющая управленческие и военные функции;

Периэки («живущие рядом») – смешанное население с личной свободой, но без политических прав;

Илоты – порабощенные население, подчиненной государству.

Обучение – право истинных спартиатов.

2. Приоритет военного обучения.

3. Принцип послушания и полного подчинения старшим. Любой мужчина или старик – это второй отец. Иностранцы отмечали: «Только в Спарте приятно стариться».

4. Основной тип образовательных учреждений – школы-общежития (молодежные коммуны с обучающее-воспитательной направленностью).

5. Этапы обучения:

1) 7-15 лет – воспитание обучение в специальных детский отрядах или военизированных лагерях («агелах», возглавлял агел один из мальчиков, отличающийся силой, ловкостью и умом). Цель – закалка, укрепление физической выносливости. Физические упражнения, основы военного искусства, элементарные основы чтения, письма, счета. Пение, танцы.

Физическое воспитание в Спарте: гимнастика (бег, прыжки, игра в мяч, охота, верховая езда, единоборство) и орхеистика (военные танцы: пластические движения, имитирующие действия во время борьбы, а также хоровые упражнения).

2) 15-20 лет – юноши получали некоторые гражданские права и помогали старшим в воспитании младших. Основы эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Военное обучение. Участие в учебных сражениях, походах. Криптии – военные походы молодежи, во время которых они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из илотов.

3) 20-30 лет – обучение и воспитание в том же направлении. В итоге юноши становятся полноправными членами полиса.

Мотивирующая форма обучения – «агоны» (публичные соревнования). Подвергались с 14 лет. Гимнастические и мусические (орхеистика) агоны. Состязания в выносливости в т.ч. проводились и форме сечения подростков у алтаря Артемиды Ортии. Плутарх рисует сцену: «Мальчиков в Спарте пороли бичом…в течение всего дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым.

Образовательная система Афин.

Афины – крупный культурный, торговый и политический центр. Поэтому образовательная система здесь была более гибкой и менее традиционной. Основная цель – всесторонне и гармоничное развитие личности, которая заключается в идее каллокагатии. Каллокагатия: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями.

Особенности афинского образования:

1.
Сословный характер. Образование касалось правящего сословия – эвпатридов.

2.
Учителя назывались дидаскалами и не принадлежали к жреческой касте. Статус учителя приравнивался к ремесленнику, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы. На одного дидаскала было 20-50 учеников.

3.
Школы частные, платные.

4.
Ступени обучения:

С рождения дети получали традиционное семейное воспитание. Цель – развить физически силы, чувство красоты и нравственные установки.

1.
7-12 лет. Мусические школы. Они разделялись на грамматические и кифаристические.

Грамматические школы – давали навыки письма (на восковых табличках («церах») костяной палочкой («стилем»); дети иногда соскребали воск и лепили игрушки, за что наказывались), чтения (заучивались басни Эзопа, поэмы Гомера и т.п., мифы, гимны). Имелись учебные пособия – модели геометрических тел, ящики с песком для упражнения в черчении, таблицы с примерами на 4 правила арифметики, «абаки», наподобие счетов. Кифаристические школы давали музыкальное образование (игра на музыкальных инструментах – лира, флейта – пение). По мнению греческих мыслителей обучение музыке сохраняет и приумножает полисные традиции.

2) 12-16 лет. Палестры. Давали общее физическое воспитание и элементарную военную подготовку. Легкая атлетика, танцы, плавание, верховая езда, управление колесницами.

3) 16-18 лет. Гимнасии. Это были государственные философские школы. Среди академий и гимнасий наиболее популярными были:

Стоическая (Зенон), эпикурейская (Эпикур) гимнасии;

Академия Платона, Ликей Аристотеля, Киносарг Антисфена. Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку около храма мифического Аполлона Ликейского, Платон – у бассейна, при этом занятие у него начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, сконструированного им самим. Академия Платона располагалась у священной рощи и храма легендарного афинского героя Академа. В садах Академа стояли жертвенники музам и Прометею, подарившему людям письменность.

