Что делать, чтобы ребенок не разболелся. Часто болеющие дети

Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок отказывается от еды частично или полностью. Особенно эта проблема беспокоит бабушек. Взрослые переживают, что малыши не едят ничего кроме конфет (пряников, печенья, сока и т.д.). На самом деле, корень проблемы чаще всего находится не в здоровье ребенка, а в неправильном режиме и воспитании. Если вы хотите, чтобы малыш с удовольствием поедал суп, просил добавки и уминал по несколько котлет с картофельным пюре, нужно правильно выстроить пищевое воспитание, о котором мы сегодня поговорим.

Как пробудить у ребенка аппетит

Вот некоторые правила, которые помогут накормить вашего ребенка правильно, вкусно и разнообразно.

  1. Не заставлять! Во-первых, никакого принуждения. Нельзя заставлять ребенка есть, ни в коем случае. С самого рождения организм испытывает голод, как только в крови заканчиваются питательные вещества, принятые с предыдущим приемом пищи. То есть, организм сам говорит о том, когда и сколько ему нужно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка кушать, не пляшите перед ним с ложкой каши и уж, тем более, не кормите его насильно. Это может вылиться в серьезные психологические проблемы, которые перейдут с малышом во взрослую жизнь. Еда – это удовольствие и способ насыщения, но никак не наказание.
  2. Режим. Установите режим дня и питания. После того, как ребенок переходит с грудного вскармливания на общий стол, он должен питаться примерно в одно и то же время.
  3. Никаких перекусов! Исключите конфеты, печенье и другие сладости, особенно в перерывах между основными приемами пищи. Не стоит удивляться, что малыш отказывается от супа, если он час назад съел шоколадку.
  4. Чтобы у ребенка появился аппетит – он должен потратить энергию, которая поступила в организм с предыдущим приемом пищи. Для этого он должен двигаться. В идеале, на свежем воздухе. Гуляйте с ребенком не менее двух часов, особенно перед самым обедом. После такой прогулки малыш с удовольствием съест всю тарелку маминого супа. При этом позволяйте ребенку бегать, прыгать, лазать. Не берите на прогулку печенья и конфет, приготовьте суп заранее, чтобы после прихода суметь быстро накормить голодное чадо.
  5. Отказ от сладких напитков. Компоты и соки также можно считать едой, ведь в них много сахара. В промежутках между приемами пищи от сладких напитков лучше отказаться – только чистая вода. А компот предложите в качестве десерта после супа и второго блюда.
  6. Детский сад. Нормальному питанию, как ни странно, способствует детский сад. Очень многие родители признаются, что их капризные и разборчивые в еде детки начинают нормально питаться только в садике. На это есть несколько причин. Во-первых, там жесткая дисциплина – все приемы пищи строго в определенное время. Во-вторых, в промежутках никакого печенья и конфет – им просто неоткуда взяться. В-третьих, играет роль коллектив – если все вокруг с аппетитом кушают, ребенок тоже начнет повторять за сверстниками. Поэтому, если ваш ребенок плохо ест, нужно попробовать отдать его в сад, если, конечно, позволяет возраст.

Вопрос «Как заставить ребенка есть» — в корне неправильный. Нельзя его заставлять, нужно пробудить у малыша интерес к еде, важно, чтобы он почувствовал голод. Тогда и приготовленные блюда покажутся гораздо вкуснее. Но что делать, если ребенок предпочитает питаться выборочно?

Как накормить ребенка разнообразно

Действительно, проблема сбалансированного питания стоит очень остро. Многие дети не любят есть мясо, кто-то отказывается от овощей, третьи не признают фрукты. Однако врачи утверждают, что рацион ребенка должен быть разнообразным. Каждый день он должен есть что-то мясное, что-то молочное, какой-то фрукт и овощ, обязательна и крупа. Это обеспечит малыша нужным количеством витаминов. Что же делать, если ребенок отказывается от мяса или вовсе не любит овощи?

