Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах. Пальчиковые игры для детей

Картотека пальчиковых игр

для детей 3-4 лет.

Пособия и оборудования:

Технические средства: магнитофон, CD-диски

Игрушки, картинки

Методическое обеспечение программы:

1.Сборник пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Mbdouds 23. ru

2.Пальчиковые игр для детей 3-4 лет

LogoPortal . ru

3.Картотека пальчиковых игр для детей 3-4 лет

Nsportal . ru

4.Пальчиковые игры по методике Железновых

Mamac .

Список пальчиковых игр для детей 3-4 лет

1«Собираем листочки»

2«Листья осенние тихо кружатся»

3«Яблоки»

4«Компот»

5«Овощи»

6«Капуста»

7«Репка»

8«Осень»

9«По грибы»

10«Что делать после дождика»

11«Червячки»

12«Котята»

13«Гномик»

14«Снежинки»

15«Елочка»

16«На ёлке»

17«Собака»

18«Ветер»

19«В гости»

20«Пирожки»

21«Снегири»

22«Птичка»

23«Мои вещи»

24«У жирафов»

25«Прогулка»

26«Строим дом»

27«Стенка, стенка, потолок»

28«Дом»

29«Стоит в доме теремок»

30«Мебель»

31«Много мебели в квартире»

32«Помощники»

34«К нам пришла весна»

35«Цветочек для мамочки»

36«Радуются взрослые и дети»

37«Семья»

38«Большая стирка»

39«Весна»

40«Насекомые»

41«Бабочка»

42«Жучок»

43«Две сороконожки»

44«Замок»

45«Котенок-растеряша»

46«Паучок»

47«Радуга»

48«Маленькая мышка»

49«Комар»

Октябрь

1«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем

2 «Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

3«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец.

Всё, всё, всё съедает.

4«Компот»

Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ. Развести руки в стороны

5«Овощи»

У девочки Ариночки

Овощи в корзиночке.

Сложить ладони «корзиночкой» .

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

уложила ловко.

Помидор и огурец.

Сгибать пальчики, начиная с большого.

Вот Арина - молодец.

Показать большой палец.

6«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором )

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук )

7«Репка»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:

Репка-репонька,

Расти, расти крепенька.

Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)

До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)

Да! (хлопают)

Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.

8«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул... (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую руку)

9«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три,четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

Ноябрь

10«Что делать после дождика»

Что делать после дождика?

(Соединяем по очереди все пальцы с большими).

По лужицам скакать!

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой).

Что делать после дождика?

( Соединяем все пальцы рук с большими).

Кораблики пускать!

(Рисуем обеими руками восьмёрку).

Что делать после дождика?

На радуге кататься!

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу0

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться!

(Улыбаемся).

11«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

12«Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

13«Гномик»

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Декабрь

14«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ -

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй - разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Мелкие потряхивания

расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи

15«Ёлочка»

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
16«На ёлке»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» по столу средним и указательным

Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты,
«Рисуют» руками большой круг.
В них же - вкусные предметы:
Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих,
Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
17«Собака»

Заворчал живой замок,

Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.

Лег у двери поперек.

Пальцы соединяют «домиком».

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Крепко схватит за штаны,

Ты беги, беги, беги!

Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.

18«Ветер»

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы)

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения

19«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

20«Пирожки»

Я пеку,пеку, пеку (Пекут пирожки.То одна рука сверху, то другая).

Всем друзьм по пирогу:

Пирожок для мышки (Поочередно загибают пальчики.)

Для заики-мылышки,

Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты,дружок!

Пирожок тебе, лиса.

Очень вкусная игра! (Хлопают в ладоши.)

Январь

21«Снегири»

Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири ("снегири бегают).
Грудки показали ("снегири" выпячивают грудь).
Ягод поклевали ("снегири изображают, что клюют ягоды).
Прыгали во веткам ("снегири" прыгают).

22«Птичка»

Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - стучим пальчиками по ладошке

23 « Мои вещи»

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю

Над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

24«У Жирафов» ,

У жирафов пятна, пятна, пятна пятнышки везде.

Поочерёдно гладить одну руку другой

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде
Хлопаем по всему телу ладонями.



У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

25«Прогулка»

(Загибаем пальчики поочередно сначала на одной руке, читаем второй раз – загибаем на другой руке)

Этот пальчик - в лес пошёл.
Этот пальчик - гриб нашёл.
Этот пальчик - занял место.
Этот пальчик - ляжет тесно.
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

26«Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.

