День народного единения 4 ноября. День народного единства или день согласия и примирения

В издательстве "Чёрная сотня" готовится к выходу книга русского добровольца Александра Жучковского "85 дней Славянска". Оформить предзаказ на книгу можно уже сейчас на сайте издательства. В преддверии выхода книги её автор любезно согласился ответить на вопросы "Русской Стратегии". О книге "85 дней Славянска" и духовной сути "Русской весны" с Александром Жучковским беседует редактор "РС" Елена Семёнова.

Ваша книга посвящена обороне Славянска. Почему Вы сконцентрировали внимание именно и только на этом эпизоде войны?

По нескольким причинам. Во-первых, мне довелось принять непосредственное участие в обороне Славянска, и я знаю этот начальный период войны на Донбассе лучше, чем другие.

Во-вторых, "славянский период" был самым важным, ключевым, решающим эпизодом русско-украинской войны, поэтому заслуживает детального описания прежде всего. Этот период определил и судьбу Донбасского восстания, и освобождение части Донбасса, которая могла бы остаться под украинской оккупацией, как остальные регионы Новороссии. Зная суть и механику процесса, происходившего весной 2014 на Донбассе, могу утверждать, что без обороны Славянска восстание, скорее всего, было бы жестоко подавлено, и Луганск с Донецком ждала бы та же участь, что и Одессу с Харьковом.

В-третьих, решение написать книгу именно об обороне Славянска продиктовано желанием сделать детальное и конкретное описание начального периода Донбасской войны. Описание всего периода войны, включающей в себя много эпизодов, обстоятельств, сражений, заняло бы очень много времени, которым я пока не располагаю. Конечно, изначально хотелось написать "обо всем", но со временем пришло понимание, что книга о всех событиях 2014-17 гг. на Донбассе будет слишком поверхностна, поэтому все же решил сосредоточиться на "Славянском периоде", который знаю лучше и который мне представляется наиболее важным.

Что будет представлять собой книга по жанру? Это воспоминания, очерки о героях и событиях, беседы с участниками и очевидцами, хроника войны?

Это скорее "публицистика", чем литературное произведение. В отличие от некоторых участников войны, написавших свои мемуары (например, "Записки террориста" и "Посетитель"), я не могу похвастаться большим литературным даром и способностью к художественному воспроизведению. И за исключением нескольких эпизодов, не веду повествование от первого лица. Прежде всего это, конечно, хроника военных действий, разбор ключевых боестолкновений, описание обстановки в Славянске и вокруг него, в том числе с опорой на рассказы многих участников обороны Славянска, с которыми я встречался и беседовал.

Какую главную задачу Вы ставили перед собой, берясь за эту книгу?

Во-первых, отобразить в повествовании то, что мы называем "духом четырнадцатого года". Эту атмосферу всеобщего национального подъема, воодушевления и единения, в которой проходила Русская весна и героическая оборона Славянска. Мы хотим помнить сами и напомнить людям то, с чего и для чего все начиналось.

Во-вторых, - это задача максимально правдиво и точно, насколько это возможно, реконструировать события в Славянске и вокруг него, а также показать политический контекст этих событий.

В 2014 г. всем нормальным людям было очевидно, что Русская Весна - именно русская, не советская, не какая-нибудь ещё. За прошедшие годы усилиями пропаганды акценты с русскости старательно сместили. В сущности, вообще постарались вымарать слово "русский". Это очень ярко проявилось, например, в странном пропагандистском фильме "Крым". Почему, на Ваш взгляд, так боятся русскости, почему так старательно пытаются подменить суть Русской Весны и вообще предать её забвению?

Русская весна была таковой именно потому, что началась самостоятельно, как широкое народное движение - независимо и без патронажа Российской Федерации, которая предыдущие десятилетия демонстрировала непризнание русской субъектности как внутри страны, так и за ее пределами, в том числе на территории Украины. Движение, получившее название "Русская весна", было русским именно потому, что имело национальный характер, - характер противоборства с чужой искусственной идентичностью, навязываемой русским на Украине.

