Что такое патронат. Как взять ребенка на патронатное воспитание

8-800-200-181, 8-800-700-88-05 - консультации по вопросам семейного устройства детей-сирот (звонок из любого региона России бесплатный)

Что такое патронат

О патронатном воспитании

Патронатное воспитание как одна из наиболее перспективных форм семейного устройства детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Задачи патронатного воспитания

Патронатное воспитание - это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем (Статья 1 Закона города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» № 16 от 04.06.1997 года в редакции Законов города Москвы от 27.06.2001 № 33, от 29.09.2004 № 59).

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании между Уполномоченной службой и патронатным воспитателем.

Уполномоченная служба действует на основании договора с муниципалитетом , как органом опеки и попечительства, который возлагает на нее работу по передаче воспитанников в патронатные семьи.

Патронатный воспитатель действует на основании договора с уполномоченной службой , является законным представителем ребенка в объеме, предусмотренном договором о патронатном воспитании, получает на ребенка пособие на питание, одежду и мягкий инвентарь по нормам предусмотренным для воспитанников школы-интерната и заработную плату в размере 3,5 минимальных размеров оплаты труда в расчете на одного ребенка.

Патронат над ребенком может устанавливаться:
- краткосрочно - на срок от 1 дня до 6 месяцев;
- долгосрочно - от шести месяцев и более (до совершеннолетия).

На патронатное воспитание могут быть переданы дети, не имеющие юридического статуса - расширяется круг детей , которые могут жить в семье, а не в учреждении, пока решается вопрос с их кровной семьей.

Для кандидатов в патронатные воспитатели нет жестких возрастных ограничений, ограничений по размерам жилой площади, по размеру дохода патронатного воспитателя, поскольку средства на питание ребенка выделяются. Существует только требование какого-либо еще источника дохода семьи, помимо зарплаты патронатного воспитателя. Таким образом, круг семей, которые могут принять ребенка, расширяется.

Отличие патронатного воспитания от опеки и усыновления прежде всего в том, что эта форма позволяет осуществлять отбор семей, профессиональную подготовку и сопровождение семьи после принятия ребенка.

Отбор семей происходит не только по некоторым формальным критериям (как это происходит при опеке и усыновлении), но по психологической готовности всей семьи, прежде всего самих патронатных воспитателей к принятию ребенка. Изучается мотивация принятия ребенка в семью, структура семьи, ее ресурсы, наличие в ней функциональных нарушений, психологическое здоровье и эмоциональная зрелость потенциальных патронатных воспитателей, способность их к принятию на себя ответственности за дальнейшие отношения с ребенком. Уполномоченная служба имеет возможность отказа кандидату, несмотря на то, что кандидат может удовлетворять формальным требованиям. Решение об отказе принимается коллегиально и обязательно аргументируется.

Преимущество патроната в обязательности подготовки семьи к принятию ребенка. Патронатный воспитатель не может отказаться от прохождения подготовки, тренинга, так как это является основанием для отказа от сотрудничества с ним Уполномоченной службы. Подготовка заключается в том, чтобы кандидаты в патронатные воспитатели заранее осознали возможные трудности и проблемы, с которыми им придется столкнуться после принятия ребенка в семью, и более реально оценили собственные возможности, ресурсы и ограничения. Необходимо также проработать страхи, мифы, стереотипы, ожидания семьи, которые зачастую совершенно не соответствуют реальности.

Подбор семьи и ребенка происходит с участием психолога. При этом учитывается психологическая совместимость ребенка и семьи, особенности травматического и негативного опыта ребенка. Возможен достаточно длительный период первоначального знакомства, гостевого посещения семьи. Это снижает риск возврата ребенка по сравнению с усыновлением, где подбор ребенка происходит по формальным признакам (возраст, цвет волос и т.д.). Основной принцип в патронатном воспитании: подбор семьи ребенку, а не ребенка семье. То есть прежде всего учитываются интересы ребенка, изучаются его особенности, психолог дает рекомендации, какая семья нужна данному ребенку.

Основной принцип патроната - сотрудничество семьи и уполномоченной службы в процессе воспитания, постоянная поддержка семьи службой.

Уполномоченная служба осуществляет контроль за выполнением патронатными воспитателями условий договора, индивидуального плана развития ребенка. Принятие жизненно важных решений относительно здоровья, воспитания и обучения ребенка происходит совместно Уполномоченной службой и патронатным воспитателем. Патронатный воспитатель по договору обязан выполнять рекомендации специалистов, предусмотренные индивидуальным планом развития ребенка. Контроль осуществляется через регулярные посещения семьи: 1 раз в месяц в течение первых 3-х месяцев жизни в патронатной семье, затем раз в 3 месяца, затем 1 раз в полгода. Ежегодно Уполномоченная служба должна осуществлять плановое обследование ребенка, помещенного в семью специалистами: врачом, психологом, педагогом, логопедом, дефектологом.

