В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов). Прикладывание к груди

2. Исключение кормления новорожденного из бутылки или другим способом до того, как мать приложит его к груди.

3. Совместное содержание матери и ребенка в одной па­лате.

4. Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка.

5. Правильное положение ребенка у груди. Кормление по требованию ребенка. Продолжительность кормления регулирует ребенок: не следует отрывать ребенка от груди раньше, чем он сам отпустит сосок.

6. Ночные кормления и совместный сон матери и ребенка. Исключение допаивания и докармливания ребенка до 6 месяцев.

7. Полный отказ от сосок, пустышек и бутылочного корм­ления. При необходимости введения докорма его следует да­вать только из чашки, ложки или пипетки. Исключение мытья сосков перед кормлением и после него.

8. Исключение дополнительного сцеживания молока по­сле каждого кормления.

9. Отказ от частых контрольных взвешиваний ребенка по­сле выписки из родильного дома, проводимых чаще 1 раза в неделю.

10. Поддержка матерей, кормивших своих детей грудью до 1-2 лет.

11. Сохранение грудного вскармливания до исполнения ре­бенку 1-2 лет.

Раннее прикладывание к груди

Первое прикладывание новорожденного к материнской груди долж­но произойти в течение первого часа жизни ребенка. Именно первое прикладывание, осуществленное в физиологические сроки, позволя­ет малышу сформировать устойчивую привычку правильно захваты­вать грудь. Кроме этого, при первом прикладывании младенец получает первые капли молозива - всего 2 миллилитра. Тем не менее да­же это количество молозива играет важную роль в становлении им­мунитета и снижении заболеваемости новорожденных, является важ­ным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и длительности.

Исключение догрудного кормления

Догрудным называют первое кормление новорожденного не из материнской груди, а из бутылочки. Если ребенка забрали у матери впервые он получил не материнскую грудь, а соску, то значительно возрастает опасность, что мать может бросить кормить грудью; не начнет грудное вскармливание вообще. Догрудное кормление очень опасно по следующим причинам:

Ребенок не получает молозиво - самую раннюю и целебную пищу;

Если ребенка начали кормить не из груди, а из бутылочки, то у не­го может возникнуть путаница сосков и он не сможет охотно и ус­пешно брать грудь матери.

Благодаря исследованиям ВОЗ установлено, что даже одного-двух догрудных кормлений достаточно, чтобы грудное вскармливание не состоялось.

Совместное содержание матери и ребенка

Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в после родовое отделение им должно быть обеспечено совместное пребывание в палате «мать - дитя», где кроватка ребенка ставится непо­средственно около кровати матери. Матери предоставляется возмож­ность с самого начала общаться с ребенком. Она может находиться с ним в одной кровати, спать вместе с ним, кормить грудью, мыть его в случае необходимости, брать на руки, когда ей захочется. С момента поступления матери и новорожденного в палату совместного пребывания начинается процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскармли­ванию. Преимущества совместного пребывания матери и ребенка:

Мать может реагировать на ребенка, что помогает установлению эмоциональных связей;

Ребенок меньше плачет, меньше причин дать ему бутылочку;

Матери больше верят в кормление грудью;

Кормление грудью продолжается дольше.

Исключительно грудное вскармливание в первые дни жизни ребенка

Очень важно отсутствие докармливания и допаивания ребенка в пер­вые дни после рождения. Введение любых жидкостей и молочных смесей исключает или сокращает возможность получения молозива и травмирует организм новорожденного ребенка. Докармливание новорожденного в первые дни жизни воз­можно только в случае, если малыш появился на свет путем кесарева сечения и у матери нарушен процесс выработки молока.

Правильное положение ребенка у груди

Правильное положение ребенка у груди - это правильное приклады­вание, тесно связанное с механизмом сосания ребенком груди, и удобная поза при кормлении.

Процесс сосания груди

Специальные манипуляции ребенка с грудью называют «сосанием груди» (англ. «suckling»). Просто сосание (англ. sucking) - это то, что ребенок проделывает со своим большим пальцем или другим твердым предметом. Здоровому доношенному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему сосать грудь и питаться.

Рефлекс захватывания. Этот рефлекс помогает ребенку находить сосок. Если при­коснуться к нижней губе или щеке голодного ребенка, он повернет голову в этом направлении и откроет рот.

