Художественный труд в дет саду. Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Ручной художественный труд».

Внеурочная программа художественно-эстетического направления.

«Дети должны творить необычное,
А для этого понадобятся лишь
Простые материалы, инструменты
и собственные руки!»

Пояснительная записка

Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка сразличными материалам, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.

Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют:

Работа с бумагой, картоном – изготовление декоративных панно, объёмных и плоских предметов, сувениров;

Работа с тканью и нитками – изготовление сувениров, декоративная аппликация из ткани, деталей костюмов для игр;

Работа с природным материалом – изготовление мелких и крупных скульптур, объёмных предметов;

Работа с глиной и солёным тестом – создание декоративных панно, украшений, игрушек-сувениров;

Работа с бросовыми материалами – изготовление игрушек, сувениров, украшений из коробок, пластиковых бутылок,

Правильно организованный ручной труд даёт детям углубленные представления о качествах и возможностях материалов, стимулирует желание трудиться, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребёнка к последующему обучению в школе.

Труд – это важный элемент гармоничного развития дошкольников.

Методические рекомендации

Для развития у школьников творческого мастерства организована кружковая работа с детьми младшего и среднего школьного возраста «Ручной художественный труд», направленная на освоение школьниками методов и приёмов работы с разными материалами. Данная работа проводиться в совместной деятельности педагога с детьми 4 часа в неделю.

Цель: Создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта. Совершенствование умений и навыков в работе с разными материалами; повышение мастерства ; развитие творческого мастерства детей посредством художественного ручного труда из различных материалов.

Задачи:

1. Учить детей художественному ручному труду из различных материалов;

2. Развивать фантазию и воображение дошкольников;

3. Способствовать формированию положительных эмоций и стимулировать желание трудиться и овладевать особенностями мастерства.

4. Развивать мелкую моторику, вовлекая детей в творческий процесс, укрепление уверенности в своих силах.

5.Развивать умения и навыки творческой деятельности

6.Развивать устойчивую мотивацию к продуктивным видам деятельности

7.Развивать навыки взаимодействия со сверстниками, целеустремленность, умение работать в группах.

8.Ознакомление детей с различными технологиями ручного труда.
9.Обучение детей знаниям, умениям, навыкам по работе с различными материалами. 10.Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий. 11.Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия выполняемых работ. 12.Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 13.Создание условий для формирования и развития у детей культуры художественного творчества. 14.Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда
15.Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Формы работы:

    индивидуальная (каждый кружковец должен сделать свою поделку);

    групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

    коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

    демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

    «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    (устное изложение, беседа, рассказ.)

    наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    объяснительно – иллюстративный –воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию

    репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

    частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

    исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

    фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

    индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

    групповой – организация работы в группах.

    индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Среди приемов , используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

    активизация и индивидуализация занятий;

    игры и игровые ситуации;

    творческие работы и т.д.

Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов

по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.

Метод наблюдения и метод обследования позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.

Приемы работы кружковой деятельности :

    прием показа способов деятельности, совместной деятельности;

    объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение.

    игровые приемы.

    Создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей между различными видами искусств;

    Поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами ручного труда и изобразительного искусства;

    Создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного образа.

    1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

    2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

    4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Ожидаемые результаты работы:

1.Различать технологии ручного труда. 2.Уметь выполнять работы с использованием различных материалов. 3.Самостоятельно выполнять весь технологический процесс. 4.Овладеть знаниями, умениями, навыками по работе с различными материалами. 5.Владеть способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ. 6.Уметь проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. 7.Уважительного относиться к труду других людей, понимать значимости своего труда. 8.Уметь плодотворно общаться друг с другом и с педагогом. 9.Организовать выставки детского творчества, показать конкретные достижения кружковых занятий и отдельных учащихся, способствовать вовлечению в творческий процесс многих школьников. 10. Лучшие работы ребят ежегодно выставлять на выставках прикладного творчества.