4) С 18 лет юноши должны были состоять в «эфебии», государственной организации для подготовки свободнорожденных к военной и государственной службе (в течение 2 лет, на государственном обеспечении). После 1-го года обучения они приносили клятву верности Афинам.

Также были софисты (учителя мудрости). Они собирали вокруг себя группы юношей и передавали ЗУН, опыт. Это были первые платные учителя в Афинах. Прежде всего, они обучали красноречию и логике. Способы – рассказ, беседа, дискуссия, развернутое доказательство.

Именно в Афинах обозначилась дифференциация учебного материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя – кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Но специфику этот процесс приобрел в римской системе.

Древний Рим.

По преданию основан в 752 г. до н.э. С 31 г. до н.э. Рим в ходе захватнических войн превратился в столицу огромной империи. Рим во многом заимствовал традиции греческой культуры. Распространенным было семейное воспитание и обучение.

Традиционно большая роль отводилась домашнему воспитанию. При этом семейное устройство было патриархальным. Отец имел право даже убить младенца или продать сына. За воспитание детей отец нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали также и приемных детей.

Особенности римского образования:

1. Состоятельные граждане имели возможность к 12 годам (до 16 лет) отправлять детей в грамматические школы. Это были частные учебные заведения повышенного типа. Остальные же римляне посылали детей на форумы (общественные собрания), в тривиальные («перекресток»), которые находились прямо на улицах или в ремесленных мастерских. За 2 года обучения дети научались писать, читать, считать, усваивали латынь, греческий язык, основы римского права, риторику.

2. В римском образовании были исключены все «изящные науки» (музыка, пение, танцы, спорт, т.к. «они побуждают больше мечтать, чем действовать»).

3. Идеал римского образования – прагматический (т.е. с извлечением конкретной пользы). Получение образования являлось необходимым условием для военной или политической карьеры.

4. Школьный канон – «семь свободный искусств» (тривиум и квадриум). Науки предложил римский писатель и ученый Варрон. Разделил на тривиум и квадриум римский философ и автор школьных учебников Боэций.

Тривиум – риторика, диалектика, грамматика.

Квадриум – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Из первоначального варианта были исключены медицина и архитектура.

5.
Типы школ:

1) Риторские (ораторские) школы. Осуществляли подготовку общественных деятелей.

2) Коллегии юношества – образовательные центры для высшей знати. Готовили правящую элиту. Юноши путешествовали в центры эллинистической культуры и просвещения – Афины, Пергам, Александрию.

3) Легионы и школы всадников – военная подготовка.

6. Создание и использование первых учебников и руководств к преподаванию (в их качестве выступали авторские философские и риторские трактаты).

Виднейшие античные мыслители-педагоги:

1.
Пифагор – школа («Пифагорейское братство») должна строить свою деятельность на гармонии мышления, чувств, желаний. Предметы те, что связаны с понятиями меры, гармонии и которые можно изложить в виде различных чисел, формул, знаков (музыка, математика, медицина, философия). Даже в основу возрастной периодизации была положена цифра – 7 – в первое 7-летие выпадают зубы, во второе 7-летие наступает половая зрелость, в третье – отрастает борода. Все это способствовало порядку и дисциплине, как в учении, так и в жизни. Обучение и воспитание следует организовывать соответственно возрасту.ъ

2.
Демокрит – ценил роль семейного воспитания, положительного примера родителей, т.к. «хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Воспитание – вторая природа человека. Основной мотив развития - детская любознательность, значит, учитель должен побуждать этот мотив, путем убеждения.

3.
Сократ – цель – развить внутреннюю природу личности, способности. 1 ступень обучения – основы этики и общественного поведения, 2 ступень – изучение практических профессиональных вопросов. Познать окружающий мир – значит заново родиться. А для этого ребенок должен сам найти истину в беседе с учителем («истина познается в споре»). Сократ выявил соответствующий метод – эвристическая (или сократовская) беседа – спор путем постановки учителем продуманных, логически связанных вопросов, отвечая на которые, ребенок постепенно осознает истину. Сократ проводил время на площадях, в палестрах и гимназиях, вступая в беседу с прохожими. «Я знаю то, что ничего не знаю» - ученик, отталкиваясь от осознания своего незнания, побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности.