Сосательный рефлекс. Если что-нибудь, попадая в рот ребенку, коснется его нёба, то он начинает сосать. В первые часы жизни сосательный рефлекс но­ворожденного может быть очень сильным

Глотательный рефлекс. Когда рот ребенка наполняется молоком, он его глотает.

Обратите внимание на то, что существует рефлекс, позволяющий ре­бенку находить сосок, а также рефлекс, заставляющий его сосать во время прикосновения соска к небу. Однако нет рефлекса, помогающе­го ребенку удерживать грудь во рту. Как раз этому он должен научиться, и здесь ему требуется помощь матери. Грудное вскармливание явля­ется процессом взаимодействия матери и ребенка и не может быть реализовано лишь за счет усилий ребенка (рис. 32). Процесс сосания груди следует рассматривать как два действия:

1. Вытягивание груди по форме соски. Ребенок захватывает ртом не только сосок, но и ареолу - участок груди, куда входит млечный си­нус. Ребенок должен вытянуть грудь по форме соски, что значитель­но длиннее, чем сам сосок. Сосок составляет лишь треть «соски». Иногда в момент, когда ребенок только что бросил сосать грудь, мож­но увидеть, как она вытянулась.

2.Прижатие вытянутой ареолы языком к нёбу. Вдоль языка ребенка, от его кончика до корня, проходит волна, подобная перистальти­ке. Волна выжимает молоко из млечного синуса в рот ребенка так, что он может его глотать. Во время кормления часто можно увидеть кончик языка ребенка, находящийся над нижней губой. Язык как бы «втягивает» грудь, подобно эффекту банок. Обратите внимание на два следующих важных положения:

Сосание помогает вытягивать грудь и удерживать ее во рту ребен­ка. От сосания молоко не убывает.

Между кожей соска и ртом ребенка не должно быть трения.

Чтобы ребенок мог успешно сосать грудь, он должен в достаточ­ной степени захватывать грудь, таким образом, чтобы его язык на­давливал на млечный синус. Иногда ребенок не может сделать до­статочно большой глоток. Как матери, так и ребенку следует учиться правильному прикладыванию к груди.

Является важнейшей функцией родильницы. Оно не только обеспечивает нормальное питание и развитие ребенка, но и приводит к правильному быстрому обратному развитию половых органов женщины. Для стимуляции и поддержания лактации большое значение имеет время первого прикладывания новорожденного к груди матери. Установлено, что раннее прикладывание ребенка к груди матери, безусловно, с учетом состояния родильницы и новорожденного оказывает положительное влияние на становление лактации. Кроме того, прикладывание ребенка к груди восстанавливает психофизиологическую систему мать - плод, прерванную родами. В отделениях совместного пребывания матери и ребенка рекомендуется грудное вскармливание по "требованию" младенца.

Противопоказаниями к раннему прикладыванию являются тяжелые формы экстрагенитальной патологии у матери, осложненное течение беременности и родов, оперативное родоразрешение, травма и гемолитическая болезнь новорожденного.

Подготовка родильницы к кормлению.

  1. Надеть косынку и маску.
  2. Вымыть руки с мылом.
  3. Вымыть молочную железу, начиная с подмышечной впадины проточной водой и осушить ее стерильной пеленкой. Мыло использовать только 1 раз в сутки, так как при многократном использовании смывается смазка, которая выделяется рудиментарными железами Монтгомери.
  4. Ладонные поверхности рук расположить на молочной железе, произвести поглаживающие движения из подмышки к грудине.
  5. Расположить 1 и 2 пальцы на границе кожи и ореолы и произвести несколько сцеживающих движений (формирование соска).
  6. Расстелить стерильную пеленку для ребенка, закрыть свою сорочку и руку, чтобы они не касались ребенка.
  7. Поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь. Следить за тем, чтобы малыш плотно захватывал не только сосок, но и ореолу. Сосание должно быть беззвучным. Время одного кормления не более 20-25 мин.
  8. После кормления новорожденного подержать в вертикальном положении 15-20 минут, после чего уложить в кроватку.
  9. Тщательно сцедить молочную железу.

Правильное прикладывание ребенка к груди.