  1. Многие детки не едят лук ни в каком виде. Однако если его мелко порезать и поварить не менее двух часов в бульоне, он растворится практически полностью, малыш его даже не заметит.
  2. В детских садах картошку режут достаточно мелко, чтобы один кусочек мог поместиться в детский ротик. Но и в этом случае воспитатели признаются, что суп едят не все. А вот если раздавить картошку прямо в супе, детки съедают блюдо с гораздо большим удовольствием.
  3. Довольно редко можно встретить ребенка, который любит мясо. Во-первых, мясо по своей структуре довольно жесткое. Чтобы малыш с удовольствием его поел, нужно готовить из мяса котлеты и тефтели. Причем прокручивать его через мясорубку нужно 2-3 раза, чтобы блюдо получилось очень мягким. Добавьте в фарш немного жира и лука для сочности, готовьте котлеты на пару, подавайте их горячими, сразу после приготовления. От такого лакомства малыш точно не откажется.
  4. Чтобы ребенок с удовольствием поедал фрукты и овощи, из них можно вырезать форму звездочек, человечков, животных и другие фигуры. Вообще, креативная подача блюд очень важна для ребенка, интерес обычно подогревает аппетит.
  5. Некоторые мамы признаются, что дети не хотят есть фрукты и овощи в целом виде, но с удовольствием уплетают их кусочками. То есть, нужно нарезать груши, персики, яблоки, бананы и другие фрукты небольшими кусочками, положить в миску и дать ее ребенку. Иногда безумный восторг вызывает самостоятельное использование вилки. Старайтесь давать ребенку вилку с неострыми концами, чтобы малыш не поранился.
  6. Если ребенок отказывается от еды, попробуйте давать ее в разном виде. То есть, иногда годовалые малыши отказываются от пищи просто потому, что не хотят есть привычное пюре из-под блендера. Гораздо больше им нравится блюда с небольшими твердыми кусочками. Это называется педагогический прикорм, когда новые продукты в рацион ребенка вводятся из маминой тарелки.
  7. Готовьте для ребенка вкусно! Иногда родители заморачиваются на правильном питании для ребенка, хотя сами не придерживаются установленных правил. Если малыш в полгода с удовольствием поест брокколи, то не удивляйтесь, что он откажется от зеленой массы в три года. Приготавливая пюре, добавьте масла, немножко молока и соли – то есть, чтобы малышу было действительно вкусно.
  8. Кстати, накормить ребенка мясом проще, если это куриная ножка. Многие дети, почему-то очень их любят.
  9. До трех-пяти лет не вводите в рацион ребенка промышленные сосиски, чипсы, кетчупы и тому подобные сомнительные продукты питания. Поймите, мамин суп редко выиграет бой против сосисок, поэтому от такой пищи лучше оградиться заранее. Чем позже ребенок узнает, что это такое, тем лучше.
  10. Если ребенок напрочь отказывается от овощей, можно схитрить и приготовить их них сок. То есть, смешайте сок моркови и яблока, подайте малышу с трубочкой или вовсе перелейте в упаковку от покупного сока. Часто дети, не видя процесс приготовления, с удовольствием пьют свежевыжатые соки. Но помните, для ребенка младше трех лет сок нужно разбавлять водой.
  11. Можно воспользоваться и таким приемом. Купите малышу красивую тарелку, на дне которой нарисованы сказочные герои или мультипликационные персонажи. Скажите ребенку, что он должен скорее съесть суп, чтобы поздороваться с любимым другом.
  12. Не готовьте каши чрезмерно приторными – многие дети этого не любят. Добавляйте сахар умеренно, обязательно украсьте вкус щепоткой соли. В манную кашу можно добавить ванилин или корицу. Не допускайте образования комочков – вы можете сформировать отвращение к манной каше на всю жизнь. А вот вкусно приготовленную кашу дети съедят с большим удовольствием.

И еще. Если ребенок не хочет есть, не заставляйте и не уговаривайте его. Не хочешь есть – не надо, поешь суп попозже. Но будьте непоколебимы – не предлагайте никакой альтернативы, иначе ребенок будет постоянно манипулировать вами в плане еды. Заранее поговорите со старшими домашними. Утром вы должны сказать в голос – каша готова, кто будет? Если все взрослые домочадцы, в том числе и старшие дети с удовольствием побегут на кухню, малыш просто не сможет остаться в стороне! Положите ребенку немного, чтобы он мог осилить порцию и насладился вкусом блюда.

Если же ребенок отказывается от любой еды и это сопровождается такими симптомами, как боли в животе, рвота, диарея, слабость, изжога – то нужно как можно скорее показаться врачу. Это может быть признаком отравления или гастроэнтерологического заболевания.

Всегда ли важна еда?

