Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Пять помощников» Занятия по познавательному

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Конспект занятия по познавательному развитию

Тема: «В гости Капелька пришла»

(экспериментирование)

для детей средней группы

Программные задачи:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.

Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Методы и приемы:

Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки».

Практический: опыты.

Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Оборудование:

Пластмассовые стаканы, чайные ложки, сахар, молоко, вода, дольки лимона, капельки (всё индивидуально для каждого ребенка).

ИКТ: Презентация с иллюстрациями животных и людей с водой и в воде, со свойствами воды.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.

Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).

Ход занятия:

1 ЧАСТЬ.

Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

(показ игрушки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)

Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.

Воспитатель: Где живет капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Из чего состоит капелька?

Дети: Капелька состоит из воды.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?

Дети: Давайте.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.

Опыт № 1 «Вода - это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

(Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?

Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .

Я - мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки) .

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:

Свети, свети, солнышко,

На чистую водицу.

Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Молодцы, капельки, хорошо себя вели.

Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?

Дети: Сок, чай, молоко и т.д.

Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?

Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток!

Давайте подойдем к столам, посмотрим и скажем что на них находится.

Дети перечисляют предметы на столе.

Обращение педагога к детям, с одновременным показом:

  1. Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой.
  2. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте), попробуйте какая вода?

по температуре: теплая,

по виду: прозрачная,

по вкусу: пресная, безвкусная.

  1. Давайте растворим в теплой воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и наберите пол чайной ложки сахара и положите в свою кружку, аккуратно размешайте, не стуча ложечкой о кружку. А теперь попробуйте. Какая стала вода?

Ответы детей с помощью воспитателя:

по виду: стала немного мутной

по вкусу: стала сладкая.

Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.

  1. Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром), и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?

Ответы детей с помощью воспитателя:

по температуре: осталась теплой,

по виду: имеет желтоватый оттенок

по вкусу: стала кисло-сладкая.

  1. Домашний лимонад готов.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Воспитатель: Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода?

(показ и рассматривание картинок)

Дети: Животным, птицам и людям. А еще надо растений, чтобы они не завяли.

Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода - это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.

Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)

Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.

Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: Как выращивают хлеб
Цели:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Учить разгадывать загадки;
Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые.
Словарная работа:
Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
Материал:
Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
Предварительная работа:
Чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.
Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.
Ход занятия
I. Оргмомент
Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.
В-ль: Ребята отгадайте загадку:
Бываю я черным,Бываю я белым,Румяным бываюИ чуть подгорелым – иногдаДа ведь это не беда!
Что это? (Хлеб)
Ответы детей.
В-ль: Правильно, это хлеб.
Снимаю салфетку с подноса, на котором находится выставка: Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.
Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.
Дети рассматривают, обговаривают.
В-ль: А кто знает, из чего все это делают?
Ответы детей.
В-ль: А что такое мука, из чего её получают?
Ответы детей.
В-ль: Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Ответы детей.
В-ль: Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами – разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
(Показ иллюстраций)
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.
В-ль: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его..
Ответ детей. (Тракторист)
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
В-ль: (Читаю отрывок из стихотворения Погореловского.)
Трактора выходят в степиТянут плуги на прицепе.Режут плуги, как ножом,Жирный сочный чернозем.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.
(Показ иллюстраций)
Теперь можно начинать сеять!
К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
(Показ иллюстраций)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Солнце чертит в небе полосы, Птицы песню завели.Созревай же колос к колосу,Сладкий хлеб моей земли.
(Показ иллюстраций)
В-ль: Хлебное поле еще называют, словом Нива
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
(Читаю отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)
Нива моя, нива, нива золотая!Зреешь ты на солнце, колос наливая;По тебе, по ветру, словно в синем море,Волны так и ходят, ходят на просторе
В-ль: Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.
(Показ иллюстраций)
В-ль: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?
Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить хором и индивидуально).
В-ль: Что же делает комбайн?
Ответы детей.
В-ль: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
(Показ иллюстраций)
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.
Потом часть зерна везут в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
(Показ иллюстраций)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творится!В оборот её берут!В порошок её сотрут!
Стали зернышки мукою.
(Погореловский)
В-ль: Куда же потом?
Ответы детей (на хлебозавод).
В-ль: Правильно муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Физ. минутка “Тестомесы”
В-ль: Ребята, как вы думаете, из чего делают манную крупу?
Ответы детей.
В-ль: Манную крупу делают из пшеницы.
В-ль: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.
Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
В-ль: Послушайте, ребята, какие еще есть пословицы о хлебе:
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“Будет хлеб – будет и песня”
“Много свету – много хлеба”
“Хлеба надо брать столько, сколько съешь”
“Хлеб надо всегда доедать”
“Хлеб нельзя бросать на пол”
В-ль: Дети, скажите, пожалуйста:
Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
В-ль: Какие машины помогают хлеборобам?
Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)
В-ль: Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.
В-ль: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе «Пять помощников».

