Схема для составления описательного рассказа на тему «Мой дом. «Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план — схему»

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий
  • раздаточные картинки с изображением инструментов
  • схемы для составления описательных рассказов
  • компьютерная презентация
  • кукла Незнайка

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

Ход НОД

Организационный момент.

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»

Компьютерная презентация загадок.

Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо.

Врач варит суп.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьёт одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру.

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

Дети стоят в кругу.

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Врач–в больнице.

Швея – в ателье.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?»

Работа в микрогруппах. Дети к картинке с профессией подбирают инструменты.

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов.

Изучение нового.

Составление описательного рассказа по схеме.

План:

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии?

(Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы?

(Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа:

— Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

Самостоятельные рассказы детей.

Закрепление материала.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение.

Врач лечит…

Повар варит…

Строитель строит…

Швея шьёт…

Воспитатель воспитывает…

Шофер перевозит…

Парикмахер подстригает…

Продавец продает…

Итог.

— Чему вы сегодня научились?

— Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка составлять рассказ из личного опыта .

Не секрет, что дети, рассказывая о каком – то ярком событии из их жизни начинают говорить сбивчиво, перескакивают с одного момента на другой, повторяются и даже забывают о первоначальной теме. Это происходит потому что дети просто не знают, как рассказывать, в какой последовательности, не могут выделить самое главное.

Основное, что надо сделать взрослому – это помочь дать направление рассказу, посоветовать, как составить план рассказа, задать наводящие вопросы.

Как такового доступно детям с 5 лет. Это истории о любимой игрушке, об интересных новых играх, о том, как малыш помогает по дому маме или папе в гараже. Ребенок шестого года жизни уже способен сообщить подробно о событиях ближайших дней, а так же о давно прошедших. Например, зимними вечерами может рассказывать как он отдыхал летом на даче или в деревне, как с бабушкой и дедушкой собирал грибы в лесу и ягоды в огороде, купался в пруду и ловил рыбу.

На седьмом году жизни ребенок способен сам придумать сказку или рассказ, развернуто говорить о своих впечатлениях и чувствах.

Задача взрослых – научить последовательно излагать свои мысли.

Как научить детей описаниям из личной жизни, добиваясь связных и живых рассказов?

1. Освежить воспоминания ребенка на конкретном событии, задавая вопросы. Начинать учить рассказыванию лучше с простых и очень близких тем. Например, «Как ты любишь играть?»

  • Какие у тебя есть любимые игрушки?
  • Как интереснее всего с ними играть?

2. Дать образец рассказа, который поможет найти аналогичный случай из жизни ребенка.

Например: «Когда я была такая как ты, у меня была любимая кукла Матрёна. Мама мне сшила куклу из тряпочек. Она была маленькая, как 2 ладошки. Очень мягкая и розовая. Волосы у Матрены были из черных шерстяных ниток. А лицо было вышито цветными нитками. Я любила разговаривать со своей куклой.

Мама давала мне красивые лоскутки, и я делала кукле разную одежду. Матрена приходила в мою мастерскую и выбирала себе красивую ткань. Я отрезала ножницами нужную длину и вырезала дырочки для рук. Мама разрешала мне иголкой пришивать красивые пуговки на платья Матрены. Когда платье было готово, я наряжала ее, и мы отправлялись в гости к моей подружке Свете. У нее была тоже кукла. Там наши куклы пили чай и беседовали».

3. Затем надо объяснить ребенку, что рассказ состоит из двух частей:

  • Рассказ об игрушке (внешний вид, свойства и особенности);
  • Как я с ней играла.

4. Можно попросить повторить рассказ по частям

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Составление рассказов - описаний по схемам

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Составить рассказ - описание по схеме "Насекомые"

Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

Составить рассказ - описание по теме "Животные":

Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

Составить рассказ - описание по теме "Дикие животные":

Составить рассказ - описание по теме "Деревья":

Составить рассказ - описание по теме "Цветы":

Составить рассказ - описание по теме "Здания"

Составить рассказ - описание по теме: "Мебель"

Составить рассказ - описание по теме "Бытовые приборы":

Составить рассказ - описание по теме "Посуда":

Итоговое занятие по теме «Осень»

Задачи:

1.Развитие общих речевых навыков

    Учить детей произвольно изменять силу голоса.

2.Лексика

    Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

    Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».

    Расширить активный словарь по данным темам.

3.Обучение связной речи.

    Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.

    Обучение построению предложений со значением противопоставления.

4.Развите грамматического строя речи

    Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

    Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

    Употребление в речи простых и составных предлогов.

    Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

    Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.

6.Общая и мелкая моторика

    Игры на развитие координации речи с движением.

    Пальчиковая гимнастика.

    Игра «Волшебные шнурочки».

Оборудование:

Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.

Предшествующая работа:

    Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т.Трутнева «Осень», Н.Нищева «Есть у каждого свой дом».

    Беседы по вышеуказанным лексическим темам.

    Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б.Житков, «Давно скосили…» по И.Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г.Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому, «Последние ягоды» по И.Павловой, «Медведь» по А.Клыкову.

Ход занятия

Дети встают рядом с партами.

Воспитатель. Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)

Перед…

Рядом с…

Дети занимают свои места.

Воспитатель загадывает загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

Д е т и. Осенью!

Воспитатель.

Ребята, вы слышите звук?

По-моему это стук.

К нам пожаловали гости!

Откроем дверь и войти попросим.

Воспитатель открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Воспитатель . К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, - ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, - ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Воспитатель. Грустное настроение

Дети. Нет, веселое настроение

Воспитатель. Пасмурный день

Дети. Нет, солнечный день

Воспитатель. Длинные ночи

Дети. Нет, короткие ночи

Воспитатель. Холодная погода

Дети. Нет, теплая погода

Воспитатель. Ядовитые грибы

Дети. Нет, съедобные грибы

Воспитатель. Кислые ягоды

Дети. Нет, сладкие ягоды

Воспитатель. Глубокие лужи

Дети. Нет, мелкие лужи

Воспитатель. Ранняя осень

Дети. Нет, поздняя осень.

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Воспитатель. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

Дети. Поздняя осень.

Воспитатель. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Воспитатель предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».

Воспитатель.

Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.

Воспитатель включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Воспитатель.

Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Воспитатель вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Воспитатель задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.

Дидактическая игра «Замаскированные предметы»

На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Воспитатель вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».

Воспитатель. Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки»

Воспитатель открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Воспитатель. Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Воспитатель. А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.

Дети. В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).

Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

Дети. Грибами и ягодами.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Воспитатель задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Воспитатель .

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли

Улетают, улетели

Улетели журавли…

Воспитатель выставляет картину «Перелетные птицы».

Воспитатель.

Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель.

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей . Похвала.

Воспитатель. Скажите, как улетают птицы?

Дети. Вереницей, стаей, клином, поодиночке.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

Воспитатель.

Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!

Воспитатель выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.

Один из детей называет приметы поздней осени.

Воспитатель. Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!

А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.

Воспитатель вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.

Итог занятия

Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»

Задачи :

1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.

2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.

3.Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
- Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики!

Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!»

Лесник.

Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
- А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
его домик? (сторожка)
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
- Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,
Пчёлка, пчёлка - расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Пчёлка: - Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж) , ветра (ш-ш-ш-ш) , водички (с-с-с-с) .
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра , машина, зонтик, зима, снег; забор. песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук , ёжик, ножик ;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина ;
песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Воспитатель: -Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
"Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Белка: - Покажу. Только поиграйте со мной.
Д/и "Назови одним словом "

Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

Брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
- ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру " Маленький - большой"
"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой
носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая
головища "

Физминутка

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

Воспитатель:

"Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"

Зайка:

Конечно! Если вы со мной поиграете.

Д/и "Назови ласково"
Лист -
листочек ,

гриб - грибочек ,

ветка - веточка ,

куст - кусточек ,

ягода - ягодка ,

трава - травушка ,

гусеница - гусеничка ,

жук – жучок ,

елка – елочка,

цветок – цветочек.
дождь –
дождичек .

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком ,

волк - волчонком ,

медведь - медвежонком ,
белка -
бельчонком ,

ёж – ежонком ,

тигр – т игренком ,

слон – слоненком ,

лев – львенком ,

заяц – зайчонком ,

мышь – мышонком.
- Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

Воспитатель:

Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
"Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?"
Ёжик:

Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- Кто живёт в лесу? - Как называются животные, которые живут в лесу? - А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю? - Что делают птицы весной? - Какую пользу приносят птицы? - Как люди заботятся о птицах? - Какие деревья летом и зимой стоят зеленые? - Чего нельзя делать в лесу?
- Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник:

- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
- Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.

Развитие речи у детей

Врачи и детские психологи всегда советуют родителям общаться с ребенком еще до его рождения или сразу после. Чем больше родители реагируют на те звуки, которые он издает в первые месяцы (плач, улыбка), чем больше с ним общаются, тем скорее он начинает говорить. Уже через три месяца подобного общения родители обычно понимают звуки, издаваемые их дитем, например, по характеру плача определяют, что с ним случилось, чего он хочет. Тем не менее, родители должны знать, что зависит не только от него самого и его возраста, но во многом и от них. И это не только постоянное общение с ребенком, но и многое другое.

От чего зависит развитие речи

На это влияют многие факторы, а именно:

    Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое. Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя любимым и защищенным. А сели воспитание жесткое, построенное на множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и малообщительным.

    Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок, научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо, рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения своих родителей.

    Логопеды и педиатры оценивают этот фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например, игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в коробочку, поиграться с узелками на веревке, перекатывать орешек ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень полезно или теста, играться с кубиками. Практика показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее ребенок заговорит.

