Методика обследование детей с зпр. Диагностическая программа, разработанная для детей с диагнозом зпр

Задержка психического развития у детей может проявляться по-разному, но официальное заключение составляется специалистами только в возрасте 7-8 лет. Однако, заметить отставание в развитии и вовремя начать заниматься с ребенком можно и раньше.

Как диагностировать задержку психического развития у детей в разном возрасте:

9 -10 месяцев – Игра в прятки

В присутствии ребенка спрятать игрушку – малыш должен ее найти, т.к. в этом возрасте уже происходит формирование простых мыслительных навыков.

1-1,5 года – Подарок

У ребенка должен быть повышенный интерес к новым игрушкам, попытка их изучить. Малыш испытывает любопытство ко всему, что его окружает.

2-3 года – Простейшие конструкторы

Сейчас в продаже много самых разнообразных конструкторов, где необходимо собрать фигуры, подходящие друг к другу по отверстиям. Ребенок этого возраста должен легко справляться с этим заданием.

3-5 лет – Речевые навыки

Дети этого возраста с нормальным развитием с легкостью объясняют смысл таких простых понятий, как «дождь», «машина», «телефон», «подарок» и т.п.

5-6 лет – Логика и эмоциональность

Ребенок со здоровым развитием в этом возрасте знает цвета, он должен уметь считать, понимать, где один, а где пять. В этот период ребенок должен быть увлечен чем-то, иметь любимые занятия, быть общителен.

Общая характеристика детей с замедлением темпа развития

1. У ребенка с нарушением развития низкий уровень восприятия – оно замедленно и неточно.

2. Слуховое восприятие развито хуже зрительного.

3. Внимание у ребенка, страдающим синдромом ЗПР, кратковременно и поверхностно. Ребенок очень легко отвлекается или переключает внимание.

4. Сложности вызывают ситуации, требующие концентрации внимания и сосредоточения.

5. Детям с задержкой развития свойственна плохая память – частичное запоминание, преобладание зрительной и образной памяти над словесной.

6. Ребенку с замедленным развитием сложно анализировать, сравнивать и обобщать. Упорядочивать события, подводить итоги, формулировать выводы такие дети могут только при помощи взрослых.

7. Отсутствует потребность в частом общении с людьми – как с детьми, так и со взрослыми.

8. Детям с этим диагнозом свойственны отставание в становлении речи, низкая речевая активность или слишком медленная речь.

9. У детей с задержкой заметна ограниченность словаря, неполноценность понятий, поверхностное знание об элементарных вещах.

10. Детям с ЗПР свойственны общая неорганизованность, импульсивность, низкая активность во всех видах деятельности, отсутствие желания добиваться своей цели.

Не стоит забывать, что прежде, чем делать неутешительные выводы, ребенок должен пройти наблюдение у ряда специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии. Это детский психолог, логопед, дефектолог, психиатр, детский невролог и другие специалисты. Только после всестороннего обследования выносится заключение о наличии задержки психического развития.

Особенности психического развития детей с ЗПР На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения: n конституционального; n соматогенного; n психогенного; n церебрально-органического.

Внимание детей с задержкой психического развития n n n Психолого-педагогические исследования Л. И. Переслени, З. Тржесоглава, Г. И. Жаренкова, В. А. Пермякова, С, А. Домишкевич и др отмечают следующие особенности внимания: Неустойчивость внимания Сниженная концентрация Снижение объема внимания Сниженная избирательность внимания Сниженное распределение внимания «Прилипание внимания»

Ощущения и восприятие n При ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друга. n Страдает также и целостность восприятия. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Также, они затрудняются в достраивании целостного образа по какойлибо его части. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.

Память Непроизвольная память. У детей с ЗПР отмечаются определенные недостатки в развитии данной формы памяти. В частности, ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации. На продуктивность непроизвольного запоминания детей влияет характер материала и выполняемой с ним деятельности. (наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный) n

Память Произвольная память. Занимает ведущее место в структуре оптимального психического развития ребенка как основа для систематического обучения. Детьми лучше запоминается наглядный (неречевой) материал. Детям с ЗПР свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения. Без помощи взрослых им трудно удерживаться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции. n

Память Механическая память. Механическая память зависит от ряда факторов как биологического, так и психологического порядка: от выраженности психоорганического синдрома, от организации и объема предъявляемого материала, наличия у ребенка соответствующей заинтересованности в деятельности. n Недостатки механической памяти заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания; повышенная тормозимость следов побочными воздействиями; нарушения порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов; несколько более низкий (на 2 - 3 года) уровень продуктивности памяти; медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного возраста. n

Мышление n Уровень развития нагляднодейственного мышления у детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. В целом же развитие этого уровня мышления идет наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Мышление n n Анализ уровня развития наглядно-образного мышления, как более высокой его ступени, показывает неоднородные результаты. Среди детей дошкольного возраста есть такие (30 %), кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев (60%) детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети (10%), которые, использовав все попытки и всевозможную помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается. Словесно-логическое мышление - наивысший уровень мыслительного процесса, и здесь показатели успешности резко падают. И все же среди этих детей есть такие, у которых уровень развития этого вида мышления соответствует норме (15 %). Большая же часть детей (65%) справляется с заданием на 50 - 60%. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. На очень низком уровне развития находятся 20 % детей. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие.

