Можно ли сажать в егорий день. Егорьев день — приметы и традиции Вешнего и Осеннего праздников

Народные традиции - выверенная веками мудрость. В сочетании с прогнозом погоды и сведениями, почерпнутыми из лунного календаря на май 2010 года, эти знания могут сослужить добрую службу всем тем, кто хочет получить хороший урожай на своем участке или добиться буйного цветения декоративных растений. Все надо делать вовремя! Читайте наши рекомендации на неделю с 5 по 11 мая.

По народному календарю 5 мая - День Луки. «Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук». Если в этот день ночью будет заморозок, то весна будет прохладной: сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов - на все лето, пока хлеб в поле стоит. Если утро ясное, можно сеять, если туман - с севом стоит повременить. Сев должен быть ранним, если луна в этот день молодая, так как ожидаются ранние осенние морозы; а если луна на ущербе, с севом можно не спешить - осень простоит теплая (в этом году на 5 мая пришлась фаза старения луны). В этот день принято высаживать на грядки лук-севок, однако советует воздержаться от посадок вплоть до 8 мая.

Зацветают дуб, липа. Считается, что полностью развернувшийся лист березы означает прогрев почвы до +7°С. Можно сажать картошку (5-10 мая). Начиная с 5 мая зацветает земляника. Этот же день считается началом недели, в течение которой рекомендуется высадка рассады сельдерея в грунт. С этого дня (с поправкой все же на фазы луны) разрешена посадка семян однолетних цветов в грунт.

Егорий Вешний (весенний Юрьев день) празднуется 6 мая. Егорий известен и как Святой Георгий. Это один из наиболее почитаемых святых русского народа. Георгий - покровитель землепашества и скотоводства, охранитель домашнего скота, покровитель диких зверей и особенно волков. Это праздник пастухов: с этого дня выгоняют стадо в поле. С Егория в деревнях начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмитрия (8 ноября). Народная мудрость вылилась в следующие сентенции: «Ясное утро на Юрия - ранний сев, ясный вечер - поздний». «Ранний горох сей до Георгия, поздний - после Георгия». Начиная с этого дня можно сеять свеклу, морковь.

В этот день полезно наблюдать за птицами. Если заметили прилет ласточек - ждите весенних гроз: «Ласточка прилетела, скоро гром загремит». Если кукушка кукует до Егория, то это к неурожаю и падежу скота. К кукушке особенно надо прислушиваться тем, кто хочет разбогатеть, и как только услышит первое «ку-ку», следует потрясти денежкой в кармане или же схватиться за кошелек: «Услышишь первый раз кукушку - хватайся за кошелек, чтобы весь год деньги водились».

8 мая - Марков день, прилет певчих птиц стаями. Полезно обойти «горницы» с крапивой, а ее настоем вымыть полы. Считалось, что Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю. Лунный календарь рекомендует приступить к посадке земляники и некоторых , а в саду в этот день деревья опрыскивают растительными настоями и отварами из чеснока, горчицы, тысячелистника - от вредителей и болезней.

Глафиру Горошницу празднуют 9 мая. В день Глафиры Горошницы заговаривали горох, чтобы уродился на славу, копали гряды в огороде и начинали раннюю посадку картофеля, если, как уже было раньше сказано, полностью развернулся лист березы. Фаза луны благоприятствует таким работам.

10 мая - ликование в честь Семена Ранопашца. В этот день всякие «твари нечистые» сон стряхивают с себя, выбираются на свет божий, принимают вид животных и птиц. В этот день в поле и в саду работают с оглядкой, живность не приваживают. С 10 мая рекомендован полив плодоносящих деревьев, если нет дождей. Прикапывают малину, внося под нее торфо-зольные смеси и немного суперфосфата. Высаживают на грядки сладкие сорта лука-севка. С 10 по 15 мая - последние сроки посева в грунт семян свеклы, моркови, петрушки, гороха, капусты кольраби, цветной капусты, репы.