Патронат необходим и как промежуточная форма перед опекой и усыновлением, поскольку семья, усыновившая ребенка или взявшая под опеку, во-первых, не получает необходимой подготовки и, во-вторых, остается одна со своими трудностями и проблемами, из-за чего, как известно, нередки отмены усыновления и опеки.

В случае возврата ребенка из семьи по каким-либо непреодолимым обстоятельствам ребенок возвращается в то же учреждение, в уже знакомую обстановку, у Уполномоченной службы есть возможность подготовить его, оказать психологическую помощь, смягчить травмирующую ситуацию.

Еще одним преимуществом патронатного воспитания является возможность заключения патронатных договоров выходного дня для старших воспитанников. Не все подростки, прожившие несколько лет или всю жизнь в учреждениях готовы постоянно жить в семьею. Помимо этого существует большое количество семей, которые по тем или иным причинам не могут принять ребенка в семью на постоянное проживание, но готовы оказывать помощь и готовить ребят к самостоятельной жизни приглашая их в семью на выходные, праздничные дни и каникулы. В этом случае семья получает только продукты на питание в каникулы, зарплата не выплачивается. Значение этой формы патроната очень велико, так как у детей появляются значимые взрослые люди, способные оказать помощь выпускнику в самостоятельной взрослой жизни, поддержать его, направить.

Целью патронатного воспитания является обеспечение права к а ж д о г о ребенка жить и воспитываться в семье.

Задачи патронатного воспитания:
- подготовка ребенка к самостоятельной жизни;
- помощь в реабилитации кровной семьи и возможность сохранения родственных связей (в идеальном случае возвращение в кровную семью);
- формирование у ребенка новой привязанности, как основы дальнейшего благополучного развития личности в случае невозможности возвращения в кровную семью;
- преодоления депривационных нарушений личности ребенка, вызванных неблагополучной средой или жизнью вне семьи;
- усвоение ребенком семейных правил, норм поведения в семье и в обществе, образцов поведения отца и матери в семье с целью возможности создания собственной семьи;
- обогащение положительным социальным опытом, необходимым для дальнейшей социализации ребенка.

Психологами, изучающими проблемы детей, воспитывающихся вне семьи, доказана невозможность нормального развития ребенка вне постоянных, доверительных отношений с близким и значимым взрослым. Отношения привязанности ребенка к взрослому и характер этой привязанности определяют развитие всех сфер личности, прежде всего эмоциональной, познавательной, социальной. В нашем обществе существует миф о преимуществе коллективного, общественного воспитания перед семейным, хотя статистика говорит сама за себя: только 10% выпускников сиротских учреждений может нормально адаптироваться в жизни. Из-за этого мифа дети растут в сиротских учреждениях, имея вполне благополучных родственников, оставивших их на попечение государства.

Патронат

Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).

Особенности патроната

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

  • ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
  • патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
  • трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
  • практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
  • в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
  • психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
  • такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.

РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.

До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).

Статистика и аналитика патроната

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
  • Баллада о патронате - о социальном патронате не формально

Патронатная семья – это семья, в которую ребенка передают на воспитание на основании специального договора, заключенного между патронатным воспитателем и . Данное соглашение заключается при определенных обстоятельствах и гарантирует соблюдение прав и законных интересов ребенка, а также семьи, которая приняла на себя такую ответственность.

При заключении подобного договора должны быть учтены некоторые важные моменты. В частности, только действующее законодательство может определить, какие дети будут переданы на патронатное воспитание, а также какие документы необходимы для заключения договора. Рассмотрим все нюансы, возникающие при оформлении документации на патронатное воспитание.

Существует целый перечень требований, которые необходимо учитывать при передаче несовершеннолетнего на патронатное воспитание в семью. Прежде всего, по договору патроната разрешается передеча детей:

  • сирот;
  • чьи родители неизвестны;
  • у которых родители ограничены в родительских правах;
  • если их родители лишены родительских прав;
  • чьи родители страдают серьезными заболеваниями и не могут должным образом воспитывать и содержать ребенка;
  • у кого недееспособные родители или официально считающиеся умершими (пропавшими без вести);
  • чьи родители содержатся в местах лишения свободы и являются обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступления;
  • у которых родители содержатся в специализированных медицинских учреждениях и не могут обеспечить воспитание и содержание ребенку;
  • других детей, которые официально нуждаются в защите государства.