(Вращать кисти рук)

27«Стенка,стенка потолок»

Стенка (указательным пальцем дотроньтесь до правой щеки);
Стенка
(указательным пальцем дотроньтесь до левой щеки),
Потолок
(указательным пальцем дотроньтесь до лба),
Два окошка
(указательным пальцем укажите сначала на правый, а потом на левый глаз),
Дверь
(указательным пальцем укажите на рот)
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!»
(указательным пальцем дотроньтесь до кончика носа)

28«ДОМ»

Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

29 «Стоит в доме теремок»

Стоит в доме теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

На двери весит замок.

Кто бы тот замок открыть нам помог?

Слева зайка, справа мишка.

Отодвиньте –ка задвижку!

Слева ежик, справа волк.

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ежик, волк нажимают на замок

Приседают – «низок, встают «высок». Сцепляют пальцы рук в «замок». Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Левой и правой рукой показывают зверей. Сцепляют пальцы в замок, тянут руки в разные стороны. Левой и правой рукой показ зверей. Делают замок, сильно сжимают пальцы.

30 «Мебель»

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

31«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная на обеих руках

Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого

А в сервант поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть- чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в

ладоши и стучат Много мебели в квартире. кулачками

32«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, (Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили. (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)

33« Оловянный солдатик стойкий»
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади! (Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

34«К нам пришла весна»

К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!
(ручки протягивают вперёд «с букетом»)
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!
(пальчики двигаются, будто плетут венок)

35«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке. (раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки)

От ветерка качается, (движения руками вправо-влево)

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей! (мимика, жесты)

36«Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок

37«СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка, (С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(Ритмично сгибают и разгибают пальчики под каждый слог.)

38«Большая стирка»

Буду маме помогать,

Буду сам белье стирать

(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)

Мылом мылю я носки

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки

(трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку

(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)

39«Весна»

«Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит. (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся )

40«Насекомые»

Полосатая пчела.

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

41«Бабочка»

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала .

42 «Жучок»

Вот жучок жужжит-кружится.
На цветочек он садится.
Раскрытую ладонь одной руки поглаживаем круговыми движениями кончиками пальцев другой руки, сложенных в щепоть.
Ставит лапки наш жучок
На нарядный лепесток.
Захватываем щепотью большой палец, разминая его от основания до подушечки.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем лепестки считать.
Разминаем остальные пальцы. Затем повторяем игру для второй ладошки.

43«Две сороконожки»

Бежали по дорожке.

Две сороконожки (Средний и указательный пальчики перемещаются)

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались - (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

44«Замок»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочекJ .

45«Котенок-растеряша»

Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца.

Этот маленький котёнок потерял свой свитерок.
Этот маленький котёнок теплый потерял носок.
Этот маленький котёнок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котёнок заболел: «Апчхи, апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(спрячьте большой палец в кулачок).

46 «Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены.

Действия аналогичны первоначальным.

"Паучки" ползают на голове.

47«Радуга»

Гляньте: радуга над нами,

(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)).

Над деревьями,

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами,

(Руки сложены над головой крышей).

И над морем, над волной,

(Нарисовать волну рукой).

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы).

48«Маленькая мышка»

Маленькая мышка

По городу бежит,

(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям).

Глядит ко всем в окошки,

(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).

И пальчиком грозит:

(Грозим пальчиком)

"А кто не лёг в кроватку?

(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

(Переворачиваем руки на другой "бок".)

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

49«Комар.»

"Летит муха вокруг уха, жжж" - водим пальцем вокруг уха.

"Летят осы вокруг носа, сссс" - водим пальцем вокруг носа.

"Летит комар, на лоб - оп" - пальцем дотрагиваемся до лба.

"А мы его - хлоп" - ладошкой до лба.

"И к уху, зззз" - зажимаем кулачок, подносим его к уху.

"Отпустим комара? отпустим!" - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

Ладошки и пальчики – важнейшие части тела ребенка. С помощью конечностей малыш удерживает различные предметы, учится считать, играет. Движения пальчиками и пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику рук. Большую роль в развитии детских пальчиков играет развивающая гимнастика.