Речь n Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи. Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексикограмматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляторного аппарата

К признакам своеобразной задержки речевого развития можно отнести процесс возрастного развития словообразования при ЗПР (Е. С. Слепович). Обычно процесс бурного словотворчества у нормально развивающихся детей заканчивается к старшему дошкольному возрасту. У детей с ЗПР этот процесс затягивается вплоть до конца начальной школы. Дети нечувствительны к нормам употребления языка, используют атипичные грамматические формы, имеющие характер неологизмов. В связи со сниженной познавательной активностью у детей с ЗПР отмечается бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире. n Речь

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социальнопсихологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой. Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования. n

Задачи психолого – педагогической диагностики детей с ЗПР 1. выявление качественных особенностей психического развития ребёнка; 2. выявление "уровня обученности", т. е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями; 3. определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой; 4. дифференциация сходных состояний на основе длительного динамического изучения особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка.

Требования к подбору методик n Первое требование: методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта. Следовательно, используемые методики должны позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). n Второе требование: требование связано с надежностью определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. n Третье немаловажное требование к набору диагностических методик определяется тем, что для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. Из этого вытекает необходимость того, что обследование не должно продолжаться более одного часа.

Методики диагностики познавательного развития детей с ЗПР 1. Диагностика мышления: А) Методика «Установление последовательности событий» . Цель: Изучение умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. n Б)Методика «Исключение лишнего» Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методики диагностики познавательного развития детей с ЗПР 2. Диагностика внимания: А) Методика "Проставь значки" Цель: исследование переключения и распределения внимания ребенка. n Б) Методика "Запомни и расставь точки" Цель: исследование объема внимания ребенка.

Методики диагностики познавательного развития детей с ЗПР 3. Диагностика восприятия: А) Методика «Разрезные картинки» Цель: исследование уровня развития целостного восприятия предметной картинки. n Б) Методика "Чего не хватает на этих рисунках? " Цель: исследование уровня восприятия

Методики диагностики познавательного развития детей с ЗПР 4. Диагностика памяти: А) Методика « 10 слов» Цель: исследование механической памяти n Б) Методика "Запомни рисунки" Цель: исследование объема кратковременной зрительной памяти. n

Список литературы: n n n 1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия» , 2002. - 480 с. 2. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. - Мн. : Нар. асвета, 1989. - 64 с. 3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебнометодическое пособие. -- М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) 4. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород. 1994. 228 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей научного центра здоровья РАМН за последние 7 лет количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10%. Число детей с отклонениями в развитии в России составило 36% от всего детского населения страны. Из них количество детей, посещающих ДОУ компенсирующего вида, увеличилось в два раза (со 152 тысяч детей до 385, 5 тысяч детей).

Специалисты выделяют особую категорию детей - не «больных» в полном понимании слова, а испытывающих потребность в особых образовательных услугах. Данная категория детей (ЗПР) нуждается в дифференцированной диагностике аномалии развития уже в раннем и дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными и эффективными оказывается коррекция и компенсация нарушений.

Проблема диагностики нарушений психического и познавательного развития детей дошкольного возраста отражена в трудах отечественных дефектологов Л.С. Выготский, А.Р. Лурии, А.А.Венгер, С. Д.Забрамная, С.Г. Шевченко. Накоплен определенный опыт по организации психолого - медико-педагогического консультирования детей младшего дошкольного возраста (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Н.Ю. Борякова, Н.А. Рычкова).

Вместе с тем, имеющие материалы не дают полные ответы на вопросы, как проводить обследования детей с комплексным дефектом, какой диагностический материал целесообразно использовать в работе с детьми ЗПР и как определить критерии оценки для выявления уровня развития ребенка. Следует отметить и тот факт, что во многих современных изданиях диагностического цикла имеет место перечисление отдельных тестов, заданий, которые не позволяют дать квалифицированную характеристику того или иного нарушения.