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами ДПИ, национальной вышивки, с обычаями оформления интерьера, вызвать интерес к профессии вышивальщицы, дизайнера, мастера - ремесленника, художника-оформителя, воспитывать интерес к истокам народной культуры, стремление возродить забытые традиции, связанные с украшением интерьера помещения.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

К концу обучения в кружке «Ручной художественный труд» обучающиеся получат возможность:

В результате изучения программы ученик должен

    знать:

    • роль трудовой деятельности в жизни человека;

      влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

      правила безопасности труда и личной гигиены;

      виды стежков и швов;

      приёмы стилизации в лепке;

      правила и приёмы пришивания пуговиц;

      композиционную основу орнамента,

      правила сбора семян и приёмы хранения их в зимнее время с учётом природных особенностей;

      область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

      приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков;

      композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с материалом, формой и назначением художественного предмета);

      правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов.

    уметь:

    • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

      осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;

      изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;

      соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

      создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

      осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

      пришивать пуговицы, кнопки, крючки;

      выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

      использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;

      выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из глины;

      изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приёмов технологии;

      собирать семена и готовить их к зимнему хранению;

      выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к рассматриваемому произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске, очертаниях и форме предметов;

      правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

      в работе над рисунком соблюдать целостное восприятие предмета: намечать главные пропорции, строение предмета, уметь сравнивать рисунок с изображаемым предметом;

      разрабатывать эскиз изделий и выполнять изделие по эскизу на основе кубанских традиций;

      решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию в декоративной работе.

Литература:

Лутцева Е.А. Методическое пособие. Ступень к мастерству.М. «Вентана-Граф», 2005г
Евстратова Л.М. Цветы
Еременко Т.И. Забалуева Е.С. Художественная обработка материалов.
Журналы: Сделай сам
Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства
Романов К.М. Программа по предмету «Технология»
Симоненко В.Д. Технология
Тихонравова Н.И. Применение метода проектирования в изделиях.
Энциклопедия: Лоскутная техника

detkam . e - papa . ru / podelki

Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы

внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В.А.

Горского. – М. :Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн –образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век»Смоленск 2012 г.

Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание:дети!).

Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение,1990.

Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «АкадемияРазвития», 1997.

Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.

Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

Виды художественной обработки материалов:

Лепка

Совершенствовать умение в лепке разными способами. Ис пользовать в работе глину, тесто, пластилин. Комбиниро вать в работе пластилин и семена, различные печатки. Учить планировать технологическую цепочку выполнения работы.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).
Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, солёного теста).

Рисование

Учить рисовать орнамент, рисунок на поделке из глины и солёного теста с последующим нанесением красок: акварели, гуаши, нанесению параллельных линий в раз ном направлении при помощи расчески, рисовать тушью.Учить передавать особенности народных игрушек, росписей декоративно- прикладного искусства

Учить делить фон на части по линейке и «на глазок». Про должать учить комбинировать разные материалы в одной работе.

Аппликация

Учить использовать разные материалы: бумагу, ткань, кожу, мех, тополиный пух, перья, соломку.

Учить обрывать материалы разными способами: пальцами или прижав кончиком кисточки, от целого куска или от полоски, в один слой или многослойно, на белом или цветном фоне. Со вмещать в одной работе обрывную и резаную аппликацию.

Продолжать учить создавать образы при помощи объемной аппликации, наклеивая части поверхности в несколько слоев. Использовать элемент «кулечек» (елка).

Продолжать учить симметричной аппликации, используя прием складывания бумаги пополам и в несколько раз с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. Для большей реальности образа использовать способ подклейки бу маги другого цвета.

Учить геометрической, симметричной и асимметричной аппликации. Составлять и приклеивать узоры в круге. Исполь зовать традиционные народные орнаменты (тарелочка для котенка).

Продолжать учиться комбинировать, использовать фольгу. Наносить рисунок методом продавливания пустым стержнем (ваза).

Из ниток.

Учить укладывать на шаблон вазы элементы «шарики» и «колбаски», образуя узор. «Раскрашивать» оставшуюся поверх ность, с использованием приема «ломтик» (элемент «расписная посуда»). Учить составлять композицию из элементов «распис ная посуда», «фрукты», «ягоды» (натюрморт).

Из семян и крупы.

Учить заполнять пространство фона последовательно, нано ся клей, пластилин и приклеивая крупные и мелкие семена.