Отдельно хотелось бы сказать о детях-малоежках, которые находятся на грудном вскармливании. Часто мамы жалуются, что малыши не очень интересуются прикормом, что постоянно сосут грудь, хотя в ней ничего нет. На самом деле, многим женщинам только кажется, что в груди нет молока или его очень мало. Для позднего срока кормления (после года) характерна ситуация, когда грудь сильно не наливается, но молоко в ней все равно вырабатывается. Это говорит о том, что малыш наедается. Если вы хотите переводить кроху на общий стол, нужно задуматься о полном или частичном отлучении от грудного молока, когда вы будете предлагать ребенку грудь только после пробуждения и перед сном.

Стоит ли заставлять ребенка есть, если он болеет? Многие женщины старшего поколения уверены, что стоит, ведь у малыша «не будет сил бороться с болезнью». Однако это в корне неправильно. Есть такое понятие – лечебное голодание. Это значит, что в острый период многих заболеваний еда только усугубит состояние малыша, ведь организм не в силах переваривать пищу, все его ресурсы направлены на борьбу с болезнью. Особенно нельзя заставлять ребенка есть при простуде и пищевых отравлениях. Можно предложить ему легкий бульон или отварной рис только в том случае, если он сам попросит кушать. Но это правило не касается водного режима. Как при отравлении, так и при ОРВИ нужно пить много и чем больше, тем лучше. Этим вы не только защитите дитя от обезвоживания, но и поможете ускорить выздоровление.

Отношение человека к еде и пищевое поведение закладываются в детстве. Если вы не хотите в будущем видеть ребенка тучным, с большим количеством комплексов и болячек на фоне ожирения, нужно привить ребенку здоровое отношение к еде. Расскажите подростку, что его организм – не мусорный бак, куда можно забрасывать все подряд от газировки до орешков и чипсов. Не заставляйте ребенка доедать все, что на тарелке – это неправильно. Есть нужно столько, сколько хочется, не более. Организм гораздо хуже реагирует на переедание, чем на голод. Мы — это то, что мы едим. И если ребенок захочет есть, он непременно вам об этом скажет, не заставляйте детей кушать. От голода и истощения в благополучных семьях еще никто не умирал!

Видео: что делать, если рёбенок не хочет есть

К сожалению, все дети болеют , и полностью сберечь их от болезней не удалось ни одному родителю. В то же время у одной семейной пары ребенок болеет постоянно, а у другой очень редко. Если одни дети легко переносят любую простуду и очень быстро поправляются, то другие малыши не успеют выздороветь после одной простуды, а несколько дней спустя, снова начинают болеть.

Педиатры считают нормой, если ребенок в возрасте до 1 года болеет простудными заболеваниями не более 3 раз в год, от 1 до 3 лет не более пяти раз, от 4 до 5 лет - не более четырех раз, старше 5 лет - не более трех раз. В чем же причина детских простуд и можно ли позаботиться сразу после рождения, чтобы ребенок часто не болел?

Как советуют специалисты, чтобы избежать постоянных простуд детей, уже на второй недели жизни его необходимо начинать закаливать. Главные помощники родителей в процессе закаливания - это воздух и вода. Прежде всего, надо соблюдать воздушный режим в комнате малыша и хорошо проветривать его, поручите это делать вашей домработнице. В жаркие дни лучше окно держать открытым, а в холодные проветривать 4-5 раз в день по 15-20 минут. Проветривая комнату в холодное время, предварительно ребенка надо вынести в другую комнату или соответственно одеть. Температура воздуха в комнате, где лежит малыш, должна быть не выше 20-22°С.

Ежедневные прогулки с малышом на улице способствуют адаптации малыша к окружающей среде и повышению его иммунитета. Если по каким то причинам у родителей нет возможности выйти на улицу, необходимо побыть с малышом на балконе. Для первых прогулок достаточно 10-15 минут, дальше увеличивайте время нахождения на свежем воздухе в зависимости от сезона и погоды. Летом старайтесь гулять с малышом в парке или в лесу.

Собираясь на прогулку , не следует его одевать слишком тепло. В прохладную погоду ребенка необходимо одеть так же, как оделись сами. Следует помнить, что если взрослому человеку прохладно, то это не значит, что ребенку тоже грозит опасность простуды. Детский организм вырабатывает тепла больше, а значит, ему будет нормально даже тогда, когда вам прохладно. А когда вам тепло, ребенку бывает жарко.