Таким образом, назрела необходимость в создании развернутого комплексно-диагностического модуля, являющегося первой ступенью единой системы коррекционной работы с детьми, имеющие сложные нарушения в развитии. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Она будет полезна для работников ДОУ, а также для студентов педагогических ВУЗов.

1. Общие признаки задержки психического развития

Существуют такие особенности детей с ЗПР, которые отмечаются большинством исследователей вне зависимости от их научной специализации и теоретических предпочтений. В нашей работе они обозначены как "общие признаки ЗПР" исключительно из соображений удобства.

Анатомо-физиологические проявления ЗПР

Первые симптомы ЗПР могут иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 3 лет (В.В.Ковалев,1979). Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте вследствие уже достаточной зрелости сомато-вегетативной системы.

Возрасту от 4 до 10 лет свойственен психомоторный уровень реагирования на вредности. Он включает преимущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Дети с ЗПР часто имеют малый рост и вес. По физическим особенностям напоминают детей более младшего возраста. В 40% случаев нет патологических знаков либо наблюдаются легкие неврологические нарушения.

Моторика в большинстве случаев достаточна. Движения координированные, ловкие, четкие. Дети хорошо выполняют движения в воображаемой игровой ситуации. Недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.

Особенности ВНИМАНИЯ детей с ЗПР

Внимание неустойчиво, с периодическими колебаниями и неравномерной работоспособностью. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. При сравнительном изучении устойчивости внимания в норме, при ЗПР и олигофрении (с помощью адаптированного варианта теста Ш.Н.Чхартишвили) оказалось, что у 69% детей с ЗПР младшего школьного возраста средний процент отвлечений больше, чем в норме. При олигофрении отмечается еще более высокая отвлекаемость по сравнению с нормой и ЗПР (Л.И.Переслени, 1984). Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа (Н.Ю.Борякова, 2000). С трудом планируют и выполняют сложные двигательные программы.

В 1987 году Американская психиатрическая Ассоциация определила критерии ранней диагностики нарушений внимания и гиперактивного поведения у детей по следующим основным признакам:

· излишняя двигательная активность: ребенок производит множество движений ногами, руками или вертится на месте;

· не может длительное время сидеть спокойно по инструкции взрослого;

· легко выводится из равновесия внешними стимулами;

· нетерпелив и легко возбудим в играх со сверстниками, особенно испытывает трудности в ожидании своей очереди в игре;

· часто начинает отвечать на вопросы, недослушав их до конца;

· с трудом подчиняется инструкции при отсутствии при этом негативизма;

· с трудом сохраняет внимание при выполнении игровых заданий;

· "не умеет " играть и говорить тихо;

· часто прерывает других или вторгается в игры других детей.

По мнению Л.И.Переслени, при обучении детей с ЗПР особое внимание следует уделять многократному повторению пройденного. Это может способствовать фиксации недостаточности процессов консолидации следов. В то же время нарушения избирательного внимания при ЗПР требуют использования разнообразных способов предъявления одной и той же информации. Важны любые методические приемы, привлекающие внимание к новой информации и повышающие его устойчивость. Большое значение приобретает увеличение общего количества информации, воспринятой ребенком в онтогенезе, особенно в сензитивный период, так как это способствует развитию корково-подкорково-корковых связей. Увеличение количества информации, поступающей через зрительный, слуховой и кожный анализаторы на ранних этапах развития, -- основа дифференцированного восприятия, более тонкого и быстрого распознавания реальных событий, более адекватного поведения (Л.И.Переслени, 1984)

Проявления ЗПР в познавательной сфере

Особенности ВОСПРИЯТИЯ

Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Нужно много времени для приема и переработки информации, особенно в сложных условиях: например, если то, что ребенку говорят (речевой раздражитель), имеет одновременно и смысловую и эмоциональную значимость. Л.И.Переслени изучала влияние иррелевантных воздействий на восприятие сенсорной информации детьми с нормальным уровнем развития, ЗПР и умственной отсталостью.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Сходные свойства предметов часто воспринимаются как одинаковые. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с изо деятельностью.

Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий. Труден пространственный анализ и синтез ситуации. Затруднено восприятие перевернутых изображений.

Особенности ПАМЯТИ

Память детей с ЗПР также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания (Н.Ю.Борякова, 2000).

Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ

Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное мышление ребенка с ЗПР приближено к норме, наглядно-образное ей уже не соответствует. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров эти дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Однако относительно простые узоры выполняют правильно (в отличие от УО), так как установление подобия и тождества между простыми формами не представляется трудным для детей с ЗПР. Успешность решения таких задач зависит не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного расположения. Некоторые затруднения вызывают задания, в которых отсутствует наглядный образец. Очевидно, не только опора на представление, но и само мысленное воссоздание образа заданного объекта составляют трудность для этих детей. Об этом же свидетельствуют исследования Т.В.Егоровой, показавшие, что успешность выполнения заданий по образцу зависит от того, соответствует ли образец складываемому изображению по размеру, обозначены ли на нем части, из которых он составляется. У 25% этих детей процесс решения наглядно-практических задач протекает как бессистемное и неупорядоченное манипулирование отдельными элементами складываемого объекта.