  • Мать должна сесть или лечь в удобное для нее положение и расслабиться. Предпочтительнее низкое сидение. Она может сидеть, держа ребенка впереди себя на руках, или лечь, положив ребенка рядом. Если ей удобно, она может положить ребенка на подушку. Медицинская сестра садиться рядом с матерью на одном с ней уровне.
  • Медицинская сестра показывает, как держать ребенка, чтобы он был повернут к ней лицом. Голова ребенка должна находиться на одной линии с телом, а его живот - напротив живота матери. Ребенок всем телом должен быть повернут к груди так, чтобы ему не нужно было во время кормления поворачивать или наклонять голову.
  • Если необходимо, поддержите ребенка сзади за плечи, но не за затылок. Его голова должна свободно слегка откидываться назад.
  • Матери следует поднять грудь рукой и дать ребенку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребенку в рот.
  • Мать может прикоснуться соском к губам ребенка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка.
  • Подождите, пока ребенок широко откроет рот и захочет сосать. Быстро приложите ребенка к груди.
  • Приложите ребенка к груди так, чтобы его нижняя губа была под соском. Таким образом, подбородок ребенка будет прилегать к груди, а язык будет находиться под млечным синусом. В таком положении сосок будет находиться чуть выше центра детского рта и сможет стимулировать небо.

Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребенка. Однако это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребенка или ухудшить положение кормления. Ребенок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.

Признаки, определяющие неправильное положение ребенка при кормлении

Признаки, определяющие правильное положение ребенка при кормлении

  1. Корпус ребенка отвернут от материнского и не прижат к нему.
  2. Подбородок ребенка не касается груди.
  3. Складывается впечатление, что рот ребенка закрыт.
  4. Губы ребенка вытянуты вперед.
  5. Виден большой участок ареолы, в том числе и под нижней губой.
  6. Ребенок делает быстрые, короткие сосательные движения.
  7. Во время кормления щеки ребенка могут быть втянуты внутрь.
  8. Ребенок может нервничать и отказываться от кормления, так как он недополучает грудного молока.
  9. Мать может испытывать боль в области сосков.
  10. Во время кормления ребенок может издавать "причмокивающие" звуки.
  11. Сосок может быть плоским в конце кормления и с полоской на кончике.
  1. Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.
  2. Лицо ребенка находится близко к груди.
  3. Подбородок ребенка прикасается к груди.
  4. Рот ребенка широко открыт.
  5. Нижняя губа ребенка вывернута наружу.
  6. Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.
  7. Заметно, как ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения.
  8. Ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения.
  9. Мать не испытывает боли в области сосков.
  10. Слышно, как ребенок глотает молоко.

Питание кормящей матери должно быть строго сбалансировано. Общий пищевой рацион при нормальной лактации должен быть увеличен на 1/3 по сравнению с обычным, так как лактация требует дополнительного расхода энергии.

Суточная энергетическая ценность пищи должна составлять 3200 ккал (белки - 112 г, жиры - 88 г, углеводы не более 310-324 г). Обязательно включение в рацион витаминов А, Е, В12, аскорбиновой кислоты и минеральных солей (кальций, фосфор, магний, железо).

Следует употреблять свежую, простую и разнообразную пищу. Особенно полезны тыква, кефир, простокваша, творог, ягоды, фрукты. Овощи и фрукты особенно богаты витаминами, минеральными солями, углеводами, необходимыми кормящей матери и растущему ребенку.

Однако следует учитывать, что цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, красные и оранжевые фрукты и частично ягоды, например клубника), являются аллергенами, способными вызывать у новорожденного различные аллергические проявления.

С осторожностью кормящей матери нужно употреблять в пищу мед, орехи, сгущенное консервированное молоко, следует ограничить употребление жирной и содержащей избыток сахара пищи. Нельзя употреблять спиртные напитки и острые приправы. Количество жидкости в рационе кормящей матери должно быть не менее 2 литров.

Для обеспечения хорошей лактации кормящей матери наряду с правильным питанием необходимо обеспечить полноценный отдых: сон не менее 8 ч ночью и 1-2 ч днем.

Пребывание на свежем воздухе повышает аппетит у матери и благоприятно сказывается на лактации. У здоровых женщин становление лактации после родов происходит закономерно. Однако у некоторых женщин в пуэрперии могут наблюдаться

хотите иметь здорового ребенка? Тогда постарайтесь кормить его грудью .