Одним из важных процедур закаливания новорожденного малыша являются воздушные ванны. Для начала оставьте малыша голеньким при температуре не ниже +23 градусов на 3-5 минуты, затем постепенно увеличивайте время воздушной ванны еще на 2-3 минуты. Можно параллельно проводить влажные обтирания. Обтирания лучше делать влажным махровым полотенцем, смоченным в прохладной воде, снижая температуру воды раз в два дня на 1 градус, начиная от 32 градусов и доводя до 27 градусов. Некоторые родители предпочитают обтираниям занятия легкой гимнастикой во время воздушных ванн. Педиатры советуют начинать делать гимнастику и легкий массаж, только когда малышу исполниться 1-1,5 месяца.

Самой эффективной процедурой для физического развития и повышения иммунобиологической устойчивости ребенка считаются водные закаливающие процедуры. Уже со второго месяца жизни необходимо приступать к закаливанию путем постепенного снижения температуры воды и увеличения времени ее воздействия. Существуют несколько способов водных закаливающих процедур:

1. Обливание ног . Советуют проводить обливание ног малыша, начиная с 9-12 месяцев. Сначала обливание начинают с прохладной воды температурой 28-30°, затем постепенно снижают ее примерно на 1 ° и доводят до 20°. Более полезным считается контрастное обливание ног, когда ноги ребенка обливают сначала водой 36°, а затем холодной водой 20-24 °С. Частоту контрастных обливаний следует увеличивать постепенно, начиная от одного раза.

2. Обливание всего ребенка . В первые дни для обливания нужно использовать воду с температурой выше 35°, а затем постепенно следует снижать температуру на 1° и доводить до 28°. Лучше всего обливать ребенка в ванне из ковшика. Сначала осторожно налейте воду в ноги, затем на ягодицы. Постепенно переходим на грудь и плечи. На головку лить воду не следует, так как многие дети после этого бояться воды.

В целом, в вопросах закаливания новорожденного ребенка необходимо ориентироваться на здравый смысл, на состояние здоровья ребенка и учитывать рекомендации участкового педиатра. Как излишнее оберегание ребенка, старательное укутывание его и избежание от всевозможных охлаждений ослабляет его иммунитет, так и слишком сильное увлечение закаливанием может привести к простудам и к более серьезным болезням. Начиная закаливать ребенка, главное убедиться, что малышу приятно от процедуры закаливания, и он хорошо себя чувствует. Если это так, значит, вы на правильном пути и ваш малыш вырастет здоровым человеком.

- Вернуться в оглавление раздела " "

1. Во-первых , родители должны выяснить причину детской истерики . Такие требования ребёнка, как желание получить игрушку, увиденную в магазине, конечно, относятся к необоснованным капризам. Здесь самое главное проявить терпение, сами родители не должны вести себя как малые дети.

2. Во-вторых , родителям надо постараться переключить ребёнка на что-нибудь другое, увлекательное . Крикун обязательно остановится, если мама отвлечёт его внимание чем-нибудь интересным. Это может заговорившая маминым голосом игрушка, папин сотовый или же заманчивое предложение: «А давай посмотрим, вдруг там за дверью спрятался телепузик»!

3. В-третьих , в самых отчаянных случаях, когда уже ну ничто не может остановить истерики ребёнка, можно просто оставить его в покое . Попробуйте не обращать внимания, ведь зачастую заядлый крикун любит привлечь к себе внимание окружающих, а вот если его никто не видит, сразу же успокаивается. Спокойствие, только спокойствие, и ребёнок вскоре поймёт, что его причуды не воспринимаются взрослыми всерьёз, а крики и истерика оказываются бесполезными. Не паникуйте и не кричите на Вашего малыша, от этого легче никому не станет. Попробуйте спокойно сказать малышу, что так баловаться нельзя, ты же у меня хороший мальчик (или девочка).

4. В-четвёртых , раз и навсегда выберите единственную правильную тактику Вашего поведения и ни в коем случае не отклоняйтесь от выбранного Вами курса. Правильно говорили наши родители: «ребёнка надо воспитывать с раннего детства, а не тогда, когда он вырастет». Когда он вырастет, возможно, будет уже поздно. Начните себя правильно вести, начиная с самых первых капризов Вашего малыша. Ребёнок начнёт просто Вами манипулировать, быстренько смекнув, что с помощью капризов, оказывается, можно добиться всего. С самого начала у Вас должна быть спокойная, но твёрдая реакция на его вспышки истерики. Дети всё понимают и такой способ решения проблем, как закатывание истерик, со временем отпадут сами собой. Здесь есть ещё один момент: чтобы мамино или папино твёрдое «нет» не превратилось в бабушкино «да». Объясните своим домашним, что так будет намного хуже, старайтесь все быть, как говорится, в одной команде.

