Cочинение «Хозяева и жертвы «темного царства.


Домашнее здание к уроку

1. Собрать материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. Уметь дать устную характеристику.

Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Конечно же, антитеза обнаруживается в характерах Катерины и ее свекрови, но об этом мы побеседуем чуть позже. Контрастными оказываются также характеры Катерины и Тихона.

Тихон

Задание

Охарактеризуйте Тихона.

Ответ

Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает робкий протест.

Задание

Приведите доказательства из текста.

Ответ

Тихон появляется в пьесе со словами: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Д.I, явл. V. Стр. 231 (привести все слова Кабанова).

Вывод

Все человеческое задавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли, в нем мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители "темного царства". Они были бы совершенно спокойны, если бы сделали всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям "маменьки" Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" – уверяет он мать.

Его безропотность подчеркнута именем. Он не в силах по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Тем более не может он ей прийти на помощь.

Вопрос

Соответствует ли характер Тихона его фамилии Кабанов?

Ответ

Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Есть в нем и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался.

Задание

Приведите доказательства из текста

Д.V, явл.I, стр.275 (Я в Москву ездил…)

И только в финале этот зашибленный, но внутренне противоречивый человек поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Д.V, явл. VI, стр. 282–283, 284

Трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!", то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное гневное обвинение: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

Борис

В не меньшей степени характеру непокорной Катерины противостоит Борис. Невыносимая жизнь под гнетом Кабановой, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины к Борису.

Задание

Давайте охарактеризуем этого персонажа.

Ответ

Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный, к тому же благодаря своему облику, образованности, манерам, речи кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, и это вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство.

Вопрос

Любит ли Борис Катерину?

Ответ

Любит. Д.III, сцена I, явл.III, стр.2. Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261.

Д.III, сцена II, явл.III, стр.262–263 (прочитать по ролям).

Вопрос

Как вы думаете, действительно ли Катерина нашла родственную душу?

Ответ

Катерина горько обманулась в Борисе. Это безвольный человек, находящийся в рабской зависимости от своего дяди.

Вопрос

Проанализируйте его поведение во время прощания с Катериной.

Ответ

Д.V, явл. III, стр. 279.

Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: "Не застали бы нас здесь!" Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.

Вопрос

Как вы думаете, кто в пьесе выглядит душевно привлекательнее Борис или Тихон?

Ответ

Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется всем капризам Дикого. Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно подчиняет себя самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

Варвара

История трагической любви Катерины показана рядом с параллельно нарисованным «гуляньем» Варвары.

Вопрос

Что это за персонаж?

Ответ

Варвара по-гречески означает «грубая». Смела и решительна. Она не суеверна, не боится грозы в отличие от Катерины. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев.

Д.I, явл.VI–VII, стр.234, явл. X, стр.239.

Д.II, явл. II, стр. 243

Исключительно правдивой Катерине противостоит нравственная непритязательность Варвары. Воспитанная на лживой, показной морали, Варвара придерживается правила: "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Задание

Найдите страницы, посвященные свиданию Варвары и Кудряша. Проанализируйте поведение влюбленных.

Ответ

Д.III, явл.IV, Стр.265

С яркой поэтичностью, трепетной возвышенностью, эмоциональностью переживаний Катерины в сцене ночного свидания контрастирует слишком земная, монотонно-усталая, грубовато-эротичная, в чем-то неискренняя встреча Варвары и ее лихого приказчика Кудряша. Целуются они «холодно» и при этом многократно зевают.

Вопрос

Принадлежит ли Варвара к «темному царству»? Каковы ее взаимоотношения с его представителями?

Варвара приспособилась к законам «темного царства». По своему положению она не может открыто выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слова Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало".

Побег Варвары, о котором упоминает Тихон (с.277) противопоставлен финалу судьбы Катерины.

Кудряш

Задание

Дайте характеристику Кудряшу.

Ответ

Он вырос в обстановке Калинова. Как и другим калиновцам, ему непонятно восхищение Кулигина красотой природы. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города.

Вопрос

Как вы думаете, Кудряш жертва или хозяин жизни?

Ответ

Он хорошо знает нравы купеческой среды. (стр.227–228). Свободолюбив. Он не только осуждает деспотизм Дикого и Кабанихи, но и умеет постоять за себя. Как ни самодурствует Дикой, Кудряш отстоял для себя независимое положение. «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». (стр.224). Он скорее хозяин жизни, чем жертва.