Польза упражнений для пальчиков

Малыши, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, быстро овладевают различными навыками в повседневной жизни: правильно держат ложку, рисуют мелками, карандашами, а в дальнейшем учатся правильно держать ручку и писать. Им легко удается самим застегивать пуговицы на одежде или завязывать на обуви шнурки. Играя при помощи пальцев в возрасте от двух до трех лет, дети активно развивают свою речь, быструю реакцию на происходящее и образное мышление, тренируют память. Во время таких игр можно читать небольшие стишки, потешки, скороговорки, считалочки, слушать любимую музыку, что на ранних этапах развития формирует у детей чувство ритма, музыкальный слух. Все эти навыки и привычки пригодятся малышу в будущем. Поскольку в играх могут принимать участие все старшие члены семьи, это сблизит малыша с родными, поможет установить тесный контакт. Дети становятся довольными, веселыми и спокойными.

Она развивает не только мелкую моторику конечностей, но и стимулирует деятельность мозга у детей. Очень важно проводить игровые занятия пальчиками с малышами, начиная с рождения и до 3-х лет. В этот период ребенок учится мыслить, а затем и разговаривать. Изначально взрослые сами массируют ручки и пальчики младенца, растирая и поглаживая их, посылая тем самым в речевые центры мозга необходимые импульсы. Бытует мнение, чем больше развита рука ребенка, тем проще ему будет освоить учебную программу начальных классов в школе.

С чего начать занятия по пальчиковой гимнастике?

Начинать пальчиковую гимнастику необходимо постепенно, сначала задействовав одну руку малыша, а затем вторую. Необходимо разогреть ладошки ребенка легкими массажными движениями, затем похлопать вместе с ним в ладоши, и только потом приступать к основным упражнениям. Стишки, скороговорки, считалочки повторять по несколько раз, медленно подключая ребенка к игре. Можно воспользоваться книжками с яркими иллюстрациями животных, игрушек и т. д., привлекая внимание ребенка, показывая картинки и задавая попутно несложные вопросы. Данный процесс должен сопровождаться характерными звуками и движениями. Проводить занятия с малышом необходимо регулярно, каждый день, уделяя этому от 10 до 20 минут 2 – 3 раза. По мере взросления ребенка упражнения должны усложняться, дополняться и видоизменяться.

Игровые упражнения

Разминка

Обеими ручками малыша одновременно сжимать и разжимать пальчики. Желательно делать это под ритмы музыкального сопровождения.

Семья

Начиная с большого пальца, загибаем поочередно все пальцы руки, перечисляя членов семьи. Когда образовался кулачок, накрыть его ладошкой второй руки.

Шалун

Приговаривать веселую потешку, рисуя пальцем круги на детской ладошке. Затем поочередно загибаем каждый пальчик. В конце упражнения берем пальцами другой руки мизинчик и медленно покачиваем им в стороны.

Веер

Расслабить пальчики обеих рук. Поднести их к лицу и медленно покачать, изображая ладошками веер.

Качели

Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем синхронно обеими руками. Сомкнуть и выпрямить все пальчики на руках, поднять вверх. Потом слегка загибаем пальчики и плавно опускаем вниз.

Пальчики-братики

Берем ладошки малыша в свои руки и поочередно загибаем пальчики в таком порядке: мизинец, безымянный, средний палец, указательный и большой. В процессе этого легко поглаживаем и массируем детские пальчики.

Зайка

Малыш слегка подпрыгивает, пряча обе ручки за спиной. Затем показывает пальчиком, где у зайки носик, ушки, лапки – показывает ладошки. И вприпрыжку крутится вокруг своей оси.

Курочка на прогулке

На поверхности стола двумя пальчиками – средним и указательным делаем движения в виде шагов. Затем всеми пальчиками рук выполнить щиплющие манипуляции, как курочка травку щиплет. Все пальцы рук бегут по поверхности. Произвести ритмичные хлопки в ладоши, грозящие движения пальчиком. После этого двумя пальцами руки ребенок делает движения, будто собирает зерна.

Чистая водичка

Ребенок делает руками движения, как будто умывает личико, поглаживает щеки, потирает ушки. Затем с небольшим усилием потирает ладошками.

Кошкины лапки

Сжатые ладошки в кулачки выложить на стол перед собой. Выпрямить пальцы и поскрести по поверхности царапающими движениями. Проделать упражнение несколько раз подряд.

Ёжик

Распрямить ладонь и прижать к ней пальцы, как будто ёжик убирает иголки, затем резко распрямить пальчики – показал иголки.