Грудное вскармливание (естественное вскармливание) – это вскармливание ребенка материнским (грудным) молоком. Грудное молоко – «золотой стандарт» питания новорожденного и грудного ребенка.

Преимущества грудного вскармливания . Грудное молоко представляет собой самую лучшую и полезную для грудных детей пищу. Оно содержит все необходимые питательные вещества, витамины, микроэлементы и полностью обеспечивает потребности детского организма в пищевых компонентах в первые 6 месяцев жизни. К числу важнейших достоинств женского молока относятся: оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ; высокая усвояемость женского молока организмом ребенка; наличие в молоке широкого спектра биологически активных веществ и защитных факторов (ферментов, гормонов, иммуноглобулинов и др.); благоприятное влияние на микрофлору кишечника; стерильность; оптимальная температура и др. Грудное молоко характеризуется сбалансированностью белкового и жирового компонентов. Оно, в отличие от коровьего молока и смесей домашнего приготовления, содержит меньше белка. Белки женского молока богаты незаменимыми аминокислотами и хорошо усваиваются детским организмом. Только грудное молоко содержит некоторые незаменимые жирные кислоты, такие, как эссенциальные полиненасыщенные, выполняющие пластические функции и необходимые для нормального развития ребенка. Углеводы в женском молоке представлены до 90% лактозой. Лактоза способствует всасыванию кальция, железа, цинка, магния и меди. Кроме лактозы в женском молоке содержится галактоза, необходимая для метаболических процессов в нервной клетке. Чрезвычайно важно то, что женское молоко содержит иммунологические и биологические активные вещества, антитела, которые защищают ребенка от различных микробных и вирусных инфекций и аллергических реакций. Грудное молоко содержит относительно большое количество витамина А, группы В, а также витамины К, Е, Д и С. Кроме того, в состав женского молока входит липаза, облегчающая переваривание жиров, и многие другие полезные пищевые компоненты, отсутствующие в коровьем молоке и детских смесях домашнего и промышленного приготовления. Таким образом, грудное молоко представляет собой поистине незаменимый продукт, предназначенный самой природой для вскармливания детей первого года жизни.

Существуют правила , соблюдение которых обеспечивает успешное грудное вскармливание. К ним относятся правила, необходимые в период становления лактации, т.е. в условиях родильного дома: раннее (в первый час после рождения) прикладывание ребенка к груди, вскармливание по требованию ребенка, отказ от сосок и любого другого питания и питья. Другие рекомендации направлены на сохранение лактации более продолжительное время: кормление по требованию ребенка, ночные кормления, кормление одной грудью в одно кормление (при отсутствии гипогалактии), введение прикорма не ранее 6-месячного возраста. Таким образом, для реализации продолжительного грудного вскармливания необходимо соблюдение определенных условий: совместное пребывание матери и ребенка, нормальный отдых и сон кормящей женщины, полноценный и сбалансированный рацион. Немаловажным является психологический настрой женщины, обозначенный как формирование «доминанты лактации», т.е. наличие у женщины стойкой убежденности в неоспоримых преимуществах грудного вскармливания перед искусственным и ее уверенность в том, что она сумеет кормить ребенка грудью, несмотря на разные трудности. В формировании доминанты лактации важна роль близких людей, но ведущим является просветительская работа и психологическая поддержка медицинского персонала на всех этапах оказания медицинской помощи женщине (женская консультация, родильный дом, детская поликлиника). Успешность такой работы зависит от организации консультативной помощи, единых подходов к теоретическим и практическим вопросам грудного вскармливания на всех этапах и преемственности между этими учреждениями. Одной из проблем, с которой сталкивается женщина в период становления лактации, – это техника грудного вскармливания. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Техника грудного вскармливания . Первое прикладывание к груди следует осуществлять сразу же после рождения ребенка (в родильном зале), в первые 30 мин после родов (раннее прикладывание к груди). Длительность первого кормления должна быть не менее 30 мин, при этом около 2 мл молозива попадает к ребенку. Первое прикладывание новорожденного к груди сочетают с кожным контактом матери и ребенка. Сразу после рождения ребенка выкладывают на живот матери и накрывают стерильной простыней. После окончания пульсации пуповины ребенка забирают с живота, проводят первичную обработку пуповины, затем снова помещают на верхнюю часть живота матери. Ребенок начинает совершать ползательные движения, повороты головы, сосательные движения. В течение первых 0,5–2 ч большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить сосок с ареолой материнской груди и сделать несколько сосательных движений.