Передача ребенка в патронатную семью происходит исключительно в его интересах и с учетом его мнения. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то решение о передаче в семью должно приниматься только .

Если дети состоят в родственных отношениях, то их нельзя передавать в разные семьи и вообще разлучать, за исключением тех случае, когда это противопоказано по медицинским показателями или иным причинам. Общее количество детей, которое может быть передано на воспитание, составляет три человека. Исключением являются ситуации, когда речь идет о передаче в семью братьев или сестер.

Кто имеет право стать патронатным воспитателем?

По российским законам существует группа лиц, которые могут при наличии желани, стать . В целом, никаких ограничений нет для лиц любого пола, однако существует целый перечень людей, которые не могут взять ребенка на патронатное воспитание:

  1. Кровные родители ребенка.
  2. Лица, официально признанные недееспособными или имеющие ограничения по дееспособности.
  3. Лица, по суду лишенные родительских прав или ограниченные в правах.
  4. Граждане, которые имеют непогашенную судимость.
  5. Люди, которые официально отстранены от обязанностей опекуна или попечителя в связи с недобросовестным выполнением своих обязанностей.
  6. Бывшие усыновители, если усыновление было аннулировано по решению суда.
  7. Граждане, которые имеют проблемы со здоровьем (согласно установленному перечню) и не могут выполнять обязанности по воспитанию ребенка.
  8. Лица без прописки, а также жилья, удовлетворяющего всем требованиям действующего законодательства.

Документация, необходимая для оформления договора патроната

Если гражданин или семья выразили свое желание стать патронатными воспитателями, то они подают документы по месту своего проживания в органы опеки и попечительства. В перечень обязательной документации должны входить такие виды документов:

  • заявление установленного образца;
  • справка с места работы о размере зарплаты заявителя за последние 12 месяцев, а также справка о зарплате его супруги (если она также желает стать патронатным воспитателем);
  • выписка из домовой книги о наличии места жительства заявителя, а также о соответствии жилья санитарным и техническим нормам;
  • медзаключение о состоянии здоровья гражданина;
  • копия акта о заключении брака;
  • письменное разрешение совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем, подтверждающее согласие стать патронатной семьей;
  • автобиография;
  • копия пенсионного удостоверения и справка из ОВД об отсутствии судимости;
  • копия документа о прохождении курсов по подготовке к патронатному воспитанию.

Все документы должны быть оформлены должным образом, содержать только достоверную и актуальную информацию.

Алгоритм оформления разрешения

Процедура оформления патронатного соглашения достаточно проста.Для этого гражданин или семья, желающие взять на воспитание ребенка, должны выполнить следующие действия:

  1. Посетить службу опеки и попечительства для первичной консультации.
  2. Подготовить необходимые документы согласно списку и пройти специальные курсы подготовки для патронатных воспитателей. Обучение занимает порядка 80 часов.
  3. Подать документы и получить заключение о возможности стать патронатным воспитателем.
  4. Встать на учет как патронатная семья.
  5. Выбрать ребенка, который будет впоследствии передан на воспитание.
  6. Опека издает соответствующее распоряжение, и заключается договор о патронатной семье.
  7. Представители опеки ведут контроль за условиями проживания несовершеннолетнего ребенка.

На этом процедура оформления документации завершена, и семья может официально осуществлять патронатное воспитание ребенка.

К сожалению, количество воспитанников детских домов имеет тенденцию к увеличению. Как достойная альтернатива за рубежом широкое распространение получила передача ребёнка в патронатную семью. В Российской Федерации такая форма воспитания лишь набирает обороты. Впервые подобный эксперимент был проведён в 1994 году на базе детского дома города Москва. Так как он оказался успешен, сегодня государство старается как можно чаще организовать именно такую форму воспитания. Патронатная семья, что это такое?

Прежде чем раскрывать подробно тему патронатных родителей, следует в целом обозначить, что вообще собой представляет патронатная семья. Патронатная форма воспитания - это такое устройство малышей, осуществляющееся в отношении детей, у которых по каким-то причинам нет родителей или же они не занимаются своим ребёнком. Такой процесс предполагает заключение трёхстороннего договора между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства, и детским домом.

В одну семью могут передать до 3х воспитанников.

Патронажная семья и патронатная это два различных понятия. В первом случае подразумевается ситуация с полностью дееспособным совершеннолетним гражданином, который в здравом уме, но в силу физических ограничений или пожилого возраста, ему требуется помощник. Коим как раз и является патрон. Коронное отличие же патронирования в том, что здесь речь идёт о несовершеннолетнем. Чаще всего это ребёнок сирота или временно остался без попечения родителей. Над ним устанавливается покровительство, за которое патронатный воспитатель получает оплату.