11 мая - Максимов день. Теплый ветер приносит здоровье. На Максима больных начинают отпаивать березовым соком. Наблюдают за погодой: если ночь будет теплая и звездная - это к урожаю; ясный восход солнца - к ведренному лету. Считается, что теплый (южный) ветер в этот день приносит здоровье. Начинает колоситься озимая рожь. Зацветает примула. Для борьбы с мучнистой росой ягодники опрыскивают кусты 0,5%-ным раствором кальцинированной соды с мылом.

Егорий и Юрий - имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечалось два Егория: один холодный - 9 декабря, а другой голодный - 6 мая. И действительно, в это время пояса приходилось потуже затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем домашней скотины, к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле, на весеннюю траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями.

Сначала, по старому обычаю, на 6 мая делали «соченое молоко» - чтобы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животные, пившие это «молоко», считались больными и в общее стадо не брались. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята-подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, оставленной от вербной недели, и кричали: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья! Верба, хлест - бей до слез! Бери хворостинку, выгоняй скотинку!»

6 мая выгон проходил, как правило, на утренней зорьке. Ведь Юрьева роса, по уверениям людей сведущих, помогала животным стать на удивление тучными и здоровыми. В некоторых областях России к хвосту первой в стаде коровы привязывали зеленую ветку: сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала идущим вслед за ней богатый удой.

По старинному обычаю пастухов окатывали колодезной водой, «чтоб во все лето не дремали», а потом угощали их мирской яичницей. По вечерам в деревнях для «коровьих поводырей» устраивался настоящий праздник: накрывались столы, разыгрывались хороводы, пелись обрядовые песни, которые всегда оканчивались припевами о сохранении стад.

Но как бы ни был важен первый выгон скотины на пастбище, большинство примет, связанных с 6 мая, все же обращены к предстоящему лету и будущему урожаю: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом», то есть зима установится, будет хороший санный путь; «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку», «Сей рассаду на Егория, будет щей вдоволь», «На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - в грече недород», «На Юрья роса - будут добрые проса».

Впрочем, Юрьева роса ценилась и за иные качества. Раньше, например, выходили в Егорьев день крестьяне на засеянные поля служить молебен с водосвящением, окропляя нивы святой водой. После этого мужчины и женщины катались по полю, чтобы стать сильными и здоровыми, как «Юрьева роса»: «Юрьева роса - от сглазу, от семи недугов».

И еще одно любопытное предание связано в народном календаре с Юрьевым днем. В незапамятные времена крестьяне начинали производить торговые сделки и, по старому обычаю, нанимались в работники «с весеннего Юрия по Семен день или по Покров». Почему, спросите вы, именно этот временной отрезок выбирали? А дело в том, что жило в народе предание, будто есть в Лукоморье люди, которые 9 декабря умирают, а 6 мая оживают. Перед смертью они сносят свои товары в определенное место, где зимою соседи могли их брать за известную цену и без всякого обмана. С обманщиками и бессовестными покупателями рассчитывались весною, расправляясь с ними нещадно. Звались эти удивительные люди торговым народом, а как они точный учет покупок вели - никому неведомо.

В этот день была распространена традиция устраивать гуляния на улицах. Говорили, что в этот день наступает весна. Именно 6 мая считалось днем, когда пастухи, наконец, выгоняли стадо овец в поле. Говорили, что утренняя роса обладает целебной силой именно на Егория. Если ее собрать, то можно использовать целительную влагу для лечения болезней и снятия сглаза. Однако такую росу можно собрать только до восхода солнца.

В этот день ждали прилета ласточек, потому что они возвращались из теплых краев именно в это время. Также в этот день появлялись майские жуки.

В православной церкви 6 мая почитали память святого Егория и считали его покровителем полей. Именно поэтому, в этот день проводили большое количество обрядов для хорошего урожая в будущем. Священники также освящали поля водой и произносили молитву. Говорили: «Сей рассаду на Егория – будет овощей довольно».

Выгон скота 6 мая для крестьян был большим праздником. Животных подгоняли вербными веточками, которые были специально для этого заготовлены в вербное воскресенье. Также в поле ставили стол, на него – икону. После этого совершали молебен. Пастухов принято было кормить яичницей, одарять холстом, деньгами, чтобы они не спали и охраняли стадо.