Работа с бумагой и картоном

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки - елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации;
знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Работа с разными видами клея. Поделки из разных видов бумаги – аппликации. Украшение предметов обихода из бумаги – квиллинг.(бумагокручением)

Работа с тканью и нитями

Учить создавать выразительный образ, используя полоски из несыпучей ткани.

Создавать композицию из длинных и коротких ниток. Комбинировать метод «полупомпон» и «помпон » в создании выразительного образа.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; приемы лоскутного шитья в технике «квилтинг», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта: изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе; панно из узорной тесьмы, пришивная и мягкая аппликация из ткани. Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.
Работа с лоскутами: куклы, салфетки, техника лоскутного шитья, игрушки на елку. Помпоны из ниток, создание аппликаций из ткани.

Конструирование из готовых форм (из коробок).

Учить внимательно рассматривать имеющийся материал, осо бенности его формы, дополняя различными деталями. Допол нять образ необходимыми деталями, чтобы сделать поделку бо лее выразительной.

Учить обклеивать готовую коробку полосками, чередуя попе речный и долевой рисунок (к

Использовать навыки, полученные на уроках для создания художественной композиции.

Работа с природными материалами.

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты - плетеным декором.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простейшего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народных мастеров.
Конструирование из природных материалов: праздничный букет из живых цветов, составленный на основе законов фитодизайна; игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.

Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.

Работа с бросовым материалом
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ручной художественный труд (природный и бросовый материал).

Превратить обычное занятие в артпедагогический процесс под силу творческому и профессиональному педагогу. Использование природного, “живого” материала вносит терапевтический элемент в творческий процесс.

Виды ручного художественного труда

Создание поделок - доступный и эстетичный вид детского творчества.

Создание картин - наиболее характерен для детей младшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.

Построение объемных моделей из подручного материала, с использованием пластилина, теста.

АппликацияВиды работы с бумагой:

Манипулирование с бумагой дает возможность прочувствовать ее тактильно-мышечно и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий. артпедагогика рисование лепка труд

Создании плоскостных картин.

Традиционная форма работы с аппликацией.

Создание объемных картин - под руководством и с помощью педагога

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Диапазон возможностей школьников при работе с техникой оригами широк.

Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

Ещё одно занимательное упражнение, которое нравится детям это моделирование образа букв с использованием подручного материала, что помогает лучше запомнить образы букв, коррегировать дисграфию.Данный приём используется для решения множества коррекционных задач, например для автоматизации поставленного звука в чистоговорках и скорговорках.

Музыкальная деятельность.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус).

Музыку на логопедических занятиях используют при выполнении физкультминуток, при проведении пальчиковых и артикуляционных гимнастик.

Эффективный коррекционный результат музыка даёт при автоматизации звуков. Это помогает ребёнку расслабиться и не заострять внимание на артикуляционном укладе, что способствует ускорению автоматизации коррегируемого звука, скорейшему переходу на бессознательных уровень, то есть к автоматизму.

Ещё одной важнейшей составляющей стороной речи является слоговая структура слова. Может быть не нарушен ни один звук, но если нарушена слоговая структура слова, то речь будет невнятна и непонятна для окружающих. Следовательно, речь перестаёт полноценно нести свою коммуникативную функцию. Поэтому логоритмические музыкальные занятия являются неотъемлемой и обязательной работы в специальных (коррекционных) классах. Это: пропевание, простукивание, протопывание, прохлопывание слова под определенный ритм с музыкальным сопровождением.

Виды музыкальной деятельности

Восприятие (слушание) музыки.

Использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.

Пение. Пение - наиболее близко и доступно детям.

Танцевально-двигательные деятельность.

Движения под музыку. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Игра на музыкальных инструментах

Известно о влиянии пения на здоровье человека. В медицине существует целое направление, занимающееся лечением различных заболеваний пением? вокалотерапия. Для коррекции нарушений речи используется арттерапия, в основе которой лежит работа с гласными буквами.

Гласные звуки очень важны, ведь они составляют основу каждого слова. От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота речи ребенка. К тому же систематические упражнения с гласными звуками исполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции, развитию фонематического слуха.