А вот в первом варианте это безвозмездная помощь, за исключением случаев, когда патронируемый сам решает платить зарплату своему патрону.

Как выше было обозначено, патронатное воспитание – это форма устройства детей, которым требуется помощь в данный момент так называемое временное убежище в неродной семье, в целях привить навыки жизни вне детского дома, обзавестись социальными связями, отличными от круга детдомовцев, подготовить ребёнка ко взрослой жизни. Но в некоторых случаях такая форма опеки может перерасти в постоянную, до достижения ребёнком совершеннолетия, а в дальнейшем в постинтернатный патронаж.

Если говорить грубо, то можно обозначить понятие воспитателя как лица, работающего за плату и воспитывающего ребёнка не в детском саду, а на дому. Работодателем в таком случае выступает служба по приёму детей, такая как детский дом, например.

По сравнению с проживанием в детском доме, такое воспитание имеет ряд неоспоримых преимуществ для воспитанника.

К таким плюсам следует относить то, что:

  1. Приобретение семьи прививает ценности, установленные в ней и чего лишены дети из детдома.
  2. Такие воспитанники будут становиться более приспособленными к самостоятельной взрослой жизни.
  3. Дети, которые воспитывались до совершеннолетия в такой семье оказывались успешнее вхожими в общество. Так как средний ребёнок из семьи успевает завести связи среди благополучных взрослых и ровесников. К таким лицам он может обратиться в любой момент. В то время как воспитанники детских домов не приобретают такие связи, находясь среди взрослых, которые занимаются воспитанием на профессиональной основе. Если брать патронатного воспитателя, проживающего недалеко от предыдущего адреса ребёнка, то это станет отличным условием для образования дружеских связей с соседями. Появятся друзья. А это важно, так как после детского дома, когда человек вернётся в свою квартиру, уже сложнее будет найти близких в силу взрослого возраста.
  4. Проще привить понимание таких понятий, как чувство долга, ответственности, потому что видя позитивный пример взрослого, подобная информация усваивается проще.
  5. Такие лица лучше подготовлены к жизни, специальные мероприятия для этого не требуется. Так как семья - это естественная среда, в которой всё идёт своим чередом. У воспитанника есть обязанности по дому, обязательства в отношении других членов семьи. В то время как в детском доме всё готовое, и среда искусственная. Никто во взрослой жизни не будет укладывать спать по режиму, готовить, стирать и прибирать за ними.
  6. Минимизация установления особой среды детей из детского дома. Ведь не секрет, что выходцы из детского дома пропагандируют не совсем верные ценности.

При очевидных плюсах такого воспитания, есть значительные минусы.

Например:

  1. Не всегда можно избежать конфликтов между воспитателем и воспитанников. Даже больше, вероятнее всего, они точно будут, так как жизнь в семье отличается от детского дома, и в ней есть обязанности.
  2. Наличие нестыковки между тем, что идёт пропаганда семейных традиций, и в то же время после совершеннолетия судьба воспитанника может быть безразлична патронатному воспитателю. А ребёнок привязался к семье.
  3. Огромный стресс от необходимости съезжать из дома воспитателя после 18 лет, резкий переход из тёплого семейного гнёздышка в неизвестность.
  4. Проживание в семье обозначено временными периодами, и существуют право очень легко вернуть ребёнка. В соответствии с чем, последний может испытать огромное разочарование, что от него повторно отказались.

Мы уже разобрались с тем, что такое патронатная семья, пришло время поговорить о сроках.

Выделяется несколько вариантов оформлять воспитания:

  1. Семья на короткий срок. Такое может быть в том случае, если ребёнка временно изъяли у родителей. Например, родители больны либо не могут договориться между собой, постоянные скандалы, что мешает достойному воспитанию. Либо же родитель может быть лишён свободы. Вариантов масса. И вот именно на этот срок ребёнка передают на воспитание. Такое время может быть продлено.
  2. Постоянное воспитание. Здесь речь идёт о передаче дитя до совершеннолетия. Это актуально, когда родители лишены в правах, умерли либо по другим причинам отказались от своего ребёнка. Ещё актуально тогда, когда семья хочет оформить опекунство или усыновить ребёнка, но не может в силу недостаточности квадратных метров, или слишком строгих требований к приёмным семьям. Как мы и говорили требования к патронатному воспитателю менее строгие. Он не приравнивается к членам семьи воспитанника, и не наследуют имущество друг за другом, кроме случаев, когда они названы в завещании.
  3. Периодическое воспитание. Здесь можно провести параллель с пансионатом. То есть ребёнок всё время проводит в детском доме, а на каникулах и выходных живёт у воспитателя. Такой способ хорош тем, что семья перед усыновлением может протестировать свою готовность к такому ответственному шагу. Чтобы не разочаровать ожидания ребёнка.