5. В-пятых, постарайтесь сами не нервничать . Конечно, скажете Вы, ну как же в нашей суматошной жизни не нервничать? Ан нет, только подумайте, что Ваша нервозность может быстро передаться ребёнку. А он, в отличие от взрослых, не станет её сдерживать, а выплеснет этот негатив, устроив сцену. Помните, что делаете Вы, то станет делать и ваш ребёнок: Вы посмотрели на него грозно - он тоже может стать агрессивным, Вы стали повышать на него голос - он, в свою очередь, тоже станет издавать крики, сильно стали ругать его - всё, он уже становится невменяемым. Как бы сложно ни было, старайтесь не создавать таких цепных реакций. Воспитание в спокойном тоне или проявленное молчание могут подействовать на Ваше чадо намного лучше.

И, наконец, когда всё утихло и стало на свои места, просто поговорите с ребёнком ласковым тоном . Объясните ему, что не надо было так баловаться, и мамочка очень огорчена его поведением. Скажите ему, как Вы его любите и уверены, что он потом обязательно будет вести себя хорошо. Такой разговор обязательно нужен маленькому человечку, чтобы он впоследствии не чувствовал себя виноватым. Вот увидите, у Вас всё получится, и самой главной наградой для нас станет любовь и доверие наших любимых детишек.

Для тех, кто еще не знает — « ». Женщинам свойственно неадекватно оценивать речевые навыки своих детей. Здесь часто бывают крайности. Кто-то преувеличивает проблемы: «Ребенку уже год и три месяца! А он говорит только два элементарных слова!» А кто-то бросает дело на самотек.

Нормы и сроки

В первую очередь давайте определимся с нормами. Когда должен ребенок заговорить? На что нам ориентироваться? Во сколько лет пора начинать бить тревогу?

Раньше я бы ответила так: «Отсутствие речи до 3 лет — это не страшно». Сейчас, после нашей возни с сыном, я скажу по-другому: «Отсутствие речи в 2 года — уже повод задуматься». Под отсутствием речи я имею ввиду полное молчание. Либо очень скудный активный словарь (10-20 слов).

Под словами «повод задуматься» я не имею ввиду «начать паниковать». Многие невропатологи считают, что в 2 года малыш обязан говорить предложениями. И если он этого не делает — кошмар, пора пить таблетки и т.п. А кто-то — напротив, заявляет, что «мальчики позже развиваются». Лично я выбираю золотую середину.

Если у малыша идет задержка речи, нужно исключить все другие проблемы. Как говорят многие специалисты, речь — это только верхушка айсберга. И проблемы в этой сфере могут указывать на более серьезные нарушения. Которые нужно немедленно исправлять.

Поэтому я все же рекомендую сводить ребенка к хорошему невропатологу. Не для запугивания и не для лечения. А для того, чтоб он оценил состояние малыша. Хороший невропатолог сразу видит по движениям, реакциям, мышлению детей — насколько серьезна ситуация.

Хороший невропатолог должен определить — это просто задержка речи или есть заметная незрелость нервной системы. Вы сами этого не определите. Но невропатолог видит подобные нарушения с порога. Конечно, у него в глаза не встроено УЗИ, МРТ, ЭЭГ и прочее. Но поверьте, даже просто осмотр может помочь прояснить картину.

На что можно обратить внимание вам самим? Об этом я писала в статье « ».

Почему малыш не хочет говорить?

Речь зависит от трех факторов:

  • моторика;
  • мышление;
  • желание общаться.

Проанализируйте, насколько хорошо это развито у вашего ребенка. Если ваше чадо — общительное (использует жесты, мимику, тянется к людям), нет проблем с мышлением, и подводит только моторика — это самая простая ситуация.

Однако, нарушения моторики тоже могут быть разными. Поэтому неговорящий ребенок в 3 года — это явный повод найти адекватного специалиста.

Может ли ребенок вообще не заговорить? К сожалению, при грубых нарушениях развития, бывает и такое. Но в подавляющем большинстве случаев все решается грамотными занятиями и устранением причин молчания малыша.

Что нужно делать?