Они с трудом понимают логико-грамматические структуры, выражающие пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий на осознание этих отношений.

Таким образом, можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления: детям трудно вычленить составные части многоэлементной фигуры, установить особенности их расположения, они не учитывают малозаметные детали, затруднено синтезирование, т.е. мысленное объединение определенных свойств объекта. Анализ характеризуется непланомерностью, недостаточной тонкостью, односторонностью. Несформированность антиципирующего анализа обусловливает неумение предвидеть результаты своих действий. В связи с этим особые трудности вызывают задания на установление причинно-следственных связей и построение программы событий.

Варианты нарушений мышления:

1.При относительно высоком уровне развития наглядно-практического мышления отстает словесно-логическое.

2.Недоразвиты оба вида мышления.

3.Словесно-логическое приближается к норме, но крайне низок уровень развития наглядно-практического (встречается редко).

Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает специфику нарушений речи детей с ЗПР, которые преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Весь ход речевого развития (как спонтанного, так и корригируемого логопедическими мероприятиями) у детей с задержкой речи качественно отличается от речи детей при общем ее недоразвитии. Особенно это касается формирования лексико-грамматической системы языка.

На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля", дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, пассивный словарь резко преобладает над активным (у нормально развивающихся детей такое расхождение значительно меньше). Ограничен запас слов, которые обозначают и конкретизируют обобщенные понятия, раскрывают их во всей полноте и многообразии.В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет. К концу дошкольного возраста, когда у нормально развивающихся детей неологизмы наблюдаются довольно редко, у детей с ЗПР происходит "взрыв" словотворчества. При этом употребление неологизмов отличается рядом особенностей: в речи встречается несколько вариантов одного и того же слова, слово-неологизм определяется как правильное и др. (для сравнения, у умственно отсталых детей на протяжении всего дошкольного возраста не наблюдается периода детского словотворчества; отдельные неологизмы встречаются только в конце младшего школьного возраста). Особенности словообразования у детей с ЗПР обусловлены более поздним, чем в норме, формированием обобщенных словесных классов и ярко выраженными трудностями в их дифференциации. У умственно отсталых детей основные трудности приходятся на формирование обобщенных словесных классов (этот факт важен в плане дифференциальной диагностики ЗПР и УО).Понятия детей с ЗПР, формирующиеся стихийно, бедны по содержанию, зачастую неадекватно осмысливаются. Отсутствует иерархия понятий. Могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

При подходе к ребенку с речевой патологией всегда необходимо помнить, что, какими бы тяжелыми речевые нарушения ни были, они никогда не могут быть стационарными, полностью необратимыми, развитие речи продолжается при самых тяжелых формах ее недоразвития. Это связано с продолжающимся после рождения созреванием ЦНС ребенка и большими компенсаторными возможностями детского мозга. Однако в условиях выраженной патологии это продолжающееся речевое и психическое развитие может происходить аномально. Одной из важнейших задач коррекционных мероприятий является "управление" этим развитием, возможное "выравнивание" его.

При подходе к ребенку с общим недоразвитием речи необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Что является первичным механизмом в общем речевом недоразвитии?

2.Какова качественная характеристика недоразвития всех сторон речи?

3.Какие симптомы в речевой сфере являются связанными с недоразвитием речи, какие -- с компенсаторными приспособлениями ребенка к своей речевой недостаточности?

4.Какие сферы в речевой и психической деятельности у ребенка являются наиболее сохранными, с опорой на которые можно наиболее успешно проводить логопедические мероприятия?

5.Каковы дальнейшие пути речевого и психического развития данного ребенка?

Только после такого анализа может быть обоснован диагноз речевого нарушения.