Описание ООД: Этот конспект носит познавательный характер и направлен на интерес к своему физическому Я, к своему телу.

Программное содержание : закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Задачи:

Обучающие: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Развивающие : развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обоняние);р азвивать внимание,память, логическое мышление,наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому.

Материал и оборудование :

Слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их воспроизведения;

Картинка для показа

Картинки для игры «Наложенные рисунки»;

Альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».

Стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка;

Мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».

Шарф для завязывания глаз, «чудесный мешочек» с набором мелких предметов;

Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.

Ход занятия : дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро! »

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки.

Воспитатель: Предложить детям сесть на стульчики.

Мы сегодня вспомним про наших помощников, это органы чувств. Какие органы чувств есть у человека? (глаза, уши, нос, язык, кожа).

А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)

глаза - зрение; уши - слух; язык - вкус; нос - обоняние;

кожа - осязание.

А почему мы их называем нашими помощниками? (ответы детей)

Они помогают нам познавать окружающий мир, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение про наших помощников.

Есть пять помощников на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя;

Глаза тебе даны, чтоб видеть. А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечек напиться.

И ни к чему твоя тревога

Они всегда тебе помогут!

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, поймёте, о каком органе чувств мы сейчас будем говорить.

Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).

Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).

Воспитатель: Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

Белка дятла поджидала, (перемещаем взгляд вправо-влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (перемещаем взгляд вверх-вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указ. пальцами)

Воспитатель: мы попробуем сейчас потренировать свою зрительную память.

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно таким же, как и у меня.(действия детей). Молодцы!

Воспитатель: Игра «Наложенные рисунки»

(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга) Воспитатель: (д/игра «Найди слово») . На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов.

1 . Кит - Облако - Тапочки. (КОТ)

2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)

    Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)

    Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) ( поисковая работа детей )

Воспитатель. Следующий орган чувств… Отгадываем загадку.

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят. (УШИ)

Какой это орган? (Орган слуха).

Д ля чего нужны уши? (Слышать звуки).

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (забавные задания)

Воспитатель:

1.Встаньте, пожалуйста,сделайте так; левую руку положите на голову и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.

2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.

Воспитатель: Почему вы встали и выполнили эти упражнения?

Дети: Потому, что услышали, что вы сказали.

Воспитатель: А чем вы услышали? (Ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, чтобы научиться говорить, уши нужны? А что мы слышим ушами? (Звуки)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными.

Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)

Дети должны каждый раз определить источник звука.

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что здесь лишнее и почему?

1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА . КУСТЫ;

1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК , КОЗА, СВИНЬЯ;

3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ , СТОЛ, ШКАФ;

4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ . ПЕРСИК.

( ответы детей ) Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.

Воспитатель: переходим к следующему органу чувств. Загадка.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

Какой это орган? (Орган обоняния).

Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).

Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные).

Дыхательное упражнение.

Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)

Воспитатель : Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Воспитатель: И мы переходим к следующему органу чувств. Отгадайте загадку:

Всегда во рту, но не проглотишь? (Ответы детей).

Воспитатель : Правильно, язык.

Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким,горьким, кислым, солёным)?(Ответы детей).

Игра «Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: Яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.

Воспитатель : Отгадайте последнюю загадку:

Любят труд,

Не терпят скуки,

Всё умеют наши… (Ответы детей).(руки)

Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)

Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по

кругу, по центру левой ладошки)

Только вышел из ворот-

Глядь, другой к нему идёт. (К указательному присоединяется

средний пальчик)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)

Вместе станем в хоровод-

Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .

Игра «Чудесный мешочек» (ребёнку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.) Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.

Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у человека. (Дети повторяют и показывают.)

Воспитатель: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Ч увства позволяют понять, запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

Кто и как считает и измеряет время.

Цель: Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

Материал: Игрушка Чебурашка; плетень, петушок. Макет солнечных часов, водяных, будильник, ширма. Магнитофон.

Воспитатель (В): – Тихо-тихо, не шумите, только ушки навострите. Что вы слышите сейчас?