Такой выбор вариантов срока очень хорошо сказывается на тенденции к сокращению детских домов. Если взять зарубежные примеры, там не переполнены детские дома, несмотря на то, что сирот достаточно именно в силу распространённости такого способа воспитания.

Пришло время разобраться с кругом лиц, которые могут быть помещены в подобную семью.

К ним относятся дети:

  • чьи родители объявлены пропавшими без вести;
  • родные которых лежат в больнице на длительном лечении;
  • у которых родители умерли;
  • чьи родственники лишены свободы;
  • если родители недееспособны или частичного недееспособны;
  • у чьих родителей отсутствует возможность обеспечивать своего ребёнка;
  • папа и мама которых тяжело больны;
  • если родные лишены родительских прав.

Когда специалисты опеки принимают решение о передаче в патронатную семью, они действуют в интересах ребёнка. И если он уже достиг возраста 10 лет, то интересуются его мнением. Когда решается судьба малышей, у которых есть браться и сёстры, их отдают в одну семью. Если такая возможность отсутствует, то они все остаются в детском доме. Исключения возможны лишь по состоянию здоровья.

Совершенно не каждый человек может взять на себя обязанности по воспитанию. Хоть требования, по сравнению с опекой, минимальные, но они всё же существуют.

Кандидат в воспитатели оценивается уполномоченной службой на предмет:

  • крепости здоровья;
  • уточняется есть ли жилая площадь;
  • какой статус у претендента.

При анализе вышеперечисленного, выводы делаются не на основе необходимого количества квадратов, то есть нормы усыновления не действуют. Специалисты смотрят жилище на предмет разумного проживания. Их интересует то, есть ли место в жилище, чтобы выделить свою кровать ребёнку, игровую зону небольшую.

Противопоказанием для должности патронатного воспитателя станет:

  • лишение судом дееспособности либо ограничение таковой;
  • тот факт, что лицо не является подданным Российской Федерации;
  • подтверждённое судом лишение прав родителя;
  • факт того, что лицо было отстранено ранее от должности усыновителя, опекуна или приёмного папы/ мамы;
  • доказанный факт проблем со здоровьем, которые делают невозможным достойное воспитание;
  • отсутствие у лица собственной жилплощади;
  • наличие судимости за преступления в сфере жизни и здоровья.

Выше перечислены общие положения. Но семейным кодексом предусматривается право регионов издавать специальные законы в сфере патроната. Они не должны противоречить по смыслу федеральным, но могут дополнять их.

Для начала стоит разузнать существует ли в городе специальная служба, которая занимается устройством детей в семьи, и какие требования предъявляются к воспитателю в регионе. Такой информацией, зачастую, обладает опекунский совет в администрации.

В том случае если подобная служба существует, порядок становления воспитателем следующий:

  • обращение с заявление в службу патроната;
  • всей семьёй пройти интервью;
  • получить результаты медицинского характера;
  • получить корочки воспитателя, пройдя специальные курсы по подготовке, которые длятся около 80 часов;
  • подготовить необходимые документы;
  • пообщаться с психологом и пройти тест на совместимость, на основании которого будет выбран ребёнок;
  • лично пообщаться с воспитанником;
  • разработать и подписать договор с уполномоченной службой.

Гражданин, который чувствует в себе силы и желание воспитывать ребёнка из детского дома, должен ответственно подойти к вопросу подготовки.

Как только граждане надумали стать патронатной семьёй для малыша, им нужно собрать ряд документов. Данный пакет подаётся по месту прописки в органы опеки.

Перечень документации может несколько отличаться в разных регионах, но к обязательным относятся следующие:

  • соответствующее заявление;
  • документ о доходе за последний год;
  • справка о здоровье;
  • документ, подтверждающий наличие жилплощади, которая соответствует установленным нормам;
  • если гражданин состоит в браке, то свидетельство о браке;
  • если заявитель проживает не один, то надлежаще оформленное согласие всех совершеннолетних, взять воспитанника;
  • текст о своей жизни;
  • бумага, которая подтверждает, что заявитель прошёл курсы патронов.

Вышеперечисленные документы должны содержать исключительно правдивую информацию.

Наличие соглашения - это обязательное условие становления патронатной семьёй. В таком документе, обычно, указывается размер оплаты за услуги, определяется круг обязанностей.