При правильно организованной коррекционной работе дети с ЗПР демонстрируют скачок в развитии -- то, что сегодня они могут делать только с помощью педагога в условиях специального экспериментального обучения, завтра они начнут делать самостоятельно. Они способны закончить массовую школу, учиться в техникумах, в отдельных случаях -- в вузе.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

З.Тржесоглава в качестве ведущих характеристик дошкольников с ЗПР выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

М.Вагнерова указывает на большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания социальной роли и положения, на недостаточную дифференциацию лиц и вещей, на ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Особенности коммуникативного поведения детей с ЗПР

Опыт социальных и межличностных отношений ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Общение детей с ЗПР крайне бедно по содержанию и средствам как по линии взрослый -- ребенок, так и по линии ребенок -- ребенок. Например, в игровой деятельности это обнаруживается в трудностях вычленения, осмысления и моделирования межличностных отношений. В игровых отношениях преобладают деловые, почти не вычленяются внеситуативно-личностные контакты: моделируемые межличностные отношения конкретны, недостаточно эмоциональны, правила, регламентирующие их, носят жесткий характер, исключают какие-либо варианты. Часто требования сводятся к одному-двум, с полной потерей связи с теми межличностными отношениями, которые моделируют партнеры. Нормы и правила имеют конкретный характер, учитывают позицию только одной стороны. При этом процесс реализации правил не соотносится зачастую с логикой развертывания отношений. Отсутствует гибкость в применении правил. Вероятно, внешняя логика реальных действий значительно больше доступна дошкольникам с ЗПР, чем логика социальных отношений.

У этих детей снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства обнаружилась повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависели. Новый человек привлекает их внимание в значительно меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднений в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Вместе с тем соотношение разных видов контактов со взрослым характеризуется резким преобладанием деловых, которые часто представлены обращениями типа "Дай мне", "Я не хочу заниматься", "А меня заберет мама?" и т.д. В контакт со взрослым по собственной инициативе вступают редко. Крайне невелико количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности; относительно редко наблюдаются личностные контакты со взрослыми.

психический ребенок внимание

2. Методы психолого-педагогического исследования детей с ЗПР

Обследование детей, как правило, начинается с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (рисунков и т. п.).

При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели:

Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования . Волнение -- естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, неадекватность поведения.

Понимание инструкции и цели задания . Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

Характер деятельности . Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость, интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка.

Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

В диагностический комплекс можно включить следующие методики:

1. Исследование памяти

(а) «Хлопни как я»;

(б) «Запомни и повтори»;

(в) «Что пропало?».

2. Исследование мышление

(а) «Назови фигуры»;

(б) «Складывание разрезных фигурок»;

(в) «Классификация».

3. Исследование внимания

(а) «Громко - тихо»;

(б) «Покажи картинку»;

(в) «Найди такой же предмет»;

(г) «Дорисуй».

4. Исследование восприятия

(а) «Узнай и назови»;

(б) «Угадай, кто идет».

5. Исследование воображения

(а) «Дорисовывание фигур».

6. Исследование речи

(а) «Покажи»;

(б) «Покажи и назови»;

(в) «Расскажи»;

(г) «Составь рассказ по картинке».

Заключение

В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с 3 до 4 лет. Материалы взяты из разных источников.

Предлагаемый материал содержит описание известных психологических методик, апробированных в течение многих лет практической работы с детьми в психолого-медико-педагогических комиссиях, консультациях, диагностических центрах.

Этот материал может быть использован практическими психологами.

Выбор задания, с которого начинается обследование, зависит от индивидуальных особенностей детей. При заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих задержки в психическом развитии, в первую очередь важно учитывать не возрастные нормы, а качественные своеобразия, определяемые структурой дефекта.

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. // Коррекционная педагогика. - 2004. - №6.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М. Лабиринт - 1996.

4.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. - СПб.: Речь, 2004.

5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

6. Лалаева Р., Серябрякова Н. Формирование лексики у дошкольника с ОНР. -Спб., 2001.

7.Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. -СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС: 2006.

8.Нищева Н.В. Организация коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС: 2004.

9.Хватцев М. Недостатки речи у дошкольников. - М., 1958.

10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.

11. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2009

    Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Характеристика и варианты задержки психического развития (ЗПР) у детей. Особенности развития и коррекция эмоционально-волевой сферы подростков с ЗПР. Проявления синдрома психического инфантилизма, церебрастенического и психоорганического синдрома.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии как важная проблема современного общества. Феноменология, происхождение и классификация задержки психического развития у детей. Коррекционно-развивающая работа в специальной школе.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. Особенности познавательной активности у детей с задержкой психического развития. Занятия по ознакомлению детей с окружающим как средство развития познавательной активности.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Феномен внимания в психологии, особенности его развития в детском возрасте. Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, методы диагностики и изучения внимания у них. Анализ полученных результатов исследования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2013

    Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития. Принципы подготовки к обучению в школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. Разработка коррекционно-развивающей работы по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2012

    Задержка психического развития: основные характеристики. Ранняя диагностика отклонений в развитии. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и выявление особенностей нравственного развития детей с нарушениями интеллекта.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2014

    Сущность и формы задержки психического развития (ЗПР). Особенности психофизического состояния детей с ЗПР. Программа физической реабилитации для детей дошкольного возраста с ЗПР с учетом их соматических и психофизических особенностей и возможностей.