Правильное произношение гласных звуков и умение слышать и вслушиваться в эти звуки имеет огромное значение для коррекции звукопроизношения и оздоровления в целом. Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показывать руками и выполнять артикуляционные упражнения с артикуляционными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками: А? показать ладонь с широко расставленными напряженными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. О? указательный палец соединяется с большим, образуя кольцо, остальные выпрямлены. У? кисть сжата в кулак. Имитация очень маленького ротового отверстия. И? «улыбка». Большой палец и мизинец выставлены, тогда как остальные пальцы сжаты в кулак. Э? мягкие свободные руки показать ладошкой вверх. Имитация открытого, но не столь напряженного рта, как при звуке «А» Ы? указательный и большой пальцы левой руки образуют кольцо, остальные прямые плотно сжатые пальцы подняты вверх. Пальцы правой руки все плотно сжаты и подняты вверх.Весьма привлекательно, что использование гласных звуков не требует особого таланта или специальных способностей, этим даром обладают все.

Театрализованная деятельность.

Способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы обучающихся. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра. Школьник с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Любимые герои становятся образцами для подражания. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его настроение, способы общения со сверстниками.

Опосредуя с куклами или героями спектаклей взаимодействие с другими людьми, ученики постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Подражая своим героям, говорят правильно, эмоционально, выразительно. Важнейшим, на наш взгляд, моментом, является то, что при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра), новая роль является посредником, сглаживает травматизм ситуации коммуникации, что снижает уровень и частоту аффективных реакций.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображения, формирования образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом театрализованная деятельность является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у обучающихся с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Игровая деятельность.

Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра - это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

Детская игра обеспечивает ребенку безопасность, "психический простор" и "психическую свободу", необходимую для того, чтобы "могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы”. Л.С. Выготский

1. Игры с песком. Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.Это одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, является прекрасным стимулом для развития.

В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребенок представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.

Ребенок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку - ведь на песке ее легко исправить и добиться нужного результата, что создает для него комфортное психоэмоциональное состояние в процессе обучения.

Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти,мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связной речи.

Художественный труд как средство развития творческих способностей

и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей

с замедленным психическим развитием

Н.Ф.Владимирова

131 коррекционная школа Красносельского района, г.Санкт-Петербург

[email protected]

Нашу школу посещают дети, имеющие: значительное замедление темпа психического развития, нарушения восприятия, нарушения памяти, внимания, уровня мышления и другие психические отклонения. У некоторых из них не сформирован лексико-грамматический строй речи, многие имеют проблемы общения со сверстниками и взрослыми. В целом для такого типа детей характерен низкий уровень социально-бытовой адаптированности в обществе. Для наших учеников характерны: неусидчивость, быстрая утомляемость, обидчивость, гиперактивность у одних, застенчивость и медлительность у других, агрессивность и раздражительность у третьих. Коррекция психического развития и уровня социально-бытовой адаптации для таких детей имеет первостепенное значение, их подготовка к самостоятельной жизни требует ранней коррекции всех психофизических процессов. Чем раньше будет начата коррекционная работа с нашими детьми, так больше вероятность, что по окончанию школы подростки будут иметь правильную жизненную ориентацию.

Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал, что «в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке». Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, не раз отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то, как правило, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и особенно там, где имеется задержкамоторной стороны речи. Эффективным методом стимулирования речевого развития детей является тренировка мелкой моторики.

С другой стороны занятия с детьми кукольной театрализацией рассматривается психотерапевтами, педагогами и логопедами как эффективная форма психокоррекции детей. Так известные психологи И.Медведева и Т.Шишова используют методику драматической психоэлевации – комплексное воздействие на детей с различными отклонениями в психике с помощью разнообразных театральных приемов.

В своей работе с детьми с замедленным психическим развитием были объединены эти два метода: развитие мелкой моторики и метод драматической элевации. В результате был разработан новый эффективный метод коррекционной работы для детей раннего школьного возраста. Методической основой метода является занятия художественным трудом с кукольно-театрализованной направленностью. Занятия включают в себя уроки художественного труда и занятия на кружке декоративно-прикладного творчества с кукольно-театральной направленностью. Дети посещающие эти занятия, с любовью назвали наш кружок – «Пчелка», потому что мы по крупицам собираем, все то, что так не хватает детям, чего они не получили в раннем детстве, но что так необходимо для формирования из наших детей настоящих творческих личностей. Поэтому наш метод коррекционной работы был так и назван – метод «Пчелки».