Раннее прикладывание новорожденного к груди является стимулом для более быстрого становления лактации и длительного ее сохранения, способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденного (раннему заселению кожи и кишечника соответствующей микрофлорой), ускоряет послеродовую инволюцию матки, уменьшает вероятность гнойно-воспалительных заболеваний как у матери, так и у ребенка, способствует быстрому установлению психоэмоционального контакта между матерью и ребенком.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди . Со стороны матери ими являются: оперативные вмешательства в родах (кесарево сечение не является строгим противопоказанием к раннему грудному вскармливанию), тяжелые формы гестозов, сильные кровотечения во время родов и в раннем послеродовом периоде, открытая форма туберкулеза, состояние декомпенсации при хронических заболеваниях сердечно-сосудистой системы, легких, почек, печени, острые психические заболевания, злокачественные новообразования. Не прикладывают ребенка к груди, рожденного от ВИЧ-инфицированной матери. Противопоказаниями к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка являются: нарушение мозгового кровообращения II–III степени, глубокая недоношенность, тяжелые пороки развития (челюстно-лицевой системы, сердца и др.). Противопоказания к грудному вскармливанию в последующем весьма ограничены: наследственные энзимопатии у ребенка (галактоземия, фенилкетонурия), тяжелые формы врожденных пороков развития. Вскармливание грудным молоком не рекомендуется на период приема матерью антибиотиков, цитостатиков, гормональных препаратов.

Перед кормлением грудью с целью профилактики инфекции маме важно соблюдать правила личной гигиены: ногти должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом; ежедневно 1 раз в сутки необходимо использовать специальные антисептические салфетки или обмывать грудь теплой водой с мылом, а перед каждым кормлением – обмывать обычной водой. Железы, расположенные вокруг соска, во время кормления грудью выделяют смазку, образующую на груди защитную пленку против бактерий и препятствующую высыханию сосков; если слишком усердно мыть грудь, то грудной сосок и околососковый кружок потеряют большую часть смазки, железы могут закупориться и воспалиться, появятся трещины сосков. Первые 2–3 капли молока лучше сцедить и вылить, так как в начальных отделах железистых протоков оно может быть загрязнено.

В настоящее время рекомендуется режим «свободного вскармливания», т.е. прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, включая ночные часы, когда это необходимо (кормление «по требованию»). Режим свободного вскармливания осуществляется в условиях пребывания в палате «мать-дитя». Свободное вскармливание положительно влияет на становление лактации, длительность грудного вскармливания, физическое и психоэмоциональное развитие ребенка, состояние его здоровья. Обычно кормят через 2–2,5 ч без ночного интервала. В первые 2 недели кормят 10–20 раз в сутки, что значительно увеличивает лактацию, интервалы могут быть от 15 мин до 3–4 ч. К концу 1-го месяца жизни частота кормлений обычно уменьшается до 7–8 раз в сутки. В первые 1–2 месяц лучше давать обе молочные железы в одно кормление. Если у женщины много молока, то лучше кормить каждый раз из одной груди, так как ребенок будет получать раннее (или переднее) молоко, которое богато белками, лактозой, витаминами, микронутриентами, водой, а также позднее (или заднее), богатое жирами.