Егорий также известен как Георгий Победоносец. Его считали покровителем полей и земных плодов, а потому и была распространена традиция освящать поля. Считалось, что Георгий защищает домашний скот, и крестьяне старались именно в день 6 мая помолиться святому, чтобы попросить его уберечь лошадей, коров, овец от болезней и мора. Существовала даже особая молитва, которая называлась скотопасом.

В народе говорили, что заботу о скоте следует доверить Егорию, который заключал договор с лешим, и последний не прикасался к домашним животным. Но существовали особые условия этого соглашения – например, нужно было принести лешему молока. Также была распространена традиция, согласно которой пастух произносил специальный заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Лешему необходимо было этот замок поднять и отпереть или оставить прежним – так он подтверждал или опровергал продление договора.

Святого Георгия часто воспринимали как хозяина всех лесных зверей. Верили, что именно Георгий разъезжает по селам на белом коне и дает приказы лесным животным. Кроме того, Георгия считали покровителем невест, и девицы молились ему о послании хороших женихов. Водили хороводы, но посиделки в это время уже не проводились. В некоторых селах могли проводить обряды, связанные с лошадьми, замечать приметы. Коней мыли, купали, кормили специальными печеньями в форме креста, выпеченными на Крещение.

Народные приметы на 6 мая

  1. Теплая погода на Егория – скоро лето наступит
  2. Нельзя ничего вязать 6 мая и даже просто держать в руках изделия из шерсти – волки всех овец в стаде перегрызут
  3. Нельзя кричать и ругаться в этот день – может убить грозой
  4. Сильный дождь на Егория – травы много вырастет
  5. Растущая луна, сильные ветер, который гонит тучи на пасмурном небе – такая погода сохранится еще достаточно долго
  6. Комары 6 мая в стаи сбиваются – жди потепления в ближайшее время
  7. Выступила роса на Егория – будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, на деревьях заметен иней – гречка уродится. Дождь предвещает, напротив, неурожай гречихи, но отличный рост хлеба
  8. Сильно разлились реки на Егория – примета к тому, что трава будет на Николин день (22 мая)
  9. Ясное, безветренное утро – ранние посевы будут удачными, и можно будет собрать богатый урожай. Если погода изначально была плохой, но в течение дня улучшилась – удачными будут поздние посевы
  10. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая – хлеб успеет созреть до первых морозов
  11. Дует южный ветер – будет богатый урожай. Северный ветер 6 мая предвещает ранние заморозки осенью
  12. Крупный лист на березе – год будет урожайным
  13. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет – урожай огурцов будет богатым

Май месяц в народе называют травень, светозарник, цветень . Про май много народных пословиц и поговорок: «Май холодный — год хлеборобный», «Холода в мае — польза для урожая», «В рубахе пахать — в шубе сеять», «Дождь в мае — жди урожая», «Май сырой — июнь сухой», «Май — под кустиком рай», «Майская травка голодного кормит», «Март с водой, апрель с травой, май с цветами».

1 мая — Козьма. Зацвела ольха, фиалка можно сеять гречиху, редис и морковь, укроп и петрушку. Если в начале мая тепло — в конце мая будет холодная погода, и наоборот. Примечалось, что непогода в этот день предсказывает холодную и голодную следующую зиму, а если погода хорошая, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Начало посевных работ.

2 мая Иоанн Ветхопещерник. В этот день на земле стелили холсты, просили весну, чтобы вырос хороший урожай. А еще этот день назывался соловьиным — запел соловей, весна пошла на убыль, наступает лето.

3 мая — Федор. Зацветает черемуха — будет тепло. Чем раньше черемуха зацветает, тем жарче будет летом.

4 мая — Прокл. Утро ясное — можно сеять, утро туманное — нужно подождать. Если луна убывающая в этот день — осень будет теплая.

5 мая – Лука. Если ночью подморозит, то будет сорок утренних морозов. На Луку высаживают лук на грядки и проговаривают: «Лук — от семи недуг».

6 мая — Егорьев (Юрьев) день, Егорий вешний. «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает». Праздник пастухов — выгоняют скот в поле. На егорьевской неделе прилетают ласточки. Большая роса и ясная погода в этот день — жди большого урожая огурцов, если мороз — хороший урожай овса и гречихи. На Егория мороз и через неделю повторится — летом будет тепло.