Учителя, воспитатели, дефектологи-логопеды, психологи нашей школы работаю по специальным реабилитационным программам. Занятия художественным трудом дополнительно помогают откорректировать многие недостатки детей: застенчивость, неусидчивость, агрессивность. Занятия детей в нашем кружке всесторонне обогащают детей, знакомят с окружающим миром через образы, краски, звуки, оказывают благотворное влияние на развитие личности ребенка. Эффективность этих занятий возрастает еще и потому что на наших занятиях отсутствует элемент принуждения, что часто оказывает негативное влияние и снижает коррекционный эффект на обычных школьных занятиях.

Занятия художественным трудом проводятся во второй половине дня. Занятия организовываются в увлекательной и интересной для детей форме. Обязательным условием для эффективности коррекционных занятий является радостная и непринужденная атмосфера. В дополнение к урокам художественного труда проводятся занятия кружка декоративно-прикладного творчества «Пчелка». На кружке занимаются дети с 1-ого по 7-ой класс, желающие глубже познакомиться с любимым делом.

Основным принципом коррекционных занятий является постепенное, последовательное усложнение заданий по мере выработки у детей определенных навыков и умений. Важную роль в этой работе играет также индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его особенностей для правильной организации коррекционной работы. Обычно цикл занятий начинается с простейших заданий – обучения детей навыкам работы с иголкой, ниткой, ножницами. Сначала дети выполняют несложные задания – шитье игрушек из подушечек, изготовление различных сувениров. В процессе работы дети знакомятся с основными способами соединения деталей, подбору материалов по фактуре и цвету. При этом используются самые разные в основном бросовые материалы: цветная бумага, ткань, ленточки, веревочки, палочки, бутылочки, коробки, кусочки меха, кожи, картон, всевозможную фурнитуру и т.д.. Применяя эти материалы, дети попутно учатся быть бережливыми, изобретательными и находчивыми. Вторая жизнь вещей – это девиз нашей деятельности. Не выбрасывать, а превратить пластиковую бутылку или коробку из под кефира в удивительную куклу – это и основы экологического воспитания, и развитие творческих способностей, воображения и фантазии.

После того как дети освоят первоначальные несложные навыки, наступает интересная творческая работа над созданием кукол персонажей для заранее выбранного и адаптированного для наших детей спектакля. Сначала дети сами выбирают сказку для спектакля и понравившийся персонаж. Затем детьми делаются эскизы кукол, выкройки для их изготовления, конструирование и подбор материалов. Далее изготавливаются куклы – это может быть кукла- рукавичка, кукла с открывающимся ртом из коробки или пластиковой бутылки. Кукле придается характер, подбирается одежда. И вот наступает момент, когда кукла готова! Это не просто кукла, а живое создание, в которое вложена душа ребенка. Дети с нетерпением ждут этого момента. Ребенок счастлив, что может продемонстрировать свое создание. Так у детей развиваются эмоции, которых им не хватает, чувство гордости и удовлетворенности. Ребенку предоставляется возможность продемонстрировать всем свою куклу, показать маленький этюд или упражнение. Важную роль в развитии коммуникативных навыков детей играют речевые упражнения с куклами. Детям, например, дается задание произнести привычные слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушаете». В другом упражнении детям дается задание изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения: «Вот моя собака», «Дай мне тетрадь». Иногда детям предлагается прочитать небольшую сказку, изменяя голос, в зависимости от персонажа, говоря то за Красную шапочку, то за Волка. Дети учатся убедительно выражать испуг, сострадание, жалобу, просьбу и т.д.. Подобные упражнения очень полезны для детей, они развивают выразительность и культуру речи, обогащают эмоциональное восприятие детей. Эти упражнения учат детей не только правильно выражать свои мысли и эмоции, но лучше понимать окружающих, что очень важно для детей ЗПР.