Положение матери и ребенка во время кормления должно быть комфортным и правильным. Мать может кормить ребенка лежа на боку или на спине, сидя, стоя, склонившись над лежащим ребенком. В первые дни после родов кормить малыша лучше в постели, лежа на боку и поместив под этот бок в виде опоры подушечку (или положив на нее малыша). Можно, если роды проводились путем кесарева сечения, кормить ребенка лежа на спине, поместив его себе на живот, поддерживая за лобик, так как ему еще трудно долго держать голову. В таком положении ребенок может сосать долго, так как ему легко дышится. Сидеть при кормлении малыша маме лучше в низком кресле или на стуле, подставив под ногу соответственно груди, которой она кормит, скамеечку. Но при любой позе рекомендуется контакт «кожа к коже» и «глаза в глаза» - ребенок всем телом повернут к матери, прижат к ней, голова и тело ребенка находятся в одной плоскости, поэтому перед кормлением маме нужно раздеться до пояса, а малыша оставить в подгузнике и прикрыть теплой пеленкой. В таком положении ребенок будет трогать грудь матери и ее близость разбудит в нем нужные рефлексы. А близость младенца и регулярное его прикладывание к груди в свою очередь будет благоприятно влиять на количество гормонов в крови кормящей женщины: пролактина, стимулирующего выработку молока, и окситоцина, способствующего сокращению матки и выделению молока из груди. При кормлении необходимо следить за тем, чтобы ребенок находится в приподнятом положении - с целью профилактики аэрофагии. Лицо ребенка находится близко от груди матери, так что подбородок прикасается к ней. Рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу. Мать помогает ребенку правильно захватить грудь (сосок вместе с ареолой). Для стимуляции захвата груди можно прикоснуться соском к верхней губе малыша. Мать приподнимает грудь рукой, накладывая большой палец кисти сверху, а остальные снизу. Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребенка. Это делать необязательно, так как при этом сдавливаются молочные протоки и ухудшается вытекание молока. Ребенок свободно дышит и без придерживания груди пальцем. Мама должна следить, чтобы малыш вместе с соском захватывал и околососковый кружок, что предупреждает заглатывание воздуха ребенком и возникновение трещин кожи сосков. Можно поддерживать ребенка за спину и плечи, но не за затылок. Его голова должна свободно слегка откидываться назад. Как правило, сосание медленное, сопровождается паузами, когда ребенок, не отпуская грудь, перестает сосать, затем сосание возобновляется. Есть «ленивые сосуны», которые сосут медленно и вяло, засыпают у груди. Такого сосуна нужно стимулировать: при засыпании слегка потрепать по щечке, сделать попытку вынуть сосок – малыш снова будет сосать. Если ребенок насытился, то сам прекращает сосать и отпускает грудь. Если есть необходимость прекратить кормление, надо осторожно ввести палец в рот ребенка, тем самым прервать сосание. Продолжительность кормления грудью индивидуальна. Большинство детей обычно насыщаются за 5–10 мин, но некоторым требуется 20–30 мин.

Таким образом (подведем итог) , для успешного осуществления грудного вскармливания следует придерживаться следующих правил:

(1 ) необходимо прикладывать ребенка к груди матери в течение первого часа после рождения (ребенок при этом получает ценное вещество - молозиво);

(2 ) после рождения ребенка не проводить никакого кормления, кроме грудного - нельзя давать новорожденному и грудному ребенку никакой другой пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, когда для этого имеются медицинские показания;

(3 ) кормление ребенка осуществляется по его требованию, также и ночью, поэтому следует обеспечить круглосуточное совместное пребывание в одной палате матери и ребенка (грудное вскармливание нужно осуществлять по требованию ребенка, а не по расписанию);

(4 ) необходимо осуществлять телесный контакт матери и ребенка «кожа к коже», он важен для установления тесной эмоциональной связи между ними, в то же время положение ребенка во время кормления должно быть удобным и правильным (следует следить за тем, чтобы ребенок был правильно приложен к груди);

(5 ) не прекращать кормление грудью при трещинах сосков, нагрубании молочных желез, мастите, остром респираторном заболевании; кормить сцеженным молоком только по показаниям; не поить ребенка водой, особенно если он от нее отказывается; не следует давать ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и устройств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.);

(6 ) необходимо кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6-месячного возраста; с 6-месячного возраста обязательно нужно вводить адекватный прикорм; следует продолжать грудное вскармливание ребенка до года и более.

Говоря о важности естественного вскармливания, все, как правило, упоминают его длительность, необходимость кормить кроху по требованию, а не по расписанию, рассказывают о том, каким образом держать младенца у груди...

У них и у нас

Все это, несомненно, полезные сведения для молодой мамы. Однако немногие, к сожалению, знают о том, какое воздействие на развитие ребенка оказывает раннее прикладывание к груди. В цивилизованных странах давно уже пришли к такой практике, когда кроху непосредственно после рождения выкладывают маме на живот и он с ее помощью находит сосок. До недавнего времени в России ребенок в первые несколько суток после появления на свет «принадлежал» не матери, а медперсоналу, который раз в три часа приносил его на кормление. К счастью, теперь и у нас почти повсеместно применяется не только совместное пребывание мамы и малыша и свободное вскармливание , но и ранний контакт «кожа к коже», когда даже после оперативных родов младенца на несколько минут подносят к материнской груди.