Задержка психического развития – это негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью ее созревания. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с ЗПР постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются.

Особенности детей с ЗПР

Диагностика ЗПР основывается на объективной оценке состояния эмоционально-волевой сферы, степени интеллектуального и межличностного развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев они не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д.

Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности они заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.
У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так среди учителей и взрослых. Они часто очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Полная диагностика всегда включает беседу с ребенком, тесты на восприятие, память, способность к анализу информации, а также оценивается уровень развития эмоционально-волевой сферы и способности к межличностному общению. Диагноз «ЗПР» всегда ставится только психолого-медико-педагогической комиссией.

Виды ЗПР

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения.

ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего.
При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне неорганизованны, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, тем не менее они тяжело переживают неудачи и низкие оценки.
Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, забитые, им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Как помочь ребенку с ЗПР?

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно.

Обязательная часть коррекции ЗПР – это медицинская помощь: прием лекарств по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Этим занимается детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арттерапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог.

Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника.

Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому не отчаиваться не нужно.

Этот диагноз ставится детям, как правило в школьном или дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с систематическим и целенаправленным обучением. Это вид задержки в психологическом развитии, которое требует коррекции. При своевременной диагностике и правильном лечении, поведении родителей с ребенком от этого заболевания можно избавиться полностью и преодолеть проблемы в развитии.

ЗПР - что это такое

Аббревиатура расшифровывается как задержка психического развития, по МКБ-10 имеет номер F80-F89. ЗПР у детей – это медленный тем совершенствования психический функций, к примеру, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, восприятия информации, памяти, что при водит к отставанию по общепринятым нормам в развитии для данного конкретного возраста.

Обнаруживается патология, как правило. в младшем школьном или дошкольном возрасте. Первые проявления ЗПР проявляются при тестировании, которое проводят перед поступлением в школу. К конкретным проявлениям относят нехватку знаний, ограниченность представлений, затрудненная интеллектуальная деятельность, незрелость мышление, преобладание чисто детский и игровых интересов. Причины появления патологии в каждом случае индивидуальны.

Симптомы и признаки

Дети с ЗПР в познавательной сфере испытывают незначительные проблемы, но они затрагиваются многие психические процессы, которые и формируют клиническую картину. К проявлениям ЗПР у детей относят следующие признаки:

  1. Специалисты характеризуют уровень восприятия у ребенка с ЗПР как замедленное, нет способности собрать целостный образ предмета. Часто страдает при заболевании слух, поэтому подача материала для детей с данным заболеванием должна обязательно сопровождаться картинками и наглядными примерами.
  2. Если ситуация требует устойчивости, концентрации внимания, то у ребенка возникают трудности, потому что любое внешнее воздействие отвлекает его.
  3. При диагнозе ЗПР наблюдается гиперактивность на фоне синдрома дефицита внимания. Запоминают дети информацию выборочно, со слабой избирательностью. Лучше работает наглядно-образный (зрительный) типа памяти, вербальный тип развит недостаточно.
  4. Отсутствует образное мышление. Дети используют абстрактно-логическое мышление только под руководство педагога.
  5. Малышу сложно сделать какое-то умозаключение, сравнивать вещи, обобщать понятия.
  6. Словарный запас ограниченный, речь характеризуется искажением звуков, пациенту сложно строить полноценные фразы, предложения.
  7. ЗПР в большинстве случаев сопровождается задержкой речевого развития, дисграфией, дислалией, дислексией.

Перед приемом в школу специалисты обязательно проводят тесты, которые проверяют уровень развития малыша. Если присутствует задержка психического развития у детей, то педагог обязательно это заметит. Крайне редко у малыша с ЗПР нет никаких признаков заболевания, в кругу сверстников никак не выделяется. Самостоятельно родители не должны начинать лечение, нужна обязательно консультация у доктора. К явным признакам ЗПР в дошкольном возрасте относят:

  • школьник совсем не может или с трудом одеться, покушать, умыться, застегнуть куртку, завязать шнурки, выполнять прочие ежедневные процедуры;
  • школьник не хочет участвовать в совместных играх, с опасной относится к одноклассникам, явно проявляет признаки замкнутости, не хочет общаться с коллективом;
  • любые его действия сопровождаются агрессией, нерешительностью;
  • ведет себя тревожно, боится постоянно даже самых простых ситуаций.