Птички

Скрестить руки малыша в зоне запястья, выпрямив и расслабив пальчики. Поднимать и опускать руки, помахивая пальцами, будто крыльями. Собираем пальчики одной руки в щепоть и слегка шевелим, перебираем ими – кормим птичек. Пальчиками обеих рук барабаним по столу – птички клюют зерно. Снова скрещиваем в запястье руки и машем выпрямленными пальчиками – птички улетают. Повторяем упражнения несколько раз.

Барабанчик

В эту игру рекомендуется играть с группой детей. Усадить их вокруг стола. Пусть все дети выложат ручки на стол. Показать малышам, как барабанить пальчиками по ровной поверхности. Сначала пусть постучат выпрямленными указательными пальчиками, а затем всеми пальчиками обеих рук одновременно. Предложить постучать по столу, соревнуясь кто громче. Потом можно разнообразить данную игру дополнительными движениями, меняя их громкость и ритм.

Замок

Руки положить перед собой на стол, соединив пальцы в замок. Постучать по столу замочком. Сделать круговые движения перед собой, не размыкая пальцы. Покрутить кистями рук в таком же положении, потянуть замочек сначала вправо, а затем влево. Разомкнуть пальчики.

Занимаясь пальчиковой гимнастикой с ребенком в возрасте 2 – 3 лет, взрослые прививают ему полезные навыки, расширяют кругозор, стимулируют мозговую деятельность. К тому же ежедневное тесное общение с малышом доставит немало приятных минут, успокоит и развеселит ребенка. Каждый взрослый член семьи может сам придумывать для занятий новые движения, песенки, стишки и считалочки.

Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка - его ум.

Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.

Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.

Значение пальчиковой гимнастики

Когда начинать занятия? С первых месяцев жизни. Не нужно ждать, пока ребенку исполнится год, полтора или два года: уже с первого полугодия жизни, когда ребенок начинает совершать целенаправленные движения руками, с ним нужно проводить гимнастику, развивающую мелку моторику рук. Постоянная стимуляция мозга поможет малышу быстрее заговорить и вообще расти гораздо более развитым по сравнению со сверстниками.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 - 6 лет имеет огромное развивающее значение:

Стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;

Учит концентрации и правильному распределению внимания;

Совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;

Развивает воображение и речь крохи.

Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.

Виды гимнастики для пальцев

Заниматься можно и дома, и на прогулке, обыгрывая упражнения в игровой форме. Вместе с пальчиковой гимнастикой для детей с 2 лет и даже раньше используется артикуляционная гимнастика. Маме придется выучить несколько стихотворений и обыгрывать их для малыша.

Усиливают эффект от пальчиковой гимнастики игрушки и различные предметы: «колючие» резиновые и мягкие текстильные шарики, старые зубные щетки, бельевые прищепки, пробки от бутылок, веревки из хлопка и льняные шпагаты, копилки (в них можно просовывать тонкие предметы), скорлупки грецких орехов и сами орехи (их можно покатать в ладошках), сломанная компьютерная клавиатура (по клавишам нужно прицельно попадать). В общем, все, что малыш может трогать, - полноценный дидактический материал.

Упражнения пальчиковой гимнастики для детей хорошо бы подкрепить самомассажем (его малыши делают с помощью собственных пальчиков либо других предметов, например, карандашей, мячиков, прищепок для белья). Этот прием стимулирует работу нервной системы, повышает чувствительность нервных рецепторов.

Вместе с детской пальчиковой гимнастикой важно делать артикуляционную гимнастику, манипуляции предметами, учить наизусть и проговаривать потешки, заниматься кукольными инсценировками (кукольный театр для пальцев).

Не упускайте возможность дать ребенку поиграть с песком, водой, пластилином. Это усилит эффект от занятий. В сочетании со стихами гимнастика для пальцев становится средством коррекции эмоциональных или психических нарушений, неправильного дыхания, развивает память и эмпатические способности.

Виды пальчиковой гимнастики для детей от 2 до 6 лет следующие:

1. для кистей рук - простые развлекательные движения, которые способны выручить маму в очереди или транспорте. Ребенок учится дифференцировать движения, подражать взрослым, чередовать движения пальцев, расслаблять напряженные мышцы и снова напрягать их;

2. статические (условно) упражнения, требующие более точного управления мелкой моторикой. В эти упражнения отлично вписываются «рассуждалки», придуманные сказки и истории;

3. динамические упражнения, развивающие координацию, умение легко сгибать/разгибать пальцы, а также противопоставлять большой палец обеих кистей се остальным пальцам.