Иммунизация

Казалось бы, что может дать такой краткий контакт, когда новорожденный и сосать-то толком не умеет, а в молочных железах еще нет молока? На самом деле, очень много. Мудрая природа позаботилась о том, чтобы с первых моментов своего земного существования дитя имело возможность получать энергию для жизни . Именно для этого в течение двух-четырех суток после родов в материнской груди вырабатывается особе вещество – молозиво . Высасывая всего 10–15 г, младенец получает из этого количества все необходимые для него вещества, которые позволяют ему не только насытиться, но и быстрее приспособиться к внеутробному существованию. Даже если малыш только полижет сосок, в ротик к нему попадет несколько капель желтой кремообразной жидкости, содержащей рекордное количество белка и антител и крайне мало жиров и сахара. Профессор Илья Аркадьевич Аршавский не зря назвал раннее прикладывание своеобразной «пассивной иммунизацией» ребенка. Ведь молозиво подготавливает ЖКТ новорожденного к усвоению и переработке материнского молока, поддерживает иммунитет младенца, способствует выводу из его организма билирубина, что уменьшает проявления физиологической желтухи и действует как слабительное, помогая кишечнику избавиться от мекония.

Импринтинг

С психологической точки зрения раннее прикладывание также имеет очень важное значение. Младенец, попадающий в незнакомую и некомфортную для него среду, испытывает сильнейший стресс. Лежа на мамином животе, слыша биение ее сердца, ее голос и дыхание, которые знакомы ему по внутриутробной жизни, пробуя первые драгоценные капли молозива, он одновременно получает и мощную психологическую защиту . Происходит так называемый импринтинг , когда при контакте глаза в глаза малыш непосредственно после рождения запоминает (запечатлевает) свою маму, благодаря чему между ними развивается сильнейшая привязанность. Ребенок убеждается, что он не один в этом новом мире, что есть кто-то, кто о нем позаботится и чей образ теперь навсегда связан для него с первыми позитивными эмоциями после рождения.

И для мамы

Для женщины данный психологический аспект также имеет существенное значение. Видя и ощущая своего ребенка, она понимает, что роды прошли успешно. Доказано, что матери, которым к груди малыша приложили сразу же, лучше понимают своего ребенка, более чутко относятся к его потребностям и гораздо меньше тревожатся из-за надуманных проблем.

Со стороны физиологии тоже есть определенные нюансы. Так, прикладывание младенца к груди в первые час-полтора после рождения обеспечивает более быстрое включение механизмов секреции молока и более устойчивую лактацию. А само сосание способствует активному выбросу гормона окситоцина, который улучшает сократительные способности матки и снижает опасность послеродового кровотечения.

Первое прикладывание новорожденного к груди в самые ранние сроки после рождения является бесценным даром, который природа приготовила для каждой матери и каждого младенца. Это – логическое завершение родов, дающее возможность женщине и ее ребенку обрести то психологическое единение, которое будет сопровождать их еще долгие и долгие годы.

Несколько десятков лет назад сразу же после родов новорожденного кроху забирали от матери и увозили в отдельную палату – своего ребенка роженица могла увидеть только спустя несколько часов в лучшем случае, а иногда – только на следующий день.

В некоторых случаях такое разделение матери и ребенка действительно необходимо – например, если роды были тяжелым и женщина или ребенок нуждаются в медицинской помощи. В остальных случаях такая тактика в корне неправильна – современные акушеры и педиатры убеждены в этом.

Сегодня, как только малыш появился на свет, его сразу же прикладывают к маминой груди – даже до того, как перерезают пуповину , взвешивают ребеночка и проводят прочие необходимые тесты и манипуляции.

Значение первого прикладывания к груди

Представьте себе – девять месяцев малыш жил, рос и развивался у мамы в животе, где было тихо, тепло, уютно. Он постоянно ощущал биение ее сердца, слышал родной голос. И вдруг все изменилось – теплая вода, окружающая его, куда-то исчезла, стало очень светло и шумно, холодно и неуютно. И самое главное – куда-то исчез стук маминого сердца, она больше не рядом!

Конечно же, это огромный стресс для новорожденного. Он справится с ним, разлука с матерью сразу после рождения не будет для него смертельной. Но доказано многочисленными исследованиями : те детки, которых сразу же после появления на свет выкладывали к маме на живот и грудь, потом росли активнее, здоровее, лучше брали грудь и спокойнее спали.