Отличия от умственной отсталости

Родители не всегда понимают разницу между этими двумя патологиями, но они существуют, и они очень ощутимые. Если врачи у малыша после 4 класса продолжают наблюдать все признаки ЗПР, то появляется подозрение на умственную отсталость или конституциональный инфантилизм. Основные различия этих патологий следующие:

  1. Умственная отсталость, интеллектуальное недоразвитие носят необратимый характер. При ЗПР ситуацию можно исправить, если начать своевременно лечение, при надлежащем уходе за пациентом.
  2. При ЗПР школьник может использовать ту помощь, которую ему предлагает специалист, переносит ее на новые задания. При умственной отсталости этого не происходит.
  3. Дети с ЗПР пытаются понять прочитанное, при УО такое желание отсутствует вообще.

Причины

Классификация ЗПР проводится согласно тем факторам, которые спровоцировали патологию. Один из возможных вариантов – локальные изменения в мозговых зонах, которые происходят еще на этапе внутриутробного развития. Причиной этому становятся болезни матери соматической, токсической, инфекционной формы. Такие же изменения происходит при асфиксии ребенка во время прохождения по родовым путям.

Еще одним важным фактором является генетика, которая по законам природу может наградить ребенка природной предрасположенностью к медленному созреванию мозговых систем. Часто патология носит неврологическую основу с признаками дистонии сосудов, гидроцефалией, сбою иннервации черепно-мозгового участка. На энцефалографии можно хорошо проследить все нарушения деятельности головного мозга, которые провоцируют замедленное развитие. К характерным проявлениям ЗПР у детей относится активность дельта-волн, полное затухание альфа-ритмов.

Эмоционально-психологические причины развиваются, если школьник с раннего возраста воспитывался в неприемлемых условиях. Межличностные, психоречевые и прочие проблемы возникают, если:

  • наблюдается эмоциональная, материнская депривация (безнадзорность);
  • отсутствие внимание со стороны педагогов, что привело к запущенности;
  • у малыша не было необходимых стимулов для нормального развития;
  • алкоголизм родителей, недостаток внимания со стороны родителей в раннем возрасте;
  • не было условий, чтобы овладеть простыми навыками;
  • равнодушное, безразличное отношение со стороны педагога, не учитывались индивидуальные особенности;
  • частые, регулярные скандалы в семье, ограничение контакта со сверстниками, нестабильность;
  • скудное, плохое питание, которое не обеспечило растущий организм всеми необходимыми витаминами, минералами.

Виды ЗПР

Данное заболевание делят на 4 группы. Каждый тип провоцируют определенные факторы, обладает своими особенностями незрелости эмоционального характера, нарушениями познавательной деятельности. Выделяют следующие виды патологии:

ЗПР конституционального происхождения

Для этого вида патологии присуща ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, она отстает на несколько ступеней по сравнению с другими детьми. Это называется психический инфантилизм, это не болезнь, его принято считать комплексом заостренных черт характера, черт поведения, которые могут ощутимо отражаться на повседневной деятельности ребенка. Больше страдает учебная, адаптационная способность малыша к новым ситуациям.

При таком типе ЗПР ребенок часто несамостоятелен, привязан к маме, без нее чувствует себя беспомощным, тяжело адаптируется к новым условиям. Характерной особенностью выступает повышенный фон настроение, проявление эмоций бурное, но настроение неустойчивое. Ближе к школьному возрасту малыш на первый план по-прежнему ставит игры, а в норме должна появится учебная мотивация.

Без посторонней помощи ребенку сложно принимать решения, что-либо выбрать, совершить любое другое волевое усилие. Детям с ЗПР могут вести себя весело и непосредственно, в глаза отставание в развитии не бросается, но по сравнению со сверстниками они всегда кажутся младше. Педагоги должны уделять больше внимания таким школьникам, учитывая индивидуальные особенности.

Соматогенное происхождение

В эту группу попадают часто болеющие, ослабленные дети. Хронические инфекции, длительные болезни, аллергии, пороки врожденного характера провоцируют задержку психического развития. Объясняется это тем, что под воздействием долгого течения заболевания, на фоне слабости организма у малыша страдает психическое состояние. Это не дает ему полноценно развиваться, что приводит к низкой познавательной активности, притуплению внимания, повышенной утомляемости. Эти факторы приводят к замедлению темпов формирования психики.

Этой же группе относятся и школьники из семей с гиперопекой. Слишком повышенное внимание к воспитанию ребенка приводит, когда буквально шагу не дают сделать без контроля, приводит к отсутствию развития самостоятельности, познанию окружающего мира, формирования полноценной личности. Гиперопека присуща семьям, где дети часто болеют, постоянная тревога, жалость к малышу, стремление максимально облегчить ему жизнь в итоге приводят к задержке психического развития.

ЗПР психогенного происхождения

В этом случае главная роль отводится социальной ситуации при развитии малыша. Неблагоприятная обстановка в семье, психические травмы, проблемное воспитание приводит к ЗПР. При наличии насилия, агрессии к крохе или членам семьи влечет за собой развитие определенных черт в характере вашего чада. Это становится часто причиной несамостоятельности, нерешительности, безынициативности, патологической застенчивости и боязливости.