Сложность каждого из видов упражнений зависит как от возраста ребенка, так и от степени его развития. Кроме того, важное значение имеет состояние мышечного аппарата малыша.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет

Знаменитая «Сорока-ворона» - прекрасная тренировка пальцев для совсем маленьких детей. Мама и массирует пальцы ребенка, и показывает, как можно ими манипулировать, а развивает слух и речь крохи. Для ребенка полутора-двух лет прекрасно подойдут и другие упражнения.

«Росточек-лепесточек»

Объясняем ребенку, что в одной руке у него будет расти зернышко, а другая рука принадлежит «садовнику», который зернышко посадил. Первую ручку сжимаем в кулак, второй просовываем внутрь настоящее или воображаемое зернышко, «прячем» его.

Пальчиками свободной руки постукиваем по зажатому кулачку, приговаривая: «Как-кап, дождик. Расти-расти, цветочек! Солнце, солнце, посвети! А цветочек наш, взойди!» Постепенно зажатую в кулачок ладошку распускаем - это раскрываются лепестки цветочка. Когда цветок целиком раскроется, пальчики малыша должны оказаться максимально вытянутыми и напряженными. Руку-«цветочек» нужно вытянуть вверх.

Упражнение задействует все мышцы кисти и некоторые мышцы плеча.

«Лесные зверята»

Упражнение помогает выучить название диких животных-детенышей. Называя каждого, нужно сгибать пальцы (начинать с мизинчика), прижимая к центру ладони: «Вот бельчонок, вот зайчонок. Вот волчонок, вот лисенок». Двигать оставшимся большим пальчиком, приговаривая: «А это спешит, ковыляет спросонок маленький, толстый, смешной медвежонок».

Можно попросить ребенка похлопать в ладоши после того, как «найдется» медвежонок.

«Тише, детки!»

Упражнение прорабатывает каждый пальчик, укрепляет мышцы, учит координировать движения.

Сначала ладошка собрана в кулачок. Разгибая пальцы последовательно, проговариваем: «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать». Как только вся ладошка раскроется, выбросить руку вверх, максимально раздвинув пальцы в стороны. Начать снова сжимать кулачок, первым опять прижать большой палец. Проговаривать: «Тиши, тише, не шумите! Деток наших не будите! Станут птички щебетать, станут пальчики вставать».

Вращать кисть со сжатым кулачком. После слова «вставать» снова раскрыть ладонь, максимально раздвинув пальцы в стороны.

«Фонарики»

Сложное упражнение, которое позволяет проработать все мышцы кисти. Новогодняя тематика доставит малышу радость. Проговариваем и делаем:

Вот приходит Новый год! (хлопок)

Встали дети в хоровод (соединить кисти, вывернуть наружу, осторожно вытянуть руки вперед)

Глянь: на елке шарики (показать шарик, соединив пальцы)

Яркие фонарики.

Заблестели льдинки (резко по очереди сжимать кулачки)

Кружатся снежинки (показывать медленное разнонаправленное движение летящего снега).

В гости Дед Мороз идет (показать, как шагает, с помощью пальцев)

Нам подарочки несет (тереть ладошками друг об дружку).

Будем пальцы загибать! (снова хлопок, меняя руки).

Проговаривая цифры от одного до десяти, массируем каждый пальчик.

«Тесто»

Показываем, как месить кусок теста, слепить из него пирог и каким большим этот пирог получился. Одновременно проговариваем: «Тестушко месили, пироги лепили. Шлеп да шлеп, шлеп да шлеп. Вот какой у нас пирог!»

«Накорми куколку»

Имитируем варку кукольной каши. Показываем все действия, упоминаемые в стихотворении:

Кукле кашу я варю.

Положу в нее крупу

И поставлю на плиту.

Ах, как каша хороша (тут нужно громко хлопнуть),

Кушай, Маша, не спеша! (погрозить кукле).

Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет

Для трехлеток нужны упражнения посложнее. Например, такое.

«Кошечка-царапка»

Отлично тренирует ловкость пальчиков и укрепляет мышцы плеча. Малыш сгибает локти, соединяет кончики пальцев в виде кошачьей лапки. Имитируя движения нападающей или защищающейся кошки, проговорить:

У Васькиной дочки

На лапках коготочки.

Их потрогать не спеши,

Поцарапает, смотри!