Форма договора предполагает наличие разделов:

  1. Функции воспитателя, и обязанности специальной службы.
  2. Как будет происходить выплата вознаграждения.
  3. На какой срок заключён договор (краткосрочный, периодичный, до совершеннолетия).
  4. Какие бонусы положены патрону.

Перед подписанием соглашения его необходимо внимательно прочитать.

Адаптация

Одно из наиболее часто встречающихся препятствий, с которыми сталкиваются патронатные семьи - это проблемы адаптации воспитанника. С такими вопросами работают психологи службы патронажа.

В адаптации выделяют несколько этапов:

  1. Начальный. Данный период характеризуется абсолютно разными формами поведения. В течение месяца после покидания интернета, воспитанник может не выходить из своей комнаты, прятать игрушки и скрываться сам. Важно на данном этапе проявить терпение и заботу. Как только поведение начнёт меняться, это сигнал того, что наступил новый этап.
  2. Промежуточный. Срок такой адаптации около квартала. Оно отличается тем, что здесь начинает проявляться непростой характер малыша. Трудности могут возникать с элементарными вещами, такими как уборка, приведение себя в порядок. Ведь в детском доме за детей всё делают специальные работники. На этот счёт можно посоветоваться с психологами, если не получается справиться самим.
  3. Окончательный этап отличается тем, что ребёнок полностью акклиматизировался, и семья выглядит настоящей.

Эти сроки очень приблизительные. В каждом конкретном случае они могут меняться. Всё зависит от ребёнка. Чтобы адаптация прошла легче, нужно закрепить для себя, что ребёнок полноценная личность, и у него может быть мнение, отличное от воспитателя. Нужно попробовать поставить себя на место воспитанника и максимально бережно отнестись к его чувствам.

Примеры из практики

В Верховный Суд обратилась истец с требованием признать частично не действующим пункт, запрещающий стать патронатной семьёй гражданину с инфекционными заболеваниями. Суд рассмотрел предложенные доводы отказал в удовлетворении иска. Так как заявитель является ВИЧ-инфицированным. А государство стоит на защите детства и в перечень противопоказаний для патрона включены подобные заболевания.

Термин "патронат" ("патронаж") происходит от латинского слова "patronatus", что означает "покровительство" . В российском законодательстве досоветского периода воспитание детей-сирот в семьях изначально именовалось "патронажем". Как отмечает А. М. Нечаева, в России XIX в. существовали патронат и патронаж. Под патронатом имелись в виду, в частности, меры помощи опустившимся гражданам (лицам, освобожденным из мест заключения, малолетним преступникам и др.) для "обеспечения им перехода к честной трудовой жизни". Патронаж, уходя корнями во времена правления Екатерины II, связывался "с передачей воспитанника в семью для вскармливания". Передача несовершеннолетних в семью осуществлялась на договорных и возмездных условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими их на воспитание. Обычно брали детей в семью "беднейшие жители", и патронаж становился для них "промыслом" .

В течение первого десятилетия советского периода развития семейного законодательства рассматриваемая форма устройства детей не применялась, но в последующем она вновь появилась , просуществовав на протяжении нескольких десятилетий под названием "патронат" , который осуществлялся на прежних, характерных для патронажа, принципах: возмездности, договорности и срочности. Затем в ходе правовых реформ 1960-х гг. патронат снова не нашел законодательной поддержки в РСФСР и большинстве других республик СССР .

С принятием ГК РФ термином "патронаж" стала обозначаться юридическая форма социальной поддержки дееспособных совершеннолетних граждан в осуществлении принадлежащих им прав (ст. 41 ГК РФ), с СК РФ патронирование вернулось в семейное законодательство России, получив значение самостоятельной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и новое название "приемная семья".

Кроме того, СК РФ заложил правовую основу для развития патронирования на региональном уровне, так как в первоначальной редакции нормы абз. 2 п. 1 ст. 123 субъектам РФ предоставлялось право своими законами предусматривать иные, не установленные СК РФ, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым допускалось, что юридически самостоятельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут основываться не только на федеральном законе, но и на законах субъектов РФ. Предоставленным СК РФ правом воспользовались практически половина субъектов РФ – в них появилась, стала развиваться и юридически оформляться еще одна, региональная форма патронирования, получившая в законах субъектов РФ наименование "патронат" ("патронатное воспитание", "патронатная семья"). Наиболее интенсивно региональная нормативная база патронирования формировалась после 2003 г. Во многие из принятых ранее законов неоднократно вносились изменения и дополнения, особенно в 2007–2008 гг., что было обусловлено происходившим реформированием системы органов опеки и попечительства .