После того как дети в достаточной мере освоят эти упражнения, можно приступать к коллективному созданию кукольного спектакля. Это довольно трудоемкий и кропотливый процесс. Пишется сценарий с учетом индивидуальных особенностей детей. Идет большая творческая работа по созданию декораций, доработке кукол, распределению ролей. При этом очень важно максимально приблизить некоторые особенности персонажа к индивидуальным проблемам актера-ребенка. Далее идут длительные репетиции, где дети учатся использовать художественно-образные средства: интонацию, жесты, позу, походку, выразительность речи. Каждую репетицию мы вместе с детьми анализируем, что получилось особенно хорошо, а что пока не очень и почему.

И вот, наконец, долгожданная премьера! Нарисованы и расклеены афиши. Сколько положительных эмоций получили маленькие актеры, сколько радости в глазах благодарных зрителей - малышей детского сада. У детей-актеров появляется огромное чувство гордости за проделанную работу и желание сотворить новый кукольный спектакль.

Так за четыре года были подготовлены и поставлены четыре кукольных спектакля: «Жадный гном», «Три поросенка», «Приключения друзей» и «Три медведя». За это время дети многому научились, стали более коммуникабельными и активными, сформировался и сплотился творческий коллектив, у детей расширился кругозор, значительно повысилась культура речи. По отзывам преподавателей у детей, занимающихся в нашем коллективе значительно повысилась успеваемость, улучшилось поведение, на уроках дети стали более спокойными, улучшились их адаптивные способности.

Закончить хочется стихотворением, которое родилось на нашем кружке «Пчелка» и очень точно выражает суть наших занятий и их задачи.

Сказочный город

Чудеса для людей из ненужных вещей,

Сотворим их своими руками.

Из коробки – слона, из бутылки-осла,

Из лоскутиков – гнома с усами.

В ход идут лоскутки, коробки,

Пробки, бусинки, крышки, флаконы…

Вот из этой такой кутерьмы-ерунды

Мы построили сказочный город.

В этом городе славном пчёлки живут.

Говорят, что у них много дела:

Нужно сказку создать, малышам показать,

Репетировать пьесу умело,

Приготовить подарки для мам и для пап,

Для знакомых, родных, для друзей дорогих

Для сотрудников и педагогов.

Пчёлки клеят и шьют, вырезают и ткут.

Позаботиться надо о многом.

Незнакомы им скука, безделье, тоска,

Ведь у них есть умелые руки,

А ещё доброта, а ещё красота,

Это их дорогие подруги.

Приглашаем всех вас в этот город, прийти,

Будут рады вам добрые пчёлы.

Вас научат они чудеса как творить.

Адрес: сто тридцать первая школа.

Литература

    Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь, Нижний Новгород, Из-во «Флокс», 1995

    Иванцова Л., Коржева О., Мир кукольного театра, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003

Ручной труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Столь Оксана Владимировна, воспитатель МАДОУ № 203"Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово
Данный материал будет интересен воспитателям,учителям начальных классов,педагогам дополнительного образования
Цель: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности
Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Вот уже насколько лет в своей работе в детском саду я уделяю особое место художественному ручному труду с детьми разного возраста.
Организовала и веду кружок «Сделай сам» с детьми старшего дошкольного возраста.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала – занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка.
Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных бумажных листов и обрезков в невиданных кукол, утят и других зверей.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения во время работы можно использовать фонозаписи известных музыкальных произведений.
Педагогические и гигиенические требования для трудовых занятий с дошкольниками
Перед началом выполнения задания педагог обязан напомнить о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
При работе с клеем целесообразно застелить стол клеенкой.
К обязательным моментам также относится повторение с детьми правил техники безопасности во время работы с ножницами – нельзя близко подносить ножницы к глазам и класть их на край стола, передавать их можно только концами вперед. По окончании работы дети должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
Перед каждым началом трудовых занятий проводить несколько специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. А также выполнять пальчиковые гимнастики в течении 2- 3 минут и после интенсивной трудовой работы.
Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и др
Содержание художественного труда дошкольников составляют
Работа с тканью, нитками
Работа с природным материалом
Работа с бумагой, картоном
Работа с бросовым и искусственным материалом
Работа с тестом, глиной
Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда:
функциональность изделия;
соответствие формы, цвета, пропорций;
фактура материала;
использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.
Рекомендации по ручному труду
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немало важно, воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
Не огорчаться при неудачах
Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы
Обязательно вернись к своей работе
Выбери форму попроще
Рассмотри и проанализируй свою работу
Обратись за помощью к взрослому
Что развивает ручной труд у детей
Развивают речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи
Повышает сенсорную чувствительность
Развивает воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
Синхронизирует работу обеих рук.
Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика).
Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Вывод:
Теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Презентация на тему: Организация работы с дошкольниками по ручному труду

МБОУ Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

Мясниковского района Ростовской области

«ИЗО и художественный труд»

при обучении учащихся

прикладным видам искусства.