И теперь — самое главное! Что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил? Поделюсь нашим опытом:

  1. Оцените, насколько часто ваш карапуз слышит человеческую речь. В первую очередь — начните активно общаться с ребенком. Станьте «радио». Комментируйте все вокруг. Комментируйте все свои действия, переодевания, умывания, игры.
  2. Старайтесь чаще подключать малыша к диалогу. Если он понимает ваши слова и может хоть как-то отвечать (жестом или звуком) — почаще задавайте вопросы. Провоцируйте речь, чтоб у ребенка была потребность сказать слово.
  3. Придумывайте игры, ориентируясь на уровень ребенка. Если он произносит только звуки, но все понимает на слух — добивайтесь в игре повторения звуков. Постепенно усложняя задания. Например, изображайте филина, крича «ууууу!» Или покажите, как игрушка-медведь здоровается с малышом звуком «ыыыыы».
  4. Учитывайте интересы ребенка. Любит машины? Подумайте, как заниматься с помощью игрушечных машинок. Тут и звуки «вжжжж», и «бииии». Слова «катать», «колесо», «гараж». Учите названия животных, катая их на своих машинах.
  5. Если у ребенка маленький активный словарь, выберите несколько простых слов — и сосредоточьтесь только на них. Стараясь повторять их как можно чаще.
  6. Используйте пальчиковые игры, потешки, стишки, песенки. Некоторые дети так лучше запоминают слова.
  7. Развивайте мелкую моторику. Поощряйте игры с крупами, мозаику, сортеры, стройте башни из кубиков.
  8. Развивайте навыки имитации у малыша. Если он с удовольствием повторяет за вами игры и упражнения — это большое счастье! Если нет — учите.
  9. Я не могу дать в статье все эффективные упражнения. Берите их из книг. Например, Е.Янушко «Помогите малышу заговорить» (в легких случаях). А также К.Дедюхина «55 способов общения с неговорящими детьми» и Р.Августова «Говори! Ты это можешь!» (в ситуациях посложнее).
  10. Вовремя реагируйте на признаки усталости и давайте малышу отдохнуть.
  11. Если ничего не получается — не стесняйтесь искать специалиста. До скольки лет можно ждать и заниматься самостоятельно? Каждая мама решает сама. Я свое мнение озвучила выше. Если проблема только в самой речи — можно дать себе время до 3 лет.
  12. Поиск специалистов логопедов-дефектологов — это отдельная тема. По своему опыту скажу... Работа логопедов очень и очень отличается.

Я против того, чтобы заставлять детей говорить силой... Не давать конфету, пока он не скажет соответствующее слово. Выбивать слова через плач, нарочно «не понимать» ребенка и т.п. По крайней мере, если у ребенка нет тяжелых диагнозов.

Я предпочитаю действовать через интерес, как бы это ни было сложно. Учить подражанию. Показать в игре, что повторять звуки (а затем — слова) — это весело и интересно. В какой-то момент малыш начинает также подражать и в бытовых ситуациях.

Можно доводить ребенка до истерики, отказываясь давать заветную вещь, пока не скажет «дай». А можно... Лукаво улыбнуться, и с азартом предложить: «Скажи — ДАЙ!» И это работает! Не всегда, но если соблюдено следующее:

  • у вас хороший контакт с малышом, хорошие отношения и уровень доверия;
  • вы развивали речевое подражание в игре;
  • вы внимательны к потребностям своего малыша;
  • вы очень радуетесь его крошечным успехам;
  • вы требуете от него только то, что ему по силам.

Конечно, на этом пути есть много нюансов. И я не могу рассказать здесь весь свой опыт. Только основы. Читайте книги, пробуйте, занимайтесь.

Многие дети начинают говорить и без постороннего вмешательства. Тогда, когда приходит время. А некоторым детям нужна серьезная помощь.

Напоследок хочу сказать, что если у вас выявлены проблемы с развитием, а не только с речью... Не теряйте времени. Не ждите, что все само рассосется. Сначала просто начните сами заниматься с малышом. Это безопасно и не требует финансовых затрат.

Если задержка увеличивается — ищите дефектолога. Особенно, если вашему чаду исполняется 3 года.

А ведь можно сделать так, что ребенок простудными заболеваниями не будет болеть вообще, а инфекционные болезни будет переносить легко и без осложнений. Как? Ответ прост и сложен одновременно:

Обеспечить условия существования ребенка, максимально приближенные к естественным!