7 мая — Евсеев день. С этого дня бывает еще 12 холодных дней. Пришел Евсей — овес сей. «На Евсея землю согрело — не запаздывай с севом».

8 мая — Марк. Если в этот день видна на небе крутая радуга, то это к хорошей погоде, а если пологая — к ненастью. Если певчие птицы в т этот день прилетают стаями, то лето будет теплым. «Если на Марка ясный день — будет хороший урожай яровых». «На Марка небо ярко: бабам в избе жарко».

9 мая – Никольщина, Глафира горошница. В этот день говорили в старину: «Велика милость божья, коли на Николу дождь пойдет», «Пришел бы Никола, а тепло будет». С этого дня наступала пора посадки раннего картофеля и гороха.

10 мая — Семен-Ранопашец. «Семенов день весь год кормит». Если в этот день наблюдался ясный восход солнца, то быть лету ветреным.

11 мая — Максимов день, Максим березосок. На Максима больных поят березовым соком. Считается, что теплый южный ветер в этот день приносит здоровье.

12 мая — Девять мучеников. Этот день считается днем лечения. Считалось, что если в полдень выйти на дорогу и подставить лицо теплому ветру, то прибавится здоровья на целый год.

13 мая — Апостол Иаков. Если вечером поднимется теплый ветер и небо будет звездным, лето будет сухим и теплым, а урожай будет обильным. Если восход солнца безоблачный, ясный — к сухому и жаркому лето, если солнце в облаках — к дождливому лету.

14 мая — Еремей Запрягальник. Посевная в самом разгаре. Как говорили в старину «Самая ленивая соха — и та в поле» и советовали «Днем раньше посеешь — неделей раньше возьмешь», « Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея». Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пройдет по хорошей погоде. Если в этот день непогода, то зима будет холодная. Появилась забота — вырастить хороший урожай и сберечь его.

15 мая — Борис и Глеб — сеятели. «Борис и Глеб сеют хлеб». Соловьиный день — соловьи начинают петь основательно — весна пошла на убыль, а лето — на прибыль. Есть примета — если услышишь соловья раньше кукушки — хорошо проведешь лето.

16 мая — Мавра зеленые щи, Мавра молочница. «В зеленые щи крапиву ищи». С этого дня зацветает черемуха, наступают «черемуховые холода». Если черемуха обильно цветет — лето будет мокрое. А коровье молоко в мае питательно и особо целебно.

17 мая — Пелагея. В этот день рубили дерево на выделку ложек. Начинают распускаться листья на дубе, зацветают шиповник, вишни, яблони.

19 мая — Иов Горошник, Иов Огуречник, Ион росеник. Сажают огурцы и примечают: «Ясный день на Иона — к урожаю огурцов», «Если Ион-Горошник росы распустил — к урожаю овощей».

20 мая — Купальница. В этот день прогоняют лошадей по речной воде. С утра полные ведра воды греют на солнце, а в полдень обливаются теплой водой.

21 мая — Иван Богослов, Арсений Пшеничник. «На Ивана Богослова загоняй кобылу и паши под пшеницу». Если Арсеньев день с дождями — будет много грибов. Заканчивают посев огурцов.

22 мая — Никола Вешний, день святого Николая. «С Николы живи, не тужи». Начало настоящего крестьянского лета. «На Евдокию (14 марта) курочка водички напьется, на Николу корова травки наестся». Дождь в день Святого Николая — жди доброго урожая. На Николу начинают сажать картофель. Считалось, что, посаженный в этот день, он даст хороший урожай и будет обладать целебной силой.

23 мая — День Симона. День считается праздником земли. Заготовляют лечебные травы. В этот день не делают с землей — не пашут, не боронят, не копают.

24 мая — Мокий Мокрый. «Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее». Этот день считается предсказателем погоды на все лето — если восход багряный, а днем пойдет дождь — лето будет дождливое и грозовое.

25 мая — Епифан. В этот день примечают: «Если на Епифана утро в красном кафтане, то лето будет сухое, пожарное». Начинает цвести рябина.

26 мая — Лукерья Комарница. Считается днем появления комаров. «Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек». Наступают теплые ночи.