Работа учителя ИЗО

Поповян Н.В.

2012/13 уч.г.

Использование метода проектов на уроках

«ИЗО и художественный труд» при обучении учащихся прикладным видам искусства


Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На мой взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.

В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. По моим наблюдениям, примерно до 10 лет дети рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. По моему мнению одной из причин послужило малое количество часов (1 час в неделю), содержание программ по изобразительному искусству, а также общая система традиционного обучения последних десятилетий. Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предмету не только среди родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что «ИЗО – несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, - а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»

Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - иногда для учеников не являются убедительными. Поэтому передо мной встал вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе увлекательным?

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и художественный труд».

Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках «ИЗО и художественный труд» развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку).
Дело всё в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. Необходимо у ребёнка своевременно развивать различные области рук, предплечья, пальцев, чтобы в семье не прозвучал приговор – «дисграфия» (нарушение так называемой письменной речи). Ученик может теоретически знать все правила правописания, но, когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает» связь между рукой и головным мозгом, «автоматическая грамотность» отказывает и появляется масса ошибок. Всего этого можно избежать, если ученик будет на уроках ИЗО выполнять работы различными материалами. Так, например, тонкая графическая работа карандашом или пером учит лучшей координации движений; лепка, развивает пальцы; а задания, выполняемые в живописных техниках , способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма, глубины способствует работа с такими материалами, как пластилин (или пластика), глина и бумага (бумагопластика). Работы в технике «Изонить» развивают моторику, логическое мышление. Дети с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

В любой учебной дисциплине после главного вопроса содержания обучения сразу же встаёт второй – какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей?


Реализация содержания художественного образования достигается использованием разнообразных методов и приемов. Приоритетно педагоги изобразительного искусства используют развивающие и проблемные методы обучения. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми 4-5 классов я чаще всего использую игровые. Игровые приемы на уроках позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи художественного обучения детей. О важности игры в художественном образовании детей ещё писал Леонардо да Винчи, который предлагал с детьми проводить игры для развития воображения и глазомера, а К.Д.Ушинских «во всех учебных заведениях ввел бы теоретических курс игры». Для детей игра – радость (положительный эмоциональный фон), увлечённость (положительная мотивация), ощущение посильности задания – даёт учащимся возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому для меня как учителя игра – это не только метод интенсификации процесса обучения, это прежде всего, эффективный прием раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного образования. От сформированности познавательной активности школьников зависит эффективность образования в целом. Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Основная цель художественного образования - это воспитание творческой, свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Качественное художественное образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нём механизмы самореализации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Принцип развивающего, деятельного характера образования предполагает отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного на переду готовых знаний.

Специфика образовательной области «ИЗО и художественный труд» позволяет успешно решать поставленные цели и развивать познавательную активность школьников. Особенно этому способствует, на мой взгляд, метод проектов.

В современной педагогике широко распространен метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он практически не используется.

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.


Чем же привлекателен метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:
*ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
*ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

На уроках «ИЗО и художественный труд» метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.


Цели и задачи

Ввнедрение в образовательный процесс метода проектного обучения, открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным плюсом применения метода является и то, что он способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.

Однако, как показывает практика, широкое использование эвристических и исследовательских методов обучения, имеющих развивающую направленность, в случае нарушения основных принципов построения учебного процесса может привести к снижению общеобразовательного уровня.