Это просто, потому что для этого не требуется никаких дополнительных затрат времени и материальных вложений.

А сложно потому, что требует решимости от родителей пересмотреть устоявшиеся догмы, касающиеся ухода за ребенком, и решить, что для них важнее, недовольство окружающих или здоровье своего малыша.

Прежде чем перечислить основные положения оптимальных условий существования ребенка, давайте определимся с терминами. А именно, что такое терморегуляция и иммунитет?

Что такое терморегуляция?

У новорожденного ребенка механизмы терморегуляции тела еще несовершенны, поэтому существует риск перегрева и переохлаждения.

Обмен веществ у малыша происходит очень интенсивно и сопровождается выработкой большого количества тепла. От этого лишнего тепла его организм избавляется двумя путями:
Через легкие. Ребенок вдыхает воздух с температурой, например, 18°С, а выдыхает 36,6°С. При этом, очевидно, некоторое количество тепла теряется. Чем выше температура окружающего воздуха, тем меньше потери тепла.
Через кожу. Образуется пот, который, испаряясь, охлаждает тело ребенка, но при этом теряются необходимые организму вода и соли. Приложите свою руку к голове малыша, и через несколько секунд она станет влажной от пота.

При нехватке жидкости в организме нарушается работа всех систем и органов. И внешние проявления этих нарушений - потница, опрелости, в носу корочки, затрудняющие дыхание, во рту белые пятна - молочница (густая слюна не выполняет своих антибактериальных функций) и т.д.

У детей обмен веществ протекает намного интенсивнее, чем у взрослых. А значит, за одно и то же время организм ребенка вырабатывает больше тепла, чем организм взрослого человека.

Когда взрослому человеку прохладно, ребенку нормально. Когда взрослому тепло, ребенку жарко.

Главный показатель затрат энергии организмом – это аппетит.

Если ребенок не хочет кушать, значит, не потратил энергию (на поддержание температуры тела и двигательную активность).

Нельзя уговаривать или заставлять ребенка кушать!

Кстати, когда дети болеют, то инстинктивно отказываются от пищи, таким образом, организм экономит энергию, которую направляет на борьбу с болезнью, а не на переваривание пищи.

Когда в комнате прохладно, организм здорового ребенка уменьшает потери тепла - сокращаются сосуды кожи, уменьшается объем циркулируемой в них крови и, следовательно, уменьшается теплоотдача, кожа малыша на ступнях и ручках становится прохладной, что говорит о нормальной терморегуляции.

Как «работает» иммунитет?

У человека в организме живут разные микробы (стрептококки, стафилококки, кишечная палочка и другие), размножение которых постоянно сдерживается иммунной системой. Живут они на поверхности кожи, на слизистых оболочках носоглотки и влагалища, в кишечнике, мирно сосуществуя с человеком и не причиняя ему никакого вреда.

Под действием переохлаждения микробы начинают размножаться и вызывают болезнь - от обычной простуды и кожных гнойников до дисбактериоза и воспалений.

Через некоторое время организм вырабатывает защитные антитела и болезнь отступает.

В другой раз, если человек переохладится, и микробы снова начнут размножаться, то выработанные в прошлый раз антитела подавляют их размножение, и болезнь, либо не начнется, либо будет протекать значительно легче.

Со временем количество антител к тому или иному возбудителю болезни уменьшается.

Новорожденный малыш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды.

А стабильность этих условий (высокая температура воздуха, теплая вода, стерильная окружающая среда) приводит к тому, что механизмы адаптации ослабевают за ненадобностью.

Поэтому с младенцем дело обстоит намного проще, чем с подросшим ребенком. Надо всего лишь так организовать уход за малышом, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. И не надо никаких специальных мер по закаливанию! Не придется обливать ребенка холодной водой, ходить по снегу босиком, обтираться и купаться в проруби.

Закаливание - система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды (Большая советская энциклопедия).

Суть закаливания состоит в том, что систематически и понемногу активизируя собственных микробов мы, в результате, доводим иммунитет до такого уровня, что холод уже не может вызвать заболевание.

Почему ослабевает иммунитет?

Главная причина ослабления иммунитета - психосоматическая, то есть иммунитет ослабевает в результате психического дисбаланса в организме, вызванного переживаниями, внутренними запретами, чувством вины, страхами и т.д.

Итак, какие же условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?..

