Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков. Организация режимных моментов в разных возрастных группах

Создание условий, методика организации и проведения умывания в соответствии с возрастом; Методика проведения одевания и раздевания в соответствии с возрастными особенностями;

Оборудование туалетных.В туалетных, предназначенных для детей 2-й группы раннего возраста и 1-й младшей группы, имеются два детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков; в туалетной младшей ясельной группы - один умывальник взрослый, слив, ванна. Высота раковины должна быть такой, чтобы ухаживающему персоналу при умывании и подмывании детей не надо было сильно наклоняться. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, тогда персонал не будет производить лишних движений и затрачивать лишнее время на туалет детей.В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины и одна умывальная раковина для взрослых, четыре детских унитаза, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. дополнительно для мытья ног предусматривается лоток длиной 1,2 м с перфорированной трубой но длине лотка. Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой, а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами. В среднем высота унитаза над полом равна 28 см, а ширина - 22 см; диаметр выреза деревянного сиденья 18 - 20 см, а в поперечнике - 15 - 16 см. Сиденье обязательно должно иметь вырез в переднем секторе шириной 2,5 см, чтобы половые органы ребенка с ним не соприкасались. Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.В соответствии с новыми требованиями при проектировании и реконструкции ДОУ в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. В группах, где дети умываются самостоятельно, высота крана умывальника должна быть на уровне локтя согнутой руки ребенка, чтобы при умывании вода не затекала за рукава. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом. детям низкого роста под ноги подкладывают деревянные подставки. В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка: полотенца, мыла, стаканчика с зубной щеткой и др. Вешалки могут быть настенными или стоячими, одно- и двусторонними. Стоячие вешалки открытые односторонние обычно имеют 5-б ячеек, каждая шириной и глубиной 10-12 см. Ванны на постаментах располагают на уровне 0,9 м от пола; глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,5 м) - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м) - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

Ирина Сеничева
Развитие навыков самообслуживания у детей ясельной группы

Цель : выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры) у детей ясельной группы

Актуальность :

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Задачи :

1. Изучить и проанализировать теоретические основы проблемы формирования навыков самообслуживания у детей ясельного возраста .

2. Обогатить предметно-развивающую среду группы (дидактическими играми, пособиями) .

3. Подобрать соответствующие мероприятия для формирования у детей ясельной группы навыков самообслуживания .

Прогнозируемый результат :

Овладение навыками самообслуживания детьми ясельной группы ;

Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию навыков самообслуживания у детей ясельной группы .

Этапы самообразования :

1 этап - изучение научной и учебно-методической литературы

2 этап - формирование опыта по теме, внедрение в практику

3 этап – представление опыта по теме

Перспективный план работы

Режимные моменты Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя и детей

Практическая деятельность детей

Работа с родителями

Октябрь – ноябрь - декабрь

Питание Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Чтение потешек «Ладушки,ладушки» , «Тушки, тутушки» Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку» Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Рассматривание и беседа по картинкам : «Дети моют руки» , «Мама моет дочку»

Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

«Оденем куклу Машу на прогулку» , «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая» , «В небе солнышко гуляет» Дид. игра «Покажи свое полотенце» Дид. упражнение «Туфельки поссорились _ подружились» , «Разложи одежду по местам»

Январь – февраль - март

Дид. игра «Накормим куклу Машу» , «Кукла Таня обедает» Чтение потешки «У бабушки калачи» , «Пошел котик на торжок» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки» , Игровая ситуация : «Мы обедаем» . Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет »

Умывание и навыки опрятности Занятие «Мыльные перчатки»

Игровая ситуация «Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»

Рассматривание сюжетных картинок : «Дети купаются» .

Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра : «Парикмахерская»

Одевание - раздевание Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок»

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра : "Хитрые башмачки"

Занятие : «Застегни и зашнуруй» .

Дидактическое упражнение : «Уложим куклу Олю спать» .

Апрель – май - июнь

Питание Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает»

Чтение потешки : «Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Игры детей в кукольном уголке : «Накроем столик для кукол» , «Кукла Катя пьёт чай» .

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей »

Умывание и навыки опрятности Дид . игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики - курносики Дидактическое упражнение : «Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем» .

Дид. игра «Умоем куклу»

Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра «Фонтанчик»

Дид. игра : «Купаем куклу Катю» . Рассматривание сюжетных картинок.

Одевание - раздевание Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку» .

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Чтение потешек : «Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать» Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» разные времена года) .

Июль – август - сентябрь

Питание Дид. игры «Что нужно кукле!» «Обед у кукол» Дид. упр-е «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Чтение С. Капутикян «Кто скорее допьёт» Игровые ситуация :

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Дид. упр. «Как я умею аккуратно кушать» Беседы с родителями :

Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

Умывание и навыки опрятности Рассматривание картинок : «Девочка чумазая» , «Девочка аккуратная» .

Игра-ситуация «Вымой кукле руки» , «Умывалочка» Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая» . Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло» . Дидактическая игра : «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета) . Дид. игра «Куклы в гостях у детей »

«Расти, коса, до пояса»

Одевание - раздевание Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Чтение И. Муравейка «Я сама»

Чтение потешки : «Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять» Дид. игра «Кукла Оля проснулась» Игровая ситуация «Я одеваться сам могу»

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Необходимо выработать в группе приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и младший воспитатель должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении. Требования к организации умывания: 1. Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. 2. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Находясь в туалетной комнате, воспитатель должен надевать специальный фартук, выходя - снимать его. 3. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому: будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой; не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.); следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка. 1. В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. 2. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания: создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук; взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу; смыть мыло водой; отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей; взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место; при необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо. 2. Требования к организации питания 1. Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. 2. Младший воспитатель получает пищу на кухне, приносит ее в группу, размещая на раздаточном столе. Далее организует дежурство детей (со второй младшей группы), выставляет на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. 3. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Младший воспитатель следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. 4. Требования к сервировке стола: сервировка стола должна быть такой, чтобы она ызывала неосознанное желание быть аккуратным; индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка); над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами); в центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека). При подаче бутербродов с маслом, джемом и т.д., в старших и подготовительных группах содержимое бутерброда не намазывается, а кладется на край ломтика хлеба, для того, чтобы дети самостоятельно приготовили себе бутерброд с помощью ножа. 1. После сервировки стола дежурные садятся на отведенные им места. 2. Младший воспитатель разливает компот (чай, кофе и т.д.), затем первое блюдо (суп, каша), поставив кастрюлю на стул рядом со столом. 3. Если на завтрак или на ужин подается нежидкое блюдо (запеканка), то раздача осуществляется на раздаточном столе, а затем разносится на столы (в старшем возрасте - с помощью дежурных). 4. Дежурные первыми садятся за стол.5. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. 6. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). 7. Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. 8. При организации питания необходимо обратить внимание: перед ребенком должно находится только одно блюдо; блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным; не допускать громких разговоров и звучания музыки; не допускать понуканий, поторапливания детей; не допускать насильного кормления детей; не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов; не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него; при нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей; помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат.

Похожие публикации