Во многих субъектах РФ были приняты специальные законы, в наименование которых были вынесен слова "патронат", либо "патронатное воспитание" , либо словосочетания "патронатная форма воспитания" (Краснодарский край), "патронатная форма устройства" (Иркутская область). По большей части патронату придавалось значение самостоятельной формы устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, но нс исключалось отношение к нему как к субсидиарной форме устройства, применяемой при невозможности использования прямо предусмотренных СК форм (усыновления, опеки, попечительства, приемной семьи) (Рязанская, Калининградская области).

В большинстве субъектов РФ патронатное воспитание рассматривалось как форма временного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками соответствующих учреждений, в семьи патронатных воспитателей на основании договора. В зависимости от региона оно могло законодательно отождествляться с патронатом либо считаться разновидностью патроната . В правовых отношениях, связанных с патронатным воспитанием, участвовали органы опеки и попечительства, патронатные воспитатели, учреждения по патронату, сами несовершеннолетние дети, передаваемые в семьи. Правовой основой для передачи ребенка в семью являлся договор о патронатном воспитании, а важнейшим его условием – разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между сторонами соглашения. В большинстве субъектов РФ договор о патронатном воспитании носил трехсторонний характер, связывая учреждение по патронату, орган опеки и попечительства и патронатного воспитателя. В ряде регионов договор был двусторонним и заключался между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем либо между учреждением, предоставляющим патронат, и патронатным воспитателем. Оформление передачи ребенка в семью нередко не исчерпывалось заключением только соответствующего договора, дополнительно к нему требовались, например, решение органа опеки о передаче ребенка на патронат- ное воспитание (Иркутская область), приказ учреждения о передаче ребенка на патронатное воспитание (Краснодарский край). Могли дополнительно заключаться трудовые соглашения (Курская область), соглашения об оказании возмездных услуг (Рязанская область), "трудовой договор о выполнении работы на дому" (ст. 3, 6 Закона "О патронатном воспитании в Волгоградской области"). Дополнительными условиями заключения договора могли быть, в частности, получение согласия супруга патронатного воспитателя (Архангельская, Оренбургская области), членов его семьи (Чувашская Республика). Срок нахождения ребенка на патронатном воспитании обычно определялся исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Количество детей, передаваемых в патронатную семью, варьировалось по регионам, но, как правило, не превышало трех детей (Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край, Рязанская, Псковская области и др.).

В действующей редакции абз. 1 п. 1 ст. 123 СК РФ допускается возможность введения на региональном уровне именно патронатной семьи, а не каких-либо иных региональных форм устройства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в патронатную семью "в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 123 СК РФ). Теперь термины "патронатная семья", "патронат", "патронатное воспитание", введенные в текст СК РФ и Закона об опеке, отождествляются, по крайней мере, в части их договорного оформления.

В соответствии с буквальным смыслом п. 1, 2 ст. 14 Закона об опеке установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатной воспитании).

Таким образом, имеются правовые основания считать, что всей полнотой полномочий по правовому регулированию патронатного воспитания субъекты РФ в настоящее время не обладают, на пего распространяется федеральное законодательство об опеке. Существующее регулирование патроната в субъектах РФ должно быть приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В региональных моделях патронатного воспитания ранее не был четко решен вопрос о семейно-правовом положении сторон в отношениях по патронатному воспитанию . Вследствие включения патронатного воспитания в сферу действия норм об опеке и попечительстве общественные отношения между воспитателем и ребенком, возникающие в патронатной семье, приобрели более четкие юридические очертания. Патронатный воспитатель должен назначаться в качестве опекуна (попечителя) передаваемого в его семью подопечного несовершеннолетнего. Требования к кандидатуре патронатного воспитателя, правовое положение подопечного и опекуна (попечителя) основываются на нормах СК РФ, ГК РФ, Закона об опеке. Поэтому исключается конструкция патронатного воспитания, для которой повсеместно была характерна двойственность правового положения ребенка, который, проживая в семье патронатного воспитателя, одновременно юридически продолжал оставаться воспитанником учреждения, а также воспитателя, который не считался его законным представителем. Отпала вынужденная необходимость разграничения полномочий, связанных с попечением ребенка, между учреждениями по патронату, которые реально способны обеспечивать опекунские функции лишь в отношении детей, пребывающих в них, и патронатными воспитателями, в семьях которых фактически находятся дети. Вместе с тем приобретение патронатными воспитателями правового статуса опекунов (попечителей) существенно меняет их статус, добавляя новые обязанности и влияя на мотивацию вступления в правовую связь с ребенком.