Характеристика речи ребенка первого года жизни

Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте 12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или «гуления».

Плач - это сигнал для родителей с просьбой о помощи. Есть четыре причины, почему ребенок кричит:

    он голоден,

    ему холодно,

    ему нужно поменять белье,

    ему нездоровится.

Мама может научиться определять характер и причину детского крика. Когда причины устранить, ребенок перестанет кричать.

Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он радуется и полностью всем доволен.

Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не понимает ее, способствует его положительному настроению, которое становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются. Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете гигиенические процедуры, когда он просто лежит в , бодрствуя. Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с самого начала жизни.

Татьяна Казакова

Цель : учить составлять описательный рассказ о доме .

Задачи :

1. Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.

2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

3. Закрепить навыки образования прилагательных.

4. Закрепить навык составления рассказа по описанию

План составления рассказа :

1. Что это? Сколько этажей в доме (одноэтажный, многоэтажный, n-этажный)

2. Из какого материала построен дом? Какой дом? (из кирпича, дерева, панелей, блоков. Кирпичный, деревянный, панельный, блочный)

3. Какого цвета дом?

4. На какой улице расположен дом?

5. Что находится рядом с домом? (Растут деревья, кустарники, магазин, школа, детская площадка и т. д.)

6. С кем проживает? (с мамой, папой, дедушкой, бабушкой, сестрой, братом)

7. Какие домашние животные живут дома? (кошка, собака, морская свинка и т. д.)

8. За что любишь свой дом? (он уютный, там тепло, он красивый и т. д.)

Примерный рассказ :

Это дом. Он одноэтажный. Дом построен и дерева, значит он деревянный. Мой дом красного цвета. Он расположен на улице Московская. Рядом с моим домом растет много берез. Еще рядом с домом находится дорога. Я живу с мамой и папой. У меня дома живет кошка – ее зовут Мурка, и собака – ее зовут Жучка. Я люблю свой дом за то, что он красивый.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа о стуле. Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ о.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» Конспект занятия по развитию речи. «Составление описательного рассказа о зиме» в старшей группе. Программные задачи: учить детей составлять.

Мнемотаблица для составления описательного рассказа. Приложение к конспекту НОД по развитию речи «Мебель» 3. Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по игрушкам» Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа по картине «Ежи» для старшей группы Задачи: Воспитывать интерес к лесным животным. Учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова.

Инна Воронина
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Развитие связной речи

через обучение

составлению рассказов

по картине и

серии сюжетных картин

Воспитатель : Воронина Инна Владимировна

2. «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки ,

и они заговорят свободно, непринужденно…»

К. Д. Ушинский

3. Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка , которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обосновал ценность картинок тем , что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове» .

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа , – стремление к развитию речи и мышления детей . Глядя на картинку , ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого , логически связного рассказа .

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы . Начинать лучше всего с составления рассказов по серии картинок . Можно поиграть в игру «Что сначала -что потом» , выстроив логическую цепочку из картинок , а затем приступить к их описанию. Предлагаю несколько вариантов с заданием «Составь рассказ по картинкам » Начинать можно с простых предложений, которые описывают происходящее на картинке . Возможно, малыш расскажет только «Кто?» и «Что делает?» . Наша задача обратить внимание на признаки предметов, таким образом сделав рассказ подробнее и интереснее.

4. Задача педагогов и родителей заключается в том,

чтобы помочь детям

научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно ,

понимать речь собеседника,

т. е. вести содержательный диалог

5. В обучении детей рассказыванию

по картине принято выделять

несколько этапов :

В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам , а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания . Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы , но и повествовательные рассказы , придумывать начало и конец сюжета картины .

6. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.

Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых

7. ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ

ПО КАРТИНЕ

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины .

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ .

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН (Вы можете прочитать на слайде)

9. Структура составления рассказа (на слайде) .

10. Картинка «Рыжий кот пьет молоко»

Кто пьет молоко? Кто нарисован? Что кот делает?

Какого цвета кот? Какой кот?

Что пьет рыжий кот?

А откуда в тарелке молоко?

11. Беседа по серии картинок - Их должно быть не более трех. Рассматривается и описывается каждая картинка из серии , затем высказывания детей объединяются в один сюжет .

Куда направлялся мальчик? - Придумайте для мальчика имя. – Кто встретился на его пути? - Какое решение принял мальчик? - Почему мальчик решил взять щенка? - Как Вася назвал своего щенка? - Как мальчик заботился о щенке? - Каким стал щенок? - Что вы можете сказать о времени года на первой, второй и третьей картинках ?

12. Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Публикации по теме:

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде,.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конструкт обучения дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ «Удачная рыбалка» Конструкт организации совместной образовательной деятельности по ПМ. 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам.

Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–4 лет посредством рассматривания сюжетных картин РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ РАССМАТРИВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН. Рассматривание специально созданных для детских садов сюжетных.

Похожие публикации