Для РФ же все русские, оказавшиеся на Украине после 1991 года, стали "украинцами". Для Росфедерации и жители Донбасса до сих пор "украинцы". Исключением в 2014 году стал Крым. Потенциал Русской весны был настолько велик, что поначалу в Кремле поддались ее "национальному очарованию", и, судя по всему, имелись реальные планы присоединения к России и других регионов Новороссии. Этот момент - март-апрель 2014 года - был настолько ярким и неожиданным, что дал почву для серьезных иллюзий о национальном повороте Кремля даже у таких скептиков, как я. Помню "Крымскую речь" Владимира Путина, в которой он раз двадцать говорил о разделенном русском народе и наших национальных интересах. К сожалению, эта риторика была быстро свернута, а от "проекта Новороссия" быстро отказались под давлением западных и украинских "партнеров". Как РФ неожиданно перешла тогда на "русские рельсы", так же быстро она с них и сошла и вернулась в свое прежнее состояние. Отсюда и "информационная дерусификация" в трактовках событий в Крыму и на Донбассе того периода.

Вы были одним из первых добровольцев, отправившихся на Донбасс в 2014-м. Какова была Ваша мотивация?

Многие годы до русско-украинской войны я был участником большого сообщества людей, которое жило ожиданиями серьезных перемен в России, в ходе которых мы могли бы оказать существенное влияние на российскую политику и характер российской государственности. Конечно, мы ожидали социальных потрясений внутри страны. Но активные события начались не в РФ, а за ее пределами. В тот момент многие, в том числе и я, действительно расценили это как начало национального поворота в РФ. И в этом хотелось принять участие, всеми силами способствовать тому, чтобы этот процесс развивался дальше. Хотя было и очень личное эмоциональное восприятие происходящего после трагедии в Одессе 2 мая, которая заставила меня, как и сотни других добровольцев, уехать на Донбасс.

Тогда, в 2014-м, ряд людей, которые дотоле были с нами как будто бы на одной стороне баррикад (идейно "белых", националистов), вдруг оказались по другую сторону фронта, приняв сторону Украины и записав нас в "совки", "пособники режима" и т.п. Чем объясняется подобный вывих сознания и остаются ли эти люди вправе именоваться русскими националистами и белыми?

Это объясняется, во-первых, незнанием и непониманием русской истории, во-вторых, простой человеческой глупостью. Таких людей не так много. Но ненависть к политическом режиму у них перевешивает любовь к своему народу. Хотя говорить о любви к своему народу невозможно применительно к людям, занявшим сторону противника, одержимого идеей уничтожения всего русского. Этот вывих сознания был свойственен многим людям в иные периоды истории, начиная со времен Андрея Курбского и кончая поддержкой чеченских боевиков против "федералов" в 90-х годах. Люди со здоровым национальным чувством всегда поддерживают в военном противостоянии свой народ, независимо от существующего политического режима. Даже самые последовательные антикоммунисты и ненавистники советского строя (как Ильин, Деникин и др.) не могли поддерживать немцев против русских в годы ВОВ.

Что касается показного антисоветизма вставших на сторону Украины людей и записывание нас в "совки", то это очередное проявление деформации национального сознания этих людей. Независимая Украина и тотальная украинизация южно-русских земель России - это именно что порождение и продолжение национальной политики СССР, с последствиями которой мы пытаемся бороться. Никто на Донбассе за восстановление СССР и возрождение советских социальных и национальных практик не борется. Новороссия - это исторический феномен досоветской, имперской России. Новороссия стремится к сохранению русской идентичности и воссоединению с Россией, а не к ГУЛАГу и продолжению большевистской украинизации.

Как бы Вы сформулировали идейную, духовную суть Русской Весны 2014 г.?