27 мая — Сидор. «На Сидора сиверко (северный ветер) и все лето таково», Если в этот день пасмурно — лето будет прохладное.

28 мая — Пахом Бокогрей, Пахомий травник. «Пришел Пахом — запахло теплом». «На Пахома тепло — все лето теплое». «На Пахомия Травника и пустырь зелен». Солнце начинает греть все сильнее.

29 мая — Федосьи-колосяница, Федор житник. Начинают колоситься хлеба. «Вёдро колосит хлеба».

30 мая — Исакий. В этот день по народным приметам змеиный праздник — «змеи идут поездом на змеиную свадьбу». Это означает, что земля уже совсем прогрелась.

31 мая — Федот овсяник. Заканчивают основные посевные работы. Этот день считается рубежом весны и лета. Наступление тепла.

Православной церковью установлено два праздника, посвященных памяти святого Георгия Победоносца. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием. В старину говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

Когда Егорьев день в 2019 году?

6 мая (23 апреля по старому стилю) отмечается Егорий Вешний (у него есть и другие названия – Конский праздник, День отмыкания земли, а также Егорий Голодный, поскольку в начале мая все продуктовые припасы у крестьян обычно заканчивались).

9 декабря (26 ноября по старому стилю) отмечается Егорий Осенний (другие названия – Егорий Зимний, Волчий Заступник, Егорий с мостом, Юрий холодный, Юрий Зимний, Юрьев день). Оба праздника почитались в народе.

Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. Также его считали своим покровителем многие русские князья. Изображение Георгия на коне с копьем в руке украшало герб Московского государства, вырезалось на княжеских печатях и чеканилось на монете, которая с того времени получила название «копейка».

К этому святому, в честь которого в нашей стране возведено множество храмов и которому посвящено множество икон, верующие обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений. Неудивительно, что за несколько веков на Егорьев день сложилось немало примет и обычаев.

Как принято отмечать Егорьев день?

В Егорьев день в православных храмах пройдут посвященные святому Георгию богослужения. Его жизнь окружена множеством легенд и преданий. Он родился в III веке в Лидде (Палестина) в семье богатых и благочестивых людей, воспитавших его в христианской вере.

Поступив на военную службу, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Однако когда Георгий объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В ночь перед смертью ему во сне явился Иисус Христос с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает рай. Святой Георгий прославился и своими земными делами, и посмертными чудесами. Его образ считается символом высочайшей воинской доблести.

Императорским военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, являвшимся высшей военной наградой Российской империи, награждали наиболее отличившихся воинов, которые проявили смелость и мужество в бою.

Кавалерами четырех степеней ордена были всего 4 человека, в том числе полководцы М. Кутузов и М. Барклай де Толли. В 1807 году был учрежден «солдатский Георгий», которым награждали представителей нижних чинов армии. В советские годы эта традиция была забыта, однако в 2000 году орден был восстановлен в соответствии с указом президента РФ.

Однако вопрос о том, когда отмечается Егорьев день, интересует не только военных, но и земледельцев. Ведь в народе этого святого также считают покровителем землепашцев, скота.

В прежние времена Егорий Вешний на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище. Священники читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Традиции, обычаи и приметы на Егорьев день

Расскажем о традициях празднования Егорьева дня. Крестьяне верили, что в это время святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует.

Люди обращались с просьбами к Георгию и святому Макарию в песнях:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого».

Согласно сложившемуся обычаю, хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым.

А если выгнать на рассвете на луг скотину веткой вербы, прикосновение которой должно было способствовать плодородию, то это пойдет на пользу животным. При этом приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Пастухам дарили подарки и кормили в поле яичницей. Первым куском каравая, который пекли к этому празднику, угощали пастухов, а оставшиеся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту. Хозяйки готовили к праздничному столу обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

С Егорьевым днем связано немало погодных примет. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок». По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Как и когда отмечается зимний Егорьев день?

В 1030 году Ярославом Мудрым после воинской победы был основан Юрьевский храм неподалеку от Новгорода, а в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. К дате его освящения был приурочен осенний праздник.