Задание

Понаблюдайте за репликами Кудряша, когда он узнает о связи Катерины с Борисом.

Ответ

(Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261)

Вопрос

Как он относится к Варваре?

Ответ

Кудряш горячо и искренне любит Варвару: "Я за свою... да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!" (Д.III, сцена II, явл.II, стр. 259).

И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь.

Кулигин

Вопрос

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Ответ

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. (Вечный мотив горя от ума.)

Вопрос

С кем из персонажей можно соотнести Кулигина?

Ответ

С Катериной. Оба они обогащают лирическое начало пьесы. Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» «другую жизнь, с другими началами». (Добролюбов).

Вопрос

В чем разница в поступках Катерины и Кулигина?

Ответ

В отличие от непокорной Катерины, Кулигин – сторонник смягчения противоречий между хищниками и их жертвами, проповедник терпения и покорности.

Задание

Проиллюстрируйте эту мысль примерами из пьесы.

Ответ

В ответ на решительные меры против Дикого, предлагаемые Кудряшом, Кулигин возражает: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». А на рычание Дикого реагирует так: «Нечего делать, надо покориться!» Активного способа противостоять распоясавшимся самодурам он не видит.

В раскрытии характеров пьесы Островский применил принцип контраста. Таким образом ему удалось рельефно показать их сложность, оттенить существенные их особенности и столкнуть всех персонажей своей драмы.

Домашнее задание

Написать письмо о жизни в городе Калинове от лица Бориса (на уроке в качестве проверочной работы, закончить дома).

Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.

Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».

Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.

Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».

«Жертвы» Дикого и Кабанихи - Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.

Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.

Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.

Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.

Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…

Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.

Выстраивается цепочка: Катерина - жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.

Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»

Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.

Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини - результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.

Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" - одно из выдающихся произведений мировой литературы. Чичиков - центральный герой поэмы, вокруг него происходят все действия, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: "Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма". В этом произведении Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек явно выделяющийся из общей картины российской ж

Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые впечатления его богаты. Мир его - по преимуществу мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний. Дворянских гнезд заветные аллеи. Эти слова из стихотворения К. Бальмонта «Памяти Тургенева» как нельзя лучше передают настроение рассказа «Антоновские яблоки». Видимо, не случайно, что на страницах одного из первых своих рассказов, сама дата создания которого чрезвычайно символична, И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы. Именно в нем, по

А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его как представителя «чистого искусства» осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонич

ХОЗЯЕВА И
ЖЕРТВЫ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА”



Действие
драмы “Гроза” происходит в провинциальном
городе Калинове, расположенном на берегу
Волги. Жители Калинова живут той замкнутой
и чуждой общественных интересов жизнью,
какая характеризовала быт глухих
провинциальных городков в старые,
дореформенные времена (пьеса написана в 1859
г.). Они живут в полном неведении того, что
совершается на белом свете. Но за внешним
спокойствием жизни кроются суровые,
мрачные нравы. Центральными фигурами этого
“темного царства” невежества и произвола
являются в драме Дикой и Кабаниха.


Дикой -
купец-самодур. Он привык к беспрекословному
повиновению окружающих, которые идут на что
угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно
тяжело приходится домашним, которые,
спасаясь от его ярости, целыми днями
прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец
затравил Дикой своего племянника, Бориса,
зная, что тот находится от него в полной
материальной зависимости. Благодаря
деньгам он держит в своих руках всю
бесправную массу обывателей и издевается
над ними.


Сдерживает
свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит
ровню себе, в том числе и перед Кабанихой.
Деспотизм, необузданный произвол,
невежество, грубость - вот те черты “жестоких
нравов”, которые характеризуют образ
самодура Дикого, типичного представителя “темного
царства”.


Кабаниха
прежде всего ханжа. Она прикрывает и
оправдывает все свои действия идеалами
патриархальной, церковной, домостроевской
старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке
и не терпит ни в ком из окружающих
проявления “своей воли”. Деспотизм ее в
домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм
Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
жертвы изо дня в день, истязая их
хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
до полного развала. Она свела в могилу
Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный,
человек, потерял всякую способность думать
и жить самостоятельно.