На слове «поцарапает» разжат кулак и показать «когти».

«Комаришка»

Сначала сжать кулачок. Потом вытянуть «хоботок» комара - указательный палец. Опустить на поверхность стола «ножки» - большой палец и мизинчик. Сделать такую фигуру сложно, поэтому маме придется удерживать пальцы в нужном положении и проговаривать:

Комаришка прилетел,

Укусить меня хотел.

Комаришку не боюсь,

От него скорей умчусь!

Ребенок «играет» за злого комара, поэтому ему нужно активно двигать «ножками» и «хоботком», догонять маму пытаться ужалить ее. Ну а мама, в свою очередь, может и «прихлопнуть» слишком назойливого «комарика».

Задача родителей в том, чтобы как можно чаще заставлять детские пальцы работать. В три года с ребенком нужно постоянно разучивать песенки и стихи, обыгрывая их сюжеты. Ребенок с удовольствием будет в игровой форме имитировать мамины действия: как тесто вымешивает, пирожки лепит и печет, поливает цветы, стирает платочек, собирает овощи с грядки.

Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет

Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.

«Капустка»

Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:

Мы капустку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем.

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмем-жмем.

Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.

«Большая стирка»

Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:

Постираю чисто, с толком,

Юбку, блузку и футболку.

Постираю брюки -

Устали мои руки!

Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.

«Жужжалка»

Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.

Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!

Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!

Летит комар, на лоб - оп!

А я его - хлоп!

И к уху. Как? З-з-з!

Отпустить? Отпущу!

Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет

Детям этого возраста можно предлагать для обыгрывания отвлеченные понятия и нравственные категории. Говорить о том, кто главнее, как помириться, если поссорился, учить выражать эмоции (удивился, обрадовался и т.п.).

«Мир!»

Показать спор больших пальцев, сжав кулаки и расположив их друг напротив друга.

Спорят пальцы:

Кто главней?

Кто красивей?

Кто умней?

Ну-ка, ссору прекратите!

Быстро, пальцы, помиритесь!

«Мир» показать, сцепив пальцы в замок и покачав кистями из стороны в сторону.

«Пообедали!»

В этом упражнении можно дать волю воображению. Ребенок показывает, как он держит ложку, жестами приглашает соседей к столку, накрывает на стол, раскладывает столовые приборы, готовит еду, устало вытирает трудовой пот и т.д. Кулачки сжимаются и разжимаются, пальцы активно двигаются, кисть работает.

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседа.

Скатерть быстро постелили,

Вилки-ложки разложили.

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

И нажарили котлет,

Вкусен вышел наш обед!

Посолили, поперчили

И про сахар не забыли!

Мы готовили, устали.

И ватрушки печь не стали.

Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет проводится так же, как для пятилеток. Движения сложные, быстрые, стихи более сложные. Ребенок обязательно должен проговаривать их, одновременно с развитием мелкой моторики развивая память и артикуляционный аппарат.

Детская пальчиковая гимнастика проста, но эффективна. Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы. Не нужно бояться, что ребенку наскучит каждый день повторять одни и те же упражнения и слушать одни и те же стихи. Напротив, он с удовольствием подключится к занятию, потому что все знакомое для маленького ребенка - источник удовольствия, природный механизм закрепления навыка.

Кроме того, занятия нужно будет постепенно усложнять. С возрастом мелкая моторика становится все более совершенной, а занятия все более сложными и разнообразными.

Маленькие дети очень любознательны, и мамы, зная это, изучают методики всестороннего развития ребенка.

Пальчиковая разминка – отличный способ проводить с ребенком свободное время, а также в игровой форме обучать его новым и полезным навыкам, развивать его способность к запоминанию и концентрации внимания.

Вы узнаете о пользе пальчиковых игр для детей 3-4 лет, а также прочитаете несколько интересных упражнений.

Польза пальчиковых игр для детей

  • Развивает речь. В ходе игры малыши стараются подражать взрослым, повторять слова и движения. Этот процесс активизирует речевые центры в головном мозгу. Ребенок слышит взрослую речь, пополняет словарный запас. Как правило, дети, с которыми проводили пальчиковые игры, быстрее начинают говорить.
  • Способствует усидчивости и концентрации внимания. Трехлетнему малышу очень сложно усидеть на месте и концентрировать внимание. Пальчиковая гимнастика для ребенка в возрасте 3 лет способствует заинтересованности малыша в игре и концентрации внимания на движениях и словах мамы.