Следовательно, основной задачей педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо четко определить цель проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его выполнения, при которых учащиеся:

*самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

*учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

* приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;


*развивают у себя исследовательские умения;
*развивают системное мышление;
*проявлять индивидуальные творческие способности.
Говоря о развитии творческой личности ребёнка, нельзя забывать и о воспитании. Хорошо организованное воспитание должно подготовить школьника к трём главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются:
*трудолюбие;
*способность самостоятельно принимать решение;
* ответственность;
* коммуникабельность;
*изобретательность.
Используя метод проектов на уроках «ИЗО и художественный труд» учитель также решает поставленные задачи художественного образования. Если говорить сухим языком школьных программ, основными задачами предмета «ИЗО и художественный труд» являются:
*эстетическое, нравственное и трудовое воспитание;
*освоение и овладение элементарными практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
*освоение знаний о выразительных средствах живописи, графики, ДПИ, скульптуры, дизайна, архитектуры;
*развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, эстетического чувства и понимания прекрасного;
*воспитание интереса и любви к искус
Метод проектов как один из способов повышения
качества образования
В настоящее время Россия переживает переходный период. Это переход от индустриального к постиндустриальному, гуманистически-информационному обществу. Переход к новому связан с переломом политики старого. Главная цель нового постиндустриального общества – дать людям новый идеал, великую идею, разумную и реальную цель, ради которой стоит напрягать силы для себя и потомков.

Наиболее сложный элемент преобразований – человек, формирование новых поколений людей, готовых по уровню знаний, умения, трудовому напряжению и творческим навыкам к условиям будущего общества. Процесс этот сложный и длительный, но без преодоления функциональной неграмотности и профессиональной некомпетентности, без обретения желания творчески трудиться, постоянно обновлять и расширять накопленный багаж знаний и навыков невозможно найти свое место в сложных, наукоемких процессах формирования постиндустриального общества.

Сегодня как никогда важна ориентация подрастающего поколения на непрерывное образование как обязательное условие социализации и адаптации. Специалисту XXI века недостаточно получить образование единожды – он вынужден повышать квалификацию и даже переучиваться в течение жизни .

Для общества непрерывное образование – это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала. Для государства – фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий.

Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих школьнику раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.

Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».


В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:
*Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
*Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
*Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
*Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
*В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.

“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов , который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Что мы понимаем под методом проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
*определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
*выдвижение гипотез их решения;
*обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
*обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
*сбор, систематизация и анализ полученных данных;
*подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
*выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде всего знать, какие бывают проекты. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта (бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными).

Структурирование проектов.


Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:


1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым, творческим заданиям.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Если последовательность работы над проектом рассматривать как последовательность учебного процесса, то можно увидеть здесь те же элементы, что и в обычном блоке уроков. «Видно, что организационная структура «блока уроков» «метода проектов» близка к структуре цельноблочных технологий, но отличается от неё в лучшую сторону.

Структура проектного метода почти совпадает со структурой блока уроков Интегральной технологии обучения, что, собственно, и позволяет отнести «Метод проектов» к технологиям четвертого поколения. И совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний».(Гузеев В.В. «Образовательные технологии».- Журнал «Завуч» №3, 2004)


Использование метода проектов при обучении учащихся прикладным видам искусства.
Любую деятельность человека можно рассматривать как череду исполняемых проектов, разных по масштабу, ответственности и последствиям. Сюда можно отнести приготовление завтрака на скорую руку, продумывание своего вечернего костюма, защиту творческого проекта, расстановку мебели в комнате и т. д.

Проектирование является неотъемлемой частью любой профессиональной деятель-ности. Под методом проектов в художественном образовании понимается система обучения, при которой школьники приобретают знания умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – творческих проектов.

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.

В начальной школе (4 класс) и среднем звене (5-7 классах) основной задачей является формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «… на возможно лучшее выполнение вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности…Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной» (Гордеева Т.О. Мотивация достижения /Современная психология мотивации. М.:Смысл,2002) Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от неё во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения, из среднего звена в старшую школу.

Детский возраст «…является периодом развития, сензитивным для формирования и укрепления мотивации достижения успехов». Происходит конкретизация представления о способностях, осознаваемых «…как понятие и причина собственных успехов и неудач» (Носова Е.С. Психологические факторы становления мотивации достижения успехов. Кузбассиздат,2001). Ребёнок выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успехов может трансформироваться в мотив избежания неудач.

Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

* «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успехов: «… мотив «жажда успеха», психологический фактор, активность, цель, достижение успеха» (Жогина Н.Н. Гносеологическая функция надежды, Кузбассиздат,2002);

* возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.

Похожие публикации