Кто день не спит?
И ночь не спит?
А все стучит, стучит, стучит?
И стук у них все в такт, да в такт
Тик-так, тик-так?

(Звенит будильник)

– Ребята, что это может звенеть? А у кого дома есть будильник? А зачем он нужен?

В. – Мне кажется, что здесь кто-то прячется. Кто это?

Чебурашка (Чеб) – Ой, ой, ой! Раззвенелись, расшумелись, спать не дают.

В. – А за чем ты тут прячешься?

Чеб. – Я пришел к вам отдохнуть, а то крокодил Гена заставляет меня все делать по часам. То надо вовремя проснуться, то поесть, то заниматься.

А у вас, наверное, делай, что хочешь и когда хочешь?

В. – Ребята, а вы согласны с Чебурашкой?

А какой предмет нам помогает делать все вовремя?

Без часов, как без рук. Часы – это прибор для измерения времени.

А часы, которые разбудили, называются – будильник.

Чеб. – Эх, хорошо бы было, если б исчезли все будильники. Раз и нету.

В. – Дети, а что будет, если исчезнут все будильники? Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные.

Чеб. – Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?

В. Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад. У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.

– Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите. Начинаю колдовать.

Раз-два-три-четыре-пять!

Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?

Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).

– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.

А можно ли точное время определить по петушку?

А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?

– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: <<В них время течет>>.

Смотри, Чебурашка, как они устроены. (Показ макета) (Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило). Часы такие работали от воды, а значит, назывались как?

Чеб. – Ура! Мне нравятся такие часы, заводить их не надо, бежит и бежит водичка.

В. – А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы.

Чеб. – Заводите их поскорей, я гулять с ними пойду.

В. – Зимой на улице твои часы остановятся. А как вы думаете, почему?

Чеб. – То нельзя, это нельзя. Скучно с вами!

В. – А хочешь, чтобы не скучать, мы научим тебя играть.

Физическая пауза:

Часы нам время измеряют. (Дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)

Шагают часики все в такт.

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Чеб. – А как еще узнать время без часов?

В. - По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как?

А придумали такие часы в Древнем Риме.

Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой.

И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.

Как такие часы назывались?

А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?

Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?

А можно ли время остановить?

Можно остановить часы, но время было и будет всегда.

За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие.

Время идет вперед. (Звучит музыка <<Бьют часы на старой башне>>)

Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы отправимся в музей часов и обязательно возьмем Чебурашку.

А сейчас пришло время заняться другими делами.

2. Конспект занятия по познавательному развитию

Мир вокруг нас

Основы экологического воспитания.

Цель: Заложить основы экологического воспитания. Дать знания в области охраны природы. Активизировать познавательную деятельность в процессе общения с природой. Обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Формировать элементарные представления о целостности живой природы и человека.

Материалы к занятию: игрушка Старичок-лесовичок, бумажные муравьи, цветы, бабочка, иллюстрации деревьев. Изображение березок без листьев (один лист на 4 человека.)

Иллюстрации к рассказу: пожилой человек, мальчик, цветок, экскаватор, мотоцикл дом, гусеница, клумба с цветами.

Воспитатель (В) Ребята, я предлагаю отправиться в лес. Я заколдую нашу группу и она превратится в лесную полянку. Вы готовы? Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать.

Посмотрите, что за грозный старичок не пускает за порог?

Лесовичок (Лес) Я Старичок-лесовичок. Я к порядку привык. Я по лесу хожу за деревьями слежу, помогаю животным. В лес я вас не пущу.

Вы еще маленькие и порядков моих не знаете.

В. А ты, Лесовик, на нас не кричи, а о порядках своих расскажи.

Лес. Ладно, только сначала мои лесные загадки отгадайте.

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Еж)

Чей домишко из иголок
На земле у старых ёлок? (Муравейник)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом? (Белка)

Зимой спит, летом улья ворошит? (Медведь)

Если этих зверей в лесу встретите, вы их не пугайте, камнями и палками в них не кидайте. Мало их в лесу осталось.

В. Что ты, Старичок-лесовичок. Наши дети зверей обижать не будут.

Лес. Ну, ладно, идите, да под ноги смотрите!

В. А зачем под ноги смотреть?

Лес. А чтоб муравья или цветок какой-нибудь не раздавить.

В. Ребята, что- то я Лесовичка не поняла. А какая польза от муравьев?