Полностью управлять своим внимание ребенок научится к первому классу, но такая тренировка позволит облегчить этот процесс.

  • Развивает способность запоминать. Пальчиковые игры сопровождаются веселыми стишками, которые точно понравятся вашему ребенку. Кроме того, в ходе игры малыш будет запоминать движения руками и слова, что благотворно скажется на развитии памяти.
  • Тренирует мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика для малышей 3-4 лет подразумевает выполнение сложных движений, при которых ребенок задействует мелкую моторику. Частые повторы подобных упражнений позволят вашему малышу быстрее овладеть навыком. Гимнастика способствует гибкости и подвижности кистей и пальцев рук.
  • Развивает хорошее воображение. Пальчиковая гимнастика – это творческий процесс, способствующий развитию фантазии у ребенка. В дальнейшем, когда вы , малыш сможет создавать нечто уникальное и необычное.


Обзор пальчиковых игр для детей

«Рыбы»

Посмотри скорей вокруг!
Приложите ладошку ко лбу, как будто глядите вдаль .
Что ты видишь, лучший друг?
Сомкните большой и указательный пальцы в кольцо и приставьте к глазам.
Здесь прозрачная вода.
Рыбки все плывут сюда.
Сожмите кулачек, затем разгибайте пальчики, начиная с мизинца.
И медуза, и кальмар.
Ну, а это рыба-шар.
И расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.

Вкусные торт

Тесто ручками помнем,
Сжимайте и разжимайте кулачки.
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
Ладошкой рисуйте круги на столе.
А верхушку – сладким кремом.
Потрите ладоши.
И кокосовою крошкой.
Мы присыплем корж немножко
Посыпьте «крошку» пальчиками.
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
Одной рукой пожмите другую.


В гости

К Маше гости прибежали,
Пальчиками рук «пробегите» по столу .
Ручки всем они пожали,
Одной рукой пожмите другую.
Здравствуй, Миша!
Соедините подушечками большой и указательный пальцы, образуя кольцо.
Здравствуй, Вера!
Повторяйте тоже самое, только со средним и большим пальцем.
Рад, Гриша!
Соедините безымянный и большой пальчики.
Рад, Лера!
Большой пальчик и мизинец.
Хотите пирожок?
Сложите ладошки в виде пирожка.
А может, коржик?
Покажите раскрытые ладошки.
Или же рожок?
Сожмите кулачки.
Вот горох вам на дорожку.
Ребенок должен раскрыть ладошки, слегка постучите по ним.
Вы берите понемножку!
Малыш пощипывает ладони – собирает горох.
С ручек все стряхните крошки.
Потрясите кистями рук и хлопните в ладоши.

Новогодний стишок

Скоро будет Новый год!
Хлопайте ладонями.
Ну-ка, встаньте в хоровод.
Сцепите пальцы кистей между собой, вытяните руки вперед и разверните кисти изнутри наружу.
Висят на елке шарики,
Покажите руками новогоднюю игрушку.
Светятся фонарики.
Покажите руками фонарики.
Вот сверкают льдинки,
Сжимайте и разжимайте кулачки по очереди,
Кружатся снежинки.
Плавно двигайте руками.
В гости дед Мороз идет,
«Шагайте» пальцами,
Всем подарки принесет.
Потрите ладошки.
Чтоб гостинцы посчитать,
Легонько хлопните в ладоши.
Будем пальцы загибать:
Пошевелите пальчиками и посчитайте до десяти, загибая пальцы.
Много подарков!


Вкусная каша

Кукле кашу я сварю:
Вращайте кистями рук.
В миску молока налью,
Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.
Положу туда крупу
Сделайте сыпучие движения.
И поставлю на плиту.
Раскройте ладони.
Будет каша хороша!
Похлопайте в ладошки.
Кушай, кукла, не спеша.
Пригрозите пальчиком.

Милый зайчонок

Заяц по лесу скакал,
«Прыгайте» пальчиками.
И морковку он искал.
Перебирайте поочередно пальчиками.
Вдруг у зайца на макушке
Навострились ушки.
Поднимите руки и изобразите ушки ладошками.
Тихий шорох раздается:
Где-то волк в лесу крадется.
Медленно «шагайте» пальчиками.
Спутал заяц волку след,
Не догнать его вовек.
Пальчиками быстро «бегайте» по кругу.