Кабаниха,
наряду с Диким, является суровой
охранительницей устоев “темного царства”.


Центральным
в драме “Гроза” является образ Катерины.
Натура поэтически-мечтательная,
впечатлительная, с характером по
преимуществу “любящим, идеальным”, по
определению Добролюбова, Катерина обладает
в то же время пылкой и страстной душой. Она
борется между двумя чувствами: любовью к
Борису и сознанием “незаконности” этой
любви. Катерина способна не только на
смелые поступки, но и на полный разрыв с
опостылевшей ей средой и жизнью. После
родительского домашнего рая Катерина
попадает в обстановку, от которой веет
мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа
разбиваются о рабскую приниженность и
недалекость Тихона. Любовь к Борису стала
единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого
человека, переступая даже те понятия о
грехе и добродетели

,
которые были для нее священными. Внутренняя
чистота и правдивость не позволяют ей лгать
в любви, обманывать. Катерина не хочет и не
может таить своего “греха”. Она публично,
на городском бульваре, кается перед мужем и
кончает жизнь самоубийством, бросаясь в
воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть
и бессильный протест против “темного
царства”. По словам Добролюбова, в ее
трагическом конце “дан страшный вызов
самодурной силе...”

Светлым
лучом в “темном царстве” можно назвать и
Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка,
мечтающий о том, чтобы найти вечный
двигатель. Кулигин думает не о своей личной
выгоде, а о благоустройстве родного города,
о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт,
романтик, одинок в городе со своим
восторженным отношением к природе. Кулигин
и Катерина, каждый по-своему, освещают
тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.


К жертвам “темного
царства” в пьесе относятся Тихон и Борис.
Тихон с детства привык во всем повиноваться
своей матери. Единственное заветное
желание Тихона - это вырваться, хотя бы
ненадолго, из-под ее опеки, загулять так,
чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему
любит жену. Он от всей души жалеет ее и
желает облегчить ее тяжелое положение. Но
человек он не только безвольный, но и
ограниченный, простоватый. Душевный мир
Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический
момент ее жизни, он невольно становится
одним из виновников ее гибели.


Борис
искренно, по-настоящему любит Катерину,
готов пострадать за нее, облегчить ее муки.
Он единственный среди всех действительно
понимает Катерину, но у него недостает
решимости отстоять свою любовь, он не в
силах помочь ей. Так “темное царство”,
превратившее их в безвольных, забитых людей,
не способных бороться за свое счастье,


обрекло
обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей
пьесе Островский поставил один из
важнейших вопросов того времени -
освобождение женщины от семейного рабства,
ее раскрепощение.


Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые,

Дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые,

Мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.

Дикой - купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.

Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.

Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами

Патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в

Домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои

Жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит

До полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а

Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.

Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная,

Впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по

Определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой

Любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с

Опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина

Попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки

Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и

Недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.

Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе...”

Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.

К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.

Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится

Одним из виновников ее гибели.

Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени -

Освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Обличение «хозяев жизни» в пьесе Островского "Гроза".

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, - это только видимое, обманчивое спокойствие. За внешним спокойствием здесь кроются суровые, трагичные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит Кулигин.

В пьесе одна группа действующих лиц олицетворяет «хозяев жизни». Это Дикой и Кабаниха.

Дикой требует беспрекословного выполнения своих требований – повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Особенно тяжко приходится его домашним. Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся в чуланах и на чердаках. Вконец Дикой затравил своего племянника Бориса, зная что тот находится от него в полной материальной зависимости. Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодержавия проявляются у него в разговоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать 10 рублей на строительство солнечных часов. Дикой чувствует свою силу и власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его способов: «много у меня в год народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются.

Пасует дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Так на перевозе на Волге он не посмел связаться с проезжим гусаром, сдерживает он себя и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной «хозяйкой жизни», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и крикливой подчас. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» - утверждает Кулигин. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины. Как истинная блюстительница старины, Кабаниха Суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного праздника, принимает в доме нищих вроде Федюни. Но деспотизм ее в домашнем быте еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день истязая их хладнокровно, назойливо подтачивая. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому варвара, а Тихон потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Деспотизм, ханжество, невежество, самодурство, бездумная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким еще более страшной охранительницей устоев «темного царства».

Похожие публикации