Лес. Такая большая и не знаешь! Муравьи гусениц, тлю поедают. А не станет муравьев, гусеницы лес могут съесть.

В. Ну, а цветы, что их жалеть, вон их как много!

Лес. А ты у ребят спроси, может они знают? Запомните! Не станет цветов, Негде будет пчелкам нектар для меда собирать. Бабочкам отдохнуть будет не на чем. Пропадет красота. А без красоты сердце человека станет злым.

В. Пойдемте, ребята за Лесовичком.

Темным лесом, зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом.
Чтоб муравьев не испугать
И цветы нам не помять
Надо ноги поднимать.

(Дети совместно с воспитателем, ходят по ковру, перешагивая цветы, и муравьев)

Посмотрите, какая красивая лужайка, как много здесь деревьев. А какая от деревьев польза? (Дети рассматривают иллюстрации различных деревьев )

Лес. Как, какая? А вы разве не знаете, откуда стол пришел?

В. Стол? Из магазина!

Лес. А вот и нет, стол из леса пришел. И все предметы из дерева. Если вырубить все деревья, то и вещи деревянные пропадут. Посмотрите, сколько вокруг вещей из дерева. Сможете их назвать?

В. Ребята, я только стол деревянный вижу. А какие еще предметы у нас из дерева? Ой, Лесовик, а что случилось с этими березками?

(Воспитатель показывает детям изображение березы без листьев )

Лес. Ой, беда, беда! Недоглядел я старый. Глупые мальчишки птиц распугали вот гусеницы и съели листочки.

В. Ну, не плачь, Лесовик, наши дети сейчас помогут ожить березкам.

(Дети подходят к столам и рисуют листочки путем примакивания, на заготовленных листах бумаги с изображением дерева без листьев.)

В. Ребята, смотрите, цветы!

(На полу разложены цветы из бумаги, дети рассматривают их и говорят названия этих цветов: мак, одуванчик, ромашка, василек)

На лужайке у реки
Собрались в кружок цветы,
Желтые, синие, белые, красивые.

В. Лесовик, а мы знаем, как растут цветы. Сейчас мы тебе покажем.

Вырос высокий цветок на поляне. (Руки вертикально, ладони друг к другу)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы, округлить их)

Всем лепесткам красоту и питанье (Движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (Ладони вниз тыльной стороной прижаты друг к другу, пальцы развести)

(Пальчиковая игра)

Лесовик, я хочу сорвать эти цветы.

Лес. Стойте! Стойте! Вам понравилось в моем лесу гулять, красоту наблюдать?

В. Понравилось!

Лес. Ну вот, а завтра сюда другие придут, а полянка будет пустая. Лучше послушайте,

Я расскажу вам историю, как один цветок вернул радость больному человеку.

(Р ассказ сопровождается показом иллюстраций)

В городе посереди двора, рядом с улицей и большими домами вырос красивый цветок.

Когда он только пророс из земли, он не знал, какие опасности его ждут. То мотоцикл промчится, окутывая его пылью, то дети песком обсыплют, то машины горьким дымом чихнут.

– Фу, какая гадость!

Только в себя пришел, пыль стряхнул. Новая опасность. Экскаватор землю начал копать.

– Ой, упаду! Ой, пропаду!

Махал цветок зелеными листочками, но удержался, не сломался. А тут вдруг на стебелек гусеница залезла.

– Спасите! Помогите!

Но никто его не замечал, и не слышал. Но однажды шел мальчишка, увидел цветок наклонился и прогнал гусеницу.

– Сорву я этот красивый цветок и подарю старичку, который живет в этом доме. Он болен, и гулять не может. Сидит у окна, да за больное сердце держится.

– Не надо! Пожалей меня – прошелестел цветок.

– Полей меня, подсыпь земли, и я одарю тебя.

Жалко стало мальчику цветок. Помог он цветку. Окреп цветок и дал много семян.

Посадил малыш семена в землю, полил их.

Проснулся однажды старый человек, подошел к окну и улыбнулся, отошла боль от сердца. Весь двор был в цветах.

И понял малыш главное правило жизни:

Поймаешь бабочку, и она умрет на ладони.

Сорвешь цветок, и он завянет.

Красоту надо видеть сердцем.

В. Спасибо! Мы запомнили с ребятами, как нужно вести себя в лесу. Зверей не пугать, деревья не ломать, цветы не рвать.

Лес. Ну, тогда вам пора возвращаться в детский сад, а мне в лес!

Похожие публикации