Лепим вместе

Займитесь с ребенком Вы можете создать несложные поделки, а также декорации для других пальчиковых игр. Вместо пластилина можно попробовать занять ребенка . Это не только полезно, но и вкусно.


Краски

Существуют специальные безопасные краски для рисования пальцами. Предложите вашему малышу окунуть пальчик в краску и нарисовать что-нибудь на ватмане. Это позволит не только разминать пальцы, но и стимулирует воображение.Рисование для детей 4-6 лет предполагает использование кисточек и акварельных красок. В процессе созидания малыш также разминает запястье и учится удерживать кисточку, что пригодится для письма.


  • Вводите пальчиковые игры для детей начиная с раннего возраста. более простые и не требуют сложных движений. Ребенок учится подражать вам, контролировать мышцы рук, а также это отличное начало для более сложных игр.
  • Залог успеха – регулярность. Проводите гимнастику для малыша ежедневно не менее пяти минут.
  • Со временем усложняйте стишки и движения.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка. Если малыш противится, лучше занятие отложить.

Пальчиковые игры для детей – видео

Из видео вы узнаете, какие еще бывают пальчиковые разминки для малышей. Чтобы заинтересовать ребенка, проводите пальчиковые игры под музыкальное сопровождение. Таким образом вы отвлечетесь от стихов и уделите больше внимания непосредственно движениям.

Пальчиковая гимнастика – очень полезное и веселое занятие, которое точно понравится вашему малышу. Упражнения способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания. Кроме того, вы можете использовать музыкальное сопровождение, пальчиковые краски или, например, пластилин.

Расскажите нам в комментариях, какие игры пальчиками понравились вам и вашему ребенку больше всего?

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

«Овощи»

У девчушки Зиночки Дети делают ладошки «корзинкой»

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого

Положила на бочок.

Перец и морковку

Уложила ловко.

Помидор и огурец.

Наша Зина - молодец! Показывают большой палец)

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - «Ура! »

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.



«На работу»

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все - «Ура! »

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все » - широко расставить пальцы в стороны.



«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «здравствуй! » говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.



«Тетери» (Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу Разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу. Ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных

сторон в середину.

Наклевались, улетели. Указательный и средний палец –клювы – тыкают в

сложенную горстью вторую ладонь

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять, Кладём ладонь, например, левой руки, на стол или колени.
Червячки пошли гулять. Сгибая пальцы (движение ползущей гусеницы),

подтягиваем к себе ладонь

Раз, два, три, четыре, пять, Сгибая пальцы (движение ползущей гусеницы), перемещаем
Червячки пошли гулять. ладонь от себя)

Вдруг ворона подбегает, Второй рукой "идем по столу" указательным и средним

пальцами, остальные прижаты к ладони)

Головой она кивает, На второй руке складываем пальцы щепоткой, качаем вверх

и вниз)

Каркает "Вот и обед!" Раскрываем ладонь второй руки, отводя большой палец

вниз, а остальные - вверх.

Глядь - а червячков уж нет!

«Паучок»



«Детки»

Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.



«Курочка – рябушечка»

Курочка – рябушечка Не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: Грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять! » Загибают пальчики на другой руке

«Наша бабушка»

Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой

руками

И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами

другой руки

Села тихо в уголочек положить руки на колени,

Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.

Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»

И клубочки разбросали.

Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение

Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах»

«Мы платочки постираем»

Мы платочки постираем пальцы сжаты в кулачки, тереть кулаком об кулак

Крепко, крепко их потрём,

А потом повыжимаем, «выжимать бельё»

Мы платочки отожмём.

А теперь мы все платочки пальцы свободные, выполнять лёгкие движения

Так встряхнём, так встряхнём кистями вверх – вниз.

А теперь платки погладим выполнять движение «гладим бельё»

Мы погладим утюгом.

А теперь платочки сложим хлопки одной ладошкой по другой.

И в шкаф положим. Положить руки на колени.

«Семья»

Пальчики дружные гладить одной рукой кисть другой руки

Все такие нужные!

Этот пальчик – дедушка указательным пальцем левой руки дотронуться

до большого пальца правой руки.

Этот пальчик – бабушка дотронуться до указательного пальца.

Этот пальчик – папочка дотронуться до среднего пальца.

Этот пальчик – мамочка дотронуться до безымянного пальца.

А этот пальчик – я, дотронуться до мизинца.

А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарики».

Похожие публикации