Официальная позиция ВОЗ – первое прикладывание новорожденного к груди должно произойти не позже, чем через час после родов.

Западные ученые убеждены: если младенец в первые минуты своей жизни ощущает мамины заботливые руки, слышит ласковый и знакомый голос, ему легче будет строить во взрослой жизни взаимоотношения с окружающим миром и людьми.

Немаловажно ранее прикладывание младенца к груди и для самой молодой мамы . Когда женщина впервые видит своего малыша, может обнять его, почувствовать тепло маленького тельца, слабое, еще неосознанное пожатие крошечных, нежных пальчиков, в ней просыпается материнский инстинкт, заложенный природой.

Примечательно, что после первого прикладывания, первого контакта с ребенком, те женщины, которые до этого хотели отказаться от ребенка, меняли свое мнение и забирали новорожденного домой.

Раннее прикладывание новорожденного к груди: польза для матери

  1. Когда ребенок берет грудь, стимулируется выработка гормона окситоцина и процесс родов завершается быстрее – матка сокращается, отходит послед.
  2. Начинает интенсивнее вырабатываться сначала , а затем полноценное грудное молоко.
  3. Доказано, что если ранее прикладывание имело место, становление лактации проходит более быстро и благополучно, и длится она намного дольше.

Для ребенка очень важно, чтобы к нему в ротик попали именно эти несколько капелек первого выступившего молозива . Сам он сосать еще не умеет и не в состоянии – роды нелегкий процесс и для ребенка тоже. Потому врачи-акушеры помогают уставшим маме и малышу. К ротику ребенка подводят сосок и вкладывают. Кроха попытается сосать его, но, если даже не получится – просто слизнет молозиво. Этого будет на данном этапе вполне достаточно.

В чем ценность молозива?

Когда малыш появляется на свет, его пищеварительная система и кишечник полностью стерильны. В нем нет ни хороших нужных бактерий, ни вредных. Соответственно, иммунитет у новорожденного тоже полностью отсутствует. В нескольких каплях молозива содержится все, что нужно для дальнейшего благополучного развития ребенка . Он получает необходимое количество полезных бактерий, которые заселяют его кишечник, и благодаря этому уже надежно защищен от патогенной микрофлоры в окружающей среде.

Кроме того, молозиво запускает работу пищеварительной системы и помогает малышу быстрее выделить свой первый продукт жизнедеятельности – меконий . Также это мощнейшее средство из маминой груди помогает снизить выработку билирубина и таким образом предотвращает развитие «желтушки» – достаточно распространенного явления у младенцев. «Желтушка» в принципе патологией не считается, но может такой стать, если билирубин удерживается на высоком уровне несколько дней.

Интересно

Согласно исследованием, те дети, которые получили материнское молозиво в первые минуты жизни, потом имели более крепкую систему, чем те, которых сразу к груди мамы не прикладывали. Они болели в 3,5 раза реже , у них быстрее прорезался первый зубик, они раньше начинали ходить и сидеть.

Подведем итоги

Итак, чтобы окончательно выяснить, зачем прикладывают ребенка к груди матери сразу поле родов и почему это так важно, следует отметить такие моменты:

  1. Ранее прикладывание способствует интенсивным сокращениям матки и быстрому отхождению плаценты – обычно роженица и не замечает этого момента. А послеродовое кровотечение проходит быстрее и менее болезненно.
  2. Когда малыш берет грудь, запускается механизм лактации, начинает интенсивно вырабатываться молоко.
  3. Налаживается эмоциональный контакт между новорожденным и роженицей.
  4. Вместе с каплями молозива малыш получает все необходимое для защиты от патогенной микрофлоры и становления иммунной системы.
  5. Малыш успокаивается и чувствует себя защищенным, в дальнейшем он развивается лучше и ведет себя спокойнее.

Импринтинг – так называют на западе связь, которая устанавливается между крохой и его мамой в первые минуты после родов . Малыш запоминает на подсознательном уровне именно свою родительницу и отныне тянется только к ней. Он фиксирует ее голос, ее запах, ее тепло. Отныне между матерью и ребенком существует глубокая связь, которая сохранится до конца жизни. Вот почему так важно ранее прикладывание к груди.

Похожие публикации