Духовная суть Русской весны - пробуждение русского национального духа и его стремление сломать те порядки, которые насаждались и навязывались русским в течении многих десятилетий - сначала советского, и затем постсоветского периода. Русское добровольческое движение, возродившееся в 2014 году, было движимо не только идеей деукраинизации южнорусских земель России, но и "русификации" всей страны. Донбасс виделся нам плацдармом для этого процесса, мощным толчком, с помощью которого национальный поворот в РФ, наконец, начнется. "Сделаем Россию снова русской" - таков был нарратив Русской весны.

Русскую Весну, к сожалению, давно сменила осень или даже зима... А, скорее, какое-то затяжное межсезонье. На Ваш взгляд, суждено ли нам из него выбраться, и взойдут ли добрые посевы 14-го года? Каков Ваш прогноз?

На возрождение Русской весны стоит надеяться, пока мы живы, пока жив русский народ. Который хорошо показал, на что способен даже после десятилетий деградации и национального упадка. Ведь до 2014 года мы сами, да и весь мир, похоронили себя и уже почти согласились с тем, что русские уже не способны на национальный подвиг и деятельную самозащиту. Оказалось, что это не так.

Конкретные прогнозы давать не люблю: опыт показывает, что русская реальность слишком непредсказуема, чтобы на основании постоянно меняющихся данных что-то моделировать. Но есть ощущение, что несмотря на усилия российских властей, к прежней жизни (который все жили до 14-года) страна уже не вернется, и впереди нас ждут суровые испытания. Окончательное решение "украинского вопроса" еще впереди. Ситуация в Новороссии находится в стратегическом тупике, выход из него для миллионов людей, в т.ч. в большой России, будет очень болезненным. К этому нужно быть готовыми.

Историю войны, как известно, пишут победители. Нынешняя война ещё идёт, и конца её не видно, но её история уже фальсифицируется на наших глазах. В т.ч. потому, что многих героев 1-го периода войны уже нет в живых, и их вовсю пытаются подменить "героями" фальшивыми. Очень надеюсь и желаю, чтобы Ваша книга стала серьёзным противовесом различным фальсификациям, барьером на их пути и одной из отправных точек для будущих исследователей.

Русская Стратегия

После вчерашнего сообщения о ситуации в ГРУ ДНР и бурной реакции на это сообщение, попробую объяснить несколько принципиальных моментов о том, зачем я периодически (хотя и редко) пишу о подобных вещах и как эти вещи соотносятся с общей ситуацией в ополчении.

Прошу распространить этот текст, чтобы у общества не сложилось превратного мнения о происходящем в Новороссии.

1. Как я отмечал во вчерашнем сообщении, о таких вещах нужно говорить публично в случае, если подобная ситуация долго не может разрешиться внутренними административными мерами.

А ситуация в ГРУ развивалась на протяжении длительнего времени и не решалась, несмотря на многие "сигналы" руководству ДНР и намерение МГБ "упаковать" Старого и его людей, подозреваемых в различных преступлениях.

Обо всем этом мне было известно давно, некоторые бойцы ГРУ просили меня ранее сообщить о происходящем, но силовики (которые разрабатывали Старого) меня уверяли, что вот-вот со всем разберутся и виновные понесут заслуженное наказание.

Но после того, как
1) должных мер принято не было,
2) были репрессированы мои товарищи в ГРУ и
3) уже появилось известное сообщение в блоге war-and-world, я счел необходимым также написать о происходящем.

Ополчение Донбасса потому и называется народным - потому что это не профессиональные военные, а люди из народа.
И как в народе, в ополчении есть люди и хорошие, и плохие, проявляются вещи и положительные, и отрицательные.

Наше общество помогает ополчению в его освободительной войне, гордится его победами. Но при этом оно не должно ополчение идеализировать, или напротив сразу "хоронить" за его беды и ошибки.
Конечно очень бы хотелось, чтобы ополчение вернулось на прежний путь - к изначальным принципам восстания, которые озвучивали Стрелков и Мозговой.

Но пока "имеем то что имеем" и будем продолжать бороться за нашу правду, пока есть силы и надежды. Как я говорю в таких случаях, другого ополчения и другого Донбасса у нас сейчас нет.

Похожие публикации