Отличительной особенностью деятельности патронатных воспитателей является ее возмездный характер. Выплаты, как правило, зависят от количества принятых на воспитание детей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Хотя на отношения между патронатным воспитателем и воспитанником распространяется федеральное законодательство об опеке, все же не исключается установление законами субъектов РФ более благоприятных для ребенка положений или дополнительных гарантий осуществления и защиты их прав . В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой и попечительством (а значит, переданные и в патронатную семью), имеют право на содержание со стороны общества, а не опекуна (попечителя). Порядок и размер денежных средств на их содержание, как и на содержание детей, переданных в приемные семьи, должны устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ. Региональным законодательством закладывается возможность осуществления дополнительных выплат, например за воспитание ребенка-инвалида, а также иной социальной поддержки семей: предоставление льгот, стимулирующих и компенсационных выплат.

В федеральных законах прямо не установлены особенности договора о патронатном воспитании (патронате, патронатной семье), но как разновидность договора об осуществлении опеки и попечительства он подпадает под действие правил ст. 14–16 Закона об опеке. Он должен быть двусторонним и заключаться между патронатным воспитателем и органом опеки в том же порядке, как и иные договоры об осуществлении опеки (попечительства). Условие о вознаграждении воспитателя объективно становится существенным условием договора о передаче ребенка в патронатную семью, вопросы его выплаты должны разрешаться в таком соглашении (п. 6 ст. 145 СК РФ, ст. 14, 16 Закона об опеке) по аналогии со ст. 153.1 СК РФ – в соответствии с законами субъектов РФ.

Наиболее близка к патронатному воспитанию по своей социальной сущности и юридическим особенностям такая разновидность возмездной опеки (попечительства), как приемная семья. В ст. 153.1 и 153.2 СК РФ содержатся положения о "договоре о приемной семье". Новеллой СК РФ является норма п. 2 ст. 152, допускающая применение к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг "постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений". Ввиду сходства правовой сущности приемной семьи и патронатного воспитания в указанной части на отношения, возникающие из договора о патронатной семье, по аналогии возможно распространение этой нормы. Кроме того, порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки или попечительства определяются на федеральном уровне – Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке) и соответствующие региональные нормы должны соответствовать установленным им положениям.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об опеке договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. Вместе с тем по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с требованиями Закона об опеке.

  • Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1992. С. 450. В русском языке помимо слова "патронат" используется слово "патронаж", хотя оба имеют общее происхождение и предполагают "покровительство", "наблюдение, содействие и руководство кого-либо, чего-либо" (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997). В правовой сфере отсутствуют четкие критерии использования терминов "патронат" и "патронаж".
  • Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 59–62; Она же. Семейное право: курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 310.
  • Фактически эта форма устройства детей стала возрождаться с принятием Постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" и от 05.04.1926 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду".
  • См.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.04.1936 "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся": постановление СНК СССР от 23.01.1942 № 75 "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".
  • В дополнение к патронатному воспитанию могли устанавливаться социальный патронат и (или) постинтернатный патронат. Социальный патронат предполагает оказание необходимой социальной помощи в воспитании и защите прав детей, проживающих в семьях своих родителей и нуждающихся в государственной защите (поддержке). Постинтернатный патронат заключается в оказании социальной помощи выпускникам соответствующих учреждений: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. В законах отдельных субъектов РФ мог быть иной взгляд на виды патроната. Так, в Чукотском АО помимо постинтернатного и социального патроната были установлены еще две разновидности патроната: "патронатная семья" (передача ребенка в семью патронатной) воспитателя, являющегося штатным работником соответствующего учреждения, на воспитание и содержание на срок свыше 30 дней) и "гостевая семья" (временное, до 30 дней, пребывание в семье воспитателя, не являющегося штатным сотрудником учреждения).
  • В законах субъектов РФ зачастую указывалось, что установление и осуществление патроната не влекут за собой возникновения между пагронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, а переданные в его семью дети сохраняют правовую связь с учреждением, воспитанниками которого они остаются. Патронатный воспитатель в отношении принимаемых в семью детей не считался их опекуном (попечителем), не имел прав законного представителя.
  • Патронатное воспитание детей по п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке, являясь договорной разновидностью опеки (попечительства), подпадает под действие этого Закона (ст. 1). Законом допускается, что "особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами" определяются СК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (п. 2 ст. 3), но СК РФ патронат не регулируется. Из п. 3 ст. 3 Закона вытекает, что, хотя применительно к несовершеннолетним отношения по установлению, осуществлению, прекращению опеки (попечительства) и могут регулироваться законами субъектов РФ "по вопросам, отнесенным к их ведению" Законом об опеке и "но вопросам, не урегулированным непосредственно" этим Законом, но нормы, которые "содержатся в законах субъектов РФ, не должны противоречить" Закону об опеке.
  • См.: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.
Похожие публикации