Характеристика основных проявлений быстроты. Раскройте физиологические основы скоростных качеств и охарактеризуйте методы их развития Возможности человека обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток врем

Входной контроль по ФК. 8 класс.

1. В каком году волейбол был включен в программу Олимпийских игр?

а) 1956; б) 1968; в) 1964; г) 1952.

2. С какого года баскетбол включен в программу Олимпийских игр?

а) 1936; б) 1924; в) 1932; г) 1944;

3. Сколько зимних олимпийских видов спорта?

а) 7 ; б) 14; в) 5; г) 11.

4.Летние Олимпийские игры 2016 года пройдут ….?

а) Испании; б) Бразилии; в) Японии; г) США.

5. Физическая подготовленность характеризуется:

а) Высокими результатами в спортивной деятельности; б) Устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов; в) Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта; г) Эффективностью и экономичность двигательных действий.

6. Оптимальная степень владения техникой двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:

а) Двигательным умением; б) Техническим мастерством; в) Двигательной одаренностью; г) Двигательным навыком.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:

а) Двигательной реакцией; б) Скоростными способностями; в) Скоростью одиночного движения; г) Скоростно-силовыми способностями.

8. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется:

а) Подвижностью в суставах; б) Специальной гибкостью; в) Активной гибкостью; г) Динамической гибкостью.

9. Укажите основное специфическое средство физического воспитания:

а) Личный пример учителя; б) Естественные силы природы, гигиенические факторы; в) Физические упражнения; г) Рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание.

10. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

а) 6- ти минутный бег; б) Бег на 100 метров; в) Лыжная гонка на 3 километров; г) Плавание 800 метров.

11. Адаптация - это?

а) Процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды ; б) Чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса; в) Процесс восстановления; г) Система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.

12. Что чаще всего приводит к нарушениям осанки?

а) Высокий рост; б) Уменьшение межпозвоночных дисков; в) Слабая мускулатура; г) Нарушение естественных изгибов позвоночника.

13. Вес мяча в баскетболе должен быть …

а) Не более 670 г. б) Не более 650 г. в) Не более 560 г. г) Не более 500 г.

14. Физическое развитие это …

а) Размеры мускулатуры, формы тела, функциональные возможности систем организма, физическая активность; б) Процесс совершенствования физических качеств при выполнении упражнений; в)Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом; г) Процесс изменения морфологических и функциональных параметров организма человека в течение всей его жизни.

15. К анаэробным упражнениям относятся … ?

а) Спринт; б) Волейбол; в) Лыжные гонки; г) Плавание;

ОТВЕТЫ

1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в, 10-б,11-а, 12-в, 13-б, 14-г, 15-а

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакция «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путям в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Тестовое задание

1. Основным средством физического воспитания являются _________________________

2. Метод, представляющий собой последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы, называется…

Игровой метод;

Круговой метод;

Метод сопряженных воздействий.

3. Под техникой физических упражнений понимают …

Способы выполнения двигательных действий, оставляющие эстетически благоприятное впечатление;

Определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения;

Видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения;

Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

4. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в регулярных физкультурных занятиях, называется

Физическим образованием;

Физическим воспитанием;

Физической подготовкой;

Физической культурой.

5. Результатом физической подготовки является...

Физическое совершенство;

Физическое развитие;

Физическая подготовленность;

Физическое воспитание.

6. В уроке физической культуры ставятся 3 группы задач:

Образовательные, оздоровительные, воспитательные;

Задачи О. Ф.П., С. Ф.П., технической подготовки;

Изучения нового материала, контрольные, совершенствования и закрепления материала;

Получение теоретических знаний, освоение техники движений, изучение тактики вида спорта.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательное действие в минимальный для данных условий промежуток времени, называются …

Скоростно-силовыми способностями;

Скоростными способностями;

Частотой движений;

Двигательной реакцией.

8. Наиболее информативным, объективным и широко используемым в сфере ФКиС показателем реакции организма на физическую нагрузку является __________________________.

9. Физическое качество … при чрезмерном его развитии отрицательно влияет на гибкость

Быстрота;

Выносливость;

Ловкость.

10. Физические упражнения – это …

Виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств;

Двигательные действия (и их совокупности), направленные на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Двигательные действия, направленные на формирование двигательных умений и навыков;

Виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма.

11. ________________ - состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

12. Под пассивной гибкостью понимают …

Способность человека достигать большой амплитуды движений во всех суставах;

Гибкость, проявляемую под влиянием утомления;

Способность выполнять движения под воздействием внешних растягивающих сил;

Гибкость, проявляемую в статических позах.

13. Классифицируйте физические упражнения по признаку физиологических зон мощности:

А – упражнения умеренной мощности

Б – упражнения максимальной мощности

В – упражнения большой мощности

Г – упражнения субмаксимальной мощности

Характерна мышечная работа такой мощности, которую человек может выполнять не более 20 секунд;

Могут продолжаться от 20 секунд до 5 минут;

Могут выполняться в пределах от 5 до 30 минут;

Могут продолжаться более 30 минут.

14. Основным специфическим средством физического воспитания являются …

Физические упражнения;

Тренажеры и устройства, гири, гантели, штанги и т. п.;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

15. Способность человека как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …

Коэффициентом проявления скоростных способностей;

Скоростным индексом;

Скоростной выносливостью;

Абсолютным запасом скорости.

16. Установите соответствие понятий:

А – физическое развитие

Б – Физическая культура

В – Физическое воспитание

Г – Здоровье

Составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, совершенствования его двигательной активности;

Процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма;

Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов;

Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурным знаниями и формирование осознанной потребности в регулярных физкультурных занятиях.

17. Физические качества – это …

Комплекс способностей занимающихся ФКиС, выраженных в конкретных результатах;

Комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности;

Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;

Врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

18. Относительная сила – это …

Сила, проявляемая одним человеком в сравнении с другим;

Сила, проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим;

Сила, приходящаяся на 1 см2 физиологического поперечника мышцы;

Сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг его собственного веса.