Тогда княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать по всей Руси праздник Георгия Победоносца, с которым по сей день связано множество примет и обычаев.

Во времена крепостного права были сложены поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла».

Они отражали разочарование, которое испытали крестьяне после выхода в период правления Бориса Годунова царского указа, запрещавшего им переходить от одного помещика к другому. В те времена появилось в нашем словаре и слово «объегорить», то есть «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».

С осенним (зимним) Егорьевым днем было связано множество обрядов, имевших магический характер. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков», которые могут нападать на скот. Говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал».

На Руси существовал обычай, согласно которому сельская молодежь собирала с каждого двора обрядовую выпечку в виде коней. Эти изделия относились в поле, где люди обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесенные «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу.

Чтобы защитить от волков и медведей домашних животных, их поили водой из проруби, в которую бросали несколько горящих угольков из печи.

Согласно обычаю, в этот день перед дальней дорогой необходимо было отслужить молебен о благополучном завершении пути. Также до Егория нужно было раздать все долги, иначе можно было прожить всю жизнь в должниках.

В народе говорили: «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего – травы». Также было принято в этот день «слушать» воду в колодце. Если она была спокойна, то ожидалась теплая зима, если же из колодца доносились какие-либо звуки, а по воде шла рябь, следовало ждать сильных морозов и лютых вьюг и буранов.

Егорьев день - праздник, обросший множество суеверий, примет и традиций. У славян таких дней в году два. Узнайте ниже, сколько раз в году, когда и как отмечается Юрьев, или Егорьев день.

Какого числа праздновать и сколько раз году

Существует несколько праздников «Егорьев день». У православных таких дней в году четыре, и все они посвящены памяти великомученика Георгия Победносца . В народе его издавна называют Егорием или Юрием.

Лубок «Егорий вешний». XIX век

6 мая празднуется Егорий Вешний. Это день памяти святого в православии, дата его смерти по жизнеописанию. У него немало народных названий - Юрьев день, конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно - Егорий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу.

9 декабря - Егорий Осенний. Праздник установлен в 11 веке и приурочен к освящению Георгиевской церкви в Киеве. Она впоследствии была разрушена в 30-х годах прошлого века. Святой Егорий считался небесным покровителем князя Ярослава Владимировича, который на момент строительства был киевским князем. Он же установил датой почитания святого 9 декабря.

С. Иванов. «Юрьев день». 1908

23 апреля - день почитания Святого Георгия в католицизме. В грузинской православной традиции он является одним из самых почитаемых святых как покровитель Грузии. Посвященный Георгию день здесь отмечается 23 ноября и 6 мая.

В православии праздниками являются только два посвященных святому дня. Это 6 мая и 9 декабря. С этими датами уже несколько веков связано немало традиций. Они же - основные календарные рубежи в жизни крестьян. На Егория Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы, а к Осеннему - завершаются.

Егорий Вешний - суть и традиции

На весенний Юрьев день «святой открывает землю», «приводит весну» - так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена язычества в это время отмечали праздник, посвященный Даждьбогу.

Егорьевской росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней - обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми у Бога ключами святой открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Впрочем, с помощью юрьевской росы в старину ведьмы наводили порчу на скот. Поэтому в некоторых регионах ее считали вредной для животных.

Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников - еще один обычай начала мая. После молебна каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства егорьевской росы.

Практически забытая традиция Егория Вешнего - ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки , за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник, или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на и некоторые другие праздники.

Святой Георгий считался покровителем невест, и в его праздник девушки молились о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений - чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Ильин день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Южные славяне обязательное блюдо - жареный на вертеле барашек. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой в форме креста.

Южные славяне приносили ягнят в жертву на Юрьев день, чтобы защитить животных от болезней, порчи и сглаза, хищников и нечистой силы. Его кровь собирали, не проливая на землю. Ей полагалось смазать лоб и губы детей, а также первые бороды мальчиков. Целью этого действия была защита от нечисти и болезни.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала - их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. Считалось большим грехом, если пастух не посетит церковную службу в праздник, посвященный его покровителю.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, приглашать священника для освящения полей. Существовала примета - если на Егория осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Закапывали также крестики и свечи, освященные в храме. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей - проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Егория Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от ведьм и нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки - плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Егорьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров - к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо - в этом году его вырастет много. Снег, град и иней - к хорошему урожаю гречки.