4.
Платон – ученик Сократа. «Поучение» осуществляется на основе припоминания душой того, что она видела в мире идей. Ребенка нужно окружать образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе воспоминания об идеальном мире. Идеи общественного воспитания (прообразы детских садов). Необходимо создать систему государственных школ. Новорожденных сначала следует вскармливать общественным кормилицам в государственных воспитательных домах. С 3 до 6 лет – обучение осуществляется специальным воспитателем на специально оборудованных площадках вблизи храмов (в основном, игры). С 7 лет – посещение государственных школ, палестр, гимнасий, эфебий.

5.
Аристотель – ученик Платона, воспитатель А. Македонского. Обучение следует начинать с азбучных основ, затем делать упор на передачу реальных знаний о мире (природоведение, астрономия, философия и др.), затем привитие нравственных норм и законов в семье и полисе и заканчивать передачей ЗУН для профессиональной и творческой деятельности (риторика, поэтика и др.). В отличие от Платона, у Аристотеля основа познания – сенсорное восприятие. Воспитание должно быть разным – рабы должны готовиться к труду, а дети свободных – должны иметь досуг для развития ума и тела. На развитие человека влияют:

Внешний мир

Внутренние силы

Социальный заказ

Обучение должно опираться на внутренне присущую человеку способность к подражанию, т.е. с использованием повторения, следования образцу. Это доставляет ребенку удовольствие и радость. Упражнения должны быть частыми и хорошо продуманными.

Педагогика средневековья.

Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи – зарождением феодального общества, оплотом которого явилось христианство.

Средние века охватывают около 12 веков:

1.
5-10 вв. – раннее средневековье

2.
11-13 вв. – высокое средневековье

3.
14-16 вв. – позднее средневековье (эпоха Возрождения).

Культурное наследие богато – великолепные образцы иконописи, появление готического и романского стилей в архитектуре, шедевры живописи Л. Да Винчи, Микеланджело и др., поэзия Петрарки и Данте. Именно в средние века оформляется категория профессиональных ученых.

В 1 в. н.э. в восточных провинциях Римской империи возникают раннехристианские общины, выражающие надежду наиболее угнетенных слоев на приход мессии, спасителя. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, уважали труд, не признавали императоров, за что подвергались гонениям.

В 313 г. христианство было признано равноправной религией, и христианские учителя получили право преподавать в тривиальных и грамматических школах, где они трактовали разнообразные науки с позиций новой религии.

Основной метод обучения – устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов и т.п.

Особое значение придавалось созданию внутреннего настроя эмоциональной приподнятости.

В начале 7 в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы при монастырях. Содержание образования опиралось на сочинения Аврелия Августина и Платона как наиболее соответствующего из античных мыслителей идеалам христианства.

Особенности образования:

2.
Цель – дисциплина свободной воли и рассудка, приведение человека к вере, к постижению, почитанию и служению Богу.

Символ человеческой жизни – греческая буква «ипсилон» (вначале жизни прямая дорога, затем человек делает выбор – слева широкая удобная дорога греха, а справа – тернистый путь праведника).

- «1» - символ единого Бога, «2» - дуалистичность Христа (божественное + человеческое), «3» - Святая Троица и т.д.

Латинская грамматика – для понимания и чтения Священного Писания.

Риторика и диалектика – для правильного чтения и логического мышления, умения дискутировать во избежание заблуждений в вероучении.

Арифметика – «божественный космос основан на числах

Геометрия – окружающий мир состоит из чисел

Музыка – приводит к гармонии небесную и земную сферы

Астрономия – занимается вычислением церковных праздников, постов.

Также изучали философию (венец обучения, ведет к постижению теологии), теологию и богословие.

Обучение велось на латинском языке (с момента перевода Библии на латынь). В течение 5 лет дети заучивали наизусть Псалтырь (т.к. знание и повторение псалмов отводят человека от суетных мыслей), учились читать и писать. Далее обучались 7 свободным искусствам, философии, теологии и богословию.

Похожие публикации