19. В физическом воспитании широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая моторная плотность характерны для

Контрольных уроков;

Уроков О. Ф.П.;

Уроков закрепления и совершенствования учебного материала;

Уроков освоения нового материала.

20. Сила – это …

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий;

Способность человека проявлять большие мышечные усилия;

Комплекс различных проявлений человека определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»;

Способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время.

21. Установите соответствие между физическими качествами и тестами, позволяющими оценить уровень их развития:

Б – быстрота

В – Гибкость

Г – скоростно-силовые способности

Д – Выносливость

https://pandia.ru/text/80/014/images/image009_47.gif" width="26" height="17">- бег 3000 м;

Прыжок в длину с места;

Наклон вперед из положения сидя на полу;

Челночный бег 3х10 м;

Сгибания и разгибания рук в упоре лежа;

22. Основным методом развития гибкости является …

Повторный метод;

Метод переменно-непрерывного упражнения;

Метод статических усилий;

Метод максимальных усилий.

23. К показателям, характеризующим физическое развитие человека, относятся …

Показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств;

Уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков;

Показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов;

Уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков.

расчленено-конструктивного упражнения).

24. В физическом воспитании и спорте основным методом при развитии быстроты двигательной реакции является …

Метод динамических усилий;

Метод круговой тренировки;

Игровой метод;

https://pandia.ru/text/80/014/images/image014_37.gif" width="14" height="14">- бег 100 м;

Подтягивания на высокой перекладине;

0-55% - «неудовлетворительно»;

55-65% - «удовлетворительно»;

65-80% - «хорошо»;

Свыше 80% - «отлично».

Желаем удачи!

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Результат физической подготовки
физическое развитие индивидуума
физическое воспитание
физическая подготовленность
физическое совершенство

2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях
физическая культура
физическая подготовка
физическое воспитание
физическое образование

3. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени
двигательная реакция
скоростные способности
скоростно-силовые способности
частота движений

4. Двигательные (физические) способности – это …
умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия
физические качества, присущие человеку

индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность

5. Абсолютная сила – это:
максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела
способность человека преодолевать внешнее сопротивление
проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц
сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека

6. Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе
результаты научных исследований
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности
осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними
желание заниматься физическими упражнениями

7. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется …
простой двигательной реакцией
скоростью одиночного движения
скоростными способностями
быстротой движения

8. Основное специфическое средство физического воспитания
физические упражнения
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы
тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры

9. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …
повторный максимум (ПМ)
силовой индекс (СИ)
весосиловой показатель (ВСП)
объем силовой нагрузки

10. Физические упражнения – это …
такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков
виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма
такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств

11. Число движений в единицу времени характеризует …
темп движений
ритм движений
скоростную выносливость
сложную двигательную реакцию

12. Сила – это:
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»
способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)
способность человека проявлять большие мышечные усилия

13. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …
разрядные нормативы и требования по видам спорта
методики занятий физическими упражнениями
общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
научно обоснованные задачи и средства физического воспитания
комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению
перечень конкретных норм и требований

14. Показатели, характеризующие физическое развитие человека
показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств
показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов
уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков
уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков

15. Относительная сила – это сила, …
проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса
проявляемая одним человеком в сравнении с другим
приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы
проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением

16. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека
спортивная тренировка
специальная физическая подготовка
физическое совершенство
профессионально-прикладная физическая подготовка

17. Уровень развития двигательных способностей человека определяется …
тестами (контрольными упражнениями)
индивидуальными спортивными результатами
разрядными нормативами единой спортивной классификации
индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку

18. Под техникой физических упражнений понимают …
способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью
способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление
определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения
видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движения

19. Эффект физических упражнений определяется прежде всего …
их формой
их содержанием
темпом движения
длительностью их выполнения

20. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни
валеология
система физического воспитания
физическая культура
спорт

21. Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества
показатели телосложения
показатели здоровья
уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков
нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации

22. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …
скоростным индексом
абсолютным запасом скорости
коэффициентом проявления скоростных способностей
скоростной выносливостью

23. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает …
закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия
частоту движений в единицу времени
взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения
точность двигательного действия и его конечный результат

24. Физические качества – это …
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности
комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах

25. Понятие (термин) подчеркивающий прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности
физическая подготовка
физическое совершенство
физическая культура
физическое состояние

26. Основу двигательных способностей человека составляют …
психодинамические задатки
физические качества
двигательные умения
двигательные навыки

Для характеристики физических качеств у спортсмена, непосредственно определяющих его скоростные способности, использовался в основном обобщающий термин «быстрота». Быстрота как физическое двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией.

Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время у взрослых, как правило, не превышает 0.3 с.

Сложные двигательные реакции - реакция на движущийся объект (мяч) или реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации (встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (футбол)). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора». Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар по мячу), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени. В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физически качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и д.р.



На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют:

1. частота нервно-мышечной импульсации;

2. скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления;

3. темп чередования этих фаз;

4. степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

Способность как можно быстрее набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5-6с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств -быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Быстрота движений обуславливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга и подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц.

По Холодову Ж.К. быстрота определяется:

1) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;

2) по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;

3) по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);

4) по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.



Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1. состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2. морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

3. силы мышц;

4. способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в раслабленное;

5. энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

6. амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7. способности к координации движений при скоростной работе;

8. биологического ритма жизнедеятельности организма;

9. возраста и пола;

10. скоростных природных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Так при подборе упражнений для футболистов необходимо уделять внимание стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направлениям движения. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, единой причины, обуславливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты. В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

Похожие публикации