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок не болел?

1. Доброжелательная обстановка в семье.

Дети по своей природе эгоцентричны, то есть все, что происходит вокруг них, они воспринимают на свой счет, считая себя причиной всех неприятностей (развод родителей, смерть любимой собаки, скандалы в семье, переезд на новое место жительства, расставание с матерью, проблемы в детском саду или школе).

Понятно, что избежать стрессов невозможно. Но можно и нужно учиться их переживать без последствий для психики.

Для маленького ребенка - это сложная задача, необходима помощь и поддержка родителей. В чем она заключается?
Вы сами должны излучать спокойствие, уверенность в себе, оптимизм, тогда это состояние будет передаваться ребенку, помогая ему пережить стресс.
Не сдерживайте эмоции ребенка, загоняя их вглубь подсознания. Знаменитое родительское «Прекрати орать!», наказания за проявление гнева, раздражения, упрямства - это и есть примеры сдерживания эмоций ребенка. Сдержанная разрушающая энергия эмоций проявится в виде неврозов, комплексов, сниженного иммунитета и букета болезней. Лучше направьте энергию ребенка в мирное русло.

2. Прогулки на свежем воздухе.

Увеличивать время прогулки надо постепенно.
Свежий воздух необходим для правильной работы всех систем организма и особенно мозга.
Под действием ультрафиолетовых лучей в коже вырабатывается витамин D.
Свежий воздух очищает легкие от пыли и аллергенов, благодаря чему улучшается функционирование слизистой носа и верхних дыхательных путей.
Дополнительные затраты энергии во время прогулки (на поддержание температуры тела и двигательную активность) усиливают деятельность всех систем организма, в том числе сердечнососудистой и иммунной.
Контакт ребенка с разными факторами окружающей среды (дождь, ветер, мороз, жара) не дают угаснуть адаптационным механизмам организма и закаляют, если они уже угасли.
Прогулки способствуют профилактике близорукости. В помещении взгляд фокусируется только на близкорасположенных объектах, а на улице – еще и на далекорасположенных, что является отличной профилактикой близорукости.
Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.
3. Двигательная активность.

Поощряйте и стимулируйте двигательную активность ребенка.
Движение способствует физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Стимулирует деятельность всех жизненно важных систем организма, особенно сердечнососудистой и иммунной.
4. Достаточный минимум одежды.

Количество одежды на ребенке должно быть умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

Главное требование к детской одежде – возможность активно двигаться, крутить головой, бегать, самостоятельно вставать после падений, прыгать, лазить по спортивным снарядам.
5. Хождение босиком.

Имеется в виду хождение босиком в помещении, но в теплое время года можно побегать босиком по чистому песочку или травке. Что это дает?
Хождение босиком закаляет.
Стимуляция нервных окончаний, находящихся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов.
6. Чистая, прохладная детская комната.

Комнату, в которой ребенок проводит большую часть времени, необходимо ежедневно убирать от пыли и проветривать.

Температура воздуха не должна превышать 22°С. Оптимальная температура для ребенка, когда он не потеет и не мерзнет 18-20°С.
7. Купание в прохладной воде.

Имеется в виду купание без использования мыла.

Вода в ванне должна быть такой температуры, при которой ребенок активно двигается и чувствует себя комфортно, не плачет. Если ребенок неподвижно лежит в воде, значит, она для него слишком теплая.

Понижать температуру воды и продолжительность купания надо постепенно.

Для достижения положительного эффекта купаться надо каждый день.
8. Дополнительные меры.

Если адаптационные механизмы ребенка уже угасли, иммунитет снижен (ребенок часто простужается), то можно к вышеперечисленным принимать дополнительные меры (обливания, обтирания, гимнастика), позволяющие вернуть утраченное здоровье быстрее.
Главное, применять эти правила в комплексе, систематично, постепенно увеличивая интенсивность и продолжительность.

Если ребенок редко гуляет, дома ходит в носках и тапочках, бОльшую часть времени проводит в манеже, НО перед сном его иногда обливают холодной водой, то толку от этого не будет никакого.

Необходимо учитывать также наличие болезней и настроение ребенка.

Закаливающие процедуры должны доставлять вашему ребенку удовольствие. Если ему не нравится обливаться холодной водой - пусть ходит босиком. Если активным прогулкам предпочитает игры в комнате, - откройте окно. Всегда можно найти компромиссное решение.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Похожие публикации