Этот тип причины ЗПР отличается тем, что опека практически отсутствует, недостаточное внимание к воспитанию. Растет школьник в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Это приводит к отсутствие сформированного мнения о моральных и нормах поведения в обществе, малыш не может контролировать свое собственное поведение, не в состоянии отвечать за свои поступки, проявляется нехватка знаний об окружающем мире.

ЗПР - церебрально-органического происхождения

Самый распространенный тип патологии, имеет неблагоприятный прогноз развития по сравнению с вышеописанными видами. Основной развития болезни становится органические нарушения, к примеру, недостаточность нервной системы, которая развивается по следующим причинам:

  • родовая травма;
  • патологии беременности (резус-конфликт, травма, интоксикации, инфекции, токсикозы);
  • недоношенность;
  • нейроинфекции;
  • асфиксия.

Данный вид задержки психического развития сопровождается дополнительным симптомом – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Под этим понятия подразумевают комплекс легких отклонений в развитии, которые проявляются себя только в определённых случаях. Признаки сильно отличаются и могут появиться в разных областях психической деятельности малыша.

Осложнения и последствия

ЗПР отражается последовательно на личностном развитии больного в дальнейших жизненных ситуациях. Избежать значительных последствий можно только при своевременно принятых мерах по диагностированию отклонения, коррекции поведения, обучению существования индивидуума в социуме. Безразличие к задержке приводит только к усугублению имеющихся проблем, которые проявятся во время взросления.

Типичным осложнением становится замкнутость в себе, отстранение от сверстников, к ним начинают относится как к изгоям, что добавляет чувство неполноценности собственной личности, снижает самооценку. Совокупность всех факторов приводит к крайне сложной адаптации, невозможности общения с противоположным полом. Последствием становится снижение уровня познавания, усвоения новой информации, искажение речи и письма, сложность в поиске подходящей профессии, освоении простых рабочих приемов.

Для определения задержки развития необходимо провести всестороннее обследование крохи, которое проводит психолого-медико-педагогическая комиссия (сокращенно ПМПК). Диагноз ЗПР ставят по заключению логопеда, психолога, дефектолога, детского невролога, педиатра, психиатра. Специалист проводят сбор анамнеза, изучат его, анализируют условия жизни. Далее проводят нейропсихологическое тестирование, изучение медицинской документации вашего чада, диагностическое обследование речи.

Обязательной частью диагностики становится беседа с малышом на предмет изучения интеллектуальных процессов, эмоционально-волевых качеств. Эти сведения становятся основанием для определения уровня развития малыша. Члены ПМПК выносят заключение об отсутствии или наличии ЗПР, выдают рекомендации по дальнейшей организации воспитания, обучения вашего чада в условиях школы или других специальных образовательных учреждений. В качестве инструментальных методов может применяться:

Коррекция

Лечение ЗПР начинают сразу после появления первых симптомов заболевания. Ранняя диагностика важна для эффективной схему коррекции, который включает комплексный подход, используются следующие основные лечебные методы:

  1. Рефлексотерапия. Электрические импульсы посылаются на мозговые точки. Методика воздействия микротоков эффективно при отставании развития после церебрально-органического поражения.
  2. Логопедический массаж, эффективные методики развития памяти, тренировка памяти, занятия артикуляционной гимнастикой, повышение уровня мышления. Все эти лечебные мероприятия проводятся специалистами дефектолог и логопед.
  3. Медикаментозные лекарства назначают только после обследования у невролога. Самостоятельно использование строго противопоказано, оно может навредить вашему крохе.
  4. При социальных факторах требуется консультация у психолога. Хорошо помогает общение с дельфинами, животными, лошадьми. Благополучные пары могут помочь малышу развить уверенность в себе (без формирования завышенной самооценки), поддержка должна помочь в развитии личности.

Профилактика

В качестве профилактических мер выступает предупреждение отклонений в развитии малыша. Необходимо провести точное планирование беременности, предотвратить негативное воздействие любых внешних факторов в период формирования и роста плода. Будущая мама должна избегать любых заболеваний, инфекций, проводить профилактику от них в раннем возрасте крохи.

Одной из главных задач молодых родителей становится социальная сфера развития чада. Создайте положительные условия для развития крохи, благополучной атмосферы в семье. С младенческого возраста нужно развивать и заниматься ребенком. Для профилактики ЗПР нужно создать эмоционально-телесную связь крохи и родителей. Тогда дети чувствуют спокойствие и уверенность. Это будет способствовать правильному развитию, поможет адекватно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке.

Видео

Похожие публикации