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась - урожайными будут поздние. Южный ветер - к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Егория Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру - ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет - рассчитывать на их урожай не стоит.

Егорий Осенний - традиции и суеверия

Осенний Егорьев день, или Юрий Холодный отмечается 9 декабря. Именно в эту дату, в представлении наших далеких предков, святой выпускает на волю волков. Ее же часто называли днем волчьей свадьбы. С этого момента хищники будут чаще нападать на скот и людей. Поэтому без молитвы Георгию Победоносцу о защите от диких животных не обходилось.

В представлении россиян, живших несколько веков назад, Святой Георгий весной едет верхом на лошади, зимой - на волке. Для того, чтобы задобрить его и лесных хищников, выпекали ритуальное печенье в виде коней, коров и других животных. Угощения закапывали в поле. Еще одни способ защиты домашних животных - напоить их водой из проруби, в которую бросили несколько горящих угольков из печи.

Медведи с 9 декабря переставали досаждать жителям деревень и ложились спать до весны. Холодает, замерзают реки - «Юрий мосты строит». В старину в этот день полагалось утеплить окна, двери и вход в погреб.

Зимний день памяти Георгия Победоносца был также праздником силы и мужества. Существовала традиция - парить слабых и хилых парней в бане и хлестать их дубовыми вениками. Дуб всегда служил символом силы, крепкого здоровья, мужской энергии. Считается, что после подобных процедур можно набраться сил. После бани мужчины смазывали тело волчьим жиром, чтобы перенять смелость хищного зверя.

Для крепостных крестьян Юрьев день имел особое значение. Это был единственный день в году, когда они могли сменить хозяина. Возможно, отсюда берет корни следующее суеверие - в зимний Юрьев день следует раздать все долги. Впрочем, это всегда стремились сделать до наступления Новогодних праздников , чтобы не жить в долг еще целый год. С Егория же начинается подготовка к ним.

С тех времен сохранилась примета - к нанятым 9 декабря работникам барин будет добр. Поэтому и считалось, что этот день лучше всего подходит для поиска работы, собеседования, а также первого рабочего дня. Поскольку многие крестьянские семьи в это время уходили искать лучшей жизни, Юрьев праздник считается одним из лучших дней для переезда. Но перед тем, как собираться в дальнюю дорогу, в старину заказывали молебен в церкви - чтобы не было на новом месте жизни худшей, чем на старом.

Крылатые фразы вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» или «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла» также были сложены во времена крепостного права. В 17 веке царский указ запретил крестьянам переходить от одного хозяина к другому. Большинство пословиц об этом дне приобрело оттенок разочарования.

Даже если погода не слишком способствовала, 9 декабря собирали лекарственные растения. В их числе - сосновая хвоя, ольха и омела. Считалось, что растения в этот день обладают более сильными целебными свойствами.

Погодные приметы на 9 декабря

Одна из традиций Егория Осеннего - слушать воду в колодцах . По шуму предсказывали погоду на зиму. Спокойная вода - к теплу, шумная - к лютым холодам. Сколько снега выпадет 9 декабря, столько и травы весной вырастет.

Сильный мороз на Юрия - к суровой зиме. Это же предсказывал волчий вой, услышанный в населенном пункте, а также ветер с севера. Иней 9 декабря предвещает хороший урожай в следующем году, особенно овса.

Метель 9 декабря предвещает хорошее роение пчел. Багряный рассвет - к сильному ветру, вьюге. Ветер - к бурану. Оттепель предсказывала, что зима будет богатой на теплые деньки. Это же обещает появление грачей.

В целом, Егорьев, или Юрьев день, отмечаемый дважды в году, служил не только днем памяти святого, но и календарным рубежом, границей между теплым и холодным временами года. На Вешний Егорий святой покровитель открывал землю, а народ, в свою очередь, начинал сельскохозяйственный сезон. Зимний Егорий же выпускал на волю голодных волков и лютые морозы. С этими днями связано множество суеверий, по большей части, аграрного характера.

Похожие публикации